Российские философы 19 20 века. Самые известные философы. на тему: «Российская философия»

Российские философы 19 20 века. Самые известные философы. на тему: «Российская философия»

Министерство образования РФ

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА

Учебная дисциплина – Философия

Тема: Особенности русской философии XIX-XX в .”

( контрольная работа)

Выполнил:

Студент 2-го курса 102 группы

Заочного факультета

Жердев П . B.

Адрес: Саратовская обл.

г.Балаково

ул. Степная 28-133

Балаково 2003г .

План:

1

2 Определение русской идеи в философии России 19-20 вв .

3 .

Общая характеристика философии России 19-20 веков.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

К философскому направлению Западники принадлежали великие личности:

П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

Белинский (1811-1848)Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

Чернышевский (1828-1889)Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

К философскому направлению Славянофилы принадлежали:

И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.

Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека.

Определение русской идеи в философии России 19-20 вв .

Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ""Русской идеи"". Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются

П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ""Русской идеи"" - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Характерные черты российской философии .

Русская философия - сравнительно позднее образова­ние нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории. Однако предпосылки еще не само явление, они лишь подготавливают рождение и разви­тие. Само же явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию.

Если руководствоваться таким критерием, философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу - во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа за­явило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно само­стоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную ду­ховную полифонию человеческой цивилизации.

Как и для Запада, для России XIX век - это век клас­сики. Русская философская классика XIX в., как наша классическая литература, несли миру глубоко выстра­данную опытом поколений истину: нет и не может быть та­кой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия - это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуж­дение, насилие над личностью.

За­пад России или Россия Западу? Какие ценности возоблада­ют в мире -материально-вещественные или незримые, ду­ховные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы разме­жевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Лидеры славянофильства - А.С. Хомяков, И.В. Киреевский - выступили с обос­нованием самобытного пути исторического развитая России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, счита­ли они, в общечеловеческом измерении оборачиваются ско­рее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой - потерей целостности человеческой лично­сти, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними - истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славя­нофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу по­следних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е.капиталистическому пути развития. Однако был ли этот приговор окончатель­ным? 20 век этот приговор, можно сказать, пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевро­пейской модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое по­ражение. И не потому, что это был эксперимент антизападный а, напротив, потому, что экспериментаторы не посчитались с их предостережениями, истребили, уничтожили святая святых народного уклада и народного духа России - общину, ар­тель, назвав это - по страшной иронии истории - «вели­ким переломом», по сравнению с которым «перелом», пере­житый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой кор­рекцией ее естественного развития. Сегодня приходится лишь поражаться прозорливости тех русских мыслителей 19 в. (Достоевский, В. Соловьев), которые отказыва­лись видеть существенное различие между «социализмом», готовившимся русскими «бесами», и той самой буржуазно­стью, которой «социалисты» объявили перманентную гражданскую войну, стоившей народу десятки миллионов человеческих жизней. Такова была цена победы «научных» идей западничества над ненаучной, утопической идеей их оппонентов! Но в середине прошлого века спор идеологий еще почти не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории. У славянофилов несогласие с западниками не столько осмысливалось, сколько прочувствовалось, переживалось в религиозной форме.

Антиномию веры и знания, известную и для философии Запада, в российском варианте стремится разрешить философия всеединства, основателем и самым крупным представителем которой выступал В.С. Со­ловьев. Гносеологическим аспектом идеи все­единства стала соловьевская теория цельного знания, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофи­лов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьева - это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это - другое. «Цельность» у русского философа - эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека - высшее и совершеннейшее творение природы - от всех дру­гих, даже по-своему смышленных животных. Цельность - это не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от дру­га в широком поле культуры форм и образований духа (нау­ки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает по­следнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знамени­тых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было все еще очень сильным. Именно в это время Россия начина­ет знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм - антипод и критик народничества - сам если не теоретически, то организационно вырос из народническо­го подполья, хотя привлек к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социаль­ной мысли своего времени.

Крупнейший знаток и теоретик марксизма - Г.В. Пле­ханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологиче­скому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом по­строении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвер­галась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а (ам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

Вслед за Плехановым с критикой идей народничества вы­ступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бер­дяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политиче­ской экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобрета­ют особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют ко­ренные мировоззренческие принципы, па которые опирается революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В от­личие от Плеханова, выступавшего в основном но социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счете - политической реакции.

"Легальные марксисты", выступая в конце 90-х гг. тоже с критикой народничества, разошлись с Плехановым (тем более с Лениным) уже в начале 900-х гг. (т.е. еще до революции 1905 г.) - своим неприятием насильственных средств борьбы, а в теории - неприятием подавления лич­ности обществом, несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

Подобные разногласия не отменяют, од­нако, одного важного вывода. Ни романтический (отрицаю­щий капитализм), ни реалистический взгляд на будущее (принимающий капитализм как данность) не был ни тогда, ни после в русской культуре апологетикой новоявленного мира делячества и грубоэгоистического расчета - признан­ных и почитаемых добродетелей западной цивилизации.

