Как вести себя на церковной службе. Правила поведения в храме и церковный этикет. Где ставить свечи

Как вести себя на церковной службе. Правила поведения в храме и церковный этикет. Где ставить свечи
Как вести себя на церковной службе. Правила поведения в храме и церковный этикет. Где ставить свечи

Как правильно перекреститься? Как войти в храм? Как себя в нём вести? Зачем нужны свечи и иконы? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в данной статье!

Как приготовиться к посещению храма

«Если понять, что содержание храма - это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…

Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души». ( . Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде - чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой (в сельском или провинциальном храме лучше быть в платке, в большом городском приходе допустимы и шляпки, шапочки, но ни в коем случае не экстравагантные). Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис - почему же допускать это в доме Божием?). Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.

Приходя в храм, женщины должны свести к минимуму декоративную косметику, а губную помаду вообще не использовать - иначе вам просто нельзя будет приложиться к иконам, на которых помада оставляет следы, катастрофически разрушающие красочный слой. Возможность поцеловать икону или иную святыню - это ведь тоже свобода для вас.

«Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Это отмечали многие святые отцы. К тому же ваш неприличный внешний вид может вызвать нарекание и соблазн со стороны окружающих. А вам известно, что «горе тому человеку, от которого приходит соблазн». Есть вещи, которые подчас не стоит доказывать, как не стоит доказывать в математике аксиому. Впрочем, если вы просто не хотите принимать эту аксиому, убедить в ее истинности вряд ли представляется возможным. И тогда человек будет продолжать убеждать себя в том, что в храме можно быть и голым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

Как правильно перекреститься

Еще на подходе к храму принято налагать на себя знамение - креститься.

Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и ис­тинный Человек).

Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой всё и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

«Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: вот во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум, и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я Христов, что я верующий.

Перекрестившись, мы кланяемся. Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться. Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что - ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил! - мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему земно. И так мы кланяемся перед Богом; и не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием… Этот поклон до земли - не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Как войти в храм

Спас Вседержитель – монастырь св. вмц. Екатерины, Синай

Перед входом в Храм находится , которая говорит о том, что место это - свято. Оно, - по слову Господа нашего Иисуса Христа, - есть дом молитвы. Поклонившись перед ней и, не спеша, трижды осенив себя крестным знамением, человек входит внутрь храма и попадает в область, в которой живет и действует Живой Бог. Здесь нужно повторить то же самое, то есть трижды осенить себя крестным знамением со словами: «Боже, милостив буди мне грешному» (по возможности чувствуя и понимая произносимые про себя слова). Затем, не нарушая глубокой тишины, мы проходим к иконе, которая находится посередине храма (это либо икона Христа, либо икона празднуемого события). Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют. Но для многих людей, особенно вновь пришедших, эти действия непривычны и потому неестественны. При отсутствии живого чувства внешние знаки почтения иконе могут быть отложены на более поздний срок.

«В храм человек входит через притвор. Притвор - это не только дверь, но и небольшое пространство между ней и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В притворе стояли те люди, которые еще не были крещены (их называли оглаше/нными), и те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили какие-то основные правила христианской жизни…

Я употребил слово оглашенные. Оглашенные - это люди, которые услышали проповедь, услышали о Христе, до которых дошла эта весть, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. В этом отношении притвор тем архитектурно интересен, что он закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, все, у кого дрогнет сердце, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.

На стенах притвора часто изображались сцены Страшного суда, суда Божия над грешной душой; притвор был местом, где человек стоял перед судом своей совести. Чтобы сказать: Да, я каюсь во всем, в чем я недостоин и себя, и ближнего, и надежды, которую люди на меня возложили, и той красоты, которую Бог создал во мне, и Самого Бога; люди стояли и осознавали это. И когда их покаяние созревало, когда они были готовы, они могли вступить в храм через крещение.

Но в притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь. Отлучались от Церкви, в сущности, люди, которые нарушили абсолютным образом закон любви. А именно: человеку, отрекшемуся от Бога и от Христа публично, не было уже места среди тех людей, которые жили Христом и верой. Человек, который убил своего ближнего, то есть проявил предельную нелюбовь, отсутствие всякого сострадания и любви - должен был выйти из храма. И, наконец, люди, которые совершили прелюбодеяние, то есть вторглись в чужую любовь, разбили существующую любовь, уничтожили эту святыню - тоже лишались места в Царстве, где господствует только любовь. Вот они оставались в притворе до момента, когда время их пройдет, когда они будут обновлены этим покаянием.

