Маршрут по готической Прагe. Храмы и соборы

Маршрут по готической Прагe. Храмы и соборы

Костел Святого Мартина в стене был построен в конце XII века в поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. Так как костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название - Костел Святого Мартина в стене. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами Святого Мартина.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV (1350 г.). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.

Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.

Костел Святого Мартина в стене горел в 1678 г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779 г. Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад, жилье и магазины.

В 1904 г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К. Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.

После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.

Возле костела когда-то давно было кладбище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной кладке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. был Уезд разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. А т.к. костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами св. Мартина.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла-IV (1350). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.
Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами.
Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в ораторию (молельню), на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.

Костел св. Мартина в стене горел в 1678г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779г.

Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад , жилье и магазины.
В 1904г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К.Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.

После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.

Возле костела когда-то давно было клад бище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной клад ке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи, так сказать, не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

чехия романский готический архитектура

Несмотря на то, что каждый город в Чехии является своеобразным памятником архитектуры, Прагу можно по праву назвать столицей не только страны, но и всего архитектурного наследия чехов. Именно в этом городе собранно большее количество сооружений различных стилей и эпох. Прага вобрала в себя всю красоту и полноту готики, романского стиля, барокко и ренессанса. И предстает перед миром как смешение, своеобразный синтез разных архитектурных направлений.

Преобладающими в этом городе являются готический и романский стиль. Они гармонично сочетаются с новыми постройками, с новыми сооружениями.

Рассмотрим на нескольких примерах знаменитую пражскую архитектуру.

Романский стиль. Костел Святого Мартина в стене.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города.

Как и все романские здания, костел Святого Мартина подвергся готической перестройке. Ее осуществили во время правления Карла-IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт ребристым сводом (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики). Место их пересечения украшает роза и звезда.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в молельню, на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения.

Возле костела когда-то давно было кладбище. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

Готический стиль. Собор Святого Вита в Праге.

Собор Святого Вита является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии - здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.

С 926 года на месте современного грандиозного храма существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику.

В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшим схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В этом же году состоялась торжественная закладка первого камня собора. Строительство собора Святого Вита растянулось на столетия. Восточная часть храма была построена в XIV-XV веках, западная - только во второй половине XIX века. Окончательно собор был достроен только в начале ХХ столетия.

Фасады собора Святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика "Страшный суд" - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самой высоким сооружением Праги. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, окрашенных цветными стеклами витражей. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Очень интересна капелла Святого Вацлава - творение мастера Петра Парлержа. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Святого Вацлава работы Петра Парлержа.

Современная архитектура. «Золотой ангел».

Одним из районов, в которые современной архитектуре удалось вписаться чрезвычайно органично, стал Смихов - некогда промышленный район, заполненный фабричными постройками. Бесспорной доминантой небольшой площади на Анделе стал торгово-офисный центр «Золотой Ангел», созданный по проекту известного французского архитектора Жана Нувеля в 1994-2000 годах. «Золотой Ангел» в форме крыла ангела состоит из нескольких блоков зданий, причем главная заслуга проекта заключается в том, что Нувелю удалось создать скорее единое пространство, нежели систему зданий.

Во всю угловую часть здания из стекла и металла размещено изображение вендерсовского ангела из литой фольги, выполненное из кусочков разного размера. Каждый квадратный метр графики состоит из 80 тысяч точек, вкупе изображение составляют 150 миллионов кусочков. То, что форма здания напоминает крыло ангела можно, однако, понять лишь с высоты птичьего полета. Пластика формы «ангелова крыла» подчеркивается волнообразно начертанными на фасаде изречениями известных писателей о красоте и величии Праги. Таким образом, современные технологии встречаются с поэзией на фасаде здания.

Костел св. Мартина в стене хорошо сохранился со времен средневековья. Это уникальный образец романской и готической архитектуры. В XIII столетии он прилегал к стене Старого города, отсюда и название. Сегодня храм принадлежит Евангелистской церкви и в нем проходят выставки и концерты.

Одним из самых старых культовых учреждений в Праге считается костел Святого Мартина в стене (Kostel sv. Martin ve zdi). В нем гармонично сочетаются элементы высокой и поздней готики. Первоначально на его месте стоял храм в романском стиле, готические черты он приобрел в 1178 г.

Как появилось название

Рядом с Прагой была деревня уезд Святого Мартина. Поселяне решили построить костел. Это было строение в романском стиле, с одним нефом и полукруглой апсидой. От прежнего нефа остался столб, который можно увидеть сегодня.

В XIII столетии началось строительство старогородских укреплений. Которые разделили уезд на две части. Меньшая часть деревни и костел стали частью , а большая – осталась за городской стеной и позже стала территорией . Южная стена церкви прилегала к крепостной, поэтому и возникло название – Костел Святого Мартина в стене.

История строительства

После 1350 г. , во время правления , была проведена готическая перестройка церкви. Неф стал выше, была выстроена пирамидообразная стена с юго-восточной стороны, появился новый свод, увеличилось пространство благодаря пристройке алтаря. В период 1360-1370 гг. над алтарем был сделан реберный свод.

