От чего болеют дети православие. Почему болеют дети? Почему маленький ребенок часто болеет

От чего болеют дети православие. Почему болеют дети? Почему маленький ребенок часто болеет
От чего болеют дети православие. Почему болеют дети? Почему маленький ребенок часто болеет

Среди группы таких жизнерадостных малышей обратил на себя внимание один, который был как-то так в стороне. С детишками он не играет, плаксив, необщителен, в группе выбрал только нянечку. И на прогулку, на завтрак, на обед, и спать он идет только с ней, на осмотр врача реагирует нежеланием, плачем, прячется за нянечку.
С чем это связано? С непрофессиональностью доктора? - Нет. С неумением работать с ребенком? - Нет. Это чаще всего связано с особенностями малышей. И педиатры, которые долго работают, это знают. Видя такую особенность малыша, мне, как врачу, пришлось поинтересоваться: какова история его жизни до детского садика?
По медицинской карточке выяснилось, что малыш на первом году был травмирован, наблюдался у невропатолога, получал лечение, снят с учета, разрешены прививки. С точки зрения невропатолога он выздоровел, у него все хорошо. Мне, как педиатру, был непонятен тот «внутренний» страх, напряженность, незащищенность, которые проявлялись в действиях ребенка, вызывая защитные реакции плача, протеста.
На прием была приглашена мама. Из беседы выяснилось, что живут они с отцом ребенка без регистрации брака, совместно с родителями мужа. Со свекровью не всегда ладят, но больших конфликтов нет, т.к. родители мужа стараются не участвовать в их семейных отношениях и в воспитании внука. В период беременности она испытывала определенную тревогу, неуверенность в том, все ли будет нормально, не разлучатся ли они с отцом ребенка. Были какие-то заболевания в период беременности, но она плохо помнит. Состояние тревоги у мамы сохранялось и в разговоре, выказывалось в ее поведении: в глазах слезы, руками постоянно теребила перчатки, в начале разговора очень настороженно отвечала на вопросы. В ходе беседы успокоилась. На вопрос «Почему брак не зарегистрирован?» мама ответила так: «Да что, мы нормально живем в общем-то, все хорошо, в этом нет необходимости». Ребенок крещен на первом году жизни, т.к. болел, и кто-то из знакомых посоветовал окрестить. Мама крещена, отец - нет. За чадо свое мама не молится, так как в семье этого не принято. В храме Божием с ребенком бывают очень редко, хотя малышу там нравится. Причащали его только после Таинства Крещения. Маме были даны медицинские рекомендации с целью улучшения состояния малыша. Кроме этого, посоветовали встретиться и побеседовать со священником близлежащего храма. Посоветовали как можно чаще приобщать малыша Святых Христовых Таин, а самой маме пройти Таинство Исповеди. Мама восприняла мои слова очень тепло.
По прошествии определенного времени, зайдя в группу, я увидела перемены. Дитя стало поспокойнее, более общительней со своими сверстниками, правда, предпочитает играть больше в одиночестве, но почти не плачет, проявляет интерес, подходя поближе ко мне. Значит, какие-то рекомендации, данные маме, были выполнены. Даст Бог и, может быть, семья повернется лицом к храму, обратится к Богу. И в их доме затеплится лампадка, появятся иконы, оживет ласковый огонек свечи и возгорится молитва матери и отца за свое чадо, за свою семью. Даст Бог, в семье начнется благочестивая жизнь, многие проблемы, которые возникли у ребенка, исчезнут.

Молитва родителей, их жажда материнства, отцовства делает порой с человеческой точки зрения невозможное. На моей памяти случай из практики работы в роддоме.

Рожала женщина с тяжелой сердечной патологией, тяжело протекавшей беременностью, но большой жаждой иметь ребенка. Возникла необходимость кесарева сечения. Родившаяся девочка поначалу вызывала у педиатров тревогу за ее жизнь. Ребенку проводили целый комплекс лечебных мероприятий, направленных на улучшение состояния ее здоровья. Особенно хочется отметить поведение матери, ее молчаливо-уверенное участие в том, что дочка будет жить, несмотря на тяжелое состояние. Можно предположить, что мать молилась за свое чадо, т.к. мы, врачи, незримо ощущали помощь и порой удивлялись быстроте улучшения состояния на фоне проводимого лечения. Девчушка выжила и из роддома была переведена в больницу для дальнейшего лечения.

Размышление о важности семейной гармонии, взаимоотношений матери и отца в период беременности и особенно в первые полгода жизни ребенка - следующая история.

На приеме - родители (отец и мать) с малышом трех месяцев, страдающим выраженным дерматитом на лице и тельце ребенка, конечностях. Малыш крайне беспокойный, внутренне напряжен, мама нервозна. Назначено комплексное лечение, ребенок консультирован крупными специалистами в области дерматологии, но проводимое лечение долго не приносило результатов. Лишь после того, как успокоилась мать ребенка, разрешился конфликт с мужем, начавшийся на последних месяцах беременности (они развелись, и в доме прекратились скандалы), состояние ребенка резко улучшилось, и проводимая терапия привела к хорошим результатам.

Еще один случай:

На приеме - ребенок четырех лет, крайне капризный, плаксивый по поводу частых ОРВИ. Из анамнеза стало известно, что мама практически всю беременность находилась в состоянии плаксивости, нервозности в связи с работой и незначительными конфликтами в семье. Назначена комплексная терапия ребенку, даны рекомендации маме: изменить отношение к окружающим ее людям, научиться принимать от жизни не только победы, но и поражения. После лечения в течение трех месяцев получен хороший результат. Девочка в течение длительного времени не болеет ОРВИ, стала веселой, жизнерадостной, общительной.

Продолжая наш разговор о врачебных наблюдениях, предоставлю вашему вниманию ряд интересных историй детишек различного возраста.
На прием пришли мама и бабушка с малышом - мальчиком восьми месяцев. Жалоба была на то, что, вернувшись из деревни, мальчик стал беспокойным, спит и кушает хуже, и общее его состояние их встревожило. Когда я посмотрела малыша, то заметила клинические проявления рахита. Они проявлялись и внешне, и в тех жалобах, которые предъявляли мама с бабушкой. Все свидетельствовало о том, что у ребенка рахит. Степень тяжести рахита можно только предположить, окончательно она устанавливается по ряду дополнительных клинических обследований. Ну и, естественно, этого никто не проводил. Почему «естественно»? Потому что (как потом выяснилось) родители знали, что у малыша рахит, и ребенок получал гомеопатическую терапию. И тогда я, стараясь не испугать маму (очень часто, когда начинаешь говорить о том или ином психологическом или физиологическом состоянии ребенка, мама очень пугается), очень осторожно сказала:
- Вы знаете, похоже, что у вашего ребенка рахит.
На что она ответила:
- Да, мы знаем, что у ребенка рахит.
Клинику рахита знают многие врачи. И если доктора будут читать мои беседы, то пусть не подумают, что в данном случае я недооценила клинику или те симптомы, которые увидела. В первую очередь хотелось бы предоставить другое мое ощущение, состоящее в следующем. Когда я посмотрела на малыша, провела определенный его осмотр, поговорила с мамой, то есть собрала анамнез, то возникло такое удивительное субъективное чувство: незащищенности, неуютности малыша. Хотя, судя по внешнему благосостоянию, недостатка в уходе нет, семья имеет материальный достаток. Малыш крещеный, и на груди у него, к моей великой радости, был крестик. К великой радости, потому что, к сожалению, родители почему-то считают, что крещеным малышам первого года носить крестик необязательно, и потому он у них отсутствует (об этом расскажу в следующей главе). Посмотрев малыша, я спросила маму:
- Скажите, а какие отношения у вас в семье, с отцом ребенка - с вашим мужем, венчаны ли вы?
Почему этот вопрос возник, ответить не могу. Наверное, ощущение этого состояния незащищенности, какой-то детской неуютности, внутренней необъяснимой грусти у малыша вызвало у меня тревогу и родило вопрос. Повторю: это не клиника рахита, это нечто более тонкое, может быть, интуитивное, не всегда уловимое, трудно формулируемое. И мама ответила:
- Вы знаете, да, мы не венчаны, потому что муж против, хотя и крещеные.
Вероятно, я затронула ту тему, которая очень волновала бабушку. Она увидела в моем лице человека, который поддерживает ее переживания, и тут же сказала:
- Знаете, наш духовник тоже сказал, что многие проблемы, которые связаны с ребенком, с его заболеванием, зависят от того, что мать и отец не венчаны. На браке нет Божьей благодати.
Вот такая история.

