Шамиль Хадулаев: «Наша задача – делать все возможное для ветеранов. Они это заслужили больше, чем кто-либо другой. Кто-либо другой

Шамиль Хадулаев: «Наша задача – делать все возможное для ветеранов. Они это заслужили больше, чем кто-либо другой. Кто-либо другой

Сегодня первое воскресенье после Пятидесятницы. Время сейчас исчисляется Неделями после Пятидесятницы, то есть жизнью вечной, к которой призвано приобщиться человечество. Первый праздник, первое воскресенье — Всех святых, великих, прославленных и никому неизвестных. Вся Церковь свята. Кто не свят, тот вне Церкви. Все святы святостью одного единого Святого — Господа нашего Иисуса Христа.

Прославляя сегодня всех святых, взирая на славу, которой сподобил их Христос, мы молимся, чтобы их заступничеством Господь сподобил и нас достойно пройти земной путь. Сколько бы нам ни осталось жить на земле, какие бы испытания ни посылались нам, будем молиться, чтобы Господь помог нам предстательством Божией Матери и всех святых. Много может молитва праведного, споспешествуемая Господом (Иак. 5, 16). Святые рядом с нами. Они принимают участие в нашей жизни.

В сегодняшнем Евангелии Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И далее Он говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34—35).

Родство по крови кажется нам самым дорогим. Но есть родство по Крови Христовой, по благодати Духа Святого. Поэтому все святые должны быть нам самыми родными. Как говорил в конце жизни преподобный Серафим Саровский: «Вот мои родные», — показывая на святых угодников Божиих.

Господь говорит о том разделении, которым совершается наше исповедание веры. Христос разделяет всех больше, чем кто-либо другой. Что это значит? Это значит, что когда мы узнаём Христа, то становимся либо на Его сторону, либо против Него. Господь посылает Своих учеников с проповедью мира, с благословением мира. Но Он говорит, что пришел принести на землю не мир, но меч. Этими словами Он говорит о гонении на Церковь, которое было всегда, сколько существует Церковь, и говорит о разделении, неизбежно открывающемся вследствие этого среди людей.

Когда Бог стоит перед нами в лице Господа Иисуса Христа, речь идет не просто о каком-то учении, исполненном самой высокой нравственности и самой глубокой мудрости. Речь идет о Господе Иисусе Христе, о Богочеловеке. Мы не можем принять какую-то часть этого учения, а другую часть отвергнуть. Мы либо принимаем всецело эту Личность, либо отвергаем Ее. И когда мы стоим перед Христом, всегда решаются самые главные вопросы нашей жизни, и ставка всегда предельно высока: вечная жизнь или вечная смерть.

Почему люди изгоняют Бога из своей жизни? Потому что у них есть другие боги, которые им дороже всего на свете, и потому что Бог мешает жить так, как им хочется. Путь, который предлагает Христос, кажется им слишком требовательным. Христос, отдавая нам всего Себя в Своей всецелой любви, хочет, чтобы мы тоже отдали Ему всего себя. Поэтому святые — это те, кто исполнил заповедь о любви к Богу всей своей жизнью.

Мы живем на земле, но в этой реальности двух миров мы должны позаботиться о том, чтобы вечное всегда присутствовало во временном. Если мы будем стараться обрести только этот мир, то, может быть, мы и приобретем что-нибудь, но приобретем только этот мир и то, что в нем. И больше ничего. Вот то разделение, которое совершает Христос. Оно определяет нашу вечную участь.

Мы призываемся сегодня к тому, чтобы, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), понять время, в котором мы живем. Оно отличается от всех других времен. Нам недостаточно просто заботиться о внешнем благочестии — о том, чтобы молиться, ходить в храм и стараться все исполнять, как полагается. Наше время отличается тем, что масштабы зла, которые мы наблюдаем сегодня, превосходят все, что когда-либо было. Зло так велико, что можно уже сказать — чтобы среди самой гущи греха сохранить сегодня верность Богу, надо быть не меньше чем святым.

