Меч кладенец из какой сказки. Меч-кладенец - легендарный клинок непобедимости. Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях

Меч кладенец из какой сказки. Меч-кладенец - легендарный клинок непобедимости. Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях
Меч - весьма древнее оружие, поэтому противопоставление "домонгольское" - "послемонгольское" не очень уместно. На скифских погребальных статуях, вероятно, изображавших усопших, изображен меч-акинак. Скифы поклонялись мечу, символизирующему бога Ареса. Мечи были достоинством скифской знати. Элементы ножн меча обнаружены среди пшеворских находок (древние славяне начала нашей эры). В VII веке славяне заявляют, что будут повелевать другими народами, пока "будут мечи и война", хотя основное оружие славян - копья. Меч - признак знати. В легенде о хазарской дани поляне дают дань мечами, что можно трактовать подчинение военной знати полян хазарскому кагану. Русы того периода поклоняются мечу, клянутся им, меч имеет сверхъестественные свойства (убитый им становился рабом на том свете, иссечение собственным оружием - позор для руса и пр., а в русских сказках меч может и убить и оживить богатыря). Меч даруется русу при рождении - передается меч отца. Меч - княжеское оружие на Руси ("не напрасно князь меч носит". В рассказе об Андрее Боголюбском встречаем скифо-руские мотивы: у него хранится меч святого Бориса (одного из первых ростовских князей), а после убийства Андрею отрубают руку, почти как это делали скифы, принося жертвы Аресу.
Так что же такое "кладенец"? Это не просто меч! На Руси были отличные франкские и собственные мечи. Арабы складывали о них легенды: говорили, что они "сулеймановы", то есть сделаны самим Соломоном (насколько я понимаю в исламской мифологии Соломон вообще связан с самыми волшебными технологиями), и что эти мечи можно согнуть пополам и они смогут без труда принять начальное положение. Последняя деталь нашла очень интересное объяснение в археологии. Арабы заявляют, что руские мечи столь ценны, что их добывают, даже разоряя могилы русов. Археологи обнаружили в могилах русов 2 согнутых пополам меча. Думается, что меч для руса был необходимым погребальным атрибутом, символом его судьбы, но, зная о ценности мечей русы сгибали мечи на тризне во время ритуальных воинских игр, а арабы, обнаруживавшие такие мечи придумали байку, что их можно разогнуть. Как видим, мечи из могил всё же добывали. Такие мечи вполне могли называться "кладенец". Можно сравнить с "колодой" ("кладой" - погребальным сооружением на котором сжигался усопший, или сродное "закладной покойник" (хотя может и не уместно). В чем сакральный смысл "кладенца"?
Если говорить о мече Ильи Муромца, то я не помню точно, откуда его кладенец? Первый вариант - он добывает кладенец, подняв камень. Второй вариант - меч Святогора. Первый вариант походит на обретение меча королем Артуром. (Меч из камня - отражение процесса ковки?) Второй вариант более походит на версию с покойниками и кладбищем, так как Святогор умирает, передавая часть силы Илье, а его отец, благословивший Илью, вообще, слепой - признак мертвеца. Так вот, на мой взгляд "кладенец" - меч добытый иным путем, нежели наследство, от уже мертвых предков или предшественников. Сравнить, например, с передачей Черной книги у колдунов - либо при жизни родственнику, либо колдун приходит после смерти и передает книгу и силу избранному им человеку, не всегда родственнику. Меч-кладенец может дать обычному человеку сверхъестественные силы.

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.
  • В советском художественном фильме «Иди и смотри » главный герой (подросток Флёра) откапывает в засыпанном окопе самозарядную винтовку , которая становится его пропуском в партизанский отряд .

См. также

Ссылки

  • Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118–125.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях:

    Меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    Меч кладенец. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Меч кладенец, меча кладенца … Орфографический словарь-справочник

    Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »

Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .

Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

Есть и другие не менее интересные версии.

А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов [гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь


Ответ от Наташа [гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря


Ответ от Ѝлитный боевой Слон [эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.


Ответ от I"ll be better [гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

Происхождение и значение слова

По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.

Как доставался

Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).

В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).

А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

«Меч-кладенец». Сказка об оружии

Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.

- «клад...» - обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно - меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной » - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius .

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

  • Князь Олег Вещий
  • Илья Муромец - владеет мечом-кладенцом, прежде принадлежавшим Святогору .
  • Руслан из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Буря-богатырь, коровий сын
  • Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии »

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой » кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Меч-кладенец"

Ссылки

  • Долгов В. В. // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118-125.

Примечания

Отрывок, характеризующий Меч-кладенец

Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.