Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби)

 Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби)
Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби)

Мечеть Аль-Куба (араб. قباء‎‎ مسجد) - первая в истории Ислама мечеть. Поскольку она была построена во время такого значительного события, как переселение, значение ее велико. Куба - место, расположенное на расстоянии 4-5 км к югу от центра Медины. Сейчас она входит в черту города.

О значимости мечети Аль-Куба упоминается в 19 хадисах в сборнике «Сахихов» аль-Бухари, 13 хадисах в «Сахихе» Муслима, 2 хадисах из коллекций Абу Давуда и 6 хадисах в «аль-Муватта» имама Малика.

Посещение мечети Аль-Куба является очень важной сунной. По возможности её желательно посещать в субботу, но можно и в любой другой день. При этом намерение должно быть, чтобы посещением мечети и совершением в ней намаза приблизиться к Аллаху.

Намаз, совершённый в мечети Кубба, равняется совершению Умры.

Св. хадисов ат-Тирмизи

Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознаграждён так же, как и за Умру.

Св. хадисов Ахмада

История

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во время хиджры (переселения из Мекки в Медину), до вступления в город остановился в местечке Куба, где дожидался ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Здесь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был гостем сынов Амра ибн Авфа по разным данным от 3-х до 20-ти дней, но большинство склоняется к мнению о 14-ти днях. Так вот, знаменитая Масджид Аль-Куба была построена именно в это время.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принимал личное участие в строительстве этой мечети. В Священном Коране об этой мечети сказано так

…Мечеть, которая с первого дня зиждилась на набожности…

Св. Коран, 9:108

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считал, что 108-ой аят суры «Ат-Тауба» был ниспослан Всевышним Аллахом в честь жителей Кубы:

…Там есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.

Св. Коран, 9:108

Когда первые мухаджиры, совершившие переселение, прибыли в Кубу, они, выровняв площадку, где сыны Амра ибн Авфа сушили финики, стали совершать там намазы. Поскольку Салим - освобожденный раб Абу Хузайфы - прекрасно читал Коран и так же прекрасно знал его, он стал исполнять обязанности имама среди первых мухаджиров (Ибн Сад, III, 87, IV, 311 ).

Свет Бытия, расширив это пространство, построил там Мечеть Куба. Мечеть имела четырехугольную форму и размеры 32×32м. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил жителей Кубы принести камни, затем, поставив один из них на южной стороне будущего здания мечети, велел Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах) поставить камни в ряд подобным же образом.

Друзья и соратники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были впечатлены этим, но попросили его отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако он отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в ней Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды ».

При строительстве мечети Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) проявлял старания больше, чем кто-либо. Поэтому о нем стали говорить, как о человеке, «построившем самую первую в истории Ислама мечеть » (Ибн Хишам, 9, 114 ).

А Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) и работал, и читал стихи одновременно, облегчая и снимая усталость верующих (Камиль Мирас «Теджрид Терджемеси», Х, 106 ).

Обязанность муэдзина исполнял Сад Аль-Курази (да будет доволен им Аллах) - один из славных сахабов. В мечети Куба, так же, как и в мечетях Медины, шел учебный процесс, а наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) контролировал его, всякий раз приезжая туда (Хамидуллах «Ислам пейгембери», II, 771 ).

Наш Господин Милость обоих Миров (да благословит его Аллах и приветствует), приходя по субботам в Кубу пешком или приезжая верхом, совершал в мечети два рака’ата намаза (Бухари «Фазлус-салят»,3,4; Муслим «Хадж», 516 ).

Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления приезжал сюда по понедельникам и четвергам. Он говорил, что даже если бы Куба находилась на очень далеком расстоянии, он все-таки приезжал бы туда на верблюде».

Мечеть Куба была расширена Османом и Омаром ибн Абдульазизом. Позднее она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Мечеть с одним минаретом и плоской крышей, построенная Султаном Махмудом Вторым в 1245 году Хиджры, в 1829 году была разрушена правительством Саудовской Аравии и построена заново, в расширенном виде, с двумя минаретами и с куполом.

Архитектура

При реставрации мечети Аль-Куба в 1986 году, мединская архитектура была сохранена в виде ребристых белых куполов, а также облицовок из базальта, что придало скромный вид, - напоминающих о простоте Медины.

Над проектом новой мечети работали египетский архитектор Абдель-Вахид эль-Вакиль и архитектор из Штутгарта Махмуд Бодо Раш, ученик известного немецкого архитектора Отто Фрея. Им было поручено построить большую мечеть на месте старой. Они намеревались оставить старую мечеть и включить в проект новой, но пришлось ее разрушить и построить новую мечеть с таким же названием.

Новая мечеть состоит из прямоугольного молитвенного зала, поднятого на второй уровень. Молитвенный зал соединён с: жилыми областями, офисами, залом очищения, магазинами, и библиотекой.

В мечеть ведут шесть входов, расположенных по северной, восточной и западной сторонам фасада. В углах молитвенного зала находятся 4 минарета, имеющие 8 граней, переходящие в окружность ближе к вершине.

Молельный зал, рассредоточившийся вокруг центрального двора, увенчан шестью большими куполами, поддерживаемых кластерными колоннами.

Портик, из двух внутренних отсеков, опоясывает центральный двор с востока и запада, в то время как другой портик из одного отсека ограничивает его с севера, при этом отделяя молельный зал для женщин.

Женский молельный зал, окруженный экраном, разделен на две части проходом соединяющим северный вход с центральным двором мечети.

Двор, выполнен из черного, красного и белого мрамора. Решетчатые арабески отфильтровывают свет от пальмовых рощ, растущих снаружи.

Наши дни

В январе 2012 года губернатор Медины принц Абдул Азиз бин Маджид объявил о планах по расширению мечети «Аль-Куба». При этом губернатор отметил, что помимо расширения мечетей планируется строительство ворот на въездах в Медину, а также введение новых услуг для удовлетворения потребностей жителей благословенного города и его посетителей.

С самого начального этапа зарождения Ислама по сегодняшний день красивая мечеть Куба является одним из излюбленных мест мусульман, приезжающих в Медину, особенно паломников во время которые всячески стремятся совершить намаз в этой мечети.

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

», самое время рассказать и о Пророческой мечети в Медине. Достоинств у неё ничуть не меньше, при этом связаны они совсем не с тем, что рядом с ней захоронен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Несколько фактов из истории и современности Пророческой мечети в нашем сегодняшнем материале.

15. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом и сперва принадлежало двум сиротам

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину (совершил ), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению». Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!» Однако Пророк не принял такой дар и заплатил им десять динаров. [Хадис об этом передал аль-Бухари № 3906].

14. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле

В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете – «Рауда». Это слово переводится как «райский сад». О нём сообщается в достоверном хадисе:

«Между моим домом и минбаром расположена Рауда – один из райских садов » [Этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391].

Существует несколько комментариев к хадису о Рауде:

1 – Слова: «…один из райских садов» означают, что в этом месте поклоняющийся ощущает спокойствие и счастье от снисходящей милости Аллаха.

2 – Поклонение в этом месте приводит к Раю в будущей жизни.

3 – В Последней жизни это место станет одним из мест в Раю.

Рауда – это самое почетное место в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его окружают с востока комната матери правоверных Айши, да будет доволен ею Аллах, с запада минбар Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши.

Миллионы мусульман устремляются к этому благословенному месту, чтобы совершить в нём молитвы, стремясь к Лику Аллаха и надеясь на великую награду. Сообщается, что Ибн Касим сказал: «Лучшим местом в Пророческой мечети для совершения желательных молитв является Рауда, а для предписанных – первый ряд».

13. Пальмовый пень являлся первым минбаром мечети

После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:

«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошёл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих ».

В другой версии говорится, что пень плакал, словно маленький ребенок, тоскуя по Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (Сура 9, «Покаяние», аят 108).

Хотя этот аят был ниспослан по поводу мечети «Куба», он также касается и мечети Пророка. Доказательством этому служит хадис, переданный в сборнике «Сахих Муслим», в котором говорится, что Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).

11. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях

Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы » («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).

Тот, кто посетит мечеть Пророка, пусть воспользуется такой золотой возможностью и совершит в ней как можно больше молитв.

10. Получение знаний в Пророческой мечети подобно сражению на пути Аллаха

Мусульманин, который изучает какие-либо шариатские науки либо преподает их другим, занимает степень сражающегося за Веру Аллаха. Об этом нам сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав:

«Кто пришел в эту мою мечеть только лишь с целью научиться благому или обучить ему других, тот подобен сражающемуся на пути Аллаха. А кто пришел с иной целью, тот сравним с человеком, который смотрит на чужие вещи » [«ат-Таргиб ва ат-тархиб», 1/84, аль-Албани назвал этот хадис достоверным].

9. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети

Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).

Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)

Посетители Пророческой мечети наверняка видели на первом этаже множество дверей, ведущих в библиотечные комнаты. Библиотека при мечети существовала с давних времён, а одно из первых упоминаний о ней приходится на 1256 год, когда в Пророческой мечети произошел пожар, и в огне погибли многие ценные книги и экземпляры Корана. Восстановившись после пожара, библиотека заработала вновь и продолжила пополняться редкими книгами. Вот и в нынешнее время в ней помимо прочего находится отдел, где хранятся рукописи и древние фолианты. А ещё в ней есть огромное отделение с книгами по Таухиду, другое – с книгами по законам Ислама, третье – с книгами по истории, сире и так далее.

Каждый день в Пророческую мечеть привозят 120 тонн воды зам-зам из Мекки. Здесь её разливают по резервуарам, а затем наполняют пластмассовые емкости, расставляя их внутри мечети. В период хаджа объем привозимой воды зам-зам становится еще больше и достигает 250 тонн. Но нужно помнить, что на территории вокруг мечети уже не зам-зам, а течет обычная вода.

5. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз

Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.

В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.

В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв, составляет 400 500 кв.м. Можно представить, что эта территория равна площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.

4. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке

Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто

3. Посетив мечеть Пророка, дозволено встать у комнаты с его могилой и произнести приветствие для него, а также для Абу Бакра и Умара

Посещение мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является желательным действием (сунной), поскольку эта мечеть входит в число трёх мест на Земле, к которым можно приезжать с намерением поклониться в них. Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Не следует отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса » [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].

Если человек посетил мечеть Пророка, то желательно подойти к комнате с его могилой и поприветствовать Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха) и его двух сподвижников. Место, где они захоронены, называется Комнатой Аиши. Подойдя к этому месту, желательно произнести приветствие следующими словами:

«Ас-саляму алейка йя расуляЛлах».

После этого желательно задержаться на некоторое время и обратиться к Аллаху с мольбами за Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Затем нужно пройти несколько шагов и произнести приветствия для Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах), только вместо слов «РасуляЛллах» сказать: «Аба Бакр», а затем «Умар».

2. Тело Пророка пытались выкрасть четыре раза

Оказывается, за 1400-летнюю историю Ислама, недоброжелатели четырежды пытались выкрасть тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из его могилы.

Первый раз попытка выкрасть тело была предпринята исмаилитским правителем аль-Убейди. Он задумал перевести тело Посланника Аллаха в Египет. Но Аллах защитил Своего Пророка: грабителей, которые по приказу аль-Убейди направлялись в Медину, настиг сильный ветер, и они были вынуждены возвратиться, так ничего и не добившись. [

Известны десятки тысяч мечетей по всему миру. Однако самую большую значимость для верующих мусульман всего мира имеют три мечети, которые сыграли серьезную роль в истории Ислама, и почитаются всеми без исключения мусульманами. Это мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Передается со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям) сказал:

«Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки).

Предлагаем вам обзор самых важных мечетей в мире!

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть), Мекка

Мечеть аль-Харам является самой большой мечетью во всем мире. Ещё её именуют – Харам бейт-Уллаh («Запретный дом Аллаhа», либо «Священный дом Аллаhа»). Располагается в Мекке, в Саудовской Аравии. Она окружает самую важную и ценную святыню ислама – Каабу. Именно тут собираются миллионы паломников во время хаджа. В момент выполнения намаза (молитвы), мусульмане, где бы они не пребывали, направлены лицом в сторону Каабы. А те, кто молится в самой Мекке, совершают намаз выстроивший вокруг Каабы. Любой мусульманин должен приехать в это благословенное место хотя бы раз в своей жизни. Так как хадж является пятым столпом Ислама.

Красивейшая мечеть Аль-Харам (Мекка, Саудовская Аравия)

Ма ща Аллах.


аль-Масджид аль-Харам (Запретная мечеть), Мекка (Саудовская Аравия)

Данная мечеть с огромной площадью более 400 тысяч квадратных метров. В период хаджа мечеть способна вместить около 4 миллионов паломников. Настолько масштабного и завораживающего зрелища вы не увидите больше нигде. Она имеет девять минаретов, высота которых составляет 95 метров. Внутри сооружения функционирует 7 эскалаторов. Все помещения оснащены кондиционерами. Недалеко от входа в мечеть Аль-Харам, располагается комплекс Абрадж аль-Бейт, который превзошел другие своей массивностью, и считается вторым наиболее высочайшим небоскрёбом в мире.


Комплекс Абрадж аль-Бейт в Мекке

Мечеть ан-Набави (Мечеть Пророка), Медина

Вторая по значимости мечеть (после Запретной мечети) считается Аль-Набави (Мечеть Пророка). Она расположена в Медине, в Саудовской Аравии. В самом центре мечети размещен Зеленый купол, где располагается могила Посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям). Также в данной мечети похоронены первые два праведных халифа Абу Бакр ас-Сиддик и Умар ибн аль-Хаттаб (мир им обоим).
Построена она была
Пророком Мухаммадом (салалЛаху алейхи ва салям) и его сподвижниками, после хиджры (переселения) мусульман из Мекки в Медину.
На сегодняшний день это одна из самых больших мечетей, так как следующие исламские правители расширяли и приукрашивали святыню. В мечети десять минаретов, каждый из них с высотой 105 метров. Стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов. В помещении мечети даже в самую жару прохладно и комфортно, так как имеются специальные кондиционеры. Весь первый этаж занимает молельный зал. Самый большой молитвенный зал во всем мире. Мечеть может вместить в период хаджа до 1-го миллиона паломников.


Мечеть Пророка, мир ему, ан-Набави в Медине

Мечеть Пророка в Медине не только старинная, но и очень красивая

Аль-Акса (Отдаленная мечеть), Иерусалим

Аль-Акса – в переводе с арабского языка означает удаленная мечеть. Мечеть является третьей святыней Ислама после Запретной мечети в Благородной Мекке и Мечети Пророка Мухаммада (салалЛаху алейхи ва салям) в Светлейшей Медине. Она расположена в старой части Иерусалима на Храмовой горе. Поначалу это был небольшой молитвенный дом, который был построен по указу праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Далее мечеть расширялась и достраивалась другими правителями. Основой строения считается 7 галерей: центральная, 3 западные, 3 восточные. Первая галерея различается от остальных, так как она располагается на возвышении и больше в ширину. В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих.


Мечеть Аль-Акса расположена на Храмовой горе Иерусалима

Центр здания украшает необычный купол, украшенный изнутри мозаикой, а снаружи специальными пластинами из свинца и имеет сероватый цвет. Предполагается, что в последствии проведенных работ купол украсят медными листами с позолотой. При постройке мечети были использованы различные драгоценные материалы, такие как золото, белый мрамор, сталактит, известняк. Это придает строению древний вид и заставляет размышлять посетителей о его истории. Под зданием Аль-Аксы расположен вместительный подвал. Во времена, когда крестоносцы владели зданием мечети, в подвалах они держали лошадей, отсюда и название — Соломоновы конюшни.


Аль-Масджид Аль-Акса в Иерусалиме

Эта благословенная мечеть должна занимать важное место в сердце праведного мусульманина. Это единственная мечеть, название которой упомянуто в Священном Коране. Также она является первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Передается, что Аль-Бара говорил:

«Шестнадцать или семнадцать месяцев мы, вместе с посланником Аллаха, молились в сторону Байт аль-Макдиса, а потом поменяли (направление наших лиц в молитве) к Каабе» (Аль-Бухари).

С данным местом связано ночное перемещение (исра) посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям) из Мекки в аль-Акса (Иерусалим) и его вознесение.


Аят из Курана

Ещё в эпоху халифа Абд Аль-Малика была построена ещё одна мечеть, неподалеку от Аль-Аксы. Она получила название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). Нередко мечеть Аль-Акса путают с мечетью Купол Скалы.


Посещали ли вы какую-либо из этих мечетей? Поделитесь своими впечатлениями!

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа