Почему бьют колокола в церкви. Колокольный звон в православии. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники

Почему бьют колокола в церкви. Колокольный звон в православии. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники

Даже людей, далеких от Церкви, колокольный звон поражает благозвучием и духовной силой. Что уж говорить о верующих христианах, которым звук колокола не просто тешит слух, но и призывает к молитве.
Об истории колокольного звона в Первопрестольной, о сегодняшнем положении дел наш разговор с председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем КОНОВАЛОВЫМ.

– Начнем с разговора о том, как звонили на Руси в далекие и не очень годы.
– В молитве на освящение колокола мы слышим: «Да услышавше вернии раби Божии глас звука сего кампана в благочестии и вере укрепятся». Эти слова как нельзя точно отражают сакральный смысл колокольного звона – призывать и укреплять в молитвенном подвиге верующую душу. Поэтому колокольный звон для наших благочестивых предков был не только неотъемлемой частью богослужения, но и его важнейшей составляющей. Историки утверждают, что колокола пришли на Русь вместе с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, который вывез из Херсонеса Таврического «сосуды звенящие», то есть колокола. Колокола были в храмах Киева, Новгорода, Полоцка, Смоленска и в других городах Древней Руси.
Безбожная власть прекрасно понимала значение колоколов для Церкви. Поэтому антирелигиозный удар пришелся в том числе и на них. Множество колоколов было безжалостно сброшено вниз с высоты колоколен, исковеркано, переплавлено. Но даже в эти жестокие годы сохранились звонницы, которые до сих пор являются украшением не только Русской Церкви, но и всего мира.
Настоящие сокровища – это сохранившиеся колокола-гиганты в Московском Кремле. Среди них Большой Успенский колокол весом 65 тонн, колокол Реут – около 30 тонн, Семисотный (Великопостный) колокол весом 13 тонн и многие другие шедевры русских литейщиков. Чудом Господним полностью сохранились колокола Успенской звонницы в Ростове Великом, Софийского собора в Вологде, собора Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Пе­тер­бурга. Это почти все, что осталось из когда-то бесчисленного множества колоколен и колоколов великой России.
Милостью Божией после восстановления нормальных отношений между Церковью и государством ситуация начала меняться к лучшему. Ярким примером может быть восстановление колокольных звонов воссозданных столичных соборов: Казанского на Красной площади и Храма Христа Спасителя. При этом на Казанский собор были подняты колокола из-под сцены Кремлевского дворца съездов. Для Храма Христа Спасителя был создан особый подбор колоколов, включающий в себя таких гигантов, как Царский колокол весом 31 тонну, Святительский весом 18 тонн и прочие большие подзвонные и зазвонные колокола. Поэтому колокольное дело, слава Богу, не умерло, но развивается. Но и здесь есть свои проблемы.
– Понятно, что колокололитейное производство – дело непростое…
– Да, оно требует высокой квалификации, большой выдержки и несокрушимого терпения. Это редкие качества. Заказчик легко может попасть на недобросовестную фирму, которая за умеренную плату будет готова отлить все, что угодно. Колокола таких деятелей изобилуют высокорельефными изображениями, хорошо отполированы. Но обычно это великолепие не соответствует качеству.
– Из какого материала должен быть отлит хороший колокол?
– Настоящая колокольная бронза – это сплав чистой меди и чистого олова без каких-либо примесей.
– А серебро?
– Ненужная лигатура (добавка – «ПМ»). Почему-то считается, что с серебром колокол будет звучать лучше, но это совсем не так. Настоящий колокол отливают из сплава колокольной бронзы, содержащей около 20 процентов олова и 80 процентов меди. Примеси должны быть минимальны.
Второе по порядку, но не по значимости условие благозвучия колокола – чертеж профиля, который образует конфигурацию стенок колокола. Важны также и другие качества: разностенность по горизонтали, армирование маточника и многое другое. Как говорили мастера в старину, «наш колокольный профиль мы держим в секрете».
– Что еще надо знать при заказе и отливке колокола?
– Важным моментом является соразмерность колокола и храма. Странно выглядят колокольчики (по-другому их и не назовешь) на высоченной звоннице или огромный благовестник на хлипком деревянном помосте.
Будущему заказчику при выборе колокололитейного завода я порекомендовал бы меньше ориентироваться на трескотню в интернете. Существует целая паутина специализированных сайтов, с которых пройдохи перепродают чужую продукцию от своего имени. Полезнее посетить соседние храмы с налаженным звоном, расспросить известных звонарей и специалистов в области церковной музыки.
– А как можно научиться звонить в колокола?
– Школами различных направлений при храмах сейчас уже никого не удивишь, среди них есть и звонарские. И здесь надо быть осторожными. Совсем недавно я был приглашен к одному из московских викариев, который задал мне вопрос об одной из звонарских школ при колокольном заводе. Школа просила содействия владыки.
В ответ я выразил удивление дерзостью просителей, которые без основательной базы «смиренно» возлагают на себя труд обучения всех колокольному звону, взимая немалую мзду с учащихся. Если будущий звонарь действительно желает получить знания и развить практические навыки он, взяв благословение, может направиться в любой храм, где существует приличный подбор колоколов и хорошие звоны. Ему никогда не откажут, помогут и словом, и делом. Можно обратиться и к нам в Храм Христа Спасителя. Мы тоже поможем и покажем, притом совершенно безвозмездно.

