Самуи́л, судия Израильский. Значение самуил, пророк в православной энциклопедии древо

Самуи́л, судия Израильский. Значение самуил, пророк в православной энциклопедии древо

Самуил благословляет Саула

В одиннадцатом веке до Рождества Христова израильским народом правили судьи. Это были люди, которые помогали иудеям не уклониться от веры в Единого Бога, хранить национальное самосознание. Судьи не имели политической власти, у них не было юридических и финансовых рычагов влияния на соотечественников – лишь заслуженный авторитет помогал им совершать непростую миссию. На смену судьям пришли цари, в руках которых была уже и действующая армия, и государственные законы, и богатая казна, пополняющаяся за счет сложной системы податей. А человеком, который стоял на рубеже этих двух эпох, был Самуил – последний из судей, пророк, избравший первого израильского монарха.

Родился пророк Самуил при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бездетной, а в древнем Израиле бесплодие считалось непросто несчастьем, а наказанием Божиим за грехи. Много лет женщина терпела несправедливые упреки и насмешки, когда же ее страдание достигло такой точки, что невозможно было терпеть, она оправилась в город Силом поклониться Творцу и излить Ему свою боль. Именно в Силоме в то время, то есть в одиннадцатом веке до Рождества Христова, находился Ковчег Завета – величайшая иудейская святыня. Ковчег являлся престолом, на котором незримо восседал сам Бог. Хранилась эта реликвия в скинии – шатре, служившем походным храмом.

Приблизившись к скинии, Анна упала на пороге и долго плакала. Затем поднялась и стала горячо молиться. Чтобы от горя не сорваться на крик, она беззвучно шевелила губами, хаотичные движения выдавали ее смятение. Наблюдавший за Анной первосвященник Илий решил, что она просто пьяна, и поспешил прекратить святотатство.

Илий:

Женщина, если ты выпила вина, то удались от святыни! Неужели ты не боишься Бога?

Анна:

Прости меня, но я не пьяна, я убита горем. Вся жизнь моя сломана – потому я и не держусь на ногах. Бремя моей печали слишком тяжело – поэтому я и шатаюсь. Я прошу у Бога, чтобы Он снял с меня поношение и даровал дитя.

Илий:

Возвращайся, дочь моя, домой с миром. Будет у тебя сын.

Вскоре у Анны родился первенец. Его назвали Самуилом, что означает «Бог услышал». Когда сыну исполнилось три года, мать привела его в Силом к Илию и сказала: «Вот ребенок, которого я вымолила в твоем присутствии». Мальчик был посвящен Богу и остался жить при скинии, помогая старому первосвященнику.

Через несколько лет Самуил пережил явление Бога. Юноше открылось, что именно он станет хранителем святыни, а не сыновья Илия, ведущие праздную разгульную жизнь. Пророчество исполнилось вскоре во время войны с язычниками-филистимлянами. Могущественный враг разгромил израильскую армию, захватив Ковчег Завета. Оба сына Илия были убиты, а сам он упал замертво, услышав горькие вести.

Самуил, став священником и судьей, призвал народ к покаянию. Чтобы помочь людям мобилизоваться духовно, он организовал так называемые пророческие школы – религиозно-нравственные братства, которые способствовали просвещению и объединению. Самуил убеждал, что все бедствия – от того, что люди отвернулись от Бога, что, только переменив свою жизнь от греха к праведности и горячо обратившись к Создателю, можно вернуть святыню. И вновь пророк оказался прав! Филистимляне вскоре добровольно возвратили Ковчег Завета, победой израильтян закончилась и война с ними.

Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако, они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя.

Праведник попытался предостеречь народ, что монархия таит в себе опасности деспотизма, но люди настаивали, что им нужен самодержец. В этом упорстве было скрыто недоверие ко Творцу – иудеи в своем стремлении обеспечить будущность избранием правителя надеялись больше на человека, чем на Создателя. Может быть, именно поэтому первый израильский монарх, помазанный Самуилом на царство, Саул, оказался недостойным и вскоре лишился благоволения Бога.

Самуил, движимый благодатью, отыскал на пастбищах близ города Вифлеема нового вождя для своего народа. Им стал Давид – юный пастушок, а в будущем – пророк и псалмопевец, славный царь Израиля, боголюбивый предок Мессии, Иисуса Христа. Самуил словно передал в надежные руки Давида заботу об израильском народе – и это было его последнее свершение. Выполнив свою миссию,последний израильский судья с миром упокоился в Боге.

Пророк Самуил - одним из самых известных еврейских пророков. Был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он завершил Эпоху Судей и "открыл" Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, - юного Давида. Согласно еврейской традиции, Самуилу приписывается авторство книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Руфь».

Со времени вхождения израильского народа на Землю Обетованную прошло несколько веков. Израильтяне не смогли сразу покорить соседние племена, постепенно начали утрачивать и стремление окончательно освободить землю от старых хозяев. Израильские колена слишком рано в ущерб Воле Божией предпочли спокойную и сытую жизнь. Близкое соседство непокоренных народов привело к неизбежному заимствованию их обычаев и верований, которые, в свою очередь, привели к постепенному отступлению от веры отцов в Единого Бога. Не стало былой единой силы народа, разрозненные израильские племена погрузились в междоусобные ссоры, став слабыми и уязвимыми перед внешней опасностью, исходящей от соседних, не до конца покоренных, ханаанских народов.

Израильский народ - по промыслу Божьему - за свое отступление для вразумления подвергался в различные бедствия. В момент всеобщего покаяния Бог милостиво посылал избавителей - судей, которые какое то время поддерживали мир и порядок. С момента последнего судии Самсона прошло много времени, за которое народ израильский, почти полностью попал в подчинение филистимлян.

Эпоха Судей (1244 г. до н. э.— 890 г. до н. э.) — охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения Скинии Завета в Силоме, где она располагалась около 300 лет (13-11 вв.до н.э). Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в этот период до воцарения первого царя Саула. Выдающиеся Судьи: Варак (Барак) и Дебора (Двора), Гедеон (Гидон), Самсон (Шимшон), Илий (Эли) и пророк Самуил (Шмуэль). Данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия. В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен.

Находясь в рабстве не только филистимлян, но и своих страстей, израильтянам сильно не хватало вождя, подобного Моисею, способного освободить и очистить богоизбранный народ. Именно в это трудное время для израильского народа на свет появился Самуил.

Рождение Самуила

Пророк происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, была предметом особенной любви своего мужа. Но она оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы по имени Феннана, от которой тот имел нескольких сыновей и дочерей.

Однажды Елкана, пришел с женами своими в Силом для принесения жертвы и молитвы Господу Богу Саваофу, ибо до построения храма в Иерусалиме там находилась Скиния и ковчег Божий и туда приходили все племена Израилевы на поклонение Богу. Принесши жертву Богу, Елкана дал из принесенного в жертву часть Феннане и особую часть каждому из детей ее, Анне же - только одну часть, так как у нее детей не было. Тут Феннана стала насмехаться над нею и упрекать. Сердечная боль Анны и страдания дошли до самой высшей точки терпения. В горести она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, священник и судья израильский Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром, ибо Господь исполнит прошение ее.

Святая Анна, мать пророка Самуила, молится о даровании ей сына

Вскоре Анна родила сына и назвала его Самуилом (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом»), потому что она испросила его у Господа. Рождение сына Анна восприняла не только как милость, дарованную ей лично, но и как знак грядущего избавления народа Божия. Когда ребенок был отнят от груди, а еврейские женщины, по обычаю, кормили детей грудью три года, Анна исполнила обет и принесла сына в Скинию. При посвящении Самуила Господу его мать пророчески произнесла песнь, которая стала прообразом песни Пресвятой Богородицы: «Возрадовалось сердце мое в Господе; Вознесся рог мой в Боге моем». После сего Господь снова ниспослал милость Анне, и она стала рождать сыновей и дочерей.

