Кто такой юпитер в риме. Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян. Функции и полномочия

Кто такой юпитер в риме. Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян. Функции и полномочия
Кто такой юпитер в риме. Бог Юпитер – это самое грозное божество римлян. Функции и полномочия

Юпитер, лат., греч. Зевс - царь богов римского пантеона.

Основная информация о Юпитере содержится в статье « »; здесь же мы расскажем лишь о некоторых особенностях этого римского бога. Его имя встречается уже в древнейших римских источниках. По-видимому, Юпитер развился из древнего латинского бога, имя которого нам неизвестно, и из верховного этрусского бога Тина или Тинии. О родителях Юпитера становится известно только тогда, когда римляне отождествили его с Зевсом: его отцом становится Сатурн (греческий Кронос), матерью - Опс (греческая Рея).

У римлян Юпитер фактически занимает еще более высокое положение, чем Зевс у греков; даже если считать их равно всемогущими, Юпитер - бог более строгий. Юпитер играл намного более важную роль как покровитель войска и даритель победы. Разумеется, римляне были убеждены, что из всех городов и государств Юпитер больше всего любит именно Рим, защищает его и поддерживает в борьбе за мировое господство. Главной римской резиденцией Юпитера был великолепный храм на Капитолийском холме.

Поскольку Юпитер Капитолийский был не только верховным богом римской религии, но и самым могучим покровителем римского государства, римляне воздавали ему почести по случаю всех государственных и общественных событий. Вступая в должность, консулы (а впоследствии - императоры) приносили Юпитеру великолепные жертвы при участии сената и народа. Когда Рим объявлял войну, полководцы взывали к Юпитеру о победе. После победоносного окончания войны полководец возвращался во главе триумфальной процессии на Капитолий, приносил Юпитеру благодарственную жертву и украшал его статую своим лавровым венком победителя. Празднества в честь Юпитера проходили в середине сентября. Первоначально они продолжались один день, но во времена Империи растягивались более чем на две недели и состояли из приношения жертв, праздничных процессий и игр в цирке. Юпитеру были посвящены иды, т. е. дни полнолуний, из животных - орел, из деревьев - дуб. Культ Юпитера в Риме (так же как культ Зевса в Греции) имел не только официальный характер, он глубоко проник во все классы и группировки общества, поэтому в разных формах он продолжал существовать и после введения христианства.

Храм Юпитера на Капитолии, посвященный также Юноне и Минерве, превосходил все остальные римские храмы своими размерами, великолепием и древностью. Его площадь в плане равнялась 3300 квадратным метрам, фундамент храма, по преданию, был заложен царем Тарквинием Приском (Древним), а достроен он был при его преемнике Сервии Туллии; впоследствии храм неоднократно перестраивался. После победы христианства храм исчез с лица земли, сохранилась лишь часть его фундамента. Немногое осталось и от храма Юпитера под холмом Палатин (вблизи триумфальной арки Тита), который будто бы посвятил Юпитеру Статору (т. е. Останавливающему) еще Ромул в память о том, что Юпитер остановил бегство римлян во время сражения с сабинянами. И другие храмы Юпитера на всей территории римского государства были разрушены временем и новыми религиями. Зато сохранилось множество скульптурных и рельефных изображений Юпитера, которые хранятся в музеях всего мира (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже - мраморная статуя Юпитера 1 в. н. э.).


Юпитер, Юнона, Ио

В рассказах римских авторов о религиях других народов тоже встречается имя Юпитер. Но обычно речь у них идет не о самом Юпитере, а о верховном боге той или иной религии, которого авторы обозначают этим латинским именем. Иногда же с Юпитером сливались многие боги восточных религий, например Сабазий (Сабасий) - бог-покровитель фригийского города Долихия, который у греков отождествлялся с , а впоследствии слился с римским Юпитером (Юпитер-Сабазий Долихийский). В первые века нашей эры римские легионы разносили подобные «гибридные культы» по всей Европе, следы их сохранились и на территории стран восточной Европы.

Имя Юпитер до сих пор встречается в названиях крейсеров, пылесосов, подъемных кранов и т. п., а в нвоое время - и в названиях космических ракет. По сравнению с этими творениями человеческих рук более внушительной и долговечной выглядит самая большая планета Солнечной системы, получившая имя Юпитер. Уже по аналогии с этой яркой планетой мощные дуговые лампы, применяемые в кино, фотографии, театре, стали называться юпитерами.


ЮПИ ТЕР (Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом . По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс , Квирин . По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Юпитера были разнообразны, т.к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитером»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.

Изучая мифологию Римской империи, легко было запутаться среди имен и родственных связей многочисленных божеств. Ситуация осложнилась, когда римляне, завоевав очередную территорию, прибавляли к собственному пантеону божеств, которым поклонялся покоренный народ. Новым богам часто давали и становилось трудно разобраться, кто из них кто. К примеру, верховные греческий и Зевс и Юпитер в мифологии отождествляются, однако у них разное происхождение и сферы влияния.

Пантеон богов в Римской империи

Войска римлян завоевали много стран, в том числе и Грецию. Но в отличие от других народов, греки смогли завоевать своих захватчиков на культурном уровне. В первую очередь эллинистическому влиянию подверглась религия римлян.

Со временем греческие божества были объединены с римскими и переименованы. Так, Зевс-громовержец стал верховным богом римлян по имени Юпитер.

Древняя мифология содержит упоминания, что с развитием культа этого божества ему приписывались все новые и новые «обязанности». Как и у греков, у римлян супругой Юпитера была его родная сестра - богиня материнства и супружества Юнона (Гера). От этого брака родились (отец основателей Рима близнецов Ромула и Рема) и Вулкан (Гефест).

У Юпитера были (Аид), Нептун (Посейдон) и сестры-богини Цецера (Деметра, родила ему дочь Прозерпину), Веста (Гестия). Несмотря на равное происхождение, эти боги подчинялись Юпитеру. Также существовала целая масса других более мелких божеств вроде камен (музы), граций (хариты), фавнов и других.

Верховное божество древних греков - Зевс

В греческой мифологии верховным божеством был Зевс-громовержец.

Его отцом был могущественный титан Кронос и его родная сестра Рея. Титан боялся, что один из отпрысков свергнет его с престола. Поэтому, как только Рея рожала ему дитя - он проглатывал его. Однако третий его был спасен матерью, и когда подрос, восстал против отца, спас ранее проглоченных им братьев и сестер. Объединившись с киклопами, гекатонхейрами и некоторыми титанами, дети Кроноса свергли отца и его сторонников, взяв власть над миром в свои руки.

Поначалу Зевс намеревался сам править всем, однако спасенные им старшие братья Посейдон и Аид тоже имели право на власть. Тогда с помощью жребия братья-боги разделили между собою сферы влияния: Посейдон получил моря и океаны, Аид - подземный мир, а Зевс - небо и землю. Хотя сыновья Кроноса были равны, но Зевс все равно почитался верховным божеством, хотя против него иногда восставали.

Несмотря на то что Зевс был сильнейшим среди богов, он не был всеведущим и всемогущим. Как и люди, он зависел от судьбы, был ее хранителем и исполнителем, но не властелином. Зевс почитался греками самым сильным и благородным из богов. Обычно он изображался как гордый мускулистый бородатый мужчина. Неотъемлемым атрибутом этого божества были молнии, а символами - орел и дуб.

Принято считать, что ранее Зевс был также почитаем в Индии под именем Дьяуса, а позже был «позаимствован» греками. Поначалу Зевс считался богом погоды и небесных явлений и совершенно не был похож на человека. Однако с развитием мифологии он стал более походить на человека, и ему стали приписывать типичные человеческие черты характера, поступки, а также родословную.

Римская мифология: Юпитер

Культ царя богов и людей Древнего Рима Юпитера существовал еще у латинян.

Считается, что изначально это был культ бога этрусков Тин. Позже его переименовали в Юпитера. К сожалению, практически не сохранилось информации о его культе на заре Римской империи, однако достоверно известно, что у этого божества не было родителей. С развитием империи развивалась и ее культура и мифология. Юпитер начал отождествляться с греческим Зевсом, и по аналогии ему создали родословную: отец - бог земледелия Сатурн, которого он сверг, а мать - богиня жатвы Опа.