Если у нас не будет благодати Божией, мы не устоим среди того страшного зла, которое нас окружает. Все сегодня сопротивляется Евангелию, правде и высшей истине. Собственно, ценность и силу нашего благовестия можно определить силой сопротивления злу. Таким образом исполняется слово преподобного Серафима Саровского о смысле и цели христианской жизни: кто не может стяжать благодать Божию, тот просто не выживет в новых обстоятельствах.

Единственное противоядие против нынешнего распада — благодать Божия, о которой мы всегда должны молиться лично, чтобы каждому из нас Господь даровал хотя бы каплю этой благодати. Чтобы все стало понятно и ясно, и чтобы мы обрели мужество и решимость стоять против всех соблазнов. Бескомпромиссно противостоять злу. А когда наступит самое худшее, мы должны быть готовы решительно порвать с растленным окружением — вот этот меч, о котором говорит сегодня Христос.

Когда такой момент наступил в жизни ветхозаветного Лота, когда уже не осталось никакой надежды на то, что окружающий мир может измениться, только тогда он исполнился готовности навсегда оставить свой город (Быт. 19). А его жена — оттого что она не была готова к полному разрыву с грехом, оттого что она оглядывалась на жизнь в этом городе, исполненную греха и благополучия, — погибла. Мы помним это таинственное место в Священном Писании, что и сам Лот медлил, и у него не хватало полной решимости оставить город. И когда он медлил, небесные вестники взяли его за руку и вывели оттуда.

Будем помнить о том, что в атмосфере безбожной культуры, где нет никаких нравственных ориентиров, недостаточно для нас жить так, как мы жили всегда. Мы должны знать, против какого зла мы стоим. Как на войне — надо видеть противника и знать конкретно, каким оружием он пользуется, чтобы сокрушить нас, — иначе наша война будет более воображательная, чем реальная.

Это требует от нас духовной бдительности, рассудительности и той самой решимости, о которой преподобный Серафим Саровский пророчески говорит, что это единственное различие между грешниками и святыми. Святыми, которые стали святыми благодаря решительному разрыву со злом и грехом в себе и в окружающем растленном мире.

Наступило время, когда заповедь Божия приобретает значение всех догматов вместе взятых. Все ереси, которые восставали в древние века против Церкви, преломляются сегодня своеобразно. Они направлены не только на то, чтобы представить грех в сознании людей, находящихся вне Церкви, как нормальное явление, но и на спокойное, почти равнодушное отношение к этому тех, кто сподобился знать, что такое грех и что такое благодать Божия, и идут путем святости.

Недостаточно, чтобы группа отдельных священников и мирян противостояла сегодняшнему растлению, а остальные с интересом взирали, чем все это закончится. Недостаточно, чтобы кто-то, как говорится, «вызывал огонь на себя». Вся Церковь призвана к адекватному восприятию того, что происходит в сегодняшнее апокалиптическое время, когда мы противостоим уже не атеизму, а сатанизму. Сам сатана выходит к нам с открытым лицом, и не видеть этого зла — значит ничего не различать в духовной жизни.

Сладость Духа Святого зовет нас сегодня услышать: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1 Кор. 4, 10—11). Только когда у нас есть такое глубокое покаяние в грехе, что оно исключает до конца всякий грех, можем мы приобщаться Телу и Крови Христовой — как Божественной жизни, с которой мы реально соединяемся. Малейшая нераскаянность в каком-то грехе, говорит святой Иоанн Златоуст, и ты навеки погиб, потому что Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Покаяние предполагает отказ от всех грехов, какие у нас есть, и прежде всего — способность увидеть эти грехи и понять их губительность для нас и для мира.

Дай нам Господь молиться о таком покаянии, чтобы понять, что происходит сегодня, в отличие от всех времен. Чтобы увидеть Христа как великое разделение между Царством Небесным и царствами мира сего. Между Церковью и миром. Между спасающимися и погибающими.

Наше отношение ко Христу определяется нашим открытым исповеданием Его перед другими людьми, стоянием за души других людей до самого последнего предела, пока только можно кого спасти. Тогда и Сам Господь почтит нас исповеданием пред Отцом Небесным. А наше отвержение Его получит открытое отвержение нас перед Отцом Небесным. Церковь Христова — Церковь Апостольская, Церковь святых Соборов, святых отцов, мучеников, преподобных и всех святых — взывает к нам сегодня: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2).