Антибуржуазный в целом дух русской классической фи­лософии и «золотого» и «серебряного» веков не означал и не означает, конечно, ее социалистического характера в марксистском, тем более марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакуни­на не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.

Вывод: 1 В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

2 В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Список используемой литературы

Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.

Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,1991 г.

Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии 1994г. 1.

Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии 1994г. 1.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии. 1994г. 6.

Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии 1994г. 1.

30-90-е годы; главная англоязычная традиция, далеко ушедшая от своих корней, в частности неопозитивизма

Бертран Рассел

Emiliano Bruzzone

Какую основную проблему решало это направление
Что такое язык и сознание?

Какой основной тезис был сформулирован
Язык есть форма социальной игры, сознание представляет собой особую форму объяснения человеческого поведения при помощи языка.

Какими терминами оперировали философы​
Референция — связь слова со своим значением, природа которого активно дискутировалась в традиции.
Ключевой момент — указание на социальный характер умения правильно употреблять слова (у позднего Витгенштейна).
Мысленный эксперимент — методологический принцип, предполагающий реконструкцию и анализ воображаемой ситуации, связанной, как правило, с различными парадоксами в работе сознания.
Функционализм — теория в аналитической философии сознания, согласно которой сознание есть функциональное состояние мозга, подобно компьютерной программе как состояния процессора.
Квалиа — уникальное состояние сознания «от первого лица», которое невозможно выразить иначе, чем пережив его (например, вкус клубничного мороженого).

На какие науки за пределами философии повлияли
Аналитическая философия связана с теорией искусственного интеллекта, современной психологией и компьютерными науками. Начиная с 70-х годов XX века направление активно влияет на новые области: философию истории, политическую теорию и так далее. Аналитическая философия — важная часть современной университетской культуры, ориентированной на воспроизводство ясного научного знания.

Ключевые представители школы
После Витгенштейна и Бертрана Рассела в аналитической философии появляется множество школ и фигур. Философию обыденного языка разрабатывает Джон Остин, ранний материализм в философии сознания представляет Дэвид Армстронг. Среди более современных философов, спорящих о природе разума, выделяются Джон Серл, Дэниел Деннет и Томас Нагель.

Второй половины XIX столетия было обусловлено рядом существенных факторов. К ним можно отнести динамичное формирование новых экономических отношений (капитализма), дальнейшее становление национального самосознания народа, социальные реформы в России, рост уровня образования российского населения, а также подъем освободительного движения в стране. Кроме того, на русскую философию оказывало влияние развитие зарубежной философской мысли.

Таким образом, характер и специфику отечественной философии обусловило прежде всего бурное социальное развитие России последних полутора столетий. Этот этап развития русской философской мысли, условно названный «современной отечественной философией», вполне логично разделить на три периода. Первый из них характерен углублением демаркации между материализмом и идеализмом в России (конец XIX — начало XX в.). Второй период (20-80-е годы XX столетия), в частности, ознаменован разделением русской философии на советскую и зарубежную. Третий период. начавшийся в конце XX в., отражает кризисные явления российского социума, захлестнувшие страну на рубеже тысячелетий; этот период отличает поиск новых идеологических, научных, этических оснований российского миропонимания.

В целом же отечественная философская мысль в ходе развертывания исторического процесса страны за эти полтора века становится все более «масштабной» и «профессиональной», приобретает признание за рубежом, оказывает существенное влияние не только на мировоззрение России, но и на мировую философию.

Рис. Этапы развития русской философии.

Со второй половины XIX в. в русской философии появляются развернутые законченные философские системы. Динамичное развитие отечественной и зарубежной науки, стремительный рост авторитета русской литературы и искусства, существенные сдвиги в социальной структуре общества повлияли на все стороны жизни России. В том числе это способствовало углублению философского понимания бытия, привело к дифференциации философского знания.

В конце XIX в. среди образованного слоя России, прежде всего, интеллигенции, стало утверждаться и набирать силу материалистическое понимание мира. В связи с этим повысилась активность представителей российской общественности, отстаивающих идеалистические позиции.

В философии это выразилось в образовании двух направлений — материалистического и идеалистического.

Материалистическое направление русской философии

Материалистическое направление в российской философской мысли нашло отражение в создании социальных материалистических концепций (иногда они объединяются под общим названием антропологический материализм) в таких течениях, как естественнонаучный материализм, анархизм, марксизм, и некоторых других.

Русскому материализму, как и всей русской философии, присущи такие черты, как антропоцентризм, гуманизм, социальная направленность, а также нередко и различная степень политизации (особенно проявившаяся в связи с развитием марксизма).

Одним из ярких представителей антропологического материализма является Николай Григорьевич Чернышевский (1828-1889) — писатель, лидер революционного демократического движения в России, вдохновитель создания революционной организации «Земля и воля». Он также известен как автор романа «Что делать?», работы «Антропологический принцип в философии» и ряда других, в немалой степени отражающих философские взгляды значительной части русской интеллигенции середины XIX в.

