Месяц шавваль что говорить в году. Мнения четырех мазхабов по основным вопросам о шестидневном посте в месяце шавваль

Месяц шавваль что говорить в году. Мнения четырех мазхабов по основным вопросам о шестидневном посте в месяце шавваль

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто будет соблюдать пост в месяц Рамадан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяц Шавваль, то его пост будет подобен посту длиной в целый год ». [Муслим, «Сыям»: 204; Тирмизи, «Савм»: 53.]

Из хадиса следует, что мусульманам желательно соблюдать шестидневный пост в месяце Шавваль, который наступает вслед за месяцем Рамадан (Рамазан). Также в достоверном хадисе говорится: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения ».

30 дней обязательного поста в месяц Рамадан + 6 дней желательного поста в Шавваль = пост длиною в 1 год

В Священном Коране сказано: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние . » (Сура «Аль-Анам», 6:160).

Вознаграждение за каждое благодеяние, совершенное человеком, умножается десятикратно. В таком случае, 30 дней поста в Рамадан, помноженные на десять, превращаются в 300 дней, а 6 дней поста в месяц Шавваль становятся 60 днями, если также умножать их на десять. Итого получается 360 дней , а соблюдать пост в остальные пять дней в году крайне нежелательно (речь идет о празднике разговения Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) и четырех днях Ид-аль-Адха (Курбан-байрама).

Именно поэтому тот, кто выдержит шестидневный пост в Шавваль, будет подобен тому, кто постился целый год. Первый день месяца Шавваль совпадает с праздником Ид-аль-Фитр (разговение после поста Рамадан), поэтому поститься в этот день нельзя. Однако, на второй день Шавваля уже можно приступать к соблюдению этого поста. Вы можете сами выбрать, поститься ли шесть дней подряд или поститься в разные дни. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста.

Постились ли вы день за днем или в разные дни, главное – намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если вы в силу уважительных причин пропустили несколько дней поста в Рамадан, вы можете держать шесть дней добровольного поста в Шавваль, а пропущенные дни восполнить до наступления следующего Рамадана.

Шаабан — подготовка к Рамадану, Шавваль — расставание с Рамаданом

По словам почтенной Аиши, да будет доволен ею Аллах, помимо Рамадана, Пророк, мир ему и благословение, больше всего постился в месяц Шаабан (месяц, предшествующий Рамадану). Пост в этот месяц является своего рода подготовкой к священному Рамадану, наши сердца и разум во время этого поста настраиваются на соответствующий лад, и мы можем встретить Рамадан с правильными мыслями и намерениями.

Введение в пост Рамадан происходит постепенно, поэтому также постепенно должно происходить и расставание с длительным постом. В этом еще одна ценность поста в месяц Шавваль : нам не приходится расставаться с благословенным месяцем Рамадан сразу, потому что это расставание происходит размеренно.

Также, большинство мусульманок не имеют возможности соблюдать пост на протяжении всего Рамадана, а те дни, что они пропускают, следует восполнить, как можно скорее. В этом также может помочь пост в месяц Шавваль. Постящиеся в Шавваль мусульмане являются гарантией того, что мусульманки, восполняющие пропущенные дни, не будут поститься в одиночестве.

Считаются ли восполняемые дни поста в то же время днями поста в Шавваль?

Как видно из хадиса, пост в Шавваль — отдельный дополнительный пост. Математический расчет того, как человек может провести целый год, постясь, также показывает, что этот пост является отдельным. Согласно вышесказанному, если у вас есть возможность, то следует соблюдать шесть дней поста в Шавваль отдельно от тех дней, что вы отведете на восполнение пропущенных дней поста в Рамадан, если таковые имеются. К примеру, в понедельник и четверг (дни желательных постов, когда постился Посланник Аллаха, мир ему и благословение) вы можете соблюдать пост месяца Шавваль, а остальные дни недели отдать на восполнение пропущенных дней месяца Рамадан.

Однако, каждый из нас будет вознагражден в соответствии с тем, насколько искренен он был в своих делах, поэтому, мы верим, что те мусульмане, которые не найдут времени для соблюдения дополнительного поста, восполняя пропущенные дни обязательного поста, также получат ту награду, о которой говорится в хадисе, потому что человек должен, как можно скорее, восполнять пропущенные намазы, дни поста и даже хадж, ведь совершенно неизвестно, когда придет смертный час.

Могут ли держать пост в Шавваль те, кто не постился в Рамадан?

Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины. Но они не получат вознаграждение, как за год поста, так как для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сказано в хадисе.

Однако не стоит забывать, что ни пост в Шавваль, ни пост в Шаабан, ни один другой дополнительный пост не сравнится с постом в Рамадан. Другими словами, эти виды поста не должны приравниваться к посту в Рамадан.

В чем отличие соблюдения поста в Шавваль от поста в Рамадан?

Пост в месяц Шавваль, как и пост в месяц Рамадан или добровольный пост в любой другой месяц, соблюдается со времени фаджр (утренней молитвы) и до времени магриб (вечерней молитвы). Пост в месяц Шавваль держится так же, как и в Рамадан. Отличием является только дуа-намерение , произносимое в сухур и ифтар.

При употреблении сухура (перед сухуром или после него) совершается (в сердце) следующее намерение:

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى

Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля

«Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего ».

При разговении и перед употреблением еды :

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту

«Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий! »

Да воздаст нам Всевышний Аллах за наши посты наградой из Своей бесконечной милости!

Вконтакте

Пост в Шавваль – обязанность или сунна?

Пост в месяц Шавваль добровольный и является сунной пророка Мухаммада (мир ему), но держащему его записываются несменные награды. В хадисе сказано:

«Кто постился месяц Рамадан, а затем держал пост шесть дней в месяц Шавваль, тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века».

Почему пост в Шавваль состоит из 6 дней?

В хадисе сказано: «Аллах сделал воздаяние за добро десятикратным, и поэтому месяц, как десять месяцев, а пост шести дней – завершение года». В другом же хадисе: «Пост месяца Рамадана зачитывается в десятикратном размере, а пост шести дней как два месяца, и все это вместе – один год поста».

В таком случае, тридцать дней поста в Рамадан, помноженные на десять, равняются тремстам дням. Шесть дней поста в месяц Шавваль же равны шестидесяти дням, если также умножать их на десять. Таким образом, число этих дней равно тремстам шестидесяти пяти дням, а соблюдать пост в остальные пять дней в году крайне нежелательно (речь идет о первом дне Ид аль-Фитр и четырех днях Ид аль-Адха). Именно поэтому тот, кто выдержит шестидневный пост в Шавваль, будет подобен тому, кто постился целый год.

В какие дни держать пост?

6 дней поста можно держать в любой день месяца Шавваль, кроме первого. Первый день Шавваля совпадает с праздником Ид аль-Фитр, поэтому поститься в этот день нельзя. Необязательно держать пост шесть дней подряд. Непрерывность не является условием для соблюдения этого поста. Постился ли человек день за днем или в разные дни, главное – намерение. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести. И если верующий в силу уважительных причин пропустил несколько дней поста в Рамадан, он может держать шесть дней поста в Шавваль, восполнив их после до наступления следующего Рамадана.

Считаются ли восполняемые дни поста в то же время днями поста в Шавваль?

Если у человека есть возможность, то ему следует соблюдать дни этого поста отдельно от тех дней, что он отведет на восполнение пропущенных дней поста в Рамазан.

В чем отличие соблюдения поста в Шавваль от поста в Рамадан?

Пост в месяц Шавваль, как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб. Пост в месяц Шавваль держится также, как и в Рамадан. Отличием является только дуа-намерение, произносимое в сухур и ифтар.

При употреблении сухура совершается в сердце следующее намерение: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»).

При разговении и перед употреблением еды:«Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Могут ли держать пост в Шавваль те, кто не постился в Рамадан?

Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины. Но они не получат вознаграждение, как за год поста, так как для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сказано в хадисе.

Каковы достоинства поста в Шавваль?

Постящийся в Шавваль получит такой саваб, как будто бы он постился на протяжении всего года. Поэтому верующий не должен упускать такую возможность. Также в хадисе сказано: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения».

Пост в Шавваль восполняет недостатки поста в месяц Рамадан. В Судный день у верующего возьмут из его дополнительных постов и заполнят недостатки обязательных, как сказано в хадисе: «Поистине, первое о чем будут спрошены люди в судный день – молитва. Наш Господь скажет ангелам, – а Он знает лучше – «Посмотрите на молитвы Моего раба – завершены ли они или их недостаточно». И если их будет достаточно, то будут записаны как завершенные, а если что-нибудь будет недоставать, Он скажет: «Посмотрите есть ли у Моего раба дополнительные молитвы», и если у него будут дополнительные молитвы, Он скажет: «Восполните Моему рабу его обязательные молитвы дополнительными», а затем будут взяты деяния, исходя из этого».

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Читателю предлагается несколько фетв по вопросам поста в месяце Шавваль.

Вопрос № 7859: Достоинство шестидневного поста в месяце Шавваль.

Каково положение шестидневного поста в месяце Шавваль, является ли он обязательным?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Соблюдение поста шесть дней в месяце Шавваль является желательнойсунной , но никак не обязательным предписанием. Мусульманину рекомендуется в месяце Шавваль шесть дней соблюдать пост. В этом содержится великая польза и огромная награда. Кто исполнит соблюдение этого поста, тому запишется вознаграждение за соблюдение поста в течение целого года, как это достоверно сообщается от Избранного – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисе, передаваемом со слов Абу Айуба, да будет доволен им Аллах. В нём говорится: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано ] как будто он постился продолжительный промежуток времени” » .

Этот хадис приводят Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджах.

Сам же Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разъяснил продолжительность этого промежутка времени, сказав: «Кто станет соблюдать пост шесть дней после [Дня ] разговения, тому [будет засчитан ] целый год поста, ибо кто совершит благое дело, тот получит воздаяние в десятикратном размере» . В другой версии говорится: «… Аллах увеличит благодеяние в десятикратном размере. Так, один месяц [поста в Рамадане ] будет засчитан за десять месяцев, а еще шесть дней [поста в Шаввале будут засчитаны как два месяца, и тем самым получится, что человек постился ] целый год» .

Приводят ан-Наса’и и Ибн Маджах. Этот хадис также приводится в сборнике«сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1 / 421). Его также передаёт Ибн Хузейма в такой форме: «Пост в месяце Рамадан будет оценен в десятикратном размере, а шесть дней поста будут засчитаны как два месяца, и таким образом получится целый год» .

Ханбалитские и шафиитские ученые говорят, что соблюдение шестидневного поста в Шаввале после соблюдения поста в Рамадане будет приравнено к соблюдению обязательного поста в течение целого года, так как каждое благое дело оценивается десятикратно, и такое кратное увеличение награды распространяется на все благодеяния, в том числе и на дополнительные желательные посты.

Также одним из важных достоинств шестидневного поста в Шаввале является то, что он восполняет упущения, допущенные при соблюдении обязательного поста в Рамадане. Постящийся не бывает чистым от нерадения и проступков, которые умаляют его пост, а в День Суда из дополнительных постов будет взято то, чем покроются недостатки обязательных постов, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Первое деяние, за которое будут отчитаны люди в День Суда – это молитва. Наш Господь – велик Он и всемогущ! – скажет Своим ангелам, хотя Ему будет известно лучше, чем им: “Взгляните на молитву Моего раба, была ли она полноценной, или же недостаточной!”. Если она окажется полноценной, то и будет записана как полноценная, а если в ней будет какой-либо изъян, то Аллах скажет: “Посмотрите, нет ли у Моего раба дополнительных молитв!”. Если у него будут дополнительные молитвы, то Он скажет: “Восполните Моему рабу недостатки его обязательной молитвы из его дополнительных молитв!”. Затем все дела будут разбираться таким же образом» .

Этот хадис приводит Абу Дауд.

А Аллах же знает лучше!

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид

Вопрос № 7860: Когда мусульманин начинает соблюдать шестидневный пост месяца Шавваль?

Сейчас мы вышли в очередной отпуск. Когда теперь я могу начать соблюдение шестидневного поста месяца Шавваль?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Вы можете приступить к соблюдению шестидневного поста Шавваля со второго числа месяца Шавваль, так как запрещается поститься впраздничный день . Вы можете соблюдать пост в любые шесть дней месяца Шавваль, какие хотите, однако лучшие благодеяния – это те, которые совершаются пораньше.

Постоянному Совету был задан вопрос: «Необходимо ли, чтобы по завершении Рамадана соблюдение шестидневного поста начиналось сразу на следующий день после праздника , или же можно соблюдать его через несколько дней после праздника в месяце Шавваль?».

Совет ответил:

«Нет необходимости в том, чтобы начать соблюдать пост на следующий день после Праздника разговения. Можно приступить к его соблюдению через день или через несколько дней после праздника . Кто хочет, можете соблюдать в Шаввале эти шесть дней поста подряд один за другим, а кто хочет, соблюдает их с перерывами между днями поста, как человеку будет удобнее. В этом деле каждый свободен выбирать, как ему поступать. И этот шестидневный пост не является обязательным, а только желательным.

А Аллах же оказывает содействие! И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его род и его сподвижников, и ниспошлёт им Мир!»

«Фатава аль-Ляджнати-д-Даима» , 10 / 391.

Вопрос № 40389: Можно ли, прежде чем восстановить пропущенные обязательные посты, исполнить вначале соблюдение шестидневного поста Шавваля, если оставшихся дней будет не достаточно?

Можно ли соблюдать шестидневный пост Шавваля, прежде чем будут восстановлены пропущенные в Рамадане посты, если оставшихся дней месяца недостаточно для того, чтобы уместить в них и тот и другой пост?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По достоверному мнению, соблюдение шестидневного поста в месяце Шавваль обусловлено полноценным завершением поста в месяце Рамадан. На это указываю слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – [будет засчитано ] .

Приводит Муслим (1164).

Слова: «а затем…» , - это наречие, используемое для обозначения временной последовательности действий. Оно указывает на то, что в первую очередь должно быть полноценно исполнено соблюдение поста в Рамадане (как своевременного, так и возмещаемого), и только после этого начинается соблюдение шестидневного поста в Шаввале. Только при такой последовательности можно будет обрести ту награду, о которой говорится в хадисе.

К тому же, о том, у кого имеются долги по постам Рамадана, говорят: «Он частично исполнил соблюдение поста в Рамадане», - но не говорят: «Он исполнил соблюдение поста в Рамадане».

Вместе с тем, если у человека была уважительная причина, которая не позволила ему поститься шесть дней в месяце Шавваля, из-за того, что он в этом месяце возмещал пропущенные посты, как например, женщина, у которой в Рамадане были послеродовые кровотечения и в течение всего месяца Шавваль она восстанавливала пропущенные в Рамадане посты, то такой человек может в месяце Зу-ль-ка’да возместить пропущенный шестидневный пост Шавваля, после того как возместит пост Рамадана. Но если он без уважительной причины не станет соблюдать пост в Шаввале и пропустит так весь месяц, то ему уже не удастся получить награду за этот упущенный пост.

Как-то раз шейха Ибн ‘Усеймина – да помилует его Всевышний Аллах! – спросили о том, может ли женщина, имеющая долги по постам Рамадана, прежде исполнить соблюдение шестидневного поста, или же она должна вначале исполнить долговые посты. Он ответил:

«Если у женщины будут долги по постам, которые она должна будет восстановить, то она не может соблюдать шестидневный пост Шавваля, пока не возместит долговые посты. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому [будет засчитано ] как будто он постился продолжительный промежуток времени» .

Та, на ком лежит обязанность восстановить пропущенные в Рамадане посты, не может быть признана тем, кто исполнил соблюдение поста в Рамадане, и она не сможет обрести предусмотренную за соблюдение шестидневного поста награду, пока не освободится от долговых постов.

Но если допустить, что возмещение пропущенных постов займёт весь месяц Шавваль, как например, если у женщины будут послеродовые кровотечения, из-за чего она ни одного дня в Рамадане не будет соблюдать пост, а затем приступит к возмещению пропущенных постов в Шаввале и завершит их восстановление только после того, как наступит Зу-ль-ка’да, то она может после этого начать соблюдать шестидневный пост и получит награду как тот, кто постился эти шесть дней в Шаввале, поскольку их откладывание было вынужденным, а их своевременное исполнение (то есть, исполнение шести дней поста в Шавваля) было невозможным» (конец цитаты).

«Маджму аль-фатава» , 20 / 19.

См. также вопросы №№ 4082 и 7863.

Помимо всего прочего, восстановление пропущенного по уважительной причине поста – это обязанность. Мало того, она является частью этого столпа Ислама. Поэтому, поспешность в исполнении этого обязательства и в освобождения себя от бремени этого долга, приоритетно над совершением всех остальных дополнительных желательных поступков.

См. также вопрос № 23429.

Вопрос № 106468: Можно ли совместить соблюдение шести дней поста Шавваля с соблюдением поста по понедельникам и четвергам?

Правильно ли будет, если шесть дней поста Шавваля я стану соблюдать по понедельникам и четвергам, чтобы заодно получить отдельную награду, предусмотренную за пост по понедельникам и четвергам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Да, никаких препятствий для Вас в этом нет. Вам тем самым запишется награда как за соблюдения шестидневного поста в Шаввале, так и за соблюдение поста по понедельникам и четвергам.

Шейх Мухаммад б. ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – сказал: «Если эти шесть дней поста будут соблюдаться по понедельникам и четвергам, то будут достигнуты две отдельные награды, если имелось намерение приобрести награду за соблюдение шестидневного поста и отдельно награду за пост по понедельникам и четвергам, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – “Воистину, дела оцениваются по намерениям, и воистину, каждый получит то, что он намеревался обрести” » (конец цитаты).

Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин

«Фатава исламийа», 2 / 154.

Вопросы № 4015: Намерение на одновременное соблюдение поста в белые дни (айаму-ль-бид ) и поста шести дней Шавваля.

Получит ли награду тот, кто объединит три из шести дней поста Шавваля вместе с белыми днями?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Я спрашивал об этом нашего шейха ‘Абду-ль-‘Азиза б. ‘Абдуллаха б. База. Он сказал, что надеется на то, что такой человек получит это. Поскольку в действительности получится, что он соблюдал и шестидневный пост и пост в белые дни, а Милость Аллаха безгранична!

Также на мой вопрос, уважаемый шейх Мухаммад б. Салих аль-‘Усеймин ответил следующим образом:

«Да… если он будет поститься шесть дней Шавваля, то нет для него надобности в том, чтобы отдельно постится белые дни тоже. Независимо от того, соблюдал ли он пост шести дней в белые дни, или соблюдал их до белых дней, или соблюдал их после белых дней, в любом случае получится, что он постился три дня в месяце. ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: “Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – по три дня в месяц соблюдал пост. И ему было без разницы, когда их соблюдать, в начале месяца, в середине, или в конце” .

Это подобно тому, что нет необходимости совершать отдельно молитву приветствия мечети, если вместо неё совершена молитва-ратиба . Если кто войдёт в мечеть и совершит молитву-ратиба , то ему уже нет необходимости совершать молитву приветствия мечети… а Аллах же знает лучше!»

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

особенности каждого месяцА

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).

Для тех, кто желает получить воздаяние, равное посту целого года

Как мы знаем, для мусульманина, стремящегося к постоянству в поклонении, усердию в очищении сердца и довольству Аллаха, в Шариате есть дополнительные виды поклонений. При оставлении поклонения раб Аллаха отдаляется от внутренней чистоты, а чем больше человек поклоняется, тем больше очищается духовно, и поэтому набожные люди бывают мягкими, добрыми, радушными.

Пост – это поклонение, которое духовно очищает человека от пороков, поэтому месяц Рамазан – это месяц духовного очищения. После месяца Рамазан наступает месяц Шавваль, в котором тоже есть уникальная возможность для мусульман приблизиться к Аллаху. Возможность заключается в соблюдении шести дней поста. Важность соблюдения такого поста была подчёркнута самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение). За минимальные усилия Аллах обещает многочисленные награды – это бесконечная милость нам и очевидный признак того, что Аллах ищет малейшую возможность приближения Своих рабов к Себе. Для поклонений, конечно же, нет определённого периода, мусульманин должен стараться поклоняться всю свою жизнь. У одного учёного спросили о людях, поклоняющихся и усердствующих лишь в месяц Рамазан, на что он ответил: «Наихудший народ – тот, который истинно узнаёт об Аллахе лишь в месяц Рамазан, поистине праведные – это те, которые поклоняются и усердствуют все годы».

Возобновление поста после Рамазана – признак принятия Всевышним постов, соблюдённых в Рамазане. Ведь поистине, когда Аллах принимает хорошее дело раба, Он даёт ему возможность совершать другие хорошие поступки. Вот как сказали некоторые знающие: «Воздаяние за хорошие дела – это возможность творить ещё хорошие дела после первого. Кто сотворит хорошее, а затем ещё – это признак принятия первого хорошего поступка. А кто сделает хорошее, затем плохое – это признак непринятия хорошего поступка».

Это безграничная милость Аллаха нам, и мы не должны забывать воздавать за это хвалу. Когда некоторые праведные предки проводили ночь в поклонении, то следующий день они соблюдали пост – соблюдением поста они воздавали хвалу Всевышнему за то, что Аллах дал им возможность поклоняться ночью. Пусть Аллах даст нам возможность соблюдать пост в месяце Шавваль.

Мудрость поста в Шаввале

Мудрость поста шести дней в Шаввале такая же, как мудрость всех остальных дополнительных желательных поступков, которые узаконил Аллах, чтобы дополнить посредством этого обязательные поступки. Желательный пост – это как нафл-намазы, совершаемые после обязательных намазов, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены в обязательных молитвах. Это милость Аллаха, что Он установил к деяниям обязательным деяния желательные, через которые достигается полноценность в делах обязательных и которыми восполняются упущения.

Достоинство такого поста
Из хадисов мы знаем, что человек, соблюдающий эти дни поста после соблюдения месячного поста в Рамазан, получает награду поста за целый год.

Абу Аюб аль-Ансари сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамадан и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Ахмад, № 23533).

Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения» (Таргиб).

Ибн Хузайма передал:

«Соблюдение поста месяца Рамазан – за это награда ещё десять подобных, соблюдение шести дней поста – за это награда два месяца, и это соблюдение поста год» (Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан).

Имам ан-Навави, поясняя этот хадис, сказал:

«И это как целый год, потому что за каждое одно благое дело записывается награда – десять ему подобных, за месяц Рамазан – десять месяцев подобных, а за шесть дней – два месяца подобных» («Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан»).

Примечание:
У кого есть пропущенные посты в месяце Рамазан, тот обязан возместить их. Если сделать намерение на возмещение фарз-поста, то и за желательный тоже можно получить награду. Желательно начать соблюдать пост сразу же после праздничного дня, подряд соблюдать пост необязательно, но желательно.

Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать пост в месяце Шавваль ради Аллаха».