Как освятить квартиру с помощью священника. Самостоятельное освещение квартиры: правила и особенности проведения ритуала

Как освятить квартиру с помощью священника. Самостоятельное освещение квартиры: правила и особенности проведения ритуала
Как освятить квартиру с помощью священника. Самостоятельное освещение квартиры: правила и особенности проведения ритуала

Православная церковь называет освящением ритуалы, по которым в жизнь человека божественным образом входит религия. Главная задача таких обрядов - снисхождение Божьей благодати на судьбу тех, кто стал их участником. Когда христианин стремится освятить жилище, это свидетельствует о том, что человек готов уповать на Всевышнего и верить в провидение, происходящее по Небесной воле.

Подготовка к проведению обряда

В основании каждого церковного молебна стоит желание одухотворить деятельность того или иного человека. Христианин просит Бога о том, чтобы Он направил дела в истинное русло, приносящее пользу не только индивиду, но и его окружению. Православные верующие через обряд освящения получают божественное благословение, помогающее создать вокруг преисполненный любовью мир.

Обряд освящения жилья защищает от темной энергии

Освящением называют ритуал, через который в личную или церковную жизнь христианина вступает Церковь. Обряд приносит защиту от темной энергии, вселяя в сердца людей чувство близости к Господу.

Этот ритуал принято проводить после переезда в новое жилище или когда был закончен ремонт. Обряд разрешается делать самостоятельно, но в первый раз его лучше доверить святому отцу. Традиция освящения существует с давних времен, когда христианство только начинало распространяться по всему миру. Приверженцы Иисуса знали, что святая вода - атрибут, способный защитить дом и личное пространство от вмешательства нечистых материй.

Батюшки наделены особыми правами, позволяющими совершать освящение. Мирянину нужно просто обратиться в ближайший храм и обсудить со святыми отцами время проведения обряда.

Прежде чем пригласить в дом священнослужителя, необходимо совершить следующие действия:

  • В жилище должен быть идеальный порядок.
  • Нужно выбросить лишнее и бесполезное, занимающее место в доме.
  • В квартире обязательно должен находиться иконостас, а также лампада или несколько свечей.
  • Святому отцу, пришедшему совершить ритуал, нужно освободить место для его церковных атрибутов.
  • Ритуал освящения занимает примерно один час, за движениями батюшки можно наблюдать со стороны. Самое важное - не отвлекать его от работы.

Чин освящения

Без божественного благословения и помощи Творца в жизни человека не будет происходить ничего истинно ценного и правдивого. РПЦ освящает жилища так же, как это делается в храмах.


Самостоятельное освящение

Если нет возможности пригласить святого отца, ритуал можно провести лично. Но перед этим необходимо посетить храм и получить благословение, без которого обряд не будет действительным. Для проведения потребуются иконы, церковные свечи и молитвенник с важнейшими текстами. Святая литература приобретается только в храмах, в других местах её нет.

Для проведения обряда освящения потребуются иконы, церковные свечи и молитвенник

Перед, во время и после ритуала христианин обязан придерживаться следующих правил:

  1. Читая молитву, следует мысленно обращаться к Всевышнему, Богородице, Христу, Ангелам-Хранителям или другим святым. Думы о пустом и бессмысленном способны повредить проведению ритуала. Следует сконцентрировать сознание на Боге и четко произносить каждое слово молитвы, видя в этих действиях истинный смысл.
  2. Образ жизни верующего должен приближаться к духовному. Следует отстранять отрицательную энергию от себя и собственного окружения, проявление дурных эмоций привлекает в дом неприятности различной степени. Посещение храма является необходимым условиям для христианина, стремящегося избавиться от нашествия страстей.
  3. Человек должен проявить искреннюю веру в Господа и забыть об эгоизме. Ему необходимо научиться дарить любовь каждому, даже врагу, и уметь радоваться достижениям других. Человеку нужно соблюдать священные заповеди и отстраняться от дурных помыслов.

