Оспариваемый святитель. Архиепископ Феодор (Поздеевский)Последняя прижизненная фотография

Оспариваемый святитель. Архиепископ Феодор (Поздеевский)Последняя прижизненная фотография
Оспариваемый святитель. Архиепископ Феодор (Поздеевский)Последняя прижизненная фотография

Архиепископ Волоколамский Феодор, викарий Московской епархии (в миру Александр Поздеевский), родился 21 марта 1876 года в семье протоиерея с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской епархии.

В 1896 году по окончании Костромской Духовной семинарии поступил в Казанскую Духовную академию.

В 1900 году пострижен в монашество. В этом же году окончил Академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом. С 1901 года - преподаватель Калужской Духовной семинарии. С 1902 года - инспектор Казанской Духовной семинарии. В 1903 году удостоен степени магистра богословия. С 1904 года - ректор Тамбовской Духовной семинарии в сане архимандрита. С 1906 года - ректор Московской Духовной семинарии. С 19 августа 1909 года - ректор Московской Духовной академии.

14 сентября 1909 года хиротонисан во епископа Вопоколамского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Москве в Храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершал митрополит Московский Владимир в сослужении других иерархов.

С 1914 года - почетный член Казанской Духовной академии. 1 мая 1917 года назначен настоятелем Данилова монастыря г. Москвы.

В октябре 1923 года Святейший Патриарх Тихон назначил его управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа. Назначения не принял и оставался настоятелем Даниловского монастыря в Москве до самого своего ареста в 1930 году.

Архиепископ Феодор Волоколамский (Александр Васильевич Поздеевский) – родился 21.03.1876 в с. Макарьевском, Ветлужского уезда Нижегородской губернии, в семье священника. В 1900 окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тогда же принял рукоположение во иеромонаха. 1903 – магистр богословия; 1909 – ректор Московской Духовной Академии. 14.09.1909 – хиротонисан во Епископа. Волоколамского. С 1917 по 1930 был настоятелем Московского Даниловского монастыря.

В 1920 (1921) – арестован, находился в Таганской тюрьме. 08.06.1923 – освобождён. 16.04.1924 – вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. 19.06.1925 – осуждён на 3 года к высылке в Киркрай (?). 1930-е – сослан в Зырянский край.

С января 1933 по 1935 – жил во Владимiре, затем (май 1935) в Архангельске; в этот период там состоялся Собор катакомбных архиереев. Предположительно, на Соборе поддержано Послание Архиепископа. Серафима (Самойловича) о запрещении в священнослужении митрополита Сергия (Страгородского) и выработаны основополагающие документы, содержание которых не известно. С 1935 – жил в с. Тентюково в Усть- Сысольске (Сыктывкар). Строгий монах и аскет, глубокий знаток святоотеческого богословия и канонического права, Вл. Феодор пользовался большим уважением и доверием у Свт. Патриарха Тихона, среди архиереев и всего церковного народа. Возглавил одно из движений исповедников Православия, получившее в церковном народе названное «даниловское», в число которого входили: Еп. Амфилохий (Скворцов), Еп. Григорий (Козырев), Еп. Григорий (Лебедев), Еп. Николай (Никольский), архим. Симеон (Холмогоров), архим. Поликарп (Соловьёв), архим. Стефан (Сафонов) и многие другие Считал сергианскую церковь безблагодатной. Был одним из основателей и идейным вдохновителем Истинно-Православной Катакомбной Церкви. 23.10.1937 – за исповедание Православия и принадлежность к ИПЦ расстрелян в Ивановской тюрьме.

Владыка Феодор пользовался большим авторитетом среди приверженцев традиционного, святоотеческого Православия, был принципиальным противником новшеств и реформ в Церкви. Он и его сторонники составили оппозицию самому Патриарху Тихону, после того как Патриарх, выйдя из заключения, готов был, под влиянием архиепископов Серафима (Александрова), Тихона (Оболенского) и Илариона (Троицкого), а также под давлением Советской власти, вступить в переговоры с обновленцами и пойти по отношению к ним на значительные уступки – вплоть до снятия с себя полномочий Патриарха. Только благодаря авторитету Вл. Феодора этого не произошло. Патриарх Тихон был впоследствии благодарен за это Архиепископу Феодору, предлагал ему Петроградскую кафедру и приглашал участвовать в церковном управлении. Однако Вл. Феодор отклонил эти предложения, считая, что Церковь не может вступать ни в какие переговоры с богоборческой властью и в условиях гонений единственный способ сохранить Церковь Христову – не путем компромисса с антихристовой властью, а уходом «в пустыню» – на катакомбное нелегальное существование.

Поэтому Вл. Феодор и его сторонники решительно отверг «Декларацию» митр. Сергия и не признавал законных полномочий по управлению Русской Церковью за созданным Сергием синодом, поскольку последний находился в подчинении и полной зависимости от Сов. власти и НКВД.

Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 канонизирован во святых как Священномученик и Исповедник в сонме Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Из воспоминаний о Вл. Феодоре

Не многие знали, что Владыка Феодор был не только строгим монахом и аскетом - были и другие стороны его души. Несмотря на замкнутый и скорее строгий вид, душа его была полна любви, жалости и сострадания к человеческим немощам и скорбям. А сколько их было в те страшные, кровавые годы!

И вот об этой стороне его души приведём краткий отрывок из книги «Отец Арсений»: «Не в скиту или в уединённой келии шёл Михаил к Богу, а в сутолоке жизни, в грязи её, в ожесточённой борьбе с окружающими его силами зла, атеизма, богоборчества. Духовного руководства почти не было, были случайные встречи с тремя-четырьмя иереями и почти годовое радостное общение с владыкой Феодором, постригшим Михаила в монашество, а далее два-три коротких письма от него и неистребимое, горячее желание идти к Богу.

О. Арсений видел, что не только не отступил Михаил от предначертанного пути, на который направлял его владыка Феодор, а далеко, далеко прошёл по этому пути, опередив и превзойдя своих наставников.

Но заслуга великая и наставника направить своё духовное чадо на истинный путь спасения».

Душа Владыки Феодора, сострадающая , любящая и милующая, особенно ярко проявляется в воспоминаниях священника Сергия Сидорова, расстрелянного в 1937 г. в Бутово, под Москвой.

Он пишет: «В первый раз я увидел владыку Феодора поздней осенью 1915 г. в Сергиеве. Туманы окутывали белым облаком Успенский собор и митрополичьи покои. В академии кончалась всенощная. Богомольцы, скользя по мокрому снегу, спешили к воротам. Я задержался у могилы И. Аксакова, ожидая моих спутников, когда ко мне подошёл высокий монах в очках и бархатной скуфье и сказал: “Вы не от М.А. Новосёлова? - Да, я знаком с ним. - Я прошу вас, передайте это, пожалуйста, по адресу д.10, кв.7 улица …, только не смотрите, что в этом узле и конверте и не говорите, что это от меня”. “Владыка, как я рад”, - услышал я голос Дурылина, подходившего к нам. Он познакомил меня с епископом Феодором, который пригласил нас к себе и накормил прекрасным ужином.

После посещения владыки я исполнил его поручение. В доме 10 жило несчастное семейство паралитика, была грязь и ужас голода. Я не знаю содержание узла, переданного владыкой несчастным, но, когда передавал конверт, они раскрыли его, и из него выпали 200 рублей. С этого времени я стал частым посетителем знаменитого тогда главы “реакционного духовенства” - епископа Феодора, ректора МДА, и сделался пламенным почитателем его. Я не разделял многие его взгляды, но, созерцая подлинную, скрытую от других доброту, слушая его мудрые речи, проникнутые горячей любовью к божественным творениям, я познал в его келии суть подлинного Православия.

После 1917 г. владыка Феодор был уволен на покой в Данилов монастырь, где началась его слава, слава первого праведника, охраняющего Церковь от мятежных мiрских течений. В 1918 г. я был на богословских курсах, на которых преподавал епископ Феодор.

Как-то я провожал владыку до Храма Спасителя, он должен был сесть на трамвай. Стояла жаркая весенняя погода. Лучи солнца горели на главах Храма Христа Спасителя, они казались раскалёнными шарами, несущими зной на шумную суету Москвы. На пыльных тротуарах вереницы людей ждали хлеба, и текла жизнь, властвовал голод. Какой-то старик, с убогими клочками седых волос, бритый, с выпуклыми остановившимися глазами, жадно следил за выдаваемым хлебом. У владыки была булка, и он дал ему. Старик рванулся и бросился целовать руку Преосвященного Феодора, но владыка её насильно отдёрнул, а тот склонился перед ним почти до земли.

Старик смешался с очередью, а я спросил у владыки, знает ли он его. “Как же, это сумасшедший чиновник Пётр Фёдорович Спицын, его я хорошо знаю. Он юродствует давно в Москве. Знаете, чтобы понять сущность Православия, надо его изучать не по книгам и учёным трудам, а в близком общении с людьми забытыми, презираемыми мiром, с юродивыми, странниками, с сумасшедшими, даже с преступниками.

