Рогожская станица: как живут московские казаки-старообрядцы. Современное древлеправославие - старообрядческая рогожская ярмарка

Рогожская станица: как живут московские казаки-старообрядцы. Современное древлеправославие - старообрядческая рогожская ярмарка
Рогожская станица: как живут московские казаки-старообрядцы. Современное древлеправославие - старообрядческая рогожская ярмарка

Издревле в разных странах христианского мира имеются свои особенные праздники, памятные даты, связанные с историческими событиями или чтимыми святынями. Так, в Греции особенно почитается день памяти великомученика Димитрия Солунского. На острове Кипр сложилась традиция торжественно отмечать праздник Воздвижения Креста Господня. В Португалии широко отмечается Праздник Тела и Крови Христовых. Во Франции день Успения Пресвятой Богородицы, среди прочих религиозных праздников, является одним из самых почитаемых. Торжественней его отмечается лишь Рожество.

Существовали подобные обычаи и на Святой Руси. До церковного раскола особенно почитаемым праздником был день перенесения мощей первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба. В этот день звонили в колокола и шли крестные ходы по всей Руси. В Костромской губернии нарочитым праздником считался и сохраняется поныне день обретения Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Свои особо почитаемые праздники есть и у православных-старообрядцев. С конца XVII века особенно торжественно староверы отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Интересно, что этот праздник, почитаемый и в Русской Православной Церкви, совсем не известен в Греции, считающейся его прародиной. Неизвестен Покров и в других странах.

Большую известность в последние годы в старообрядческой Церкви приобрел Великорецкий крестный ход, который приурочен к празднику рождества Николы Чудотворца (29 июля/11 августа) и проходит ежегодно 9-13 августа. Этот крестный ход имеет древнее происхождение и стал широко известен в XVII веке.

Есть особый праздник и у московских старообрядцев — воскресный день или, как принято говорить согласно церковному уставу, . Широкое празднование дня свв. Жен-Мироносиц на Рогожском связано с другой памятной датой — открытием в 1905 году запечатанных на 50 лет алтарей храмов Рогожского кладбища. 16 апреля император Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви:

Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу.

Широкое празднование недели свв. Жен-Мироносиц в Рогожской слободе начинается в середине XX века. В первое время в эти дни в Москву приезжали христиане-старообрядцы в основном из районов центральной России. Однако с каждым годом здесь всё больше появлялось молодёжи, гостей из разных регионов, сперва СССР, а потом и Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В 2018 году торжества на Рогожском также приобрели особый размах, и это благодаря сложившемуся плодотворному и деятельному сотрудничеству старообрядческой Митрополии и Правительства Москвы.

Нынешние праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо традиционного вечера песнопений, включили в себя ярмарку народных промыслов. Также в Новых Палатах (Доме причта) открылась выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Олега Молчанова и прошла лекция, посвященная современному состоянию христианства в Пакистане, развитию пакистанской старообрядческой общины. Эти мероприятия привлекли внимание многочисленных гостей, приехавших на праздник.

Торжественное богослужение

22 апреля 2018 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, прошли основные торжества, посвященные Неделе свв. Жен-Мироносиц.

В этом году в мероприятиях праздника свв. Жен-Мироносиц приняли участие не только старообрядцы из Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически изо всех уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Богослужение возглавил Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов). За божественной литургией владыке сослужили епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин), епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов), епископ Казахстанский Сава (Чаловский), епископ Томский Григорий (Коробейников), двадцать два священника и двенадцать диаконов.

Понаблюдать за традиционным торжественным старообрядческим крестным ходом прибыли представители иных конфессий, многочисленные журналисты, жители и гости г. Москвы.

Крестный ход проходил вокруг и соборов и . Согласно установленному порядку, во время крестного хода впереди несут три фонаря с горящими свечами, за ними — запрестольный Крест и иконы, казаки несут старинные хоругви.

Затем настоятель Покровского собора протоиерей Виктор Жельцов несет Евангелие, за ним идут остальные священники по старшинству поставления, от младшего к старшему, потом епископы и митрополит. За ними следуют свещеносцы, певцы и все молящиеся.

По окончании богослужения священство и гости проследовали в Дом причта на праздничную трапезу, которая располагалась на двух этажах.

