Медитация принятие и осознание себя. Простые техники медитации для развития осознанности. Как развить осознанность. Практика - "Наедине с собой"

Медитация принятие и осознание себя. Простые техники медитации для развития осознанности. Как развить осознанность. Практика - "Наедине с собой"

Самый простой и надежный способ — пройти бесплатный курс по медитации для новичков . «Надежный» — это потому, что тренер опытный (обучил уже более 100 000 человек) и за вами будет какой-никакой контроль.

Если проходить не хочется или лень (таки зря), читайте дальше:

Важно превратить медитацию в привычку. Вот несколько хороших советов:

1. Начните с 2 минут по утрам

Для того, чтобы выработать постоянную привычку, начинайте с малого — иначе та часть вашего внутреннего «Я», которая принимает перемены «в штыки», со временем спустит всё на тормозах.

2. Назначьте «спусковой крючок»

Вы чистите зубы вечером? Отлично. А утром? Великолепно! Вот это я и имею в виду. Желание лечь спать автоматически заставляет вас пойти в ванную и почистить зубы. Этому вас научили родители (или девушка-стоматолог). Медитировать вы должны научить себя сами, и это очень легко. Используйте момент, который повторяется каждый день — например, пробуждение. Или обеденную паузу. Или поездку в автомобиле после работы. Спусковым крючком к тому, чтобы начать медитировать, должно быть что-то, что вы делаете регулярно.

3. Найдите укромное местечко

Искушенные дзен-монахи могут медитировать хоть посередине Таймс-сквер. Начинающие должны поискать себе более удобные условия.

Спокойное место поможет вам не отвлекаться на громкие звуки. Вам мозг не будет подсознательно ожидать тревоги, в результате вам будет легче направить свое внимание внутрь себя. Подойдет и рабочее место в офисе с надписью «Не беспокоить», и скамейка в парке. На самом деле, место само по себе не играет большой роли. Значение имеет лишь то, чувствуете ли вы себя здесь в безопасности и защищены ли вы от внешних раздражителей.

4. Устраивайтесь поудобнее…

Самые строгие адепты медитации, разумеется, будут настаивать на позе лотоса, подушке из капка и изогнутых в мудра-жесте руках.

Но на самом деле в медитации имеет значение как раз не внешнее, а внутреннее — а именно ваше восприятие. Так что не спешите покупать подушки для медитации и менять свой деловой или тренировочный костюм, джинсы, футболку на что-то «правильное» (при желании вы всегда успеете это сделать в будущем).

Сядьте на стул и откиньтесь на спинку — или не откидывайтесь. Подойдет и диванчик. А вот телевизор выключить все-таки стоит — он будет нам мешать.

5. И все-таки начните с двух минут

Если вы начинаете свое знакомство с медитацией с курса в каком-нибудь древнем монастыре, вас могут заставить медитировать по полчаса. Этот временной промежуток называют в качестве минимального и многие руководства по медитации.

Но практически для всех новичков это явный перебор. Максимум через десять минут у вас что-то зачешется или затекут ноги. Чем дальше, тем беспокойнее вы будете, а мысли будут проноситься перед вашим внутренним взором быстрее, чем обычно. Это очень, ОЧЕНЬ расстраивает.

Дальше всё зависит от того, какой вы человек. Кто-то раз и навсегда забросит медитацию, посчитав, что «это не для меня». А кто-то скажет себе: «Надо терпеть!» — и, чтобы окончательно пересилить себя, будет медитировать в два раза больше, т.е. целый час.

И то, и другое — плохо. Медитация не должна быть борьбой или тестом на силу воли. Занятия осознанностью должно даваться играючи и приносить удовольствие, а не стресс.

Это как с бегом. Если вы начинаете слишком быстро или заставляете себя бегать на сверхдлинные дистанции, ваши тело и дух быстро сделают всё возможное, чтобы найти отговорки и избавить вас от тяжелой ноши. Начните с малого — и шансы на то, что вам удастся закрепить эту хорошую привычку, вырастут.

В случае с медитацией начните с двух минут, а через неделю потихоньку переходите на 5-7 минут. Еще через неделю выходите на 10 минут. На третьей неделе берите планку в 15 минут. А через месяц после начала занятий штурмуйте отметку в 20 минут.

6. Сосредоточьтесь на дыхании.

В теории не так важно, на чем вы сосредоточитесь. Можно смотреть на секундную стрелку ваших наручных часов, клавиатуру ноутбука или левое колено.

Значение имеет то, что вы сосредоточились на чем-то.

Но проблема заключается в том, что смотреть на стрелку или колено человеку быстро надоест — и он отвлечется на что-то другое. Для большинства людей лучше всего подходит наблюдение за своим дыханием.

Закройте глаза. Сделайте вдох. Почувствуйте движение воздуха в носу, затем в области шеи. Следите за тем, как поднимается и опускается живот.

Если мысли вас одолевают, и сосредоточиться на дыхании не получается — откройте глаза и посмотрите на что-то неподвижное (например, на участок пола). Просто смотрите, не фокусируйтесь на нем, не прикладывайте усилий. Выдохните и возвращайтесь к наблюдению за своим дыханием.

Также может помочь и счет дыхания — ведь так у вас появляется то, на чем можно сосредоточиться. Вдох — один, выдох — два, вдох — три. Когда дойдете до десяти, начинайте сначала. Если вы сбились со счета, тоже возвращайтесь к единице. Кстати, одна известная книга по медитации так и называется: «Back to one» (Вернитесь к единице).

