Мечеть Кул Шариф в Казани — символ религиозных традиций Татарстана. Посещение мечети Кул Шариф. Как выглядеть и что делать

Мечеть Кул Шариф в Казани — символ религиозных традиций Татарстана. Посещение мечети Кул Шариф. Как выглядеть и что делать

Пожалуй, вся татарская гордость сосредоточена в главном храме Татарстана - соборной мечети Кул Шариф, которая расположена на западной стороне Казанского кремля. И, будучи проездом в Казани, мы никак не могли пропустить такое чудо, которое поразило нас своей невероятной красотой! Невольно задаёшься вопросом: «Неужели это Казань?»

Высокие стены и главные ворота самой впечатляющей достопримечательности города - Казанского кремля - отлично видны уже издалека. А за стенами словно спрятаны, но тем не менее видны минареты с полумесяцами и возвышающийся купол мечети Кул Шариф.

Мечеть будто только что построили: она вся сверкает и выглядит весьма современно, а насыщенный голубой цвет, как нам показалось, очень свежо смотрится на фоне кремля, выдержанного в белом цвете.

Возведение Кул Шарифа началось в 1996 году с целью восстановления легендарной мечети, разрушенной в 1552 году войсками под предводительством Ивана Грозного. Храм носит имя сеида Кул-Шарифа, и он способен вместить 1500 человек, при этом на территории перед мечетью возможно разместить ещё около 10 тысяч. Высота четырёх основных минаретов мечети составляет 58 метров. Невысокое сооружение возле Кул Шарифа является зданием пожарной части, которое решили стилистически связать с основным зданием мечети: идентичный цвет купола и его форма, а также одинаковая отделка мрамором.

Строительство мечети Кул Шариф, стоимость которой оценивается приблизительно в 500 млн. рублей, велось большей частью благодаря пожертвованиям. В пожертвованиях принимали участие около 40 тысяч граждан и различных организаций. Открытие мечети произошло в 2005 году в 1000-летний юбилей Казани.

Внутрь мы, конечно, тоже зашли. Как и в большинстве храмов, при посещении Кул Шарифа женщинами не следует надевать юбки выше колен, а мужчинам - шорты. Безусловно, в мечетях принято снимать обувь, однако здесь это делать необязательно, т. к. на входе продают бахилы. В общем-то, считаю, что это неплохой выход не только для людей религиозных, но и для местных уборщиков, потому что народу здесь обычно много.

Итак, прежде всего на входе необходимо пройти через металлоискатель. Затем попадаем в первый зал, где под стеклом стоит миниатюрная копия мечети практически со всеми деталями. Красивая вещь, поэтому многие делают снимки на фоне макета.

Справа и слева от главного зала есть два специальных смотровых балкона. По узкой лестнице мы, вместе с другими посетителями мечети, протиснулись наверх. Перед последним лестничным пролётом пришлось подождать пока группа людей спустится вниз.

В глаза сразу бросается голубой цвет на фоне белого мрамора и золота - надписи, стекло, огромные люстры выдержаны здесь в этих тонах. Интерьер мечети Кул Шариф очень богато украшен римской мозаикой, резьбой по дереву и камню, уникальными витражами; очень много золотого шитья.

А на цокольном этаже расположен музей ислама , состоящий из двух залов. В этом музее собраны коллекции предметов, относящихся к истории ислама и мусульманской культуре Среднего Поволжья. Первый зал - история религии и пророков. Здесь же имеются книги об основах религии, первоисточниках ислама и прочее. А вот экспозиция второго зала рассказывает, главным образом, о развитии татарской культуры.

Но, самое незабываемое зрелище ждало нас вечером - мечеть в ночной подсветке . Одним словом, сказка!

Где находится строение Кул Шариф, и почему оно так популярно у верующих мусульман? Ответы на поставленные вопросы вы найдете в материалах представленной статьи.

Где располагается?