Вообще по детям заметно, из каких они семей - крещеных или некрещеных, венчаных или невенчаных. Видишь незащищенность малыша, какое-то внутреннее, недетское переживание, когда глядишь на таких деток, очень часто внутри возникает такое желание - взять и закрыть их. Чем, от чего закрыть? Сложно сказать. Но какая-то внутренняя потребность закрыть малыша от того, чему он подвергается, постоянно присутствует. Хотя сам до конца не понимаешь, с чем связано такое переживание, и, скорее всего, это не медицинская проблема.
Вообще я хочу сказать, что чисто медицинской проблемы детских заболеваний нет. И сколько бы между собой ни спорили ученые мужи о том, что то или иное состояние определяется тем или иным физиологическим нарушением, что оно связано с наследственностью матери и отца, с другими многочисленными факторами, все равно, во главе угла лежит нечто иное, принципиально определяющее состояние ребенка. Господь удивительным образом по состоянию малышей, особенно первых дней жизни, первого года жизни, показывает многое из того, что сокрыто от научного взгляда. Каким образом? Ведь дети не говорят.

Вспоминается беседа с одним доктором-гинекологом, доцентом, который пришел на осмотр ребенка после кесарева сечения. Ситуация с мамой была очень сложная - тяжелая патология, ребенок родился немного раньше срока, были сильные переживания за состояние, за жизнь ребенка. Возможность беременности с точки зрения медицины ставилась под сомнение, потому что и возраст у мамы был большой и патология довольно серьезная. Поэтому доктор, который делал кесарево сечение, очень сопереживал вместе с неонатологами о состоянии новорожденного. Помню, как она подошла ко мне и спрашивает:
- Как дела?
Я отвечаю:
- Все, что в наших силах, мы сделаем, а дальше - неизвестно. Во всяком случае он не в таком критическом состоянии, как это можно было предположить, исходя из состояния самой матери.
На что, помнится, она мне сказала:
- Как вы в них разбираетесь? На мой взгляд, они все на одно лицо, и у них одно состояние. Как вы различаете?
- По крику. Какой крик, такое и состояние младенца.

Крик на самом деле бывает разный. Когда ребенок хочет кушать - это один крик, а когда ему плохо - совсем другой. И те педиатры, которые занимаются областью неонатологии, думаю, со мной согласятся. Обычно опытный педиатр, опытный неонатолог даже по крику ребенка может предположить то или иное его состояние или патологию.

Мир расставаний и утрат. Какую еще ты причинишь нам рану? Кого еще отнимешь? Мало тебе погибших в Беслане, измученных и растерзанных, нашедших вместо школы концлагерь, вместо радости жизни – мучение смерти. Мало тебе теплохода «Булгария» и ночного сплава на плотах на Сямозере, унесших в пучину гибели растерявшихся детей. Нет, ты врываешься в нашу жизнь вновь и вновь, отнимаешь детей тогда, когда мы надеялись дать им радость и утешение. Всеми покинутые, запертые, задохнувшиеся и сгоревшие в «Зимней вишне», страдавшие во всех других катастрофах – они нас ставят в тупик, показывают нам всё наше бессилие.

Если сложить все страдания мира вместе, то не дотянут они до меры страданий ни в чем не повинных детей

Если сложить все страдания мира вместе, то не дотянут они до меры страданий ни в чем не повинных детей. Но тем более не дотянут они до меры скорби родителей, потерявших детей. По-человечески подобное горе восполнить нельзя. Слова пусты, а дела недостаточны. Можно заново выстроить сгоревший дом, восстановить порушенную школу, собрать новый самолет, но вернуть погибшего ребенка невозможно. И даже если наши слезы составят мировой океан, то и тогда мы не восполним горя матерей и отцов, лишившихся своих чад. Погибшие в террористических актах, разбившиеся в авиакатастрофах, исчезнувшие в пожарах и наводнениях, они – обличение нашей беспомощности и наших грехов, а еще – обличение несовершенства и беспощадности этого мира.

Почему же Ты, Господи, попускаешь такое? Почему злодеяния, несчастные случаи, неизлечимые болезни и смерти бьют по самому дорогому для нас – по нашим детям, вырывая сердце из нашей груди, делая жизнь пустой и безрадостной?

Страдания невинных детей хранят в себе тайну. Покров ее непроницаем. Ни любопытный глаз, ни возмущенное сердце не проникнут за этот покров. Лишь тот, кто смиренно шествует к Тайне Креста Невинного, постигнет чистым, кротким сердцем и эту тайну.

Убийство невинного – вот как вступила смерть в пределы людей за вратами Эдема

Приоткрывает нам завесу тайны в простых, но удивительно ясных свидетельствах. Какой была самая первая смерть в истории человечества? Что говорит нам Ветхий Завет? Оказывается, первым расстался с телом не Адам и не Ева, не их старший сын, злобный Каин, а невинный и кроткий, чистый сердцем Авель. Убийство невинного – вот как вступила смерть в пределы людей за вратами Эдема! Можно представить весь ужас наших прародителей – они сотворены бессмертными в Раю, призваны к вечности, но потеряли райские блага, а теперь видят бездыханным своего сына. Они обращаются к Авелю, а он не отвечает, его теребят, пытаются поднять, а он не откликается – любимый сын мертв.

Откроем страницы Нового Завета. Какой здесь оказалась первая смерть? – Безжалостное избиение невинных младенцев. Терзания матерей передать невозможно. Вырванный из твоих рук ребенок, лишенный жизни на твоих глазах – горе немыслимое, неописуемое, безутешное. Так Священное Писание нам прямо говорит, что страдания невинных – очевидный и неизбежный факт нашей жизни.

Страдания невинных детей – высшая форма несправедливости и крайняя степень проявления зла на земле. Но задумаемся: разве может быть зло справедливым? Зло – это и есть попрание всего самого святого и ценного, попрание добрых чаяний, разумного смысла, полная противоположность любви и правде. Зло всегда влечет за собой несправедливость. Они неразлучны друг с другом, как скорпион и его ядовитый хвост. А зло вторглось в мир через человеческий грех.

Если ты сам поднес огонь к стогу сена, то будешь ли удивляться, что стог сгорел? Если сам протянул руку к ядовитой змее, то будешь ли удивляться, что она ужалила, и яд отравляет тебя? Смерть невинных детей в нашем мире вскрывает весь ужас грехопадения, всю глубину несправедливости и гибельности зла, вторгшегося в жизнь людей.

Вот цена доверия дьяволу, обещавшему, что люди станут «как боги» – крушение обычного человеческого счастья и беспомощность по отношению к самым родным и любимым. Потеряв Бога, мы не просто теряем Рай – мы теряем то, что даровано Богом для нашей простой человеческой жизни.

Но и среди всего этого ада Ты, Господи, не оставил нас. Потому что Ты любишь нас больше, чем мы могли бы себе представить. Мы выломали двери Рая, чтобы насладиться лживой свободой в пучине страстей, переломали в своей жизни буквально всё, но Ты, Боже, так и не покинул нас и восстанавливаешь то, что казалось совсем порушенным. Ты обратил яд змея против него самого, огонь горнила устроил для очищения золота, а страдания людей соделал им во спасение. Ни Авель, ни – никто из невинно убитых не стали добычей погибели. Потому что они с Тобой, единственным нашим Утешением и Отрадой. Мы здесь переживаем и мучаемся, а они – Твой удел, Твое избрание, потому что подобны Тебе в своих невинных страданиях.

Некоторое время назад умирал человек, занимавший в Следственном комитете высокий пост. Он был идейный коммунист и когда-то давно приложил руку к ссылкам и даже расстрелам людей, исповедавших веру в Бога. Перед смертью, находясь в тяжелой болезни, он неожиданно попросил окружающих: «Позовите священника». «Ты же коммунист. Что случилось?» – в недоумении спрашивали находившиеся рядом люди. Он рассказал, что на пороге смерти он увидел гонимых им людей на Небе, как они исполнены Райских благ и с состраданием молятся о его спасении. Только теперь он ясно постиг, что гонимые им люди более счастливы, нежели он, что вся его борьба с верой в Бога была ужасной ошибкой. Жизнь без Бога оказалась жалкой иллюзией, а самое страшное, что только можно представить, – это смерть в противлении Богу и нераскаянных грехах. Священника пригласили, и бывший коммунист успел исповедоваться и причаститься Святых Таин Христовых. Реалии духовной жизни таковы, что участь страдающих намного выше тех, кто причиняет страдания. Участь терпеливо несущих свой крест высока, потому что эти люди следуют по пути Самого Христа.

Если собрать богатства целой Вселенной, красоты дальних звезд и все сокровища золотых приисков, то не восполнят они утраты одной улыбки родного ребенка. Но ни одна такая улыбка и ни одна слезинка не забыты у Бога.