Круг обязанностей у Юпитера был значительно шире, нежели у Зевса. Он не только заведовал погодой и правил всеми существами в мире, но и был богом войны, дарующим победу. Римляне полагали, что являются «любимчиками» Юпитера, поэтому им удается завоевывать все больше земель. Культ Юпитера был невероятно распространен в Риме, ему строились храмы и приносились щедрые жертвы. Также в начале осени каждый год устраивались грандиозные празднества, посвященные этому божеству.

После прихода христианства в Римской империи культ Юпитера, как и прочих богов, был упразднен. Однако еще долгое время римляне тайно почитали это божество.

С появлением так называемой «народной религии», когда христианство стало подстраивать под себя языческие верования и обряды, Юпитер стал отождествляться с Ильей-пророком.

Отличия римского и греческого верховных божеств

Многое позаимствовала из греческой римская мифология. Юпитер, между тем, хотя и отождествлялся с Зевсом, отличался от него.

В первую очередь он более строгим и серьезным богом. Так, к примеру, Зевс часто любил отлынивать от своих обязанностей, а о его любовных похождениях гласит чуть ли не большинство греческих мифов. Юпитер же, хотя тоже был не прочь поразвлечься с красивой богиней или женщиной, не уделял этому столько времени. Вместо этого Юпитер был увлечен войной. В сферу влияния верховного божества входили обязанности, которые у греков выполняли боги войны Афина Паллада и Арес.

Если у греков Зевс управлял молниями и громом, то у римлян Юпитер был также божеством обоих небесных светил. Кроме того, Юпитер считался богом урожая, особенно благосклонным к виноградарям.

Мифология: Юпитер и Венера - любимые божества римлян

Если Юпитер был любимым богом римлян и их главным покровителем, то Венера - любимой богиней.

Как и большинство исконно римских божеств, Венера поначалу была не человеком, а явлением природы - богиней наступающей весны. Однако постепенно она превратилась в покровительницу красоты и любви. Венера была дочерью Цела - божества неба. В греческой же мифологии Афродита была дочерью верховного божества Зевса и богини дождя Дионы.

Римляне считали Венеру матерью Энея, потомки которого основали Рим. Особое развитие культ этой богини приобрел при который называл богиню прародительницей рода Юлиев.

Прошло много веков с тех пор, как был упразднен культ римских и греческих богов. Сегодня для большинства всего лишь интересная сказка древние божества и мифология. Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран и Плутон сегодня ассоциируются с названными в их честь планетами солнечной системы. А в свое время они были почитаемыми целыми народами могучими божествами.

Персонаж мифологии Древнего Рима, верховный бог неба, отец богов, покровитель грозы и дневного света.

История персонажа

Имя Юпитер («Iupiter») произошло от архаического латинского «Iovis pater», которое в свою очередь восходит к праиндоевропейскому наименованию бога-отца «Dyeus phter». К тому же теониму восходят и имена других верховных богов и богов дневного света в религиях индоевропейских народов - греческого , древнеиндийского Дьяуса и т.д.

Юпитер вобрал в себя черты ряда других италийских богов, а заодно присвоил их сферы влияния. Этому богу приписывалось множество функций и, соответственно, давались разные эпитеты. Юпитер «Гремящий» насылал дождь с громом, «Блещущий» кидал молнии, к Юпитеру «Виктору» обращались за победой в войне. Римский полководец, разгромив армию противника, шел на Капитолийский холм в храм Юпитера и там приносил богу жертву из добычи, взятой в бою.

Этот бог также считался поборником свободы, покровителем земледелия и виноградарства, хранителем границ. Юпитер гарантировал, что давшие клятву будут ей верны, покровительствовал союзу племен.

Мифология


Древние римляне все происходящее на небе расценивали как проявление воли Юпитера. Молния считалась атрибутом этого бога. Места, где молнии ударяли в землю, становились для древних римлян священными. Другими символами Юпитера были орел и скипетр.

Когда шел дождь, считалось, что это Юпитер оплодотворяет землю, и только по милости этого бога земля способна производить растения. Считалось, что Юпитер видит с неба все, что происходит внизу на земле, поэтому всякий преступник непременно будет наказан. Человека, который поклялся именем Юпитера и не сдержал клятвы, тоже ждала божественная кара. Юпитер заведовал сменой сезонов, сменой дня и ночи и всем мировым порядком.

Согласно мифам, Юпитер был верховным божеством и при себе держал совет, в который входили двенадцать богов. «Представителями» Юпитера на земле были жрецы-авгуры, через которых верховный бог вмешивался в земные дела. Узнать волю Юпитера можно было по знакам, которые тот посылал.

Семья

Юпитер - сын древнего бога земледелия Сатурна, который пожирал собственных детей, рожденных от него богиней плодородия Опой. Юпитер родился третьим и сверг отца с престола. Братья и сестры Юпитера - бог подземного царства и смерти Плутон, бог морей и потоков , богиня урожая и плодородия Церера, покровительница жертвенного огня Веста, а также богиня брака и материнства , которая стала женой Юпитера. В мифологии Древней Греции Юпитеру соответствует Зевс, а Юноне - супруга громовержца .


Дети Юпитера - бог войны , бог огня и покровитель кузнецов Вулкан, богиня охоты, животного и растительного мира , бог торговли и богатства , покровитель искусств и врачевания Феб. Считалось, что Вулкан выковал отцу молнии. Юпитер же однажды в приступе ярости сбросил сына с Олимпа, и с тех пор Вулкан охромел на обе ноги.

У Юпитера было множество любовниц. Алкмена, дочь микенского царя, родила от бога героя (в греческой версии мифа - Геракла). Сын Юпитера Меркурий родился от горной нимфы Майи, которая стала женой бога Вулкана. Титанида Латона родила Юпитеру сына Феба и дочь Диану. Среди греческих мифов есть также один о том, как Зевс (греческий аналог Юпитера), превратившись в быка, похитил Европу, дочь финикийского царя. От связи с Зевсом-Юпитером у Европы родились три сына, один из которых, стал легендарным царем Крита.

  • В римском календаре дни полнолуния, которые выпадали на середину месяца, носили название «иды» и посвящались Юпитеру. В эти дни римляне приносили Юпитеру жертвы на вершинах холмов и гор. На северной вершине Капитолийского холма в Риме в жертву Юпитеру закалывали белую овцу.
  • На Капитолии, центральном холме Древнего Рима, стоял храм Юпитера, где царь богов почитался вместе со своей супругой Юноной и богиней мудрости Минервой. Вместе эти три божества составляли Капитолийскую триаду - тройку важнейших римских богов.

  • Аналог Юпитера в мифологии древних германцев - бог грома и бури , старший сын Одина.
  • В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится древнеримская статуя Юпитера из мрамора и бронзированного гипса, которую датируют концом I века. Образ верховного бога римлян не раз вдохновлял художников. Изображение грозного Юпитера и коленопреклоненной богини присутствует на полотне французского художника Жана Энгра «Jupiter et Thétis» 1811 года.

  • У отдельных богов в Древнем Риме были собственные жрецы - фламины. Фламин Юпитера считался старшим среди них и избирался непременно из патрицианского рода. Выбранный фламином человек оставался в этой должности пожизненно. Фламин Юпитера должен был придерживаться массы правил и табу, которые в наше время кажутся странными. Например, спать этому жрецу можно было только на кровати, ножка которой испачкана грязью. Нельзя было ездить верхом, прикасаться к плющу, сырому мясу и живому козлу, выходить на улицу с непокрытой головой. Фламины носили специальную шапочку из коры оливкового дерева, которую больше никто не имел права надевать.

Создали для себя антропоморфных богов, но не удосужились придумать для них интересные, увлекательные, поучительные, поэтические и красивые истории жизни и деятельности, как это сделали эллины. Их боги были исключительно функциональны. Впоследствии римляне, глубоко почитавшие своих небожителей, сделали религию строго зарегулированной и приспособленной к чистой практике. В их пантеоне можно выделить трех главных божеств - это бог Юпитер, богиня Юнона, его жена и богиня Минерва, его дочь.

На Капитолийском холме

В центре Рима был воздвигнут огромный храм. Он был самым большим и древним. В нем служили, причем бесплатно, жрецы-понтифики. На эту почетную должность их избирали. Не будучи посредниками между людьми и богами, они только толковали волю богов и приносили жертвы. Они знали, как надо исполнять и объяснять религиозные законы и обряды. Все было сковано железной дисциплиной.

