Петров день постный или нет. Окрошка овощная летняя. Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Петров день постный или нет. Окрошка овощная летняя. Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Это период, когда православные ограничивают себя в еде и совершенствуются духовно. Петров, или Апостольский пост, считается летним постом. Он начинается с понедельника через неделю после празднования Троицы (Пятидесятницы). Начало Петрова поста зависит от Пасхи. Поэтому продолжительность поста в разные годы различная: от 6 недель до недели и одного дня. Петровский пост получил свое название в память об апостолах Петре и Павле. Окончание Петрова поста — в праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, если только дата не совпадает со средой или пятницей. Он был установлен в день освящения храма в Константинополе, воздвигнутого в честь апостолов Петра и Павла.

Более «правильное» название поста — Петропавловский. Но оно слишком длинное и не прижилось в народе. Петров пост летний, в это время от прошлогоднего урожая почти ничего не оставалось, а новый еще не поспел. Народ дал очень меткие названия посту: «петровка-голодовка» и «петровки». Имя Петра в названии поста главенствует. Прежде этот период называли постом Пятидесятницы.

Что можно есть во время Петрова поста?

Во время поста отказываются не только от животной пищи, но и от различных соблазнов и удовольствий, в том числе, и от чревоугодия. Постная еда должна быть простой и здоровой, не требующей затрат денег и времени на ее приготовление. Не стоит забывать и об умеренности в питании. Традиционно в Петров пост не ели мясные и молочные продукты, яйца. Особых ограничений на вареную постную пищу с елеем (растительным маслом) не было. На рыбу налагался запрет по средам и пятницам.

Существуют и более строгие правила питания во время Петрова поста, которые формируют образ смирения.

ПОНЕДЕЛЬНИК. До трех часов от еды желательно воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение (только невареная растительная пища) в девятый час после вечерни. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается употребление рыбы.

ВТОРНИК. Нельзя есть рыбу. Разрешены вареная пища с маслом и немного вина. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

СРЕДА. До трех часов дня от еды следует воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если бывает празднование памяти святого, которому Уставом положена славословная служба, то едят вареную пищу с растительным маслом и разрешено пить вино. Если в этот день совершается празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно принимать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино. Если выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, то едят вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино.

ЧЕТВЕРГ. Нельзя есть рыбу. Разрешена вареная пища с маслом и вино. Все в умеренных количествах. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

ПЯТНИЦА. До трех часов воздерживаются от приема пищи. Затем едят сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если приходится на празднование памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешена вареная пища с растительным маслом и вино. Если на этот день приходится празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно есть вареную пищу с растительным маслом, рыбу и пить вино. Если совпадает с днем памяти святого, в честь которого освящен храм, то разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.

СУББОТА. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

Рыба разрешается также в дни памяти одного из великих святых или в дни храмовых праздников.

Послабления

Самый строгий пост — это сухоядение, т.е. употребление невареной растительной пищи. Предписания Устава предусматривают послабления для больных, престарелых, младенцев, беременных и кормящих грудью женщин. Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов людьми, занятым тяжелым физическим трудом и заключенными. Существуют послабления и для «путешествующих». Особенно оговариваются ситуации, когда для сохранения здоровья приходится снимать ряд ограничений.

Послабления идут в таком порядке: вареная пища, растительное масло, вино, рыба, молочные продукты (и яйца), мясо. Молочные продукты (часть плоти млекопитающих) считаются более скоромной пищей, чем рыба. Дети до трех лет не постятся.

Другие запреты

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Не рекомендуются развлекательные передачи по телевизору, телефонные разговоры по пустякам, чревоугодие, выпивки, всевозможные зрелища, суета, вражда и т.п. Желательно, чтобы в период Петровского поста человек сам составил список тех ограничений, которые он готов добровольно возложить на себя.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. , а в V веке – и .

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. . — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ().

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ().

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его ().

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. , это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки ().

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира () и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (), мертвые воскресали (), больные исцелялись () даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола ().

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (), себя же причисляет к ним ()

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ().

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Один из двух больших летних постов – Петров пост – установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Время поста разнится год от года – меняется как дата его начала, так и продолжительность. Столь нечеткие границы обусловлены зависимостью постных дней от Пасхи: чем раньше наступает Святое воскресенье, тем дольше длится пост.