На муки и смерть ради нас пришел Самый Невинный, и в Нем оправдывается страдание любого невинного

Говорят, что высшая степень любви – взять на себя участь любимого, встать рядом с тем, кто страдает, и разделить его боль. Ради всех, кто страдает, пришел Тот, Кто Сам по Своей Божественной природе не должен страдать. И чтобы за нас пострадать, Он стал таким же, как мы, человеком. На муки и смерть ради нас пришел Самый Невинный, и в Нем оправдывается смерть и страдание любого невинного. Он не только разделил нашу боль, Он взял на Себя всю боль всех людей, чтобы навсегда освободить людей от боли в вечности.

Чтобы даровать нам жизнь, Христос пошел на смерть. Чтобы дать нам райские блага, Он испытал адские муки. И самой вершиной крестных страданий стал возглас Спасителя как человека: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34) Он испытал муку богооставленности, чтобы навсегда от нее спасти нас.

Если ты расстаешься с любимым на время, а потом обретаешь его навсегда, то это и сейчас, при временной разлуке, дает утешение. Мир расставаний и утрат так и будет причинять нам раны, но есть Тот, Кто выше этого мира, Кто победил грех и смерть, и потому в Нем мы обретаем подлинную свободу. И потому смерти нет, а есть лишь временная разлука.

Кто поймет горе матери, потерявшей ребенка? Поймет тот, кто сам потерял. И тем более поймет Божия Матерь, стоявшая при Кресте Своего мучительно умиравшего Сына. Несправедливая утрата ни в чем не повинных детей сближает страдающих с Божией Матерью, но и Она Сама становится близкой тем, кто это понес.

При всей безысходности земных скорбей, от Бога нам дается отрада, ибо скорби временны, а Бог вечен

В Отечнике повествуется, как авва Исаак однажды застал в молитвенном созерцании, а после этого спросил, где он в это время был. «Вынужденный объявить свою тайну, он сказал: “Мой ум был при Кресте Спасителя в те минуты, когда там стояла Богоматерь Мария и плакала”». Скорби Богоматери из нас не прочувствует и не поймет никто, но тем более не поймет смысла Ее смиренного плача, выразившего и здесь, на Голгофе, всё то же кроткое: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Верность Богу, смирение и любовь даже тогда, когда наступает высший пик несправедливости и невинных страданий – вот та духовная тайна, которая преображает и претворяет, отделяет человека от грешного мира и приближает к Самому Богу. И вот почему преподобный Пимен завершил свое слово о созерцании плача Богоматери смиренным признанием: «Мне бы хотелось так плакать всегда».

При всей безысходности земных скорбей, от Бога нам дается отрада, ибо скорби временны, а Бог вечен, и Он дает вечную блаженную жизнь. За сумерками ночи наступает рассвет, за скорбью Голгофы – свет Воскресения, за смертью невинных детей – бессмертие и жизнь, подобная ангельской. И всякую слезу отрет Бог. Объятия вечной Любви принимают всякого невинно страдавшего.

Древние старцы говорили о тех, кто будет жить в более поздние времена: неспособные на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. И те, которые по-христиански понесут недуги, войдут в Царство Небесное. Наши болезни и скорби, даже при всем неприятии их, большинству из нас понятны. Но часто болеют дети, даже совсем маленькие, болеют очень тяжело. Почему болеют безгрешные малыши, как можно им помочь? И как жить взрослым, чтобы уменьшить детские страдания? - рассказывает отец Петр Семащук, настоятель храма во имя прп. Феодора Освященного.

КРАТКАЯ СПРАВКА: Ежегодно в Украине фиксируют около 1000 онкобольных детей - это 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста (до 18 лет).

Злокачественные новообразования детского возраста занимают 7 место в структуре детской инвалидности. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 5 место в Европе (5 случаев на 100 тыс. населения).

- Как давно вы опекаете онкобольных детей, и почему выбрано именно это направление работы у вас в храме?

После того, как здесь начали возрождать храм, начали богослужебную деятельность, к нам очень скоро пришли волонтеры из онкогематологического отделения областной больницы, которая расположена неподалеку от храма. На территории больницы недавно построили Варваринский храм, и теперь наша общая помощь детям, надеюсь, будет возрастать. Но когда мы пришли сюда шесть лет назад, было непросто. Одной из причин, почему к нам обратились волонтеры, хотя они были людьми далеко не церковными, это беспокоившая их проблема в отделении – туда часто приходили «свидетели иеговы», разные протестантские проповедники, и ребята подспудно понимали, что на самом деле никакой пользы пациентам подобные «миссионеры» не приносят. Тогда они решили эту нишу заполнить - и пришли к нам. Предложили сотрудничать, и мы, конечно, согласились. И вот уже шесть лет совместно опекаем детей.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт

- В чем заключается ваше сотрудничество?

Каждое воскресенье и во все большие праздники мы ходим причащать деток. На Крещение окропляем все отделение водой, на Рождество идем с детьми воскресной школой с вертепом, и на Пасху, конечно, приходим. Хотя сам режим отделения не позволяет бывать там часто, некоторые дети находятся на специальном режиме - им противопоказан близкий контакт, но выбираем формат, время и приходим.

Буквально три года назад у нас появилась еще одна традиция – по-особому отмечать праздник Сретения. Это - Всемирный день борьбы с окозаболеваниями, в который мы устраиваем выставки, проводим концерты, презентации.

Цель этих мероприятий – привлечь внимание общественности, а также собрать средства на лечение детей. Вот у нас в зале представлена выставка этого года – рисунки и поделки. Отдельно на одной из стен представлены работы детей, которые успешно вылечились.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов, разных известных людей, то в этом году на празднике в основном были бывшие пациенты, которые провели рок-концерт. Приходят, конечно, и известные люди. Скажем, Ани Лорак, не афишируя, всегда приходит, делает подарки, общается с детьми, целый день посвящает ребятам.

Болели бы сами родители, возможно, никогда не обратились к Богу, а через детей приходят к Господу. Мы наблюдаем титанические изменения родителей

Как вы считаете, почему так тяжело болеют дети, ведь онкозаболевание – страшная болезнь, особенно тяжело переносят её малыши. Нам понятно, когда болеет взрослый, согласны даже, что есть за что, а маленькие - ведь они нагрешить еще не могли, даже не успели понять, если что плохое и сделали.

Это глубокий, сложный вопрос, так сразу на него и не ответишь. Есть несколько объяснений. Первое – дети болеют за грехи родителей, но не в том смысле, что они напрямую отвечают за те или иные действия родителей. Но так же, как и физическое тело несет в себе ту или иную наследственность, так и душе передаются определенные наклонности. Это какие-то нераскаянные грехи, безбожие, нежелание ходить в церковь. Все накладывается на поколения, и через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей. Вот вы сказали: «Почему дети болеют, они ведь не понимают?» Именно поэтому - болезнь детей очень сильно трогает сердце и душу родителей, болели бы сами родители, они, возможно, никогда не обратились к Богу, не задумались бы над духовными вопросами, а через детей приходят к Господу. Это очень сильный повод задуматься о своей жизни. Мы по своей практике наблюдаем титанические изменения родителей – люди приходят к Богу, люди просят, молятся, несут свой крест и выходят из этих обстоятельств, уже по-другому оценивая себя и свою жизнь.

Второе. Есть такое мнение, в частности у митрополита Антония Сурожского: именно через болезнь невинных детей Господь избирает из человеческого общества самое лучшее. Мы все несем свой крест, и этот крест - отражение Креста Христова. Христос пострадал безвинно, добровольно за наши грехи. Когда нам кажется, что крест очень тяжелый, это как раз указывает, что Господь избрал именно этого ребенка для особой миссии, для несения этого креста и для исполнения Его воли в этой жизни.

99% родителей понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Все от Бога

- Все ли родители больных деток обращаются к Богу, становятся верующими?

Скажу так – я не встречал в больнице родителей, которые враждебно относились к церкви, священникам. Как минимум, они не препятствуют приходить к детям. В разной степени, конечно. Кто-то быстрее отзывается и понимает, что будет, если он обратится к Богу, и Бог дарует исцеление. На самом деле, 99% - это родители, которые понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Кроме того, у них там каждый день чудеса происходят, и родители видят это. Представьте себе, разве не чудо, когда ребенку, которому нужна срочная операция, и на нее необходимо 100 тысяч долларов, а таких денег у родителей нет – и вдруг эти средства находятся. И подобные чудеса происходят постоянно, в любое время – кризис, не кризис, в любой ситуации. Всегда находятся люди, готовые помочь. Многие волонтеры не афишируют свою деятельность, помогают тайно, движимые бескорыстным желанием помощи. Поэтому родители, каждый день встречаясь с чудесами милосердия, понимают, что такое под силу только Богу.

Когда болеют дети, родители приходят к Богу, получают такие силы, что сбить их с пути, нарушить веру – сложно

А бывают случаи, когда родители тяжко горюют, говорят – мы молились, просили, а Господь все равно забрал? Их отчаяние можно понять.