Александр Владимирский


Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю…

В маленькие колокольчики, чтобы привлечь внимание, звонили в Древнем Риме на собраниях. Крупные же колокола стали употреблять в раннее средневековье, чтобы созывать на церковную службу, вместо труб, которые применялись для этих целей раньше. Колокола распространились по всей Европе во времена Карла Великого благодаря его стараниям.


Исторически колокол – изобретение западное, первые колокольни появились в Италии. В раннехристианской Руси долгое время колокола именовались компанами, по названию итальянской провинции Компаниа. Один из первых колоколов был подарен Византии – здесь обычай звонить в колокола прижился на многие века, а с принятием Русью христианства стал неотъемлемой частью богослужения и в нашем государстве.

Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. Были колокола с именами, обычно в честь какого-либо святого. Полагали, что их звон может отогнать болезни и напасти.

Богослужения с колокольным звоном – затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Св. Павлин во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки... Этот сон так лег ему на душу, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь… Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя иркутского мастера второй половины ХVII века, его звали Иван Колокольник. И уже хорошо известны специалистам работы тюменских заводчиков, купцов Гилева и Кондакова, а также туринского мещанина Котельникова.

У каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами и вырывали язык…

Замечательна история колокола, имя которому – Углицкий Корноухий. Именно им били в набат по случаю умерщвления царевича Димитрия. Борис Годунов наказал не только людей, за дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и в 1595 году «корноухим» он был сослан в Тобольск. Этот неумирающий ссыльный жив и сейчас. Звук у него резкий и громкий; надпись на нем по краям вырезана, а не вылита; она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».

С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…

Был такой звон на Руси – во все колокола, о нем еще говорили «во вся тяжкая». Звонили так в особо торжественные дни при кафедральных соборах, монастырях и лаврах. Работа тяжелая, тонкая и совершалась несколькими звонарями: по пять и более человек. Красный звон возвещал Великие Праздники. И красным он назывался, потому что звучал удивительно красиво…

Именно с красным звоном «красные» разделались в первую очередь – он был сначала запрещен, а потом уже и невозможен – в связи с уничтожением больших колоколов…

колокола были не только в церкви. Крестьян на барщину собирали звоном специального колокола. В городах нередко цехи и городские советы имели свои колокола. Особые колокола позора звонили во время казни. Со временем колокол стал для города олицетворением его независимости и самостоятельности. При приближении врага горожане старались спрятать колокола из-за их и материальной, и духовной ценности. А во время восстаний именно колокола становились вестниками мятежа.

Церковные колокола переставали звонить, если на город, графство, королевство папой накладывался интердикт, т. е. запрещение совершать церковные службы. Интердикт обычно сочетался с отлучением от церкви. Интердикт папы стали применять как способ борьбы со светскими государями, способ доказать, что ничего нет в христианском мире выше папской власти. Это бывало в тех случаях, когда король отказывался повиноваться папе: например, в XI в. папа Григорий VII отлучил от церкви германского императора Генриха IV за попытки противодействовать решениям папы; а португальские короли все время ограничивали права монастырей и церквей на земли, чем тоже вызывали папский гнев, и чуть ли не треть времени правления португальских монархов проходила под интердиктом. Папа мог наказать интердиктом и восставший город, особенно если он принадлежал епископу, как это было с Кельном или Порту, в котором интердикт длился 60 лет. И все это время колокола молчали, так что даже монахи созывались на службу трещотками.