Подобно К. Марксу, Н.Г. Чернышевский считал необходимым переработать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. Материя, считал он, вечна, и человек — материален. Его познавательная деятельность проходит в чувственных и логических формах и осуществляется в ходе практики — деятельности людей по преобразованию природы. Природа находится в постоянном движении, образует материальные системы различной степени сложности, в том числе и человека.

Этический идеал Н.Г. Чернышевского — принцип «разумного эгоизма». Человек творит добро в собственных интересах, стараясь приблизить к счастью как можно больше окружающих его людей; «разумный эгоизм», таким образом, весьма альтруистичен.

Идеал общественного строя — крестьянский социализм — общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком. Причем Россия, по мнению Н.Г. Чернышевского, способна достичь социализма минуя капитализм.

Похожую социальную и философскую позицию занимали русские публицисты Виссарион Григорьевич Белинскский (1811 — 1848), Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). При этом взгляды каждого обладали спецификой. Так, Д.И. Писарев отстаивал принцип реализма в изучении природы и общества. Это значит, что, изучая природу и общество, необходимо иметь в виду только реально существующие процессы и явления. Поэтому не только религия, но и гуманитарные науки, полагал Д.И. Писарев, ничего существенного не дают человеку; реальная польза только от естественных наук.

Петр Лаврович Лавров (Миртов) (1823-1900) свою позицию называл антропологизмом (исследователи истории философии определяют его взгляды как позитивистские). П.Л. Лавров был противником «исключительно одностороннего увлечения естественными науками», основную функцию науки видел в определении закономерностей общественных отношений.

Социум несовершенен, в нем большинство эксплуатируется меньшинством (чему способствует и религия). «Прогресс» меньшинства происходит на фоне неразвитости большинства. Поэтому смысл исторического развития П.Л. Лавров усматривал в гармоничном развитии личности, в достижении справедливости в обществе. Такое состояние дел, по его мнению, возможно в социалистическом обществе. А плавная цель социального прогресса заключается в солидарности всего человечества.

Анархизм

Похожие взгляды на будущее человечества высказывали и представители русского анархизма.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был не только теоретиком в области социальной философии, но и сам принимал активное участие в революционном движении (в 1848-1849 гг. в Германии и Австро-Венгрии). М.А. Бакунин стоял на материалистических позициях, критиковал религию. Считал, что государство — средство эксплуатации человека человеком, а поэтому оно подлежит упразднению. Общество должно регулировать свои внутренние отношения методом самоуправления, основываясь на принципах свободы, равенства, справедливости, братства. Народы должны проявлять солидарность, объединятся в союзы. Таким образом, социальный идеал М. А. Бакунина — социализм без государства .

Другой известный представитель русского анархизма Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) полагал, что наилучшей формой социального устройства является «анархический коммунизм». Что касается государства, то оно возникло в результате появления собственности на землю. Для отражения сути государства П.Л. Кропоткин создал образ: договор о взаимной поддержке между землевладельцем, воином, судьей и священником в целях обеспечения их власти над народом. При этом право и правосудие он оценивал как «узаконенную месть», направленную на обеспечение эксплуатации меньшинством большинства.

Естественнонаучный материализм

Естественнонаучный материализм в России представлен в работах ученых, сделавших величайшие открытия в физике, химии, математике, биологии, геологии и других естественных науках. Непосредственно философией они, как правило, не занимались, однако в своих научных исследованиях формировали философские основания картины мира. При этом они стояли на материалистических позициях. Поэтому некоторых из них иногда называют стихийными материалистами.

Так, Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) признавал объективность законов природы и был глубоко убежден в безграничных познавательных возможностях человека. Свою точку зрения он подтвердил рядом научных открытий, сыгравших большое значение в развитии научной и философской мысли, в освоении человечеством окружающего мира.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) считал науку ведущей силой общественного прогресса. Сам себя он называл «рационалистом». Помимо значительного вклада в развитие биологии и физиологии излагал свои взгляды и но ряду философских вопросов (в частности, по вопросам эволюции). Он выступал против идеализма, религиозных взглядов на мир: критиковал несовершенство общественных отношений в России.

Материализм на русской почве принимал многие формы, но из них наибольшее распространение получил марксизм.

Марксизм в русской философии

Русский марксизм сыграл важную роль в развитии философии, а также в общественном развитии как России, так и многих стран мира.

Одним из первых и наиболее последовательных теоретиков марксизма в России был русский философ, социолог, искусствовед (1857-1918). Он стоял у истоков русской социал-демократии — революционно-политического движения, ставшего впоследствии ведущей политической силой страны. В 1883 г. Г.В. Плеханов в Женеве создал первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Однако Октябрьскую революцию 1917 г. в России он осуждал, хотя сами по себе социальные революции считал закономерными и неотвратимыми. В российском социал-демократическом движении Г.В. Плеханов занимал меньшевистские позиции.