В 1488 г. была проведена перестройка костела в позднеготическом стиле. Таким мы его видим сегодня. Финансировала реконструкцию мещанская семья Голцев из Кветници. Здание было приподнято на 1,5 м., пристроены два боковых нефа с реберными сводами, на потолке появилась роспись: герб Чешского королевства – серебряный лев с двумя хвостами на красном фоне; герб семьи Голцев – якорь; и герб семьи Бенешей из Локанова – серебряный волк с золотым языком на красном фоне. У Голцев был личный вход и собственное молитвенное место.

Во времена гонения гуситы собирались в костеле св. Мартина. Именно здесь впервые было проведено причащение вином и хлебом, как для священников, так и для прихожан. Этим поступком Ян из Градеца и гуситы утверждали, что перед Богом все равны. Напоминает об этом золотая чаша на возвышении в алтарной части.

В 1678 году случился пожар. Сгорела башня (ее позже заменили на барочную), крыша и расплавились колокола. Но церковь была восстановлена за короткий срок.

На деревянном потолке, который мы видим сегодня, изображены растительные мотивы, а так же обнаженная Ева, обвитая змеем, и одетый Адам. Обнаженная женщина в костеле в период барокко было обычным явлением, а вот обнаженный мужчина – факт проблематичный. Еще на росписи видны херувим, три льва, попугай и другие животные и птицы чешской природы. Видимо, художник хотел сказать, что райскую небесную гармонию можно иметь и на земле.

В 1779 г. появился вход в барочном стиле, украшенный копией картины Карела Шкреты с изображением св. Мартина.

Император Йозеф II, в рамках своих реформ, посетил костел св. Мартина и сделал вывод, что в нем мало место, слишком влажно и находиться там вредно для здоровья. В 1784 г. церковь упразднили, а здание стали использовать под склад, магазины и жилье. В таком виде строение просуществовал до XX в., пока Камил Гилберт не обратил внимания на романскую колонну и не занялся исследованиями. Сегодня это евангелическая церковь.

Легенды костела

Снаружи храма есть интересный персонаж. С левой стороны, на углу притаилась скульптура ухмыляющегося мальчишки. Существует две легенды. Жила одна бедная вдова. Ее сын был большим балбесом. Однажды во время процессии он влез на крышу, высунул язык и растянул пальцами рот. И тут же превратился в камень.

Другая легенда рассказывает немного иначе. Чтобы сын ни в чем не нуждался, вдове приходилось много трудиться. Однажды она вышла на улицу и увидела людей, которые столпились у церкви и смотрели наверх. Женщина тоже посмотрела и увидела сына, он показывал язык. Мать ему погрозила, но сын и ей показал язык. Тогда вдова крикнула, чтобы он окаменел. Так и случилось.

День сегодняшний

Сейчас в костеле Святого Мартина в стене регулярно проходят выставки, концерты органной и классической музыки. Храм принадлежит Евангелистской церкви чешских братьев; здесь собирается немецкая община.

Как добраться

Ехать на метро линии В или трамваем 9, 18, 22, 53, 57, 58, 59 до остановки Národní třída.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель

Место это для истории Праги важное. В экскурсию по Праге включить его стоит.

Святой Мартин Турский – один из пяти самых уважаемых святых Франции. Человек был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того как стать священником успел побывать военачальником. Легенда рассказывает, что еще служа в армии, однажды отрезал от своего плаща довольно солидный кусок и подал его раздетому нищему. Кому подал, как это выяснилось позже, был сам Иисус... Иисусу, представшему в таком виде... Испытавшим Мартина таким образом... По окончании государевой службы Мартин удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал там монастырь. Вскоре он был провозглашен епископом Тура.

На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Что по тем временам было более чем солидным… Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Такой вот замечательный человечище!

За свое доброе расположение ко всем без исключения Святой Мартин был прозван Милосердным.

Что же касается костела Святого Мартина в Праге, то место это уникальное!

Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже поселение назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом Святого Мартина.

Правильно этот костел называется « костелом Святого Мартина в стене » . «Стена» в названии – самое интересное! Дело в том, что костел построенный еще в XII столетии, в середине XIII века оказался некоторой своей частью в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того, как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже нет ни стены, ни ворот. Однако скошенный кирпичный угол на боковой стене костела дает возможность пофантазировать что-то было когда-то.

Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.

Во времена гуситских событий костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году, впервые в Чехии, простой католический люд начал причащаться не только хлебом, но и вином. Нам, сегодняшним, в большинстве своем « невоцерквленным» , не дано понять грандиозности этого события. А в те времена вопрос причастия был настолько серьезным, что отчасти послужил катализатором к гуситским войнам… Умеренные гуситы-чашники позже даже водрузили свой главный символ победы, чашу для причастия, на крышу Тынского Храма …

Под нынешними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина раскинулось огромное кладбище. Здесь похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.

Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда святого Мартина с 1785 года прекратила свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Старом Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов. Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.

Во время своей экскурсии по Праге подойти сюда надо непременно.