Такое бывает редко. После ухода детей люди становятся верующими, церковными. Это тяжело на первых порах, может появиться и ропот…

- …как же так - почему Бог одной рукой дает, а другой забирает?

Православный человек в воле Божией сомневаться не должен. Может такое случиться, но временно. На самом деле мы понимаем, что все продиктовано Божественной любовью, а если мы не поняли или нам тяжело это принять, то только потому, что мы не доросли до нужного уровня. Господь не дает испытаний выше наших сил, больше, чем мы можем понести. Я скажу так – за период, когда болеют дети, родители, благодаря тому, что они приходили к Богу, молились, получали такие силы, что как-то их сбить с пути, нарушить веру – сложно.

Маленькие дети понимают, что больны, скорее седрцем, чем умом. Им нравится, что мы совершаем молитвы, что их причащают, раздают просфоры… Они ждут это с радостью

А как дети переносят такие испытания? Ведь в больницу попадают также детки из неверующих семей. Как они начинают понимать, что есть Бог, есть Ангел-Хранитель, есть какие-то неведомые ранее силы, что жизнь так или иначе привела его сюда?

Маленькие дети на каком-то традиционном или бытовом уровне воспринимают это. Скорее сердцем, чем умом. Им нравятся те обряды, которые мы совершаем, молитвы, им нравится, что их причащают, раздают просфоры, святую воду. Они ждут это с радостью. К определенному времени приносят с собой чашки, так как в отделении особая гигиена. А старшие в тяжелые моменты задают вопросы священнику, обращаются к волонтерам. Мы проводим с ними и их родителями беседы. Взрослые дети больше понимают, они больше прожили, у них были друзья, привязанности, а тут их вырвали из привычной среды, изолировали – поэтому и вопросов больше, больше знания и понимания.

Хочется отметить, что наше общество не пассивно к этим детям. Более того, многие люди постоянно пребывают в заботе о них. Благо, есть волонтерское движение людей неравнодушных. Понятно, что большой группе людей сложно прийти в больницу. Поэтому волонтеры выбирают: кто о ком уже постоянно заботится, звонят, договариваются, решают проблемы, связанные с лечением.

В отделении есть игровая комната, где дети между собой общаются, есть разные кружки. Наши выставки проходят благодаря тому, что есть кружок арттерапии. Его ведет профессиональная художница Екатерина Сапожкова, довольно известная личность – у нее проходят выставки и у нас, и за границей. Она для себя решила, что должна помогать таким детям и очень успешно это делает – дети рады. Надеюсь, дети не чувствуют себя обделенными. Да, бывает тяжело, бывают разные периоды, но каждый, кто приходит, старается им помочь.

- В этой больнице находятся дети из Киевской области, а сколько лечится с онкозаболеваниями?

Все время по-разному, где-то 40-50. Есть такие, которые приезжают на короткий период. Потом бывают наездами, по мере необходимости лечения.

- Как часто, по вашим наблюдениям, дети излечиваются полностью?

Могу судить из сообщений волонтеров - они приходят туда чаще. По их наблюдениям, где-то процентов 60-70 пациентов, о которых с уверенностью можно сказать, что болезнь - отступила. Тем более, что медицина развивается. Да и в наших условиях всегда есть возможности помочь. Если болезнь выявлена на раннем этапе, диагностирована на ранних стадиях, большая вероятность, что ребенок совершенно выздоровеет.

Сказать, что у этих детей детство было – ничего не сказать. Они все - мученики… Смотришь на них и понимаешь: никаких проблем у тебя нет

- А как дети переносят смерть своих товарищей по палате, больнице?

Это в любом случае - шок. В такие моменты в отделении даже воздух депрессивный, болезненный. Представьте себе, они все понимают. Им нелегко: ведь вчера их товарищ был жив, они играли вместе, но еще они понимают, что сами тоже могут уйти. Вообще эти дети особенные. Сказать, что у них детство было – ничего не сказать. Они все - мученики, потому что все в чем-то ограничены – и болью, и передвижением.

Даже нам бывает непросто, что о них говорить. Я часто наблюдал - есть тяжелые недели, как с понедельника началось – все какие-то трудности. Под конец недели уже думаешь – все, нет сил. А в воскресенье приходишь в отделение, смотришь на детей и понимаешь, что на самом деле никаких проблем у тебя нет. Еще это хорошо понимаешь, когда возвращаешься домой. У меня своих двое детей, и когда они на тебя прыгают, кувыркаются, радостно встречают папу, то видишь, как они свободны в своих движениях, эмоциях. А дети в отделении, можно сказать, привязаны, они же почти постоянно с системами. Они ходят и на занятия с капельницами, катетерами, и когда мы приходим причащать их, то большинство детей выходит с такими специальными стойками, от которых более чем на полтора-два метра нельзя отойти.

- Как же они приходят в храм, если в отделении строгая стерильность?

Есть разная степень лечения, есть т.н. интенсив, когда они не могут покидать палату, и к ним тоже нельзя заходить, они изолированы практически полностью, хотя и к таким мы приходим по вере и просьбе родителей. Практически все отделение поделено на две неравные части - меньшая, где очень сложные дети, большая часть, где дети на стационаре, но они имеют возможность выйти в игровую комнату, в коридор, даже на улицу выходят, ну и к нам в храм приходят.

За эти шесть лет, в течение которых вы опекаете пациентов больницы, больше или меньше стало детей с таким тяжелым заболеванием?

Можно сказать, стабильно одинаково, особого всплеска не было, но, к сожалению, и меньше не становится.

Мы должны не только приводить к Богу детей, но и сами приходить, не только причащать детей, но и сами причащаться

Что бы вы могли посоветовать родителям здоровых детей. Ведь каждый переживает за своего ребенка, волнуется, чтобы, не дай Бог, ничего подобного не случилось. Как заботиться о своих детях?

Прежде всего, через заботу о себе и своем духовном состоянии, это касается всех родителей, дети ведь болеют разными болезнями. В отделении мы акцентируем внимание родителей на том, что они должны не только приводить к Богу детей, но и самим приходить, не только причащать детей, но и самим исповедоваться и причащаться. Где-то я читал, что если у тебя есть какие-то греховные наклонности, и ты не хочешь, чтобы их повторяли твои дети – искорени их в самом себе. Хочешь передать более чистую духовную природу - наведи порядок в своей душе. С себя нужно начинать. И уже как следствие, как результат - дети будут здоровее.

Приводить людей к Богу, потому что чем больше мы укореняемся в церковной, духовной жизни, тем чаще мы соизмеряем свою жизнь с волей Божией. И тогда мы растем духовно, растут определенные знания, мы в состоянии понять промысел Божий и соизмерять свою жизнь с Богом. Даже тогда, когда человек достигает такого уровня, в его жизни случаются те или иные трудности. Но в таком случае он понимает, для чего это, почему, и соответственно реагирует. Для него это не становится шоком, он не впадает в депрессию, не замыкается, а принимает все как волю Божию, как определенную горькую пилюлю, для того чтобы стать лучше, стать совершеннее.

Пример для нас – преподобный Пимен Многоболезненный, который с детства тяжко болел. Но благодаря тому, что смиренно все переносил и благодарил Бога, он достиг таких высот, что по его молитвам люди исцелялись. Он даже воскрешал мертвых. Однажды братия стала ему говорить: «Пимен, ты уже достиг таких высот, что можешь попросить у Бога исцеления для себя». Он отвечал: «Нет, наоборот, я прошу, чтобы Господь удержал эту болезнь, так как хочу, чтобы через нее и через несение этого креста достичь большего совершенства». Святые, когда заболевали, говорили: «Господь посетил». Теоретически, конечно, легко рассуждать, но с другой стороны – когда Господь посылает испытания, то дает и силы, чтобы нести их, преодолевать.

Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты...

Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают к больным. А они становятся верующими, укрепляются в вере?

На последнем концерте, на Сретенье, было интересно слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.

В этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно - Божественной любовью

- Что Вам дает силы нести такое служение, каждый раз видеть тяжело больных детей?

Бывают разные моменты, периоды… Иногда в воскресенье причащается 10 детей, бывает и один ребенок. Правда, почти никогда не бывало, что никого нет. Там, в отделении, есть специальный зал, в углу - иконы, аналой. Часто родители просят прийти в палаты. Несколько раз было, когда я думал: «Может, и не стоит сейчас идти...» Но Господь всегда подавал верные знаки.