Будем молиться Божией Матери и всем святым, чтобы нам открылась истина: как до крови подвизаться за заповедь Божию, и в первую очередь — против тех грехов, легкой добычей которых сегодня становятся без всякого сопротивления почти все. Как сознательно искать и выразить в своей жизни благодарный ответ Христу за дар благодати и истины, который мы получили от Него в святой Церкви. Как мыслить, чувствовать, желать и действовать по Христову уму.

Время Вавилона, жизнь по смешанным ценностям — неизбежное, только внешнее и только по имени существование Православия. Это смешение с миром, лежащим во зле, — самое опасное, что может быть для наших душ. Поэтому мы призываемся к радости участвовать в схватке тьмы со светом. В последней и страшной схватке. Чем страшнее тьма, тем больший свет, тем большую благодать, по пророчеству древних святых отцов, дает подвизающимся Господь.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Кто то другой, кто либо другой, другой Словарь русских синонимов. кто нибудь другой прил., кол во синонимов: 3 другой (45) … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 3 другой (45) кто либо другой (3) кто нибудь другой (3) … Словарь синонимов

См. кто нибудь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. кто либо кто нибудь кто то кто тот или другой тот или иной … Словарь синонимов

Иной, видоизмененный, непохожий, новый, второй. Это другое дело. Это дело десятое. Это особь статья. .. Прот … Словарь синонимов

Кто либо, кто то, тот или другой, тот или иной Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. кто нибудь кто либо кто то кто тот или другой тот или ино … Словарь синонимов

См. некоторый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. кто то некто, неизвестный, некоторый, неизвестно кто, бог (знает, весть) кто, черт знает кто; кто нибудь, один человек,… … Словарь синонимов

См … Словарь синонимов

Прил., употр. наиб. часто Морфология: нар. по другому 1. Вы используете слово другой, когда хотите указать на иного человека или иной предмет, явление и т. п., не тот, который имелся в виду до этого. Он прошёл в другой конец комнаты. | Мы сели за … Толковый словарь Дмитриева

I м. разг. 1. Кто либо, кто нибудь, кто то; некто иной I 1., не сам. 2. Кто либо из ряда перечисляемых или противопоставляемых предметов; иной I 2.. II м. разг. 1. Ни один из названных или из известных. 2. Кто либо посторонний, чужой. III прил. 1 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Выбрасываем старые ботинки. Портал света: для тех, кто хочет…. Круг воплощения (комплект из 3 книг) (количество томов: 3) , Бетс Р.. "Выбрасываем старые ботинки! Даем жизни новое направление" . Роберт Бетс, известный психолог и преподаватель, обрел мужество на радикально-честные изменения в собственной жизни и предлагает…
  • Тайны Другой стороны ночи. Теория небесных влияний. Внутренние богатства (количество томов: 3) , Лейтон Нил. Тайны другой стороны ночи. Книга 171;Тайны Другой стороны ночи 187;- это глубокое и всестороннее исследование, посвященное феномену осознанных сновидений. Согласно мысли авторов,…

МАХАЧКАЛА, 29 июня – РИА «Дагестан». Представители регионального отделения Общероссийского общественного Движения «Бессмертный полк России» сегодня рассказали о проводимой работе в рамках пресс-конференции на площадке информагентства.

На вопросы журналистов ответили руководитель Регионального штаба Шамиль Хадулаев, член регионального штаба Магомед Гаджиев и руководитель Исполкома Лейла Сайгидмагомедова, заменившая на этом посту Сабину Курбанову.

Напомним, организация ежегодно проводит шествие «Бессмертный полк» по всей России. В рамках акции жители проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников – участников войны. Традиционно во главе шествия стоят главы субъектов, а в Москве – Президент России.

По словам Шамиля Хадулаева, движение набрало обороты и в Дагестане. «Мы постоянно обращаемся к нашим жителям с призывом участвовать в акции по увековечению памяти предков. Движение уже стало на свои рельсы. В Махачкале шествие проводилось уже третий год. Количество людей с каждым разом увеличивается. Народ привыкает к этой акции. В нынешнем году по центральной улице Махачкалы прошлись 16 тыс. человек», – поделился руководитель дагестанского отделения.

Также он сообщил, что организация разработала народный проект по установлению судеб защитников Отечества. На сайте https://proektnaroda.ru посетитель может ввести данные о своем предке и получить информацию о нем.

«У нас есть соглашение с Росархивом. Заполнив на сайте формы поиска, можно узнать, где человек служил, какие ранения и награды получил. Людям это очень важно. Они часто обращаются по этим вопросам. Бывали случаи, когда находили своих дедов в российской глубинке и интересовались, как перенести останки на родину. Если это является невозможным, люди просто едут на место захоронения с цветами», – поделился Хадулаев.

Помимо указанной работы, по словам Гаджиева, члены регионального штаба систематично проводят встречи с ветеранами республики. Кроме того, встречи проводятся со школьниками и студентами.

Официально в 2018 году по всей России в акции приняли участие 10 млн 400 тыс. человек. При этом к «Бессмертному полку» подключаются и другие страны.

«Шествие расширяется по всему миру. Люди сами активно подключаются и выходят на наше Движение, которым плотно занимается наш коллега и депутат Государственной Думы РФ Николай Земцов. Это на самом деле патриоты. Нас не интересует, какие у человека регалии. Если он у себя в стране поддерживает акцию “Бессмертный полк” – это наш близкий друг и товарищ. Каждый на своем участке делает большую работу.

В декабре прошлого года в Израиле мы проводили подобное мероприятие. Были приятно удивлены тем, как там чтят память солдат Красной армии. В городе Нетания был установлен мемориал погибшим воинам. На нем на нескольких языках отмечены благодарности солдатам Красной армии. За этот памятник я лично поблагодарил мэра города Нетания и депутата Израильского Кнессета. Там же с нами был наш земляк Шуми Шабатаев, который построил в Дербенте мемориал памяти воевавших иудеев города и района. Все они там по фамилиям записаны. За это ему тоже отдельная благодарность», – рассказал Хадулаев.

В свою очередь, Магомед Гаджиев также подчеркнул значимость проекта для России: «Если даже смотреть ситуацию внутри страны, политическое воспитание очень сильно возрастает в плане исторических событий. Родители стараются одевать детей в военную форму, достать фотографию лучшего качества. С каждым годом внимание к акции возрастает. И данная работа дает свои результаты. Сегодня это та память, которую надо сохранить и достойно передать подрастающему поколению».

Говоря о финансовой поддержке организации, члены штаба сообщили, что Региональный «Бессмертный полк России», как и все общественные организации, не финансируется государством. За исключением символических вложений, которые покрывают технические затраты.

«Привыкли рассчитывать только на себя. Когда дело касается денег, у людей возникают мысли о каких-то миллионах. Развею все мифы – денег не дают. Факт только в том, что из Москвы выделяли нам сувенирную продукцию, значки, флаги, футболки и т.д.», – сказал руководитель отделения.

Было отмечено, что во время шествия запрещена любая партийная или иная символика. Только флаг «Бессмертного полка России». Также организаторы не ставят каких-то рамок в выборе штендера. На нем может быть изображен даже не родственник человека. Так, в этом году руководитель Дагестана Владимир Васильев нес портрет Героя России Абдулхакима Исмаилова.

По словам Хадулаева, задача организации – делать все возможное для ветеранов, так как они это заслужили больше, чем кто-либо другой.

«Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в шествии все эти годы. Это и Правительство Республики Дагестан, главы муниципальных образований, министерство по делам молодежи республики, МВД, волонтеры, врачи и т.д. Все вносили свою лепту. Я не могу сказать, что эти шествия – заслуга только нашей общественной организации. Это результат общей и слаженной работы. Это день, когда наглядно видно объединение народа», – подытожил руководитель «Бессмертного полка» в Дагестане.