Рогожская ярмарка

В этот же день, 22 апреля, на территории Рогожской слободы на площади около 2.000 кв.м. действовала ярмарка народных промыслов старообрядческих приходов России, на которой было представлено традиционно широкое разнообразие товаров: книги, иконы, церковная утварь, церковная одежда, народный костюм, изделия из льна, оренбургские пуховые платки, плетёные корзины и деревянные бочки, расписная деревянная игрушка, различные напитки, приготовленные по старинным рецептам, и многое другое.

Представители СМИ, гости праздника могли не только приобрести товары народных промыслов, но и запросто поговорить с продавцами о происхождении того или иного предмета, традициях его изготовления, бытовании и использовании в древней Руси и в наши дни.

В этом году широкое участие в работе ярмарки приняли старообрядцы других согласий. В частности, несколько торговых мест заняли безпоповцы — чада Древлеправославной Поморской Церкви. На ярмарке присутствовали председатель Новгородской общины ДПЦ, член Российского Совета ДПЦ Алексей Безгодов; председатель Самарской общины ДПЦ Павел Половинкин; исполняющий обязанности наставника Крестецкой общины ДПЦ (Новгородская область) Алексей Деликатный.

Также на территории Рогожской слободы действовали площадки с подвижными играми, на которых опытные инструктора обучали всех желающих, главным образом детей и подростков, основам стрельбы из лука и фехтования на старинных мечах.

Старообрядчество в Пакистане

В 17.00 в Новых Палатах состоялась встреча с руководителем Просветительского отдела Митрополии иереем Михаилом Родиным (г. Балаково) и иереем Кирилом Шахзадом (Пакистан). Темой встречи стал рассказ о жизни старообрядческой общины в Пакистане.

Иерей Михаил рассказал о посещении делегацией московской Митрополии христианской старообрядческой общины, находящейся в столице страны — городе Исламабаде, и отметил, что, несмотря на молодой возраст пакистанской общины, она довольно многочисленная. Настоятель пакистанской общины иерей Кирил Шахзад рассказал историю своего священнического служения, которое он начал в Руссой Православной Церкви За границей, и своем пути к старообрядчеству. Он сказал, что не случайно присоединился к старообрядческой Церкви, потому что этому предшествовало глубокое изучение вопроса. Его прихожане с радостью откликнулись на предложение присоединиться к Русской Православной старообрядческой Церкви. О. Михаил призвал христиан России оказать посильную помощь в становлении старообрядческой общины Пакистана, поскольку в этой стране невозможно приобрести ни икон, ни свечей, ни иной церковной утвари.

Вечер духовных песнопений

Вечером в Христорождественском храме состоялся ставший уже традиционным 13-й вечер древнерусского знаменного пения. На вечере присутствовали многочисленные зрители, включая студентов средних специальных и высших учебных заведений по предметам культуры, знатоки знаменного пения из числа ученых, представители старообрядных приходов Русской Православной Церкви.

Во время вечера, продолжавшегося более трех часов, прозвучали богослужебные песнопения в исполнении 12-ти старообрядческих хоровых коллективов разных епархий и приходов, среди которых: хор Покровской общины г. Ржева (мужская группа хора, руководитель: чтец Илья Гладышев; женская группа хора, руководитель: Валентина Чунина; детская группа хора, руководитель: Екатерина Чунина; сводный хор, руководитель: протодиакон Иоанн Чунин), хор Кишиневской епархии (руководитель хора: чтец Георгий Панко), хор Лиговской общины храма во имя Святой и Живоначальной Троицы города Санкт-Петербурга (руководитель хора: чтец Дионисий Синельников; женская группа хора, руководители: Валентина Давыдова, Анна Карванен; детская группа хора, руководители: Татьяна Душкевич, Марина Карванен), хор Московского старообрядческого Духовного училища (руководители: мужской и сводный хор — чтец Александр Мелентьев; женский хор — Екатерина Захарова), хор Покровского кафедрального собора, что на Рогожском (руководитель мужской группы: чтец Виталий Москвичев; руководители женской группы: Анна Савельева и Марина Андроникова), хор Просветительского отдела Митрополии в г. Москве (руководитель хора: чтец Даниил Ермохин), хор Уральской епархии (руководитель: диакон Никола Татауров), хор кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону (руководитель: чтец Филипп Севастьянов), Новосибирский женский хор кафедрального собора Рожества Пресвятой Богородицы (руководитель: Христина Бачурина), Архиерейский хор Киевской и всея Украины Архиепископии (руководитель: чтец Иоанн Пишенин), учебная группа Новосибирской школы знаменного пения (руководитель: Владимир Долгов), Нижегородский хор храма во имя Успения Пресвятой Богородицы (руководитель: Федор Лебедев).

Архиерейский хор Киевской и всея Украины Архиепископии исполнил стихеру на память святого и равноапостольного великого князя Владимира «Не от человек звание приял еси» и стихеру на память блаженной княгини Ольги «Духовно возвеселитеся рустии концы»; хор Уральской епархии исполнил песнопения на память святителя Стефана Пермского «Егда божественное звание» и «Премудрости твоей и слову». Хор ржевской Покровской общины наряду с кафизмами, пасхальными стихерами и величанием Благовещению Пресвятой Богородицы исполнил духовный стих «Русь святая двуперстная». Участники Нижегородского Успенского хора пропели стихеру Пресвятой Троице «Дух Святыи, Свет и Живот».

После окончания выступлений отдельных хоров были исполнены стихеры Пасхе сводными мужским (руководитель: чтец Виталий Москвичев) и женским (руководитель: Марина Андроникова) хорами.

23 апреля состоялись экскурсионные поездки участников торжества в города Сергиев Посад и Коломну, о чем будет рассказано позже.

Также предлагаем вам фотогалерею — фотографии некоторых участников торжеств недели Жен-Мироносиц, сделанные в течение последних 15 лет, и историка Глеба Чистякова о том, почему в наши дни старообрядцы РПсЦ отмечают годовщину указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в Неделю свв. Жен-Мироносиц, а не 17 апреля, о чем гласило определение Освященного Собора 1905 года.

Неделя святых Жён-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. «Неделя» на церковно-славянском языке означает воскресенье.
В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна.
Это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Для старообрядчества этот день имеет еще одно, особое значение. В 1856 году, через 200 лет после начала гонений на древлеправославие, московские власти при участии Синода в очередной раз запретили совершать Божественную Литургию в старообрядческих храмах, а их алтари были опечатаны.
Лишь спустя 49 лет (!), в канун Пасхи 1905 года, печати были срезаны по указу Николая второго, подписавшего исторический указ о даровании всем россиянам религиозных свобод и веротерпимости. В полуразрушенных алтарях впервые смогли приготовить св.Причастие, а службу вели священники без угрозы быть арестованными.
В память о великой радости московские старообрядцы заложили колокольню – русский символ свободы – которая с тех пор возвышается над ансамблем Рогожских храмов. Тогда было решено во второе воскресение после Пасхи обходить Крестным ходом Рогожский поселок в память о даровании религиозных свобод.

Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник. Он проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопровождается Крестным ходом по Рогожской Слободе, старообрядческой ярмаркой и гуляниями. Завершается праздничный день трехчасовым концертом знаменного пения в Покровском кафедральном соборе – удивительном событии как для любителей древней певческой традиции, так и для профессионалов.

Ознакомление с программой праздника.

Как уже было сказано, по традиции на торжество в Рогожской Слободе собираются наиболее активные представители старообрядческой молодежи со всех концов света. Они общаются, делятся новостями, налаживают новые контакты.

Так из года в год происходит передача житейского и духовного опыта, православной культуры, обычаев и традиций.

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платки женщины закалывают булавкой под самым подбородком.

День этот следует провести в светлой радости.
Посмотрите на лица собравшихся гостей и прихожан.

И что самое замечательное, во время фотосъёмки на нас никто не обращал внимания, никто не прогонял, хотя мы были здесь чужие.
Как уже говорилось, Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц самый «светский» старообрядческий праздник и, если у вас есть желание познакомиться с традициями старообрядчества, то этот день - лучшее время для посещения Рогожской слободы.

Как я уже сказала, большинство старообрядцев в посёлке не против того, чтобы их снимали. Но совсем уж наглеть не стоит. На работу некоторых фотографов даже нам со стороны было неприятно смотреть. Накрутив на фотоаппарат телевик, девушка тыкала объективом людям прямо в лицо, дёргала за руки, просила развернуться, улыбнуться, встать так или сяк. Помимо того, что она раздражала людей, приехавших на праздник, так ещё и другим фотографам вредила: распугала те сценки, что сами собой мирно складываются в сюжеты, и за которыми обычно очень осторожно охотишься.