Однажды, когда думали, что уже в последний раз идем, вдруг видим – «свидетели иеговы» оккупировали отделение. Ну, как можно допустить, чтобы людей ввели в соблазн или обманули! Или, например, приходим и видим полный зал людей, они благодарят и говорят, что мы их сильно поддерживаем, укрепляем. В любом случае мы видим, что это нужно, они нас ждут. Дети ждут, спрашивают: где батюшка, приходят к тому времени. Я понимаю, что, может быть, мы что-то не успеваем, что-то не доделываем. Планируем в ближайшее время более плотно заняться опекой над детьми. Может, определить какой-то день в середине недели, чтобы священник приходил и общался с родителями не только в воскресенье, чтобы осмысление происходящего было более глубоким и комплексным. Да, мы приходим постоянно, это востребовано, это нужно, но это порционно, возможно, что некоторые родители до конца и не поняли всю глубину и значение церковных Таинств. Надо, чтобы была возможность поговорить со священником чаще, особенно тем, кто только попал в больницу.

Самая необходимейшая мысль и осознание: в этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно - Божественной любовью. Наверное, поэтому верующему человеку легче переносить испытания, без веры в них нет никакого смысла. А если есть смысл, если ты понимаешь, что это от Бога, то ты готов терпеть хоть сто, хоть двести лет, потому что ты понимаешь - это от Бога. Господь ничего не дает просто так, это не слепой случай. Повторюсь: все в мире продиктовано Божественной любовью.

10 лет тому назад я встретила красивую женщину и удивилась, почему ей так не везёт в жизни. В этом году я получила от неё письмо, где она жаловалась на несчастья, выпавшие на её долю. И я написала ей письмо.

Здравствуй, Иоанна!

Мы встречались с вами д важды. Увидев вас, такую очаровательную женщину, 10 лет назад, я тогда не могла понять, почему ваш супруг, которому вы помогли защитить диссертацию, и с которым семь лет жили душа в душу, вдруг переметнулся к другой женщине, значительно старше его и при этом даже отвернулся от своей дочки.

Вы во второй раз вышли замуж и чувствовали себя любимой и счастливой. Родился долгожданный ребёнок, но начались новые страдания. Сын заболел, и врачи предложили сдать его в психоневрологический интернат. Муж вместо того, чтобы поддержать вас, затаил на вас обиду и требует уничтожить сына. Попробуем разобраться, почему на вас свалилось столько страданий.

Поскольку вы не ходите в Церковь, не молитесь и у вас слабая вера, на вас легко могут воздействовать злые люди. Сейчас очень много развелось ведьм и колдунов, особенно на Украине. Если сын не крещен, то вы срочно его крестите и креститесь сами, если в детстве вас не крестили. Постарайтесь с ним съездить к Старцам в какой-нибудь монастырь. В Киеве в Лавре есть Старцы, которые делают отчитки (изгнание бесов из людей). Тогда ваш сын, если и не полностью излечится, то будет более дееспособным (научится читать, считать, и приобретет трудовые навыки). Но главная причина болезней - нераскаянные грехи, нарушение заповедей Господа и богоборчество. Есть грехи, которые можно исправить, и есть грехи, которые мы можем искупить только страданиями. Грех остаётся грехом, пока мы не покаялись перед Господом в Церкви Христовой.

Покаяние - это осознание своих грехов и желание впредь их не повторять. Мы ходим в баню, чтобы тело было чистым. Покаяние - это баня для души. Ходите чаще на покаяние. Запачкав белую блузку, вы её стираете. Посадите пятно и вновь стираете. Сотворили грех и смыли исповедью.

Если вы делали аборты, то кайтесь в грехе детоубийства и в грехе прелюбодеяния. Блудом называется даже жизнь с мужем, но без венчания. Посмотрев внимательно 10 заповедей Господа, вы поймёте, какой грешной жизнью мы живём.

В сборнике стихов А. Степановой (О времени и о себе), один из них называется «Покаяние».

Пока топчу я эту землю,

Пока при мне душа моя,

Пока её порывам внемлю,

Молить об этом буду я:

Господи Боже, пошли нам Спасителя,

Русь отврати от греха!

Мы позабыли заветы Учителя,

Вспять повернули века:

Церкви заброшены, вера порушена,

В душах - одна маята,

Бешеной словно собакой укушены,

Мы отвернулись от веры в Христа.

Семьдесят лет лжепророкам мы верили,

Тем, что засели в Кремле,

Жизнь свою ложною мерою мерили,

Строили Рай на земле.

Попытаюсь помочь вам и с этой целью расскажу несколько историй, а вы делайте сами выводы.

Я ездила к двум блаженным: к старице Любовии и монахине Варваре. Обе они уже умерли, а были духовными чадами Святого Серафима Вырицкого, а также знакома с некой матушкой. Ей Бог дал дар прозорливости на служение людям и благословлял её сам Иоанн, Митрополит Санкт - Петербургский и Ладожский. Но Владыко не благословлял публично открывать её, и поэтому я умалчиваю об её имени.

ЗРЕНИЕ ВОССТАНОВИЛОСЬ

Моя коллега по работе спросила у матушки, как помочь её подруге Елене, у которой болеет сын, слепнет, и в пять лет ему уже собираются на днях делать сложнейшую операцию. Матушка сказала, что Лена обидела свою мать, что ей надо покаяться в этом грехе, а сынишку чаще водить в Церковь на причастие, глаза мыть Святой водой. Операцию не надо будет делать и зрение восстановится, если она пойдет в Церковь с искренним покаянием. Действительно, оказалось, что Лена не выполнила просьбу матери. Та перед смертью оставила деньги на свои похороны, на покупку и установку памятника. Лена памятник купила, а установить не смогла, так как деньги израсходовала на покупку себе пальто. Матушка была у нас в пятницу, и уже в субботу Лена побежала в Церковь на покаяние и пообещала поставить памятник на кладбище, как только кончатся морозы. В больнице в понедельник был обход врачей и мальчика вместо того, чтобы делать ему операцию, выписали из больницы. Сейчас сын здоров, глаза хорошо видят. Он с мамой постоянно ходит в Церковь.

ГДЕ КРЕСТИЛИ РЕБЁНКА?

Схимонахиня Варвара в 1997 году лежала в больнице Святой Ксении Блаженной, и мы с подругой навестили ее. Она нас сразу же спросила: «Кто из вас делал аборт?». Моя подруга призналась ей, что она, но что она уже исповедовалась за этот грех детоубийства. Монахиня Варвара попросила завтра утром принести детское платье и крестик, сказав, что она отправит это в Иерусалим. Мне и подруге дала наказ, чтобы мы венчались с мужьями.

Мой супруг в то время лежал в больнице. Ему сделали операцию, удалив грыжу, и начались осложнения с сердцем. Варвара помолилась за него, и уже на следующее утро вопрос о начинающемся инфаркте миокарда отпал и через два дня его выписали. К сожалению, как только беды отступили от супруга, он обо всём забыл.

Моя подруга к Варваре привела своего мужа и его приятеля. У приятеля дочка постоянно болела, и когда Виктор вошел в палату к схимонахине Варваре, та с порога сказала: «Что же вы с женой наделали? Ты и супруга - православные Христиане. А как крестили дочку?» Виктор ответил: «В католическом храме. Приехала тетка из Эстонии и окрестила нашу дочку». Варвара ответила: «Вот и причина болезни твоей дочки, окрестите ее в православном Храме, сами венчайтесь. И все болезни закончатся». Так и было.

А подруге и её мужу было сказано: «Венчайтесь, если не хотите, чтобы сын стал наркоманом». И они вскоре повенчались. И дети выздоровели.

ПОЧЕМУ ПРОПАДАЮТ ДЕТИ?

И еще одну истории я тебе расскажу. Это было в Рождество Христово, лет пять тому назад. Мы поехали в Александро-Невскую Лавру. Там помолились на могиле митрополита Иоанна Ладожского и Санкт-Петербургского. Выходя с кладбища, матушка и священник из Дивеева начали молиться перед стеной, где расстреливали в 1918 году монахов. Я ждала их. В это время ко мне подошел мужчина и сказал, что у него семь месяцев тому назад пропал сын. Я попросила матушку помочь этому мужчине. Она сказала ему: «Николай, твой сын Григорий жив, но ему очень тяжело, так как он находится в руках мафии». Затем она продолжала: « Николай! Ты не ведал, что творил. Часто приходил домой пьяным и посылал сына к ч.... Ты не хотел иметь детей и четыре раза жену посылал на аборт. Вы смотрели по телевизору сеансы Кашпировского и прочих лже-целителей и астрологов, посещали экстрасенсов и колдунов, чтобы узнать, куда и как пропал сын. А первый Псалом Давида звучит: «Не ходи на собрания нечестивцев». Если хочешь, чтобы сын вернулся, завтра же с женой идите на покаяние. Молитесь за сына и за себя тоже. Когда сын вернется домой, идите в Храм с букетом цветов, и поставьте букет перед иконой Казанской Божьей Матери. Это Она вернет Вам сына». Николай стоял в растерянности, и спросил меня: « Откуда всё про меня она знает?». Я ответила: «Сегодня Рождество Христово. Выполняй все, что сказала тебе Матушка. Её прозорливый дар дан Господом, так как она имеет большую любовь к Богу и ближним».