Если ваш разум отвлекает — а он точно будет этим заниматься — не ругайте его или себя. Это абсолютно естественно. Просто снова и снова возвращайтесь к своему дыханию.

В первое время вам будет трудно, вы будете чувствовать себя странно. Но чем больше вы будете практиковать медитацию осознанности, тем лучше у вас будет получаться. Тренировки — великая сила.

Как выйти на новый уровень

Сесть и наблюдать за дыханием — отличное начало, ведь так вы уже добавляете в свой день больше осознанных действий. Но через какое-то время после начала тренировок (например, через месяц) осознанность можно распространить и на другие сферы вашей жизни.

Когда вы чувствуете напряжение (стресс) — дайте себе минутку времени, сделайте два-три осознанных вдоха и выдоха, а потом осознайте то, что происходит.

Сходите на прогулку и вместо мыслей о том, что произошло сегодня, направьте свое внимание на себя: ощущения в ногах и во всем теле, то, что вы видите и слышите.

Попробуйте следующее упражнение: во время приема пищи, просто… кушайте! Во время еды ничего не читайте, выключите радио / телевизор. Просто осознайте то, что вы делаете. Кушаете.

Вы можете делать осознанно всё, что угодно. Наводить порядок на рабочем столе, отводить ребенка в школу, чинить велосипед.

Осознанность и медитация — это не столько методы, сколько отношение. Отношение к себе самому. К партнеру, детям, другим людям. К миру.

Алексей Ежиков, опираясь на собственный опыт и исследования, посвящённые нейробиологическим основам сознания, рассказал о том, как подступиться к медитации (она же «практика осознанности» или «майндфулнесс»), если ты человек рационального и практического склада. Если ему верить, это очень даже рациональное и практичное занятие, и вот почему.

Алексей Ёжиков,

в повседневной жизни - бизнес-консультант по цифровым отраслям; на досуге - автор телеграм-канала @illusioscope

Как медитацию признали на западе, и есть ли у неё будущее в России?

Сегодня западная наука неплохо справляется с избавлением медитации от связи с эзотерикой. Это ценно, так как медитативные практики снова стали популярными в 60-е годы в США, когда многие активно принялись изучать религиозный восточный опыт. В послевоенной Америке это была, в первую очередь, попытка убежать от протестантской этики и духа капитализма в идеальный и яркий мир нью-эйджевского братства. В тот период термин «медитация» получил специфическую эзотерическую и «духовную» окраску. Однако со временем оказалось, что медитативная практика сохраняет самостоятельную ценность.

К медитации сегодня обращаются, используя современный методологический научный аппарат.

Поскольку мы, русскоязычные пользователи интернета, - наследники западной культуры (от письменности и религии до философии и этики), нет никаких препятствий к тому, чтобы медитация работала и у нас. В конце концов, она известна человеку тысячи лет, в том числе и в западной традиции (например, как метод духовного постижения в исихазме). Так что, если сегодня продолжить внедрять медитацию в научный, светский, скептический контекст, есть все шансы для её популяризации.

В чём разница между медитацией и осознанностью?

Осознанность - это мгновенное состояние, способность в данном моменте «здесь и сейчас» воспринимать, наблюдать происходящее вокруг и внутри себя. Это состояние может время от времени случаться с каждым из нас в обычном жизненном потоке, в фоновом режиме.

Медитация - это практика осознанности, для которой выделен определенный промежуток времени. Допустим, ближайшие десять минут. Неважно, сколько раз за это время практикующий окажется в состоянии осознанности или выйдет из него.

Зачем нам это нужно?

Мы определили, что медитация - это практика. Вопрос: практика чего? Каждый находит в ней собственный смысл. Конкретно для меня на данном участке жизни медитация - это практика отделения внутреннего «наблюдателя» от всей остальной личности. В модели поведенческой психотерапии ACT (Acceptance and commitment therapy) такое «от-деление» или «раз-деление» (defusion) является одним из шести ключевых принципов.

Личность человека формируется с младенчества как следствие социально-культурной среды и поступков самого человека, на которые, как нам кажется, он может влиять. Впрочем, существуют исследования, которые указывают на то, что мы совершаем поступки до того, как мы их осознаём. В особенности это относится к детям, ведь у них отсутствует промежуток между стимулом и моментом принятия решения. Ребёнок полностью находится в потоке внутренних переживаний и внешних воздействий, которые переплетаются и перетекают друг в друга. В этом потоке формируется личность, а мы привыкаем к концепции того, что она реальна. Что есть моё «я» - объективно существующее переплетение памяти, эмоций, разума, намерений, мыслей.

Идея иллюзорности «я» - это вовсе не эзотерика. Мы можем убедиться в этом, обратившись к трудам современных нейрофизиологов («Иллюзия Я» Брюса Худа, «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго» Томаса Метцингера). А Станислас Деэн («Сознание и мозг») искал нейрональные корреляты сознания: активность каких групп нейронов или другие события в мозге человека коррелируют с субъективным и объективным наличием сознания?

Мне нравится теория глобального рабочего пространства, предложенная Бернардом Баарсом и развитая Станисласом Деэном до теории НГРП - нейронного глобального рабочего пространства.

Согласно этой теории, дела обстоят следующим образом . В мозге есть определённые паттерны мыслительной деятельности. Многие группы нейронов активируют друг друга и тормозят активность друг друга, вместе отвечая за разные когнитивные процессы. Какие-то паттерны отвечают за внимание. Какие-то - за визуальное восприятие. Какие-то - за сохранение событий в памяти.