Призвание Самуила

На долгие годы Самуил остался служить при храме на попечении священника Илии. Он возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. Священник Илий был стар, а сыновья его, Офни и Финеес, были люди порочные и своим дурным поведением развращали народ. Самуил не заразился поведением сыновей первосвященника, наоборот, видя их отступление, более возревновал к Богу. И уже в 12 лет ему было откровение о том, что за измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ Израиля ждут многие беды. Несчастья постигнут и весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи чтобы ободрить себя, пришли в Силом, взяли Ковчег Завета, поставили его на шесты и понесли впереди войска. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Однако Библия показывает, что сама по себе Святыня не может служить гарантией успеха. Вместо того чтобы бежать, враги бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий».

Вождь и Судья

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. Он поднял народ к покаянию, призывая всех проснуться от греховного сна. И говорил он: «Над вами бедствия тяготеют, потому что вы отступили от Бога! Вы потеряли свою Святыню, потому что вы недостойны Ее. Покайтесь, и тогда Господь поможет вам изгнать язычников из своей страны». И когда дело покаяния было совершено, когда люди в слезах, в рубище каялись, просили Господа, чтобы Он простил им их прегрешения, слова пророка Самуила исполнились. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Спустя несколько месяцев они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Весь народ каялся и говорил: «Согрешили мы пред Господом». После обращения израильтян к Богу по молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Конец эпохи Судей. Начало эпохи царей.

Самуил управлял народом 40 лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей - Иоиля и Авию, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы», потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.


[В древневосточных странах елей, масло оливы, употреблялся для сохранения пищевых продуктов. В связи с этим елей стал символом сохранения, защиты. Человек, помазанный освященным елеем (евр. машиах, арам. мешиха, греч. христос), получал посвящение на дело Божие как носитель харизматического дара. Помазание совершалось над царями, священниками и пророками.]

Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. Самуил призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Так завершился в истории Израиля период правления судей. В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к царской власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

Разрыв с Саулом

Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан — человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул, не дождавшись пророка, самовольно принес жертву всесожжения в Галгале, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил его царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Помазание Давида

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Это было последнее дело пророка. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем - он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98:6). Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Могила пророка Самуила


Могила библейского пророка Самуила расположена на высоте 885 метров над уровнем моря на вершине горы Наби Самуэль.

В окрестностях Иерусалима, недалеко от столичного квартала Рамот, находится Наби-Самуэль - место, которое традиционно считается гробницей пророка Самуила - Шмуэля. Как и многие святые места Израиля, это место почитаемо представителями трех основных религий. Сюда приходят и евреи, и христиане, и мусульмане.


Средневековая крепость на вершине холма является одновременно и мечетью, и синагогой, их разделяет всего лишь несколько сантиметров каменной стены. Чтобы попасть в мусульманский или еврейский зал, паломники входят в одну и ту же дверь.


Это место не похоже на музей, здесь нет изображений или росписей на стенах, сюда приходят помолиться, поскольку считается, что святость похороненного здесь праведника особая. Не случайно, тут находится ешива («дом учения»), где молодые люди изучают Тору, а также проводятся молитвы об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и скорбей.


О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в 19-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине. Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина - невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале 18-ого века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы 8-7 веками до новой эры, а самые поздние 2-1 веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства - Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.

Кстати, в самом здании на уровне входа расположен большой зал, в котором находится гробница, а этажом ниже, точно под ней, есть второй погребальный монумент, именно он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).


После войны за Независимость 1948 года доступ сюда евреям был закрыт. И только победа в Шестидневной войне сделала вновь возможным посещение этого святого места для евреев.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи - Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники - Моисей, Иисус Навин; правили судьи - Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ - сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости - им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути - не ваши пути, и Мои мысли - не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим - страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную - то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” - то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, - дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Закон Божий. Пророк Самуил.

САМУИЛ. Пророки (2016, студия Неофит)

Фильм, съемки которого проходили на Святой Земле, рассказывает о пророке Самуиле, который сыграл огромную роль в становлении народа Божьего. Как история рождения Самуила перекликается с Новым заветом? Чем мать Самуила, пророчица Анна, напоминает нам Деву Марию? Как великий пророк сумел воссоединить еврейский народ? Зачем при живом царе Сауле он избрал нового царя - Давида? И почему Самуила называют последним судией и первым пророком Израиля?