Петровский или Петров пост имеет и второе название – Апостольский. Имя свое он получил в честь двух апостолов – Петра и Павла, и включен в церковный календарь как дань памяти их великим деяниям.

Петровский пост в 2017 году: какого числа начинается и когда заканчивается

Дата начала петровского поста напрямую зависит от Пасхи. Петров пост в 2017 году, равно как и в прочие года, наступает сразу после Троицы, в Духов понедельник. Потому и ответ на вопрос, какого числа начинается петров пост, каждый год будет разным. Зато окончание Петрова поста всегда в один день – 11 июля, перед днем апостолов Петра и Павла.

Так как Пасха в 2017 году 16 апреля, то Петров пост начнется спустя 51 день после святого праздника, то есть 12 июня. В 2017 году Петровский пост продлится ровно месяц.

История

Первые упоминания о Петровском посте относятся к III веку. Однако во времена первых христиан этот пост носил не регулярный, а скорее вариативный характер. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий – предположительно со II-III до IV-V веков Петровский пост заменял Великий, то есть исполнялся теми, кто по каким-либо причинам не мог поститься накануне Пасхи. Продолжительность и даты начала и окончания поста были слегка иными, а свой окончательный вид для православных христиан он приобрел уже в IX-XI веках.

Роль Первоапостолов Петра и Павла в православии очень важна, а потому и Петров пост считается одним из обязательных к исполнению для истинно верующего. Православные христиане начинают готовиться к посту с молитвы и чтения деяний святых.

Меню на Петров пост в 2017 году

В отличие от других постов – Рождественского или Великого – Петров пост достаточно мягок и не требует непосильных жертв при его соблюдении. Главная его особенность – в период поста разрешено употреблять рыбу (исключая, разумеется, среду и пятницу).

Основная схема приема пищи в Петровский пост достаточно проста.

В понедельник (а пост начинается с Духова понедельника) разрешено употреблять горячую пищу без масла – постные каши (гречневую, рисовую, перловую, ячневую, овсяную), сваренные на воде даже без капли растительного (подсолнечного, оливкового) масла.

Попробуйте усилить вкус привычной каши, добавив в нее сухофрукты – изюм, курага или орехи будут отлично сочетаться с овсянкой, а некоторым любителям понравится и ячневая каша с фруктами. Можно смешать кашу с грибами, предварительно отваренными и порезанными на мелкие кусочки. Еще один вариант добавок в каши – запеченные или обжаренные на гриле овощи. Здесь особенно удачными вариантами окажутся мясистые болгарские перцы (только снимите с них предварительно шкурку), толстостенные помидоры и молодые кабачки.

Читайте также на нашем сайте о , а также о том, какие еще будут посты в 2017 году.

Вторник, четверг и суббота – основные дни поста. В это время разрешена любая постная пища плюс рыба. Пост нестрогий, потому разрешается употребление в пищу растительного масла. Такой широкий выбор разрешенных продуктов открывает поистине безграничные возможности для меню! Перечь блюд просто огромен – от банальной жареной рыбы до тарталеток с рыбным или овощным паштетом, от привычных супов и до расстегаев или запеченных в открытой печи пирогов. Под запретом лишь продукты животного происхождения – мясо, молоко и молочные продукты, яйца и все блюда из них.

Среда и пятница – скромные дни. В эти дни необходимо соблюдать строгий пост – сухоядение. Запрещена не только пища животного происхождения, но и рыба, и даже растительное масло. Особо ревностные христиане воспринимают эти дни поста как время питаться лишь водой и хлебом.

Воскресенье – самый благостный день поста. К разрешенному меню вторника, четверга и субботы добавляется еще один продукт – вино. Правда, пить его можно лишь в небольших количествах, не злоупотребляя и не допуская опьянения. Кроме того, разрешение употреблять вино не означает автоматические допуск всех алкогольных напитков, в первую очередь крепких – водки, виски, коньяка и т.д. Красное вино, особенно кагор, имеет особое смысловое значение для верующих, а потому и разрешение на его умеренное употребление выглядит абсолютно уместно.

Обязательно соблюдайте Петров пост в 2017 году — от этого также ваш организм получит пользу и здоровье.