Россияне больше, чем кто-либо другой, склонны прибедняться. 70% обеспеченных граждан считают свое материальное положение бедственным, в то время как больше половины бедняков из Западной Европы, напротив, относят себя к представителям среднего класса. И дело не только в разном восприятии бедности — представления многих людей о достойной жизни сильно завышены.


АЛЕКСАНДР ЗОТИН


Кто я? Бедный, богатый или ни рыба ни мясо — средний класс? Ответ на этот вопрос оказывается труднее, чем могло бы показаться, особенно в России. И как минимум по двум причинам. Во-первых, в нашей культуре еще, по сути, нет ни традиции задаваться таким вопросом, ни сколько-нибудь общепринятых способов на него отвечать. А во-вторых, сами понятия "бедный" и "богатый" могут трактоваться двояко: либо как сравнение с мечтой (ну или просто представлениями о достойной жизни), либо как сравнение с тем, как живут другие люди.

Вот классический пример (такие скандалы случаются почти ежегодно). Недавно одна московская пиарщица написала заметку в журнал Grazia о том, что считает себя бедной и едва сводит концы с концами на зарплату 250 тыс. руб. в месяц. И не может себе позволить ни личного массажиста, ни яхту в Сен-Тропе.

Провокация удалась (впрочем, предсказуемо: редактор "Денег" проводил похожий эксперимент в ЖЖ лет 15 назад — и тоже успешно), социальные сети взорвались возмущенными комментариями, какими только словами барышню ни клеймили. И мало кто обратил внимание на то, что "бедность" пиарщицы была сравнением с ее личным мифом о красивой жизни (в современных реалиях для представительницы этой профессии достижимой только при совмещении с более древними занятиями). А возмущенные читатели сравнивали ее доходы со своими или с другими — объективизированными — показателями неравенства.

Богатые прибедняются


Людям в России и постсоветских странах действительно трудно определить, кто они, следует из исследования экономистов Владимира Гимпельсона и Даниэля Трейсмана "Misperceiving Inequality". Они проанализировали 40 кросс-национальных опросов из базы данных международной программы социальных исследований ISSP, выясняя отношение людей к неравенству.

Богатые люди часто занижают свою позицию в иерархии неравенства. Гимпельсон и Трейсман отфильтровали опрошенных, пытаясь вычленить из них более или менее состоятельных. Например, выделялись собственники двух объектов недвижимости (в некоторых случаях и дополнительно автомобиля). В среднем по всем странам таких оказалось немного, всего 9% (в России — всего 5%). После этого исследователи смотрели, в какой из 10 децилей по доходному распределению (от 10% самых бедных до 10% самых богатых) они сами себя помещали.

Результаты удивительны: состоятельные граждане в России и других постсоветских странах оценили свое положение как почти бедственное. 70% опрошенных в России поместили себя в нижнюю половину распределения (беднее среднего уровня по стране), 60% — в Беларуси, 77% — на Украине.

Опрошенные в развитых странах свое положение в иерархии оценивали более адекватно — во Франции "бедных" среди богатых оказалось 43%, в Италии — 41%, в Великобритании — 40%, в Германии — 23%.

"Деньги" попытались проверить результаты исследования, разместив на сайте "Коммерсанта" похожий опрос. И получили почти тот же результат: в бедные из 14,6 тыс. участников опроса на момент сдачи статьи себя записали 69,8%, в средний класс — 27,7% и только 2,4% в богатые. Странный результат, ведь деловыми новостями, как правило, интересуются люди как минимум небедные.

Аналогичный опрос "ВКонтакте" дал чуть иной результат: в бедные себя записали 61,5%, в средний класс — 34%, 4,5% в богатые. А ведь аудитория нашего паблика "ВКонтакте", скорее всего, моложе аудитории "Коммерсанта" и отличается от нее по уровню доходов.

Неравенство в уме


Люди неправильно оценивают не только свою позицию на шкале доходов и имущества, но и структуру неравенства в стране. Причем не только в России и постсоветском пространстве. Что больше всего напоминает сложившееся в стране неравенство — "худую" пирамиду (богатые наверху, тощая серединка, масса бедных внизу), пирамиду (мало богатых наверху, масса бедных внизу), ромб (мало богатых и бедных, больше всего средних), скошенный вниз ромб (мало богатых и бедных, больше всего высшего среднего класса), скошенный вверх ромб (мало богатых и бедных, больше всего низшего среднего класса)?