Соблюдение этих правил позволяет провести ритуал на уровне священнослужителя. Сам же процесс освящения содержит некоторые особенности.

  • Чаша со святой водой, принесенной из церкви, находится в левой руке, правой же христианин разбрызгивает капли по стенам дома.
  • Обряд принято начинать с угла, находящегося на восточной стороне, движение происходит по часовой стрелке.
  • В качестве основной молитвы подходит самая знаменитая «Отче Наш». К тому же обряд можно дополнить другими: «Да воскреснет Бог» и 90 псалмом.
  • Освящение разрешено проводить в любой день, кроме пятницы.
Важно! Квартиры, в которых занимались развратом, пьянствовали, ругались и дрались, церковь называет нечистыми. Именно такие жилища следует освящать в первую очередь, потому что такие дома окутаны негативной энергией и являются вместилищем грязных демонов. Люди, находящиеся в подобных условиях, испытывают постоянные неприятности, сталкиваются с большими проблемами, а в их душе не бывает покоя.

Смысл обряда освящения

Этот ритуал есть полноценная защита от бедствий, провоцируемых вожделением и безверием. Освящение дома благословляет живущих в нем людей на праведные дела, а также охраняет от нападок всего дурного. Ритуал призывает людей не отлучаться от Небесного Отца и направлять жизнь в русло справедливости и закона Божьего.

Жизнь и благополучие в большой степени зависит от окружающей природы и духовной среды. Показатель религиозности народа влияет на состояние и поведение людей. Нравственный порядок портится в результате того, что человек теряет веру в Господа и отдаляется от Него, меняя вечную жизнь на мимолетные удовольствия плоти.

После ослушания первых людей в изначально чистый мир проникли болезни, страдания и смерть. Ритуалы освящения вызваны нуждой самой природы и потребностью человечества. Церковь протягивает руку помощи в деле духовного оздоровления и очищения от скверны и растлевающих грехов.

В настоящее время чрезвычайно важно проводить подобные ритуалы, потому что дьявол господствует в воздухе, пронизывающем пространство. Квартиры переполнены негативной информацией от телевидения, радио и прессы. Нечистая сила притягивает заблудшие души, обещая наслаждение, но обманывает и дарует только разочарование. Через тонкие миры в дома проникают бесчисленные легионы демонов, приносящие агрессию, злобу, месть и другие страсти.

Важно! Церковь дарует истинно верующим людям благодать, избавляющую от разрушительной деятельности нечистой энергии.

Необходимо понимать, что божественная энергия, происходящая от икон, святой воды, мощей и других церковных атрибутов, дарует силу только тем, кто это действительно заслужил праведной жизнью. В противном случае никакие ритуалы не помогут, они не действуют в качестве талисманов и бесполезны для нечестивцев и ханжей.

Освящение не действует, если в квартире заправляют пустые и праздные думы об удовольствиях плоти. Развратный и богохульный человек лично отрекается от Бога и Его помощи, оставаясь во власти ложных предубеждений и больших неприятностей.

Видео о молитвах на освящение квартиры

Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу. Что же это за обряд, как к нему относиться и кто имеет право его совершать?

Мы знаем, что над всем миром есть Ангел Хранитель: над каждой страной, над каждым городом, над каждым селом. Освящая квартиру и дом, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Оно освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела Хранителя этого города или села, а не домового. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни.

В чем смысл освящения

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Каждый человек хочет, чтобы в его доме всегда был достаток, царило счастье, свет и тепло. Освящение дома или квартиры есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Освящение дома - это обряд, совершаемый священником, чтобы в повседневную жизнь жителей этого дома нисходило благословение Божие и чтобы всё в жизни этих людей совершалось с Божией помощью.

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел.

Праведный Иоанн Кронштадтский писал, что обряды освящения вызываются крайней потребностью людей, имеющих непрестанную нужду в Боге.