Поэтому притвор широко открыт на улицу. Оттуда, из мира может прийти всякий, кого коснется сознание своего недостоинства, кто услышит голос Божией любви. Раньше люди стояли в притворе, ожидая, что откроются врата самого храма и они вступят в область, которая является домом Божиим, уделом Божиим. В этом заключается смысл притвора, который, к сожалению, сейчас представляет собой только проходное пространство.

Говоря о том, что сейчас притвор не играет той богослужебной, литургической, молитвенной роли, которую он играл вначале, я употребил слово “к сожалению”. Неужели нам, верующим, жалко, что люди, только-только коснувшиеся края ризы Христовой, имеют возможность стоять в храме и присутствовать на всем богослужении? Конечно, нет; это и не зависть, и не чувство какого-то своего превосходства. Дело в том, что постепенное духовное вырастание начиналось именно слышанием слова Божия, от которого разгоралось сердце, светлел ум, которое двигало волю на то, чтобы переменить всю свою жизнь, сделать ее достойной своего собственного человеческого величия, достойной своего ближнего. И человек, переживший это, приходил и знал, что ему надо еще что-то пережить, что он не может просто перейти из состояния одичания в приемлемое состояние. Человек знал, что надо пройти через кризис, пережить нечто почти трагичное, - потому что когда стоишь перед судом своей совести всерьез, то страшнее ничего нет. Суд человеческий, даже гражданский суд, даже полевой суд не может быть таким страшным, как суд совести, когда человек стоит перед своей совестью и вдруг сознает, что он недостоин, что он не имеет права называть себя человеком, а не то что христианином.

И то, что сейчас можно пройти с улицы в храм просто, почти что из любопытства, лишает людей этой постепенности и сознания, что духовное вырастание дается подвигом. Подвигом человек движется вперед. Когда человек должен был стоять в притворе перед судом совести, зная, что он еще не готов, - не то что не достоин, но не готов войти в область Божию, - ему приходилось день за днем, воскресенье за воскресеньем произносить над собой новый и новый суд. То есть все глубже и глубже он уходил в свою душу и все больше и больше сознавал то, чего сначала не сознавал в себе, но что постепенно ему открывалось этим стоянием перед закрытой дверью. Так же бывает, что мы осознаем свою вину перед человеком только в том случае, если он нам скажет: нет, ты не имеешь права называться моим другом. Предатель, человек, который меня предал в момент моей крайней нужды, не может быть моим другом; ты должен мне сначала доказать, что ты снова стал верным другом… - Вот почему, мне кажется, так важен был этот момент: стояние вне, перед закрытой дверью.

В Евангелии нам сказано: стучись в дверь, стучись, стучись - она тебе откроется. И действительно, люди стучались - не кулаками, конечно, а молитвой, покаянием, тоской по обновлению. И в это же время (разумеется, не во время богослужения, а в этот же период) их обучали, их учили тому, что значит быть христианином. Причем тогда больше, может быть, чем теперь, настаивали на том, что быть христианином значит не только верить в Бога, верить во Христа как своего Спасителя, Сына Божия, но и знать: если я поверил Христу, то вся моя жизнь должна перемениться. Моя естественная жизнь кончится в момент, когда меня будут крестить; моя животная жизнь, моя жизнь просто человеческая придет к концу; начнется другое измерение. Люди говорили: жить во Христе, или: Христос живет во мне. Это значило, что в каком-то отношении человек чувствовал: прошлая жизнь кончилась, началась новая жизнь, которая уже принадлежит и времени, и вечности, потому что вечность - Бог - вошла в мою жизнь…

…В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как , сказать: Господи, будь милостив мне, грешному! Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца… вот с чем мы должны входить в храм - все, не только те, которые крещением в него входят, но и те, кто вступает в него каждое воскресенье или даже каждую службу. Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному! Я вхожу в область, которая словно огнем горит; как бы мне не сгореть! Я буду произносить слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу - или испепелить ее, если я их произношу недостойно, с ложью и лицемерием, с отсутствием правдивости… Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, - как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?..

Вот в какую область мы входим; вот с каким чувством, с каким трепетом, внутренним страхом мы должны вступать в храм». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Пространство храма

Весь храм построен вокруг Престола, находящегося за . Пространство, открывающееся за этими вратами, когда они распахнуты - это Горний мир, Царство Небесное. В храм вы приходите прежде всего как в дом Бога Живого, и Ему, и через святых Его в том числе, молитесь и о здравии, и о упокоении. И Он - не далеко, а здесь, Он только ждет Вашего движения к Нему, Вашего сердца.

«Мы увидим (может быть, с удивлением), что храм разделен на две области, на две части. В одной части стоит весь народ, а где-то впереди - преграда, за которую народ не входит. За преградой - алтарь. Что же это значит? Это значит, что мы все - на пути ко спасению, но еще не достигли той полноты, которая является Царством Божиим. Как бы в глаза бросается то, что Бог пришел в мир, что мы стоим там, куда пришел Христос, что в эту область сошел Святой Дух, что Бог нас любит,- но что есть область, в которой Он живет полнотой Своей жизни, и куда мы устремлены, но до которой мы еще не дошли.

Церковь иногда сравнивают с кораблем и самую центральную часть храма даже называют кораблем. Этот образ взят из Ветхого Завета. Некоторые из вас помнят, что в Ветхом Завете рассказывается о и о том, как малая часть человечества, еще сохранившая в себе подлинные человеческие черты, была спасена вместе с животными в ковчеге. Вот этот образ небольшого числа людей, которые спаслись, потому что остались вместе во имя Божие и в единстве своего человечества, перенесен и на Церковь… Храм - это малая область, посвященная Богу, которая действительно была как корабль; это место, где они с Богом были спокойны, уверены в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля. Это не только место, где люди в безопасности. Это место, где люди и Бог вместе, но где - вместе с Богом, Который стал человеком, чтобы жить для спасения людей и умирать ради спасения людей - Его ученики готовы и жить, и умирать в Его имя для спасения других.

Корабль церковный, то есть та часть, в которой стоит весь народ, представляет собой человеческий мир, тех людей, которые уверовали во Христа, отдали Ему свою верность и свою жизнь и которые - на пути к полному духовному возрастанию, до момента, когда сами войдут в глубины Божии, когда, по слову апостола Петра, они станут причастниками Божественной природы, приобщатся вечности Самого Бога, жизни Самого Бога. А алтарь нам говорит о том, что путь наш еще не кончен, что в нас еще не все принадлежит подлинному человечеству и обоженному человечеству, что за пределом земли есть тайна Божия, которой мы еще не постигли, которую мы можем только видеть иногда издали, иногда очень близко, иногда мельком, но которая нас зовет.

…Когда раскрываются царские врата, то есть двери посередине иконостаса, закрывающие нам центральную часть алтаря, мы видим перед собой две вещи. Мы видим квадратный стол, который называется престолом, потому что на нем восседает Бог, и дальше, в глубине алтаря - икону Воскресения Христова: это то, к чему мы призваны. В некоторых храмах стоят другие; но в любом случае они говорят о том же: эта икона нам являет, чем может стать человек, если он станет подобным Христу Спасителю1.

Но перед нами стоит . Почему? О чем он говорит? Иконостас не отделяет нас от алтаря, он, наоборот, нас с алтарем соединяет. В западных храмах иногда бывает просто легкая преграда; если была бы только запретная черта - и этого было бы достаточно, чтобы указать на то, что мы в Божией области, но еще не вошли в тайну вечной жизни. Иконостас перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат - икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог приобщиться Божеству и войти в полноту, в самые глубины Божественной тайны. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что если мы хотим познать, как велик человек, то должны не взирать в сторону престолов царских, а просто поднять глаза к небу, чтобы увидеть Человека Иисуса Христа, Который одновременно является и Богом нашим, сидящего по правую руку Бога и Отца. По другую сторону святых врат - икона Божией Матери, которая говорит нам о том, что действительно от Девы родился Спаситель мира Христос; но не только: она говорит и о том, что это стало возможным, потому что в лице Божией Матери все человечество отозвалось на Божию любовь, отозвалось на то, что Бог сказал нам: Я хочу стать одним из вас для того, чтобы все вошли в вечность и в радость Мою.

А по правую и левую стороны - иконы разных святых, которые говорят нам о том, что это не пустое обещание, что тысячи людей прежде нас прошли этим путем и действительно дошли до такой меры богопознания, до такой изумительной красоты человечества, которая и нам возможна. Верхние ряды иконостаса нам представляют образы пророков, дальше - апостолов, дальше - святых, и все они говорят о том же. И восходит весь этот путь к Кресту Господню: это путь. Христос нам сказал: кто Меня любит, пусть за Мной последует, и в другом месте Он говорит, что мы должны отказаться от себя, отвернуться от себя, потерять к себе интерес и взять на себя крест, то есть подвиг жизни, и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. А куда Он пошел? - Сначала на крест, но затем - в вечную славу.

Средние двери иконостаса называются царскими вратами, потому что через них входит Тот, Кого мы называем Царем славы. Господь Иисус Христос входит образно, в виде Евангелия, которое вносится через эти врата, и в виде приготовленного хлеба и вина, которые потом будут освящены и розданы верующим. Когда открываются эти врата, первое, что мы видим, это престол. На престоле лежит Евангелие, которое представляет собой не только слово Христово, но и личность Христа; это Благая Весть о том, что Бог пришел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пределами. Лежит там и крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается…

По левую сторону стоит другой стол, который называется жертвенником. Там содержатся сосуды, которые будут употребляться во время литургии…

Кто имеет право входить в алтарь? По древнему церковному уставу - только те люди, которые посвящены на служение алтарю, на служение Церкви; то есть не всякий туда входит полноправно. Входят туда епископ, священник, диакон и поставленные священнослужители и церковнослужители, те, которые Церковью избраны для того, чтобы совершать это служение». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Церковная свеча

«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.

Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).

Иконы

«И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину - к той иконе, которая стоит посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя чисто, мы нечисты; оно - чистота, которая горит перед Богом, как свеча, которая привела нас на встречу с Ним. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди (я в том числе), целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!.. Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без неправды. Причем в русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых - в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются; так же как в обычной жизни мы целуем в лицо только людей очень нам близких». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам - собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.

Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.

Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и из души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо - когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! - но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им, образуется некий хоровод любви.

Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом - это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона - окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.

Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», - наставляет Писание.

«В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

«Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя.

1. Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке - знак над сокращением слова).

2. Крестчатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву.

3. На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы - O (омикрон), W (омега) и Н (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий - одно из имен Божиих (Исх. 3, 14). В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху - W (омега), а Н (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой Oт, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева Oт, вверху О (он), а справа - Н (наш)». (Иеромонах Иов (Гумеров), Сретенский монастырь. Москва).

По книге Елены Тростниковой «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)».

Вы прочитали статью Как правильно перекреститься? Как войти в храм?

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки о здравии и об упокоении, купить свечи, поставить их и не спеша, благоговейно приложиться к иконам, положить пожертвование на канун.

Перед входом в храм, и войдя в храм , нужно трижды перекреститься и поклониться, молясь: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”, “Боже, милостив буди мне грешному”, “Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго”, “Вси святии, молите Бога о мне, грешном”.

Затем нужно поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое, - возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

Прикладываясь к иконам , следует сначала дважды с молитвой осенить себя крестным знамением с поклонами, потом поцеловать святой образ, а затем снова перекреститься и поклониться. Целовать следует изображение руки, край одежды Спасителя, Божией Матери или святого. Когда мы прикладываемся ко кресту, то целуем стопы Спасителя. На иконе усекновения главы св. Иоанна Крестителя целуем власы.

Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - на всенощной за елеопомазанием и после первого часа.

Проходя мимо Царских врат, надо остановиться, повернуться лицом ко Святому Престолу и перекреститься.

По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

"Каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверьми ее оградиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое - церковь.

По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее пред царскими вратами и положить три поясных поклона, а в Великий пост - три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становиться на свое место.

Церковь - земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывая их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно.

Церковь - судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным, по свидетельству Святого Евангелия (Лк. 18, 14). И потому должно отправлять чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему [Лествица. Слово 28, гл. 3].

На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, через которое могут войти в нее заразительнейшие страсти [Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик]" - пишет св. Игнатий (Брянчанинов).

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать, вести себя тихо и благоговейно, найти себе место в храме и, встав пред Богом, присоединиться к общей молитве. Если вы увидели знакомых, то поздоровайтесь с ними молчаливым поклоном.

Креститься во время богослужения принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, а во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует. Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните».

Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») в момент выноса их из алтаря (перед причастием) нужно совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни делаем поясные поклоны.

Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш").
Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни, или сильного утомления можно и посидеть. Святитель Филарет (Дроздов) сказал по этому поводу: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах". Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Если Вы пришли в храм с детьми , то надо следить, чтобы они вели себя скромно и тихо. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

В какой одежде ходить в храм?


Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в храм Божий, нам надо позаботиться об этом.

Одежда должна быть скромной, не броской, не обтягивающей, чтобы не отвлекать взоры молящихся. Полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Женщины покрывают голову платком или другим головным убором. Платок это знак скромности. Апостол Павел говорил, что покрытая голова у женщины - это знак для ангелов. Дорогое и роскошное платье неуместно будет в храме так же, как и неприкрытые голые плечи и руки, косметика, особенно помада на губах, и украшения. Так же неуместны будут короткие юбки и брюки.

Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для других случаев жизни. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Горящая свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими. Так же это и наша жертва на храм. Поэтому свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли.

Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдут вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Выходя из храма, следует трижды перекреститься и поклониться.

Человеку, который крайне редко посещает православные храмы или вовсе делает это впервые в жизни, очень трудно сориентироваться в новой обстановке. Всё кажется такому человеку непонятным и вызывает массу вопросов. К тому же, у большинства людей в этой ситуации могут возникнуть вопросы о том, как же вести себя правильно в Божием храме, чтобы чувствовать себя уверенно и не отвлекаться от молитвы.

Как одеваться для посещения храма

Ни для кого не секрет, что для посещения храма нужно одеваться правильно. Существует много убеждений о правилах дресс-кода, однако далеко не все они соответствуют действительности.

Как одеваться в церковь женщине

Согласно правилам, женщина должна входить в храм с покрытой головой . Однако это распространяется только на замужних женщин. На девиц и детей данное правило не распространяется. С другой стороны, современная жизнь вносит свои коррективы в привычный уклад, и чтобы не раздражать церковный «персонал», лучше все же покрыть голову. Это не составит большого труда, но поможет избежать конфликтный ситуаций.

Помимо головного убора, для женщин существуют и другие правила, придерживаясь которых можно чувствовать себя уверенно и комфортно в храме:

  1. Не принято надевать для посещения церкви брюки . Однако, если вы зашли в храм просто «по пути», чтобы поставить свечу - достаточно будет покрыть голову. И все же не рекомендуется входить в храм в моделях брюк с заниженной талией и обнажённым животом. В этом случае вас даже могут попросить покинуть храм. Если вы собрались в храм осознанно на службу, наилучшей одеждой будет длинная юбка в пол. Помните, что Божий храм – это не место для демонстрации достоинств своей фигуры и модной одежды.
  2. Не стоит также нажевать в церковь блузы и кофточки с глубоким декольте и открытыми плечами . Вообще, женщинам, которые считают себя православными христианками, не рекомендуется одеваться подобным образом и выставлять на всеобщее обозрение свои фотографии в полуобнажённом виде. Во-первых, это считается проявлением вашей , а во-вторых, провоцирует окружающих на греховные помыслы.
  3. Собираясь в храм на богослужение, не рекомендуется наносить слишком обильный макияж . Тем более не стоит красить губы, ведь вы будете прикладываться к кресту и святым образам. Потом служащим церкви придётся стирать с икон остатки вашей помады. Да и у других прихожан следы помады на святыне не вызовут приятных ассоциаций.
  4. Не стоит также обильно пользоваться парфюмом . Вы будете долгое время находиться в ограниченном помещении с большим количеством людей. Не всем может понравиться вдыхать этот аромат. К тому же, в церковь ходят и маленькие дети, и люди с ослабленным здоровьем. У людей может развиться аллергическая реакция.

Собираясь в храм, важно чётко определиться с целью посещения. Церковь – это место для молитвы, а не для знакомств или демонстрации своих внешних данных. Если помнить об этом, вопросы подобающего внешнего вида будут решены автоматически.

Правила для мужчин

Для мужчин тоже есть ряд определённых правил при посещении храма.

  1. Войдя в церковь, необходимо снять головной убор.
  2. Внешний вид при посещении храма должен быть опрятным и аккуратным. Очень многие верующие надевают на службу лучший костюм.
  3. Неприемлемо входить в храм в прозрачных майках без рукавов и в тренировочных брюках или шортах.
  4. Желательно перед посещением храма не курить и чисто побриться.
  5. Недопустимо появление в храме в нетрезвом состоянии.

К служителям церкви и другим прихожанам следует относиться с уважением и вести себя тихо в их присутствии. В противном случае не стоит вообще заходить в церковь.

Правила поведения во время Богослужения

Человеку непосвящённому Богослужение может показаться длинным и непонятным. Если вы хотите разобраться во всех тонкостях и подходить к происходящему осознанно, можно почитать специальную литературу или пойти на специальные курсы, которые проводят при многих храмах.

В целом, правила поведения во время Богослужения не столь сложные, как может показаться на первый взгляд:

Крестное знамение

Большинство людей, считающих себя православными христианами могут не знать досконально правил поведения в храме, но совершать крестное знамение, казалось бы, умеют. Однако и здесь есть некоторые нюансы, о которых очень важно знать. Само по себе крестное знамение не является спасительным ритуалом, а лишь наружным проявлением нашей веры.

Как же совершать крестное знамение правильно?

Когда необходимо совершать крестное знамение?

Креститься необходимо в следующих случаях:

  1. При входе в двери православного храма.
  2. Прикладываясь к кресту или иконам.
  3. В начале и в конце молитвы, иногда в ходе её прочтения.
  4. В начале утрени.
  5. В ходе богослужения.

Начинающим прихожанам можно уточнить все необходимые моменты перед началом Богослужения, чтобы вести себя правильно и чувствовать комфортно.

Взаимодействие со священнослужителями

Придя в церковь, принято брать благословение у священника . Кроме того, благословение можно получить перед уходом из церкви . Если в православной церкви присутствуют несколько священников, необязательно просить благословения у каждого. Если в храме находится архиерей, благословение следует получать у него, а остальным священникам лишь поклониться. Брать личное благословение у архиерея можно после того, как он выйдет из алтаря.

Если у вас есть конкретный вопрос к архиерею – вы можете записаться на приём в епархиальном управлении. Обращаться к православному епископу можно «Владыка».

Приветствовать епископа можно словами «Благословите». При этом следует сложить руки одна на другую. Правая ладонь должна находиться сверху. После благословения принято приложиться к руке священнослужителя в знак почтения к Господу.

Некоторые священники вместо лобызания руки накладывают её на голову прихожанина. Это тоже является знаком полученного благословения.

В церкви можно побеседовать с батюшкой о приходских делах. Для духовных вопросов существует таинство . При обращении к православному священнику полагается говорить «отец» перед его именем.

Недопустимо проявлять кокетство перед священнослужителем. За такую вольность священник может быть подвержен наказанию вплоть до лишения сана. Неприлично также интересоваться подробностями личной жизни священника – его семейным положением и количествам детей и пр.

Обычно в храме есть дежурные служители, которые следят за порядком и соблюдением правил поведения. Если к вам подошла сотрудница церкви и просит о чём-либо, не следует обижаться. В храме никого не будут беспокоить зря. Со временем вы освоитесь с правилами поведения и станете чувствовать себя уверенно при входе в храм, а до этого времени следует набраться терпения и внимательно следовать советам.

Сразу же после завершения Божественной литургии утром проводится . Если вы услышали, что в церкви стали петь хором молитвы, значит, пора готовить детей, поскольку скоро начнётся причастие.

Первыми к Чаше подходят матери с младенцами . Затем подводят детей постарше и после уже подходят все остальные. Если вас пропускают вперёд, постарайтесь пройти и не задерживать людей из желания показаться более добрым и воспитанным. Молча поклонитесь пропускающим вас и подходите к Чаше.

Во время службы приветствовать своих знакомых при входе можно молчаливым поклоном. Не следует затевать разговоры и бурные обсуждений новостей.

Перед христианскими праздниками во время вечерней службы часто проводится лития . Это особый чин вечерни. В это время этого богослужения всех молящихся принято освящать особым маслом. Прежде всего на литии необходимо подойти и приложиться к иконам, затем подойти к священнику для того, чтобы он крестообразно помазал лоб. Далее нужно слегка поклониться батюшке и приложиться к руке и отойти в сторону, взяв у служительницы кусочек освящённого хлеба. Этот кусочек можно съесть прямо в храме или взять с собой домой.

Накануне причастия обычно проводится исповедь. Обычно она проходит в порядке живой очереди. Прежде чем подойти для исповеди к священнику, принято поклониться всем стоящим рядом прихожанам со словами «простите меня». После этого люди поклонятся вам в ответ.

Прощаясь с человеком в церкви, ему принято говорить не До свидания, а «Ангела-хранителя».