Наиболее известные философские сочинения Г.В. Плеханова: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерк по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и др.

Г.В. Плеханов считал, что философия представляет собой совокупность идей, в которых отражается достигнутый человечеством опыт освоения окружающей действительности на данном этапе исторического развития. То есть философия — это концентрированное выражение уровня культуры человечества. Он был последовательным сторонником и пропагандистом диалектического материализма, критиковал, в частности, идеализм и агностицизм И. Канта и его последователей.

Большое значение имели социально-философские исследования Г.В. Плеханова. Он доказывал, что Россия в своем историческом развитии идет тем же путем, что и европейские страны. Также он внес существенный вклад в развитие истории философии, эстетики, экономики, социологии.

Бердяев Николай Александрович (1874–1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека».

Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.

В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.


Витгенштейн Людвиг (1889–1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? - показать мухе выход из мухоловки…».

Витгенштейн - одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику.

В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.


Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов».

Гадамер - ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу.

Гадамер считается главой современной герменевтической школы.


Гуссерль Эдмунд (1859–1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию - архонта (высшего должностного лица. - В.К.) всего человечества».

Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.

Гуссерль - основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.


Деррида Жак (род. 1930). «…Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»… Все мои усилия - это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».

Деррида - лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.


Карнап Рудольф (1891–1970). «…Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов».

Карнап - австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.


Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть - значит быть значением связанной переменной».

Куайн - старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное нами в качестве эпиграфа.


Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».

Ленк - типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по гребле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя философии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в дело объединения усилий философов различных континентов и стран. Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской философии. Очень доброжелателен по отношению ко многом российским философам.

Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ориентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни.


Поппер Карл Раймунд (1902–1994). «…Свобода важнее равенства».

Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике

Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания.


Рассел Бертран (1872–1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.

Рассел - выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма.

Рассел - основатель аналитической философии.


Сартр Жан-Поль (1905–1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».

Сартр для Франции - это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять), политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.

В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.

В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.


Хайдеггер Мартин (1889–1976). «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».

Хайдеггер - один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось.

В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал-демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое.

Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер - основатель герменевтики.


Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн - незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день - самый известный философ Германии. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием многостраничных философских работ, но и его публицистической деятельностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермас пользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые известные политические деятели, он неоднократно награждался престижными премиями.

В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий.

Русская философия - одно из оригинальных направлений мировой философии. Среди ее особенностей следует, прежде всего, назвать онтологизм - пристальное внимание к иссле­дованию основ бытия и существенных для человека сторон жизни. С онтологизмом связаны такие категории русской философии, как почвенничество, всеединство и соборность. Из онтологизма следует и такая особенность русской философии, как универсализм, «обще- человечность» (Ф. М. Достоевский), стремление к синтезу разных сторон жизни, преодолению разделения духовного и материального, личности и общества, власти и свободы. Русская философия также по преимуществу ценностна: мо­ральна, эстетична и религиозна. Следующее отличие русской философии состоит в историзме. Уже в Древней Руси мы находим труды, посвященные исследо­ванию истории славянских племен: Нестор-летописец, Иларион Киевский и другие писали о русской истории и обычаях славянских племен. Наконец, следует назвать такую черту русской философии, как ориентированность на социальную практику - «конкретизм» (Б. В. Яковенко). Независимо от своих мировоззренческих прин­ципов русские философы зачастую делали практические выводы из общих рассуждений о человеке и обществе, разрабатывали про­екты переустройства общества и государства и улучшения жизни отдельного человека, его воспитания и духовного совершенствова­ния. При этом абстрактные философские рассуждения конкрети­зировались русскими философами во многом исходя из принципа правды-справедливости, что в некотором смысле усиливает роль и значение моральных принципов в социальных построениях рус­ских м ы с л и тел е й.

В XIX в. теоретическая зависимость отечественной философии от западных философских доктрин существенно уменьшается. Это период расцвета оригинальной русской культуры, который начался, как «золотой век» русской литературы А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого и Ф. Достоевского и завершил­ся «серебряным веком» русской культуры, искусства и философии, веком А. Чехова и А. Блока, С. Франка и Н. Бердяева. В XIX в. по­являются новые университеты и новые культурные центры, успеш­но, хотя и ие без противоречий, развивается отечественная наука и экономика. Наступает период сложнейших процессов перехода от крепостной России и традиционного общества к новой бессослов­ной государственности.

Наибольшую значимость имеет для понимания философии XIX в. религиозная философия, представленная наиболее ярко в концепциях П. Я. Чаадаева, учении славянофилов и воззрениях В. С. Соловьева.