Строение Кул Шариф (от татарского слова «Кол Шәриф мәчете» или же «Qol Şərif məçete») представляет собой главную джум-мечеть, которая располагается в городе Казань (республика Татарстан). Если быть точнее, то этот храм находится на территории Кремля (Казанского), куда по приходит множество верующих людей.

История казанской мечети

В 1552 году (а точнее, 2 октября) русское войско под предводительством Ивана Грозного ворвалось в город Казань. Несмотря на отчаянную оборону татарской армии под командованием сеида Кул Шарифа, в ходе ожесточенных боев многоминаретная мечеть была полностью выжжена. После штурма погибли и все ее защитники, которые стали национальными героями.

Особенности мечети

Спустя много времени после захвата Казани татарский философ, просветитель и ученый Марджани провел собственное исследование, в ходе которого выяснил, что когда-то в Кремле располагался соборный храм. Во главе мечети стоял сеид Шарифкол, пользующийся огромным почетом и уважением среди других религиозных деятелей.

Более чем четыреста лет тому назад великолепная изящная мечеть украшала город Казань. Ее красота была неописуема, а в библиотеке хранились тысячи уникальных писаний. Как известно, в своем исследовании Ш. Марджани отметил, что этот собор являлся не только центром развития наук, но и центром религиозного посвящения Среднего Поволжья XVI века. Назвали казанскую мечеть в честь сеида Кул Шарифа.

Решение о восстановлении мечети

После разрушения строение Кул Шариф мечтали восстановить многие жители Татарстана. Но это произошло лишь после наступления демократии, когда общественность стала остро ставить вопрос о строительстве когда-то утраченного здания.

Таким образом, в 1995 году Шамиев Ш. М. подписал Указ о том, чтобы воссоздать мечеть Кул Шариф. Зимой того же года был объявлен конкурс на самый лучший проект. Место под это здание было определено там, где когда-то располагалось юнкерское училище.

Весной 1996 года конкурс был удачно завершен, а уже летом в Казань прибыл Президент РФ Б. Н. Ельцин, который одобрил строительство, и даже пообещал выделить на это денежные средства.

Строительство

Новая Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете - около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

Новая мечеть

Новая построенная мечеть представляет собой не просто самую главную мечеть в Казани, но является и одной из крупнейших в Европе. Сегодня Кул Шариф - это некий символ республики Татарстан и ее многомиллионной столицы. Мечеть является одним из национальных образов и притягательным центром для всех мусульман мира. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что не так давно ее включили в Список всемирного наследия Юнеско.

Архитектура

Архитекторы полностью восстановили конструкцию здания, стремясь передать ту красоту и величие, которыми обладал храм до наступления русского войска на Казань. Создатели постарались возвратить ее в родную татарскую культуру. Реконструкция сооружения имела огромное культурное и историческое значение. Она символизировала возрождение татарской государственности и память о погибших защитниках города.

Мечеть Кул Шариф (фото строения представлено в данной статье) состоит из 4-рех основных минаретов, высота которых достигает 58-ми метров. Купол здания был декорирован такими формами, которые ассоциируются с декоративными деталями и образами «Казанской шапки» (так называемой короны казанских ханов, которая была увезена в Москву после падения города).

Архитектурно-художественное решение внешнего облика новой мечети было достигнуто специалистами благодаря разработке тех смысловых элементов, которые сближают внешний вид здания с местными татарскими традициями. Мрамор и гранит для постройки сооружения были привезены с Урала. Что же касается внутреннего убранства, то оно так же прекрасно, как и весь внешний облик мечети. Ковры были доставлены и подарены правительством Ирана, хрустальная цветная люстра - диаметром до пяти метров и весом около 2-х тонн - сделана в Чехии. Стоит также отметить, что лепнина, витражи, позолота и мозаика добавляют храму особое величие и красоту.

Внутри мечети, а точнее, слева и справа по отношению к главному залу располагаются два смотровых балкона, которые предназначаются для экскурсионного посещения.

Комплекс Кул Шарифа включает в себя не только само религиозное здание, но и музей истории, а также комнату для проведения такого свадебного торжественного обряда, как никах, и кабинет имама.

Все строение и его окружение имеют довольно эффектную ночную подсветку. Кстати, мечети может вместить в себя около 1,5 тысяч человек. Что же касается площади перед мечетью, то она рассчитана еще на десять тысяч верующих людей.

В 1990-е годы общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении исторической мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле. В ноябре 1995 года по Указу президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева было принято решение о её воссоздании, а в 1996 году началось строительство . Восстановление мечети стало всенародным делом.

Образное, объёмно-пространственное и планировочное решение главной мечети Татарстана и татарской диаспоры объединило идеи и замыслы казанских архитекторов, победителей республиканского архитектурного конкурса на проект возрождения мечети Кул-Шариф: Айвара Саттарова, Искандера Сайфуллина, Михаила Сафронова, Шамиля Латыпова и Сергея Шакурова.

Строительство было завершено накануне празднования 1000-летия Казани. 24 июня 2005 года состоялось торжественное открытие, собравшее большое количество горожан и приезжих. Прошло более 450 лет с момента разрушения мечети, а историческая память народа была жива. Люди плакали, не скрывая свои эмоции…

Архитектура Кремля ханской Казани известна лишь по данным средневековых летописей. Некоторые следы существовавших когда-то величественных построек были обнаружены при археологических раскопках, проводившихся в наше время. Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведённых в XV – первой половине XVI веков.

Знаменитая мечеть Кул-Шариф была одной из самых почитаемых в ханской Казани, центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI века. Видный татарский просветитель Шигабуддин Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользовавшийся большим почётом.

После восшествия на казанский трон хана Едигера, Кул-Шариф вошёл в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. При мечети была основана школа – медресе, собрана огромная библиотека. Именно при Кул-Шарифе комплекс мечети-медресе был превращён в центр просвещения, который и был назван его современниками именем выдающегося сеида.

На пятничную молитву сюда собиралось практически всё мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства.

Мечеть Кул-Шариф расположена в западной части Казанского Кремля, во дворе бывшего Юнкерского училища, и доминирует над окружающей застройкой. Благодаря перепаду рельефа участка, двор мечети разделён на две платформы – верхнюю, для ритуальных целей, и нижнюю, для музейно-экскурсионных мероприятий. В комплекс также включены два павильона и декоративно-теневые навесы.

Здание относится к типу центрально-купольной мечети, четыре основных минарета высотой 58 метров поставлены по диагональным осям на стилобат, два малых минарета расположены с северной и южной сторон. Главный купол стрельчатых очертаний поставлен на наружный барабан; его орнаментальные формы воспроизводят популярный в искусстве тюркских народов мотив тюльпана.

В мечети четыре уровня. На нижнем размещены Музей Ислама в Татарстане, женский распределительный вестибюль и гардеробы, мужской и женский залы для омовения, административные и технические помещения. На первом этаже находятся мужской вестибюль и гардеробы, кабинет имама. Молитвенный зал площадью 500 кв. метров, рассчитанный на 720 человек, устроен на втором этаже. Над залом расположена женская галерея вместимостью 300 человек. Высота мужского зала до верхней отметки купола составляет 32 метра, диаметр внутреннего опорного кольца – 16 метров.

Фасады отделаны белым мрамором, со стороны входа стены украшены рельефными кораническими надписями. Купол мечети и шатры минаретов покрыты металлической черепицей бирюзового цвета, а алемы купола и миаретов выполнены из сплава тринитротитана.

Интерьеры мечети Кул-Шариф следуют общим принципам исламских эстетических норм, татарским национальным художественным традициям, а также современным тенденциям.

Михраб стал средоточием богатого декоративного оформления, его мозаика и позолота усиливают символическое значение михраба, как напоминания о Рае-Фирдаус. Он украшен с обеих сторон кораническими надписями, а справа от него установлен монументальный мраморный минбар, украшенный резьбой и мозаикой. По замыслу архитекторов, в молитвенном зале ковровое покрытие разбито на отдельные ячейки, призванные все вместе символизировать необозримость уммы.

