Крещение иногда "действительно", а иногда - "крещение недействительно". Что за оригинальное представление о действительности? Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы н

Крещение иногда
Крещение иногда "действительно", а иногда - "крещение недействительно". Что за оригинальное представление о действительности? Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы н

Люди решают принять Крещение или крестить своих детей по разным мотивам: чтобы быть как все, чтобы не болеть… Игумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, считает, что священники обязаны отказывать в Крещении тем людям, которые пока еще не готовы стать христианами. И в этом нет проявления презрения или нелюбви, но есть только призыв к ответственности.

Такой случай произошел как-то на украинском приходе. Приезжают ко мне вечером на машине изрядно подвыпившие граждане: женщина лет 55-60-ти, её дочь и жених дочери, и заявляют, что им "срочно надо покреститься". Удивлённый такой спешкой, я стал говорить о подготовке ко Крещению, на что мне заявляют, что у них нет времени: "Сегодня была помолвка, это вот жених моей дочери, а в субботу они расписываются. Так мать жениха сказала, что надо ж наших молодых иконами благословить, а как же осенять иконами, если невеста не крещённая?"

Я задаю вопрос: "Так что, вы собираетесь креститься только ради того, чтобы завтра дочь иконой осенить?" (оцените степень заблуждения (!) — величайшее Таинство поставлено не как цель и само по себе высшее благословение). Мне дали утвердительный ответ, мол, нам больше ничего и не надо. Я задал вопрос: "Собираются ли молодые венчаться?" Мать мне твердо ответила: "Наши деды сказали, что достаточно их благословения, и никакого венчания не надо — пусть живут, а то может и разбегутся". Пытаюсь объяснить, что это не основание для Крещения, и что, собственно иконой-то благословить может мать и некрещеное дитя, но креститься надо только в случае обретения веры и понимания, какую ответственность возлагает Крещение на крестящихся. Заявил им, что пусть они на утро приходят вместе с женихом на службу (дело было под какой-то праздник) и на беседу, только не "под мухой".

Они пофыркали и поехали. Наутро, конечно, никто не пришел. Потом я узнал, что на утро они ездили к нашему благочинному, и каким-то образом им удалось у него креститься. За прошедший год они ни разу не явились на Богослужение, ни разу!

На мой вопрос благочинному (который, как человек, к слову, обладает прекрасным характером, гостеприимен, добродушен, спокоен), я услышал: "Батюшка, ну надо ж снисходить к слабостям людским — пусть они сейчас еще и не понимают, не сознают, ну, а потом, может, придут когда-нибудь"!

Можем ли мы себе представить, чтобы апостол Павел соизволил крестить людей заведомо неверующих и не собирающихся жить по-христиански? Причем тут снисхождение к слабостям? Тут дело не в слабостях, а в том, что люди просто относятся к Таинству как к какому-то языческому обряду, шаманству. При таком отношении к Таинству самым высшим "снисхождением" к человеку и будет отказ ему в Крещении, чтобы не возлагать на неподготовленного человека бремя ответственности за принимаемый дар. Именно из "снисхождения" к немощи человека и был установлен продолжительный (иногда до года и более) период оглашения, то есть, подготовки к Таинству Крещения, чтобы человек созрел и осмыслил то, к чему дерзает приступать. И именно когда они, как говорит благочинный, "потом, когда-нибудь осознают", вот тогда их и следует крестить. При описанном же отношении крестить ни в коем случае нельзя, недопустимо!
__

И еще случай из нашего прихода. Приходят крестить мальчика, лет 7-8. Веду беседу с родителями, спрашиваю о причинах их явки и о готовности их ходить вместе с ребёнком в храм. Они заявляют, что пришли крестить только потому, что "бабка-знахарка сказала, что мальчик порченый" и нашла у него какое-то заболевание, которое собиралась лечить. Я с полчаса начинаю объяснять, что нельзя допускать каких-либо бабок к ребенку, что Крещение смоет с него все предполагаемые или реально имеющиеся быть "порчи", но что ребенка надо бы еще и врачам показать, так как регион у нас первенствуют по раку и туберкулёзу лёгких (а ребенок покашливал). Со мной соглашаются - и я соглашаюсь крестить с условием, что родители на утро придут на Литургию и причастят ребенка, да и сами подготовятся к Причастию. Они дают согласие, я крещу ребёнка. Наутро никто не явился в храм. Потом я узнаю, что они-таки потащили ребёнка к "бабке пошептать". Подождав с месяц их покаяния и вразумления, я при встрече на улице пытался их образумить, но они даже "за ухом не почесали".
__

Существует два канонических правила, говорящих, что Крещение в подобных случаях почти что ничего не значит, если ему не сопутствует православная вера и жизнь.

"Поскольку некоторые из иудейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и скрытно праздную иудейскую субботу, и прочее иудейское исполняя, то определяем, их ни во общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию — иудеями. И детей их не крестить…
Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая иудейские обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить — этих принимать и крестить детей их, и утверждать их" .

В комментарии на это правило митрополит Никодим (Милаш) пишет: "Относительно того, что не следует крестить детей у тех родителей, которые сами по-настоящему не обратились в христианство, Вальсамон замечает, что некоторые иудеи и язычники …приносили своих детей к христианским священникам для Крещения, смотря на Крещение не как на Таинство веры, а как на некое лекарство…

Во времена Константинопольского патриарха Луки Хризоверга (1156-1169гг.) пришли в Константинополь некоторые из турок и заявили, что они христиане, так как в детстве были крещены у себя на родине. На вопрос патриарха "как это могло быть, ведь они исповедуют ислам", они отвечали, что у них на родине есть местный обычай — нести новорождённого ребёнка к христианскому священнику, чтобы тот окрестил его, так как по местному поверью, пока священник его не окрестит - в новорождённом пребывает злой дух.

Из этого собор заключил, что Крещения, требуемого у христиан, турки искали не с православными намерениями, …но смотрели на него как на некое лекарство или даже вид чародейства. Такое крещение собор действительным не признал и туркам вынес решение, что если они хотят стать поистине христианами, им надлежит уже по-настоящему с верою принять это Таинство".

Об этом же говорит и 135-е правило Номоканона при Большом Требнике Русской Православной Церкви. Это — вопиющий и едва ли ни единственный случай, когда Крещение, совершенное православным священником и в Православной Церкви, признается недействительным, так как интенция крестящихся не соответствовала православной вере.

Крещение — это рождение, которое само органически является прорастанием семени веры. Если "семя" (основание, или мотив ко Крещению) - не от веры, а от различных суеверных заблуждений, то возникают сомнения в действительного того, что проросло от этого семени (то есть, самого Крещения). Это не значит, что поголовно нужно всех "перекрещивать", когда они вздумают стать подлинно православными (ведь в "советское" время в основном-то и крестили по суеверным побуждениям — "чтобы не болел", "чтобы не сглазили" и т. д.). Просто необходимо серьезно отнестись к тем причинам, которые побуждают родителей переступить порог храма с ребёнком на руках. Вы входите в Дом Божий, а не в музей. Если вы сами вместе с ребёнком не готовы стать членами Семьи Христовой, тогда не следует вам крестить ребёнка. Ведь в чине Крещения крестящийся даёт обещания Богу, а Церковь молится, чтобы крещеный стал верным чадом Христовой Церкви, "насаждённым в Доме Бога нашего на корне веры".
__

Также случай из нашего благочиния. В селе моего прихода проживает один человек — лет 50-55-ти. Занимается пасекой, ведёт самодостаточный образ жизни, сконцентрированной на "себе, любимом". В частной беседе выяснилось, что он еще не крещён и хотел бы покреститься, "чтобы быть как все". Я начинаю за чашкой чая ему объяснять, что такое Крещение, что такое храм и Богослужение. Он тут же мне твёрдо заявляет: "В храм не пойду, если креститься, то так, чтобы никто не знал — чтоб не сглазили, и вообще в храм не пойду, исповедь и Причастие не принимаю" и с ухмылкой, показывая на бутыль настойки, говорит: "вот моё причастие". Я - в шоке, едва сдерживая гнев, говорю, что креститься ему нельзя, что его кощунство и простительно-то ему только потому, как он не крещён, а как будет крещён — ничего с рук не спустится, но строго за все взыщется. На что мой собеседник машет руками и говорит: "Да что там взыщется? Я никого не обокрал и не убил, а в загробную жизнь скорее не верю, чем верю, да и бабки наши говорили, что Крещение помогает в этой жизни — будет больше благополучия. И вообще крещусь, если и не у вас, так у другого". Я хватаюсь за голову, понимая, что ничего этому существу объяснить просто невозможно.
__

Для того, чтобы еще яснее показать насколько немыслимо и недопустимо крестить еще реально не пришедшего к вере человека приведу ряд понятных житейских сравнений: предположим, кто-то нанимается работать на бельевую фабрику. Сначала, разумеется, его требуют ознакомиться с принципами работы и правилами поведения на фабрике, а затем, при согласии их выполнять, подписать соответствующий договор. И вот человек подписывает договор, потом кладёт ручку на стол и тут же заявляет: "Ну вот, теперь я один из сотрудников завода, так что извольте мне выдавать все льготы, которыми пользуются прочие сотрудники завода — льготные путёвки, скидка на проезд в городском транспорте и, конечно же, ежемесячно своевременно зарплату давайте. Да, и вот еще что, нигде работать я тут не собираюсь. И приходить на завод буду только в дни выдачи зарплаты или за справкой".

Как вы думаете, дорогие читатели, как отреагирует начальство и коллектив завода на этот "кадр"? Думаю, и отвечать не стоит… Скажите, а что грозит солдату, который после вступления на службу, принесения присяги откажется идти на саму воинскую службу и будет бродить по городу в воинской форме, бряцая оружием (читаем: "с крестиком на шее")? Какое мнение он создаст у окружающих о военных?.. Неужели не очевиден ответ?! О человеке, готовящемся принять Крещение, в молитвах чина об оглашенных сказано, что он "новоизбранный воин Христа Бога нашего". Соответственно, Церковь — не только семья, но, как писал еще в III Тертуллиан, - армия Христова. А значит, в ней так же присутствует своя "воинская дисциплина" и последствия за ее нарушение.

Людям, которые не готовы стать христианами, мы обязаны отказывать в Крещении потому, что они еще не готовы быть крещёными людьми. Они еще не созрели для этого. Крещение (как и доверие других функций в любой отрасли человеческой деятельности) людей, не готовых к тому, приведёт к гибельным последствиям и для самой Церкви, и лично для дерзнувшего принять Таинство без надлежащей подготовки.

Каждый родитель обязан оградить свое дитя от несчастий. А если человек верующий, то сделать это намного легче. Он просто идет в храм и просит у Бога заступничества для своего ребенка. Господь дарует благодать и защиту во время таинства крещения - особого дня в жизни нового христианина.

Обряд крещения

Принять крещение - значит сделать первый шаг на пути к Богу. Но многие из нас знают о самом обряде очень мало. Поэтому неудивительно, что родители подходят к этому событию с большим вниманием. И это правильно.

ЗАПРЕТЫ НА КРЕСТИНЫ

  1. Самое главное правило, о котором священнослужители устали повторять, касается присутствии крестных родителей в церкви. Если человек не присутствовал во время проведения обряда - крестным он не считается .Безусловно, помогать ребенку и молиться за него никто не запрещает, но своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником и обязуется воспитывать дитя согласно христианской вере. Заочно этого нельзя сделать.

  2. Крестными могут быть только те, кто уже крещен. Причем главный крестный у ребенка один: у мальчика - отец, у девочки - мать. Поэтому, если других вариантов нет, на крестинах может присутствовать один человек.
  3. Матери строго воспрещается присутствовать на таинстве в течение 40 дней после родов . До этого времени она считается нечистой. Запрет на вхождение в храм касается и крестной, если день крестин совпал с ее месячными.
  4. Запрещается крестить ребенка человеку, который принял монашество или страдает психическим расстройством.
  5. Родителям нельзя быть крестными собственному чаду. На приемных родителей этот запрет тоже распространяется.
  6. Строго-настрого запрещены браки и любовные отношения между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника. Вопрос брака восприемников между собой является спорным и в разных храмах к нему относятся по разному.Хотя у нас принято считать, что брать семейную пару в качестве крестных родителей нежелательно, но это скорее традиция, чем запрет. Служители церкви напоминают, что духовное родство всегда превыше телесного.

    «Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей. Восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак» .

    Мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. И разрешается крестить детей крест-накрест, то есть родители ребенка (по крайней мере, один из них) могут быть крестными у своих кумовьев.

  7. Запрещено проводить святой обряд крещения сознательно второй раз. Если человек не знает, был ли он крещен, совершить таинство можно только после разрешения священника.
  8. В старинных канонах встречается запрет на купание ребенка после крестин. Омовение нужно совершать на восьмой день после обряда.
  9. Запрещено причащать ребенка , крещенного до 40 дней от рождения. Первое причастие возможно только после воцерковления, которое совершается на сороковый день от роду или позже.
  10. Чтобы не допустить нарушений и не испортить праздник, заранее сходи в храм и узнай у батюшки, как правильно провести обряд , как подготовиться, что нужно купить заранее, а что можно в церкви.

    Если у тебя есть крестники, вспоминай о них не только на дни рождения. Приглашай ребят сходить в храм на исповедь и причастие. А в ежедневной молитве всегда проси у Господа защиты для них и благословения.

    МОЛИТВА К ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ О КРЕСТНИКАХ

    «Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш».



С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Есть ли такое в Библии, что апостолы или ученики Иисуса Христа обращали язычников в веру, крестя их? И когда входили в дома, то там и дети были. Это тоже одно из доказательств крещения детей?

Далеко не во всех храмах есть возможность устроить купель для крещения или выехать на водоем. Крестят обливанием (окроплением). История знает сотни тысяч людей, крещенных обливанием.
С уважением, священник Филипп Парфенов.

Да, Вы можете стать крестной во второй раз.
С уважением, священник Филипп Парфенов.


С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.


С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Крестная мать не обязана материально поддерживать крестника. Она должна была позаботиться, чтобы крестник вырос православных христианином, должна молиться о нем, но никак не содержать. Напомню Вам слова апостола Павла: «Кто не хочет работать, тот и не ешь». Стыдно мужчине в 37 лет требовать материальной поддержки у крестной-пенсионерки.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Крещённая ещё до года. В настоящее время очень сильно болею. Можно покреститься второй раз?

А зачем креститься во второй раз? Разве это лекарство от болезней? Крещение - это принятие православной веры, а вовсе не целительный ритуал. Если болеете, то идите в храм, исповедуйтесь и причащайтесь регулярно, соборуйтесь, попросите священника за Вас молиться. А креститься повторно - это большой грех, который Вам проблем и болезней только прибавит, а вовсе от них не избавит.

Можно ли дать ребенку имя в честь моего умершего отца?

Действительно, бытует суеверие о том, что нельзя называть детей в честь усопших родственников. Это не более, чем суеверие. Хочу отметить, что в православной традиции мы называем детей не в честь родственников, а в честь святых угодников, в честь их дают имена при крещении. Поэтому Вы вполне можете назвать ребенка в честь святого, имя которого носил Ваш отец, и этим успокоить родственников.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Нам в церкви сказали что будет задаваться вопрос для чего мы хотим крестить ребенка. Как правильнее ответить?

Думаю, Вам нужно искренне ответить на этот вопрос. В первую очередь ответить самой себе - а для чего Вы крестите ребенка? Движет ли Вами вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание воспитать ребенка православным христианином, причащать его с первых дней его жизни? Или просто потому, что все так делают, или «чтобы не болел», или еще по какой-то причине? Помните, что, принимая решение о крещении ребенка, родители и крестные берут на себя обязательство вырастить его христианином, и за то, как они воспитывали ребенка, они дадут ответ Господу на Страшном Суде. Поэтому я бы советовал Вам принимать решение о Крещении взвешенно и ответственно, и честно рассказать о причинах, побуждающих Вас крестить ребенка.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Ответьте, пожалуйста, если человек забыл, какое имя ему дали в детстве при крещении, как быть? Как молиться, если не помнишь имени, за кого просить?

Как правило, имя при Крещении не меняют. Исключение составляют только случаи, когда гражданское имя человека отсутствует в святцах (например, советские имена Искра, Ким, Владлен и т. д. или иностранные имена). Если имя человека отсутствует в святцах и никто не помнит, каким именем его крестили, то такому человеку необходимо обратиться к священнику с просьбой о наречении ему христианского имени. До этого момента молиться о нем можно только в домашней молитве, с тем именем, которое он носит.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Может ли священник сам крестить своих детей?

Совершить таинство крещения над своими детьми священник может.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Есть ли такое в библии, что апостолы или ученики Иисуса Христа обращали язычников в веру, крестя их? И когда входили в дома, то там и дети были. Это тоже одно из доказательств крещения детей?

Прямых доказательств крещения детей в Писании нет. За косвенные свидетельства можно считать следующие: встреча сотника Корнилия с апостолом Петром (Деяния, гл. 10-я), обращение Лидии из города Фиатир (Деян. 16, 15) и темничного стража г. Филиппы (Деян. 16, 33) при проповеди апостола Павла. Возможно, что среди домашних или родственников всех упомянутых лиц, принявших крещение по обращении, могли быть малые дети. Но также известно из ранней церковной истории, что младенческое крещение тогда было скорее исключением, чем правилом. На христианском Западе оно утвердилось довольно быстро и рано (в III веке по Р.Х.), а на Востоке в Византии еще в IV в. практиковалось крещение только взрослых (известные святые Василий Великий или Иоанн Златоуст росли в благочестивых христианских семьях, однако крещение приняли, уже будучи взрослыми).

