Примеры конкретных и абстрактных понятий. Абстрактное существительное и его роль в языке. Обобщение и ограничение

Примеры конкретных и абстрактных понятий. Абстрактное существительное и его роль в языке. Обобщение и ограничение
Примеры конкретных и абстрактных понятий. Абстрактное существительное и его роль в языке. Обобщение и ограничение

Абстрактное (лат. abstractio - отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; конкретное (лат. сгущённый, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное.

Определение знания в качестве конкретного или абстрактного - относительно и имеет смысл лишь в сопоставлении двух знаний, отнесённых к одной и той же реальности. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод исследования применим только для изучения целого, представимого как органическая система связей. Первым шагом является при этом выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении - изоляции - этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей - конкретизация предмета изучения - проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции.

Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности).

Иногда, как особый тип, выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении)". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат. concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.

С.В. Воробьева

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Конкретные понятия - это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война », явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.

Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство » (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей », а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».

Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» - общее, конкретное; а «посредничество » - общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное.

Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом - множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом - в качестве десигнатов понятия «равенство».

Деление понятий на конкретные и абстрактные - относительно . Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» - абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» - это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» - абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное - «юрист », а «жертва некомпетентности » - конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное - «некомпетентность».

Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» - «гражданственность», «работник» - «профессионализм», «заработная плата» - «платность», «суд» - «судимость».

Понятия безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).

Соотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».

Пример: понятия «три» и «пять» - безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 - «числитель», а число 5 - «знаменатель» - это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты - числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.

Иллюстрацией природы соотносительных понятий является шутка: на вопрос, кто кого порождает, «отец – сына» или «сын – отца», следует парадоксальный, на первый взгляд, ответ: «сын порождает отца», и такой ответ верен. Если спросить мужчину, первым ребенком у которого был сын, когда он стал отцом, он назовет дату рождения своего первенца.

Приобретаемые человеком в результате образования понятия не являются соотносительными («юрист», «инженер»).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Логика

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евланникова Г.Е
Е 17 Логика: учеб. Пособие / Г.Е. Евланникова. – СПб: СПбГИЭУ, 2011. – 235. С. ISBN Учебное пособие освещает основные понятия, и проблемы

Предмет логики
Логика(от греч. logos - мысль, речь, разум) - это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира. Одной из основных задач логики является – поиск истины, т.е. она изу

Правильность и истинность
Как уже говорилось выше, логика изучает не всякое мышление, а лишь то которое направлено на поиск и обоснование истины. Различение понятий «истинность» и «правильность» связано с выделением в мышле

Логика в Древнем Китае
Логика в Китае появилась в период развития разнообразных школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы, учитель Мо (V-IV вв. до н.э.) основал школу мо-цзя,

Индийская логика
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н.э.. Две из шести ортодоксально-индуистских школ индийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания

Логика античности
Несмотря на то, что первые учения о рассуждении, о формах и способах мышления возникли в Древней Индии, Китае, в основе современной логики лежит аристотелевское учение. Принято именно Аристотеля (3

Логика в Средневековье
В средние века в Европе государственная христианская идеология подчинила себе науку, политику, культуру, и логика становится служанкой богословия, и только в арабских странах, логика еще сохраняет

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время
В эпоху Возрождения экспериментаторы стали противопоставлять опыт дедукции, связываемой со схоластикой и Аристотелем. Леонардо да Винчи, Г. Галилей своей логикой «

Современная логика
В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки, бурно развиваются как теории, так и практики «машинного мышления», создаются вычислительн

Логика в России
Первый россиянин, написавший, всего лишь три страницы о логике, был князь А. М. Курбский (1528-1583 гг.). Им подготовлена к изданию первая на русском языке печатная книга по логике

Мышление и язык
Мышление - высшая форма активного отражения, выражающаяся в целенаправленном познании человеком существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании

Язык как знаковая система
Язык возникает одновременно с появлением человеческого общества в процессе трудовой деятельности первобытных людей. В ходе своего развития и функционирования он детерминируется совокупностью процес

Понятие и имя
Основными формами правильного мышления являются - понятие, суждение и умозаключение. Человеческая речь состоит из слов. Слова необходимы для того, чтобы обозначать, имен

Структура понятия
В структуре понятия выделяют содержание и объем, каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание. Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство этих двух

Образование и роль понятий
Возникновение понятий - объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Сначала, человек, мыслил образно, для него «зверь» – это олень,

Виды понятий по объему
Понятия простые, сложные и дескриптивные Простые понятия – это понятия, выраженные одним словом: «стол», «завод», «дерево», «космонавт»,

Понятия общие, единичные и нулевые
Понятия по объему делятся на непустые и пустые понятия, в зависимости от отношения к существующим или к несуществующим реально предметам мысли. Непустыми понятиям

Понятия собирательные и несобирательные
Собирательные понятия - это понятия, которые обозначают некоторую совокупность предметов, составляют некую целостность, рассматриваемую как самостоятельный предмет. Содержание собират

Понятия положительные и отрицательные
Положительные понятия – это такие понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств, т.е. их содержание составляют свойства, присущие предмету: «п

Отношение между понятиями
Рассмотренные виды понятий могут находиться между собой в определенных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости. Несравнимость – отнош

Отношение совместимости между понятиями
Объем понятия представляет некоторое множество предметов, а соотношение понятий по объему представляется как отношение между множествами. Отношение по объему между понятиями, так же как и по содерж

Отношение равнообъемности между понятиями
В отношении равнообъемности (равнозначности) понятия, объемы которых полностью совпадают. Содержание у них может быть одинаковым или различным («прямоугольный ромб» и «равносторонн

Отношение пересечения между понятиями
В отношении пересечения находятся объемы двух или более понятий, частично совпадающих друг с другом. СХЕМА: Отношение пересечения изображается двумя частично

Отношение подчинения между понятиями
В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного полностью включает в себя объем другого, но не покрывается им целиком.

Отношение соподчинения между понятиями
В отношении соподчинения находятся два или более однопорядковых вида одного и того же рода. Однопорядковые виды – это виды, относящиеся к одному горизонтальному уровн

Отношение противоположности между понятиями
В отношении противоположности находятся соотносительные понятия, образованные в результате сравнения интенсивностей некоторой величины. Предметы таких понятий объедин

Отношение противоречия между понятиями
Противоречащие понятия исключают друг друга, но не предполагают, как противоположные. Одно из таких понятий указывает на какие-то признаки, а другое - отрицает их. Таким образом, одно из противореч

Ограничение и обобщение понятий
Обобщение – это операция, в которой при помощи исключения видообразующего признака из содержания данного понятия получают родовое понятие из видового, таким образ

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. В теоретической и в практической областях час

Определение понятий
Определение понятия (дефиниция) - это операция, состоящая в раскрытии содержания, нахождении существенно-общих признаков определенного класса предметов, мыслимого в данном поня

Структура атрибутивного суждения
S – Р, атрибутивное суждение состоит из субъекта, предиката, которые являются терминами, связки и квантора. S - субъект суждения, понятие о предме

Конъюнктивные (соединительные) «L» - суждения, объединяемые связками «и», «но», «да», «а», «а так же», «хотя», «однако». Р L q
Пример: «Ночи бывают лунные и безлунные». Состоит из суждений: «Ночи бывают лунные» и «Ночи бывают безлунные». Суждение истинно тогда и только тогда, ког

S есть Р → aS есть аР
Пример: «Все кошки - хищники» → «Все домашние кошки - домашние хищники». Как правило, ограничения в целом неправомерны, не всегда суждения, полученные с п

Из атрибутивных
Если посылка - суждение вида А, Е, I или О, то непосредственный вывод можно сделать путем вывода по логическому квадрату, Отношение противоречия