Малейшее отклонение от обряда могло навлечь несчастье. Время принесения жертвоприношений, обращений и обрядов было заключено в четкие ритуальные формы.

Бог Юпитер изображался в виде грозного достойного мужа средних лет с бородой, сидящего на троне, предположительно в венце из лавровых листьев, со всеми знаками своего могущества и сана: скипетром, орлом и молнией. Молнию ему выковал умелый во всех ремеслах бог Вулкан.

Истоки религии

Род и семья - вот что послужило основанием для появления религии древних племен. Римляне считали, что бог Юпитер - владетель солнечного света, дождя и засухи, помогает земледельцам. Поэтому перед проведением посевных работ и после сбора урожая винограда и жатвы в его честь устраивались большие празднества на Капитолийском холме, на которых состязались конники и атлеты.

Обитель Юпитера и выражение его воли

Высоко в горах, сокрытых облаками и тучами, живет могущественный владыка - бог Юпитер. Весь мир, все народы, населяющие землю, и каждый человек подвластны ему. Когда он выпускал орла или грохотал раскатами грома и испускал молнии, то это означало, что так он выражал свою волю. Участок земли, куда попадала молния, считался священным. Там его жрецы совершали кровавую жертву с черной или белой овцой. Главный понтифик впадал в священный транс и к нему приходило видение - зачем послана молния. Если Юпитер был из-за чего-то разгневан, то жертвой становилась черная овца, а если доволен, то белая.

Кроме того, жрецы узнавали его повеления, гадая и глядя на:

Так Юпитер распоряжался земными делами - он посылал знаки своей воли. А люди чтили его, устраивая праздники каждый месяц - иды. Четверг, центральный день в неделе, посвящался Юпитеру. Так римляне еще и еще раз подчеркивали его главенство во всем. Как выглядел бог Юпитер? Фото изображений бога во всем его величии - ниже.

Распорядитель

Со временем у Юпитера стала усложняться система функций. Их, в конце концов, набрался почти десяток. Только жрецы до тонкостей знали их все. А простой римлянин мог задать вопрос: «Юпитер - бог чего?» Ответы он получал у понтификов, что это бог:

Римляне-завоеватели

Отправляясь на очередную войну, а Рим вел непрерывные захватнические войны, латиняне непременно испрашивали разрешения у своего повелителя. Полководцы молили Юпитера о победе. Риму нужны были все новые и новые рабы для обработки поместий и слуги в домах, и просто награбленные у других народов богатства. Рим жил войной за господство над всем миром. Почти все свободные граждане служили в армии, дисциплина в которой была строжайшей. Все доспехи убитых вражеских военных начальников привозились в Рим и торжественно приносились в дар Юпитеру. Это считалось самой богатой военной добычей. Для латинян Юпитер, бог войны и победы, был главнейшим божеством. Когда полководец с победой возвращался на родину, то он был одет в тяжелую пурпурную одежду, подобную одежде Юпитера, с его инсигниями, то есть знаками могущества и власти. А его лицо было окрашено в алый цвет киноварью. После торжественного входа в город процессия направлялась в главный храм на Капитолийском холме. Двери всех храмов были открыты, и все боги как бы присутствовали на церемонии. Там приносилась благодарственная жертва - часть из добычи, взятой на войне. К ногам бога войны Юпитера с головы победителя возлагался лавровый венок, предположительно из золотых листьев.

Это был триумф, который представлял собой превосходившую все фантазии церемонию. После этого начинались Великие игры. В древние времена они шли всего один день, позже было не мене двух недель праздников и цирковых представлений. Народ со всех сторон сбегался посмотреть на борцов, на диковинную звериную охоту и бег колесниц. Развлечения были грубыми, как грубы были в те времена нравы. Но народ никогда не отказывался от впечатляющих зрелищ: из Африки привозились звери, например львы, с которыми боролись обученные люди. Это была жестокая забава, которая возбуждала толпу.

Позднее эллинистическая культура объединилась с представлениями римлян, и теперь Зевс и Юпитер для наших современников слились в единое целое, как Гера и Юнона, как Афина и Минерва.