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Правда ли, что крещение окроплением недействительно?

Далеко не во всех храмах есть возможность устроить купель для крещения или выехать на водоем. Крестят обливанием (окроплением). История знает сотни тысяч людей, крещенных обливанием.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Могу ли я стать крестной во второй раз?

Да, Вы можете стать крестной во второй раз.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Могут ли мои крестники (мужчина и женщина) стать восприемниками (крестными) моего ребенка?

Да, Ваши крестники могут стать крестными Вашего ребенка.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Правда ли, что незамужней молодой девушке нельзя крестить незаконнорожденного ребёнка?

Незамужняя девушка может быть крестной, в том числе и ребенка, рожденного не в браке. На ее жизни это никак не отразится. В христианстве нет понятия «судьбы» в смысле «предопределенности». Наша судьба зависит только от воли Божией и от того, насколько мы готовы ее соблюдать, т. е. исполнять заповеди. Нарушение заповедей - грехи, конечно, могут сильно исковеркать нашу жизнь. Однако если, согрешив, человек кается, Господь помогает ему преодолеть и последствия греха. Но «очистить» чужую судьбу, исковеркав при этом свою, только став крестной, невозможно. Искать причины того, что наша жизнь сложилась определенным образом, нужно прежде всего в своей жизни, в своих грехах. И покаянием их исправлять. Помощи Вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Обязана ли крестная материально помогать крестнику?

Крестная мать не обязана материально поддерживать крестника. Она должна была позаботиться, чтобы крестник вырос православных христианином, должна молиться о нем, но никак не содержать. Напомню Вам слова апостола Павла: «Кто не хочет работать, тот и не ешь». Стыдно мужчине в 37 лет требовать материальной поддержки у крестной-пенсионерки.

«Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Луки 3:16).

Одна молодая девушка-и Библию читала, и Божьи Заповеди знала.Но жить по Законам Бога не хотела.

Пару недель назад она неожиданно позвонила и радостным голосом сообщила: «Записалась на крещение в церкви… на завтра, на 12 часов…».

Я спросил: «А что повлияло на принятие тобою такого решения?». Она ответила, что в последнее время ее жизнь стала особенно тяжелой, навалилась какая-то грусть, тоска, постоянные проблемы.Хорошие люди сказали, что, если она окрестится в церкви, то все пройдет. Она пошла в церковь, и там:«Я почувствовала какой-то мир, умиротворение…». «Я вошла в храм, и мне стало так хорошо, почувствовала благодать…Там такое намоленное место...»

В это момент она и записалась на крещение.«И тебя сразу записали?»,- спросил я. «Да, без проблем…»,- ответила собеседница.

В ответ я сказал, что для меня известие о том, что человек желает прийти к Христу, получить помощь и защиту от Господа,является радостным известием. «Но, - спросил я, - думаешь ли ты, что крестик, который тебе там вручат, будет хранить тебя от бед?». «Да, конечно»,- ответила девушка.«Это будет мой оберег»…

Затем я спросил: «Но понимаешь ли ты, что живешь неправильно?». «Да, и сожалею…»,- был ответ. «А как нужно жить, чтобы это было правильно перед Богом?». «Ну вот, я теперь, после крещения, займусь этим вопросом…».

«В таком случае,- ответил я, - это твое крещение будет похоже на крещение Иоанново.Ты раскаялась в прошлых ошибках, ты желаешь прийти под защиту Господа, но реально не имеешь представления о жизни в Господе. Получится, что это крещениестанет крещением в покаяние. Таким крещением крестил Иоанн Предтеча, готовя людей к принятию ими Господа Иисуса Христа.Тебенужно понять, что твое крещение - есть начало пути, твой «детоводитель» кХристу.После него нужно будет на самом деле прийти к Христу…».

«Что же касается «атмосферы» храма, в который ты вошла, что тебе там сразу стало хорошо, и что ты даже почувствовала «благодать», так это легко объяснимо. И не обязательно тем,что там присутствует Господь.Такое ощущение у прихожан можно вызвать другими способами».

«Я помню, как в молодые годы с друзьями впервые попал в Большой театр Союза ССР, на оперу Чайковского«Иоланта». Впечатление было потрясающее. Хотелось молиться, плакать перед Господом, каяться во всем, что было и чего не было. Спектакль в театре был поставлен высококлассными мастерами своего дела».

«К сожалению,в большинстве случаев, религиозный храм – тоже театр. Служба в неместь спектакль, проводимый не менее квалифицированными актерами, чем в театре.Что в театре, что в храме действующие лица, исполнители, актеры и декорации, включая даже запахи – все действует на зрителя. Отсюда и реакция эмоций».

«И – насчет «намоленного места». В Библии такого выражения нет. «Намоленным» должно быть сердце человека, но не материальное помещение, огороженнаятерритория. Сказать, что в этом доме Богменя услышит, а в домике через дорогу- нет, или услышит не сразу– значит, ничего не понимать в духовных вопросах».

Крещение – не магическое действо.


Вопрос о крещении, несомненно, является очень важным вопросом. Господь Иисус повелел, чтобы человек, приходящий к Нему – крестился.Крещение – обязательно.

Однако, при всей значимости этого вопроса, в Библии непосредственно про крещение, в плане теории, содержится не так много информации.Более того, в одном месте Апостол даже советует сильно не концентрировать внимание на этой теме.(Евр. 6:1-3).Как видно из Писания, в вопросе о крещении Господь многое доверил здравому смыслу Своих учеников.

И этим не преминули воспользоваться формальные религии, сочинившие обряды и правила, напрямую противоречащие этому самому здравому смыслу. Среди них, например, обычай крестить несмышлёных младенцев.

По словам самих представителей церкви, такоекрещение является обыкновенной магией. Для многих людей крещение, это магическое действие, охраняющее крещенного от бед.А крестик – амулет, оберег, что, по сути – язычество.

Господь Иисус повелел крестить взрослых, тех, которые будут знать, понимать, что с ними происходит, и во имя Кого они крестятся. Крестящийся должен быть прежде «научен» Евангелию. Лишь потом он может креститься.

Сегодня этого не отрицают даже самые консервативные церковные круги. Однако, вопреки здравому смыслу, крещение младенцев никто отменять не собирается. Бог им Судья.Но люди должны понимать, что крещение не приносит младенцу никакой пользы.А крестик на его шейке оберегаетот бед точно так же, как и особым образом засушенные кости лягушки оберегают его ровесника в каком-нибудь языческом племени, возложенные на ту шейку деревенским шаманом. Поистине, крещение, которое практикуется в государственных религиях, зачастую представляет собой злую насмешку над здравым смыслом!

Крещениедолжно быть во имя Иисуса Христа.


Слова «Отца и Сына и Святого Духа»являются позднейшей вставкой в Евангелие.Эти слова встречаются один раз.Они прибавлены в Библию тринитариями. Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», есть крещение в религию. Все религии крестят в религию. Православные – в православие. Свидетели Иеговы – в свою организацию, католики – в католицизм, и т.д. А во Христа не крестит никто.

«…Крестя их во имя Отцаи Сына и Святого Духа…» (Матф. 28:19,20).Христос этих слов не говорил.Имеются древние манускрипты, позволяющие считать, что Иисус сказал: "...Крестя их во имя Мое..." Или:«Идите и во имя Мое делайте учениками все народы...». Как то так. В зависимости от перевода словесная формулировка может несколько отличаться, но смысл везде один.Слова «во имя Отца и Сына и Святого Духа» отсутствуют везде. Впрочем, лично для меня научные доказательства не являются решающими. Главное доказательство я вижу в самой Библии. А именно:во что, в чье имя крестили Апостолы. Потому что не могли они так грубо, напрямую постоянно нарушать повеление Христа, если бы Он велел крестить в три имени. Тем более, что от момента, когда Христос произнес эти слова, до первого крещения Апостолами прошло всего десять дней. И что, Апостолы забыли повеление Христа? Что же касается науки, то, в одном труде сказано: «…На основании многих сообщений твердо установлено, что крещения в ранней Церкви происходили «во имя Господа Иисуса» без применения при этом тринитарной формулы».
Христос, посылая учеников проповедовать Евангелие, велел им, чтобы они крестили учеников во имя Его, Христа.

Прочитайте Новозаветные книги, рассмотрите этот вопрос. И вы увидите, что Апостолы и ученики нигде ни разу, ни кого не крестили «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Везде и всегда Апостолы крестили «во имя Иисуса Христа», или «во имя Господа Иисуса Христа». В Библии нет ни одного примера, ни одного упоминания, чтобы кто-то крестился «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Все крестились только во имя Иисуса Христа.(Деян. 2:38. 10:48. 19:5. …)

Что значит крестить «во имя»? Это значит – принять на себя имя того, в кого крестишься. Христиане крестятся во имя Иисуса Христа. Они принимают на себя имя Христа. С ними происходит, как с беспризорным ребенком, которого усыновляют приемные родители. До усыновления он был ни кем. После усыновления он стал ребенком своих родителей, которые дали ему свою фамилию.

Христос усыновляет покаявшихся и крестящихся грешников. Люди могут креститься только во имя Иисуса Христа, или – во имя Господа Иисуса Христа, потому, что Иисус Христос есть Спаситель людей. Крестящиеся люди берут себе имя их Спасителя.

Вообще, говоря о крещении, нужно принять во внимание, чтокреститься "во имя Отца" - нелогично, как бы даже бессмысленно, потому что Отец не умирал. И Дух не умирал за людей. За людей умер Христос. Люди крестятся во имя того, кто умер за них. "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения..." (Римл. 6:3-...)

«Недействительное крещение». Что это?


Термин«недействительное крещение» очень распространен среди религий. Причем, каждая религия«действительным»признаеттолько то крещение, которым она крестит сама. А то, которым человек крестился в другой деноминации, автоматически объявляется «недействительным».Православныесвященники требуют, чтобы крестившийся, скажем, у баптистов, непременно вновь крестился у православных. А баптисты – наоборот. И так далее.Есть люди, которые крестились много раз, поскольку поменяли несколькорелигий. Но, похоже, что учениками Христа они так пока и не стали. Они сами это говорят.

А что по такому поводу написано в Библии? Сколько крещений может или должен «принимать»человек?

ОДНО КРЕЩЕНИЕ.В Библии так и сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение». (Ефес. 4:5).

Да, Господь один. В этом сомнений нет.Но, если так, то и вера в Него может быть только одна. Соответственно, и крещение – одно, во имя Иисуса Христа.

Крещение в религии - как Иоанново крещение?


В Новозаветных Писаниях мы встречаем случаи, когда люди, бывшие прежде крещенными, крестились во второй раз.Так, мы читаем об Аполлосе:«…он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново… Акила и Прискила… точнее объяснили ему путь Господень». (Деян.18:25,26).

И другой случай: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли выСвятого Духа, уверовавши: Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились?Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса ». (Деян. 19:1-5).

Аполлос,не сведущи в «пути Господнем»,и «знают только крещение Иоанново». Поэтому им нужно «точнее узнать путь Господень». Не старую, или новую церковь-религию, а именно «путь Господень».

Что же делать?


Каждый пусть сам рассудит, каким было его крещение.Крестился ли он во имя Господа Иисуса, или крестился крещением Иоанна? А может, вообще, у него было не крещение, а религиозная присяга определенной секте, религиозной организации? Не зря ведь в некоторых религиях существует выражение«Принять крещение», по аналогии с принятием присяги.

«Ты же присягал религиозной организации, когда принимал крещение. И теперь хочешь выйти? Ты клятвопреступник…».Так дословно заявили старейшины свидетелей Иеговы одному человеку, когда он сказал им о своем выходе из организации. «С одной стороны я благодарен этим людям. В тот момент они откровенно показали мне, что я вообще не крестился и христианином не был»,- говорил потом этотбрат, крестившись по Писанию во имя Господа Иисуса Христа.

А кто-то шел к купели только лишь для того, чтобы получить какую-то защиту от каких-то злых сил, не думая и не рассуждая ни о каком покаянии перед Богом.И это, конечно, не может назваться крещением, ибо является обыкновенной религиозной суетой, языческим действом.

Поразмыслив над своим крещением, каждый с молитвой должен сам решить, что делать дальше…

В целом эти вопросы не так трудны для понимания, как представляется на первый взгляд. Наверное,поэтому в Библии они широко не освещены. Многие люди с успехом справляются с ними. Вот и девушка, о которой шла речь в начале, говорит, что поняла, каким должно быть крещение, и что означает креститься во имя Иисуса Христа. Дай Бог.

«Крещение – это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас воскресением Иисуса Христа». (1Петр. 3:21. Современный Русский Перевод).


Для христиан крещение иногда "действительно", а иногда говорят - "крещение недействительно", и крестят заново. Что за оригинальное представление о действительности? Об этом говорят христиане трёх конфессий: пастор Павел Бегичев, Иван Лупандин, древлеправославный Дмитрий Урушев.

Яков Кротов : Сегодня наша программа посвящена крещению. У нас в гостях Иван Владимирович Лупандин из редакции "Католическая энциклопедия", Павел Александрович Бегичев, пастор Церкви на Шелепихе, и старообрядец Дмитрий Александрович Урушев.
Тема крещения совершенно безгранична - тут и история, и догматика, и богословие. Я бы предложил сосредоточиться на такой маленькой детали как действительность крещения. В конце концов, все верующие люди приходят к Богу, потому что они вдруг понимают, что Бог действительно есть. Он действительность! Можно сказать высшего порядка, можно сказать еще как-то, но он действительность, он действует. И надо отвечать каким-то действиям на это действие.
Что значит действительность крещения? Что может помешать таинству крещения быть действительным?

Иван Лупандин : Эта проблема стоит - действительность не только крещения, но и всех семи таинств. Во-первых, что такое вообще таинство? И сколько их? Допустим, таинство брака тоже не менее значительное, что таинство крещения. Тоже можно говорить о действительности брака. Есть таинство священства. Это тоже важно. Все-таки священник рукоположен правильно, по чину или все-таки неправильно рукоположен. Здесь тоже бывают проблемы.

Яков Кротов : Но крещение все-таки бесконечно выше.

Иван Лупандин : В каком-то смысле оно выше. Оно первое в списке таинств, но все-таки не единственное. Таинств семь. Насколько я могу судить, таково учение Католической церкви.

Яков Кротов : Почему крещение? Потому что после 70 лет большевизма у очень многих людей бывают большие сомнения - крещены они, в конце концов, или не очень.

Иван Лупандин : Я думаю, что Бог не бюрократ. Путь к Богу - это не путь в посольство. Бог взирает на сердце человека. Я не думаю, что Бог будет внимательно проверять при входе в Рай справку о крещении. Тем не менее, во избежание хаоса, церковь вводит некоторые правила. Они введены были, конечно, не немедленно. Понятно, что все это создавалось постепенно под воздействием Святого Духа. Действительно собирались соборы.
Допустим, в III веке нашей эры был знаменитый Карфагенский собор, где впервые встал вопрос о действительности таинства Крещения. Эпизод со святым Киприаном Карфагенским очень знаковый в истории церкви, когда действительно встал вопрос - имеют ли право еретики крестить? Действительно ли еретическое крещение? Если человек крещен у еретиков, можно ли его считать крещенным, если он возвращается в истинную церковь, или надо его перекрещивать? Здесь возник спор. Тем не менее, Киприан занял неправильную точку зрения, мнению католиков, в вопросе действительности крещения. Он посчитал, что крещение еретиков недействительно. За что папа Стефан I поправил Киприана. С тех пор в Католической церкви если крещение совершено правильно, но не надо перекрещивать.
Что значит правильно совершено крещение? Крещение совершается либо тремя погружениями, либо тремя обливаниями. Этот момент является предметом пререканий со Старообрядческой церковью, прежде всего. Если католик пожелает принять старообрядчество, то если он крещен обливательным крещением, даже если его крестил лично папа Римский, все равно ему придется перекрещиваться. Только в три погружения признается в православной церкви. Здесь есть некая проблема.

Яков Кротов : Действительно будут перекрещивать?

Дмитрий Урушев : Когда мы с вами говорим о существующей практике перекрещивания, надо заметить, что ни один старообрядец никогда не скажет, что он кого-то перекрещивает. Он скажет - я крестил. Потому что всевозможные ныне существующие практики через обливание, через поглаживание мокрой рукой по темечку, конечно же, с точки зрения Старообрядческой церкви не являются действительными. Но надо заметить, что это не выдумка старообрядцев. С одной стороны, крещение это некая граница, которая отделяет церковь от мира, но с другой стороны, это как раз то, что и делает христианина членом церкви. Возвращаясь к старообрядческой практике, надо заметить, что перекрещивают заново, естественно, только тех, кто крещен каким-то нетрадиционным способом.

Яков Кротов : Мне это напоминает католическое отношение к разводу. У католиков разводов нет, вторых браков нет, а при этом у человека вторая жена.

