Скачать на тему современные религии. Современные религии. Католичество – крупнейшее направление в христианстве

Скачать на тему современные религии. Современные религии. Католичество – крупнейшее направление в христианстве
Скачать на тему современные религии. Современные религии. Католичество – крупнейшее направление в христианстве

Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации 11 класс План урока 1. Религия как одна из форм культуры. 2. Роль религии в жизни общества. 3. Мировые религии. 4. Свобода совести. 5. Религиозные организации и объединения в РФ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

  • Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность
  • Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Религиозные представления

Религиозные представления

Религиозные настроения

Религиозные настроения

Религиозные действия

Религиозные действия

Религиозные организации и институты

Элементы религии

любовь к Богу, страх перед злыми духами…

мифы, легенды, сказания, Библия, Коран…

молитва, проповедь, таинство…

церковь, секта, монастырь…

Политеизм

Моноте-изм

Отличительные признаки религии

верования

ритуалы

Этос (нравственная позиция)

взгляд на мир

система символов

Вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира

МАГИЯ (колдовство)

УМИЛОСТИВИТЕЛЬ-НЫЙ КУЛЬТ

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ

ТОТЕМИЗМ

ФЕТИШИЗМ

поклонение рода, племени животному, растению, считавшемуся предком.

вера в сверхъестест-венные свойства особых предметов

вера в существование души, духов

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ

КОНФУЦИАНСТВО

СИНТОИЗМ

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

ХРИСТИАНСТВО

КАТОЛИЦИЗМ

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Православное христианство

Католическое христианство

Протестантизм

Признаки мировых религий

Огромное число последователей

ЭГАЛИТАРНОСТЬ – проповедь равенства всех людей, обращение к представителям всех социальных групп

Пропагандистская активность и прозелитизм – стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания

Космополитичность (выходят за пределы наций и государств)

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

  • Мировоззренческая
  • Регулятивная
  • Терапевтическая
  • Коммуникативная
  • Культуротрансли-рующая
  • Интегрирующая
  • Легитимизирующая
* Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. * Другие считают, что в мире остаётся множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях. Религия - один из способов найти ответы на философские вопросы:
  • "Есть ли душа?" ,
  • "Что лежит в основе поступков человека?",
  • "В чём разница между добром и злом?"
Роль религии в жизни общества
  • Принадлежность лю-дей к одной религиоз-ной вере, совместное отправление ими ре-лигиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религи-озная деятельность были мощным объеди-няющим фактором, способствовали наци-ональной консолида-ции.
  • Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечествен-ная война)
По данным справочника "Религиозные объединения Российской Федерации"

На долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян .

Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян . Религиозной жизнью приверженцев ислама руководит 43 духовных управления мусульман

в России действуют 113 буддийских общин (Калмыкия, Тыва, Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и др.)

Зарегистрированы в России организации и других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской -пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и др.

  • Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов.
  • Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения.
  • Свобода совести - более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.
Конституция Российской Федерации (статья 14) Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года
  • Государство представляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  • Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры.

Добровольное объедине-ние граждан, постоянно и на законных основа-ниях проживающих на территории нашей стра-ны, осуществляет свою деятельность без госу-дарственной регистра-ции

Религиозные объединения

РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕРКОВЬ

СЕКТА

Религиозные объеди-нения отделены от государства и равны перед законом

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов.

  • Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов.
  • Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации. В ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" указывает в качестве оснований для отказа противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству; несоответствие устава и других документов требованиям законодательства или недостоверность содержащихся сведений.
  • (1996 г. в Москве было возбуждено уголовное дело против отделения Аум Синрикё по обвинению в антиобщественной деятельности)
К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. * Это связано с теми соци-альными потрясениями, которое перенесло чело-вечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). * Люди уставшие от соци-альных катастроф ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. В современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих. Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