Ковры ручной работы изготовлены в Иране и переданы в дар правительством страны. Молитвенный зал освещает центральная хрустальная люстра, также устроена отдельно подсветка подкупольного пространства. Стены молитвенного зала облицованы мрамором светлых оттенков.

Цветовая гамма выдержана в светло-голубых тонах, в сочетании с надписями золотом. Коранические надписи и панно с 99 «Прекрасными именами Аллаха» – «аль-Асма уль-Хусна» размещены на парусах подкупольного пространства. Высокие и узкие оконные проёмы, завершённые стрельчатыми арками, заполнены цветными витражами.

Опорное кольцо купола опоясывает каллиграфическая надпись с текстом суры «Имран», выполненным позолотой на голубом фоне. Купол украшен декоративной росписью, в которой звучат мотивы татарского орнамента; центральная купольная розетка также заполнена каллиграфией. В угловых нишах главного зала помещены каллиграфические панно с текстами сур «аль-Ихлас» и «ан-Нас» в фигурных картушах.

Деревянные двери богато оформлены резьбой, потолки украшены росписью, бордюры стен и потолочных балок облицованы декоративной керамической плиткой с орнаментом. Лаконичные и строгие колонны облицованы белым мрамором. В боковых нишах установлены четыре орнаментальных панно из фаянсовых изразцов с подглазурной росписью. Для мужского вестибюля общий цветовой строй был выбран охристо-голубой, для женского охристо-зелёный.

В основе образного решения интерьера Музея Ислама в Татарстане лежит идея преемственности мусульманских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре зала установлена люстра конической формы. Главная реликвия – старинная рукопись Корана – размещается в стеклянной витрине в центре круглого зала.

По периметру помещения расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о принятии Ислама и его современном развитии на землях Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий.

Кул Шариф был главой казанского духовенства и верховным сеидом во времена, когда произошло падение ханства. Его почитали как героя и великого «амира» - что означает «руководитель». О том, что Кул Шариф невыдуманный персонаж свидетельствуют многочисленные исторические источники.

Родословная

Мусульмане называют потомков Хусейна - внука пророка Мухаммада - сеидами. Считается, что родословная Кул Шарифа также идет от пророка, то есть он является его потомком. Это подтверждают и современные историки, изучавшие генеалогию Кул Шарифа.

В средние века в каждом татарском ханстве проживало некоторое количество сеидов. Однако только один из них мог считаться верховным. Кул Шариф и был таким великим сеидом. Сравнительный анализ сочинений и стихотворений, принадлежавших его перу, показывает, что он был очень образованным человеком, обладал широкими познаниями в астрономии и был сведущ в государственных делах.

Немного о деятельности Кул Шарифа

Эпоха, в которой жил великий сеид, была трагична для Казанского ханства. Кул Шариф в своих трудах повествует о жизни Казани, рассказывает, что государство находилось в такой ситуации, в которой невозможно было защитить государство оружием и поэтому татарам пришлось пойти на подписание соглашения с кяфирами (христиане, они считались неверными или безбожниками).

В 1550 г. Казанское ханство заключило мирный договор с Иваном IV (Грозным). Но уже через год царь нарушает соглашение, и его армия окружает Казань. Кул Шариф и тюменский князь Бибарс сыграли большую роль, будучи дипломатами, не раз отправлявшимися в стан врага с целью заключить новое мирное соглашение.

Гибель Кул Шарифа

Великий сеид ушел из жизни во время осады Казани. Некоторые историки утверждают, что Кул Шариф организовал из своих последователей отряд, трагически погибший. Предполагают, что Кул Шариф с учениками отступал и вынужден был подняться на крышу мечети. Там его и убили. Так окончил свою жизнь выдающийся человек эпохи Казанского ханства.

Именно в честь этого великого сеида и названа красивейшая мечеть города Казани. Она является крупнейшей мечетью в России и считается одной из самых больших в Европе.