Перед тем, как выходить из храма, необходимо приблизиться к праздничной иконе и совершить поклон. Поклоны могут быть поясными и земными. Земные поклоны следует совершать во время Великого поста.

Когда можно приходить в храм женщинам

Очень многих людей интересует вопрос, допустимо ли посещать храм женщинам в период критических дней. На сегодняшний день на это вопрос нет однозначного ответа . Согласно Ветхому Завету человеку в не чистом состоянии (в том числе в женщинам в критические дни) не следует входить в храм Божий .

В Новом же Завете сказано, что женщина в эти дни вполне может посетить церковь. Считается, что этот цикл создан Богом и поэтому в принципе не может считаться нечистым . При необходимости, Новый Завет даже разрешает женщине в критические дни причаститься Святых Христовых Таинств и приложиться к святым иконам.

Таким образом, мнения священнослужителей на этот счёт сегодня расходятся. Возможно, в этом вопросе следует последовать правилу золотой середины и воздержаться от посещения храма в критические дни без крайней необходимости. Если же вы остро нуждаетесь в духовной поддержке, вы можете посетить храм.


1:504 1:516

Церковь - это особенный мир в котором существуют свои правила поведения, и сказать, что их мало я не могу. В этой статье я расскажу об основных правилах, которые необходимо знать при посещении храма, чтобы вы не отвлекались на расспросы во время предстоящих праздников. Постараюсь описать все максимально просто и подробно.

Вообще, на любую службу в церкви принято приходить заранее, о времени ее начала вы можете узнать из расписания которое есть на дверях церкви.
В церкви мужчинам положено снимать головные уборы, женщины, наоборот, не заходят в храм с непокрытой головой.

1:1612

Что нужно делать при входе в церковь


2:580

Перед входом нужно трижды перекреститься и поклонится. При этом каждый раз произносим молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй», «Боже, милости буди мне грешному», «Вси святии, молите Бога о мне грешном».
Войдя в церковь, мы попадаем в притвор - так сказать «коридор» между входом и приделами храма.

2:1194


3:1703

У притвора есть символическое значение - он считается местом соприкосновения земли и божественного.
В притворе покупают свечи, пишут записки за здравие и упокой, заказывают молебны и панихиды. Здесь стоят некрещенные, а также женщины во время критических дней.

3:513

Как вести себя в церкви

Древний обычай предписывает мужчинам во время службы стоять на правой стороне, а женщинам - на левой. Проход от главного входа к Царским вратам оставляют свободным.

3:882


4:1391

Во время службы принято креститься на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». Кроме того, крестятся вначале и в конце любой молитвы.

Склонять голову, но не крестится, нужно когда:
— священнослужитель идет с кадилом;
— когда открывают или закрывают Царские врата;
— при возглашении «Мир всем»;
— при благословении людей Евангелием;
— и после слов: «Главы ваши Господеви преклоните».

4:2238

Куда нужно ставить свечи

4:62


5:569

Строго прописанных правил куда ставить свечи не существует, да и их покупка - это добровольное пожертвование храму.
Но даже не знаю, есть ли такие кто приходит в храм и свечи при этом не ставит…
Поэтому прежде всего ставим свечу к той иконе, праздник которой отмечается в данный момент. Найти ее легко, она расположена на специальной подставке - аналое, который находится в центре храма перед Царскими вратами.

5:1376



6:1895

Затем к образу Божией Матери, он находится слева от Царских врат (там где положено стоять женщинам), и к иконе Спасителя - справа от врат (где стоят мужчины). На фото хорошо видны все эти места.

6:361 6:371

Также ставим свечу у мощей святого, если они имеются в храме, после там, где вам хотелось бы, например,

6:564
  • у своего святого;
  • за здравие - к любой иконе;
  • за упокой - на канун, прямоугольный столик рядом с Распятием.


7:1299

Бывает, что свечек стоит много и поместить еще одну уже некуда , в таком случае не ставьте две в одну ячейку, и не снимайте чужие (если только они уже не догорели), в этом случае просто положите свечку на подсвечник.
Огонь свечи — это символ молитвенного обращение к Богу, Божьей Матери и святым, поэтому во время, когда вы ставите свечу - помолитесь, пусть просто и своими словами.

