Примеры категорий логики – понятия, суждения и умозаключения. Условные суждения Суждение является результатом

Примеры категорий логики – понятия, суждения и умозаключения. Условные суждения Суждение является результатом

Изучает развитие С. как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В психологической литературе даются интерпретации тех психологических механизмов, к-рые лежат в основе связи понятий между собой.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Суждение

Одна из логических форм мышления (см. ; ). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

СУЖДЕНИЕ

(англ. judgement ) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений , которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии , а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения . С. - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "суждение" в других словарях:

    СУЖДЕНИЕ - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Философская энциклопедия

    Суждение - Суждение ♦ Jugement Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… … Философский словарь Спонвиля

    Суждение - Суждение форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям… … Википедия

    суждение - Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… … Словарь синонимов

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои … Толковый словарь Ушакова

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    суждение - СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    суждение - СУЖДЕНИЕ, предположение СУДИТЬ, предполагать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    СУЖДЕНИЕ - 1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности … Большой Энциклопедический словарь

    Суждение - выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме … Психологический словарь

Книги

  • , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / Соч. ... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича… Купить за 2290 грн (только Украина)
  • Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / [Соч.] [... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича…

Основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. С. имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально. С. - итог понятий и представлений. Проверка истинности С. производится в контексте логической его проверки, критичности. Такая работа над С. является рассуждением. Рассуждение, показывая истинность С., становится обоснованием его, оно вскрывает правомерность посылок С. и, таким образом, приобретает форму умозаключения. Основные виды С.: утвердительные и категорические; проблематические, действительности и необходимые.

СУЖДЕНИЕ

одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

СУЖДЕНИЕ

англ.judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С. - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С, а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др; людей. См. Атрибутивный, Знание.

СУЖДЕНИЕ

1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение. 2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых работах. 3. В логике – утверждение об отношениях между символами в форме предложения. 4. Критическая оценка некоторой вещи, события или человека. 5. В психофизике – решение относительно присутствия или отсутствия сигнала или оценка его интенсивности относительно других стимулов.

СУЖДЕНИЕ

1. Наиболее широкое значение – все, о чем можно что-то утверждать, заявлять, настаивать, предполагать, рассказывать, подразумевать. То есть все, что может быть выражено в стандартной форме предложения в изъяснительном наклонении. Выделяются различные типы суждений: 2. Формальное суждение – утверждение, которое связывает объекты, события и свойства (или их символические представления) друг с другом определенным образом. Такие суждения, в конечном счете, не являются ни истинными, ни ложными; их истинность состоит в их соответствии принципам логики. Формальное суждение "яблоки красные" является дедуктивно истинным или ложным в зависимости от предшествующих суждений относительно яблок, цвета, законов восприятия и т.п. 3. Эмпирическое суждение – это утверждение подобного рода, но его элементы состоят из доступных наблюдению объектов, событий или действий (или их символических представлений), и их истинность может быть проверена эмпирически. Эмпирическое суждение "яблоки красные" может быть очевидно истинным или ложным, на основании наблюдений яблок и определения их цвета. 4. Лингвистическое суждение формальное утверждение, которое представляет компонент значения, лежащего в основе предложения. Здесь предложение "яблоки красные" можно представить как (яблоки, все, красные). Понятие истинности в этом случае не применимо; здесь представляет интерес, дает ли суждение точную характеристику основного значения анализируемого предложения.

СУЖДЕНИЕ

общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному образу придается абстрактная всеобщность. С. складывается у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. может быть построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных Со предметах может заменяться новым словом - наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С.- это прямой продукт предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления.

Суждение (англ. judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. Суждение содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. Суждение складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения.