РЕЛИГИЯ. (план) 1.Понятие религии, ее особенности. 2.Причины возникновения религии. 3.Функции религии в современном обществе: А) компенсаторная (терапевтическая); Б) мировоззренческая; В) коммуникативная; Г) регулятивная; Д) интегрирующая; Е) культуротранслирующая. 4.Ранние формы религии: А) тотемизм; Б) фетишизм; В) анимизм. 5.Национально-государственные религии: А) иудаизм (Израиль); Б) индуизм (Индия). 6.Мировые религии: А) буддизм; Б) христианство (католицизм, православие, протестантизм); В) ислам (суннизм, шиизм). 7.Взаимосвязь религии с моралью и правом. 8.Свобода совести и вероисповедания. 9.Государство и религия. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. 1.Что такое религия. 2.Религиозные организации: А) церковь, Б) секты 3.Функции религии: А) мировоззренческая Б) воспитательная В) регулирующая Г) компенсаторная Д) коммуникативная 4.Виды религий: А) политеистические, монотеистические Б) архаические, национально-государственные, мировые 5.Особенности мировых религий 6.Свобода совести. РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ. 1.Религия и религиозная вера. 2.Особенности религиозной веры: А) убеждение в наличии сверхъестественных сил Б) переживания, чувства человека по отношению к Богу В) религиозные культы и обряды 3.Роль религии в жизни человека: А) регулирование поведения людей Б) воспитание человека В) формирование мировоззрения Г) оказание психологической помощи Д) избавление человека от одиночества Е) объединение людей для решения важных для общества задач. 4.Религиозные организации и объединения: А) церковь как организация последователей религиозного вероучения Б) секты и их особенности 5.Свобода совести, свобода вероисповедания 6 .Конституция РФ о свободе совести и вероисповедания: А) равноправие религий, отсутствие официальной, государственной религии Б) отделение церкви от государства В) гарантии верующим отправлять свой культ Г) отсутствие дискриминации по религиозному признаку.

В последнее время религиозная ситуация в современной России коренным образом стала изменяться. Наблюдаемое явление современная элита определяет как «возрождение духовности», либо как «мода на религию». Стало уже общим мнение, что движущей силой духовного возрождения современного общества должны стать традиционные религии: христианство, ислам, буддизм. За основу берётся суждение, что религия является фундаментом культуры народа. Но есть представители интеллигенции, которые задумываются о том, возможно ли в обществе, проникнутом религиозными настроениями, обеспечить свободу выбора: быть в лоне церкви или «исповедовать» атеистическое мировоззрение. Данный выбор является одним из важнейших элементов демократического общества. Мало того, утверждают, что в современном мире резко пошатнулась популярность атеистических идей, а в российском обществе атеизм и атеистов вообще более не существует и не стоит публично, привлекая средства массовой информации серьезно заниматься этим вопросом. В настоящей работе, мы не преследуем цель, выявить противоречия между современным богоборчеством и нигилизмом. На наш взгляд, более интересен другой вопрос: как атеизм, претендовавший на пересмотр этических норм, нравственных ценностей на протяжении многих исторических эпох, сумел проявить себя в художественной культуре.




1)Изучить историю возникновения и развития атеизма 2)Выявить основные принципы атеистического мировоззрения 3)Проследить влияние атеистического мировоззрения на художественные произведения различных исторических эпох 4)Раскрыть нравственную и гражданскую позицию авторов художественных произведений.




Атеизм (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений, культов и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Возник атеизм в глубокой древности как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. В раннем древнегреческом языке прилагательное θεος (от «без» + θεός «бог») означало «безбожный». В V веке до н. э. слово стало означать намеренное, активное безбожие и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник» вместо прежнего значения σεβής «нечестивый».


1) собственно атеизм, или, как ещё говорят, антитеизм отрицание существования Бога 2) отрицание существования потустороннего мира, сверхъестественных сил и существ, признание ложности оккультных наук и суеверий 3) неприятие морально-этической стороны религии, а также её эстетических представлений, религиозных ценностей и норм, религиозных традиций, которым противопоставляются гуманистические принципы человека как высшей ценности 4) отрицание авторитета церкви и священнослужителей (антиклерикализм)


Вопреки распространённому мнению, согласно которому религия изначально присуща человеческой природе, а атеизм представляет собой заблуждение, начавшееся лишь с эпохи Просвещения, первые сведения о неверующих относятся к древности. Упоминания о них содержатся уже в Библии ("Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"), а случаи просто скептического отношения к конкретным религиозным представлениям отмечены на заре человеческой истории, в Древнем Вавилоне и Египте. Древние Египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом древнего мира.