Историософия Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856) су­щественно повлияла на многих русских мыслителей и продолжает влиять в настоящее время. Независимо от своих взглядов филосо­фы в прошлом и настоящем вынуждены разрешать поставленные Чаадаевым «мучительные» вопросы о специфике русской куль­туры, государства и права, принять либо отвергнуть его тезис из «Философических писем» о том, что «идеи долга, порядка и права чужды русской действительности». Основная философская про­блема, интересовавшая Чаадаева, - сравнение России и Европы в их историко-культурных и религиозно-духовных основаниях.

Прогрессивный ход истории, по Чаадаеву, представляет собой последовательную смену форм монотеизма: ветхозаветный Из­раиль - учение Платона - европейское христианство (католи­чество). Близок к этому процессу мусульманский Восток и очень далеки - Япония, Китай и Индия. Особое место в философии Чаадаева занимало исследование России. Он пишет о том, что Запад под воздействием католицизма олицетворяет собой тройное единство: религии, культуры, нрав­ственности, и поэтому здесь идеалы Царства Божьего на земле в основном достигнуты. С этой точки зрения все остальные формы цивилизации представляют собой тупиковые формы развития мировой культуры. Россия же после принятия ею христианства от Византии оказалась между цивилизационными путями развития, не став ни европейской, ни азиатской цивилизацией. Тем самым в России потенциально, согласно Чаадаеву, заложена любая воз­можность дальнейшего культурного развития, и у нее имеется некоторое «преимущество отсталости», поскольку она может не повторять ошибок западной цивилизации.

Славянофильство представлено именами Алексея Стенановича Хомякова (1804-1860), Ивана Васильевича Киреевского (1800-1856), Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860), Юрия Федоровича Самарина (1819-1876). В славянофильстве ключевой является категория соборности, что позволяет определять данное течение как философию соборности. Соответственно, в славянофильстве определены следующие критерии соборности: внутренний - религиозно-этический и внешний - социально- политический. Отличием славянофильской концепции соборности является сочетание трех моментов: православной веры, личной свободы и любви. Основой гносеологии славянофилов является представление о вере. Веру, соединенную с эмпирическим знанием, Хомяков на­зывает «живознанием», знание от веры и знание от рассудка вместе создают цельный разум. Тем самым в соборном сознании индивида присутствует единство разума, свободы и нравственного чувства любви. Ценная сторона философии славянофилов заключалась в вы­явлении нравственно-религиозных основ политики и права, обу­словленных всей духовной культурой русского народа. С точки зрения славянофилов, в политике государства должно учитываться материальное положение отдельных сословий, богатые должны де­литься своим богатством с бедными. Исходя из этого, государство не может строиться на формальном праве, а предполагает наличие нравственного права.

Славянофильская философия получила свое дальнейшее раз­витие во второй половине XIX в. Связано это с деятельностью и творчеством представителей так называемого неославянофильства: Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), Николая Николаевича Страхова (1828-1896).

Наиболее систематичной и последовательной в своих теорети теорети­ческих основаниях является философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) - крупнейшего философа России. Его религиозные взгляды могут квалифицироваться как христианский универсализм, ставший идейной предпосылкой соответствующей философской системы мыслителя. Она получила название фило­софии всеединства, и соответственно последователи Соловьева относятся к «всеединцам». В философии всеединства была по­ставлена задача раскрытия единства бытия и культуры в контексте христианских нравственно-религиозных ценностей.

Согласно Соловьеву, всякий общественный союз возникает на базе нравственного принципа предшествующего ему союза. До­бро или высшее благо, абсолютно сущее - направляющие начала исторического процесса. Предмет человеческой воли составляет общественное благо, моментами которого выступают формальное (материальное) благо, абсолютное существование и справедливость. Из стремления человека к благу проистекают все формы обществен­ных союзов. Так, из стремления к формальным благам возникает государство, из влечения к вечной жизни - духовное общество, а из стремления к справедливости - право. Соловьев выделяет три ступени развития человечества. Первая - экономическая начинается с семьи, где преобладают материальные потребности. Следующая - политическая: общение всех индивидуумов между собой. И самая высокая ступень - духовное общение, то есть церковь.

Философия Соловьева исходит из утверждения ценности сво­бодной личности и ее достоинства. Сущность свободы заключена в добровольном выборе человеком божественной цели, по отно­шению к которой даже свобода играет подчиненную роль. «Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей) и эта связь сде­лалась уже нравственной, внутренней, а не физической только, то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народы как свою собственную народность». Соловьев пола­гал, что христианство не упраздняет национальностей, но только в свершении великого дела - создании всечеловечества - народ сохраняет свою душу. Идеалом Соловьева является свободная теократия - высшая цель развития христианского государства и нормального общества, где свершилось един­ство духовной и светской власти, личности и государства.

Идеи Соловьева получили свою конкретизацию в философии права. Он выделяет в праве следующие основания: силу, разум и свободу. Противопоставляя благодатное право и юридическую за­конность, Соловьев воспроизводит характерную для русской мысли коллизию закона и благодати и видит достоинство русского народа в его «неспособности возводить свое несовершенство в закон».