Суждение - это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См . Атрибутивный , Знание.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Суждение

  1. форма мысли в виде утверждения о наличии или отсутствия у объекта какого-то свойства, качества. Различают такие суждения: а) формальное суждение – утверждение, связывающее объекты, явления, события определенным образом; истинность такого суждения состоит в его соответствии принципам формальной логики (в зависимости от того, противоречит или нет оно исходным суждениям); б) эмпирическое суждение – суждение, истинность которого может быть проверена опытным путем. Например, можно убедиться, что «яблоко красное», только взглянув на него; в) лингвистическое суждение – формальное суждение, которое представляет компонент значения, лежащего в основе предложения. Например, суждения «яблоки красные» можно представить как «яблоки, все, являются красными». Существуют разные коннотации (логические предикаты) суждения, это зависит от того, в какой форме они высказываются. В категорическом суждении индивид высказывается так, будто он нисколько не сомневается в его истинности. В гипотетическом суждении высказывается лишь предположение о чем-либо. В других суждениях выражаются отношения знания, веры, сомнения, убежденности, оценки и т.п. («я думаю...», «я не считаю нужным...», «я верю...» и т.п.). Развитое отвлеченное мышление позволяет индивиду дифференцировать множество таких оттенков суждения и предпочитать рациональный аспект суждения;
  2. гипотетическая умственная способность, функция которой состоит в порождении суждения;
  3. в психопатологии - расстройство способности к суждению суждения состоит в том, что истинными считаются суждения, которые соответствуют некоей аффективной, иррациональной потребности или вызваны нарушением мышления. Кроме того, при этом не различаются смысловые коннотации суждения, изменения его значения в зависимости от того контекста, в котором оно употребляется;
  4. процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение;
  5. критическая оценка некоторой вещи, события, человека, самого себя;
  6. в психофизике – решение относительно наличия или отсутствия сигнала или его интенсивности в сравнении с другими стимулами.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Суждение - основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. Суждение имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношение субъекта к объекту, С. насыщено эмоционально.

Суждение - итог понятий и представлений. Проверка истинности С. производится в контексте логической его проверки, критичности. Такая работа над С. является рассуждением. Рассуждение , показывая истинность С., становится обоснованием его, оно вскрывает правомерность посылок С. и, таким образом, приобретает форму умозаключения. Основные виды С.: утвердительные и категорические; проблематические, действительности и необходимые.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Суждение - одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также - нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Суждение

  1. Вообще – процесс формирования мнения или заключения, основанного на доступном материале, а также сложившееся мнение или заключение.
  2. Гипотетическая умственная способность, функция которой заключается в выведении такого суждения. Это значение встречается только в старых работах.
  3. В логике – утверждение об отношениях между символами в форме предложения.
  4. Критическая оценка некоторой вещи, события или человека.
  5. В психофизике – решение относительно присутствия или отсутствия сигнала или оценка его интенсивности относительно других стимулов.

предметная область термина

Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить - это прежде всего судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях. Отношение суждения к его предмету, т. е. истинность суждения, является проблемой логики.

В плане психологическом суждение - это некоторое действие субъекта, которое исходит из определённых целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определённого отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный аспект.

Социальный аспект суждения в значительной степени обусловливает структуру суждения: бОльшая или меньшая его усложнённость обусловлена, по крайней мере отчасти, отношением к чужой мысли.

Суждение первично формируется в действии. Всякое действие, поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии.

Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в том «чистом» виде, в каком оно фигурирует в трактатах логики. Выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, её отношение к происходящему, как бы приговор её. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нём нечто утверждает или отвергает; «теоретические» акты утверждения и отрицания заключают в себе и практическое отношение.

Это отношение к другим людям устанавливается в суждении на основе познавательного отношения к объективной действительности. Поэтому заключающееся в суждении положение объективно истинно или не истинно; субъективно, как высказывание субъекта, оно обладает для него той или иной достоверностью. Оно в сугубо психологическом плане правдиво или ложно, в зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждение субъекта в истинности или неистинности того или иного положения; оно истинно или неистинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение - это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение - и исходный и конечный пункт рассуждения. И в одном и другом случае суждение извлекается из изолированности, в которой не может быть установлена его истинность, и включается в систему суждений, т. е. в систему знания. Рассуждение является обоснованием , когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения , когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.