Особенно это общение полезно пастырям. Узнав ближе отверженных мiром людей, пастырь поймёт, что, в сущности, эти люди гораздо ближе ко Христу, чем он, потому что грешные, сознавая своё падение , любят Господа, прощающего и милующего их. Православие - религия жалости и смирения, жалеть надо грешников и сознавать свои грехи. А это чувство даётся при соприкосновении с мiром отверженных и убогих”.

Я вспоминал, слушая слова епископа Феодора, митрополита Филарета, который также любил искать и находил людей, забытых жизнью, духовный облик владыки стал мне ещё ближе. Кроме уважения к его уму и сердцу, я почувствовал трепет его души, светлой, чистой, приобщённой к истокам Православной веры.

Поразительно смирение владыки Феодора, этого властного администратора академии, человека, влияющего на целый ряд иерархов нашего времени.

В Даниловом монастыре на покое в тесной комнате жил архимандрит Симеон, лишённый действия рук и ног. Архимандрит Симеон (в мiру Михаил Холмогоров) в 1905 г. был инспектором Тамбовской семинарии. Во время революционных событий один из студентов совершил покушение на ректора семинарии, архимандрита Феодора. О. Симеон успел заслонить его собой, и пуля попала ему в поясной позвонок, навсегда парализовав нижнюю часть тела. С того времени епископ Феодор не оставлял своего спасителя. (В 1934 г. о. Симеон был арестован и умер в тюрьме). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание.

Прошёл год, разразились бури ересей над Русской Церковью. Авторитет владыки Феодора особенно возрос среди оставшихся верными Православию. Наиболее почитаемые иерархи России, либеральные профессора - бывшие враги епископа Феодора, интеллигенты, простецы, видевшие в Церкви опору жизни, - все признали авторитет епископа, все преклонились перед его стойкой верой и неколебимыми убеждениями. В дни живоцерковья Данилов монастырь был светочем Православия, и к авторитету его настоятеля прислушивалась все православная Русь.

В 1923 г. я стал настоятелем Петропавловской церкви Сергиева посада, и тревоги прихода часто заставляли меня посещать владыку и советоваться с ним. Как-то, утешая меня, огорчённого клеветой, преосвященный Феодор рассказал мне о событиях, предшествующих его увольнению из Московской академии. Эти события особенно ярко открывают внутреннюю сущность гонений на него, поднятых либеральной прессой и профессурой в 1917 г. Вот его рассказ: - “В Сергиеве чрезвычайно много бесноватых. Много их подходит к святой Чаше. Как-то раз, когда я служил литургию в Академической церкви, я заметил, что кто-то упорно смотрит на меня злыми глазами. А когда причастники стали подходить к святой Чаше, среди них подошла девушка лет двадцати, и я узнал, что она дочь сергиевского старожила. Придя домой и став на обычное правило, я не мог молиться. Внутренний голос повелевал мне спасти несчастную от духа зла, который, как я ясно убедился в церкви, был в ней. Убеждение моё зиждилось только на особом, холодном и тусклом взгляде глаз девушки. Вела же она себя в храме благопристойно. На другой день я посетил её родителей и выяснил, что их дочь действительно больна, что она не может, молясь, читать “Богородицу” и на неё нападает тоска при Святом Причастии. Эти сведения убедили меня в том, что девушка бесноватая, и я стал усиленно о ней молиться и совершил над ней чин изгнания бесов. В день совершения этого чина с ней произошла разительная перемена по отношению ко мне. Раньше она относилась ко мне с полным доверием и любовью, а после молебна перестала совершенно бывать у меня и скрывалась в дальней комнате, когда я посещал дом её родителей. Они, по слухам, собирались покинуть Сергиев, а это, по моему мнению, могло её погубить, так как ей особенно покровительствовал преп. Сергий.

Как-то, проезжая вечером по Переяславке, я увидел её, несущую чемодан и направляющуюся к вокзалу. Я велел остановить карету, слез и, приказав ей сесть со мною, отвёз её домой. По дороге она спросила меня, отчего я не пустил её на вокзал, и уверяла, будто я был у неё утром и уговаривал уехать из Сергиева. Я тогда принял её слова за бред явно больной. Но едва только переступил порог комнаты, как услышал глухой смех и голос: “перехитрил я тебя, не борись со мной, а то я тебя выгоню отсюда”. Я понял, что это голос тёмного духа, и, окропив крещенской водой комнату, заставил его умолкнуть. Заснуть, однако, в эту ночь не пришлось. Я всё время думал о несчастной девушке и начинал догадываться, что её слова о том, что я был у них, не бред больной, а действия тёмной силы. На другое утро я, вложив в панагию часть мощей преп. Сергия, отправился к больной. Дверь в их квартиру была отворена, никто не встретил в прихожей, и я прошёл прямо в комнату девушки. Она сидела на кровати, а против неё сидел мой двойник и убеждал её немедля покинуть Сергиев. Я, поражённый, остановился на пороге. Двойник обернулся ко мне и, указывая на меня девушке, сказал: “Этому не верь, это Диавол”. - “Ты лжёшь!” - сказал я и дотронулся до него панагией. Двойник мой тотчас исчез и больше не тревожил девушку, которая оправилась совершенно от душевной болезни, мучившей её с 7-летнего возраста.

А меня через 2 месяца выгнали из ректоров академии и из Сергиева. Когда я переехал в Данилов, ночью я слышал голос: “Выгнал тебя из Сергиева, не спасай моих девушек”.

“Отчего, владыка, - спросил я, - так много бесноватых в Сергиеве? - Я думаю, - отвечал он, - что в подвиге преп. Сергия заключалась особая черта борьбы с бесом, но есть указание на то, что эта борьба велась долго и упорно. Преподобный избрал место для прославления Бога, населённое тёмной силой, и раньше, чем построить монастырь, уничтожил демонов. Но ведь вы знаете свойства тёмных мест. Они становятся ещё страшнее, ещё темнее, когда колеблется сдерживающая их святыня”.

Мы расстались. Вскоре после нашей беседы епископ был арестован, и я его больше не видел»

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)

От Издательства

Данилов монастырь уже много лет ведет исследовательскую работу по изучению своей богатейшей истории. и в том числе истории недавней – ХХ века, истории гонений Церкви, закрытия обители и мученической кончины даниловской братии. и ключевой фигурой в этой истории является, безусловно, последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский). владыка Феодор – один из наиболее значимых иерархов в истории русской Церкви. он оказал огромное влияние на церковную политику по отношению к богоборческой власти, на то, что Церковь не пошла на непозволительно большие уступки этой власти в ущерб своему авторитету и чистоте веры. он был одним из самых непреклонных борцов с обновленчеством. владыка воспитал целую плеяду архиереев – настоящих духовных пастырей православного народа в годину страшных испытаний. во многом именно благодаря владыке и близким ему по духу архиереям, сплотившимся вокруг него и Данилова монастыря, которых так и называли «Даниловским» или «конспиративным синодом», русская Церковь устояла перед натиском богоборцев и разрушителей России. Позиция владыки Феодора была наиболее близка простому верующему народу, пользовалась огромным авторитетом и поддержкой. Храмы, захваченные обновленцами, пустовали, в то время как Данилов еле вмещал молящихся. владыку называли столпом Православия. Даниловцы были для всех образцом непреклонности веры.

Архиепископ Феодор был, пожалуй, наиболее несговорчивым для властей человеком, не шедшим с ней на контакты, в которых может упрекнуть совесть. К тому же Владыка относился к наиболее консервативному, так называемому «черносотенному» духовенству, которое для властей было наиболее ненавистно. И конечно, всё это не было ими забыто.

Последнее следственное дело архиепископа Феодора и даниловской братии, дело № 7014-П, в исследовательской литературе получившее название дела «Иноческого братства князя Даниила» частично уже публиковалось в различных изданиях, и в России, и за рубежом, и различными исследователями предпринимались попытки проанализировать это обширное и запутанное дело. «Странное впечатление производит этот протокол», – отмечает в «Жизнеописании архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского)» его автор, монахиня Иоанна (Помазанская), о протоколе последнего допроса владыки Феодора. «Странное впечатление производит все это дело!» – можем отметить мы после внимательного его изучения.

До этой публикации обычно исследовались в основном протоколы допросов только архиепископа Феодора и только последние. Но оказалось, что при внимательном изучении всех протоколов допросов всех обвиняемых и свидетелей и притом в хронологическом порядке, и не только дела владыки Феодора, но и предшествовавших ему дел – дела № 8218-С (епископа Афанасия (Сахарова) и др.) и дела № 8151-П (даниловского архимандрита Симеона (Холмогорова) и др.) – очень многие «странности» этого дела становятся вполне понятными.

Это дело особенно наглядно показывает проблему, которая неуклонно встает перед каждым изучающим следственные дела того времени, особенно 1937–1938 годов: насколько можно верить тому, что написано в протоколах допросов следственных дел 1937 года? Достаточно ли прочтения протокола последнего допроса, как правило, в то время «признательного», чтобы судить о том, сломало следствие человека или нет? Может ли неизвестно как полученная подпись служить доказательством того, что человек не выдержал мучений? Имеем ли мы вообще моральное право по материалам следствия карательных органов страшного богоборческого режима – следствия, ставящего себе целью, создавая некую видимость законности, не только уничтожить человека физически, но еще и оклеветать его честное имя, – имеем ли мы право на основании этого судить о том, насколько свята мученическая кончина прожившего исповедническую жизнь православного человека?