На этот вопрос респонденты дали ответ, сильно отличающийся от официальной статистики. Только 29% опрошенных по всему миру указали верную фигуру (мало чем отличается от случайного выбора).

Впрочем, возможно, опрошенные кое-где были не так уж и неправы. Интересен кейс Украины. Респонденты угадали "правильную" фигуру только в 5% случаев. Украинцы упорно выбирали фигуру, соответствующую самому высокому уровню неравенства ("худую" пирамиду), а статистика отмечала удивительное равенство (индекс Gini — 25,6), почти соответствующее странам Скандинавии.

Возможно, дело в неточной статистике. Кейс якобы эгалитарной Украины — хороший пример. Так, по данным Credit Suisse Global Wealth Databook 2013 (после этого года банк перестал рассматривать Украину подробно), в стране было всего 7,6 тыс. человек с капиталом от $1 млн до $5 млн, зато 10 граждан с капиталом свыше $1 млрд, 10 — с капиталом от $500 млн до $1 млрд и 79 — с капиталом от $100 млн до $500 млн.

Хотя за три года украинские олигархи сильно обеднели, сама структура неравенства в целом сохранилась. Налицо нетипичный для развитых стран перекос в соотношении сверхбогатых людей и просто богатых — первых много, вторых крайне мало (похожее распределение и в России). Упрощая, миллиардеров — как в Европе, а миллионеров — как в Африке.

До сверхбогатых статистика часто не добирается (но они на виду у людей), отсюда, вероятно, и столь разное "народное" и официальное представление о неравенстве.

Бедные бодры


Если в России и постсоветских странах объективно богатые считают себя средним классом или даже бедными, то в западных странах — наоборот

"Народное" самоопределение бедности тоже своеобразно. Если в России и постсоветских странах объективно богатые считают себя средним классом или даже бедными, то в западных странах — наоборот: бедные часто считают себя богаче, чем на самом деле.

Неблагополучных Гимпельсон и Трейсман отфильтровали по другому принципу: вычленяли среди опрошенных получателей целевой социальной помощи для малоимущих. Таких в Германии — 1%, во Франции и Швеции — 6,3% и 5,7% соответственно. Однако существенная доля бедняков себя таковыми не посчитала: в Германии 51% из них поместили себя выше двух нижних децилей распределения, во Франции — 73%, в Швеции — 71%.

Бедные в России нередко пытаются имитировать потребительские паттерны, которые им кажутся свойственными для богатых, часто залезая ради этого в кредиты

Похожие опросы по российским бедным "Деньгам" неизвестны, однако, как отмечается в докладе Института социологии РАН "Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя", бедные в России нередко пытаются имитировать потребительские паттерны, которые им кажутся свойственными для богатых, часто залезая ради этого в кредиты.

Бедные в одном, богатые в другом


Опросы без конкретного указания зарплат и стоимости имущества не всегда точны. Хотя, видимо, достаточны для грубого попадания в тот или иной дециль. А вот когда зарплата известна, статистика может сказать многое. Например, пиарщица со страниц Grazia, согласно данным Росстата, со своими 250 тыс. руб. зарплаты попадает в 0,4% получателей самых высоких зарплат в стране и 1,9% в Москве. При этом медианная зарплата (половина получает меньше, половина больше) в России в 2015 составляла 22 тыс. руб., а в Москве — 45 тыс. руб.

Однако, будучи богатым по доходам, можно быть бедным по имуществу, и наоборот. Хотя богатство по доходам и по имуществу хорошо коррелирует (богатые по имуществу, как правило, имеют высокие доходы), возможны и исключения.

Так, имея 250 тыс. зарплаты, но не имея никаких сбережений и прочих активов, вполне можно оказаться бедным по имуществу (видимо, это случай пиарщицы). Особенно учитывая, что стабильную и высокую зарплату в будущем никто не гарантирует.