СУЖДЕНИЕ

Если сказанное оценивается только по истинностному значению ( утверждения: «А - истинно» или «А - ложно») , С. наз. ассерторическим. Если утверждается (истинности) сказанного [модус утверждения: «А - возможно (истинно) » или «возможно, что А (истинно) »], С. наз. проблематическим. Когда же утверждается (истинности) сказанного [модус утверждения: «А необходимо (истинно) » или «необходимо, что А (истинно) »], С. наз. аподиктическим. Допустимы, конечно, и иные оценки сказанного, напр. «Л - прекрасно» или «Л - неудачно», но такого рода С. пока не нашли формального выражения в к.-л. логич. теории.

В классич. логике единств. способ оценки сказанного сводится к первому рассмотренному выше случаю, но сказанное и ассерторич. сказанного (как показывают табл. 1 и 2) , с т. зр. этой логики,-

А истинно

истина ложь

истина ложь

ложь истина

ложь истина

неразличимы. Поэтому в классич. логике термины «С.» и «высказывание» синонимичны и как самостоят. объекты исследования С. не выделяются. Предметом спец. изучения С. фактически становятся только в модальной логике.

Зигварт X., Логика, пер. с нем. , т. 1, СПБ , 1908 ; Ч ё ? ч А., Введение в математич. логику, пер. с англ. , т. 1, М., I960, § 04; Фейс Р., Модальная , пер. [с англ.], М., 1974.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СУЖДЕНИЕ

в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия ( и предикат; см. Предложение). В суждении мысль выкристаллизовывается. Суждение соотносит с предметом и вместе с тем с его предикатами с помощью связки «есть», которая всегда направлена на абсолютную утверждаемого положения вещей. Ибо для истинного суждения характерно, что нельзя допустить ничего противоречащего этому суждению и одновременно обладающего значимостью. Если существуют данного положения вещей, то благодаря суждению эти условия сополагаются столь же категорично, как и само положение вещей. Внутренним, неотъемлемым качеством всякого суждения является то, что оно заключает в себе с содержанием всех возможных субъектов познания, всех возможных положений вещей и необходимых условий. Эта совокупность всех возможных субъектов, положений дел и необходимых условий управляется одним общим законом – законом непротиворечия. Кант в «Критике чистого разума» различает следующие виды суждений: 1) по количеству – общие, частные и единичные; 2) по качеству – утвердительные, отрицательные, бесконечные; 3) по отношению – категорические, гипотетические, разделительные; 4) по модальности – проблематические, ассерторические, аподиктические. Аналитическими, или объясняющими, суждениями являются, по Канту, суждения, предикат которых уже заранее содержится в субъекте («все тела протяженны»); синтетическими, или расширяющимися, суждениями – суждения, прибавляющие к понятию субъекта предикат, который еще не подразумевается в знании о субъекте («все тела обладают весом»).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СУЖДЕ́НИЕ

В традиц. формальной логике (вплоть до работ Фреге по логической семантике) под С. понимали (с теми или иными незначительными оговорками и дополнениями) утвердительное или отрицательное повествовательное предложение. Однако в традиц. учении о С., в особенности в разделе о преобразовании формы суждения, интуитивно подразумевалось и в использовании терминов "С." и "повествовательное предложение". Первый обычно использовался как термин для обозначения утверждений (или отрицаний) "чего-то о чем-то", осуществляемых посредством повествовательных предложений (в том или ином языке). Второй служил для языковой характеристики утверждений, т.е. оставался Преимущественно грамматическим термином. Это неявное различие находило выражение в различении (в общем случае) логической структуры С. и грамматической структуры предложений, к-рое проводилось со времен аристотелевской силлогистики. Так, в классич. атрибутивных С. с у б ъ е к т (то, о чем сказывается, или говорится – речи) отождествлялся, как , с грамматич. подлежащим, а п р е д и к а т (то, что сказывается, или говорится, о предмете речи – субъекте) понимался уже грамматич. сказуемого и отождествлялся с именной частью сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным. В отличие от грамматической, логическая сказывания (форма С.) всегда обозначала, что предмету (субъекту С.) присущ (или не присущ) определ. , т.е. сводилась к атрибутивной трехчленной связи: субъект – глагол-связка – .