Все эти вопросы требуют своего разрешения в наше время, когда открыты архивы со следственными делами тех страшных лет и когда все общество и Православная Церковь пытаются разобраться в том, как это происходило тогда, чтобы постараться избежать этого в будущем.

Причем сравнивать «мученические акты», в которых записывались слова гонимых христиан первых веков христианства и на которых основывались при канонизации святых, с протоколами допросов 30-х годов XX века, недопустимо. Неоднократно уже писалось о том, что как бы там ни было, но римское право было всё-таки римским правом – там действительно стенографировались подлинные слова мучеников. О протоколах допросов особенно 30-х гг. этого сказать нельзя.

В последние годы, благодаря сотрудничеству Данилова монастыря с Центральным архивом ФСБ, в нашем монастыре собраны достаточно полные данные по этому «расстрельному» делу братии Данилова монастыря.

с этими материалами мы и собираемся познакомить нашего читателя. материалы даны, конечно же, в несколько сокращенном виде, выбрано самое важное, значимое, убедительное. При этом мы не будем давать голословную трактовку этого дела, потому что пересказать дело «своими словами» – это значит опубликовать свою личную, субъективную интерпретацию дела. один уважаемый исследователь этого периода, например, рассказывал, что когда он, сначала прочитав статью по одному следственному делу, потом ознакомился непосредственно с материалами дела, то он сделал из них прямо противоположные выводы, чем автор статьи. Поэтому мы считаем более правильным давать сами протоколы допросов, чтобы читатель своими глазами видел подлинные документы и мог составить свое мнение по этому вопросу. и в то же время, конечно же, необходимо сопровождать их некоторыми пояснениями и комментариями, потому что если на неподготовленного читателя обрушить сразу несистематизированный следственный материал, то ему разобраться в этом деле будет очень непросто. необходимо было не один раз и очень внимательно изучить все эти протоколы, чтобы сквозь напластования лжи и вымысла пробиться к пониманию того, как же это все происходило на самом деле, из чего и как «создавалось» это дело.


Издательство выражает благодарность за предоставленные материалы Центральному архиву ФСБ РФ. Особая благодарность начальнику Управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ генерал-лейтенанту Василию Степановичу Христофорову .

Часть первая
Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Краткое жизнеописание

Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника Василия Поздеевского. Священнический род Поздеевских ведет свою историю с начала XVIII века. Окончил Костромскую Духовную Семинарию в 1896 г. и Казанскую Духовную Академию в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии были настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и ректор Казанской Духовной Академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий), будущий митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей.

В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, и затем рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре патрологии. В 1901–1902 гг. преподавал в Калужской Духовной Семинарии, в 1902–1903 гг. был инспектором Казанской Духовной Семинарии. В 1903 г. стал магистром богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».

В феврале 1904 г. стал ректором Тамбовской Духовной Семинарии в сане архимандрита. Своей главной обязанностью считал повышение уровня духовного образования, воспитание духовных пастырей не только по форме, но и по содержанию, и самих горящих верою, и зажигающих настоящую веру в народе. Особое внимание уделял развитию в семинаристах умения говорить живую, доходящую до сердца каждого проповедь.

Был редактором «Тамбовских епархиальных ведомостей», газеты, которая во время смуты так называемой «первой русской революции» не только публиковала официальную церковную хронику, но и горячо откликалась на трагические события в стране, давала церковную оценку происходящему, объясняла, какие силы борются с монархическим устройством России и к чему это в результате может привести. В октябре 1905 г. архимандрит Феодор (Поздеевский) создал и возглавил в качестве председателя «Тамбовский Союз Русских Людей», который ставил задачу «содействовать мирному процветанию Отечества, основанному на единении православного и самодержавного Царя с православным русским народом». Союз через полгода насчитывал уже более 10 000 членов всех сословий, но, конечно, главным образом крестьян. В его ряды вступали целыми приходами во главе со священниками. Союз вел активную антиреволюционную работу в народе, выпускал разъяснительную литературу листки и воззвания. Во многом благодаря этой деятельности Тамбовская губерния и в то время не поддержала «всероссийскую забастовку» железнодорожников, и, видимо, не случайно именно на Тамбовской земле произошло мощное крестьянское восстание против большевиков, подавленное новой властью жесточайшими методами.

Ректор Семинарии активно боролся с революционными настроениями и в среде семинаристов, которая в то время была также сильно заражена, причем не только революционным, но даже террористическим духом. Был составлен список лиц, которые должны были быть убиты, среди них было и имя архимандрита Феодора. На его жизнь неоднократно совершались покушения.

19 августа 1906 г. архимандрит Феодор (Поздеевский) становится ректором Московской Духовной Семинарии. 19 августа 1909 г. – ректором Московской Духовной Академии. 14 сентября 1909 г. в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. При своем наречении епископ Феодор сказал: «Мудрость мира сего теперь особенно восстает на разум Божий, и это есть главный идол современности. Многие ли принимают теперь Христа и христианство так, как они есть и открылись в святом Евангелии, предании церковном и самой Церкви?.. Опознать подделки Христа и христианства, различать верно «духов» – от Бога ли они – и составляет главную задачу современности для пастыря». Эта борьба с «мудростью мира» и «подделками христианства» и была одним из главных дел владыки всю жизнь.


Епископ Феодор (Поздеевский). 1910-е гг.


Предыдущим ректором Академии был епископ Евдоким (Мещерский), будущий возглавитель обновленчества, при нем сложился преподавательский состав.

В Академии царил дух либерализма и революционности. Основное внимание уделялось общественной жизни и вопросам так называемого «церковного реформирования». Студенты больше изучали Маркса, Энгельса и Каутского, чем отцов Церкви. О положении дел в Академии можно судить по словам владыки Феодора, донесенным до нас Алексеем Федоровичем Лосевым: «<Отец Павел Флоренский> – это почти единственный верующий человек во всей Академии! <…> Настолько все (профессора. - Ред. ) захвачены наукой, немецкой, тюбингенской, что начинают комментировать текст Священного Писания – и разносят его до основания. <…> Получается в конце концов, что весь Евангелист состоит из одних вставок <…> В 1905–1911 годы вообще наказание Божие. Когда я стал ректором Академии и познакомился с тем, как ведется преподавание, со мной дурно было. Такой невероятный протестантский идеализм – хуже всякого тюбингенства». На лекции по психологии, например, профессор заявлял: «…никакой души нет, „мы изучаем явления психики“, вульгарный материализм… тактильные ощущения… булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения… Это не профессора Духовной Академии – это дураки Духовной Академии… Вот состояние развала накануне революции!»1
Лосев. А.Ф. «Я сослан в XX век…»: в 2 тт. – Т. 2. – М.: Время, 2002. – С. 530–532.

Епископ Феодор и в Академии проявил себя как активный защитник святоотеческого Православия. Он считал, что Духовная Академия должна готовить настоящих духовных пастырей, а не просто светски образованных людей. Впервые в истории русских богословских школ он предпринял попытку читать курс аскетики, «науки о подвижничестве», целью которого было обучить студентов основам духовной жизни.

Лекции этого курса были изданы в 1911 г. в Сергиевом Посаде под названием «Смысл христианского подвига. Из чтений по пастырскому богословию».

Ректор Академии всеми силами боролся с современными ему «обновителями христианства». В то время среди интеллигенции были распространены «религиозные искания», но, как отмечал владыка Феодор в своей книге, все они «вовсе не желают принять христианство, как оно есть и было всегда, исторически, но желают в самом христианстве найти или, лучше сказать, выдумать некоторые новые пути для воплощения своего идеала в жизни и обновления чрез него жизни человеческой»; они далеки от понимания «смысла христианского спасения», главное для них «идея общественного блага», в основном эти «обновители» «стоят в стороне от православного учения Церкви». И главной задачей пастыря является вернуть своих пасомых на путь истинного, святоотеческого Православия, показать непреходящую глубину и ценность писаний святых отцов, их незаменимость для спасения души человека во все времена, в том числе и современные, объяснить пагубность отхода от их подлинно христианского взгляда на человека и смысл его жизни.

Епископ Феодор принимал деятельное участие в издании «Богословского вестника», одного из лучших богословских журналов. По его предложению редактором журнала с 1912 г. был о. Павел Флоренский. Программным направлением журнала было воцерковление науки: «Орган высшей церковной школы, «Богословский вестник», самым положением своим призывается к неуклонному служению, методами и орудиями науки, интересам Святой Церкви»2
Цит. по: Андроник (Трубачев), иг. «Саном я обязан Епископу Феодору…»: Переписка еп. Феодора (Поздеевского) со священником Павлом Флоренским // Даниловский благовестник, № 14, 2007. С. 38.

Как приложение к журналу стали издаваться святоотеческие творения. Именно недостаточное изучение святоотеческого наследия епископ Феодор считал главной причиной упадка духовного образования.

Еще в период своего ректорства в МДС владыка Феодор был членом-учредителем «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви», созданного его духовным сыном, известным церковным издателем и публицистом Михаилом Александровичем Новоселовым, в который также входили такие видные православные публицисты, философы и общественные деятели, как Ф.Д. Самарин, В.А. Кожевников, П.Б. и СП. Мансуровы, князья Е.Н. и Г.Н. Трубецкие, протоиерей Иосиф Фудель, священник Павел Флоренский, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, Л.А. Тихомиров и другие – то есть, можно сказать, православная интеллектуальная элита того времени. «Кружок» духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни схиигуменом Германом и иеросхимонахом Алексием. Цель, которую перед собой ставил «Кружок», – совершить поворот русской богословско-философской мысли на «забытый путь опытного Богопознания», путь святых отцов. О «Религиозно-философской библиотеке», издававшейся Новоселовым, главной задачей которой было также привлечь внимание к великому святоотеческому наследию, владыка Феодор отзывался, как о «струе чистой ключевой воды, пущенной в мутную воду современной ученой богословско-философской мысли»3
Там же. С. 42.

За время своего ректорства в Духовной Академии епископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев, проявивших себя во время богоборческих гонений настоящими воинами Христовыми. Учениками и последователями владыки Феодора были будущие архиепископы (сщмч.) Иларион (Троицкий) и Варфоломей (Ремов), епископы (сщмч.) Григорий (Лебедев), (свт.) Афанасий (Сахаров), (сщмч.) Игнатий (Садковский), Варнава (Беляев), Валериан (Рудич) и многие, многие другие.

Позиция епископа Феодора вызывала яростное сопротивление у «прогрессивно настроенной» части академических преподавателей, некоторым из них пришлось уйти из Академии. Владыка Феодор заменял их преподавателями из монашествующих или в священном сане, близкими ему по духу, разделявшими его взгляды на то, каким должно быть духовное образование. После февральской революции либеральная профессура, разумеется, наконец добилась его увольнения с поста ректора.

Всероссийский съезд ученого монашества, проходивший в Московской Духовной Академии 7–14 июля 1917 года, избрал епископа Феодора своим представителем на Предсоборный Совет. Вскоре владыка Феодор был избран также делегатом на Поместный Собор Русской Православной Церкви.

1 мая 1917 г. епископ Феодор был назначен настоятелем Даниловского монастыря г. Москвы. Вместе с ним в Данилов пришли многие его бывшие студенты. Одной из главных задач владыка Феодор считал привлечение в монастырь ученой братии и создание иноческого братства монахов-подвижников, подлинных защитников Православия. Была создана и некоторое время существовала Высшая Богословская школа, ставившая себе целью «разработку богословия на строго церковном святоотеческом принципе и подготовку пастырей»4
Андроник (Трубачев), иг. Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии // Богословские труды: Юбилейный сборник «Московская Духовная Академия. 300 лет». М., 1986. С. 240–241.

О позиции владыки Феодора во внутрицерковной политике и его отношении к советской власти в то время можно судить по воспоминаниям архиепископа Леонтия Черниговского, в то время послушника, бывавшего в Даниловом монастыре, хорошо знавшего епископа Феодора и его окружение:

«В 1922 г. по послушанию я должен был ехать в Черемисский край к ссыльному духовенству для передачи собранной для них помощи. Проездом через Москву я остановился в Даниловом монастыре. Управлял им в то время архиепископ Феодор Волоколамский. Весь православный епископат и народ почитали его за принципиальность, бескомпромиссное и прямолинейное отношение к советской власти. Он считал, что до тех пор, пока Православная Церковь не получит право на действительно свободное существование, не может быть никаких разговоров с большевиками. Власть только обманывает, ничего из обещанного не исполняет, а наоборот, обращает всё во зло Церкви. Поэтому лучше бы было Святейшему Патриарху Тихону сидеть в тюрьме и там умереть, чем вести разговоры с большевиками, потому что уступки могут привести Православную Церковь, в конце концов, к постепенной ее ликвидации и смутят всех как в России, так и, особенно, за границей. Это было время, когда Святейший Патриарх был выпущен на свободу.

Архиепископ Феодор почитал и жалел Святейшего, но находился в оппозиции к нему. Несмотря на настойчивые просьбы Святейшего принять участие в патриаршем управлении, отказывался. Епископов, дискредитировавших себя в вопросах о «живой церкви», не принимал. Он мало верил в их покаяние. Принимались и часто жили в Даниловом монастыре епископы стойкие. Иногда число их доходило до 10 и более. Все, освободившиеся из тюрем или возвращавшиеся из ссылок, находили там приют. Братия состояла из людей идейных и высококультурных. Немало вышло оттуда епископов-исповедников. Строгая духовная школа владыки Феодора налагала на монастырь особый отпечаток. За исключением двух послушников, вся братия Даниловского монастыря стойко и достойно понесла свой исповеднический крест.

В эти годы монастырские храмы Даниловского, Донского, Симонова монастырей всегда были полны народу. Но уже чувствовалось, что всё это доживает свои последние дни…»5
Леонтий, епископ «Воспоминания, 1917–1940 годы», рукопись. Цит. по: «Исповеднический путь владыки Феодора. Жизнеописание архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора Московской Духовной Академии». // «Православная жизнь» № 9 (549), сентябрь 1995 г. – Джорданвилль. С. 23–25.

Вокруг архиепископа Феодора возникла так называемая Даниловская группа близких по духу архиереев, твердо державшихся святоотеческих традиций и канонов Церкви, изгнанных властями и обновленцами со своих кафедр и нашедших пристанище в Москве, в Даниловом монастыре. В этот круг входили митрополиты Арсений (Стадницкий) и сщмч. Серафим (Чичагов), архиепископы сщмч. Серафим (Самойлович), Пахомий (Кедров), Гурий (Степанов), сщмч. Прокопий (Титов), епископы сщмч. Парфений (Брянских), свт. Амвросий (Полянский), сщмч. Дамаскин (Цедрик), сщмч. Иоасаф (Удалов), Валериан (Рудич) и др. Архиереи-«даниловцы» активно выступали против обновленчества и вмешательства государства в дела Церкви. «Даниловский Синод», как их еще называли, часто не был согласен со слишком гибкой, по их мнению, политикой Патриарха Тихона по отношению к обновленцам и советской власти, но тем не менее, когда в 1923 г. часть епископата, выступающая за переговоры с обновленцами, требовала от Патриарха Тихона отказа от патриаршества, как они считали, на благо Церкви, именно благодаря позиции архиепископа Феодора и других архиереев-«даниловцев» патриаршество было сохранено. Архиепископ Феодор считал, что «в Патриархе все спасение и что если Патриарха Тихона не будет, то власть не допустит вообще в Русской Церкви патриаршества, а без патриаршества для Церкви – крах»6
Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: 1996. С. 314, 315, 351.

С 1920 г. архиепископ Феодор неоднократно подвергался арестам, поэтому управлял монастырем при помощи наместников, которых назначал из числа своих ближайших учеников – архимандритов Герасима (Садковского), Поликарпа (Соловьева), Стефана (Сафонова), Тихона (Баляева) и других.

26 июля 1920 г. был арестован за «антисоветскую агитацию» и осужден к высылке на Соловки «до конца гражданской войны», но, так как на Соловках, как было сказано в деле, «не было мест», отбывал в Таганской тюрьме. После освобождения вернулся в Данилов.

Видимо, этот арест владыки описан В.Ф. Марцинковским в книге «Записки верующего»7
Цит. по: Иоанна (Помазанская), монахиня «Исповеднический путь владыки Феодора. Жизнеописание архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора Московской Духовной Академии». // «Православная жизнь» № 9 (549), сентябрь 1995 г. – Джорданвилль. С. 20–22.

«Здесь были при мне митрополиты Кирилл Казанский, Серафим Варшавский (Чичагов), архиепископ Филарет Самарский, епископы Петр и Феодор Волоколамский (Поздеевский), Гурий Казанский, игумены Иона (Звенигородский), Георгий (Мещевский) [это будущий даниловский старец священноисповедник Георгий (Лавров). – Ред. ], священники, далее обер-прокурор А.Д. Самарин, проф. Кузнецов…

"На прогулку!" – кричат сторожа в нижних коридорах.

"Выходи на прогулку!" – вторят надзиратели из разных этажей. Камеры отворяются. По железным лестницам из разных этажей спускаются заключенные. Идут простые люди, рабочие, военные. Там-сям виднеется фигура духовного лица. Вот митрополит Кирилл с величественной осанкой, с большой бородой, в серой рясе и фиолетовой скуфье, а там исхудалый, с темными впалыми глазами на строгом аскетическом лице – игумен Иона; наклонив голову идет епископ Волоколамский Феодор, черноволосый, с бледным лицом, с очками в черной оправе (это бывший ректор МДА). Поблескивая синими очками, низко сидящими на несколько коротком носу, спускается медленно по лестнице епископ Гурий Казанский <…>

Согласно желанию заключенных, богослужения были разрешены, и для них было отведено в тюрьме школьное помещение. <…>

Служит обычно митрополит Кирилл, обладающий величественной фигурой, высокий, с правильным лицом и широкой седой бородой. Сослужат ему епископы Феодор и Гурий. Тут же стоят игумен Иона, с сосредоточенным, несколько суровым лицом, и о. Георгий, простой и серьезный. Управляет хором бывший обер-прокурор Св. Синода А.Д. Самарин. А как поют! Только страдание может так одухотворить песнопение».


27 марта 1923 г. владыка Феодор был вновь арестован, обвинялся в контрреволюционной деятельности.

Особая духовная близость связывала владыку Феодора с известным московским священником св. прав. Алексием (Мечёвым), который называл владыку «столпом Православия» и «из архиереев – архиерей». Именно владыку Феодора он просил совершить рукоположение своего сына, о. (будущего священномученика) Сергия (Мечёва), что совершилось в Даниловом монастыре в апреле 1919 года. И именно владыку Феодора отец Алексий просил отпеть его после кончины, что тот и совершил в сослужении 30 епископов 28 июня 1923 г., за несколько дней до этого, 20 июня, чудом, видимо, по молитвам св. прав. Алексия, выпущенный из тюрьмы.


Ректор Московской Духовной Академии епископ Феодор (Поздеевский). 1910-е гг.


В 1923 г. Святейшим Патриархом Тихоном Владыка был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Петроградской епархией, но от назначения отказался и остался в Даниловом монастыре.

В третий раз владыка Феодор был арестован 16 апреля 1924 г. Обвинялся в том, что «устраивает в управляемом им монастыре собрания духовенства и мирян, которые носят политический характер, создает антисоветские группировки». Следователь был хорошо осведомлен о лицах, посещавших владыку Феодора в Даниловом монастыре, и поэтому владыке приходилось объяснять причины их посещений: обер-прокурор Синода Самарин А.Д. и сын военного министра Шуваев хотели подготовиться к монашеству, а с еп. Серафимом (Чичаговым), с которым они познакомились в тюрьме, беседовали по церковным вопросам.

Давал также владыка Феодор объяснения по поводу составленного им вместе с еп. Германом (Ряшенцевым) акафиста преп. князю Даниилу – что он не вставлял в тропарь преп. кн. Даниилу «монархических формулировок поминовения».

В деле есть несколько заявлений сестры владыки Феодора Цвейтовой П.В. с просьбой отпустить ее брата «на поруки из-за слабого здоровья», поскольку он страдает болезнью почек. Владыку на какое-то время переводят для лечения в тюремную больницу, но срок содержания под стражей всё продлевают и продлевают.

Наконец, 17 октября 1924 г. постановили: Поздеевского освободить из-под стражи под подписку о невыезде, но дело продолжить. А уже то ли 9-го, то ли 17 декабря (в деле разные данные) 1924 г. владыку снова арестовывают в Даниловском монастыре.

Теперь следователя уже интересуют встречи владыки Феодора с профессором Поповым. Владыка отвечает, что Попов, которого он знает по совместной работе в Московской Духовной Академии с 1909 г., к нему заходил, и они беседовали за чаем о тюрьме и о здоровье Патриарха, что о Соборе 1923 г. они не говорили, так как Поздеевский о нем смутно знает, что Попов спрашивал фамилии арестованных епископов и владыка назвал, кого знал, и тот внес их в свой список, и также сведения о времени, проведенном им самим в тюрьме.

19 июня 1925 г. архиепископ Феодор был осужден по ст. 59 и ст. 73 (измышления и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений) за то, что «входил в сношения с иностранцами, передавал сведения о репрессиях и гонениях на церковь за границу» (причем, в конце одного из постановлений с этим обвинением стоит пометка владыки: «Не согласен, не имел сношений») и приговорен к высылке в Киркрай (ныне Казахстан) на 3 года. Отбывал владыка, по некоторым сведениям, в г. Тургае (в делах подтверждения этому нет), затем, с ноября 1927 г., жил в ссылке в г. Орске.

Декларацию 1927 г. владыка Феодор воспринял отрицательно, видя в ней полное подчинение Церкви произволу богоборческого государства. «Даниловцы» не исполняли указ Синода о поминовении на богослужении советской власти. В материалах дела № 7014-П, в показаниях архимандрита Поликарпа (Соловьева), одного из ближайших учеников владыки Феодора, о причинах этого сказано так: «Это поминовение мы признавали неправильным, поскольку советская власть есть атеистическая и церковь отделена от государства. Декларации митр. Сергия мы не сочувствовали, так как советская власть придерживается идеологии материалистической, атеистической, значит антицерковной». Архиепископ Феодор считал, что Церковь должна жить своей жизнью, строго по церковным канонам, а с государством не вести какой-то особой политики, не стараться с ним как-то договариваться и не пытаться к нему приспособиться, идя на компромиссы со своей совестью8
Дамаскин (Орловский), иеромон. В огненном испытании // Даниловский благовестник, № 8, 1996. С. 50.

Владыка говорил, что если Церковь будет жить чистой, правильной жизнью, то Господь не даст ее уничтожить9
Даниила (Мачкина), схимонахиня. «За Владыкины молитвы…» // Даниловский благовестник, № 18, 2009. С. 69.

Оппозиция архиепископа Феодора и его сторонников, так называемой «Даниловской группы» непоминающих, по отношению к митр. Сергию первоначально была достаточно умеренной. Можно сказать, что они занимали в Церкви центристскую позицию. Говоря о церковных взглядах владыки Феодора в то время, философ Лосев писал: «[Архиепископ Феодор] говорит, что сергиане и иосифляне одинаково будут судимы на будущем Соборе, хотя, по его мнению, последние безусловно будут оправданы…» По этим же воспоминаниям Лосева, владыка Феодор «фактически разорвавши (только в 1930 году!) с С<ергием>, формальное отложение все же считает не только ненужным, но и невозможным, ибо-де отложить может только Бог»10
Лосев А.Ф., Лосева В.М. «Радость на веки»: Переписка лагерных времен. – М.: Русский путь, 2005. С. 59.

Однако из-за недостаточности имеющихся источников (в частности, отсутствия в следственных делах подлинных текстов писем архиепископа Феодора) церковная позиция главы «даниловцев» пока до конца не ясна.

По окончании ссылки владыка Феодор 18 декабря 1930 г. возвратился в Москву, на Рождество 1931 г. вел службу в храме Воскресения Словущего и сразу уехал во Владимир. В начале апреля 1931 г. во Владимир на жительство приехал архимандрит Симеон (Холмогоров), близкий друг и сподвижник владыки Феодора со времен их совместной учебы в Казанской Академии, сменивший его на посту ректора Тамбовской Семинарии и продолживший его антиреволюционную политику, тяжело раненный в 1907 г. студентом-террористом и с тех пор прикованный к инвалидному креслу. Владыка Феодор заботился о нем всю последующую жизнь.

28 мая 1931 г. во Владимире, по адресу ул. Задний Боровок, дом 21, архиепископ Феодор был вновь арестован. При аресте «у Поздеевского Ф.В. принято 5 руб. 95 коп. денег». И вещи: «чайник, два креста, две кружки, стол, ложки, ложка чайная, ложка для заварки чая, мал. каструлька, три пустых коробки». В анкете арестованного указано, что владыке 63 года, что он родился в марте 1868 г. И вообще во всех следственных делах владыки Феодора указан как год рождения 1867-й, а не 1876-й. В конце анкеты примечание заключенного: «Болею хронической малярией и почечно-каменной болезнью и нуждаюсь в постоянной медицинской помощи».

В протоколе допроса от 10 июня 1931 г. в графе об отношении к советской власти написано: «Для меня форма государственного правления безразлична».

В Заключении следователя от 17 сентября 1931 г. сказано, что Поздеевский «объединял реакционных церковников, призывая к активной борьбе с Советской властью при помощи церкви. Для конспирации своей деятельности Поздеевский перешел на нелегальное положение и, проживая в г. Владимире, давал указания оставшимся в Москве единомышленникам». 1 октября 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило: «Поздеевского Ф.В. заключить в концлагерь сроком на три года, считая срок с 28 мая 1931 г.».

Отбывал в Свирлаге. Вместе с ним в лагере, «в одной палатке», был и Алексей Федорович Лосев, который так отзывался о владыке Феодоре: «Большой человек. И интересный человек. <…> чуть ли не первый на моем пути настоящий монах из иерархов <…> Достойный и большой человек»11
Лосев А.Ф., Лосева В.М. «Радость на веки»: Переписка лагерных времен. – М.: Русский путь, 2005. С. 41–42.

20 мая 1932 г. на заседании Президиума ЦИК СССР «постановили: ходатайство о помиловании Поздеевского Ф.В. удовлетворить и от дальнейшего отбывания наказания в концлагере освободить» и владыка Феодор был досрочно освобожден из концлагеря «в порядке частной амнистии».

Образование

Родился в семье протоиерея (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (), Казанскую духовную академию () со степенью кандидата богословия. В 1900- - профессорский стипендиат по кафедре патрологии. Магистр богословия ( ; тема диссертации: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина», удостоена Макарьевской премии).

Монах и преподаватель

В 1900 пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 1900 - иеромонах.

Архиерей

Лидер «даниловской» оппозиции

С августа 1923 - архиепископ. В октябре 1923 Патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией. Назначение не принял и, оставаясь архиепископом, возглавлял так называемую «даниловскую» (по названию монастыря, настоятелем которого он оставался) оппозицию в отношении Патриарха , а затем и митрополита Сергия, считая, что они недостаточно жёстко относятся к большевистскому режиму и обновленцам. В то же время не прерывал с ними молитвенно-канонического общения до , когда после издания Декларации митрополита Сергия, содержащей значительные уступки советской власти, прекратил его поминать во время богослужений. Стал одним из лидеров «катакомбной» церкви.

Выступал против любых компромиссов с обновленческим движением, вместе с другими консервативными архиереями сыграл значительную роль в том, что церковное руководство заняло однозначно негативную позицию по отношению к обновленцам и отказалось от попыток соглашения с ними. В апреле-октябре находился под арестом. 1924 вновь арестован и приговорён к трём годам ссылки. В - находился в ссылке в .

Последний арест и гибель

В 1937 арестован в Сыктывкаре по делу «Даниловского братства». Этапирован в Ивановскую тюрьму. 1937 был приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. Существует версия, что незадолго до гибели принял в тюрьме схиму с именем преп. Даниила Московского.

Татьяна ПЕТРОВА

Преподобный Гавриил (Зырянов) – духовный наставник, оказавший влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви конца ХIХ – начала ХХ века. Духовным руководством преподобного пользовались сщмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна , сщмч. Игнатий (Лебедев) , студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский) , Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Ястребов), Стефан (Знамировский), епископ Гавриил (Абалымов), а также схиигумения Фамарь (Марджанова) и др. Среди чад преподобного Гавриила Седмиезерного были и будущие насельники Даниловского монастыря – архимандрит Симеон (Холмогоров), автор книги о старце Гаврииле «Един от древних», епископ Варнава (Беляев), автор книги «Тернистым путем к небу», и отец настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский).

Архиепископ Феодор (Поздеевский) окончил Казанскую Духовную Академию в 1900 г. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха. В 1902 – 1903 гг. вновь вернулся в Казань – был инспектором Казанской Духовной Семинарии. Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора во времена его учебы в Казанской Духовной Академии, и потом на протяжении всей жизни старца владыка обращался к нему за духовной помощью и поддержкой.

В те годы студенты Казанской Академии были наиболее частыми посетителями старца. «Им давно не доставало такого руководителя в духовной жизни – любвеобильного, простого и опытного, – писал в книге о старце архимандрит Симеон (Холмогоров). – Иногда приезжали к нему и из простого любопытства, а уезжали верующими»… В книге приводится один из таких случаев, который произвел большое впечатление на владыку Феодора и отца Симеона и во многом послужил для них, будущих духовных воспитателей и наставников, неким нравственным ориентиром.

Пришел как-то к отцу Гавриилу один священник, и старец во время исповеди его спросил, вычитывает ли он положенное правило, готовясь к службе? Священник не постеснялся признаться, даже с некоторым вызовом, что читает не правило, а газеты. «”Газеты? – изумился старец. – Да вы в Бога-то веруете?” – “Н-ну, не очень, не скажу, чтобы очень...” – процедил исповед­ник, улыбнувшись в сторону. У старца закипело на сердце от такой странной манеры “каяться” и ожесточенного сердца пастыря душ человеческих. Волнуясь, он стал допрашивать не свойственным ему строгим голосом: ”И что же, все-таки, служите?” – “Да, конечно, ведь я же священник”. – “И народу проповедуете, чтобы молились и в Бога веровали?” – “Да, проповедую. По обязанности… Видите ли, я на это смот­рю так: чиновник обязан служить и служит, а что у него в душе, – до этого никому дела нет. Я обязан проповедовать, и я проповедую, а что у меня внутри, – кому до этого какое дело?..” – “Как? – воскликнул о. Гавриил, вставая во весь свой рост. – У тебя, значит, на языке-то мед, а на сердце – лед? Да ведь ты преступник!!” – и не помня себя, в неописуемом волнении даже по аналою рукой ударил. …Потом этот священник исправился и был искренним почитателем старца» .

Этот случай можно назвать знаковым. Обычно добрый и любвеобильный старец становится суровым обличителем, когда сталкивается с формальным, фальшивым священством. Такое отношение к «проповедниками по обязанности» перенял у своего духовного отца и владыка Феодор. Владыка был непримирим к тем, кто относился к делу Божьему теплохладно. Особенно это проявилось в бытность владыки Феодора ректором Московской Духовной Академии.

Из жизнеописания, из книг о преподобном Гаврииле (Зырянове) мы знаем, как много он пострадал от зависти, клеветы и ненависти ближнего. Старца травили, выживали и гнали из всех монастырей, в которых он подвизался. Постоянно находились недовольные из числа братии, писались доносы. Его обвиняли и в нерадивом ведении монастырского хозяйства, и в растратах, и в присвоении церковного имущества. Например, когда отец Гавриил, став экономом в Высокопетровском монастыре, начал кормить братию не дешевой «частиковой» мелкой рыбешкой, «от которой остается на столе груда костей, плавников и кусочек пустой мякоти», а белугой, потому что он точно подсчитал, что если при этом умело торговаться и не давать воровать поварам, то так даже дешевле выходит. «Такое новое ведение хозяйства, в сравнении с прежним, дало возможность брату Гавриилу и высоко ублаготворить братию, и в то же время сделать некоторые сбережения… Но такой успех нового эконома сразу же и вызвал оппозицию к нему, зависть и вражду. Старшая братия боялась, что он заберет всех в свои руки и «столкнет» с мест их, а младшая, послушники, тоже не могли считать его своим. Слишком уж его поведение далеко отстояло от их собственного обращения. Брат Гавриил вел себя строго и благопристойно, хотя с каждым и приветливо. Знал только церковь, да келью, да свои дела по послушанию. Знакомств ни с кем не водил, в гости не ходил, «дерзости»… бегал как огня и чумы…» И все это в результате вызвало только «ненависть, которую они к нему вскоре стали питать». В результате, не считая постоянных наговоров на него, попыток всячески скомпрометировать и даже нападений, его обвинили в растрате монастырских денег и сняли с послушания эконома.

В Седмиезерной пустыни, под Казанью, когда архимандрит Гавриил обладал уже высоким духовным авторитетом и успешно обустраивал монастырь, это тоже вызывало недовольство и у нерадивых монахов, и в светских кругах. Посыпались доносы в Синод, его даже обвиняли, разумеется, совершенно несправедливо, в полном развале хозяйства обители и принадлежности к социал-демократической партии. Была произведена ревизия, после которой преподобного Гавриила отстранили от должности. Это был такой удар для старца, что он, по словам архимандрита Симеона, «чуть было не умер от потрясения»...

Во многом повторил этот тяжелый путь своего старца и архиепископ Феодор (Поздеевский).

Впервые владыка столкнулся с травлей будучи ректором Тамбовской Духовной Семинарии. Он стал ректором в феврале 1904 г., а уже с 1901 г. в Семинарии существовал некий организационный совет семинаристов, созданный специально присланным из Казани человеком, который занимался раскручиванием «революционного движения» в среде учащихся. Сначала главными их требованиями было преобразование духовных школ. В то время в семинариях обучались в основном дети духовенства, этот способ получения образования был для них самым дешевым. Но шли они туда не для того, чтобы потом послужить Церкви, а чтобы после четырех лет обучения в семинарии пойти учиться в университет или какое-либо еще светское высшее учебное заведение. Поэтому семинаристы всё меньше хотели изучать церковные дисциплины, Священое Писание, и все больше – общеобразовательные. Духовные школы перестали готовить пастырей. Ректор семинарии архимандрит Феодор своей главной обязанностью считал воспитание именно духовных пастырей, причем не только по форме, но и по содержанию, горящих верою и зажигающих искреннюю веру в пасомых. Он был согласен с тем, что нужны реформы в духовном образовании, но такие, благодаря которым в духовных школах будут учиться люди не по необходимости и обязанности, а готовые свою жизнь посвятить Церкви, храму, окормлению народа.

Архимандрит Феодор писал по этому поводу в 1906 г.: «…необходимо создать совершенно особый тип пастырской школы. Начало, разъедающее нашу школу, – двойственность в ней: она школа профессиональная и сословная, но она же и общеобразовательная. Отсюда постоянная борьба направлений светского и духовного, и перевес, кажется, на стороне светского… Пастырское настроение создается не количеством богословских предметов, а всем духом школы. Теперь при каждой попытке придать больше церковности чувствуешь, что светское начало берет верх: лишняя стихира за всенощной возбуждает бурю. Состав преподавателей также имеет большое значение: светский не может воспитывать будущих пастырей, наши учителя семинарии не считают даже нужным ходить в нашу семинарскую церковь наряду с воспитанниками» .

И как ни странно, такая позиция отца ректора встретила далеко не однозначную оценку даже в среде духовенства и преподавателей семинарии. У архимандрита Феодора появились и преданные единомышленники, но и активные противники. Светский преподавательский состав становиться более церковным не собирался и больше поддерживал требования «революционно настроенной» молодежи.

Во время смуты так называемой «первой русской революции» архимандрит Феодор был одним из самых активных представителей духовенства, занявших антиреволюционную позицию. Отец ректор семинарии не мог равнодушно смотреть на то, как определенные силы сбивают простой народ с его исконного православного пути. В октябре 1905 г., чтобы «во всеуслышание доказать, что русский народ вовсе не держится того образа мыслей, какой ему хотят навязать его самозванные представители», он создал и стал председателем «Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей», задачей которого было «содействовать мирному процветанию Отечества, основанному на единении православного и самодержавного Царя с православным русским народом» . Союз вел активную антиреволюционную работу, выпускал разъяснительную литературу, листки и воззвания, в которых давалась церковная оценка происходящего, объяснялось, какие силы борются с монархическим и православным устройством России и к чему это в результате может привести. Через полгода Союз уже насчитывал более 10 000 членов, причем людей всех сословий, но в основном, конечно, крестьян. В его ряды вступали целыми приходами во главе со священниками.

И в этом своем начинании архимандрит Феодор снова сталкивается с непониманием в своей же церковной среде и вместо поддержки в борьбе с разрушителями народных устоев часто встречается с активным противодействием. Так большинство духовенства не только не помогали в разоблачении целей и средств революции, а даже всячески пытались отгородиться от деятельности «Союза Русских Людей». Была развернута активная борьба не против пропаганды и деятельности «революционеров», а против собраний Союза в здании духовного училища, причем причиной этого, явно издевательски, называлась угроза антисанитарии.

Большую часть своих сил и времени отдавал архимандрит Феодор борьбе с революционными настроениями в среде семинаристов. В эти годы по всей стране прокатилась волна покушений и убийств ректоров и преподавателей семинарий, в центральном «совете» этих беспорядков был составлен список лиц, приговоренных к смерти, среди них было имя архимандрита Феодора (Поздеевского). На его жизнь было совершено, как минимум, два покушения, одно из них – 2 мая 1906 года, когда семинарист почти в упор стрелял в отца ректора, лишь чудом не закончилось трагически. Но это не заставило будущего владыку поменять свою позицию.

На смену архимандриту Феодору на посту ректора Тамбовской семинарии пришел его близкий друг и сподвижник, тоже духовный сын старца Гавриила, архимандрит Симеон (Холмогоров). Он мужественно продолжил антиреволюционную деятельность своего предшественника в семинарии, хотя неоднократно получал угрозы. 7 апреля 1907 г. в результате покушения отец Симеон был тяжело ранен в позвоночник и остался прикованным к инвалидному креслу. Владыка Феодор заботился о друге всю жизнь, до их мученической кончины в 1937 г. Несколько лет отец Симеон жил при старце Гаврииле, своем духовном отце, в Псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, и именно благодаря отцу Симеону, благодаря написанной им книге «Един от древних», мы так много знаем о жизни преподобного Гавриила Седмиезерного.

В 1906 г. архимандрит Феодор был переведен в Москву и назначен ректором Московской Духовной семинарии. А через три года, 19 августа 1909 г., он был назначен уже ректором Московской Духовной Академии и хиротонисан во епископа Волоколамского. В слове при наречении епископ Феодор выразил основную цель своей деятельности: «Мудрость мира сего теперь особенно восстает на разум Божий, и это есть главный идол современности. Многие ли принимают теперь Христа и христианство так, как они есть и открылись в святом Евангелии, предании церковном и самой Церкви? Везде идет грубая и многоразличная подделка Христа и христианства применительно к личным вкусам и греховной похоти… Вот опознать-то эти подделки Христа и христианства, различать верно “духи” – от Бога ли они? – и составляет главную задачу современности для пастыря» . Эта борьба с «мудростью мира» и «подделками христианства» и была одним из главных дел владыки.

Предыдущим ректором Академии был епископ Евдоким (Мещерский), будущий возглавитель обновленчества. В Академии царил дух либерализма и «свободомыслия». Основное внимание уделялось общественной жизни и вопросам так называемого «церковного обновления». Студенты больше изучали Маркса, Энгельса и Каутского, чем отцов Церкви. О положении дел в Академии можно судить по словам владыки Феодора, переданным нам Алексеем Федоровичем Лосевым: «<Отец Павел Флоренский> – это почти единственный верующий человек во всей Академии! Настолько все (профессора. – Ред. ) захвачены наукой, немецкой, тюбингенской, что начинают комментировать текст Священного Писания – и разносят его до основания. Получается в конце концов, что весь Евангелист состоит из одних вставок… В 1905 – 1911 годы вообще наказание Божие. Когда я стал ректором Академии и познакомился с тем, как ведется преподавание, со мной дурно было. Такой невероятный протестантский идеализм – хуже всякого тюбингенства». На лекции по психологии, например, профессор заявлял, что никакой души нет, что «“мы изучаем явления психики”, вульгарный материализм… тактильные восприятия… булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения… Это не профессора Духовной Академии – это дураки Духовной Академии… Вот состояние развала накануне революции!»

Епископ Феодор и в Академии продолжал бороться за свои убеждения, что Духовная Академия должна готовить духовных пастырей, а не просто светски образованных людей, что преподавание в высшем учебном заведении Церкви должно строиться на церковных началах, что необходимо возвращение к святоотеческому Православию.

За время своего ректорства в Духовной Академии епископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев, проявивших себя во время богоборческих гонений настоящими воинами Христовыми: это будущие архиепископы Иларион (Троицкий) и Варфоломей (Ремов), епископы Григорий (Лебедев), Афанасий (Сахаров), Игнатий (Садковский), Варнава (Беляев), Валериан (Рудич) и многие другие.

Позиция епископа Феодора вызывала яростное сопротивление у так называемой «прогрессивно настроенной» части академических преподавателей, некоторым из них пришлось уйти из Академии. Владыка Феодор заменял их преподавателями, разделявшими его взгляды на то, каким должно быть духовное образование, близкими ему по духу, отдавая предпочтение монашествующим или в священном сане.

События так называемой февральской революции очень скоро повлияли и на церковную жизнь в целом, и в том числе, конечно же, на жизнь МДА. «Свободолюбивая» и «свободомыслящая» либеральная профессура Академии сразу поняла, что наконец-то пришло ее время, и продемонстрировала все свои «свободомыслие» и либерализм. Борьба за свободу началась, разумеется, с борьбы с главным ее врагом – монархистом и «черносотенцем» ректором епископом Феодором. Уже 3 марта на революционно настроенной студенческой сходке, руководимой все той же либерально-демократической профессорской групировкой во главе с М.М. Тареевым, было принято решение о направлении делегации с изложением этих якобы студенческих требований к известному своими крайне либеральными взглядами обер-прокурору Синода В.Н. Львову.

Отец Павел Флоренский позже напишет в письме к Новоселову: «Студенты, кстати сказать, или лучше сказать неизвестно откуда взявшийся “Совет” студентов, бесподписно представил Тарееву петицию о немедленном удалении Ректора и об аресте его. Ввиду того, что Тареев же “оглашал” эту бесподписную бумагу, я не очень то верю, что она студенческая. Впрочем, Бог ему судья! Но вся клика спекулирует на недобросовестно сфабрикованной клевете, якобы Ректор организует какие-то реакционные силы в политике и т.п. вздор» .

В Петербурге среагировали очень быстро – в результате профессором Петербургской Духовной Академии Б.В. Титлиновым в МДА была проведена ревизия. Титлинов якобы «нашел разные упущения в академическом хозяйстве и полную разруху в академической жизни, явившуюся следствием ректорского режима». 13 марта, утром и вечером, состоялись два заседания, на которых часть профессоров обрушились на владыку Феодора со всяческими обвинениями. На утреннем заседании владыка молча, опустив голову, слушал грубые обвинительные речи, но в конце заседания покинул зал. На вечернем заседании его уже не было. Даже далеко не сторонники владыки отмечали позже, что с ним поступили крайне некрасиво и несправедливо. Кстати сказать, почти все ярые противники владыки Феодора проявили себя потом активными обновленцами, а бывший обер-прокурор Львов даже вступил в союз безбожников и писал антирелигиозные статейки.

В 1923 г., владыка Феодор рассказал о событиях, предшествующих его увольнению из МДА, священнику Сергию Сидорову. Эти события открывают внутреннюю сущность гонений на владыку, поднятых либеральной прессой и профессурой в 1917 г. Владыка Феодор вел тяжелейшую духовную брань за душу одержимой бесом прихожанки академического храма. Изгнать из больной девушки темную силу владыка смог лишь с помощью частицы мощей Преподобного Сергия. Во время этой брани владыка слышал от духа зла угрозы: «Не борись со мной, а то я тебя выгоню отсюда». И уже через два месяца владыку Феодора выгнали из ректоров Академии и из Сергиева. И когда он переехал в Данилов, ночью слышал голос: «Выгнал тебя из Сергиева, не спасай моих девушек». Вскоре после этого разговора епископ Феодор был вновь арестован.

Этот рассказ, приподнимающий завесу над потаенной внутренней жизнью владыки Феодора, удивительно напоминает примеры нападений духа зла на старца Гавриила:

«Враг рода человеческого, видимо, был очень раздражен на Старца-молитвенника. Однажды, – как передавал сам Батюшка, – во время занятия Иисусовой молитвой, сидя в своей комнатке на кресле, он вдруг увидал, что в двери к нему вошел какой-то черный-пречерный косматый человек, – “как цыган”, по определению Старца; – вошел и злобно заявил: “Я тебя и отсюда выгоню!..” – Батюшка только посмотрел и со смирением ответил: “Ну, что же, – буди воля Божия!” – и продолжал свою молитву. А явившийся так же бесшумно исчез, как и явился» .

Так что брань с духами злобы поднебесной была хорошо знакома и старцу Гавриилу, и его духовному сыну владыке Феодору, и именно поэтому особенно яростны были нападения на них темных сил через окружающих их людей, поэтому оба они несли тяжелый крест клеветы и травли.

1 мая 1917 г. епископ Феодор был смещен с поста ректора Московской Духовной Академии и назначен настоятелем Даниловского монастыря Москвы.

В 1923 – 1924 годах владыка Феодор сыграл важную роль в борьбе обновленчеством в Церкви. В Даниловом монастыре вокруг архиепископа Феодора возникла так называемая «Даниловская» группа архиереев – они были изгнаны обновленцами со своих кафедр и владыка Феодор принял их в Даниловом монастыре. Причем владыка принимал только единомысленных себе архиереев, не запятнавших себя связями с обновленцами. В эту группу входили митрополит Серафим (Чичагов), архиепископы Пахомий (Кедров), Гурий (Степанов), Серафим (Самойлович), Николай (Никольский), Прокопий (Титов), епископы Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Иоасаф (Удалов), Валериан (Рудич) и др. Архиереи-«даниловцы» занимали строго православную позицию, считали, что нельзя идти ни на какие переговоры и тем более уступки обновленцам, потому что это в результате приведет к развалу Церкви, чего и добивались богоборческие власти. Такая деятельность «Даниловского синода», как их еще называли, оказывала огромное влияние на общее направление церковной жизни в то время, и в том, что Церковь устояла под напором обновленчества, огромная заслуга именно «даниловцев» во главе с владыкой Феодором. Многие из членов «Даниловского синода» были духовными чадами преподобного Гавриила.

С 1920-го по 1937 год архиепископ Феодор восемь раз подвергался арестам. То есть владыка практически постоянно находился в тюрьме, лагере или ссылке. В последний раз он был арестован в ссылке в Сыктывкаре 4 марта 1937 г. Это следственное дело было подробно разобрано в книге «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)» (М.: Даниловский благовестник, 2010.), статье «Не солгу на святого» в альманахе «Даниловский благовестник» (№ 22, 2012 г.) и в статье «Тайны следственного дела об иноческом братстве князя Даниила. Проблемы источниковедческого и почерковедческого анализа применительно к архиепископу Феодору (Поздеевскому): факты, гипотезы и доказательства» в Журнале Московской Патриархии (№ 1, 2014 г.). В этой статье приведем лишь некоторые факты, которые дают основание с уверенностью утверждать, что в этом деле сфабрикованы не только обвинения в контрреволюции, но и поведение арестованных на допросах в ходе следствия. Материалы этого дела свидетельствуют больше о том, что от владыки Феодора и отца Симеона никаких показаний получено не было и следователям пришлось усиленно подделывать протоколы допросов, чтобы создать видимость своей успешной работы: как они якобы добились от подследственных, которые сначала «от всего отпирались» и давали ложные показания, подробных «правдивых» «признательных» показаний.

В деле подшито девять протоколов допросов владыки Феодора. Первые допросы короткие, вопросы на них в основном касаются темы: с кем владыка поддерживал связи, кто из даниловцев приезжал к нему в ссылки. Причем вся эта информация у следователей уже была – из изъятой при аресте у архимандрита Симеона (Холмогорова) переписки с владыкой Феодором. Схема была такая: сначала следователь о чем-либо спрашивает, что он и так уже знает из изъятой переписки, владыка категорически всё отрицает, а на следующем допросе его «уличают во лжи» и зачитывают его же собственные письма, из которых взята эта информация.

Внимательный анализ следственных дел владыки Феодора и архимандрита Симеона показывает, что:

Первое, владыка никаких показаний не давал – вся информация в последнем якобы «признательном» протоколе допроса собрана из показаний других людей, а по большей части – из писем, изъятых при аресте у отца Симеона. Куски «показаний» в этом деле практически без изменений, слово в слово, переходят из допроса одного человека в допросы других.

Третье: поправки и дополнения, сделанные якобы владыкой в последнем допросе, которые должны доказывать, что владыка в сознательном состоянии подписывал свои показания, настолько незначительны и даже бессмысленны, что больше свидетельствуют о подделке. Кстати, заметим, что владыка не мог читать эти показания, потому что зрение у него было плохое, а как известно, очки у арестованных сразу отбирали.

Четвертое: подписи под протоколами также вызывают большие сомнения, потому что, во-первых, есть материалы следствия 1959 г. по реабилитации, в которых есть несколько свидетельств о подделке подписей в даниловских делах 1937 г., а во-вторых, выводы двух проведенных графологических экспертиз не совпадают в своих выводах.

Пятое: архимандрит Симеон (Холмогоров), полупарализованный, по состоянию своего здоровья без помощи, как минимум, санитара вряд ли мог прожить в тюрьме восемь месяцев. Его подписи стоят под первыми протоколами допросов в январе-феврале 37-го, затем идет много «протоколов» с текстом явно следователя и без подписи отца Симеона, и лишь в конце июля появляется «признательный» допрос с якобы его подписью. А в конце дела обнаруживается справка, из которой следует, что отца Симеона, единственного из всех даниловцев, расстреляли во Владимире, то есть его вообще не перевозили в Иваново, где шло все следствие. Получается, что один и тот же следователь из Иванова постоянно ездил для допросов тяжелобольного человека во Владимир, одновременно с допросами других в Ивановской тюрьме? Это, как минимум, странно.

И по большому счету, вообще невозможно на основании доступных современным исследователям материалов следственных дел судить о поведении подследственных, потому что далеко не все материалы открыты, а делать окончательные выводы на основании неполных материалов непозволительно.

Можно еще долго перечислять недоумения, которые возникают после внимательного ознакомления со следственными делами владыки Феодора (Поздеевского) и архимандрита Симеона (Холмогорова). Одно понятно – духовная брань против имени владыки Феодора, даже посмертно, продолжается. Попытки Данилова монастыря разобраться в хитросплетениях этих дел 37-го года наталкиваются на такое яростное противодействие им, такие новые потоки клеветы и грязи выливаются на владыку, что становится понятно, что эта брань продолжается, причем с неослабевающей силой. Противники владыки в одной из статей по этому поводу договариваются до того, что, мол, следователи 37-го года не подделывали дела, потому что им это не разрешалось по инструкции.

На конференции, посвященной теме прославления новомучеников, один из священников после обсуждения вопроса о том, что подписи под протоколами часто были получены и просто обманом и поэтому тоже не могут свидетельствовать о поведении человека на следствии, возмущенно воскликнул: «Но если мы будем каждый раз задумываться, каким образом получена подпись, то у нас разрушится вся система!»

На это хочется ответить: системы, которая так формально подходит к вопросу о честном имени расстрелянных в 37-м году православных людей – не должно быть! Каждое сложное, запутанное дело должно внимательнейшим образом исследоваться, причем даже не одним, а несколькими независимыми экспертами, и их мнения должны выноситься на рассмотрение особой авторитетной комиссии. Необходимо прикладывать все силы к тому, чтобы ни одно имя новомученика не было оклеветано! Помоги нам, Господи!

Един от древних.М.: Паломник, 2001. – С. 180 – 181.

Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путем к небу. – М.: Паломник, 1996. – С. 143 – 145.

Тамбовские Епархиальные Ведомости, № 16, 1906 г. Переписка с М.А. Новоселовым. – Томск, 1998. – С. 167.

Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской. – М.: Издательство ПСТБИ, 1999. – С. 46 – 47.

Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних.М.: Паломник, 2001. – С. 209 – 210.

Голубцов Сергий, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа: Обзор и исследование по материалам архивов и публикаций. – М., 1999.

Архив УФСБ по Владимирской обл., д. № П-8151, лл. 189 – 203; Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)/Автор-составитель Петрова Т.В. – М.: Даниловский благовестник, 2010. – С. 45 – 65. Архив УФСБ по Владимирской обл., д. № П-5328, т. 4, лл. 230 – 235.