Можно ли в шляпке церкви. Должна ли женщина покрывать свою голову в храме или нет: это вопрос традиции, а не Веры в Иисуса. А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик

Можно ли в шляпке церкви. Должна ли женщина покрывать свою голову в храме или нет: это вопрос традиции, а не Веры в Иисуса. А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик
Можно ли в шляпке церкви. Должна ли женщина покрывать свою голову в храме или нет: это вопрос традиции, а не Веры в Иисуса. А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик

Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт. 3:1 , , . Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт. 9:22 , , .

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Филарет (Дроздов)

Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

Какие бывают виды ложного свидетельства?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1) .

Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф. 4:25) .

Как избежать греха против девятой заповеди?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10) . Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26) .

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.

Когда ты клевещешь на другого человека, тот человек знает, что ты лжешь. Это первый свидетель против тебя. И ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты - второй свидетель против самого себя. А Господь Бог - третий свидетель. Следовательно, когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что против тебя покажут трое свидетелей: Бог, ближний твой и ты сам. И будь уверен, один из этих трех свидетелей разоблачит тебя перед всем миром.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Никодим Святогорец

Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд.

Руководство к исповеди.

Блаж. Августин

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше… ибо в самом Декалоге написано: , что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (Прем 1:11) , говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь (Пс 5:7) . Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37) . Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека, под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (Еф 4:25) .

Против лжи.

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства . Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.

Проповеди.

Лопухин А.П.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей

Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

Женская одежда

Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… ...не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

Про брюки ни слова

Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

Наши дни

Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это - главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других - платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

Традиция

Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

Вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, мучает многих прихожанок. Некоторые решительно отказываются надевать на себя все черное или серое, говоря, что уж лучше они не пойдут на службу. Другим не нравится носить юбку в пол, которая мешает движению. Третьи свидетельствуют, что все это необходимо. Но так ли это? На самом деле есть 4 главных правила, которых нужно придерживаться православным женщинам:

  • не выглядеть вульгарно и броско;
  • не носить обтягивающие вещи;
  • не надевать броские драгоценности (из украшений обязателен крестик);
  • голова обязательно должна быть покрыта платком.

В остальном христианки могут полностью полагаться на собственный вкус и стиль. Никто не вправе им это запретить. Но давайте перейдем к тому, как женщине одеваться в церковь правильно.

Верхняя одежда

Топы, футболки с короткими рукавами, майки с глубоким декольте и иностранными надписями, во избежание несуразных ситуаций и отвлечения верующих от молитвы, в церковь надевать запрещено. Не забывайте, что все тело православной женщины, пришедшей в храм, должно быть спрятано под одеждою. Поэтому идеальным выбором станут свободные блузы или рубашки длиной до бедра. Они должны иметь рукава и высокий воротник и быть непрозрачными. То же самое касается платьев.

Нижняя женская одежда

Христианок, задающих вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, часто также интересует, можно ли пойти туда в брюках. На самом деле нежелательно, так как вы будете отвлекать прихожанок от молитвы, особенно тех, кто якобы все про все знают. Но если другой возможности нет, стоит поверх брюк надеть специальные юбки с завязками, они сейчас продаются во многих магазинах, а иногда предоставляются прихожанам непосредственно в самом храме на время службы.

Но все же лучшим выбором станут просторные юбки длиной ниже колена, не обязательно в пол. Вы должны во время богослужения молиться и обращаться к Богу, а не думать о том, как же некомфортно стоять, и не бояться упасть. Мини-юбки категорически запрещены! Не стоит уводить мысли мужчин, в том числе и священников, в неверную сторону.

Головной убор

Одно из важных правил из тех, как женщине одеваться в церковь, гласит: ее голова должна быть покрыта. Никаких исключений в этом случае быть не может! Другое дело, что вместо платка в некоторых церквях разрешается носить шляпку, шаль, берет или шапочку, главное - чтобы эти изделия были подобраны правильно, а не резали глаза собственной неуместностью. Но о возможности замены следует узнавать в местном храме.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда - в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!

Я хочу побывать в вашем храме. Но я не разу не бывала в православных храмах, не знаю, как себя там вести...


Начнем с того, что вы должны точно уяснить себе, для чего вы собираетесь посетить наш храм.

Православные посещают свои храмы для:


Участия в церковных службах;

Участия в требах;

Подачи заказных;

Приглашения священника на дом;

Чтобы поставить свечу и помолиться;

Получения святой воды;

Приобретения литературы, свечей и церковной утвари;

Духовной беседы со священником;

Посещения Воскресной школы;

Консультации;

Общения с братиями и сестрами во Христе;

Участия в ремонте и/или приборке храма;


и очень часто для нескольких из вышеперечисленных дел одновременно.


Иные приходят в наш храм только с познавательной целью, т.е. из обычного человеческого любопытства. С какой целью вы собираетесь посетить наш храм?


Ну а если из любопытства?


Любопытным наш храм посещать не возбраняется. Подошли, открыли дверь и вошли. Напомню, что наш храм открыт каждый день:


В будни - с 8.00 до 16.00, обед с 12.00 до 13.00;

В субботы - с 8.00 до 17.30 (обычно);

В воскресенья - с 7.00 до 12.00 (обычно).


Если в какой-либо день совершается Божественная Литургия, то обычно храм открывается в 7.00; если - вечернее богослужение, то оно обычно завершается в 17.30.

В некоторые особые праздники, например, Рождество Христово, Пасха и т.п. мы служим по особым расписаниям, и храм бывает открыт и денно, и нощно.

Некоторые сельские храмы: в глубинке, в малых населенных пунктах, при малом количестве прихожан и особенно те, в которых служит приезжающий из другого населенного пункта священник, - открываются для посещения только в дни служб и только на время служб. Так было и в нашем храме при священнике Симеоне Бояровом. Исходя из принципа: "храм должен быть открыт постоянно", - мы поступаем по иному.



Находящимся в нетрезвом состоянии;

В грязной одежде;

С животными (если в храме побывает собака, то его надо будет освящать заново, т.к. собака считается нечистым животным).



Обычно в нашем храме службы начинаются:


В 15.00 - Вечернее Богослужение или Всенощное Бдение (перед праздником и в субботы);

В 8.00 - исповедь и Божественная Литургия (по праздникам и воскресеньям);

В 9.00 - молебны и панихиды, когда нет Литургии (по субботам обязательно);

В 11.00 - крещение (по субботам).


О конкретном расписании служб и треб вы можете узнать либо зайдя в храм, либо позвонив по телефону 2-13-77.

В других храмах расписания работы и богослужений могут несколько отличаться от наших, но не на много. В любом случае, если Вы собираетесь их посетить, то заранее позвоните или зайдите туда. И Вам все подробно расскажут.


А я как-то пришла в храм в указанное вами время, а он был закрыт...


Бывают в нашей практике и такие случаи, например, когда я уезжаю отпевать покойника на дому и беру с собой продавца иконной лавки, которая помогает мне петь. В этом случае вы можете подойти в нашу мастерскую в подвале бывшего кинозала, и вам рабочие точно скажут, когда продавец появится. В любом случае перед посещением храма позвоните заранее по телефону и узнайте, когда храм будет открыт.


А я слышала, что для посещения храма надо как-то по-особому одеваться, или можно заходить в чем угодно?


Храм Божий - это не магазин, тем паче не коровник. Это место особого и постоянного присутствия Бога Всевышнего. Тот, кто не думает о том, в каком виде он зайдет, недостойный, в это Святое место, просто не имеет Страха Божиего, он абсолютный безбожник. Что делать безбожнику в православном храме?


И в каком виде я должна идти в храм?


Собираясь в театр, на концерт, в цирк или в гости мы всегда стараемся надеть нарядные одежды. Редко кто из женщин пойдет в эти места в сапогах и не возьмет с собой праздничных туфель.

Посещая больницу, мы перед этим обычно моемся в бане и надеваем чистое белье, дабы не выглядеть неряхами.

Мудро поступают те, кто перед посещением храма приводит свое тело в порядок и надевает на себя самые лучшие одежды, ибо, чем хуже храм Божий театра или больницы?



Мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в женской;

В знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы, обычно платком.


Можно ли женщине быть в храме в шляпе или шапке?


В городских храмах Ижевска это достаточно распространено. Но платок... Это не только женский головной убор, это еще красивое женское украшение.

В Пычасе я случайно столкнулся с благочестивым явлением: молодые женщины, перед входом в храм, снимали свои шапки и шляпы и надевали платки, ну а головные уборы убирали в сумки. Как я порадовался за них; уверен, что это им посоветовали их ревностные бабушки. И хорошо посоветовали!

Кстати, вы когда-нибудь пробовали совершить поясной или земной поклон в шапке или шляпе? И у вас это получилось? Платки же при этом не слетают.


А я очень не люблю носить платки, хотя у меня и стрижка, но все равно платок, как узда, мешает...


Вот именно что стрижка!

Служа в свое время сторожем в Соборе Александра Невского в Ижевске, я столкнулся с интересной закономерностью: ни разу мне не пришлось посоветовать женщине с длинными волосами покрыть голову платком, только стриженным.

Был случай: зашла в храм в начале службы женщина средних лет со стрижкой, а на шее у нее был повязан большой платок. Я тихонько придержал ее за рукав и шепнул: "Платок то накиньте". Женщина дернулась от меня, быстро подошла к очереди на исповедь, постояла некоторое время, но платок не надела, потом подбежала ко мне, крикнула: "Вот, из-за вас я не пошла на исповедь, вы во всем виноваты!" и пробкой вылетела из храма. Кто в чем тут виноват? Мы с другим сторожем пожали плечами и пришли к простому выводу: бес гордыни напал на эту женщину и не дал ей исповедаться.

Да будет вам известно, хорошие мои, что в большинстве случаев стрижку делают те женщины, у которых ярко выражены две страсти: Гордыня и Чревоугодие (украшательство себя есть разновидность чревоугодия, т.е. ублажения своему телу). Такие женщины всегда особое внимание придают своей внешности, они постоянно меняют прически, цвет волос, используют яркую и обильную косметику на лице. Для них всегда не безразлично, как они выглядят, что об их внешности думают окружающие: что-то не так, они сразу впадают в уныние; все хорошо, им говорят комплименты, они на седьмом небе от счастья. Попробуйте не заметить у такой женщины новую прическу - наживете смертельного врага; похвалите - будете самым лучшим другом. А в храме им надо закрыть свою красоту платком! Да вы что!?

Какое тут смирение? А Гордыня - это самый страшный грех!

Платок же, как раз, и предназначен для смирения Гордыни. Уж будьте любезны, смиряйтесь пред Богом.


А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик?


Это вроде бы как по поговорке: "И волки сыты, и овцы целы", и голову покрыли, и красоту не спрятали? Ой, какое это лукавство! Разве так смиряют гордыню? А Бог все видит...

А как неудобно, когда капроновый платок постоянно скользит по волосам и все норовит слететь с головы, тем паче не завязанный. Не создавайте себе проблем. Вы в храм для чего пришли? К Богу или покрасоваться? Выбирайте одно из двух. Во втором случае вам не в храм надо были идти, а в другое место.


Мне как-то надо было срочно зайти в храм летом, а платка у меня с собой не было, и я не зашла. Не создаете ли вы лишние препятствия для людей, они и так не часто в храмы ходят?


А где написано, в каком таком документе, что женщинам категорически запрещено входить в храм с непокрытой головой?

Во всяком правиле есть свои исключения. Раз надо было зайти, так зашли бы. И если бы кто вас из-за этого в храм не пустил, то великий грех бы совершил. И на службах в городских храмах многие женщины стоят с непокрытой головой. Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем.

Кроме того, должен предупредить особо гордых и не желающих покрывать принципиально своих красивых головок, что любой православный священник не будет таких исповедовать, причащать, помазать, давать целовать крест или иные святыни и допускать до других таинств. Что и я, грешный, делаю.

Ну а для того, чтобы не создавать себе неудобств из-за отсутствия платка, не забывайте таковой, вместе со всякой косметикой, иметь всегда в своей сумочке. Много места не займет, сумку сильно не утяжелит. А вдруг, окажетесь рядом с храмом и захотите туда зайти? А платок у вас с собой. Очень практично.


Надо ли девочке надевать на голову платок? Ведь он на Руси всегда был принадлежностью женского наряда?


Насколько мне известно, принадлежностью женского наряда, т.е. замужней женщины, на Руси были не платки, а особенные, очень изящно украшенные головные уборы, поверх которых обычно и накидывались платки. Но это была праздничная или выходная одежда. В быту, повседневно носились платки, кстати, не только на Руси, но и женщинами всего мира, с целью защитить голову и волосы, а иногда и лицо от зноя, холода, ненастья, пыли. Это же самое делали и девочки, а у некоторых народов и мужчины. Платок исторически - элемент женской одежды, независимо от возраста, не только на Руси, но и в Удмуртии. Не вижу смысла делать исключения для девочек в рекомендации покрывать голову в храме. И очень даже красиво, и девочки с детства вырабатывают навык смирения пред Богом.


Нужно ли мальчикам снимать головные уборы в храме?


Если мальчик - еще младенец, и вы опасаетесь его простудить из-за сквозняков в храме, то чепчик на его головке не помешает. Во всех остальных случаях головной убор снимается.


Недавно я пришла в храм с косметикой на лице, и меня бабушки за это отругали. Почему вы запрещаете пользоваться косметикой?


Перед посещением храма пользоваться косметикой не рекомендуется, так как вам не разрешат целовать иконы, Евангелие, крест, принимать причастие и брать благословение у священника, потому что:


На всех этих святынях обязательно останутся следы вашей помады, даже самой немарающейся;

Современные помады содержат активные химические вещества, которые разрушают тончайшие слои позолоты и серебрения на святынях и лака на иконах, причем безвозвратно;

И священнику со своей десницы помаду смыть тоже бывает достаточно затруднительно, ну а от поручей отстирать практически невозможно.


Я видел выражение лица одного диакона, который в течение получаса пытался отмыть шлепки помады с напрестольного креста одеколоном. Очень было любопытно знать, что он при этом думал об их хозяйках!

А тушь вам же в первую очередь глаза есть начнет, когда вы на исповеди вдруг плакать станете, и выглядеть вы при этом будете, скажем так, не очень привлекательно.

О тех и для тех, кто делает замечания в храме. Очень часто ко мне подходят постоянные прихожане, и спрашивают, как им поступать, когда они видят кого-либо, зашедшего в храм в неподобающей одежде и/или с косметикой на лице. Сказать им об этом - в осуждение можно впасть, не сказать - вроде бы попустить, что кто-то в храме согрешает.

Ответ достаточно прост:


Во время службы постарайтесь не обращать на это внимания, ибо ваша молитва - вот то, ради чего вы сюда пришли, а все остальное суета сует и искушение;

Вне службы, уж если вам совсем невтерпеж, можете подойти и вежливо посоветовать незнайке в следующий раз так не поступать и сразу же отойти, не вступая в разговор, при этом вами должно руководить чувство сострадательной любви с согрешающему, но не гнева;

Если же человек попытается согрешить, например, с помадой на губах причаститься, вовремя вежливо его остановить и предупредить о возможном согрешении, а далее пусть поступает, как хочет;

Самый лучший способ увещевания - это шутка: и не обидите, и назидание дадите.


А я слышала, что вообще пользоваться косметикой это большой грех, это так?


Смотря для какой цели вы ею пользуетесь:


Если для лечебных или профилактических целей , например, гигиенической помадой, чтобы губы не трескались, то это не грех ;

Если для украшательства , то это конечно грех :

  • - гордыни , точнее ее разновидности - лжи, так как вы стараетесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, а это обман;
  • - гордыни , так как вы очень гордитесь, когда благодаря косметике на вас обращают внимание;
  • - тщеславия , когда вам хвалят вашу внешность;
  • - чревоугодия , точнее собственно украшательства, так как вы угождаете своему телу;
  • - блуда , так как большинство женщин, где сознательно, а чаще подсознательно, используют это средство для того, чтобы нравится мужчинам (не для того же вы краситесь, чтобы нравиться вашим подругам? Хотя, в наше время я не удивлюсь и этому.) и тем самым обольстить их.

Последнему греху очень подвержены девочки-подростки, стремящиеся как можно скорее стать взрослыми, чтобы нравится мальчикам. Долг матери при этом очень тактично объяснить своей дочери, какую страсть она в себе развивает, и чем это все может кончиться, а не потрафлять ее капризам.

Я еще могу понять тех взрослых женщин, которые пытаются с помощью аккуратно сделанного макияжа скрыть следы своего увядания. Я не могу понять бабушек, пользующихся яркой косметикой, которая на фоне старой и дряблой кожи лица и шеи выглядит клоунской маской. Очень горько, и совсем не смешно.

Любой специалист по макияжу вам скажет: косметикой правильно пользуется тот, у которого следов ее использования не видно.

Кстати, у женщин, постоянно пользующихся косметикой, кожа дрябнет гораздо быстрее.

Мой же вам совет: лучшее косметическое средство - это умывание утром и вечером ледяной водой. Проверено - кожа будет нежной как у младенца.

И напоследок: самые красивые женские лица в Вавоже - у наших постоянных, истово верующих прихожанок - бабушек, так как они светятся немеркнущим светом благодати Божией, неотступно пребывающей в их сердцах. А такого эффекта никакая косметика не даст.


Я слышала, что женщинам нельзя приходить в храм в брюках, но ведь есть и очень популярны сейчас женские, очень красивые и элегантные брючные костюмчики...


Данный вопрос - наверно самый сложный в обсуждении одежды для посещения храма. Мир меняется, и то, что вчера считалось кощунственным, например, женщине надеть мужскую одежду, сегодня является нормой и самым распространенным делом. Оглянувшись вокруг, замечаешь, что более половины молодых женщин и девушек на улице одеты в джинсы или брючки. Т.е. в настоящее время брюки - это обычный элемент женской одежды. Это очень практично, особенно в слякость, когда женщины одевают массивные ботинки, ни как не сочетающиеся с юбкой, да и на брюках брызги грязи не так заметны, как на чулках. Зимой - брюки гораздо теплее, чем любые гамаши. Все это так. Но!

Существует традиция. Традиция посещения православных храмов женщинами. А она предусматривает запрет на посещение храмов женщинами в брюках. И этой традиции никто еще не отменял. И пока мы должны стараться, по мере возможности, этой традиции следовать, ибо не нам эти правила и законы изменять.

Великого греха нет в том, что женщина в брюках зашла в храм на 5 минут поставить свечку или что-то узнать.

Но, собираясь в храм на требу или службу, постарайтесь уж найти в своем гардеробе юбку, сарафан или платье достаточно целомудренной длины, т.е. не выше колен, без разрезов и запахов, не очень обтягивающую, т.е. практичную и удобную, и в ней идите.

Вас никто не выгонит из храма, даже если вы придете туда в джинсах, но будьте готовы к тому, что священник откажется вас исповедовать, причащать, давать для целования крест и т.п.

Очень часто молоденькие девушки жалуются, что у них все юбки короткие, и ходить, поэтому, в храм не в чем. Если бы у вас было какое-нибудь торжество, неужели бы вы не смогли убедить своих родителей купить вам новое платье? Уж убедите их и в том, что вам, как православной христианке, должно иметь юбку или платье достаточной длины.

Была у меня в хоре одна молодая певчая, которая считала, что уж очень ей идут джинсы. И каких только она оправданий не находила к тому, чтобы приходить в храм на службу в них! Придет время, и она поймет свою наивность, но в данное время мы с ней пришли к мировому соглашению: она приходила в храм в джинсах, но на службу обычно переодевалась в юбку. Хоть так, и то - слава Богу!