Придя на работу, я рассказала об этом своим коллегам. Галина попросила узнать у Матушки, куда исчез год назад сын у ее подруги Антонины. Матушка, когда я стала об этом ее спрашивать, сказала мне: «Так тяжело, ты столько бесовской силы на меня гонишь. Антонина сама убила своего сына. Она закончила курсы какой-то магии и тем самым убила сына. Не мечи бисер перед свиньями, она не услышит тебя». Немного помедлив, матушка продолжала: «Пожалуй, скажи ей, у нее растет дочка, и если она не бросит свои занятия магией, то потеряет и дочку». Я пришла к Галине и спросила: «А что, твоя подруга - экстрасенс? И у нее есть дочка?» Галина ответила: «Да, Антонина кончила курсы белой магии и сейчас работает в Пушкине, в поликлинике, в качестве экстрасенса и биоэнергетика». Я не знаю, бросила ли она свои занятия. И жива ли ее дочка. Я даю факты, как по молитвам и советам матушки и стариц помогает людям Бог.

ПЛОДЫ АТЕИЗМА И ОККУЛЬТИЗМА

Иоанна, я не хочу тебя пугать, а хочу напомнить, что богоборчество оборачивается человекоборчеством, и что блуд духовный, также как и разврат, обычно приводит самого человека или его ребёнка к психическим расстройствам. И такие болезни, как эпилепсия, шизофрения, болезнь Дауна у детей, вероятно, могут быть следствием нераскаянных грехов его родителей.

Св. Иоанн Кронштадтский в книге «Живой Колос с духовной нивы» в 1909 году писал: «Воздерживаться от страстей нужно особенно будущим супругам, потому что страсти с рождением и к их детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней (например, золотухи). О, наследие греха, наследие плачевное! ».

Как правило, если в роду кто-то занимался колдовством, или кто-то кончил жизнь самоубийством, дети страдают. Часто неразумные родители обращаются к бабкам, чтобы заговорить грыжу, снять порчу, сглаз, проклятье. А поскольку любой заговор - это плод совместного творчества человека с бесами, то одного беса меняют на дюжину других, и новые болезни становятся более коварными. Я встречала таких больных детей. Они к 10-12 годам мычали, блеяли и становились безумными, хотя родились здоровыми малышами.

Гипнотизёры, астрологи, маги-целители, экстрасенсы - это всё люди, находящиеся в прелести у демонов. Все мы смотрели по телевидению демонические сеансы различных магов и гипнотизёров, и лишь немногие каялись в грехе общения с тёмными сатанинскими силами. У моей знакомой затянулся послеоперационный шов на сеансе Кашпировского, но вскоре у дочки начались преждевременные роды, и долгожданный ребёнок при родах умер.

Раньше я жила в коммунальной квартире. В квартире выше этажом жила семья. Мама Андрея в знак протеста против его женитьбы бросилась под поезд. У Андрея родился сын, но они с женой жили плохо. Андрей начал пить и гулять. Сын на втором курсе попал в психиатрическую больницу и лет 20 провёл там, изредка появляясь дома. Андрей спился и умер вслед за сыном. Однако, если бы Андрей или его сын пришли бы за помощью к Богу и выполняли бы Его заповеди, трагедии могло бы и не произойти.

В Библии пророку Иезекиилию Господь говорил: «Зачем вы употребляете в земле Изралиевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?» ... Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. Вы говорите «почему же сын не несет вины отца своего?...Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их, и он будет жив... И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет». Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь, и живите!» (Иез.18: 2,4,19-21,31,32).

Как-то при нашей встрече я рассказывала тебе о своём первом замужестве, но только сейчас мне стало ясно, почему оно кончилось трагедией. Мы оба были атеистами. Свадьбу мы устроили в Страстную пятницу, накануне Пасхи. Жили мы очень дружно. Нас в шутку звали «Шерочка с Машерочкой». Мой муж был талантливым учёным, и после блестящей защиты кандидатской диссертации его на год должны были послать в Америку. Вероятно, он начал сотрудничать с органами безопасности. В те годы началась новая волна гонений на Церковь, ибо Н.С. Хрущёв обещал убрать последнего попа. В Москве на месте Храма Спасителю был устроен бассейн, в Ленинграде (в Стрельне) на территории Троицко-Сергиеевой пустыньки взорвали несколько Храмов, а на месте захоронений устроили плац для школы милиции. К сведению, здесь находился Некрополь, четвёртый в мире по значимости, и семьи великих полководцев Суворова и Кутузова были там захоронены. При Л.И.Брежневе, хотя и не так жёстко, но продолжалась ленинская политика борьбы со священниками и религией.

Мой супруг очень не любил попов и монахов, осуждал и подсмеивался над ними. А в 1967 году в Пасху стояли мы в Никольском Соборе. Муж нервничал, к нему постоянно подходили молодые люди. Когда вышел Крестный Ход, началась суматоха. Оказалось, что группа молодых людей, безобразничая, сбила с ног несколько священников, стараясь сорвать Крестный Ход. Молодых людей, среди которых я узнала знакомых моего супруга, отвели к милицейскому фургону. Супруг мой успокоился, и мы пошли домой. Вероятно, были сформированы две команды, но основная команда справилась с заданием. Вскоре после Пасхи его знакомый, врач, попал в психиатрическую больницу с манией преследования. А через год, в апреле 1968 года и у моего супруга «крыша поехала». Начались галлюцинации, мания преследования. 24 апреля вечером он убежал из дома. Мы зашли в Дзержинский садик. Там он дико озирался, и у меня создалось впечатление, что он собирается утопиться. Я спросила об его намерениях. Он оттолкнул меня и побежал вдоль Невы в сторону ЦПКО.

Дорогу ему преградила речка Карповка. И он, одетый, бросился в воду, пытаясь переплыть речку. Время было позднее, около 12 ночи, накрапывал дождь, смешанный со снегом. Я бежала за ним, пытаясь его остановить, но он не слышал. Место было пустынное, так как в то время там начиналось строительство. На Неве плыли льдинки, и вдруг я увидела байдарку. В ней сидело 8 гребцов. Я стала кричать и просить их о помощи. Но лодка проплыла мимо. Я решила, что раз они меня видели, то помогут. Я скинула пальто и вошла в воду. Супруг стал меня отгонять к берегу. Мне плыть мешали туфли, и я сбросила их в воде. Байдарка подплыла к нам. Я ухватилась одной рукой за нос лодки, а другой рукой за воротник супруга. Я ему мешала, и он начал топить мою голову. Я начала задыхаться. Помню, что промелькнула мысль, что бабушка меня воспитала, так как моя мама умерла, когда мне было 13 лет, а теперь ей придётся растить мою доченьку. Вторая мысль была наивной: я собрала членские взносы, но не успела их сдать и спрятала на работе в книгу. И я переживала, что никто не знает, где деньги.

Не знаю, сколько минут продолжалась эта борьба, но когда я вынырнула, увидела перед собой шлюпку. Ребята с лодочной станции приплыли к нам. Ухватив супруга за ворот, они перевезли его на другой берег. А меня байдарка вернула к берегу. И молча, 8 гребцов удалились вниз по течению. До сих пор не могу понять, откуда ночью, в холодную погоду взялась байдарка. Просто какая-то мистика! Потом лодка пришла и за мной. Нас отвели в будку, куда вначале пришёл милиционер, а затем приехала скорая помощь. Супруга отвезли в психиатрическую больницу, а меня домой.

«Русский человек задним умом крепок» - гласит народная мудрость. Если бы в те годы я была бы верующим человеком, то трагедии бы не было. В супруга тогда вошли бесы, и они его мучили и толкали на самоубийство. После психиатрической больницы, где он прошёл все круги ада (брали спинномозговую жидкость, вводили серные инъекции, два месяца кололи инсулином, вводя в кому), у него возник страх перед врачами. Его сознание изменилось. Он часами мог сидеть в углу, выдёргивая по волоску из головы. Как-то он продал хорошие книги, заявив мне, что деньги потребуются на похороны. Он сам себе начал готовить еду, боясь, что его отравят. Я не выдержала и ушла от него. Он жив. Но бесы его по-прежнему мучают. Когда я начинаю ему говорить о Церкви, он начинает богохульствовать. Не хочет он принимать крещение, говоря, что, если и примкнёт к религии, то либо к кришнаитам, либо к буддистам. Трудно ему помочь, так как и мама его неверующая. Как-то я навестила их, и, попросив разрешение у него, стала окроплять квартиру святой водой. Он весь съёжился, замахал руками, а его мама (очень добрая женщина) готова была меня ударить. Я знала, что это не они, а бесы возмутились. Я молюсь, чтобы Господь привёл их к вере.

