Почему для него характерны незавершенность или случайность. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании. Синергетика как теория развития

Почему для него характерны незавершенность или случайность. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании. Синергетика как теория развития


Необходимость и случайность - философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе - необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.

Одни философские школы и системы утверждали, что явления природы имеют характер необходимости, и совершенно отрицали случайность, при этом необходимость отождествлялась с (см.). Другие проповедовали идею о чисто случайном характере всего совершающегося в природе и обществе и отрицали необходимость. Если же необходимость и признавалась, то она выводилась (идеалистами) из нематериальных сил, из божественных установлений, из «абсолютной идеи» и т. п. Только диалектический материализм впервые дал научное решение этого вопроса.

Диалектический материализм исходит из того, что в природе и обществе господствует не случайность, а необходимость. Это значит, что всё "существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т. е. объективными законами развития. Например, смена дня и ночи, вращенне Земли и других планет вокруг Солнца, развитие одних органических видов из других и т. п. - всё это обусловлено объективной необходимостью, объективно существующими законами природы. Точно так же в истории общества смеиа одних формаций другими, изменение характера надстройки с изменением экономического базиса, классовая борьба и революции в антагонистическом обществе - всё это имеет не случайный, а необходимый характер.

Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренней существенной связи и взаимодействия между явлениями, из определённого взаимосцепления причин и следствий. Например, войны при империализме неизбежны, ибо они с необходимостью вытекают из факта существования капиталистического способа производства и его противоречий. Диалектический материализм признаёт объективный: характер необходимости, т. е. существование необходимости в природе и обществе вне и независимо от сознания и желания людей.

Вместе с тем диалектический материализм не отрицает и случайности. Случайность также существует объективно, но она не вытекает с необходимостью из закономерного развития данного явления, хотя и имеет свою причину. Так, из семени с необходимостью произрастает растение, если семя попадает в благоприятные условия. Но возможны случаи, когда растение не созревает. Например, его побеги может побить град. По отношению к росту растения град является случайностью; если бы его не было, растение могло бы созреть. Случайное есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так и может произойти иначе.

Метафизика рассматривает случайность и необходимость как взаимно исключающие друг друга понятия. Механисты вовсе отрицают случайность. Диалектический материализм утверждает, что необходимость и случайность взаимно связаны, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе и которую наука должна вскрыть, познать: «...где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Например, на капиталистическом рынке цены товаров колеблются в зависимости от ряда случайных причин. Но сквозь случайные колебания цен пробивается с необходимостью действие закона стоимости.
Познание может считаться научным лишь постольку, поскольку оно познаёт явления природы и общества в их необходимости. Познание не может основываться на случайностях.

Наука - враг случайностей. За случайностями наука всегда старается найти закономерность, необходимость. Отрицание объективной необходимости, закономерности закрывает путик научному познанию явлений, неизбежно приводит к неправильному представлению о природе и обществе как царстве хаоса и случайностей. Например, мичуринская биология в противовес лже биологии вейсманизма морганизма является подлинной наукой по тому, что она вскрывает необходимость, закономерность в развитии организмов и даёт тем самым возможность сознательно воздействовать на природу, переделывать со целенаправленно, в интересах человека. Вейсманизм-морганизм, выдвигающий па первый план действие случая, практически бесплоден н разоружает человека перед природой. Мичурин считал глупым кладо искательством ту практику в агробиологии, которая опиралась исключительно на поиски случайных изменений
в организмах.

Мичуринская биология является преобразующей революционной наукой, основывающейся но на случайностях, а на сознательном управлении законами развития живой природы. Буржуазная социология, как правило, опирается па случайность в объяснении хода человеческой истории. Классовые интересы, которые отстаивает реакционная социология, ставят её в непримиримое противоречив с научным познанием общества, требующим раскрытия объективной исторической необходимости, объективной закономерности в общественном развитии. Лишь марксизм впервые в истории человеческой мысли открыл объективные законы развития общества.

В капиталистическом производство, основанном на конкуренции и анархии, случайность играет большую роль, и необходимость там прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей как слепо действующая сила. В советском социалистическом обществе, основанном на плановом ведении хозяйства, объективная историческая необходимость познаётся и реализуется в целенаправленной деятельности людей, организуемых Коммунистической "партией. Здесь роль случайностей в общественной жизни сводится к минимуму; люди овладевают объективными законами развития и действуют в соответствии с этими законами. Опираясь на знание объективной необходимости, назревающих потребностей развития материальной жизни советского общества, Коммунистическая партия намечает практические задачи и мобилизует на их решение миллионные массы народа. (См. также

философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. - роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.- воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ

категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления его сущностью или законом.

(1) В обыденном смысле под Н. понимают то, что никак не обойти, что неизбежно, чему нельзя помешать или без содействия чего невозможно жить и создавать блага. Логическая противоположность Н. - "обходимое", т. е. то, чего можно избежать, что преодолимо и без чего можно обойтись. С., согласно В. И. Далю, есть нечаянное, приключившееся само собой без умысла; случай - безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение; случать - соединять в одно место или вообще сближать. Так что случай - пересечение разных фрагментов действительности. В обычном смысле в С. вряд ли следует видеть истинную противоположность объективной Н., поскольку люди чаще применяют понятие С. в субъективно-оценочном значении "неожиданности события, неясности его причины". Когда говорят, что "наука - враг случайностей", то подразумевают именно этот смысл С.; в других же смыслах (например, в описываемых ниже смыслах 2 и 3) наука признает объективно-реальную природу С., изучает С. и использует знание о них в практических целях.

(2) В пантеистической философии Н. прежде всего понимается в смысле апофатического (отрицательного) намека на вездесущность Абсолюта: безусловное невозможно обойти, все существующее есть множество эманации субстанции, первой сущности. Согласно этой т. зр., Н. действует вовне из сферы невидимой и внутренней сущности, внешне она проявляется как акциденция (случайное бытие) или модус ("внешнее абсолютного", по Гегелю). Спиноза учил, что каждый атрибут необходимо выражает целокупность субстанции; атрибут постигается из самого себя, внешне же он ограничивает себя до масштаба "непосредственно данного", выявляется через модус.

Чем более нечто наделено субстанциальными признаками (чем оно "ближе" к Абсолюту), тем оно более Н.; напротив, чем слабее сопряжение косвенных производных Абсолюта с их предельным основанием, тем более случайным характером эти несовершенства обладают, относясь к внешней сфере акцидентального. Т. о., Н. и С. предстают соотносящимися противоположностями, и их взаимосвязь раскрывается по той же логике, что и связи субстанциального (атрибутивного) и акцидентального (модуса), внутреннего и внешнего, сущности и явления. "Совершающийся вслепую переход необходимости (в случайность), - пишет Гегель, - это скорее собственное развертывание абсолютного, его внутреннее движение, так что абсолютное, становясь внешним, скорее обнаруживает само себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 202).

Если Абсолют проявляет себя через многоуровневую цепь эманации и если сущность многопорядкова, то всякий раз следует особо указывать онтологический уровень (систему отсчета), в отношении которого нечто квалифицируют либо как Н., либо, наоборот, как С. То, что в одной системе отсчета Н., оборачивается С. в отношении действия сущности более глубокого порядка. И наоборот, если явления (качества) со временем диалектически снимаются, овнутриваются в составе нового качества и возвращаются в виртуальное лоно сущности, то бывшее С. способно интериоризоваться в Н, пополняя тем самым сущностные силы.

Случайное необходимо, а необходимое случайно; Н. не следует сводить к одной из ее разновидностей - к неизбежности - и впадать в фатализм. В указанном смысле С. столь же объективнореальна, как и Н. Можно определить в целом С. как пространственно-временную форму ограничения и проявления Н. В снятой (виртуальной) форме С. дополняет сферу Н. Н. всегда внутренняя и лишь отсвечивает вовне через С. Проявляясь всякий раз через какую-либо С., Н. тем самым ограничивает и отрицает себя именно как Н., переходя в свою случайную противоположность. Вместе с тем С. сохраняет ряд черт Н., тем самым по существу оставаясь Н., но также присовокупляет к этим чертам признаки своей уникальности, единичности, феноменальности. Описанный подход может быть также назван "эссенциализмом": категории И. и С. конкретизируют взаимосвязь сущности и явления, раскрывают их соотношение под специфическим углом зрения.