Возможна и обратная ситуация — текущий доход человека может быть небольшим, а вот имущество вполне может представлять настоящее богатство. Пример — небогатые по доходам владельцы квартир в центре Москвы.

В принципе более точным определением неравенства является именно имущественное положение, так как капитал в любой форме можно заставить приносить текущий доход (проценты с депозитов, дивиденды, арендная плата). Однако в России до сих пор полного понимания имущественного богатства нет, отсюда, возможно, и прибеднение опрошенных.

Прибеднение бедных по доходам, но богатых по имуществу может быть не безобидным. Оно искажает государственную политику помощи бедным.

В Волгоградской области еще в начале 1990-х апробировали адресную помощь бедным на основе нуждаемости. Как рассказала на Московском финансовом форуме глава комитета соцзащиты населения области Лилия Заботина, вначале власти работали только с одним критерием нуждаемости — доходами. А потом решили посмотреть на имущество "бедных" и подали запрос (кстати, платный) в Росреестр. В итоге концепцию помощи пришлось пересматривать — среди бедных по доходам оказались владельцы дорогих машин, нескольких объектов недвижимости и даже яхт.

Скрываются или не понимают?


В случае с получением матпомощи стремление объявить себя бедным можно объяснить жадностью. В случае опросов стремление занизить свое имущественное положение тоже может быть объяснено рационально — деньги любят тишину. Однако социологи понимают эти ограничения. В работе Гимпельсона и Трейсмана опрошенные сами себя изначально признали собственниками двух объектов недвижимости, а значит, не боялись опроса.

Аналогичный случай и с анонимизированными опросами на сайтах. Более того, чего бояться тем, кто записывает себя в бедные вместо среднего класса,— непонятно.

Отсекая страхи, приходится искать более убедительные объяснения. Важную роль играет окружение. Известный американский финансист Нассим Талеб как-то заметил, что его знакомый миллионер жалуется на бедность, потому что живет в доме напротив Square Park в Нью-Йорке, где обитают миллиардеры. Талеб посоветовал ему сменить дом, чтобы чувствовать себя богаче.

Окружение может быть и виртуальным — Гимпельсон и Трейсман указывают на воздействие масскультуры и телевидения на самоощущение людей. В телесериалах, как недавно писали "Деньги", деньги — главный герой, а уровень жизни персонажей часто не соответствует их зарплате. Отсюда и представление о собственной, часто ложной, бедности.

С другой стороны, тот факт, что российские богатые чувствуют себя ниже своего реального уровня благосостояния, а западные бедные — выше, говорит о разном восприятии самого феномена бедности в разных экономиках.

Европейские бедные, имея доступ к качественной медицине, образованию и социальным услугам, чувствуют себя менее дискриминируемыми, а следовательно, не такими уж и бедными. А состоятельные россияне могут иметь проблемы с доступом к базовым социальным услугам (например, качественной медицине и образованию), а значит, их субъективное благополучие может быть не столь велико.

Последствия таких проблем с самоопределением могут быть достаточно сложными. Например, представляется непротиворечивой гипотеза, что общество, члены которого плохо представляют свое место на шкале неравенства, может характеризоваться низким уровнем взаимного доверия и малой способностью к коллективным действиям.

Михаил Забродский, широкоплечий командующий десантными войсками Вооруженных сил Украины, достиг совершеннолетия еще в Советском Союзе. После распада Советского Союза он даже служил в российской армии. Когда он вернулся на родину, на Украину, он продолжал поддерживать дружеские отношения со своими бывшими сослуживцами. «Все мы были друзьями», - сказал он, покачав головой. Поэтому когда в прошлом году Россия направила свои орудия на Украину, г-н Забродский «не мог этому поверить». И в этом он был не одинок.