ПОКАЯНИЕМ И МОЛИТВОЙ СПАСАЙСЯ!

Иоанна, только покаянием и воцерковлением ты спасешь не только свою душу. Недаром говорится: «Спасись сам! Вокруг тебя спасутся тысячи». Вспомни историю Святых Иустинии и Киприана. Св. священномученик Киприан сначала был жрецом языческим и искусным чародеем, но ничего не смог сделать против девушки христианки Иустины. Святая мученица Иустина молилась и все бесовские козни не смогли её поразить. Тогда Киприан, осознав пагубность своего пути и своих греховных занятий, отрёкся от них и стал ревностным христианином. Уверовав во Христа, Киприан был посвящён в сан епископа Антиохийского. Оба они потом после мучений за Христа были обезглавлены, в 268 году. Сейчас, когда на нас нападают бесовские силы, мы Святого Киприана просим защитить нас. Я высылаю тебе молитву Святому священномученику. Киприану, но ты получи благословение у Батюшки читать эту молитву. СОЖГИ все книги по астрологии, магии, парапсихологии, экстрасенсорике, и прочие колдовские советы, если эти книги есть в доме. Вызывай батюшку осветить твой дом. Делай Иконостас, читай молитвы о детях своих (я тебе их тоже высылаю).

К Святителю Серафиму Вырицкому приезжала Елена Кудряшова из Ярославля по поводу болезни своей сестры, страдавшей долгие годы костным туберкулёзом. На замечание о неизлечимости данного заболевания, Серафим Вырицкий ответил: «Для Господа неизлечимых болезней не бывает! Молиться надо!» И по молитвам Святителя сестра исцелилась и прожила ещё более 20 лет.

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ЭПИЛЕПСИИ

Господь любит нас и Он милостив, сейчас происходит много исцелений неизлечимых больных людей. К примеру, в нашем городе живет девочка, которая с трех до шести лет страдала жесточайшими приступами эпилепсии. Девочку требовали сдать в больницу. Матушка молилась за эту девочку и благословила поехать в Псковско Печерский Монастырь и в Дивеево. В Дивеево надо было девочку провести по канавке, которую вырыл Серафим Саровский, так как там проходила Божия Матерь. Девочка три недели прожила в Монастыре. Там все психотропные лекарства, которыми по совету врача - психиатра мама давала ежедневно дочке, попросили выкинуть, а девочку поили козьим молоком. Старец сказал, что девочка больше болеть не будет, если мама с дочкой будут часто посещать Храм. Сейчас девочка учится в восьмом классе в обычной школе. А заболела она после того, как тетка с Украины посетила их и захотела вернуть домой ее отца. Отец стал спиваться и гулять. Мама вынуждена была с ним развестись. На нервной почве мама попала в больницу.

В это время приезжала в наш город «целительница» Стефания. К ней пошли бабушка с внучкой, Лана вышла из больницы и далее уже всей семьей пошли к Стефании. Та обещала вернуть мужа. Супруг приехал, но вместо примирения у них произошла драка, на глазах у дочки. Вскоре у дочки начинаются слабые приступы эпилепсии. Они идут к другой колдунье - «целительнице» бабе Анне. На месяц приступы эпилепсии заканчиваются, а затем - инвалидность первой группы, и врачи предложили сдать девочку в психиатрическую больницу.

Колдовство тётки с Украины имело воздействие на эту семью, так как тогда они были атеистами. К тому же мама делала аборт в 17 лет, а её отец повесился. Его в своё время «приворожила» нечестивая женщина, а такие мужчины начинают метаться между бывшей семьёй и новой любовницей и многие трагически погибают. Мы с Ланой ездили в Духовную Семинарию за разрешением на заочное отпевание отца.

Лана не только каялась в грехе детоубийства, но заказывала молебны «О здравии» на себя и на всех родных. Первый молебен она посвящала Святой Варваре Великомученице - Святой, защищающей людей от внезапной смерти (для убитого дитя была внезапная смерть). Второй молебен был посвящён Анастасии Узорешительнице. Эта Святая помогает женщине рожать и заключённым.

К сожалению, наше поколение утратило многие христианские знания, а потому и рожаем с большими осложнениями. Раньше женщины часто ходили в Церковь и они знали, что забеременев, надо молиться перед иконой Фёдоровской Божией Матери и просить Царицу Небесную о помощи в вынашивании дитя во чреве. А накануне родов она сама или родные заказывали молебен Анастасии Узорешительнице. Вот и рожали наши прабабки в поле и без осложнений. А затем, чтобы было молоко, молились перед иконой Божьей Матери Млекопитательницы. И не нужно было детей переводить на искусственное питание. А последнее не только причина плохих зубов, но и аллергии, и дисбактериоза у детей.

Третий молебен Лана заказывала Иоанну Крестителю с просьбой окрестить убиенного ребёнка. Во время этого молебна Лане Свыше было названо имя ребёнка - Иоанн. И затем Лана заказала молебен Симеону Богоприимцу (Он на руки брал Иисуса Христа) и Анне Пророчице. Тогда убитые нами дети как бы перестают на нас обижаться, и молятся перед очами Господа за нас, заблудших овец. Лана, очищая свою душу от содеянных грехов и душу своего покойного отца, смогла вырвать дочку из плена сатаны.

ГРЕХ АБОРТА - ПРИЧИНА БЕД И НЕСТРОЕНИЙ В РОССИИ

После убийства Царской Семьи, Ленин издал закон о свободном планировании семьи. Детоубийство процветает и сегодня. А потому наше общество деградирует, и цивилизация сама себя уничтожает. Афонский старец, иеросхимонах Рафаил, говорит, что чада, убиенные во чреве, должны окреститься в слезах матерей своих, молящихся о них. Священников он призывает выйти на площади с правилом, данным Пречистою Богородицею схимонахине Антонии в 1931 году (именно тогда, когда наша страна впервые в мире узаконила детоубийство), и донести это правило до каждого.

Совет, как вымаливать младенцев, убиенных во чреве, я получила от некой Любушки, с которой я встречалась на ступеньках Казанского Собора 19 августа 1993 года, но об этом особый разговор. У Господа ничего случайного не бывает! И в руках у меня листок, в котором дано «Правило вымаливания младенцев, убиенных во чреве, данное Господом нашим Иисусом Христом схимонахине Сергии» и «Правило, данное матушке, схимонахине Антонии Богородицею в 1931 году, читаемое в сокрушении сердца теми, кто желает вымолить младенцев и получить Прощение от Господа».

Схимонахине Сергии был дан следующий наказ: «Женщина должна молиться по 30 поклонов в течении 40 дней с молитвой: « Господи, прости меня, детоубийцу, рабу Божию (имя)!». В среду и в пятницу пусть не вкушает ничего до 8-ми часов вечера. Когда женщина исполнит сорокадневную молитву, то на 41 день пусть в храме положит детский обряд, положенный для крещения ребёнка. Когда она будет пребывать в молитвах и бдении, она должна удалиться от родных и близких, от мирских разговорах и больше пребывать в молитве и молчании. Тогда женщина избавляется от грехов, и избавляется её душа от страданий».

Схимонахине Антонии было дано правило Богородицей. На этом листке дано изображение иконы Божьей Матери «Неопалимая купина» и дан перечень молитв: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю небесный.... ,Трисвятое, Пресвятая Троица..., Отче наш..., Верую..., Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, Аллилуйя (3 раза)» (эти молитвы найдёшь в любом молитвослове). Затем, младенцу, убитому в результате аборта, дать мужское имя из родственников умерших и молиться далее:

Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя) во чреве томящегося, в темнице сидящего, Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящего, Симеон Богоприимец, как ты принял Христа на свои руки, приими моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящего, Анна Пророчица, прими моего младенца (имя), как мать крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящего.

За каждого младенца положить 160 поклонов. Читать 48 раз Царю Небесный, 48 раз Отче наш, 48 раз Милосердие двери отверзи нам..., 48 раз Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешную.

Сколько абортов, - столько повторять эти молитвы. Купить на каждого рубашечку, шапочку или косыночку, крестик и отнести в Церковь, и отдать для бедных детей. После того каждый день до смерти читать молитву: « Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слёзы мои, окрести их в море щедрот Твоих и не лиши их Света Твоего Божественного (3 раза в течение дня)».

Осенью 1999 года послушник П., чадо матушки Антонии, спросил о её правиле вымаливания младенцев, прозорливого батюшку Николая с острова Залит. - « Молитесь!»- был ответ.