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Православная религия подразумевает следование определенному своду правил, в которые входит и соблюдение поста. Это время, когда очищается не только организм, но и мысли. Именно исключение из рациона большого потребления пищи в определенный период приводит к духовному просветлению.

За один год православные люди несколько раз постятся. В этой статье речь пойдет о том, какой пост закончился 12 июля в 2017 году, когда он начинается и как следует его проводить. Что следует знать верующим об этом событии? Как правильно провести время православного поста?

Пятидесятница

В древние времена, когда Русь только приняла православие, Петров пост именовали Пятидесятницей. Все дело в том, что римский император и завоеватель Константин на территории Римской империи воздвиг и освятил храмы, посвященные памяти апостолов Иисуса - Петра и Павла. Торжество произошло 12 июля. Теперь эта дата имеет ключевое значение.

Дата Петрова поста следовала за праздником Святой Троицы. Его ранее именовали Пятидесятницей, потому как Троица выпадала на пятидесятый день после Христова Рождества.

История названия

Петров пост еще называют Апостольским, поскольку он посвящен двум апостолам Господним - Петру и Павлу. Они, как истинные христиане, проводили много времени в молитвах, игнорируя все тяжбы.

В простонародье Апостольский пост именуют "Петровкой", а еще "Петровкой-голодовкой". И такое название связано с тем, что пост приходится на раннее лето: запасы от прошлогоднего урожая практически иссякли, а до нового еще далеко.

Гипотезы о возникновении

Точно не известно, как возник Петров пост. Православные люди выдвигают пару версий о его происхождении:

  1. Первая версия гласит: Петров пост - это подражание всем апостолам Господним. Они большую часть жизни проводили в молитвах и соблюдении постов. И по прошествии праздника Святой Троицы они также какое-то время держали пост перед тем, как проповедовать Евангелие.
  2. Вторая версия утверждает, что Петров пост был создан для тех, кто в силу определенных обстоятельств не смог соблюдать Рождественский и Великий посты. Начиная с 12 июня и до 12 июля, когда заканчивается пост, православные выполняют все предписания и отдают почести Христу. Этот период может соблюдаться с некоторыми послаблениями в том случае, если есть проблемы со здоровьем.

Когда начинается и когда заканчивается пост?

Начало празднования Петровки выпадает на второй понедельник после Пятидесятницы. Что касается того, какого числа заканчивается пост, то эта дата обычно приходится на 12 июля. В 2017 году этот день выпал на 11 июля. Начало пришлось на 12 июня.

В 2018 году дата начала поста выпадет на 4 июня. Продолжительность его может варьироваться и составлять от 8 до 42 дней. В 2017 году длительность поста составила 30 дней, окончание совпало с праздником почитания апостолов Петра и Павла. Петр символизирует уверенность и сильную волю, а Павел - высокий интеллект и смекалку.

Соблюдение правил во время Петровки

Современные церковные предписания гласят о следующих правилах, которых необходимо придерживаться верующим во время Петрова поста:

  1. Не работать и отказаться от увеселений во время литургии и православного богослужения в церквях.
  2. Добросовестно трудиться в будние дни и отдыхать в выходные.
  3. Очистить свой разум от непотребных, легкомысленных желаний и помыслов.
  4. Не веселиться, не посещать развлекательных заведений.
  5. Воздерживаться от интимных связей.
  6. Не позволять таким эмоциям, как гнев, злость, агрессия, ревность, завладевать разумом и управлять чувствами.
  7. Большое количество времени предаваться молитвам, как в церкви, так и дома.
  8. Не укорачивать волосы.
  9. Отказаться от занятий рукоделием.
  10. Не давать и не брать в долг.
  11. В один из дней поста нужно отправиться на исповедь и причаститься.
  12. Пока длится время духовного и телесного очищения, строго воспрещается совершать разного рода магические ритуалы, гадания.
  13. Необходимо на время ограничить себя в азартных играх и распитии алкогольных напитков (исключение составляет красное вино).
  14. Как можно чаще стоит посещать церковь, почитать святых.
  15. В это время рекомендуется заниматься благоворительностью, оказывать помощь нуждающимся и просящим.

Пища, позволительная в пост

Пост - это время в ограничении себя в еде. Рацион сокращается, способствуя очищению организма и мыслей. Когда заканчивается Петровский пост, тогда все ограничения снимаются.