Связи, складывавшиеся между Россией и Украиной в течение многих столетий, очень глубоки. Своими корнями Россия и Украина уходят в эпоху славянского князя Владимира, который изображен на денежных банкнотах в обеих странах. В течение многих веков царистская Россия считала Украину своим продолжением, называя эти территории «Малороссией». При советском режиме коммунисты говорили о братстве двух стран, настаивая на том, что Россия и Украина - это части единой славянской семьи. Когда в 1954 году Хрущев подарил Крым Украине, он таким образом отметил 300-летие Переяславской рады, собрания, на котором принято решение об объединении территории запорожских казаков с Российской империей. В 1982 году на правом высоком берегу Днепра в Киеве была открыта Арка Дружбы народов, призванная стать памятником воссоединения Украины и России.

Даже после того как в 1991 году Украина проголосовала за независимость, отношения между этими двумя странами остались довольно теплыми. Однако аннексировав Крым и развязав войну на юго-востоке Украины, Путин превратил братьев во врагов. За последние полтора года отношение украинской общественности к России стало резко негативным. Согласно данным Киевского международного института социологии, в сентябре 2013 года, накануне революции на Майдане, 88% украинцев относились к России «положительно». К маю 2015 года эта цифра снизилась до 30% (и она была бы намного ниже, если бы в опросе не принимали участие жители удерживаемых боевиками районов на юго-востоке страны). Как говорит г-н Забродский, «братство кончилось». Это помешает попыткам Кремля вернуть Украину на орбиту России, как он сделал после Оранжевой революции 2004 года. Путин до сих пор называет россиян и украинцев «единым народом», однако сами украинцы с ним не согласны.

Признаки изменений в настроении украинцев можно заметить на улицах украинских городов. Люди часто попросту бойкотируют российские товары: на полках в супермаркетах появились таблички, отмечающие российскую продукцию. Вывеска перед входом в киевский Музей Михаила Булгакова (который родился в Киеве и писал на русском языке) сообщает, что там не будут рады посетителям, поддерживающим военную оккупацию Украины. Недалеко от Арки Дружбы народов торговцы, прежде продававшие сувениры с советской символикой, теперь предлагают товары и сувениры патриотического и антироссийского содержания. «Вместе с предпочтениями людей изменился и наш ассортимент», - говорит Артем Шумилов, продающий туалетную бумагу с изображениями Путина на Андреевском спуске.

Чем дольше идет война, тем крепче укореняется такое отношение украинцев к России. Украинский дипломат Александр Щерба воздержался от участия в протестах на Майдане, назвав себя «евроскептиком и русофилом» на своей страничке в Facebook в конце 2013 года. «Я был готов простить России многое, - сказал г-н Щерба, который сегодня занимает пост посла Украины в Австрии. - Но сейчас все совершенно ясно: они стали нашими врагами». Даже те украинцы, которые приняли аннексию Крыма, начали относиться к России иначе. А за последние три месяца 2014 года доля жителей востока Украины, которые положительно относятся к России, понизилась с 83% до 51%.

Согласно результатам опроса, проведенного Международным республиканским институтом, большинство жителей контролируемых правительством территорий поддерживают вступление Украины в Евросоюз, и только 13% высказываются в пользу российского Таможенного союза. Правительство Украины уже притупило к строительству стены вдоль ее границы с Россией, что стало символическим жестом, отражающим преобладающее настроение в стране. Уровень поддержки независимости Украины никогда прежде не был таким высоким. «Путин сделал для объединения Украины больше, чем кто-либо другой», - сказал один из чиновников администрации украинского президента.

Однако некоторые опасаются, что это может продлиться недолго. Президент Украины Петр Порошенко предупреждает о возможном «реванше промосковских политических сил» на предстоящих местных выборах. Раскол между областями чрезвычайно глубок: несмотря на войну, многие жители юго-востока страны поддерживают сближение с Россией. Кроме того, окончательно разорвать отношения с Россией невозможно по веским причинам экономического порядка. А неспособность нового руководства выполнить обещания, данные на Майдане, может привести к глубокому разочарованию многих украинцев. Тем не менее, хотя украинцы вполне могут устать от неудач нового правительства, возвращение под крыло России маловероятно. «Наш собственный народ воткнул нам нож в спину, - говорит Владимир Паниотто, директор Киевского международного института социологии. - Если пострадали близкие вам люди, восстановление отношений становится крайне проблематичным».