Из реляционных
Логическим основанием служит характер отношения R между предметами Х и У. Отношение симметричности Если Х=У, то и У=Х, то из посылки

Непосредственный вывод через преобразование
Преобразование суждений, происходит в формах обращения,превращения и противопоставления S и Р, которые мы уже рассмотрели в теме «Суждение». Умозаклю

Из атрибутивных суждений
Типичная форма опосредствованного вывода - простой категорический силлогизм, состоящий из двух посылок и нового суждения - заключения. Пример

I II III IV
М Р Р М М Р Р М S M S М M S М S К I фигуре относят силлогизмы, в которых средний термин занимает место S в большей посылке и место Р в меньшей

Модусы простого категорического силлогизма
Модусы силлогизма - разновидности фигур, отличающиеся друг от друга качеством и количеством суждений, являющихся посылками и заключением. Поскольку в простой категорический силлогизм входит

Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison
Входящие в название модусов гласные буквы соответствуют символическому обозначению посылок и заключения, поэтому в названии каждого модуса всего три гласных. Согласные бу

SаM; SiM; MaS; MiS
Заключение: SеP; SоP; SоP; SоP. Отношения в меньшей посылке исключающие возможность заключений: SeM; SoM; MeS, MоS. 8. Отношение терминов в больш

Из реляционных суждений
Не силлогистические дедуктивные опосредованные умозаключения. У них может быть определенное сходство с силлогизмами. Пример: «B. Маяковский - современник М. Горьког

Опосредованный вывод из сложных суждений
Логическое следование заключения определяется не субъектно-предикатными отношениями, а логической связью между составляющими сложного суждения. Выделяют два вида опосредованных умозак

Виды индукции
Полная индукция, если посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих индуктивному обобщению. Схема достоверной индукции: S1 есть Р S

Индуктивные методы установления причинной связи
Причина - явление (совокупность явлений), при возникновении которого необходимо вызывается другое действие - следствие,а при его исчезновении неизбежно вле

Условия правомерности индуктивных выводов
1. Для индуктивного обобщения необходимо чтобы число случаев, зарегистрированных в посылках, было возможно большим. Как правило, причина заблуждения заключается не в недостаточном кол

Логические ошибки в индуктивных умозаключениях
Увеличивает вероятность вывода не допущение следующих распространенных ошибок: «поспешное обобщение» и «после этого, значит по причине этого». «Поспешные обобщения»

Виды аналогии
Атрибутивная аналогия Выводы по аналогии - перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип, образец). Модель в процессе познания выступает как зам

Отличие между индукцией и аналогией
Эти умозаключения от частностей, но разница между ними в том, что индукция приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. Умозаключение по аналогии не обращается к опре

Условия правомерности выводов по аналогии
Строение разных форм выводов по аналогии различно, поэтому общих правил нет, речь идет только о правилах отдельных форм выводов по аналогии. Начнем с аналогии типа парадейгмы.

Роль аналогии
Чем меньше научных и практических знаний, тем чаще человек судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися. Если отсутствуют опытные обобщения, то рассмотрение явлений по сходным признака

Логические ошибки в аналогии
Аналогия иногда поверхностна и ведет заведомо к ошибочному выводу, а то вообще заводить в тупик. Многие бытующие до сих пор предрассудки - вера в приметы, гадание - опираются на ошибочные аналогии.

Доказательство – способ обоснования истинности
Получение опосредованных, выводных знаний происходит не только в форме умозаключения. Доказательство строится на умозаключениях, но не сводится к ним. Открывая истину, челов

Структура доказательства
Во всяком доказательстве различают три части: доказываемое положение, или тезис - то, что должно быть доказано или сделано очевидным, выражается в форме суждения; основание доказатель

Опровержение
Опровержение - это отрицание доказательства, обоснование ложности или несостоятельности либо элементов, либо доказательства в целом. Опровержение структурно мало чем отличается от доказательства. О

Правила тезиса
Доказуемый тезис должен быть истинным, истинность тезиса не рождается, а лишь устанавливается, раскрывается. Все попытки нарушить это правило, которое вытекает из самой сущности истин

Правила аргументов
Аргументы должны быть истинными и их истинность не должна вызывать сомнений. Это правило неразрывно связано с первым правилом тезиса. Ист

Дедуктивный способ аргументации
Точное определение в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного положения,что дает возможность убедительно продемонстрировать научные позиции или практические соображения, ко

Ошибки по отношению к тезису
Потеря тезиса проявляется в том, что сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе другому положению. Далее

Ошибки по отношению к аргументам
Нарушение требование достоверности, истинности и доказанности аргументов приводит к двум ошибкам. Основное заблуждение– принятие за истину ложного аргумента. Причины -

Логика вопросов и ответов
Развитие знаний - переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход состоит из этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации, 3) констр

Ли-вопросы - уточняющие
Эти вопросы делятся на простые безусловные – «верно ли, что» и простые условные – «верно ли, что если…то» и сложные: конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные. Ответы на них могут

Простые и сложные вопросы
Простые вопросы - это такие, которые не включают в качестве составных частей других вопросов. Сложные вопросы – это такие, которые включают в каче

Ответы по существу и не по существу
Ответ по существу вопроса – такой ответ, содержание и структура которого строиться в соответствии с поставленным вопросом. Только в этом случае он расценивается релевантным,

Краткие и развернутые ответы
Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет». Развернутые - это ответы, в которых повторя

Точные и неточные ответы
Под точностью и определенностью понимают логическую, т.е. понятийно-структурную характеристику вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий

Логические нормы постановки вопроса и ответа
1. Вопрос должен быть корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы недопустимы. 2. Вопрос должен быть простым, кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопрос

Проблема
Проблема - форма мысли, отражающая в виде вопроса знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.

Виды проблем
1. По своей сущности, проблемы делятся на эмпирические, связанные с разрешением противоречия между фактами и их истолкованием и теоретические, возникающие из пр

Требования к постановке проблемы
1. Предпосылки проблемы должны быть истинными. 2. Предпосылки должны быть необходимыми и достаточными для выдвижения проблемы. 3. Сама проблема должна быть точно

Гипотеза
Гипотеза - предположение, которое считается истинным. К гипотезе прибегают в том случае, когда есть ряд фактов, которые не объяснены из-за того что в непосредственном оп

Виды гипотез
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: а) описательные- это предположение о присущих исследуемому объекту свойства

Заключение
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы, которые решает логика. Она неразрывно связана с мышлением и с тем, что ему доступно, поэтому логика находит практическое применение в науке, искусст

Библиографический список
Основная литература: 1. Гуц А.К. Математическая логика и теория алгоритмов. М., 2009. 2. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Логика и теория аргументации. Консп

Терминологический словарь
АКСИОМА - истинное суждение, которое принимается без доказательств в качестве исходного положения. АЛЬТЕРНАТИВА - каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей.

Дайте логическое объяснение такому языковому явлению как синонимы и омонимы.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.
Омонимы (от греч. homos - «одинаковый» и onyma - «имя») - это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса - это и сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота - графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение - суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).
Синонимами (от греч. synonymus - «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.
Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

Дайте определение конкретных и абстрактных понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

3.)Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным ; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным . Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» - абстрактными.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;
эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отношения. Это абстрактные понятия.
Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и
абстрактными (например, понятие «посредник» - общее, конкретное; понятие «посредничество» - общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (например, понятие «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное).

23.Дайте определение положительных и отрицательных понятий. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» - отрицательными.
В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неуловимый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»:
«аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невинный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмущение, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными приставками1.

По этому признаку понятия делятся на:

    конкретные и абстрактные;

    положительные и отрицательные;

    соотносительные и безотносительные;

    собирательные и несобирательные.

Конкретное понятие – понятие отражающее сам предмет или явление, обладающее относительной самостоятельностью существования (алмаз, дуб, юрист).

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов (твердость, долговечность, компетенция).

Положительное понятие – понятие, в котором отражается наличие у предмета мысли какого-либо свойства, качества («металл», «живое», «действие», «порядок»).

Отрицательное понятие – понятие, характеризующее отсутствие у предмета мысли какого-либо качества, свойства. Такие понятия в языке обозначаются с использованием отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес­-») и др., например «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок».

Логическую характеристику понятий как отрицательных и положительных не следует путать с аксиологической оценкой обозначаемых ими явлений и предметов. Например, понятие «невиновный» логически отрицательное, но отображает положительно оцениваемую ситуацию.

Соотносительное понятие – понятие, неизбежно предполагающее существование другого понятия («родители» – «дети», «учитель» – «ученик»).

Безотносительное понятие – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, отдельно от других: «природа», «растение», «животное», «человек».

Собирательное понятие – понятие, соотносимое с группой предметов в целом, но не соотносимое с отдельным предметом из этой группы.

Например, понятие «флот» обозначает совокупность судов, но не применимо к отдельному судну, «коллегия» состоит из отдельных лиц, но один человек – не коллегия.

Несобирательное понятие – относится не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Например, «дерево» – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности.

Различение собирательных и несобирательных (различительных) понятий важно при построении умозаключений.

Например:

Вывод правильный потому, что понятие «студенты юридического факультета» употреблено в разделительном смысле: каждый студент факультета изучает логику.

Вывод неправильный, потому, что в данном случае понятие «студенты юридического факультета» использовано в собирательном смысле, а то, что верно по отношению ко всей совокупности студентов в целом, может быть неверно по отношению отдельных из них.

2.2. Виды понятий по их объему

Если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то деление понятий по объему характеризует их количественные различия.

Пустые и непустые понятия. Они характеризуются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли.

Пустые понятия – понятия с нулевым объемом, т.е. представляющие пустой класс «идеальный газ».

К пустым относятся понятия, обозначающие реально не существующие объекты – как фантастические, сказочные образы («кентавр», «русалка»), так и некоторые научные понятия, обозначающие или гипотетически предполагаемые объекты, чье существования в дальнейшем может быть опровергнуто («теплород», «магнитная жидкость», «вечный двигатель»), либо подтверждено, или идеализированные объекты, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство).

Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет.

Деление понятий на пустые и непустые в некоторой мере относительно, так как граница между существующим и несуществующим подвижна. Например, до появления первого реального космического корабля понятие «космический корабль», с необходимостью появившееся на стадии творческого процесса человека, было с точки зрения логики пустым.

Единичные и общие понятия.

Единичное понятие – понятие, объем которого составляет лишь один предмет мысли (единичный объект, или совокупность предметов, мыслимая как единичное целое).

Например, «Солнце», «Земля», «Грановитая палата Московского Кремля» – единичные предметы; «солнечная система», «человечество» – единичные понятия, употребляемые в собирательном смысле.

Общее понятие – понятие, объем которого составляет группа предметов, притом такое понятие применимо к каждому элементу данной группы, т.е. употребляется в разделительном смысле.

Например: «звезда», «планета», «государство» и пр.

Е.А. Иванов 1 отмечает, что формально-логическое деление понятий на виды необходимо, но имеет существенные недостатки:

    условность деления понятий на конкретные и абстрактные; реально всякое понятие одновременно и конкретно (имеет вполне определенное содержание) и абстрактно (как результат абстрагирования);

Поэтому Е.А. Иванов предлагает исходить из принятого в диалектико-материалистической философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Тогда можно выделить следующие виды понятий по их содержанию:

    субстанциальные понятия (от лат. substantia – первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова («человек»);

    атрибутивные понятия (от лат. atributium – присовокупленный), или понятия свойства («разумность» человека);

    реляционные понятия (от лат. relativus – относительный) («равенство» людей).

Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дет возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные, как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика.