Крещение в православной церкви. Что такое Крещение? О Символе Веры

Крещение в православной церкви. Что такое Крещение? О Символе Веры
Крещение в православной церкви. Что такое Крещение? О Символе Веры

Верующие православные люди знают о семи христианских таинствах, одним из которых является крещение. Учение говорит о том, что каждому православному необходимо креститься для спасения своей души и обретения после физической смерти Царствия небесного. Божья благодать снисходит на крестившихся, но есть и сложности – каждый, принявший обряд, становится воином Божьего войска, на него обрушиваются силы зла. Чтобы избежать напастей, нужно носить нательный крест.

День крещения очень важен для верующего – он является как бы днем его второго рождения. К этому событию нужно подойти со всей ответственностью. Поговорим о том, что надо малышу для свершения таинства, что купить и взять с собой, что должны делать крестные, как отметить этот праздник дома. Если часть забот по организации церемонии возьмут на себя восприемники (крестные), это будет правильно. Подготовку к празднику проводят все его участники, особенно – родные малыша.

Считается, что ношение нательного крестика оберегает человека от сил зла, а также укрепляет его дух и направляет на истинный путь. Внешний вид или стоимость материала крестика при этом не имеют никакого значения – лишь бы крест был именно православным, а не языческим

Когда лучше крестить младенца?

По обычаю малыша крестят на 8 или 40 день после рождения. Есть обстоятельства, которые могут повлиять на срок крещения грудного ребенка: если малыш болен, болезнь создает угрозу жизни, можно окрестить его раньше. Православие говорит о том, что после крестин у человека появляется ангел-хранитель, который всегда находится за его правым плечом. Он станет оберегать малыша и может его спасти. Считается, что чем больше молитв обращено к ангелу, тем он сильнее будет.

Некоторые предпочитают подождать, пока человечек подрастет и станет покрепче. Обратная сторона медали состоит в том, что пока ребенок грудной, он спит на руках у крестной мамы и спокойно переносит таинство. Чем старше он становится, тем труднее ему простоять спокойно службу. В 2 годика младенец вертится, хочет побегать, выйти на улицу. Это создает сложности священнику и крестным, ведь действо может длиться более часа. Искупать в купели тоже проще грудного малыша.

Первое, что делают мама и папа перед таинством – выбирают малышу духовное имя. В нашей стране сложилась традиция называть младенца в миру не тем именем, какое ему дают при крещении в церкви – это оправданный в православии обычай, поскольку считается, что церковное имя могут знать только мать с отцом, священник и восприемники.

Тогда человечек будет более защищен от жизненных невзгод. В церкви можно договориться, чтобы малыша назвали именем святого, на день которого выпала дата рождения младенца.

Рекомендации по подготовке к обряду крещения маленького ребенка

Как организовать крестины ребенка? Надо посетить храм, в котором будет проходить процедура. В церковной лавке можно задать интересующие вас вопросы. Служительница церкви в лавке предложит вам почитать брошюру о крещении, где описаны все правила. Дату рождения вашего малыша запишут, также спросят желательное церковное имя младенца, имена его крестных. За церемонию вносится добровольная плата в виде пожертвования, которое идет на нужды храма. Сколько надо платить? Размер пожертвования может быть разным в разных церквях.

Перед таинством крещения крестные обязательно направляются на собеседование с батюшкой. Если вместе с ними придут мама и папа малыша и поучаствуют в беседе, это будет только плюсом. Священник расскажет вам, как совершается крещение малолетнего ребенка, что необходимо взять с собой. Он обязательно спросит на беседе, крещены ли мать с отцом и восприемники малыша. Если нет, то некрещеным следует окреститься до совершения таинства над младенцем. Священник во время беседы даст рекомендации родным малыша, назначит день и время, когда будет проходить крещение ребенка. В этот день следует прийти заранее, чтобы успеть сориентироваться в обстановке, подготовиться. Многие родители приглашают на крестины своего ребенка фотографа, ведут фото- и видеосъемку. Нужно знать, что для записи видео и фотографирования необходимо спросить позволения и благословения у священника.



Больше рассказать о таинстве и наставить крестных сможет батюшка, с котором обязательно проводится предварительная беседа. На нее могут прийти и родители малыша

Кого выбрать в качестве крестных?

Обычно крестными становятся люди одного пола с младенцем: у девочек – женщина, у мальчиков – мужчина. Можно пригласить и двоих крестных разного пола. Тогда у малыша будут духовные отец и мать.

Вопрос, кто достоин стать крестным вашего младенца, очень важен. Крестные становятся вторыми родителями малыша. Подумайте, кто лучше относится к маленькому человечку, кто готов нести за него ответственность, давать ему духовный пример, молиться за него? Чаще всего восприемниками становятся близкие и друзья семьи.

Лучше всего, если крестным станет человек глубоко верующий, знающий и соблюдающий церковные традиции и законы. Этот человек должен часто бывать у вас дома, поскольку он несет ответственность за воспитание маленького человечка, прежде всего – духовное. Он будет рядом с вашим малышом всю жизнь.

Можно выбрать в качестве крестного родную сестру или брата мамы и папы, близкую подругу или друга семьи, бабушку или дедушку малыша.

Восприемники должны креститься сами – это нужно сделать заранее. Родителям необходимо понять, что к вопросу выбора крестных необходимо подойти очень серьезно.

Кто не может стать крестным?

Законы крещения в православной церкви таковы, что крестным не могут стать:

  1. атеисты или иноверцы;
  2. монахи и монахини;
  3. больные психически люди;
  4. дети младше 15 лет;
  5. наркоманы и алкоголики;
  6. неразборчивые в половых связях женщины и мужчины;
  7. супруги или близкие в половом смысле люди;
  8. родители малыша.

Брат и сестра не могут быть крестными друг другу. Если вы крестите близнецов, необходимо делать это не в один и тот же день. Крестные у близнецов вполне могут быть одни и те же.



Если в семье подрастают близнецы, то крестить их нужно в разные дни, а вот еще одна пара крестных для этого не понадобится – достаточно найти двух надежных и благочестивых людей

Памятка для крестных

  • Внешний вид. Восприемники малыша должны придти в церковь со своими нательными крестиками на шее. Если это женщина, она надевает в храм юбку длиной ниже колена и кофту с рукавами. Обязателен для крестной матери головной убор. К одежде мужчины тоже применяются правила нахождения в церкви: нельзя обнажать колени и плечи, то есть даже в жаркое время придется отказаться от шортов с майкой. Мужчина находится в храме с непокрытой головой.
  • Покупки и оплата. Часто спрашивают, кто должен покупать крестик на крещение ребенка? Кто оплачивает процедуру? Существует определенный порядок крещения новорожденного ребенка и подготовки к нему.
    1. Он предполагает, что крестный покупает крестнику крестик, а также оплачивает крещение. Крестная покупает крестик девочке-крестнице. Лучше всего выбрать крестик из обычного металла или из серебра. Золотой крестик применять на церемонии не принято. При выборе крестика обратите внимание на то, чтобы он не мог поранить малыша, пусть у крестика будут овальные края.
    2. Кроме крестика крестной необходимо заранее купить полотенце, крестильную рубашечку и простынь. Она же покупает крыжму – материю, в которой малыша крестят. Материю заботливые матери хранят много лет, поскольку она способствует излечению ребенка от болезни. Больного человечка заворачивают в крыжму, и он начнет поправляться. Хранить ее следует в скрытом от чужих глаз месте, поскольку считается, что через нее можно навести на младенца порчу.
  • Подготовка. Назначенные духовными родителями люди обязаны подготовиться к обряду крещения маленького ребенка и сами. В подготовку входит строгий пост, начинающийся за несколько дней до события, отказ от развлечений и утех. Накануне неплохо принять в храме причастие, перед которым пройти исповедь. В церковь необходимо взять с собой свидетельство о рождении ребеночка. Можно заранее посмотреть видео с крещения, чтобы примерно понимать последовательность событий.
  • Молитва. Восприемники обязаны выучить молитву «Символ веры». Эту молитву трижды читает священник во время таинства крещения ребенка, ее могут попросить прочитать наизусть и крестного.

Нюансы крестин

  • Маленького человечка можно окрестить в любой день недели – в праздники и будни, в пост и в обычный день, но чаще всего крестины проходят в субботу.
  • Восприемникам положено заранее забрать ребеночка у родителей и пойти с ним в церковь в назначенный день и время. Родители подходят вслед за ними. Существует примета о том, что крестный должен разжевать зубок чеснока и дыхнуть в лицо малышу. Таким способом отгоняют от младенца злые силы.
  • На церемонии в храме присутствуют только самые близкие люди – родители мальчика или девочки, принимающих таинство, может быть, бабушка с дедушкой. Остальные могут придти в дом крещеного после обряда и отметить это событие за праздничным столом.
  • Крещение грудного ребенка не всегда происходит в самой церкви. Иногда священник проводит обряд в специально отведенном для этого помещении.
  • Если есть необходимость, родители могут устроить обряд у себя дома или в роддоме. Для этого нужно договориться с батюшкой и оплатить все его расходы по организации таинства.
  • Священник читает молитвы и совершает миропомазание новорожденного. Затем он срезает прядь волос с его головы, как бы принося богу жертву. Потом малыша трижды опускают в купель, батюшка произносит: «Вот крест, дочь моя (сын мой), неси его». Вместе с батюшкой крестный (ая) говорит: «Аминь».
  • Родители ребенка также приходят в церковь, соблюдая православные обычаи. Они одеваются, как принято в храме. Во время обряда мать может помолиться за свое чадо. Такие молитвы наверняка будут услышаны.
  • Вечером на праздник родственники и друзья приходят с подарками. Их выбор зависит от достатка и воображения: игрушки или одежда, предметы ухода за младенцем или иконка святого – покровителя малыша.


Традиционно крещение происходит в помещении храма, однако при некоторых обстоятельствах родители могут попросить о выездной церемонии – например, дома или в родильной палате

Особенности крестин мальчиков и девочек

Крестины девочки и мальчика отличаются мало. Во время обряда крестный носит малыша мужского пола за алтарь, а ребенка женского пола крестная туда не носит. Крестины новорожденной девочки предполагают наличие головного убора, то есть на нее надевают косынку. Когда совершаются крестины маленького мальчика, он находится в храме без головного убора.

Если в обряде участвуют оба крестных родителя, то сначала ребенка мальчика держит крестная мать, а после купания в купели его берет на руки крестный отец и несет за алтарь. Девочку держит на руках только крестная мать. Это главное отличие в обряде над детьми противоположного пола.

Если порядок крещения маленького ребенка будет соблюден, кровные и духовные родители ребенка подготовятся к крестинам, ребенок будет расти здоровым и веселым. Когда он вырастет, то станет высокодуховным человеком, стремящимся к праведной жизни.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Что такое крещение, зачем оно на самом деле нужно, в чем суть крещения ребенка? Каковы правила крещения ребенка в церкви, как проходит обряд крещения? Что необходимо делать перед крещением, после крещения? Нужны ли крестные родители и как выбрать крестного? Эти и многие другие вопросы встают перед родителями, собравшимися крестить своего ребенка. В этом материале вы найдете ответы на самые распространенные вопросы о крещении ребенка.

Обряд крещения ребенка

Суть крещения ребенка

Крещение является одним из семи таинств Православной Церкви, в котором новообращаемого трижды погружают в купель с освящённой водой с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Суть крещения ребенка состоит в том, что маленький человек «умирает» для греховной жизни и возрождается для жизни с Богом через таинственный обряд.

В Библии сказано:

Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

Ин. 3:5

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет

Мк. 16:16

Установлен этот обряд самим Господом Иисусом Христом, когда Он был крещен Иоанном Предтечей (известным как Креститель) в водах реки Иордан.

Крещение необходимо человеку для спасения его души. Это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Небесного Царства. Через крещение таинственным, непостижимым для нас образом на человека действует незримая сила Божия – благодать. Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Мф. 28, 19

Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и может приступать к другим церковным таинствам. Если родители желают своему малышу достойной, нравственной жизни – с Богом, Создателем мира и Источником всего доброго и светлого – начать этот путь стоит именно с крещения.

Некоторые считают, что креститься ребенок должен по собственному выбору в сознательном возрасте. Но это не так. Если родители желают воспитать из ребенка нравственную, сильную духом личность на христианских ценностях, то и крещение необходимо в самом раннем возрасте, так как оно смывает печать первородного греха и позволяет малышу участвовать в таинствах, без которых духовного развития просто не будет.

Еще один народный миф – необходимость крещения заключается в даровании ему здоровья через таинство. Подобный подход вообще касается всех церковных таинств, когда люди убеждены, что соборование или причастие – не важно – имеет своей целью решение насущных, земных вопросов человека, вроде исцеления от болезней или получения материальных благ. Крещение – это вход ребенка в Церковь, общность людей православной веры. Его здоровье будет зависеть не в последнюю очередь от образа жизни родителей и их молитв о нем, а также от соблюдения самых простых принципов правильного ухода за малышом.


Крещение ребенка в церкви

Церковные правила гласят, что после его рождения обряд совершается по существующему обычаю на 40-й день. Но в зависимости от обстоятельств это можно сделать раньше или позже. Например, после рождения ребенок слаб и болезнен, не дай Бог – при смерти. Крещение дает шанс молиться о ребенке Богу, сразу же по завершении таинства причастить его.

Для крещения необходимо выбрать храм, в котором будет проводиться обряд, предварительно выбрать крестных родителей, пройти огласительную беседу (на которой служитель церкви расскажет вам обо всех правилах), ребенку нужно подобрать имя в крещении, хотя оно может совпадать с данным при рождении.

Родителям и крестным необходимо молитвенно готовиться к этому событию, а также знать основные православные молитвы, о которых предварительно сообщит священник. К таинству крещения должны быть подготовлены следующие атрибуты: нательный крестик, крещальная одежда, полотенце, свечи, икона небесного покровителя крещаемого. Весь этот «комплект» можно приобрести в храме.

Как выбрать храм для крещения ребенка

Храмом для совершения таинства крещения может стать любой православный храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата или другой канонической Поместной Православной Церкви либо находящийся непосредственно рядом с местом проживания семьи, либо выбранный по желанию.

Протоиерей

ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН

Настоятель храма св. Феодора Студита у Никитских ворот, г. Москва

Иерей

АНТОН РУСАКЕВИЧ

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, остров Городомля

Иеромонах

ИОНАФАН (БОГОМАЗ)

Насельник Успенского мужского монастыря г. Иваново

Иеромонах Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием. После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья. Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков, и девочек – не слушайте суеверные опасения! Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными. // иерей Антон Русакевич

У нас с мужем родился сын, ему 10 месяцев. Я не могу выбрать ему крестного. Причина – я не общалась никогда в православной среде. Хочется найти крестного мужчину, чтобы учил, ходил с ним в церковь, наставлял, но я с такими не общаюсь. Как быть посоветуйте.

Вы можете крестить и без крестного. А так можете батюшку попросить стать крестным. // иеромонах Матфей (Козлов)

Обязательно ли крестному исповедоваться и причащаться перед крещением младенца или без этого не покрестят?

Желательно! Потому что крестный отец должен помочь своему крестнику в воцерковлении, т.е. в духовной жизни, а исповедь - это первый шаг к ней. А если крестный ничего в этом не понимает, то какой в крестном толк? Так что именно для того чтобы крестные родители сами приобщились к церковной жизни им необходимо начать это с исповеди. // иеромонах Ионафан (Богомаз)

Собираемся крестить младенца. Можно ли небесного покровителя выбрать самим? Или строго по святцам? Например: младенца нарекли Дмитрием. Первая дата после рождения - это дата перенесения мощей Димитрия Басарбовского (Бассарабовский), болгарского, прп. Он и будет являться небесным покровителем? Или родители могут сами определить по желанию Димитрия Солунского?

Да, вы можете сами выбрать небесного покровителя. // иерей Антон Русакевич

Такая ситуация: крестный моего сына купил крестик в ювелирном магазине, соответственно он не освящён. Так случилось, что крестины прошли чуть раньше запланированного и до этого момента не было возможности освятить крестик. В связи с этим покрестили так. Меня беспокоит вопрос: произошло ли крещение в полной мере и можно ли позже освятить крестик сходить, не повлияет ли это на сына? Спасибо!

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

— Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

— Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

О таинствах. Таинство Крещения

Одним из важных отделов литургики является изучение таинств. Изложению собственно литургической стороны каждого таинства мы здесь предпосылаем краткое раскрытие существа таинства, изъяснение его нравственно-догматического смысла на основе богослужебного текста чинопоследований.
Учение о том или другом таинстве в богословии сводится обыкновенно к тому, что дается объяснительная сводка всех библейских и святоотеческих мест, говорящих о нем. В лучшем случае эти места ставятся в историческую связь, чем дается некоторая картина развития взгляда Церкви на известное таинство. Но вопросы богословия слишком глубоки, и в каждом из них есть кое-что не поддающееся самому слову, мысли, сокрыта тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка и постигаемая иначе, другим действием (актом) душевной жизни, а именно тем, что мы назвали бы творчески-религиозным вдохновением, творчески-религиозным проникновением.

Поэтому-то для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их «тайны», насколько это возможно, - это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства.

Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, - результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Вернее, творила эти цельные произведения, эти чинопоследования - сама Церковь устами лучших своих сынов. И как произведения религиозного вдохновенного творчества облагодатствованных и святых песнописцев и отцов Церкви, они способны глубже освещать важнейшие вопросы жизни и бытия вообще, чем чисто рассудочные построения. Вот почему чинопоследование таинств, как и другие богослужебные чины, будучи совершаемы истово и без ненужных сокращений, производят такое высоко-назидательное и умиляющее впечатление на душу.

Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Но польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно, истово, с проникновением в их дух и значение. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, должны хранить себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 7). Оно необходимо будет нормой и руководством к благоговейному и достойному совершению этих таинств. Достаточно вспомнить при этом молитву священника о себе самом при совершении одного из таинств (таинства Крещения). Она показывает, с какими чувствами и настроением должен приступать священник к совершению таинства Крещения и других таинств. В молитве говорится:
«Благоутробный и Милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною: да не свободу иным возвещаяй и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен (отвержен) буду. Ни, Владыко, Благий и Человеколюбивый, да не возвращуся смирен (да не буду наказан лишением благодати): но ниспосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго, и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством».

Эта ревность о деле Божием и смиренное его исполнение, память о том, что «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» - должны быть неослабными у пастыря во всю его жизнь.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

«Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.

Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос

от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем».

(Апостол на последовании крещения - Рим.

зач. 91-е). Мы крестились «в смерть Господню».

Догматико-нравственное значение таинств Крещения и Миропомазания.

По благому Своему Промыслу о человеке Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем, путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле, но вместе с тем полагая основы новой жизни во Христе («во Христа облекохомся»), новому бытию («пакибытие»).

Как же это совершается? Каждому из нас по закону природы в определенное время предлежит смерть, и, желаем мы того или не желаем, - она всегда и непременно людей настигает. Но умереть естественной смертью еще не значит стать причастным спасительной смерти и воскресению Господа Спасителя. Божественной благостью и премудростью, по снисхождению к «нищете нашего естества», в таинстве Крещения дан нам некий способ подражания Началоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, «приводя в действие, что Им прежде было совершено» (святитель Григорий Нисский), т. е. спасительные смерть и воскресение. Прививаясь Христу верою, мы с Ним, «добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, ибо «спогребохомся Ему, - говорит Писание, - крещением в смерть» (Рим. 6, 4), чтоб вслед за уподоблением смерти последовало и уподобление воскресению» (святитель Григорий Нисский).

Все умершие имеют свое место - землю, в которой погребаются. Земля же имеет ближайшей к себе стихией воду. И так как смерть Спасителя сопровождалась погребением в землю, то и наше подражание смерти Христовой изображается в ближайшей к земле стихии - воде. Мы, будучи по естеству тела в единении с нашим Началовождем Господом Иисусом Христом, имея в виду чрез смерть Господню очиститься от греха, достигнуть восстания к жизни, что делаем? Мы вместо земли наливаем воду и, троекратно погружаясь в этой стихии (во имя Святой Троицы), «подражаем благодати воскресения» (святитель Григорий Нисский).

В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом таинстве отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго... Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении - имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии. В молитве 1-й и 2-й на 8-й день после крещения говорится, что крещенному «водою и Духом» дана жизнь второго рождения и прощение грехов («избавление грехов святым крещением рабу Твоему даровавый, и жизнь паки рождения ему подавый», «паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом»); теперь он находится в таком тесном единстве со Христом, что называется «одеявыйся во Христа и Бога нашего».

Для чего же за крещением следует миропомазание (у католиков раздельно - конфирмация)?

«В образе умерщвления, - говорит Григорий Нисский, - представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти (Господа), - которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла».

Порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет всю жизнь. И вот во втором таинстве, таинстве Миропомазания, - «животворящем помазании», - крещенный получает «Божественное освящение», дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной: благодатью Святого Духа подается крещенному «утверждение в вере», избавление от козней «лукавого» (диавола), соблюдение души «в чистоте и правде» и благоугождении Богу, чтобы быть «сыном и наследником Небесного Царствия». В молитве на измовение на 8-й день Церковь молится о новопросвещенном, чтобы Господь через благодать

таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.

Литургическая сторона таинства Крещения. Определение таинства. Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», - очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

История чинопоследования таинства. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I-II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:

из наставления в вере Христовой, или оглашения,

покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и

самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.

Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV-VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.

О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского - 2 тайноведческое слово; Григория Богослова - Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста - Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII-VIII вв. и проч.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

До крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает «Молитвы в первый день по внегда родити жене отроча». Затем, обыкновенно, сряду читается «Молитва во еже назнаменовати (крестным знамением) отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего». По Уставу наречение имени полагается совершать на восьмой день по рождении младенца пред вратами храма, в притворе. Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Иисусом Христом (Лк. 2, 21).

«Назнаменование», под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы по некотором времени преподать ему благодать Крещения.

Таким образом, с назнаменования крестным знамением и наречения имени начинается оглашение, как один из обрядов, предваряющих совершение таинства Крещения.

Пред началом молитвы, при наречении имени младенцу, священник крестным знамением знаменует младенцу чело, уста, перси (грудь) и говорит молитву: «Господу помолимся». «Господи, Боже наш» и пр. Обычно при произнесении слов: «и да знаменается свет лица Твоего… и Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и помышлениях его», священник знаменует младенца (осеняет крестным знамением). После этого бывает отпуст, на котором поминается имя святого, в честь которого дано младенцу имя.

В сороковой день по рождении младенца священник в притворе (обычно у входа в храм) читает «молитвы жене родильнице» и, если младенец уже крещен, то сразу же за этим совершает «Чин воцерковления отрочати». Если младенец родился мертвым, молитвы матери читаются короче (указано на ряду в Требнике).

Для матери, у которой младенец жив и уже крещен, в предпоследней молитве (отрочати) «Господи, Боже наш» выпускаются слова: «Да сподобився святаго Крещения» и далее до возгласа: «Тебе подобает всякая слава...»; в последней же молитве «Боже Отче Вседержителю» выпускаются слова: «и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения...» до возгласа.

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь возбраняет входить в храм до 40-го дня и приступать к причащению Святых Таин, имея в виду пример Богоматери, исполнявшей закон очищения (Лк. 2, 22). В случае же тяжелой болезни матери сподобляются причащения Святых Таин независимо от этого предписания.

ОГЛАШЕНИЕ

Оглашение взрослых. Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:

после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.

Оглашение детей. Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.

Чин оглашения, совершаемый в храме над взрослыми, более пространный по сравнению с чином оглашения младенцев.

При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).

В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.

Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства (Большой Требник , гл. 103-104).

Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу.

Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.

Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый - «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).

Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его - царство тьмы.

Само отречение выражается троекратным ответом - «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:

«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» - крещаемый отвечает: «Отрекохся».

Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый - «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом - то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» - крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», - и читает Символ веры. Наконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», - на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.

Примечание.

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.

После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.

Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

Примечание о восприемниках.

Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.

Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.

Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.

В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

КРЕЩЕНИЕ

Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство…».

И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства.

Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню».

Освящение елея. По освящении воды освящается елей. Священник трижды дует на елей и трижды знаменует (крестом) его и читает над ним молитву.

Помазание освященным елем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза).

Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, - знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия.

После этого священник возглашает:

«Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир…»

И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова -

При помазании чела: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»;

При помазании груди и спины: «Во исцеление души и тела»;

При помазании ушей: «В слышание веры»;

При помазании рук: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя»;

При помазании ног: «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».

Это помазание елеем по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины - крещаемого - к плодоносной маслине - Христу, и указывает на то, что в Крещении человек рождается в новую духовную жизнь, где он должен будет бороться с врагом спасения - диаволом; этот символ взят из древности, где борцы для успеха в борьбе обыкновенно натирались маслом.

Погружение крещаемого в воду. Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве - само крещение (греческое название крещения baptisma - значит «погружение») чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ».

Троекратное «аминь» произносят и восприемники. Погружение в воду должно совершать полное, а не частичное или обливанием. Последнее допустимо только для тяжелобольных.

При погружении крещаемый смотрит лицом к востоку.

По совершении троекратного погружения положено петь (трижды) 31-й псалом (в это время священник умывает руки после Крещения). Сразу после Крещения священник одевает крещенного в белую одежду.

Облачение крещаемого в белую одежду и возложение креста. При этом священник произносит слова: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

В это время поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».

Белая одежда - символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистоты жизни, к которой обязуется человек после Крещения. Возложение креста - во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу и о несении своего жизненного креста по слову Господа.

При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, - рече Господь, - да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».

После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.

По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, - моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.

Примечание.

Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.

Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко

подобает Тебе», - поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.

В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца…» и проч.

КРАТКИЙ ЧИН КРЕЩЕНИЯ «СТРАХА РАДИ СМЕРТНАГО»

При опасении, что младенец не будет долго жить, Устав повелевает крестить его тотчас же по рождении, и притом, чтобы успеть совершить Крещение, пока он жив, Крещение совершается священником над ним вкратце, без оглашения, по чину, озаглавленному в Малом Требнике: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Крещение вкратце совершается следующим образом. Священник говорит: «Благословенно Царство». Чтец: «Святый Боже», «Пресвятая Троице». По Отче наш - возглас священника, и читается им сокращенная молитва на освящение воды. После ее чтения священник влагает елей в воду, затем крестит младенца, говоря: «Крещается раб Божий» и пр.

После Крещения священник облачает младенца и помазывает Миром. Затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся». И бывает отпуст.


Обряд положено совершать пред вратами храма в притворе. Выбор имени младенцу предоставляется родителям. (Симеон Солунский, гл. 59). Взрослые пред Крещением сами выбирают себе имя.

Если младенец сильно болен, то Устав указывает совершать наречение имени и само Крещение сразу по рождении младенца. В Малом Требнике дан краткий чин Крещения; он озаглавлен: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Подробнее об этом см. ниже.

Обычно бывает, что елей при Крещении употребляется один и тот же, будучи однажды освящен по указанному чину. Он, по принятой практике, содержится в сосуде с соответствующей надписью в одном ковчежце с Миром. В этом же ковчежце содержится кисточка для елея.

Совершение Крещения младенцев, особенно начинающими священниками, требует внимания и определенной тренировки в части самого погружения, чтобы младенец при погружении не взял ртом воды и не захлебнулся. Опытные священники совершают это следующим образом. При погружении ладонью правой руки закрывают рот и нос младенца, а крайними пальцами уши. Левой рукой младенец поддерживается за грудь под руки. Младенец погружается в воду вниз ногами. При подымании из воды головы ребенка ладонь у рта опускается, и в это время ребенок инстинктивно делает вдох. И затем опять погружение с закрытым ладонью ртом. После определенной практики все это совершается быстро и слаженно.



Литургика: Таинства и обряды.


30 / 01 / 2006

Крещение - что это такое?

Независимо от личных переубеждений, практически каждый родитель желает окрестить своего ребенка. Когда это делать и в какой промежуток времени – это личное дело каждого. Если вы обратитесь по данному вопросу к представителям церкви, то получите ответ, что окрестить новорожденного лучше по истечении 40 дней после рождения. Связано это с тем, что число 40 в религии имеет большое значение. Например, 40 день в Ветхом Завете – это именно тот день, когда ребенка впервые приносили в церковь.



Также на 40 день над женщиной, которая родила ребенка, читается специальная молитва. Ко всему, на протяжении 40 дней после родов женщина не принимает участие в таинствах храма Господнего.

Объясняется это не только с религиозной стороны, но и со стороны физиологии, ведь для восстановления организма после родов женщине требуется 40 дней, а также это то время, которое лучше уделить новорожденному малышу. Дается 40 дней женщине и для того, чтобы она могла улучшить свое здоровье и восстановиться после родов.

После того как прошло 40 дней, рекомендовано прочитать специальную молитву. Доверить процесс нужно только священнику и сделать это можно либо до крещения малыша, либо после. Как показывает практика, маленькие дети намного лучше воспринимают процесс крещения, так как они не понимают, что с ними происходит, и, соответственно, более спокойно себя ведут. Они не плачут, когда их на руки берет чужой человек, а именно священник либо крестные, также и сам обряд проходит проще.

Как известно, у ребенка до трехмесячного возраста сохраняется внутриутробный рефлекс, а это позволяет ему проще перенести процесс погружения в купель с водой, а также он может задержать дыхание, ведь погружение производится, как правило, с головой. Когда и в каком возрасте крестить малыша – решают родители, так как это зависит от физиологического развития ребенка и от его состояния здоровья.

Может возникнуть ситуация, что после рождения ребенок будет находиться в стенах больницы в общей палате либо в реанимации. И если представителями лечебного заведения практикуется крещение в стенах медицинского центра, тогда обряд можно провести там. Для этого родители могут пригласить священнослужителя либо произвести таинство мама может самостоятельно.

Если вы не хотите беспокоить ребенка до 40 дней, тогда можно таинство провести после 40-дневного периода. Многие родители решают крестить уже взрослых детей, поэтому каждый самостоятельно для себя определяет, в какой период крестить малыша.

Крещение ребенка в стенах больницы

Крещение можно произвести в медицинском центре. Важно предварительно уточнить, позволят ли представители медицинского заведения произвести обряд, смогут ли они допустить присутствие в палате либо в отделении реанимации священника. Если такой возможности нет, и священнослужитель не сможет присутствовать на обряде, тогда мама может таинство произвести самостоятельно.



Для этого ей нужно будет подготовить пару капель свяченой воды. Эти капли необходимы для того, чтобы трижды перекрестить ребенка. Произнесите его имя. Необходимо сказать: крещается раб либо раба Божий (Божья), после этого назвать имя ребенка и проговорить слова "Во имя Отца. Аминь". Это первый случай, когда необходимо каплями святой воды перекрестить ребенка. Далее нужно проговорить "и Сына. Аминь" и второй раз каплями свяченой воды перекрестить малыша. Третий раз проговаривайте и "Святого Духа. Аминь" и снова перекрестите малыша.

После того как вы произведете обряд, рекомендовано при первой же возможности вместе с малышом посетить храм, где будет произведено миропомазание. Это означает, что ваш ребенок будет присоединен к церкви. Обязательно перед процессом миропомазания нужно поставить священнослужителя в известность, что вы обряд крещения производили самостоятельно, и что все это происходило в медицинском заведении. Если нет возможности после выписки из больницы посетить церковь, тогда можно пригласить священника домой.

В какой период года лучше крестить ребенка

Когда речь идет про теплый период года, то у родителей не возникают опасения. Но когда процесс крещения родители запланировали в зимой, то первый вопрос, который возникает – безопасно ли это? Важно отметить, что церковь, как правило, отапливается, в купель добавляется теплая вода.

Многие церкви имеют для крещения отдельные помещения. Единственное, что нужно сделать родителям – это убедиться в том, что нет сквозняков, что двери храма плотно закрываются.

Во сколько обойдется крещение и нужно ли платить

Принято считать, что как и за какую-либо другую услугу, за процесс крещения ребенка родители должны внести определенную плату. В церкви есть плата, но выглядит она непривычным для нас способом и производится иначе. Для представителей церкви под понятием "плата за крещение" имеется в виду пожертвование на храм. Благодаря данным пожертвованиям производится содержание храма Господнего, ремонтные работы и реконструкция, оплата за электричество и отопление. Если в церкви за обряд крещения вам предлагают внести плату в виде денежных средств, тогда рекомендовано рассмотреть другой вариант, ведь для храма плата – это пожертвование. Если у родителей нет возможности пожертвовать храму, тогда священник должен окрестить ребенка бесплатно.


Как назвать малыша

В календаре существует множество религиозных праздников, и чем ближе к религиозной дате родится ребенок, тем больше вероятности, что его нужно назвать именем Святого. К примеру, если мальчик родился ближе к 19 декабря, то его необходимо назвать Николай, так как именно 19 декабря отмечают православные день Святого Николая. Как разъясняют представители церкви, не обязательно называть ребенка именем Святого, тем более что во многих случаях при крещении ребенку дается другое имя.

Как выбрать храм для крещения

Родители, которые нечасто посещают стены храма, перед обрядом крещения встречаются с проблемой правильного выбора церкви. В какой лучше крестить малыша? Если вы являетесь частым прихожанином, то проблем с выбором храма у вас не возникнет. Если же вы в поисках, тогда рекомендовано посетить несколько церквей, пообщаться со священником и с представителями, работниками церкви. Если к вам и вашей просьбе окрестить малыша было проявлено лояльное отношение, то вы вполне можете остановить свой выбор на данном храме. Если же в вашу сторону от представителей церкви поступила грубость, тогда рекомендовано продолжить поиски. Также рекомендовано выбирать тот храм, где есть отдельное помещение для проведения таинства крещения, так как в данных помещениях поддерживается необходимая температура воздуха, отсутствуют сквозняки, и обряду не будут мешать посторонние лица.

Очень важно перед обрядом уточнить, какое количество детей будут крестить именно в тот день, в который вы будете крестить своего ребенка. Если церковь небольшая, то есть вероятность того, что вместе с вами одновременно крещение будут проходить еще несколько детей. Если это так, тогда лучше со священником договориться об индивидуальном крещении.

Можно ли фотографировать и снимать крещение

Как правило, со стороны церкви нет никакого запрета о проведении во время крещения фото- и видеосъемки. При этом родителям необходимо заранее этот момент проговорить с представителем церкви. Для фото- и видеосъемки лучше пригласить опытного специалиста, так как он сможет запечатлеть самые яркие моменты и не будет мешать самому процессу крещения. Полученные отснятые материалы украсят коллекцию домашних фото и видео, а также помогут в будущем восстановить все моменты обряда. Да и самому карапузу будет интересно потом увидеть процесс его крещения.

Выбор крестных

Важным моментом в процессе подготовки к крещению ребенка является выбор крестных. Не стоит крестную пару формировать из супругов, а также в роли крестных не могут выступать монахи и монахини. Не может быть крестным родной отец либо мать ребенка. Важно, чтобы выбранная вами пара верила в силу Таинства крещения, а также чтобы они сами были верующими людьми.

После того как вы выбрали крестную пару, им необходимо провести перед обрядом беседу со священнослужителем. После беседы крестным будет выдан документ о том, что они могут принимать участие в обряде крещения. Также рекомендовано, чтобы крестная пара выучила специальные молитвы, которые необходимо будет произносить в процессе самого обряда.

Покупки подарок на крещение

Перед обрядом крещения ребенку необходимо приобрести крестик, а также нужно иметь крестильную рубашку и полотенце. Церковные вещи рекомендовано хранить на протяжении всей жизни малыша.

Выбор имени при крещении

Часто родители встречаются с такой проблемой, как выбор имени при крещении. Может оказаться так, что святого с таким именем, как у вашего ребенка, нет. Тогда необходимо подбирать имена, близкие по звучанию. К примеру, если девочку зовут Алина, то при крещении можно дать ей имя Елена, если девочку зовут Жанна, то при крещении можно дать имя Анна. Алиса созвучно с именем Александра. При этом можно в церкви встретить и необычные имена. Например, есть святой по имени Эдвард.

Подготовка малыша

Чтобы для родителей и для малыша обряд крещения произошел спокойно, родителям необходимо побеспокоиться о том, чтобы ребенок был сыт. Покормить малыша можно как до приезда в церковь, так и будучи в храме. Для этого представители церкви могут выделить маме и ребенку отдельное место либо мама может заранее подготовить бутылочку с молоком.


Во время таинства крещения малыш должен находиться на руках у крестных родителей. Есть ряд храмов, которые во время обряда в помещении запрещают присутствовать маме. Для того чтобы избежать форс-мажорных ситуаций, данный момент лучше уточнить у служителей храма заранее.

Температура воды в купели

Многие родители придерживаются того мнения, что в купели вода холодная. Важно учесть, что представители церкви не нацелены на то, чтобы ребенок замерз. Именно поэтому перед обрядом крещения в купель наливается горячая вода, а перед самим обрядом она разбавляется с холодной. В результате крещение малыша производится в теплой воде. Для того чтобы ребенок не замерз, важно после крещения его одеть и окутать в полотенце.

Нужно ли носить крестик

Многие родители считают, что после крещения, пока ребенок маленький, крестик нужно снять. Если малыш ходит в детский сад, то крестик, с которым производился обряд крещения, можно заменить на более простой. Веревка либо цепочка должна быть средней длины, чтобы малышу было удобно.

После крещения родственники могут дома либо в ресторане отметить данное событие.

Свидетельствование крещения

После того как ребенка окрестили, церковь родителям выдает свидетельство о крещении. В свидетельстве указываются крестные родители, дата мероприятия, а также день, когда ребенок должен отмечать свои именины. Очень важно с детства приучить ребенка к причастию. Маленьким детям рекомендовано причащаться на постоянной основе.

Информация о церкви

Весь процесс подготовки к крещению, как правило, забирает у родителей много времени. Основное время уходит на выбор храма Господнего и на уточнение всех организационных моментов.



Для того чтобы не тратить время, и для того, чтобы в короткие сроки уточнить всю информацию, рекомендовано воспользоваться сайтами храмов. Как правило, сегодня многие храмы и церкви имеют свой личный сайт, на котором отображается контактная информация, номера телефонов, а также ответы на часто задаваемые вопросы.

Зайдя на сайт, родители могут узнать об обряде крещения, как происходит Таинство, можно ли присутствовать маме.

Дополнительно информацию всегда вы сможете узнать по контактному номеру телефона. Совет: для того чтобы вы могли узнать все что нужно, лучше вопросы к священнослужителю подготовить заранее, а чтобы вы их не забыли, то лучше записать. К примеру, не забудьте узнать о возможности произведения фото- и видеосъемки во время крещения.