Указанное различие в употреблении терминов "С." и "повествовательное предложение" привело в дальнейшем к более четкому определению соответствующих им понятий. Уже для Б. Больцано, а затем и для Г. Фреге С. – это (смысл) истинного (или ложного) повествовательного предложения. Характеристика (повествовательного) предло-жения с т. зр. его истинностного значения восходит к Аристотелю и не является, конечно, новой. Главное, что отличает понимание от традиционного, это абстрагирование содержания (повествовательного) предложения – С. в собственном смысле слова – от его истинностного значения и от материальной (языковой) формы его выражения, выделение С. исключительно в качестве логического элемента речи – абстрактного объекта "...той же степени общности, что и , число или " (Чёрч Α., Введение в математическую логику, М., 1960, с. 32). Существенно новым является также выделение истинностных значений предложений – "истины" и "лжи" (к-рые могут быть поставлены в соответствие каждому повествовательному предложению в качестве его значения) – в качестве самостоятельных абстрактных объектов, включаемых в интерпретацию логических исчислений. Эта новая т. зр. объяснила эквивалентных преобразований в логике, основанных на принципе объемности (см. Объемности , Принцип абстракции): все истинные предложения эквивалентны в интервале абстракции отождествления по значению (но не по смыслу). С др. стороны, она позволила обобщить традиц. понятие структуры С. на основе понятия логической (или пропозициональной) функции, значениями к-рой являются предложения, или их истинностные значения. Так, предложению "Сократ есть человек" в традиц. понимании соответствовала "S есть Р". Если в этой схеме S и Ρ понимать как переменные, имеющие различные области значений, или как переменные различных семантических уровней, или разного сорта, или, наконец, принадлежащие к различным алфавитам: – как переменную на области "индивидуальных имен", а Р – как переменную на области "понятий", то при выборе понятия "человек" в качестве значения переменной Ρ (или в общем случае, полагая переменной Ρ фиксированным, т.е. полагая, что Ρ имеет вполне определенное, хотя и произвольное, неуточняемое в данном контексте, значение) схема "S есть Р" преобразуется в выражение "S есть человек" (в общем случае в выражение "...есть Р", где точки заменяют букву S), к-рое при подстановке на переменной S индивидуального имени (значения) "Сократ" обращается в истинное предложение. Очевидно, что выражение "...есть человек" (в общем случае выражение "...есть Р") – это функция от одной переменной, к-рая принимает значения " " или "ложь", когда на место точек ставят нек-рого субъекта, играющее здесь обычную роль аргумента функции. Аналогично этому выражение "...больше чем..." есть функция от двух переменных, а выражение "находится между... и..." – функция от трех переменных и т.п. Т. о., совр. взгляд на структуру С. сводится к тому, что его традиц. "предикат" и "субъект" заменяются соответственно точными матем. понятиями функции и ее аргументов. Эта новая трактовка отвечает давно ощущавшейся в обобщенной характеристике логич. рассуждений, к-рая охватывала бы не только (и даже не столько) силлогистические, но и в особенности – осн. умозаключения науки. В свою очередь функциональная форма выражения С. открывает широкие возможности для формализации предложений любой науч. теории. (Объяснение того, как в совр. логике характеризуется и формализуется субъектно-предикатная С. см. в ст. Квантор и Предикатов исчисление.)

М. Новосёлов. Москва.

Рассмотренные выше деления С. на виды создавались гл. образом для обслуживания потребностей традиц. формальной логики и прежде всего для решения проблем осн. ее раздела – теории вывода. Так, деление С. по количеству, качеству и модальности было установлено Аристотелем для потребностей созданной им теории силлогистич. вывода (см. Силлогистика). Деление С. на простые и сложные и разработка вопроса о видах сложного С. логиками мегаро-стоической школы потребовалось для исследования ими различных видов условного и разделительного умозаключений. Деление С. на С. свойства и С. отношения возникло в связи с рассмотрением т.п. несиллогистических умозаключений. Обычно считается, что в задачу формальной логики не входит всех встречающихся в познании видов и разновидностей С. и построение всеохватывающей классификации С. Попытки построения подобного рода классификаций имели место в истории философии [такова, напр., С. у Вундта (см. W. Wundt, Logik, 4 Aufl., Bd 1, Stuttg., 1920)].

Вместе с тем следует отметить, что, кроме формальнологич. подхода к вопросу о видах С., когда С. делятся на виды по точно фиксир. логич. основаниям деления и само деление устанавливается для обслуживания потребностей теории вывода, вполне правомерен так же и иной, гносеологич. подход к этому вопросу. Для верно понятого гносеологич. подхода к проблеме видов С. характерным является к сравнительной познавательной ценности известных в науке видов С. и исследование переходов от одного вида С. к другому в процессе познания действительности. Так, рассматривая с этой т. зр. деление С. по количеству, мы обращаем внимание на то, что единичные С. играют в основном двоякую роль в процессе познания. Во-первых, единичные С. выражают и закрепляют знания об отд. предметах. Сюда относятся историч. событий, характеристика отд. личностей, описание Земли, Солнца и т.п. При этом среди подобного рода единичных С. мы отмечаем переход от т.н. С. принадлежности, в к-рых утверждается только принадлежность признака предмету, к включающим и выделяющим С., коль скоро мы устанавливаем, что утверждаемый признак принадлежит не только данному предмету (включающее суждение) или только данному предмету (выделяющее суждение). Во-вторых, единичные С. подготовляют послед, формулировку частных и общих С. Исследовав все пласты к.-л. геологич. разреза и зафиксировав в ряде единичных С., что каждый из исследуемых пластов – морского происхождения, мы можем высказать общее С: "Все пласты данного геологич. разреза – морского происхождения".

Относительно частного С. заметим, что в процессе познания действительности совершается переход от неопредел. частного С. к определ. частному С. либо к общему С. В самом деле, неопредел. частное С. (или просто частное С.) высказывается в таких случаях, когда, зная, что нек-рые предметы к.-л. класса предметов обладают или не обладают известным признаком, мы еще не установили ни того, что этим признаком обладают (не обладают) так же и все прочие предметы данного класса предметов, ни того, что этим признаком не обладают (обладают) нек-рые др. предметы данного класса предметов. Если в дальнейшем устанавливается, что указ. признаком обладают только нек-рые или все предметы данного класса, то частное С. заменяется определ. частным или общим С. Так, частное С. "Нек-рые металлы тяжелее воды" в процессе изучения металлов уточняется в определ. частном С. "Только нек-рые металлы тяжелее воды". Частное С. "Нек-рые виды механич. движения переходят посредством трения в теплоту" заменяется общим С. "Всякое механич. переходит посредством трения в теплоту". Определ. частное С., решая проблему, выдвинутую частным С., а именно – о том, всем или не всем предметам данного класса предметов присущ или не присущ известный признак, в то же время оставляет не решенным вопрос о том, какие именно предметы обладают или не обладают утверждаемым признаком. Для устранения этой неопределенности определ. частное С. должно быть заменено либо общим, либо множественным выделяющим С. Для перехода от определ. частного С. к т.н. множественному выделяющему С. требуется установить качеств. определенность каждого из тех нек-рых предметов, о к-рых идет речь в определ. частном С. В этом случае, напр., определ. частное С. "Только нек-рые ученики данного класса хорошо успевают по русскому языку" заменяется множественным выделяющим С. "Из всех учеников данного класса только Шатов, Петров и Иванов хорошо успевают по русскому языку". Переход к общевыделяющему С. осуществляется тогда, когда один или несколько из познанных общих признаков нек-рых предметов данного рода мы можем выделить в качестве характерной особенности всех этих ("нек-рых") предметов. Напр., познав, что все те ("нек-рые") животные, о к-рых идет речь в С. "Только нек-рые животные обладают толстыми кишками", составляют класс млекопитающих животных, мы можем высказать общее выделяющее С: "Все млекопитающие, и только млекопитающие, обладают толстыми кишками". Подобного рода переходы между С. можно установить также с т. зр. их модальности и в нек-рых иных отношениях (см. А. П. Шептулин, Диалектический , М., 1965, с. 271–80; Логика, под ред. Д. П. Горского и П. В. Таванца, М., 1956).

Лит.: Таванец П. В., Вопр. теории суждениями., 1955: Πопов П. С., Суждение, М., 1957; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, М., 1900; Смирнова Е. Д., К проблеме аналитического и синтетического, в сб.: Филос. вопр. совр. формальной логики, М., 1962; Горский Д. П., Логика, 2 изд., М., 1963.

П. Таванец. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СУЖДЕНИЕ

СУЖДΕΗИΕ - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Различают простые и сложные суждения. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т. е. часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением. Основными видами простых суждений являются атрибутивные и суждения об отношениях. Атрибутивными называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств. Атрибутивные суждения можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении одного множества предметов в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов. Атрибутивные суждения состоят из субъекта (логического подлежащего), предиката (логического сказуемого) и связки, а в некоторых имеются еще так называемые кванторные (количественные) слова (“некоторые”, “все”, “ни один” и др.). Субъект и предикат называются терминами суждения.

Субъект часто обозначается латинской буквой S (от слова “subjectum”), а предикат - P (от слова “praedicatum”). В суждении “Некоторые науки не являются гуманитарными” субъект () - “науки”, предикат () - “гуманитарные”, связка - “не являются”, а “некоторые” - кванторное . Атрибутивные суждения делятся на виды “по качеству” и “по количеству”. По качеству они бывают утвердительными (связка “суть” или “есть”) и отрицательными (связка “не суть” или “не есть”). По количеству атрибутивные суждения делятся на единичные, общие и частные. В единичных суждениях выражается принадлежность или непринадлежность предмета классу предметов. В общих - или невключение класса предметов в класс.

В частных суждениях выражается частичное включение или невключение класса предметов в класс предметов. В них слово “некоторые” употребляется в Смысле “по крайней мере некоторые, а может быть и все”.

Суждения форм “Все S суть Ps> (общеутвердительное), “Ни один S не сугьР” (общеотрицательное), “Некоторые S суть Р” (частноутвердительное), “Некоторые S не суть Р” (частноотрицательное) называются категорическими. Термины в категорических суждениях могут быть распределены (взяты в полном объеме) и не распределены (взяты не в полном объеме). В общих суждениях распределены субъекты, а в отрицательных предикаты. Остальные термины не распределены.

Суждения, в которых говорится о том, что определенное отношение имеет место (или не имеет места) между элементами пар, троек и т. д. предметов, называются суждениями об отношениях. Они делятся по качеству на утвердительные и отрицательные. По количеству суждения о двухместных отношениях делятся на единично-единичные, обще-общие, частно-частные, единично-общие, единично-частные, общеединичные, частно-единичные, обще-частные, частно-общие. Напр., суждение “Каждый студент нашей группы знает какого-нибудь академика” является обще-частным. Аналогично деление на виды по количеству суждений о трехместных, четырехместных и т. д. отношениях. Так, суждение “Некоторые студенты философского факультета знают некоторые древние языки лучше любого современного иностранного языка” является частно-частно-общим.

Кроме атрибутивных и суждений об отношениях в качестве специальных видов простых суждений выделяют суждения существования (типа “Инопланетяне существуют”) и суждения тождества (равенства) (типа “a=fe>).