(3) С позиций вероятностного детерминизма Н. и С. понимаются как две разные формы действительности, два вида событий. Их противопоставляют и определяют путем различения двух типов возможностей, которые соответственно превращаются в необходимую действительность и в случайную действительность. Возможности подразделяют по степеням их силы, степени вероятности по шкале от нуля (невозможное) до единицы (овеществленная возможность, т. е. действительность). А. П. Шептулин предложил определять Н. и С. через понятия реальной и формальной возможностей. "Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными - возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями" (Шептулин А. П. Категории диалектики. М., 1971, с. 219).

Формальные (абстрактные) возможности измеряются малыми степенями вероятности, для их осуществления недостает необходимых условий, тем не менее они, случается, превращаются в действительность (например, когда несколько наиболее сильных конкурирующих между собой возможностей обоюдно нейтрализуют друг друга и тем самым позволяют осуществиться какому-нибудь весьма несовершенному "проекту будущего"). Реальные (конкретные) возможности обладают максимальной жизнеспособностью, высокими степенями вероятности, близкими к единице; для своей реализации они обеспечены всеми необходимыми условиями. В описываемой модели мерой связи Н. и С. с возможностью и действительностью выступает "вероятность". Вероятное - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), а также мера случайного в действительном.

Н. - действительность, осуществившаяся из какой-либо одной из множества реальных возможностей, а С. - действительность, в которую превратилась одна из формальных возможностей. В ходе своего роста в сфере сущности абстрактные возможности способны усиливаться ДО конкретных, а реальные возможности, напротив, подчас ослабевают до степеней формальных возможностей. В этом смысле границы между Н. и С. размыты. Н. и С. поэтому способны переходить Друг в друга в своем скрытом возможностном базисе, хотя продукты опредмечивания принципиально разных возможного внешне "выглядят" как однотипные материальные явления.

(4) Сторонники субъективного идеализма не признают объективного существования Н. и С. Так, Юм выводил их из особенностей нашего мышления и привычек, Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку. Э. Мах, Г Якоби, Витгенштейн сводили Н. к сугубо логической связи понятий, к логической Н. Риккерт, Виндельбанд и ряд других неокашианцев, признавая Н. в природе, отвергали ее в общественной жизни. Многие философы-эмпирики склонны понимать действительность как сумму единичных фактов, чувственных данных и не находить в ней действия Н.; для них в мире господствует С.

Понятие необходимого и случайного

Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.

Замечание 1

В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.

То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер. Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность. В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Необходимость и случайность 430 руб.
  • Реферат Необходимость и случайность 230 руб.
  • Контрольная работа Необходимость и случайность 230 руб.

Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.

Определение 1

Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными .

Определение 2

Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.

Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность

Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование.

Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.

Замечание 2

Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.

Диалектика необходимости и случайности

Случайность и необходимость очень тесно переплетены между собой. По своей сущности, данные категории являются противоположными, но в системе категориального аппарата они нераздельны и выступают в единстве. Данное соотношение случайности и необходимости было произведено в высказывании Ф. Энгельса, который утверждал, что случайность является формой проявления необходимости. В одном из своих писем он писал:

«Люди сами творят свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность».

Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренние, устойчивые, существенные связи явлений, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость вытекает из сущности явления, процесса и неизбежно происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неизбежна, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем происходят.

Но все, что появляется в мире, возникает как необходимо? Нет в мире есть и случайные явления, события. Случайность - категория, определяющая проблематичность, или необязательность возникновения или существования объектов; Случайно ли то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, вытекающих преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств.

Необходимость и случайность не существуют отдельно. их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, которые проводятся в Украине, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них есть конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость прокладывает себе путь через большое количество случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетения, скрещивания и столкновения всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая должна строго необходим, обязательный характер.

Как и все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий не являются равноценными. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость - как месть. Познавательная деятельность разворачивается как движение от случайного к необходимому.

Возможность и действительность

Эти категории подчеркивают процессуальность, то есть выражают становления бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только при определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытия нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующий и внутренне обусловленный состояние предмета в его незавершенном, потенциальному развития. Действительность есть философская категория, характеризующая реализовано, актуализирован бытия: действительность реализованной возможностью.

В каждой сложившейся ситуации существует определенный набор возможностей, реализация одной из которых означает устранение других. На "противоборство" и характер реализации возможностей накладывают отпечаток условия, которые являются внешними и случайными по внутренне необходимых тенденций. Поэтому действительность всегда представляет собой диалектическое единство внешнего и внутреннего, сущности и явления, необходимого и случайного. В сфере общественного развития и покорения природы превращения возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей.

Зрелость возможности может варьироваться в пределах от невозможности к действительности. Характеристику возможности в этом плане можно сделать с учетом ее качественной и количественной меры. Качественно возможности делятся на формальные и реальные. Формальная - это возможность с низкой вероятностью осуществления, которая приближается к нулю. Впрочем эта возможность допускается законами природного и социального развития. В этом смысле она в корне отличается от невозможности, которая идет вразрез с законами природного и социального бытия; невозможным является то, что противоречит законам объективного мира. Невозможно, например, построить вечный двигатель, невозможно вечную жизнь для человека и тому подобное. Высшую меру осуществления имеет реальная возможность, для реализации которой сложились все необходимые условия. Например, возможность полета человека в космос была прежде только формальной, а теперь она стала реальной.

Гораздо точнее будет количественная характеристика возможности. Если невозможность определить через "0", а "действительность" через "1", то все промежуточные значения от "0" до "1" будут характеризовать степень возможности. Мера возможности называется вероятностью.

Завершая рассмотрение категории диалектики, сделаем общий вывод: 1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности; 2) в категориях диалектики сконцентрировано опыт и предметно-причинную деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в них находят свое отражение результаты познания, само познание сегодня было бы невозможным; 3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, подвижность и т.

Необходимость и случайность представляют собой соотносительные категории, обозначающие существенные взаимосвязи между вещами и явлениями. Мир - это не бесформенная груда разрозненных вещей и явлений. Напротив, между ними существуют необходимые взаимосвязи. Все, что существует, порождается соответствующими причинами и постольку наступает с необходимостью.

Необходимость есть способ превращения возможности в действительность при котором в определенном объеме имеется только одна возможность, реализующаяся в действительность. Необходимость непременно, с неизбежностью вытекает из определенного круга условий и причин, осуществляется только так, а не как-то по-иному; она всегда в конечном счете пробивает дорогу через случайности.

В противоположность необходимости случайность при определенных условиях - это вещь, явление, изолированные от других, внутренняя связь которых еще не вскрыта, не осознана и не доказана. Она является выражением в основном внешних, неустойчивых, единичных связей действительности. Часто она - результат перекрещивания независимых причинных процессов, способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при определенных условиях имеется несколько возможностей, но реализуется только одна из них.

Необходимость и случайность являются не абсолютными, а относительными противоположностями, находятся всегда в диалектическом соотношении. В реальной действительности нет ни одного явления, события, которые были бы только чисто необходимыми или только случайными. Далее эти категории существуют не сами по себе, абстрактно, а только в определенных условиях, в конкретной системе связей и отношений. Если изменяются эти условия, система связей, компоненты, причинные основания, то необходимость и случайность могут взаимно переходить друг в друга. То, что было необходимым в одних условиях, в одной системе связей, в данном отношении может стать случайным в других условиях, в более обшем отношении. И наоборот.

  • 1. Дождь выпадает с необходимостью в результате определенных атмосферных процессов, но появление его в том или ином районе, в то или иное время является случайным
  • 2. Смерть человека в биологическом отношении выступает необходимостью, так как все люди смертны. Если же смерть наступает вследствие различного рода непредвиденных обстоятельств, то она случайна.
  • 3. Изменение организмов путем приспособления к условиям и образу жизни случайно. Вместе с тем эти изменения необходимы, поскольку без них не было бы приспособления как необходимого процесса эволюционного развития организмов.
  • 4. Для отдельных детей случайным является место, где они родились, «родителей не выбирают», то какую среду они застали вокруг себя. Но в то же время их рождение необходимо, так как без этого прекратилось бы существование рода человеческого
  • 5. Появление выдающейся личности в определенной стране в данное время является случайностью. Но если эта личность влияет на исторический процесс, становится во главе массового движения, она необходима. «Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французкой республике, истощенной войной, - это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то его роль выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д.» (Ф. Энгельс)