Тела исчезают, другие пребывают, так со времен предков! Цари, которые были до нас, покоятся в их пирамидах. Те же, которые строили гробницы, их мест погребения нет. Что сделалось с ними? Я слышал речи Имхотепа и Хардедефа, чьими словами говорят все. А что их места погребения? Их стены разрушены, их мест нет, как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они. Будь радостен, чтобы заставить забыть свое сердце, что тебя похоронят. Следуй своему сердцу, пока ты живешь! Возлагай мирру на голову свою, одевайся в тонкие полотна, умащайся чудесными, истинными мазями царей! Умножай удовольствия, которые ты имеешь, и не давай поникнуть своему сердцу. Следуй желанию его и благу своему! Совершай дела твои на земле по велению своего сердца и не печалься до того, как придет к тебе день оплакивания. Не слышит воплей тот, чье сердце успокоилось, оплакивания никого не спасают из подземного мира. Проводи день радостно, не унывай из-за этого. Ведь никто не уносит своего добра с собой. Ведь никто не вернулся, кто ушел.


Культура Древней Греции отражает значительный атеистический опыт, используемый в последующие эпохи. Атеистические представления древних греков наиболее ярко отразились в философии Что касается искусств в Древней Греции, то атеистические настроения древних греков отразились в трагедиях Эсхила «Прикованный Прометей», Еврипида «Беллерофонт», «Иона», «Электра» и в комедиях Аристофана «Птицы», «Богатство», «Лягушки».


С наступлением эпохи средневековья получает распространение расширенное понимание атеизма: безбожником объявляется вообще всякий еретик, свободомыслящий или приверженец нетрадиционной религии. В истории средневековья мы не найдем последовательно атеистических учений, отрицавших бытие Бога вообще; возможно, это тоже сыграло свою роль в изменении смысла понятия атеизм.









Новое время – эпоха торжества разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и разум или даже подчинить разум вере. Новое время отменяет авторитет религии, все подвергает критике, утверждает безграничность возможности рационального познания. Для нового времени характерен всеобъемлющий религиозный кризис. Речь идет не только о кризисе христианства, но вообще о дискредитации религиозного сознания. Это явление связано с бурным развитием науки. Казалось, она может ответить на любые вопросы и дать человеку все, что ему нужно. Зачем тогда Бог? Поэтому религию объявляли чем-то устаревшим, бесполезным, бездоказательным.




В 19 веке атеизм захватил всю интеллектуальную элиту. И тогда религия перешла к глухой защите и обороне. Атеизм получил известность под воздействием философов – рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии. В России развитие свободомыслия и атеизма связано с передовой русской мыслью XIX века. У истоков его стояли революционные демократы В.Г.Белинский, А.И Герцен, Н.Г. Чернышевский, которые связывали атеизм с задачами антикрепостнической борьбы.



Фридрих Ницше назвал «смерть Бога» важнейшим событием последних столетий. Решающее обстоятельство, лежащее в основе поиска смыслов и отчаяния в 20 веке заключается в утрате Бога. Бог – это бытие и добро. Все существует и имеет смысл через причастность к Нему. Исчезновение Бога делает и мир, и культуру, и человека сомнительными, иллюзорными. Объявление Бога призраком, а веры – вредным суеверием привело к распаду единства мира и возрастанию бессмысленности. Человек ощутил себя ненужным, одиноким, заброшенным».




После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции. Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства.


Советское искусство играло особо важную роль в преодолении религии, в частности, потому, что идейной основой советских писателей и художников является последовательное научное, атеистическое мировоззрение. Возможности искусства с точки зрения его влияния на массы огромны. Литература, кино, театр, живопись, направленные на развенчание религии, могут оказать гораздо большее влияние, чем десяток сухих и скучных брошюр или статей. С помощью искусства атеистические идеи могут пробить себе дорогу в те слои населения, до которых пока не доходят иные формы атеистической пропаганды.





Для современной России характерно увеличение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди творческой интеллигенции. Что касается атеизма, то он остается мировоззрением некоторой части населения России. Но при этом оказывается ложным представление о принципиальном различии ценностных ориентаций атеистов и верующих, следовательно, существующая между ними враждебность на самом деле беспочвенна. Многие современные атеисты понимают это и направляют свои усилия не на борьбу против религии, а на деятельность по обеспечению в нашей стране действительной свободы совести. Со стороны церкви, кстати, тоже иногда раздаются голоса в защиту атеизма, один из них принадлежит митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету. «Если атеисту, - говорил митрополит – его мировоззрение помогает стать нравственно выше и совершеннее, духовно расти, очищать свою совесть до состояния, когда она чутко реагирует на несправедливость и является неподкупным судьей, то это хорошо» Как вы считаете, актуально ли в современном обществе атеистическое мировоззрение? Как вы считаете, актуально ли в современном обществе атеистическое мировоззрение? Что значит атеизм для вас? Согласны ли вы с высказыванием богослова Андрея Кураева: «Сегодня атеист – крайне редко встречающееся существо, занесенное в красную книгу»? Согласны ли вы с высказыванием богослова Андрея Кураева: «Сегодня атеист – крайне редко встречающееся существо, занесенное в красную книгу»?