УМЕЙ РАЗЛИЧАТЬ ДУХОВ!

Мы должны стать воинами Христовыми и уметь с Божьей помощью отражать бесовские нападки. А бесы удивительно изобретательны и одних людей обольщают экстрасенсорикой, других картами, колдовством, гипнозом, посещением различных сект, йогой, дианетикой и так далее. Умей различать духов.

Иоанна, не забывай заказывать молебны (о здравии, а кто умер за упокой) не только своим родным, но и родным твоих МУЖЕЙ. Дети часто болеют, как Агницы Божии, страдающие за грехи родителей. Не даром одна из молитв о детях своих звучит так: «Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до 3-го и 4-го рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои; но окропи их росою благодати Твоей».

ПСИХИАТР НЕ ПОТРЕБОВАЛСЯ!

Я расскажу тебе ещё одну историю, относящуюся к моей семье. Моя дочка живёт в другом городе. Придя к вере, я, вероятно, стала назойливо пропагандировать православие, и это вызвало негативную реакцию у моей дочери и зятя. Приехав на старую квартиру, чтобы забрать картину и другие вещи, дочь мне заявила, что со мной ей не о чем разговаривать, а потому может мне уделить минут 15 и не больше. Я поняла, что лукавый нас желает поссорить. Написала ей записку, в которой указала на 5-ую заповедь « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли», а также упрекнула её в том, что ведёт себя она подобно «Ивану, не помнящего родства». Кроме того, в записке написала, что по-прежнему люблю её, но, приехав в её город, к ней не зайду, пока она сама меня не пригласит. Они уехали домой, а я каждый день утром и вечером читала материнскую молитву за чадо своё и просила Господа и Божью Матерь вразумить мою дочку. Через месяц раздался телефонный звонок, и дочка просила меня приехать срочно.

А у меня уже билет был на руках, так как вечером я выезжала в командировку. Войдя к ним в дом, я положила в кроватку небольшой подарок внучке, а дочке протянула икону Казанской Божьей Матери. Внучка вошла на кухню в ночной рубашке и, выхватив икону, бросила её на пол и требовала дать ей молоток, чтобы её разбить. А было ей в то время всего три с половиной годика. Она рыдала, грызла икону и мама ничего не могла с ней поделать. Я начала молиться и внучка стихла. Дочка рассказала мне, что девочка стала неуправляемой в течении трёх недель, после того, как ей подарили щенка. Оказалось, что подарила женщина, которой очень нравился муж дочери. Внучка стала подражать щенку и искусала на даче маму, папу и бабушек. День перепутала с ночью, постоянные капризы, истерики, слёзы и мама вынуждена была обратиться за помощью к невропатологу, а потом их направили к психиатру, но врачи не в силах были оказать им помощь. Вдобавок к этому несчастью, муж попал в автомобильную катастрофу, но слава Господу, отделался лёгким испугом.

Я пошла в Храм. Там заказала молебен за своих родных, сорокоуст за дочку и внучку, зять в то время был некрещённый, и за него можно было только самой молиться. Взяла в Церкви святую воду и свечки. Вечером дочка с внучкой сидели на диване и читали мирно книгу. Я окропила всю квартиру святой водой и с молитвой, окропляя крестом святой водой, несколько капель добавила святой воды в графин с питьевой водой и в ванну. Минут через 10 внучка захотела пить. Мама поднесла ей кружку с водой, но внучка стукнула рукой по кружке с криком: «Мама, вылей эту воду, бабка туда чего-то налила!». Дочка пошла на кухню, я вышла следом. «Мама, ты что-то налила в графин?» - спросила меня дочка. « Да, я налила святую воду. А бесенята, которые вселились в неё, боятся святой воды и требуют её вылить. Сделай вид, что ты вылила эту воду, и пускай она её выпьет»- ответила я. Когда, войдя в ванну, внучка стала требовать вылить и эту воду, моя дочка уже перестала удивляться.

Утром следующего дня дочь собиралась пойти в Церковь на таинство причастия, но у неё начался приступ мигрени. Я предложила дочке открыть сборник Акафистов и попросить помощи у Святой Варвары Великомученицы, или у Иоанна Крестителя. И помощь к ней сразу же пришла. А, когда они пришли в Церковь, батюшка взял на руки мою внучку, и сказал маме, что не надо идти на приём к врачу-психиатру, а надо девочку чаще приводить в Божий Храм. Моя внучка вновь стала спокойным и жизнерадостным ребёнком. Папа вскоре тоже пошёл в Церковь, и его окрестили. Пути Господни неисповедимы!

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ!

Когда в дом приходит беда, важно для Господа, как мы её встречаем. Если мы начинаем жалеть себя, впадаем в уныние, или начинаем кого-то обвинять и проклинать, озлобляться и мстить, то мы ещё дальше отдаляемся от Бога и быстрее попадаем в сети дьявола. В несчастьях надо просить Господа избавить нас от беды и смириться с мыслью, что ничего в нашей жизни не случается без Божьего попущения. Беду воспринимай, как посланное Господом испытание. Я всё это испытала на себе. Когда мы встретились с тобой в Новый год, в 1991 году, я тоже была атеисткой. Вскоре мой супруг встретился с женщиной, мать которой занималась колдовством. Супруг потерял голову и стал в доме агрессором. Выгонял меня из дома, желал моей смерти, и даже сыну доставалось от него.

Его мама не могла выдержать этот ад и уехала от нас к дочке. Он начал меня обвинять в том, что якобы я выгнала её из дома. Моего доброго супруга превратили в злого и желчного мужчину. Всё происходило, как в сказке Андерсена «Снежная Королева». Я начала болеть. И 28 августа 1992 года, когда я шла мимо Храма «Петра и Павла», услышала фамилию любовницы. Оглянулась и увидела трёх женщин в белых плащах. Одна из них поясняла другой, что это та женщина, у которой подруга Ольга из Ломоносова. Три женщины направились в Храм, и я побежала за ними. Войдя в Церковь, я потеряла их из вида. В Церкви никого не было, так как служба закончилась. И только монахиня сидела на стуле возле входа. Я подошла к ней со словами: «Я - атеистка, материалистка, ни во что сверхъестественное не верю, но что-то необычное со мной происходит в последнее время». Монахиня посмотрела на меня и произнесла: «Милая, я пришла сюда, так как похоронила мужа и сына. «Твоя» приходит сюда и ставит свечи за упокой твоей души. Подойди к батюшке».

К священнику я подошла, подчеркнув, что я материалистка. Батюшка улыбнулся, и я услышала: «Ладно, материалистка. В доме то все крещённые? То, что у тебя происходит в доме, очень просто объясняется: в твоём муже сидят бесы, а в его женщине - сатана. И сатана управляет своими бесами». На мой вопрос, как можно спастись, батюшка ответил: «Читай Евангелие, труды Святых Отцов и ходи в Церковь». Он мне рассказывал о таинствах Исповеди и Причащения, но я запомнила тогда, что по моей слабости я могу не три дня поститься, а только один. Был четверг, и я пообещала прийти в субботу. Батюшка покачал головой, и заметил, что бесы меня ещё покрутят. Я шла по улице и удивлялась, кто это меня не пустит в Церковь и при чём тут какие-то сказочные персонажи - бесы. Но оказалось, что батюшка был прав, и три недели я не могла прийти в Церковь. Я словно лунатик ночью выходила на кухню, чтобы что-нибудь съесть или выпить. Только недели через 3 или 4 я смогла исповедовать свои грехи, а после соборования во время Великого поста Господь меня исцеляет от рака.

Пути Господни неисповедимы! И если происходят какие-то неприятности, я понимаю, что Господь хочет меня вразумить и направить на верный путь.

Грех всегда ведёт за собой те или иные неприятные последствия. И надо иметь мужество взять всю ответственность на себя и признать, что в этой беде ты сама виновата. Исповедуй свои грехи и покайся в них в Церкви Христовой. Не обращай внимания на личность батюшки. Ты приходишь в Церковь к Богу. И какой бы батюшка не был в миру, какие бы недостатки ни были у него, тебя это не касается. Никого никогда не осуждай, особенно священников. Однажды по радио певица Жанна Бичевская сказала, что, если мы, простые смертные люди, не можем справиться с 2-3 бесами, то на батюшек нападает сотня бесов, а на монахов - более тысячи, и с каким- то бесом и им бывает трудно справиться. В Церкви православной имеется Таинство рукоположения, где, начиная от Апостолов, Иисус Христос дал право священникам отпускать наши грехи. Любой священник отпустит твои грехи, если встретится на твоём пути духовный отец, то тебе повезёт.

Иоанна, прости, что занимаю у тебя много времени таким длинным письмом, и что тебе излила и свою душу.

С наилучшими пожеланиями!

15.12.2000 года