Также существует глобальное рабочее пространство - некий центр, «театральная сцена» . Некоторые процессы, которым это «больше всего нужно», могут выходить на «сцену» и объединяться в осознанное переживание. Остальные процессы в этот момент остаются бессознательными. В следующий момент времени на «сцене» могут оказаться другие процессы и объединиться в другое переживание. Мы же полагаем, что есть «я», которое переживает то, одно, то другое (в зависимости от фокуса внимания). Но на самом деле наш мозг - это оркестр без дирижера, который звучит постоянно, и в котором постоянно сменяются музыканты.

В обычном жизненном потоке мы не осознаём, что «я» - это не наши эмоции, мысли или память. Практикуя осознанность и отделение внутреннего «наблюдателя», можно самостоятельно убедиться в этом. И даже в том, что никакого отдельного «я» вообще нет, как утверждают современные нейрофизиологи и все классические буддийские каноны.

Многим из нас хочется, чтобы жизнь казалась наполненной смыслами и счастливой (что бы мы под этим ни подразумевали), хочется чаще переживать определённые эмоции, легче справляться с бытовыми сложностями. Эти задачи и решает осознанность.

В практике осознанности срабатывает правило Хебба. Единожды осознав себя со стороны, мозг формирует какой-то новый нейронный паттерн. Позднее тот начинает самостоятельно активироваться всё чаще, и для этого не требуется сознательное усилие. К примеру, начав осознавать и называть свои эмоции на высоком уровне («я сейчас в бешенстве» или «я испытываю панику»), через несколько месяцев становится гораздо легче подмечать и называть легкое раздражение или опасение. Через несколько лет - менять свое отношение к ним и переводить раздражение в задор, а страх - в волнующее ощущение неизвестности.

Осознанность для развития проактивности

Стивен Кови, популярный американский спикер и консультант, одним из своих «семи навыков высокоэффективных людей» предложил «проактивность». В отличие от детской «реактивности», непосредственного реагирования на внешние и внутренние стимулы, «проактивность» - это осознанная реакция на какое-либо воздействие. Реактивный человек находится в неразрывном потоке «стимул - реакция». У проактивного человека возникают короткие промежутки осознанного выбора реакции на стимул.

Из работ Даниэля Канемана мы знаем, что есть две структуры, которые принимают решения. «Система 1» решает очень быстро, чтобы сократить когнитивные затраты, и отвечает за действия, достаточно хорошие для выживания. «Система 2» - это более современное изобретение, она необходима для того, чтобы мы обстоятельно анализировали и выбирали наилучшие решения. «Система 1» в обычном жизненном потоке почти всегда получает приоритет перед «Системой 2», потому что требует меньшего расхода энергии.

Осознанность помогает «дать слово» тем структурам психики, которые могут «знать что-то лучше» в данном контексте, чем «Система 1». Момент осознанности предоставляет им «внутреннее пространство тишины», чтобы заявить о себе. В этот момент мы выходим из-под влияния нашей древней животной структуры и позволяем произойти какому-то внутреннему обсуждению, а не сразу пойти на поводу у того, кто «громче крикнул» и оказался на сцене глобального рабочего пространства.

Например, если вас отчитывает начальник, вы испытываете злость. Реагируя реактивно, вы посоветуете ему отправляться куда подальше - и, скорее всего, будете уволены. Однако, если вы практикуете осознанность, у вас появляется шанс получить момент выбора между стимулом и реакцией: вы сможете сказать себе, что раздражены, а также отметить, что другой человек тоже находится под влиянием эмоций. Это позволит провести разговор более эффективно для себя в контексте долгосрочных целей.

Телеграм-канал «без фрейда, к сожалению»

https://t.me/booksfromouterspace

Когнитивная переоценка (КП) - один из видов регуляции эмоций. Принцип простой: берешь неприятный аффект (или ситуацию) и находишь в нём положительные моменты. Или какие-то другие, изначально незаметные грани.

Умение когнитивно переосмыслить плохие эмоции - дело полезное, но непростое. Хороший навык КП достоверно снижает риск ПТСР, тревожных и депрессивных расстройств, а ещё помогает в меру оптимистично смотреть на этот катящийся в бездну мир.

С другой стороны, есть данные, что при депрессии (наверное, не только) КП работает наоборот: искажаются положительные события и эмоции.

Как медитация помогает расслабляться

Ещё один тип медитации предполагает работу с мыслями. Проще всего представить, что у вас в голове голубое небо, а мысли - это облака, которые приходят и уходят. Вы не тянетесь за ними, развивая суждение за суждением, но и не пытаетесь «ставить заслонку», чтобы мысли не приходили. Вы не оцениваете их как нечто плохое. Такая практика безоценочного наблюдения за содержанием ума позволяет часто испытывать моменты осознанности, обращать на них внимание. Тот самый момент возврата «чёрт, я опять ушел за мыслью» - это момент чистой осознанности.

Ощутимый результат такой практики - становится легче засыпать в ситуациях, когда мозг произвольно перемалывает какую-то жвачку мыслей, не позволяя вам расслабиться. Тогда можно использовать навык наблюдения за содержанием ума и одновременно считать в обратном порядке, например, от 1000.

Как научиться медитации и понять, что «это оно и было»?

Большинство расхожих представлений о медитации связаны с принятием каких-либо неподвижных поз (если смотреть на медитацию со стороны) или с ощущениями «блаженства», «покоя», «безмятежности» (если представлять медитацию от первого лица). Все они не соответствуют действительности.

Если в 12:00 вы садитесь с решением, что сейчас будете практиковаться в осознанности, а в 12:15 встаёте, сказав «спасибо мне за практику осознанности», это значит, что вы медитировали - что бы ни происходило в этот промежуток времени. Если эти пятнадцать минут вы куда-то идёте и стараетесь делать это осознанно, вы всё равно медитируете.

Любая медитация - путешествие, в котором мы не знаем, что встретим на пути. Можно следить за ощущениями в теле, однако нельзя наверняка сказать, что именно будешь чувствовать, и какие мысли будут приходить. Это не играет никакой роли, и не будет иметь никакого значения для практики осознанности в определённое время.

Любой человек бывал в моменте осознанности много тысяч раз в жизни, и любой наш читатель имеет этот навык. Это то, что нам свойственно, а не то, что нужно в себе открыть. Если просто начать делать вдохи и выдохи и следить за дыханием, ощущая внутренней поверхностью ноздрей температуру воздуха, который мы вдыхаем и выдыхаем, это уже позволяет забрать «театральную сцену» глобального рабочего пространства у жвачки автоматических мыслей и вернуться в присутствие в настоящем моменте.

» говорится, что условно «неправильная» медитация - это та, в которой ты привязываешься к каким-то ощущениям, переживаниям, к мыслям, к поиску истины или даже к ощущению безмятежности. Медитируешь, чтобы что-то в себе понять? Рискуешь привязаться к идее того, что ты медитируешь, чтобы что-то в себе понять. В этот момент твоя медитация становится неправильной. Если ты привязываешься к фантазии о том, что в суете окружающего мира хочешь найти островок безмятежности внутри себя, то привязываешься уже к этой концепции.

Для меня правильная медитация - это просто практика безоценочного наблюдения. Объектом может быть что угодно. Объекта может не быть вообще. «Неправильная» медитация - это медитация, которая в самой себе содержит оценку. Практикуя осознанность с целью стать более осознанными, вы рискуете привязаться к самой концепции осознанности. Или к желанию стать более осознанными. И тогда медитация становится «неправильной».

Если прежде люди убегали в газеты и телевизор, сегодня мы убегаем в соцсети, скролля ленту даже перед сном. При этом моментов, чтобы побыть внутри себя, почти не остаётся. Однако если дать практике осознанности хотя бы 10 минут в день, у нас появляется утерянная возможность просто присутствовать внутри себя и исследовать ошеломительную глубину того, что открывается нам навстречу.

) меня настоятельно просили подробнее осветить тему развития осознанности.

Действительно, повышение осознанности – необходимый элемент для любых личностных изменений

Развитие осознанности помогает избавиться от вредных привычек

Если вы хотите избавиться от вредных привычек, развитие осознанности поможет вам понять скрытые мотивы, которые поддерживают старое поведение и научиться раньше замечать действие пусковых стимулов старых привычек (что упрощает их устранение)

Развитие осознанности помогает научиться управлять своими эмоциями

Чтобы управлять своими эмоциями, важно научиться замечать, осознавать начало процесса развития или изменения эмоции и настроения. Потому, что чем дольше вы погружены в какую-то эмоцию, тем более устойчивым становится это состояние и тем труднее его изменить. Кроме того, негативные эмоции обычно поддерживаются и развиваются за счет соответствующего внутреннего диалога, который их подпитывает (вы как бы “накручиваете” себя). И часто бывает достаточно просто остановить этот негативный поток мыслей, чтобы улучшить свое состояние. Но, чтобы его остановить, сначала надо его осознать. Обычно же мы настолько погружены в этот внутренний мыслительный поток, что не замечаем, как он уносит нас все дальше в море негатива.

Развитие осознанности помогает повысить личную эффективность

Личная эффективность зависит не только от того, КАК мы что-то делаем, но и (даже в большей степени) от того, ЧТО мы делаем и В КАКОМ СОСТОЯНИИ мы это делаем.

Вы можете очень эффективно заниматься всякой ерундой (например, быстро серфить в интернете и вести одновременную переписку с 10-ю друзьями в соцсетях), но это не будет приближать вас к реализации важных жизненных целей, а значит и личная эффективность будет низкой. Развитие осознанности поможет вам сохранять фокус на действительно важных делах и задачах.

О том, что для высокой продуктивности необходимо уметь создавать и сохранять позитивный эмоциональный настрой я уже много раз писал. Ведь даже если вы фокусируетесь на действительно важных задачах, но при этом испытываете злость, раздражение и тому подобные негативные чувства, то о высокой эффективности тоже можно забыть.

А как я уже говорил выше, развитие осознанности помогает научиться управлять эмоциональным состояние, т.е., взять под контроль и это важное составляющее высокой личной эффективности.

Развитие осознанности помогает скорректировать характер

Черта характера – это устойчивый стереотип реагирования в определенных, типичных ситуациях.
Если вы хотите изменить какие-то черты своего характера, то сначала вам нужно научиться замечать типичность их проявления.

Любая поведенческая реакция состоит обычно из двух частей: рефлекторной и когнитивной.

Рефлекторная реакция – это по сути привычка реагировать определенным образом на типичные ситуации. Например, если у человека есть такие черты как мнительность и заниженная самооценка, то любой услышанный смех, он может воспринимать на свой счет, что якобы это над ним смеются.

Когнитивная составляющая – это мысли и убеждения, которые поддерживают эту реакцию. В вышеприведенном примере, человек с мнительностью и низкой самооценкой, услышав, что кто-то смеется, почувствует внутреннее напряжение и у него могут возникнуть мысли, что он как-то нелепо, смешно выглядит и все окружающие постоянно оценивают его внешний вид и поведение и т.д. и т.п.