К большому удивлению мы обнаружили, что художественная культура на протяжении всей истории человечества имеет очень редкие проявления атеистического мировоззрения. Атеисты чаще всего для пропаганды своего учения используют произведения, в которых на наш взгляд отражается лишь критика негативных моментов в истории религии и церкви, а художники, создававшие данные произведения, являлись верующими людьми. Наиболее полно атеизм представлен в советском искусстве XX века. В это время в Советском Союзе коммунистическая партия в идеологии утверждала разрыв советского народа с религией, отрицая авторитет церкви и священнослужителей. Таким образом, религия, как и в прошлые эпохи, сохраняет за собой роль хранительницы культуры. Идеалы добра, справедливости, любви и согласия всегда были и остаются вечными темами мирового искусства.

«Мировые религии» - Архиепископ Кентерберийский – глава англиканской церкви. Религии мира. Коран – главная книга мусульман. Основателем буддийской религии был Сиддхартха Гаутама. Не прелюбодействуй. Мекка – центр паломничества мусульман. Будда Буддийский монах. Христианские заповеди. Проблемные задания: Голубая мечеть.

«Религия египтян» - Когда ты восходишь на востоке- вся земля торжествует. Религия у египтян зародилась еще в первобытные времена. Царство мертвых. бог солнца Ра – один из главных богов Египта. Храм – жилище богов. Хвалебные песни египтян Нилу. Анубис- бог смерти Маат – богиня правды Мумия Саркофаг. Исида и Гор. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

«Культура и религия» - Конфуцианство. Политеизм. Индуизм. Мечеть. Ступа в Сарнатхе. Пагода Чайттийо. Христианство. Международный символ Мира и символы 12-и мировых религий.jpg. Икона «Распятие с предстоящими». Бахаи. Символ Мира и религиозные культуры. Библия. Коран – священная книга. Сикхизм. Джайнизм. Православие. Статуя Будды.

«История религии» - Кришнаиты. Тема 15. Тема 11. Главный даосский трактат «Дао дэ цзин». История ислама и специфика исламской культуры. Магия применялась тогда, когда была опасность для жизни. Тотемизм – еще один типичный прием «религий человека». Петра в Риме. Православие – славянский эквивалент ортодоксии (греч. «правильное знание»).

«Курс истории религии» - Результаты экспериментальной деятельности в рамках ГЭП. Программа курса «Основы православной культуры» 1-4 кл. Видеоуроки «Православная культура». Разработки уроков. Религиоведческие курсы интегрируются с гуманитарными предметами. Схема мониторинга детей и родителей по вопросам изучения православной культуры.

«Вера и религия» - Право самостоятельно выбирать религию. Мнения. Церковь. Роль религии в жизни общества. Relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. парсизм (Иран). Функции религии. даосизм (Китай). Конституция РФ. Мировые религии.

Тема 1 Религия как предмет религиоведения и как социальный институт Учебные вопросы: 1. Современная религиозная обстановка в мире и России. 2. История возникновения, предмет, методы, цели и задачи религиоведения. 3. Понятие религии как явления в обществе.






ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %) «Попытки составить представления о боге с позиции разума есть «похоть любознательности». Бога можно постигнуть только верой. Верую, потому что нелепо.» (Тертуллиан, Христианский богослов) 3


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РОСТ ЧИСЛА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В МИРЕ (млн. чел.) Считается, что «талантом» религиозного восприятия мира обладает не более 15% людей, остальные 85% могут верить и приобщаются к религии, ходят в церковь, потому что так принято 4


СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %) 5 Каждый пятый россиянин считает себя верующим человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят, что в мире есть высшие силы. Среди неверующих убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10% охарактеризовали себя как «скорее неверующие». (ВЦИОМ, 2006)




РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религиоведение - это гуманитарная дисциплина, изучающая сущность религии, исторические этапы ее развития и современное состояние Выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества Характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм Анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего Определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества Анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии Предмет религиоведения - закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством Строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета Толерантность, терпимость, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений Рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры человечества Недопустимость воспитания обучаемых в духе какой-либо веры Свобода совести (т.е. свободное вероисповедание и свобода атеистических учений) 6


Философия религии Это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая в себя ответы на вопросы: Что такое человек? Что есть внешний мир? Что я должен делать? Во втором значении, философия религии - это теоретическое осмысление религиозного феномена с помощью философских методов познания. Феноменология религии Объектом служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиозности. Во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотносительные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как следствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертвоприношения, понятие греха и искупления. История религии Исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фактов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию религиозных процессов. Психология религии Изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также процессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общественной жизни, воздействия религиозных практик на психику. Социология религии Исследует функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения религии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная подсистема. 7


ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ (от лат. церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), в связи с этим, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, они имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от греч. защитительный). Рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное. (от гр. - явление, данность) Подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему. «Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на иллюзорные сверхъестественные объекты» (Научный атеизм) 8




ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ» Философские Т.Гоббс: Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия). Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком. Психологические З.Фрейд: Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. К.Юнг: Религия - продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества. Культурологические Э.Тейлор: Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням. Богословские А.Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей». 9


СТРУКТУРА РЕЛИГИИ Религиозное сознаниеРелигиозная деятельностьРелигиозная организация Специфическая форма общественного сознания, включающая два уровня Представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды Религиозная психология: совокупность религиозных чувств, образов, разрозненных идей, хаотических видений, эмоций, настроений верующих Религиозная идеология: стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии Осуществляется в культовой и некультовой форме Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная: производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии. Практическая: религиозная пропаганда, миссионерство и т.п. Культ система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры Церковь - сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами Секта - оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся, господствующим религиозным направлениям Харизматический культ – разновидность секты, созданная на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности (харизмы) Деноминация – промежуточный тип, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющий в себе черты церкви и секты. «Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения» (В.Даль) 10


СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов. ОБРЯД Совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления ОчистительныеУмилостивительные погружение в воду обливание водой крещение жертвоприношениемолитва вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры Особые таинства поклонение святым, иконам и др. пост Круг годового богослужения Круг недельного богослужения Круг суточного богослужения - девять служб «Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский) 11


ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования, мироотношения Экзистенциальная Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором Интегрирующая Заключается в единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития Политическая Заключается в ее способности влиять на государственный строй Легитимизирующая Суть состоит в том, что для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения Регулирующая С помощью этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система Идеологическая Религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения Социальная Суть в том, что воздействия религии на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях могут привести к различным последствиям Под функциями религии понимается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей Воспитательная Побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей 12


ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает веру, особый взгляд на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединений верующих людей в особую организацию Вера во многих богов (язычество) Вера в единого Бога Отождествление Бога с природой 13


СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИ РЕЛИГИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ ДЕНОМИНАЦИИ христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и новые, образованные в XIX – XX вв. (бахаизм и др.) НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др. НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА: адвентисты седьмого дня, адвентисты- реформисты и др. 14




БУДДИЗМ возник в VI в. до н.э. в Индии ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в восточной части Римской империи ИСЛАМ возник в VII в. н.э. в Западной Аравии Хинаяна Ламаизм Махаяна Православие XI в. Католицизм XI в. Хариджизм Суннизм Шиизм Протестантизм XVI в. Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Индия, Бирма Китай, Корея, Япония Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия В православии существуют 15 автокефальных церквей. Существуют в Европе и Америке. На территории бывшего СССР распространен в Литве, на Украине, Белоруссии Исповедуется азербайджанцами, Персами и курдами из Туркмении и Бухары Исповедуют коренные национальности Средней Азии, Казахстана, некоторые народности РФ Исповедуют жители Омана, ОАЭ, Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и О-ва Занзибар в Танзании ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм 16


РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов) СОСТАВ РЕЛИГИИ, КАК ЯВЛЕНИЯ Система догматов, ведущая начало от мифологии данной религии Верховная сущность, наделенная высшим разумом Совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии Верование Бог Культ Церковь Норма Нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии Нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно- эмоциональных переживаниях веры человеком. (П.Сорокин) 17