Описанные суждения, а также образованные из них сложные суждения называются ассерторическими. Они являются (просто) утверждениями или отрицаниями. Наряду с утверждениями и отрицаниями выделяют так называемые сильные и слабые утверждения и отрицания. Напр., усилением ассерторических суждений “Человеку присуще общения с себе подобными”, “Человек не живет вечно”, “Человек имеет мягкие мочки ушей” являются соответственно суждения “Человеку по необходимости присуще свойство общения с себе подобными”, “Человек не может жить вечно”, “Человек случайно имеет мягкие мочки ушей”. Сильные и слабые утверждения и отрицания являются алетическими модальными суждениями. Среди них выделяют суждения необходимости (аподиктические), возможности и случайности.

Среди сложных суждений выделяют несколько видов. Соединительные суждения - это суждения, в которых утверждается наличие двух или более ситуаций. В естественном языке они образуются из других суждений чаще всего посредством союза “и”. Этот союз обозначается символом л, называемым знаком (коммутативной) конъюнкции. Суждение с этим союзом называется (коммутативно) конъюнктивным. Определением знака конъюнкции является таблица, показывающая зависимость значения конъюнктивного суждения от значений составляющих его суждений. В ней “и” и “л” - это сокращения для значений “истина” и “ложь”.

Суждения, в которых утверждается последовательное возникновение или существование двух или более ситуаций, называются некоммутативно-конъюнктивными. Они образуются из двух или более суждений при помощи союзов, обозначаемых символами T-t, 7з и т. д. в зависимости от числа суждений, из которых они образуются. Эти символы называются знаками некоммутативной конъюнкции и соответственно читаются “..., а затем...”, *..., затем..., а затем...” и т. д. Индексы 2,3 и т. д. указывают на местность союза.

Разделительные суждения - это суждения, в которых утверждается наличие одной из двух, трех и т. д. ситуаций. Если утверждается наличие по крайней мере одной из двух ситуаций, суждение называется (нестрого) разделительным, или дизъюнктивным. Если утверждается наличие ровно одной из двух или более ситуаций, суждение называется строго-разделительным, или строго-дизъюнктивным. Союз “или”, посредством которого выражается утверждение первого типа, обозначается символом ν (читается “или”), называемым знаком нестрогой дизъюнкции (или просто знаком дизъюнкции), а союз “или..., или...”, посредством которого выражается утверждение второго типа, - символом у (читается “или..., или...”), называемым знаком строгой дизъюнкции. Табличные определения знаков нестрогой и строгой дизъюнкции:

Суждение, в котором утверждается, что наличие одной ситуации обусловливает наличие , называется условным. Условные суждения чаще всего выражаются предложениями с союзом “если..., то...”. Условный союз “если..., то...” обозначается стрелкой “->”.

В языках современной логики находит широкое распространение союз “если..., то...”, обозначаемый символом “э”. Этот называется знаком (материальной) импликации, а суждение с этим союзом - импликативным. Часть импликативного суждения, находящуюся между словами “если” и “то”, называют антецедентом, а часть, находящуюся после слова “то”, - консеквентом. Знак импликации определяется таблицей истинности:

Суждение эквивалентности - это суждение, в котором утверждается взаимная обусловленность двух ситуаций. Союз “если и только если..., то...” употребляется еще в одном смысле. В этом случае он обозначается символом “=”, называемым знаком материальной эквивалентности, который определяется таблицей истинности:

Суждения с этим союзом называются суждениями материальной эквивалентности.

Выше охарактеризованы простые алогические модальные суждения. Сложные суждения, образованные из других суждений посредством выражений “необходимо, что”, “случайно, что”, возможно, что” тоже называются алетическими модальными суждениями. Алетическими модальными суждениями являются также сложные суждения, отдельные составные части которых являются алетическими модальными суждениями. Алетические модальные понятия (“необходимо”, “случайно”, “возможно”) делятся на логические и фактические (физические). Положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно. Логически возможно то, что не противоречит законам логики. Фактически возможно то, что не противоречит законам природы и общественной жизни.