Чтобы изменить такую реакцию, т.е. такой типичный способ реагирования нужно для начала научиться замечать, как соответствующие стимулы запускают у вас эту реакцию и как потом вы сами (с помощью внутреннего диалога) поддерживаете развитие и повторение этой реакции. Арсенал психотехник изменения реакций довольно большой, но без развития осознанности их применение крайне неэффективно.

В общем, назовите мне любую психологическую задачу и я покажу вам, как развитие осознанности помогает ее решить.

Надеюсь, я убедил вас в важности развития осознанности. Если да, то вам уже не терпится узнать, КАК это можно сделать.

На самом деле, для развития осознанности не нужно “изобретать велосипед”. Основные идеи разработаны как минимум порядка 2000 лет назад. В первую очередь, это, конечно, йога и буддистская медитация. Кстати, именно практика медитации из буддизма, пожалуй, наиболее легко адаптируется к современной жизни. И в этой серии выпусков, посвященной развитию осознанности я дам вам несколько базовых техник, большинство из которых вы сможете практиковать буквально “походя”, т.е. занимаясь своими привычными делами.

Вообще, традиционно, медитативные техники развития осознанности делятся на формальные и неформальные. Формальные – значит вы выделяете на них специальное время и в это время занимаетесь только этой техникой. Неформальные – это те, которые можно выполнять параллельно с каким-то другим занятием. Например, вы можете использовать какие-то привычные автоматические действия типа чистки зубов, фокусируя внимание на отслеживании всех возможных тактильных ощущений от этого процесса.

В качестве формальной техники я дам вам сегодня одну простую методику, которую я использую в своем курсе “Самогипноз 2.0 Базовый курс” Я называю ее “Осознанное дыхание”. Кстати, кроме развития осознанности она помогает еще и освоить такое важное качество как пассивная концентрация внимания, которое так необходимо для освоения аутотренинга и других техник самогипноза.

Я использую две модификации этой методики. Сегодня дам самый простой вариант, с которого и надо начинать. Давайте сделаем его прямо сейчас.

Сядьте так, чтобы вам было удобно находиться в этом положении пару минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Задача очень простая – в течение 2-х минут наблюдать за процессом дыхания.

Не нужно пытаться как-то изменить ритм дыхания. Чтобы было проще сохранять внимание, можно отслеживать движение живота (или грудной клетки, в зависимости от типа вашего дыхания, т.е., что проще наблюдать) или ощущение в носоглотке от движения воздуха. Кроме того, можно произносить “вдох” и “выход” в соответствии с процессом дыхания.

Если внимание отвлекается – просто осознайте что вас отвлекло и вернитесь к процессу наблюдения за дыханием.

Можно использовать таймер или положиться на внутреннее ощущение времени. Итак, начали…

Ну как, получилось? Скорее всего, вы обратили внимание, что хоть задача и кажется простой, но на деле оказывается, что сохранять спокойную концентрацию довольно сложно. Периодически возникают отвлекающие мысли, которые уводят за собой ваше внимание, а когда вы это обнаруживаете, то начинаете ругать себя и расстраиваться, что даже пару минут не можете сохранять концентрацию внимания.

Дополнительную порцию соли на раны вашей самооценки подсыпают не особо сведущие эзотерически настроенные авторы, утверждающие, что главной целью данных практик является “остановка внутреннего диалога”, т.е., полное безмыслие.

Но, те же буддистские монахи, скажут вам, что это полная ерунда. Мышление – это такой же естественный процесс, как дыхание и сердцебиение. Мышление – это просто продукт работы нашей психики. И задача подобных медитативных практик не остановить этот процесс, а развить осознанность, т.е., научиться как бы со стороны наблюдать в том числе и за процессом мышления. И в какой-то момент вы начинаете действительно отчетливо понимать, что в вас есть нечто большее, чем мысли и эмоции, что вы можете находиться в таком состоянии, когда можете наблюдать, осознавать работу вашего мозга, так же как вы можете наблюдать процесс дыхания. Но, об этом мы еще поговорим в следующих выпусках

Сейчас же вы должны просто понять, что перед вами не стоит задача как-то специально избавиться от мыслей. Если вы будете пытаться каким-то волевым усилием это сделать, то получите обратный эффект. Хотя, интенсивность мышления и будет снижаться естественным образом, если вы будете просто сохранять пассивную концентрацию на каком-то объекте (в данном случае на дыхании)

Итак, основное правило по поводу любых отвлечений в процессе любых техник развития осознанности – отвлеклись, осознали этот момент и просто спокойно верните внимание к объекту медитации.

Выполняйте это упражнение хотя бы раз в день, постепенно увеличивая время занятия до 5 минут.

Неформальная практика.

В принципе, для развития осознанности может подойти любое занятие, но начинать надо с простых идей, на которые не требуется дополнительного времени и особых организационных усилий. Вот несколько таких простых идей:

1. В общественном транспорте или за рулем в пробке удобно тренироваться в отслеживании звуков. Просто решите, что, например, следующие 1-2 минуты вы будете заниматься осознанием того, что слышите. Задача опять же очень простая – фокусируйте внимание на звуках. Старайтесь выделить разные звуки из общего звукового фона. При этом, старайтесь воспринимать звуки просто как звуки, не описывая того, что их издает и не размышляя над их значением.

2. Во время прогулки можно найти множество объектов для развития осознанности. Можно просто отслеживать свои тактильные ощущения от процесса ходьбы, можно сфокусироваться на том, что видите или слышите.