Итак, что же можно есть в этот период?

  1. Понедельник. В этот день принято употреблять в пищу горячие каши, приготовленные без масла, то есть на одной воде. Чтобы разбавить пресный вкус, в них позволительно добавлять сухофрукты, грибы, орехи, овощи и фрукты.
  2. Вторник, четверг, суббота. В эти дни можно есть рыбу и рыбные блюда. Разрешено использование растительного масла. Но, мясо, яйца и молочные продукты запрещены.
  3. Пятница. Этот день весьма скромен. Запрещено если не все, то многое: мясо, рыба, животные продукты, масло. Большинство верующих "очищаются" в этот день только хлебом и водой.
  4. Воскресенье. Если в пятницу запрещено есть большинство продуктов, то в воскресение можно компенсировать эти ограничения. Яйца и молочные продукты нельзя. Можно добавить в постное меню сухое красное вино в малых количествах. Нельзя употреблять другие алкогольные напитки. Стоит отметить, что красное вино предназначается употреблять как напиток для причащения.

Кому-то может показаться, что пост слишком ограничивает человеческие потребности в еде. Однако польза от такого рациона велика как для всего организма, так и для духовного просвещения. Церковь позволяет людям с серьезными заболеваниями и детям не придерживаться поста, поскольку это может нанести вред их здоровью.

Когда в июле пост заканчивается, можно смело возвращаться к привычному меню.

Связь Пасхи и Петрова поста

Почему при упоминании Апостольского поста вспоминают праздник Христова Воскресения?

Все дело в том, что дата Петрова поста высчитывается с учетом даты Светлой Пасхи. Так, например, в 2017 году Пасха отмечалась 16 апреля, а спустя девять воскресений наступил Петровский пост. Сам день почитания апостолов Петра и Павла не относится к посту, то есть не является его частью. Праздник наступает тогда, когда заканчивается пост в июле.

Что говорит церковь о свадьбах в пост?

Поскольку Апостольский пост приходится на лето - сезон большого количества свадеб, - то многих брачующихся интересует вопрос, можно ли в этот период праздновать свадьбы. Или же придется ожидать времени, когда заканчивается Петровский пост?

Православные люди, чтобы не разгневать Бога, знают, что свадьбы нельзя справлять во время постов. Свадьба подразумевает обильное угощение для гостей, а также моменты интимной близости между новобрачными. Игнорирование запрета может повлечь неблагоприятные последствия для супругов: их семейная жизнь может быть подвергнута различным испытаниям.

Петров пост также является тем временным промежутком, когда стоит отказаться от свадебного торжества. Однако церковь не выдвигает категорического запрета на проведение свадеб, но при этом устанавливает ряд определенных ограничений и правил.

Правла проведения свадеб в пост

Если все же православные решились отметить торжество бракосочетания, не дожидаясь времени, когда заканчивается Петров пост, они должны соблюсти некоторые правила:

  1. В числе приглашенных гостей могут оказаться и те, кто свято чтут предписания, соблюдаемые во время гастрономического ограничения. И разумеется, они будут поститься до момента, когда пост заканчивается. Чтобы постящиеся гости не чувствовали себя ущемленно, нужно заранее позаботиться о присутствии постной пищи на столе.
  2. В качестве алкогольных напитков на столах должно присутствовать красное вино, в идеале - кагор.
  3. Поскольку свадьба - это все-таки веселье, то без песен и конкурсов никак обойтись нельзя. Но помните, что все должно проходить сдержанно, умеренно. Песни и конкурсы не должны содержать сексуального подтекста. Это касается и одежды гостей: больше сдержанности и приличия в нарядах.
  4. Не следует употреблять чрезмерное количество алкоголя, чтобы не находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Многие пары желают провести таинство венчания. Но делать это именно в Петров пост запрещается. Лучше дождаться момента, когда заканчивается Петров пост.

Заключение

Петров пост - один из немногих периодов в году, когда православные освобождают свое тело и разум от гнетущих мыслей и полностью очищаются. Тем, кто решит примкнуть к числу постящихся, стоит запомнить, что дата начала всегда разная. И стоит знать, какого числа заканчивается Петров пост - это всегда 12 (двенадцатое) июля.