Фотограф, от которого спасаются бегством.

Далее я буду перемежать фотографии прошлого года с фотографиями, сделанными сегодня. Пасха в этом году припозднилась, поэтому и Неделя святых жён-мироносиц выпала на середину мая. Погода не сильно отличается от прошлогодней, но деревья уже покрыты зеленью и солнышко светит поярче.

Рогожская ярмарка.
Участие в ярмарке для продавцов бесплатное, все хлопоты по организации берут на себя казаки Рогожской старообрядческой станицы, которые отдают этому много сил и личных средств.

Перед Божественной Литургией.

Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм.
Во время богослужения женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди - это тоже старообрядческая традиция. Поклоны - поясные и земные - делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.
Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в старообрядческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы. А певцы поют по «крюкам» - особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста.

Крюковая нотация (фото из статьи «Старообрядцы», журнала «Нескучный сад»)

Помните, как у Н.С.Лескова в «Запечатленном ангеле»: «Особенно же нам, староверам, тут нравилось, что мы в тогдашнее время повсюду за свой обряд гонению подвергались, а тут нам была льгота: нет здесь ни городского начальства, ни уездного, ни попа; никого не зрим, и никто нашей религии не касается и не препятствует... Вволю молились: отработаем свои часы и соберемся в горницу, а тут уже вся святыня от многих лампад так сияет, что даже сердце разгорается. Лука Кирилов положит благословящий начал; а мы все подхватим, да так и славим, что даже иной раз при тихой погоде далеко за слободою слышно. И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по русскому образцу склонны, но и иноверам. Много из церковных, которые благочестивого нрава, а в церковь за реку ездить некогда, бывало, станут у нас под окнами и слушают и молиться начнут. Мы им этого снаружи не возбраняли: всех отогнать нельзя, потому даже и иностранцы, которые старым русским обрядом интересовались, не раз приходили наше пение слушать и одобряли. Главный строитель из англичан, Яков Яковлевич, тот, бывало, даже с бумажкой под окном стоять приходил и все норовил, чтобы на ноту наше гласование замечать, и потом, бывало, ходит по работам, а сам все про себя в нашем роде гудет: "Бо-господь и явися нам", но только все это у него, разумеется, выходило на другой штыль, потому что этого пения, расположенного по крюкам, новою западною нотою в совершенстве уловить невозможно».

После Божественной Литургии.

Крестный ход

А вот как в том же «Запечатленном ангеле» Н.С.Лесков описывает иконы, хранившиеся у старообрядцев: «Особенно же были при нас две иконы, одна с греческих переводов старых московских царских мастеров: пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются, а другая ангел-хранитель, Строганова дела. Изрещи нельзя, что это было за искусство в сих обеих святынях! Глянешь на владычицу, как пред ее чистотою бездушные древеса преклонились, сердце тает и трепещет; глянешь на ангела... радость! Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светлобожественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануплев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься "осени", и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона!»

«...расскажи мне еще, что вы по своему понятию за вдохновенное изображение понимаете?»
«Разъясняю ему всю разницу: что ноне, мол, у светских художников не то искусство: у них краски масляные, а там вапы на яйце растворенные и нежные, в живописи письмо мазаное, чтобы только на даль натурально показывало, а тут письмо плавкое и на самую близь явственно; да и светскому художнику, говорю, и в переводе самого рисунка не потрафить, потому что они изучены представлять то, что в теле земного, животолюбивого человека содержится, а в священной русской иконописи изображается тип лица небожительный, насчет коего материальный человек даже истового воображения иметь не может».

Икона «Св. жены мироносицы у гроба Господня»

Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

Икона «Николай Чудотворец с житием», следом Тихвинская икона Божией Матери.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Покров Пресвятой Богородицы», икона «Спас Вседержитель».

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад»

Слева епископ Евмений, справа епископ Силуян Новосибирский, за ним Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси.

Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси

Знаменное пение (крюковое пение)

Все фотографии с репортажа этого и прошлого года, кроме одной указанной.
Неделя святых жён-мироносиц:
Прошлый год 26 апреля 2015г.
Нынешний год 15 мая 2016г.