3. Во время еды у вас появляется отличная возможность сфокусироватсья на вкусовых ощущениях (и получить больше пользы и удовольствия от трапезы)

4. Любые обычно автоматические действия (бритье, принятие душа, чистка зубов). Просто страйтесь осознавать свои ощущения в процессе выполнения этих привычных действий.

Каждую неделю выбирайте два-три подобных объекта для неформальной практики и регулярно их меняйте, чтобы не наскучили.

В заключении сегодняшнего выпуска хочу дать вам еще пару важных практических советов.

С развитием осознанности есть две основные проблемы. Во-первых, трудно удерживать внимание на предмете медитации. Во-вторых, трудно заставить себя регулярно заниматься.

Первую проблему можно решить, используя короткие временные отрезки для практики . Особенно в начале, настоятельно рекомендую вам заниматься буквально по 1-3 минуты. Лучше сделать 10 подходов за день по минуте, чем сидеть и “вымучивать” 10 минут, постоянно отвлекаясь и кленя себя за неспособность сконцентрироваться.

Вторая проблема сложнее. Техники-то на самом деле очень простые, но далеко не просто заниматься ими на регулярной основе длительное время.

Тут вам во-первых, опять же поможет идея о коротких подходах. Ведь 1-2 минуту всегда можно найти , а вот 10-15 нужно уже “выкраивать”.

Во-вторых, хорошая идея – заранее определиться, сколько подходов вы планируете сделать за день и как-то организовать их подсчет . Например, удобно использовать для подсчета мобильное приложение для смартфона, в котором есть простой счетчик, т.е. сделали очередной медитативный “подход”, нажали кнопку – счетчик сработал и вы знаете, сколько вы сегодня уже сделали таких сессий. Или просто можно на листочке фиксировать. В любом случае, если у вас будет четкое решение о количестве дневных сессий ваша мотивация будет выше.

Чтобы почувствовать первые результаты, выполняйте эти простые упражнения по крайней мере 2-3 недели. Если будут какие-то вопросы – пишите их в комментариях.

В следующих выпусках я расскажу вам, как можно использовать эмоции и мысли для развития осознанности. И, кстати, напишите, пожалуйста в комментариях, заинтересовала ли вас тема развития осознанности и хотите ли вы продолжения.

И если вам понравился эта статья – расскажите о ней своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей.

Сегодня поговорим о том, что такое медитация осознанности. Или же, другими словами, медитация свидетельствующего сознания, наблюдателя.

Что это вообще такое, страшное и непонятное?

Для начала в двух словах скажу, что индийские философские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные школы придерживаются философии «Вед». Я думаю о «Ведах» многие знают или по крайней мере что-то слышали.

Неортодоксальные школы не берут за основу «Веды» . К таким школам относится, например, буддизм , основу которого составляет Бхагават-Гита .

Эта статья расскажет о практике медитации ортодоксальной школы индийской философии, а именно - Веданты. В Веданте находят множество переплетений с буддизмом.

Итак, Веданта - это путь самопознания, целью которого является растождествление с мысленными привязанностями и концепциями, ограничивающими нашу осознанность.

Простыми словами: ум - не есть вы.

Мы привыкли думать, что ум и я есть одно и то же, одно целое и неделимое, однако это не является правдой. В таком понимании ума эта индийская философия схожа с буддизмом и также, в высокой степени, и с научными знаниями.

Наш мозг представляет собой достаточно сложную структуру с огромным множеством нейронных сетей и связей, с миллиардами клеток, взаимодействующими между собой и знающими, как нужно действовать, куда, в какую область мозга подавать сигнал.

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Всех приветствую.

Сейчас вы видите перед собой третью статью из серии . Эта медитация называется «Осознание в Настоящий Момент» (Conscious Awareness in the Present Moment). Лекцию, которую я перевожу, читает Джеда Мали. В ней она рассказывает о своем духовном пути, о том для чего нужна медитация и непосредственно преподает урок своей медитации. Рекомендую вам полностью прочитать этот обзор, так как из всех лекций, которые я уже опубликовал, этот урок мне понравился больше всего, я считаю что в нем вы сможете найти очень много полезных и интересных мыслей, которые отчасти перекликаются с моими.

Джеда Мали. Для чего нужна медитация

Джеда училась у гуру медитации и йоги в Азии. По результатам своей практики с учителями она разработала систему медитации, которая, по ее словам, позволяет достичь предельной и ясности ума. Джеда говорит об осознанности, она определяет совокупность наших верований, представлений, привычек ума и эмоций как некую парадигму . И часто люди не задумываются о причинах возникновения своей парадигмы, не анализируют то что определяет их мысли или действия («почему я считаю так», «почему я совершил какой-то поступок»). А тем временем внешний мир с его законами продолжает на нас воздействовать и диктует определенные требования в отношении нашей с вами реакции на происходящее. Если мы не в состоянии менять свою парадигму в ответ на внешний импульс, гибко адаптировать и подстраивать ее под обстоятельства, то нам становится трудно жить и взаимодействовать в этом мире.

По мнению Джеды Мали, занятия медитацией как раз дают возможность осознавать свою парадигму и менять ее в ответ на изменяющиеся условия окружающей среды. Для того, чтобы жить полной жизнью и понимать ее, необходимо существовать в гармонии с законами бытия, которые требуют от нас проявления лучших качеств: мужества, терпения, любви, силы характера, гибкости ума, воли . И если мы не прислушиваемся к жизни, не видим того, что она требует от нас, то мы упускаем счастье и лишаемся успеха. Мы не раскрываем свой потенциал, который согласно Д. Мали, заложен в каждом человеке.

Избавление от иллюзий

Медитация позволяет понять свой внутренний мир, познать себя, осознать основы своих убеждений и поступков и делать этот мир таким, каким вы хотите его видеть: гармоничным, самодостаточным и независимым от мнений и настроений окружающих. Медитация разбивает пелену иллюзий в которую вы окутаны. После продолжительной практики вы становитесь не в состоянии обманывать себя: для вас открывается подлинная суть вещей. Вам уже не нужно бежать от себя на встречу фантомам и иллюзиям, сулящим эфемерное, кратковременное счастье, так как раскрывается ваша внутренняя красота и сияние, погружаясь в которые, вы обретаете баланс и гармонию с самими собой.

Ведь просветление , согласно Д. Мали, это не приобретение чего-то и не единовременное духовное достижение. Просветление это единовременная осознанность: способность видеть правду во всех вещах, свобода восприятия от груза иллюзий!

Вы перестанете быть заложниками настоящего момента и сможете отстраниться от эмоций и переживаний, которые относятся к промежутку времени «здесь и сейчас». Вы избавитесь от прежних привычек и качеств, отравлявших вашу жизнь без сопротивления, не без работы, но без сопротивления…

Вы научитесь вводить мозг в (Примечание: Джеда меньше говорит об энергии и ее блокаторах, в отличие от учителей предыдущих уроков, она упоминает частоты электроэнцефалограммы мозга как один из источников эффекта медитации) и успокаивать ум. Появится контроль над происходящем в голове: вы сможете отсеивать непригодные мысли и формировать свою парадигму. Улучшаться взаимоотношения с людьми и вы станете примером для других. Появится сила брать ответственность за свою жизнь.

Джеда утверждает, что все эти вещи вы будете постигать не читая книги или лекции , а с закрытыми глазами медитируя!

Осознанность в настоящий момент

Джеда говорит, что мы не задумываемся о возникновении своих мыслей, мы начинаем отождествлять себя с ними и верить в них. Нам кажется, что мы, наше тело отделено от всего существования, мы представляем себя как некую обособленную и автономную сущность. Но мы не задумываемся о том, что заставляет нас существовать, что наполняет нас жизнью и делает возможными наши мысли и желания. Тело меняется и это то, что наполняет нас жизнью. Есть постоянная жизнь (permanent life), а также существует посредник (medium). Меняющаяся жизнь, посредник (medium), это фильм, та картинка жизни и происходящего вокруг, которую нам показывают. Представьте что все что вы видите, все картинки жизнь это фильм, который транслируется на киноэкран.

Сюжет фильма это то, что постоянно меняется и существует во времени, а киноэкран, это что-то постоянное и находящееся вне времени (та самая постоянная жизнь). Последнее и есть наше оригинальное и подлинное существование, вечное и неизменное. Но иногда мы становимся увлечены сюжетом фильма, его персонажами настолько, что забываем что всего лишь смотрим фильм . Тогда мы не видим источника существования и становимся зависимыми от сюжета картины. Тем временем наше подлинное существование есть источник энергии и источник жизни . Это и есть бытие, неделимое и целое, ничто не существует кроме него и ничего нет вне его.

Ощущение присутствия жизни которое мы утратили

Эта энергия существует везде и повсюду, она позволяет принимать любую форму: ты можешь идти туда — идти сюда, можешь стать веселым, можешь стать грустным, ты способен стать всеми этими вещами. Мы можем создавать все эти вещи из энергии, но это вовсе не значит что эти вещи есть реальность, даже состояние счастья всего лишь форма этой энергии . Когда наш внутренний взор нацелен на истину и основу всего сущего, то мы видим эту вечную, непреходящую часть жизни. И она всегда с нами, она никуда не уйдет. Это то что дарует нам ощущение присутствия жизни (Presence of life). Оно всегда было с нами , мы родились с ним, но мы так привыкли к этому, что уже не замечаем его и принимаем как данность. Нет ничего странного что мы упустили чувство быть живым .

Осознанность — взгяд в суть вещей, которая нас никогда не покидает, просто мы утратили эту способность, из-за того что сильно увлеклись происходящем в фильме. Когда мы фокусируемся на этом первозданном великолепии подлинной жизни, нас наполняют ощущение красоты и чуда. Таким образом мы постигаем истину и природу бытия.

Медитация Джеды Мали. Практика

Один сеанс медитации должен занимать 15-20 минут вашего времени. Джеда Мали утверждает что основы успеха любого начинания, в том числе медитации покоится на следующих качествах: терпение, настойчивость, готовность (willingness), открытость, доверие и чуть-чуть отстраненности и чувства юмора . Заниматься надо регулярно и не жалеть тратить на это время, все ваши усилия с лихвой окупятся через какое-то время.

Дыхание важная часть любой медитации следите за ним. Что касается места и времени, то лучше медитировать в одном и том же месте в одно и то же время , таким образом мозг привыкнет к этому и его способность к расслаблению и концентрации будет достигать максимума в этот период времени в этом месте.

Джеда заявляет, что важно понимать чего вы ожидаете от медитации , чтобы не быть разачарованым в результатах практики.

Приступим к медитации

Все что будет ниже можете спокойно представлять и проговаривать про себя и главное не торопитесь. Балансируйте дыхание, успокаивайтесь и концентрируйтесь.

Итак, закройте глаза и обратите взор внутрь себя. Устраните все мысли о сегодняшнем дне, пусть они вас покинут. Сконцентрируйтесь на настоящем моменте времени. Фокусируйте внимание на дыхании. Почувствуйте как вы концентрируетесь на дыхании. Вас наполняет чувство мира и безмятежности(serenity). Осознайте, что вы сейчас пребываете в состоянии мира и безмятежности. Ощущутите себя в настоящем моменте, ваше сознание готово заполнить собой ваш внутренний мир (explore within). Дыхание умиротворяет вас. И чем больше вы за ним следите тем более спокойным и умиротворенным вы становитесь.

С течением времени, пока вы следите за дыханием вы понимаете, что вам больше не нужно прилагать усилие чтоб дышать. Дыхание как бы идет само, независимо от вас, легко и непринужденно. Что-то само управляет дыханием. Как будто не вы дышите а вас дышут (being breathed), вы понимаете что что-то брало контроль над вашим дыханием всегда, на протяжении всей вашей жизни.

Мы этого не замечали. Это море осознания (Примечание: то что Джеда Мали и называет постоянной жизнью — permanent life), то что направляет ход дыхания, это море вечное и всегда доступное для нас . Если бы вас спросили вы существуете? Вы бы ответили да, конечно. Но если бы поинтересовались, а откуда вы это знаете? Вы бы сказали, что это очевидно, Я здесь. Наше существование очевидно и по этой причиной очень знакомо, настолько, что мы воспринимаем его как данность.

Мы забыли о том, что делает возможным нашу жизнь. Это источник жизни, который делает возможным существование во всех его формах. Возможно ли не существовать? Давайте попробуем. Мы видим, что не можем. Весь наш опыт это регистрация сознанием происходящего. Вы осознаете свое существование.

Море осознанности существует даже тогда, вы его не осознаете (например когда вы спите). Когда осознанность появляется? Она проявляется в настоящем моменте. Сконцентрируйтесь на настоящем моменте. Попробуйте существовать вне этого момента хотя бы минуту. Мы понимаем что это невозможно: осознанность может существовать только в настоящем моменте. Когда мы осознаем настоящий момент времени, мы постигаем суть жизни, запечатленной в нем.

Осознайте постоянство настоящего момента, осознайте его неподвижность. Это посредник (medium) по отношению к морю осознания. Только этот момент обеспечивает существование моря осознания. Это те кто мы есть, вечное море осознания. Мы, те кто вечно существуют и при этом всегда в настоящем. Теперь обратите внимание на то, что настоящий момент не является неподвижным, статичным, если бы это было так, то мы бы видели одну вещь на протяжении всего времени.

Статичность момента в настоящем времени делает возможность перемен, почувствуйте это, наполнитесь осознанием этого знания, это то что рождает свободу внутри каждого момента. Это позволяет нашему сознанию, которое находится в постоянном движении внутри моря осознанности, регистрировать и осознавать происходящее. Осознанность не зависит от возраста или опыта, он не приобретается, ее нельзя заслужить или заработать. Это не то что мы получаем, это то что мы есть.

Это доступное нам существование в каждом моменте времени.

Теперь пускай мир и безмятежность всего вашего существа расширятся до границ вашего физического тела и достигнут состояния гармонического континуума, заключающегося в гармонии между внутренним внешним мирами.

Глубоко дышите, глаза по-прежнему закрыты, улыбнитесь, почувствуйте свет, который рождает ваша улыбка. Пусть улыбка пошлет через ваше тело свет вашего существа. Теперь личности которая начала медитацию нет, все изменилось в вас. Вы стали гармонией. Возьмите эту гармонию в свою жизнь. И когда вы будете готовы, открывайте глаза…

Заключительные комментарии от автора перевода

Итак я уже писал в начале, что мне очень понравилась лекция Джеды Мали. Во-первых ее рассуждениями о том для чего нужна медитация , а во-вторых, тем что она меньше других говорила о всяких «энергиях и астралах». Информация в ее лекции носит более вещественный и понятный характер.

Пока мы находимся в его власти, бывает сложно осознать, насколько мы поглощены этим месивом и зависимы от него, потому что это действует подобно опьянению: затмевает ваш взор, усыпляет разум и нам это все кажется естественным, мы даже не задумываемся об этом. Только потом, если наступает «пробуждение» мы пониманием сколько в нас было негатива, того что мешало нам жить и отравляло жизнь окружающим. Но чтобы это пробуждение наступило нужно медитировать.

Саму методику медитации Джеды Мали не буду критиковать, а просто выскажу свое мнение. Если вам нравится, то вы можете ее практиковать, но я все-таки считаю что лучше медитировать с и меньше думать, размышлять во время сеансов, а вот эта медитация из статьи призывает к какой-то умственной работе, которая, на мой взгляд, все-таки должна быть сведена к минимуму.

Но если вы не думаете ни о чем во время медитации, это еще не значит, что к вам не приходит никакое понимание. Оно приходит само, откладывается где-то на бессознательном, невербальном уровне, как ощущение истины и порядка, чтобы потом уже раскрыться в словах, мыслях и поступках.

Вот все, на сегодня. Ждите следующую статью из серии Meditationfest (). Только позвольте немного прерваться со статьями из этой серии, так как я бы хотел разбавить их другими, чтобы пойти на компромисс с теми кого не интересует Meditationfest, кто ждет от меня просто статей о саморазвитии и теми, кто следит за выходом переводов лекций Meditationfest. Так что следующая статья будет посвящена вредным привычкам и тому , а после нее я вернусь к обзору лекций ведущих мастеров медитации.

Спасибо за внимание!