Городские колокола тоже могли умолкнуть. Город терял колокола, если утрачивал независимость. Широко известна, например, история с вывозом Иваном III колокола из покоренного им Новгорода в 1478 г. Были и другие случаи. Например, маркграф Дитрих Саксонский снял язык сторожевого колокола Лейпцига, чтобы беспрепятственно грабить город в наказание за непокорность. Немецким городам, участвовавшим в Крестьянской войне XVI в., было запрещено звонить в колокола. А иногда город сам снимал свои колокола. Пример тому - Магдебург, где в 1546 г., во время Голодной войны, колокола по решению городского совета были перелиты в пушки. И в этом случае, но уже в другом обличье, колокол продолжал охранять город.

В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал…

Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль...

Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале… Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье…

Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном…

Пример Устава для Вашего храма (монастыря).
Составитель — Илья Дроздихин, 2008 год.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

12 колоколов производства ООО «Мастерская Ильи Дроздихина» размещены на звоннице храмового комплекса (монастыря), состоящей из 3-х пролетов и предназначены для осуществления уставных звонов.

В соответствии с русской традицией и классической системой развески колокола разделены на 3 группы: зазвонные (4), подзвонные (5) и благовестники (3).

Благовестники используются в соответствии со знаком службы и делятся на:
6000 кг – Праздничный колокол. (365 пудов)
3250 кг – Воскресный колокол. (200 пудов)
1640 кг – Будничный колокол. (100 пудов)
826 кг – Постовой колокол. (50 пудов)

Звоны следует совершать в соответствии со знаком богослужения или по благословению настоятеля.

УСТАВНЫЕ ЗВОНЫ

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочередные удары от большого до малого колокола, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — поочередные удары от большого к малым колоколам по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

СПИСОК ЗВОНОВ

1. Звоны будничные.
2. Звоны полиелейные и воскресные.
3. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.
4. Звоны Великого поста.
5. Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.
6. Звоны на Пасху и в Светлую седмицу.
7. Нерядовые звоны годичного круга.
8. Встреча архиерея.
9. Звоны на венчание.
10. Звоны на отпевание.

1. Звоны будничные.

Вечерня и Утреня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с будничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с будничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с будничным колоколом.

2. Звоны полиелейные и воскресные.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: трезвон с воскресным колоколом.

Звон к Евангелию: трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

3. Звоны на великие, двунадесятые и храмовые праздники.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколов.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест —

По окончании: во время целования Креста — трезвон с праздничным колоколом.

4. Звоны в Великий пост.

Утреннее богослужение будних дней:

Перед Третьим часом – 3 удара в постовой колокол.

Перед Шестым часом – 6 ударов в постовой колокол.

Перед Девятым часом – 9 ударов в постовой колокол.

Перед Вечерней (если совершается Литургия Преждеосвященных Даров) – звон «в двои» .

По окончании: звона нет.

Вечернее богослужение будних дней:

Пред Великим повечерием: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постовой колокол.

По окончании: звона нет.

Литургия Иоанна Златоуста:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в будничный колокол, затем трезвон с будничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в будничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Всенощное бдение:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Литургия Василия Великого:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в воскресный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

5. Нерядовые звоны подготовительных недель и Великого поста.

Сырная седмица:

В среду и пятницу – звоны по великопостному чину – благовест

По окончании: звона нет.

Прощенное воскресенье:

К Вечерне: за 5 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в постный колокол.

По окончании: звона нет.

Вынос Креста:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем трезвон с воскресным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с воскресным колоколом

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с воскресным колоколом

Вынос Креста: во время Креста – перезвон , по положении Креста в середине храма – трезвон с постовым колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с воскресным колоколом.

Великий Четверг:

Перед Утреней: за 5 минут до начала – благовест

Перед чтениями Евангелий: удары в воскресный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением — 1 удар , перед 2-м — 2 удара и т. д. По прочтении всех 12 Евангелий — краткий трезвон с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Великий Пяток:

К Царским Часам: благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий» с воскресным колоколом.

По окончании: звона нет.

Вынос Плащаницы:

Перед Вечерней: за 5 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в воскресный колокол.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Спасителя – перезвон , по положении Плащаницы в середине храма – трезвон с воскресным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон , по положении Плащаницы – трезвон с воскресным колоколом.

6. Звоны на Пасху и в Светлую седмицу

Пасхальная Литургия:

Полунощница: во время Полунощницы — редкий благовест в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – перезвон .

После Пасхального начала: во время вхождения хода в Храм – трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная Вечерня Светолой Седмицы:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

Литургия Светлой Седмицы:

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Крестный ход: во время крестного хода – трезвон с праздничным колоколом, во время остановок трезвон прекращается.

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

7. Нерядовые звоны годичного круга.

Богоявление Господне:

На Всенощном Бдении

К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек) в праздничный колокол.

Освящение воды: во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

По окончании: во время целования Креста — трезвон с воскресным колоколом.

Звон на Воздвижение Креста Господня:

К Вечерне: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон с праздничным колоколом.

Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Креста: во время Креста – перезвон , по положении Креста в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

По окончании: по прочтении 1-го часа – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

Успение Пресвятой Богородицы:

Перед Вечерней: за 10 минут благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.

Вынос Плащаницы: во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон , по положении Плащаницы в центре храма – трезвон с праздничным колоколом.

Погребение Плащаницы: во время крестного хода – перезвон , по поставлении Плащаницы – трезвон с праздничным колоколом.

На Литургии – звоны двунадесятого праздника.

8. Встреча архиерея.

Перед прибытием архиерея – редкий благовест (с промежутком 20-25 сек) в благовестник соответствующий знаку богослужения.

При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения до входа архиерея в храм (дом причта).

При отъезде архиерея трезвон с благовестником соответствующим знаку богослужения.

9. Звоны на венчании.

После таинства Венчания: при выходе из храма молодоженов совершается трезвон

10. Звоны на отпевание.

После обряда отпевания: при выходе процессии из храма совершается перебор от маленького колокола до большого с последующим ударом «во вся», по отъезде процессии – краткий трезвон с благовестником соответствующим знаку предшествовавшего богослужения.

Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.

«Издревле для того, чтобы собрать людей на молитву, использовались какие-то инструменты, которые могли извлекать сильный звук. Церковь по замыслу была призвана собирать народ целого города. Вначале возникновения христианства на верующих были гонения, они собирались тайно и никаких сигналов о том, что они собираются на молитву они подавать не могли. А потом, когда христианство стало религией государственной, то тогда, чтобы призвать народ к молитве, появился колокол, который со временем усовершенствовался, появилось мастерство отлива колоколов. Говорят, в Звенигороде был колокол, который слышался за много-много верст вокруг. Подбор колоколов там характеризовался как малиновый звон с сильным и мелодичным звуком. Так что колокол призван созывать большое количество людей на церковную молитву, поскольку церковное богослужение должно быть соборным, то есть всеобщим. Колокол призывает всех людей прийти и воздать хвалу Богу всем вместе в храме Божием», — говорит священник Александр Ильяшенко .

Каким бывает колокольный звон?

Согласно летописям, на Руси существовал своеобразный способ звона. Русские колокола давали звук не посредством раскачивания самого колокола вместе с языком, а посредством ударов подвижного языка в неподвижный колокол. Такая отличительная особенность придает русскому церковному звону особое звучание. Помимо манеры раскачивания характерный звон в православных церквях придает определенное количество колоколов. Издавна вошло в обычай снабжать каждую колокольню набором колоколов от самых маленьких до самых больших размеров. А в числе требований колокольного звона кроме ударов в один колокол были также перезвон и трезвон, которые возможны только с колоколами различного размера, веса и звука.

По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие церковной жизни отмечается в конкретный день церковного календаря. Существует несколько видов звона:

Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Такой звон может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.

Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные).

Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Во время перезвона сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.