Наряду с религиозной философией в России в XIX в. творчески развивалась и рациональная метафизика, тесно связанная с развити­ем философии Канта и Гегеля. В связи с этим в русской философии

возникают неогегельянство и неокантианство, которые, в частности, представлены в философии Б. Н. Чичерина и А. И. Введенского.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - один из крупней­ших русских метафизиков-гегельянцев, его философский метод продолжал традиции метафизики, восходящие к Аристотелю, Декарту, Каиту и Гегелю, и может быть назван метафизическим универсализмом. Чичерин верил в то, что наука - высшая наставница жизни, и ис­следовал в этой связи логические основания науки и метафизики.

Эмпирическая школа, но его мнению, в погоне за реальностью покидает всякую действительную почву. Мысли субъекта, кото­рый на самом деле есть деятельная сила, источник самого мышле­ния, превращаются в «пустую коробку», в которой сталкиваются и соединяются разнообразные впечатления. Чичерин призывал к объединению усилий философии, науки и теологии в познании мира и в раскрытии разумно-нравственной природы человека, так как целостность его духовной субстанции соответствует единству трансцендентно-божественного начала в мире.

Для понимания особенностей русской философии важным было и кантианство. Идеи Канта привлекли внимание ряда русских мыс­лителей. А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челнанов, Б. В. Яко­венко и Ф. А. Степун могут быть отнесены к неокантианцам. Из них Александр Иванович Введенский (1856-1925) был, по общему мне­нию, наиболее последовательным приверженцем философии Канта.

А.И. Введенский, с 1887 г. - профессор Санкт-Петербургского университета, читал лекции по логике, психологии и истории фило­софии. Он выступил одним из инициаторов создания в 1897 г. при Петербургском университете Философского общества и до 1921 г. являлся его председателем.

Сущность философской системы Введенского может быть определена как критицизм. Этот термин стал характеристикой целого направления отечественной философии Х1Х-ХХ вв. Именно Вве­денскому принадлежит заслуга разработки логико-теоретических оснований критической философии. делена как критицизм. Этот термин стал характеристикой целого направления отечественной философии Х1Х-ХХ вв. Именно Вве­денскому принадлежит заслуга разработки логико-теоретических оснований критической философии. В рамках логическо­го учения Введенский развивает «русский способ» доказательства метафизики в виде логицизма, который сводит теорию познания к формальной логике, объявляет ее гносеологией и кладет в основу построения философского знания.

Среди важных течений русской философии XIX в. необхо­димо также назвать позитивизм, представленный в концепциях К. Д. Кавелина, В. В. Лесевича, М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева. К позитивизму примыкала философия естествознания, в рамках которой работали И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, Л. И. Мечников, А. А. Ухтомский. В XX в. философия науки успешно развивалась В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским и А. Л. Чижевским.

Из магистральных течений русской философии XIX - начала XX вв. следует назвать и философскую антропологию, концепции А. И. Галича, Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, В. И. Несмело- ва, И. И. Лапшина. Она также ярко представлена в персонализме А.А. Козлова, интуитивизме Н. О. Лосского, экзистенциализме Л. И. Шестова и др.

Русские философы продолжили свое творчество и в XX в. В этом столетии, которое с полным основанием может быть названо рево­люционным, стоит выделить два главных направления развития отечественной философии. Первое - это философия русского за­рубежья, вобравшая в себя идеи и концепции мыслителей, многие из которых интенсивно работали в области философии еще до революции в России, но в связи с эмиграцией и высылкой из стра­ны оказались за рубежом. В их числе такие блестящие имена, как

Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. А. Ильин. Они стали вынужденными эмигрантами в различных странах Европы и там написали фундаментальные философские труды, которые с новой стороны раскрыли грани их научного таланта.

Из наиболее интересных концепций этого направления следует назвать философию Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944). Она построена на основе онтологического синтеза христианского мировоззрения и натурфилософии. Особенностью его философ­ских исканий был переход от содержательного анализа экономи­ческих отношений к последующему религиозно-метафизическому исследованию хозяйства как универсальной категории культуры и далее - к оригинальному обоснованию православного учения. Уже в ранний, марксистский период своего творчества Булгаков опубликовал цепные исследования: «О рынках при капиталисти­ческом производстве», «Капитализм и земледелие». Концепция Булгакова онгологична, так как он стремится рас­крыть натурфилософские основания хозяйственно-практической жизни. В этом контексте вполне оправданным является его об­ращение к натурфилософии Шеллинга, его философии тождества. Хозяйство расширяет про­странство жизни и свободы, оно покоряет и очеловечивает природу, «оживляет мертвую материю», в хозяйстве отражено естественное право человека на самосохранение, «хозяйство есть самозащита жизни».