Иван Лупандин : Это проблема, которая возникает в связи с действительностью таинства брака. Как и таинство крещения, таинство брака может быть недействительным. Например, когда человек был уже женат и скрыл это от своей невесты, от священника. Это абсурд считать такой брак действительным, если человек был уже женат.

Яков Кротов : Все-таки в бытовом сознании таинство брака определяется значительно проще по совсем другому критерию. Есть дети - значит брак действителен. Дожили до смерти в мире и согласии - значит брак действителен. А вот в крещении, получается, что действительность определяется последовательностью обряда. Но ведь у крещения тоже должны быть какие-то плоды. Если у брака действительность обнаруживается в любви и детях, то у крещения... Если к Вам в общину придет человек и скажете: "Я крещен у старообрядцев, но мне у вас хочется быть членом церкви", Вы его будете перекрещивать?

Павел Бегичев : Я задам ему один вопрос: "Приняли ли Вы Святого Духа уверовав?" Обычно люди говорят: "Что?!" И тут уже надо поступать как апостол Павел, то есть благовествовать об Иисусе, рассказывать.

Яков Кротов : А Дух откуда?

Павел Бегичев : Мы начинаем с азов. Потому что человек, скорее всего, не христианин. Он не знает, что Бог стал человеком. Он не знает, что Бог возлюбил его. Он чувствует интуитивно, что он грешен. Он не знает, в чем состоит суть прощения грехов. Он не знает смысла крестной жертвы. Он ничего не слышал о воскресении. Вернее, слышал на Пасху, даже сам говорил, а что это значит - не понимает. Конечно, у него не было ни покаяния, ни сознательного доверия Богу. Чаще всего он даже не читал Библию. Это все мы начинаем человеку излагать.

Яков Кротов : А Дух Святой, как плод крещения, это что?

Павел Бегичев : А я бы не стал говорить, что это плод крещения. С точки зрения апостола Павла это плод уверования. А крещение следует за уверованием и получением Святого Духа. С моей точки зрения, все происходит примерно так. Человек встречается с Богом. Это не зависит от конфессиональных рамок, от каких-то манипуляций, совершаемых священниками и т. д. Действительность крещения - это оксюморон. Потому что крещение само по себе не может быть действительным. Действительным может быть действие Бога, а не действие человека. Действия человека всегда либо соответствуют божьему действию либо нет. Если у человека появились отношения с Богом, если в нем возникла вера, если в нем возникли перемены, Духом Святым вызванные, по косвенным признакам я сужу о том, что в нем зародилась жизнь с Богом, и тогда есть заповедь Господня - крещение. Ее надо исполнить как знак того, что с тобой уже сотворил Господь. Для протестанта крещение - это, скорее, штамп в паспорте, свидетельство перед Богом, перед людьми, перед ангельским миром о том, что Господь уже сотворил свое таинство в человеке.

Дмитрий Урушев : Я бы хотел добавить, если мы обратим внимание на текст Нового Завета, разрешение проблемы со Святым Духом, когда выясняется, что кто-то где-то после крещения Святого Духа не получил. Туда отправляются ученики Христовы и Святой Дух преподают этим людям.

Яков Кротов : Нормой считается все-таки погружательное крещение?

Иван Лупандин : Нет, там не сказано, что нормой является погружательное крещение, а сказано или/или.

Яков Кротов : Хороший римско-католический священник будет стараться, чтобы при храме был баптистерий, то есть крещальня?

Иван Лупандин : Не думаю.

Яков Кротов : А почему он не будет стараться, чтобы было погружение?

Иван Лупандин : По-видимому, потому что каноническое право не говорит, что погружение, в крайнем случае обливание. А эти два пункта приравнены друг к другу через запятую.

Яков Кротов : Символика погружения, в чем заключается?

Дмитрий Урушев : Она заключается в том, что изображается трехдневное схождение вместе со Христом во гроб и последующее воскресение.

Яков Кротов : Человек как бы тонет и умирает.

Дмитрий Урушев : Да, трижды спускается с Христом во гроб и восстает новым человеком.

Яков Кротов : Для католиков такая символика близка? У любого обряда должна быть символика, какое-то значение, иначе это просто пустое...

Иван Лупандин : Насколько мне известно, все-таки тройное погружение и тройное обливание...

Яков Кротов : Но какая-то символика все-таки есть?

Иван Лупандин : Ну, конечно. Не может не быть символики. Церковь имеет большую историю.

Яков Кротов : Но православный чин молитв и старообрядческий, новообрядческий, древний чин крещальных молитв действительно говорит о потопе, говорит о пучине, в которую погружается человек. Мне кажется, что троекратность - это отдельный символ. Интуитивно человек, приходя в Православную церковь, принимая крещение, действительно важно, чтобы целиком, полностью.

Иван Лупандин : Есть иконописный канон что ли, где Христос стоит по колено в воде, а Иоанн Креститель возливает ему на голову воду.

Яков Кротов : Символика смерти присутствует в таинстве крещения и у католиков в молитвах?

Иван Лупандин : Безусловно. Символика смерти присутствует, но смерть можно символизировать разными способами. Конечно, погружение может быть лучше символизирует смерть, чем обливание. В пасторских целях можно прибегнуть и к менее ярким символам.

Дмитрий Урушев : Говоря о символике смерти, имею в виду символику самого погружения человека в воду. Те слова, которые при этом произносятся "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", это богословская мысль. Это отсылка к Евангелию, к Новому Завету. Вода должна быть естественной теплоты.

Яков Кротов : В Иордане наверняка теплая вода.

Павел Бегичев : Там естественная теплота, а у нас естественная холоднота.

Яков Кротов : Павел Александрович, Вы себя воспринимаете как исключение в христианстве?

Павел Бегичев : Мне кажется, что нет. Конечно, у протестанта комплекс неполноценности в этом смысле. Он всегда должен произнести сакральную мантру - нет, мы за возвращение к истокам, к первым христианам. Да, символизм присутствует. Главное ведь не это, а главное - что происходит в сердце у человека с Богом. Действительность крещения не в том, насколько правильные манипуляции ты произвел в этот момент, какие слова сказал.