7:2031

Как прикладываться к иконам

7:68 7:74

  • Сначала нужно дважды, с поклонами перекреститься, после чего поцеловать образ, снова перекреститься и поклониться.
    Целовать святых в лик нельзя, поэтому прикладываться следует к:
    — изображению руки;
    — краю одежды Спасителя, Божией Матери либо святого;
    — если вы прикладываетесь к кресту, то целовать нужно ноги Спасителя.

Напоминание для женщин: губы не должны быть накрашены.

7:837


8:1344 8:1356

Многие говорят, что прикладывание к иконам противоречит нормам гигиены, на это священнослужители отвечают, учеными подтверждено - на церковных иконах микробов нет, а вся долгая история церкви не сделала этот аргумент весомым даже в устах воинствующих атеистов.

8:1864

Если вы не хотите прикладываться к святыням, то помните — «целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность».
Еще один пункт, который тоже может поставить в затруднение, потому что используем мы его нечасто.

8:488 8:500

Как правильно обращаться к священнику

8:588


9:1095

К служителям церкви обращаются на «вы» и никогда не приветствуют обычными в нашем обиходе словами, например «Здравствуйте».

9:1361

Обращаются к священнослужителю словами «Благословите» (либо «Батюшка, благословите»), при этом крестообразно складывают руки ладонями вверх - правую поверх левой.

9:1707

Священник перекрестит вас со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», положит на ваши ладони, правую руку, которую надо поцеловать. Целуя благословляющую вас руку, вы как бы прикасаетесь губами к руке Христа.

9:459

При прощании снова говорят «Благословите».
Нельзя просить благословения у диаконов и монахов, они не вправе совершать его.

9:717

Как отличить священников

9:781

В их облачение входит большой крест на груди, а в облачение епископов - панагия - икона.

9:956



10:1475

Правила поведения в храме для женщин

В принципе особых правил поведения для женщин нет. Как я уже писала, голова должна быть покрыта платком, губы помадой лучше не красить, да и макияж лучше наносить неброский.

10:1872 10:11


11:518 11:530

Подобающей должна быть и одежда. Честно говоря, довольно нелепо смотрятся в церкви девушки одетые в облегающие лосины или очень короткие юбки.
А вот к женщинам одетым в брюки в церкви относятся довольно снисходительно, если на это есть причина, например, вам срочно понадобилось зайти в церковь, в не совсем подходящей одежде.

11:1141 11:1153


12:1660 12:11

Однажды мне пришлось зайти в церковь в джинсах. Предварительно объяснила ситуацию, спросила разрешение и никто меня не выгнал, замечания не сделал.
Многие храмы предоставляют платки и подобия юбки нп время посещения храма.

12:435 12:447

Еще я очень хочу разъяснить вопрос, который одновременно и интересует и обижает многих женщин, как и меня в свое время - почему в критические дни женщины не имеют права ходить в церковь.
Естественно, я считала это типичной дискриминацией и даже обижалась в душе)) Пока не прочла такое вот замечательное разъяснение этому обычаю.
Во время критических дней женщина в храм заходить может, но не должна проходить дальше притвора, ей нельзя прикасаться к святыням и принимать причастие.

12:1349 12:1361


13:1868 13:11

Вот только воспринимать это как предвзятое отношение не стоит, церковь - это место, где во время причастия приносится бескровная Жертва Христова, поэтому даже священнослужитель не может входить в храм и тем более служить, если у него есть кровоточащая рана.

Если, к примеру, во время службы священник порежет палец краем листка, то он должен выйти из церкви и не заходить пока кровь не перестанет идти. Также в храм нельзя вносить мясо.
«Но Кровь Христа остановила потоки крови, проливаемой ради Бога… Только одна Кровь в храме уместна - Кровь жертвенная. И это Кровь Того, Кому мы молимся и Кто Себя принес в жертву за нас».

Поэтому милые женщины, не слушаем бестолковые забабоны о женской «нечистоте» в критические дни, и без всяких условностей идем в храм в праздник, и на Пасху для освящения испеченных куличей, только святим их на улице или в притворе не заходя в сам храм.

13:1682

Выход из церкви

13:47


14:554 14:566

Перед тем как покинуть церковь, крестимся три раза с молитвой и поклонами.

14:709

Надеюсь, благодаря этим советам вы узнали как правильно вести себя в церкви и будете уверено чувствовать себя во время посещения храма.

14:965

Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие , принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам и все смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к .

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала , а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону . Нельзя проходить между и центральным , когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

В одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм ». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");