Булгаков не отрицает необходимость хозяйства для обеспечения людей средствами пропитания, самосохранения человека. При этом стимулы труда видятся как в экономике, где он является предпо­сылкой и средством для преодоления бедности, так и в моральной сфере. В связи с этим Булгаков упоминает и пуританскую мораль, повлиявшую на формирование капитализма, а также говорит об аскетизме, который мог выполнять роль религиозной мотивации труда. Аскетическое отношение к труду как послушанию воспитыва­лось в монастырях Западной Европы и России. Нравственная моти­вация хозяйственной деятельности может быть различна для пури­танской культуры Запада, которая базируется на этике умножения имущества и богатства, и для России, где в основе позитивного отно­шения к хозяйству может быть положена этика служения обществу и государству. В последующем эта идея будет развита в евразийстве.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) является одним из наиболее известных и плодовитых философов России. Его философский стиль отличается отсутствием стремления к последовательному доказательству определенного тезиса и вы­страиванием непротиворечивой теоретической системы. Этот стиль

В. В. Розанов называл «высказыванием», он связан с эмоциональ­ным, образно-художественным самовыражением, желанием пере­дать личный духовный опыт, и в этом смысле он носит экзистен­циальный характер, характерный для всей русской философии. В своей философии Бердяев откровенно пристрастен и субъекти­вен, не стремится к точной фактологии, но он очень убедителен, так как обладает способностью интеллектуально заражать своих читателей, увлекая их не логикой, а общей духовной и культурной аргументацией. Он, несомненно, является одним из виднейших представителей европейского и русского экзистенциализма, он близок к Кьеркегору, Достоевскому, Ницше, Розанову и Шестову. Главная философская проблема, которая всегда волновала Бер­дяева, - это проблема человека, смысла его существования и судь­бы. Понятие человека, личности у него отличается от эмпириче­ского человеческого существа, которое составляет, с одной стороны часть Природы, а с другой - элемент социального целого. Проблема смысла существования человека заключается в том, что он находится на пересечении двух миров и сознает себя одновременно принадлежащим миру Божественному и природному. Важнейшей характеристикой подлинного бытия человека является свобода как «безосновная» реальность. Конкретизируя, он раз­деляет свободу на негативную и позитивную. Первая свобода - сво­бода в грехе, это дьявольская свобода отрицания. Вторая - свобода божественная, которая проявляется в творчестве. Содержанием положительной свободы являются любовь и истина, воплощен­ная в образе Христа. Любовь также является содержанием экзистенциального бы­тия, ибо любящие наиболее свободны в своем отношении друг к другу. Бердяев не отрицает необходимость государства, которое нужно для наведения элементарного социального порядка, но по­лагает, что истинная общественность возможна лишь при условии свободного союза людей. Идеалом подлинного общества является духовный союз людей, где присутствуют индивидуализм и свобо­да.

Философ строит также своеобразную философию истории, согласно которой человечество в своем духовном развитии про­ходит три стадии, эона. Первая, соответствующая Ветхому Завету, есть фаза законнического сознания, вторая стадия соответствует Новому Завету. Согласно Бердяеву, только в эпоху христианства была открыта иррациональная стихия подлинной свободы, и с ней связан догмат о грехопадении, то есть признание, что в основе мира лежит первая иррациональная свобода. Третий эон, на пороге ко­торого находится человечество, есть эпоха творческого сознания, соответствующая антропологическому откровению в духе. В свя­зи с этим Бердяев в ряде работ рассматривает русскую историю и культуру и ставит также тему русского мессианизма. Он убежден в том, что Россия фатально предрасположена к решению эсхато­логических задач. Пространственно она поставлена в мире как великий «Восток-Запад», составляющий узел всемирной истории, заключающий в себе возможность решения всех мировых проблем.

Оригинальным течением русской философии XX в. было евра­зийство. Оно явилось довольно редким примером междисципли­нарного научного синтеза, поскольку объединило специалистов из разных областей знания; философов, историков, юристов, лингви­стов, экономистов и географов.

Важнейшие идеи евразийства содержатся уже в работе Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938) «Европа и человече­ство» (1920). Основной мотив его книги - критика абсолютизации преимуществ европейской культуры. Он писал, что «та культура, которую поднесли...иод видом общечеловеческой цивилизации, иа самом деле есть культура лишь определенной этнической группы романских и германских народов». Для евразийцев Россия - это не Запад и не Восток, а именно Евразия - особый географический и культурный мир с ее специфическим субъектом - симфониче­ской личностью. В культуре евразийцы выделяли «два порядка» ценностей: одни связаны с установлением направления и целей на­родной жизни, другие - со средствами их достижения - техникой и эмпирическим знанием. Из этого следовал вывод о преимуществе духовной культуры России-Евразии.