Последним судьёй Израиля был пророк Самуил. От чрева матери он был избран Богом для совершения великих дел. Его родители долго не имели детей. Однажды его мать, Анна, во время усердной молитвы дала Богу обет: если у неё родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, и через год у неё родился сын. Анна назвала его Самуилом, что значит "испрошенный у Бога".

Когда Самуил подрос, благочестивая мать исполнила своё обещание. Она привела его в скинию. Так назывался переносной храм евреев, устроенный по указанию Божьему. В то время он располагался в городе Силоме, в центре Обетованной земли.

На долгие годы Самуил остался служить при храме. Однажды ночью, будучи ещё юным, Самуил услышал голос, называвший его по имени. Думая, что его зовёт первосвященник, он пошёл к нему в ожидании приказания. Но тот спал и не звал Самуила. Зов повторился несколько раз, и тогда юноша понял, что Сам Господь взывает к нему.

Бог Израиля открыл Своему избраннику, ЧТО ожидает евреев в ближайшем будущем. За измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ ждут многие беды. Несчастья постигнут и семью первосвященника. Ибо вместо святой и богоугодной жизни его сыновья избрали путь порока и сделались богоотступниками. С этого времени Господь не раз являлся Самуилу, предрекая ему грядущее. Слава о пророке разнеслась по всей земле израильской.

Самуил возвещал народу всё, что открывал ему Господь. Слушая пророка, еврейский народ должен был вернуться на путь истинной веры и покаяния. Тогда страшные беды могли быть отведены от Израиля.

Народ не внял голосу пророка, и предреченное совершилось. Полчища филистимлян - воинственного народа, соседнего с Израилем, - вторглись в пределы земли Обетованной. Это нашествие грозило окончательным порабощением богоизбранного народа и его уничтожением.

Лишь перед лицом опасности евреи вспомнили о Боге - своём истинном Спасителе и Покровителе. В город Силом были посланы гонцы за Ковчегом Завета - главной святыней еврейского народа. Ковчег Завета символизировал пребывание среди евреев Самого Бога. Израильтяне надеялись, что присутствие этой святыни на поле битвы спасёт их от поражения.

Но Ковчег не помог евреям. В битве при городе Афеке они были разбиты филистимлянами и понесли огромные потери. В этом сражении погибли сыновья первосвященника, а Ковчег был взят в плен.

Это означало, что Бог не принял запоздалого раскаяния еврейского народа. Израильтяне должны были до дна испить чашу бед и напастей. Только так они могли понять, как низко пали, и встать на путь искреннего и глубокого покаяния. Будучи великой святыней Господней, Ковчег Завета недолго оставался у филистимлян. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Поэтому через несколько месяцев испуганные филистимляне решили возвратить Ковчег евреям.

Они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Шли тяжёлые годы рабства и унижения. Весь народ каялся и говорил: "Согрешили мы пред Господом". По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Самуил управлял народом сорок лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей.

Сыновья оказались нечестными судьями. Они брали подарки и выносили несправедливые приговоры. Тогда израильские старейшины пришли к Самуилу и сказали: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1 Цар. 8, 5).

Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену Богу - истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: "послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними".

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, возлив на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Так завершился в истории Израиля период правления судей, последним из которых был Самуил.

- (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Самуил (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Самуил (значения). Самуил (имя) (שמואל) библейское Производ. формы: Шмулик Иноязычные аналоги: англ. Samuel арм. Սամվել, Սամուէլ белор … Википедия

Самуил - пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных лет … Православная энциклопедия

Пророк Самуил - Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия

Самуил (значения) - Самуил: Имя Самуил библейский пророк. Самуил (имя) личное имя древнееврейского происхождения. Фамилия Самуил, Александр Григорьевич (род. 1950) молдавский дирижёр. Отец Татьяны Самуил. Самуил, Татьяна Александровна (род.… … Википедия

Самуил - (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом, 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Пророк Даниил - Пророк Даниил, Микеланджело Буаноротти, Роспись свода Сикстинской капеллы Даниил (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в… … Википедия

Пророк Захария - Захария (Захарьяху, ивр. ‎, «Господь вспомнил») один из 12 ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало.… … Википедия

САМУИЛ - (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… … Энциклопедия мифологии

Самуил - (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… … Всемирная история