Яков Кротов : Но ведь тогда встает другой вопрос. А как далеко можно зайти в тезисе, что мы умные и ко всему придумаем символику, что все это условность? Тогда может быть, вообще, не нужно крещение?

Павел Бегичев : Это как в споре, как увеличивать броню у пехотинца. На каком-то этапе получается танк.

Яков Кротов : А здесь обратный вопрос - насколько можно лишать?

Павел Бегичев : Господь сказал, что это должно быть явно для людей, некий минимум должен присутствовать.

Яков Кротов : Где это он сказал?

Павел Бегичев : Это про евхаристию. Есть некий установленный Богом символизм. В данном случае присутствует вода. Присутствуют явно прописанные в Писании образы погребения, воскресения. Явно прописаны образы связи с теми духовными происшествиями, которые в тебе случаются. В данном случае прописана связь с тем минимумом, который каждый человек может найти.

Яков Кротов : Так что такое действительность крещения? Мы символику разобрали - человек умер и воскрес. Позвольте, а воскресшие люди будут продолжать прежнюю жизнь? Или какой-то шок, пережитый от смерти, даст о себе знать? В этом смысле, Иван Владимирович, действительность и действенность крещения совпадающие понятия?

Иван Лупандин : Надо все-таки смотреть на церковь и ее историю, обратиться к отцам. Мы должны понять, что сейчас XXI век. Но был, допустим, III век нашей эры, тоже были христиане. Это были христиане, жившие в обстановке гонений. И тогда стать христианином значило поставить на карту и свою собственность, и свою жизнь, и свое реноме. Потому что к христианам относились как к каким-то опасным сектантам, которые чуть ли не детей пожирают. Бросали вызов обществу. И всем было понятно, что такое христианин. В этой ситуации, конечно, было просто и ясно - я христианин, это все равно что я вышел на демонстрацию на Красную площадь за вашу и нашу свободу. Ясно, что побегут, оторвут, вырвут лозунги и по зубам еще дадут. Этот момент очень сближал людей. Люди понимали, на что они идут. Сейчас непонятно, зачем крестят.

Яков Кротов : А если человек понимает, идет, а потом как-то рассасывается.

Иван Лупандин : Еще такой момент - чеченец крестится. Я думаю, что он очень хорошо понимает, на что он идет, когда он крестится, и его проклинают все его родственники, а еще могут и убить. А есть формально - вот я русский, я православный. У нас так принято. Это, конечно, проблема. Но как тут быть я, честно говоря, не могу сказать. Вернуть обстановку гонений?

Яков Кротов : Упаси Господи! Это был бы терроризм!
Дмитрий Александрович, на Ваш взгляд, действительность и действенность? Я думаю, что у современных старообрядцев нет той 20-миллионной массы крестьянской, что до революции. Эта среда уничтожена большевиками в 1929 году. Мне кажется, что большинство современных старообрядцев в Москве - это люди, пришедшие в старообрядчество. Это не потомственные старообрядцы. Высохла вода крещения и не оставила никаких следов.

Дмитрий Урушев : Естественно, очень много людей, пришедших в церковь. В Москве их достаточно много. Мы живем в ужасную эпоху. Мы живем в эпоху, когда религия превратилась в индивидуальное дело каждого. Вот я хочу креститься в три погружения, я буду искать старообрядческий храм, старообрядческого священника. Я хочу слушать мессу, я буду искать католический храм, католического священника. Вопрос крещения, кто как крещен - это вопрос какой-то узкой школы, узкой методики. Тот, кто хочет найти эту методику и школу, он ее найдет. 99% населения совершенно к этим вопросам безразлично. Никто после этой передачи не начнет задумываться о том, а где есть истинная вера, а какой истинный способ крещения и т. д. Мы можем говорить о чем угодно, но, в конце концов, это все превратится в личное дело каждого. Сейчас мы говорим о каком-то индивидуальном выборе, который делает какой-то мизерный процент наших сограждан.

Яков Кротов : А во времена Евангелия, когда Господь говорит: "Уши ваши заплыли жиром. Имеете уши слышать и не слышите". Но ведь он же тоже обращается к единицам. Это ведь не массовый диспут. В этом смысле, может быть, и хорошо, что мы вернулись к тому, с чего начинались - от масс один Господь Иисус, 12 апостолов. Потому что уши не у 20 млн., а у единичного индивидуума.
Человек ищет действительности, он ищет действенности. Если вы ему скажете, что действительность она и действенность в его жизни, то он задумается. Уши у людей растут не только для того, чтобы слушать айпады и прочие устройства. Вы можете объяснить, почему действительность крещения связана с действенностью Божьей благодати в жизни?

Дмитрий Урушев : Действенность Божьей благодати все-таки будет выяснена несколько другими способами и, наверное, не в наше личное время. Мы говорим с вами о традиционном вопросе, который понятен всем - крещение, батюшка, купель, свечи, ладонь. Эти вещи всем понятны. А есть какие-то вещи очень тонкие, которые находятся за гранью моего понимания. Я тут только могу умолчать и преклонить главу перед Господом Богом.

Павел Бегичев : Я думаю, что не действительность определяет действенность, а наоборот - действенность определяет действительность крещения. То крещение действительно, которое действенно. Когда Бог начал свое действо, вот тогда человек и придет к нормальному крещению. В конечном итоге, он будет искать истину. Если человек начал искать истину, он ее находит, потому что так обещано.

Яков Кротов : А если это произойдет за 5 минут до кончины, когда уже некого позвать, сил нет даже собственную руку поднять и перекрестить лоб?

Павел Бегичев : Разбойник благоразумный услышал слова Христа: "Отныне же будешь со мной в Раю". И как-то ему этого было достаточно.