Ведущее место в идеологии евразийства занимает учение Петра Николаевича Савицкого (1895-1968) о месторазвитии, которое означает единство географического, этнического, хозяйственного и исторического начал в развитии тех или иных народов. Савицкий подчеркивает, что концепция месторазвития вполне сочетается с признанием многовариантности человеческой истории и с выделе­нием наряду с географическим также и самобытного духовного на­чала жизни. Развивая свою мысль, он определял Россию, как по сво­им пространственным масштабам, так и по географической природе, единой во многом на всем ее пространстве и в то же время отличной от природы прилегающих стран. Этому континенту, предельному «Европе» и «Азии», но в то же время не похожему ни на ту, ни на другую, подобает имя «Евразия». Евразийцы обратили внимание на то, что исторические границы Евразии совпадали с историческими границами Российской империи, что свидетельствовало об их есте­ственности и устойчивости. Ограниченная с севера полосой тундры, а с юга горной полосой, Евразия мало соприкасается с Мировым океаном, и для нее исключается активное участие в океаническом (региональном) хозяйстве, характерном для Европы. Вместе с тем огромные размеры и наличие естественных богатств Евразии по­стоянно подталкивали ее к идее и осознанию экономической самостоятельности, превращения в «континент-океан». Все реки России текут в меридиальном направлении, а непрерывная полоса степей объединяет и пронизывает ее с запада на восток. Объединителем Евразии не могло стать государство, возникшее и остававшееся неподвижно в том или ином речном бассейне. Понятие «границы» оказывается важным определением для существа той культуры, которую представляла Евразия. Приведенные положения об особом отношении континенталь­ных государств к мировому океаническому рынку служили обосно­ванием неизбежности государственного вмешательства в экономи­ку. Отчетливо осознавая связь с государственным вмешательством в экономику таких недостатков, как бюрократизм, волокита и бесхо­зяйственность, евразийцы считали средством их изживания, наряду с сознательной борьбой с ними самих государственных органов, также и конкуренцию со стороны частного предпринимательства. Для евразийцев были неприемлемы стяжательский характер запад­ной цивилизации, подчинение человека погоне за прибылью, замена человеческих отношений жестким экономическим расчетом, дух рационализма и конкуренции. Необходим, по их мнению, третий путь, устанавливающий связь материального с духовным и умело сочетающий то, что должно быть национализировано, с тем, что должно оставаться частным (земля), потому что «хозяйское цене- ние хозяйства начинается с религиозного корня».

Так, Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) полагал, что общее направление пути, которому должно следовать преобразование собственности, можно выразить в формуле: «ни капитализм, ни социализм».

Евразийская модель смешанной экономики была, по их мнению, наиболее адекватна географическим, экономическим и историче­ским условиям России. Плановое хозяйство и предоставляемая лич­ности свобода выбора хозяйственных форм, согласно Савицкому, - два внешне противоречивых, а по существу, вполне согласуемых принципа. В связи с этим Алексеев развивал концепцию «правед­ного государства». Право не должно быть оторвано от обязанности, обязанность должна обосновывать правомочие и сливаться в право­отношении в одно органическое целое, как это и соответствует духу подлинно христианского вероучения. Таким образом, евразийство развивало особую философию культуры, тесно связанную в своих истоках со славянофильством. Оно продолжалось и в последующем в философии Л. Н. Гумилева.

Особую значимость для русской философии XX в. представляет творчество Ивана Александровича Ильина (1883-1954) - ори­гинального ученого, внесшего большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли.

Его философия во многом посвящена исследованию нравст­венно-религиозных оснований права. В период, когда в филосо­фии права господствовали позитивистские тенденции, он пока­зал необходимость апелляции к духовности человека в решении философско-правовых вопросов, ставил цель сиять противоречие между государством и индивидом, частным и общественным инте­ресом, естественным и положительным правом, внешней и внутрен­ней свободой личности.

В творчестве Ильина всестороннее и глубокое освещение полу­чает проблема противостояния злу. Решая ее, он критикует теорию «непротивления злу насилием» Л. Толстого, полагая, что непротив­ление есть потворство злу. Согласно Ильину, «добро есть любящая сила духа, зло - слепая сила ненависти». Поэтому в борьбе со злом нужно использовать, прежде всего, душевно-духовное воздействие на человека.

Развитие русской философии XX в. тесно связано также и с тру­дами философов, которые продолжали жить и творить на террито­рии СССР. Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Л. П. Карсавин, не имея возможности для свободного философ­ского творчества, тем не менее, продолжали писать и создавать интереснейшие сочинения. Некоторые из них: П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, Г. Г. Шпет - погибли в сталинских лагерях. Их труды являются важнейшей составляющей русской философии в ее национальном и универсальном значении.

В контексте отечественной философии XX в. необходимо на­звать и советских философов, которые стремились выявить гу­манистические стороны марксизма. Работы А. А. Богданова, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова и др. раскрывали «человеческое» содержание марксизма.

Необходимо сказать и о том, что, несмотря на некоторое на­чальное отставание в своем развитии от западноевропейской фило­софии, русская философия сумела его преодолеть. В XIX в. она продемонстрировала удивительную способность к ускоренному прогрессу, и отношения между русской и западноевропейской философией перестали быть односторонне направленными. В это время происходит расцвет и возникает «цветущая сложность» философской культуры в России, создаются многие оригинальные и глубокие философские концепции.