Испокон веков христиане освящали свои жилища. Обычно это делалось сразу после строительства дома, чтобы еще до заселения в нем присутствовал дух святости и чистоты. Считалось, что если дом освящен, то вместе с семьей в нем живет сам Бог, который оберегает его от всех.

Также обряд освящения дома могут проводить после капитального ремонта, после смерти одного из проживающих в доме или, если в семье начались ссоры.

Православные христиане верят, что в этом обряде Сам Господь посылает благословение на жизнь в новом месте.

Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Квартира очищается от "нечистой силы" и благословляется жизнь всех домочадцев в этих стенах.

При этом стоит понимать, что это не мистический обряд, «обновляющий» энергетику дома, но освящение жилища посредством призывания Господа и обращения к Нему с целью получить благословение на благочестивую жизнь. Важно помнить, что само по себе освящение жилья ничего не дает человеку, ведь необходимо и самому стараться возрастать в духовной жизни и стремиться к главному идеалу святости - Господу Иисусу Христу.

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Освящение жилища занимает около сорока минут времени. В зависимости от обстоятельств оно может несколько разниться. Перед началом освящения квартиры (дома) подготавливается стол, на который священник положит Евангелие, крест, емкость с елеем, кропило, чашу со святой водой.

Перед освящением квартиры на четыре несущие стены (по сторонам света) наносятся изображения креста. Под знамения крестов ставятся и свечи.

Практической стороной освящения является окропление дома святой водой, помазывание стен освященным маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь. Православные христиане убеждены, что во время освящения, при окроплении святой водой и чтении специальных молитв от жилья отгоняются все бесовские силы. Именно для благодатного сохранения квартиры от воздействия нечистой силы и производится освящение.

При освящении демонические силы отгоняются, а квартира наполняется божественной благодатью, которую боятся бесы.

Освящение чем-то напоминает молебен. В этом обряде испрашивается у Бога помощь во всех домашних делах. Считается, что дом будет защищен не только от бесов, но и от злых людей.

Во время этого обряда на жилище сходит особая благодать, которая дарит жителям дома спокойную жизнь в его стенах, без ссор и размолвок.

При этом нужно учитывать, что обряд не решит бытовые или семейные проблемы, но настроит проживающих в доме на нужный лад, поможет обрести Божье благословение и позволит определиться, будет ли человек жить с Богом или уступит своим страстям.

Почему необходимы обряды освящения

Почему так важно освящать дома в наше время. Зачем нужно освящать дом или квартиру?

По учению святых отцов Церкви, в воздухе господствует нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова. Слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера Земли, в которой мы физически существуем, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом - область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Через астрал наши дома заполнили бессчетные легионы бесов. Люди уже не в состоянии понять, от чего разрушается их семейное и жизненное благополучие. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме и жизни демонических сил - духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти.

Когда говорят, что в доме живёт домовой, это значит, что в неосвящённом доме живёт злой дух. Есть такие неразумные люди, которые при переезде на новую квартиру первой пускают в дом кошку (якобы она дружит с домовым, и он тогда не вредит людям), а не иконы и не святые книги. Не освящают дом окроплением святой водой, а умилостивляют домового. К сожалению, это очень часто наблюдается.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула дом и сюда вошел и остался в этом доме (квартире) Ангел Хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих (если это квартира), всех, здесь работающих (если предприятие, фирма).

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». То же самое можно сказать и об освящении жилища.

Никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания.

Разумеется, в наше неоязыческое время, когда столь популярны всякие целители и экстрасенсы, люди, просящие освятить машину или квартиру, прежде всего ждут некоего магического действия: сейчас-де священник “побрызга-ет” святой водой и будет все прекрасно и замечательно. Я тоже очень хочу, чтобы все было прекрасно и замечательно, чтобы машина не попадала в аварии и не ломалась, чтобы в семье царили мир и покой, чтобы никакие соседи не заливали водой с верхних этажей освященную квартиру и т. д. Но при этом я все же не забываю, что Православие и житейское благополучие — вещи далеко не всегда совместимые. Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Осознание этого первостепенно. В противном случае, благочестивый христианский обряд может быть превращен в языческое колдовство богопротивное и мерзкое. Мы должны помнить, что все, что мы получаем в жизни, исходит только от Бога.

Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

Будем помнить, что освящение дома - это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.

Принципиальной целью освящения квартиры, о которой люди чаще всего просто не подозревают, является превращение этого жилища в малую Церковь.

Сам факт прихода священника в дом или молебна, совершаемого в присутствии членов семьи (а чаще всего именно так — собирается вся семья), является соприкосновением, приобщением благодати, и ни в коем случае не стоит недооценивать это, особенно если учесть, что соприкосновение с ней осуществляется посредством соборной молитвы семьи как малой Церкви, где двое или трое собраны во имя Христово (см. Мф. 18:20).

Что нам дает освящение?

Освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или же поступает, руководствуясь собственными страстями. Если семья старается жить по-христиански, то и внутренний, и внешний ее устрой должен об этом свидетельствовать. Внутренний устрой налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений. А внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящение жилища.

Кто может освящать жилище? Каждый ли человек может освятить свое жилище?

Многих интересует вопрос, можно ли проводить освящение квартиры самостоятельно.

Церковь отвечает отрицательно: обряд может совершать только священнослужитель.

Если же в доме произошло что-то нехорошее, случилась крупная ссора или неприятное событие, можно и самим окропить квартиру святой водой и обойти ее с молитвой. Это не будет считаться обрядом освящения, вы просто очистите свой дом от плохих эмоций, воспоминаний, ощущений.

Прочесть молитву, покадить, окропить квартиру - не только можно, но и нужно каждому. Есть благочестивая традиция раз в неделю, вечером, взять в руки горящие свечи, кадильницу, святую воду и с пением обойти квартиру. Покропить комнаты и помещения. Но освящение жилища священником - совершенно другое дело. Это не рядовое, пусть очень нужное, дело, а особенное, торжественное событие в жизни семьи. Кстати, поэтому лучше всего, чтобы на освящении жилища присутствовали все члены семьи.

Священник - это человек, поставленный Богом на особое служение, можно выразиться так: это особый делегат Божий. Именно священнику Господь поручает совершать Божественные службы и самую главную из них - Литургию. Поэтому в лице священника (независимо от его нравственных качеств) в Ваш дом приходит как бы Сам Бог. И благословляет ваше жилище.

Как некогда Спаситель, войдя в дом мытаря (сборщика налогов) Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его (Лк. 19:1-10), так и ныне вместе со священником (служителем Христовым) в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Освящение дома

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие.

Практической стороной освящения является окропление жилья святой водой, крестообразное помазывание стен святым маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь.

Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Существует традиция, согласно которой после освящения накрывается небольшой стол и батюшка приглашается к чаепитию. Зачем это нужно? Считается, что священник в данном случае символизирует самого Иисуса Христа. Вы будто приглашаете его в свой дом как самого долгожданного гостя. Однако чаепитие не является обязательным правилом, все на ваше усмотрение. Кроме того, помните, что посещение батюшкой вашего дома - прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке.

Сам обряд не страхует вас от грехов. Он лишь помогает обрести почву под ногами, фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь в стенах дома. Она должна быть по-христиански чистой и светлой. Только тогда можно будет поддерживать в жилище гармонию.

Освящение не застрахует вас от новых грехов, но поможет возвести тот внутренний фундамент, на котором впоследствии будет строиться жизнь вашей семьи. Она должна быть по-православному светлой - только в этом случае удастся поддерживать в доме мир и гармонию.

Согласно распространенному убеждению, освятить что-либо, будь то дом или корабль, может только церковник - человек, находящийся в духовном сане и служащий Господу. То есть, для того чтобы освятить дом, нужен священник.

Но так ли это? Действительно ли всегда нужно приглашать священнослужителя? Можно ли самому побрызгать по углам святой водой и прочитать оберегающую молитву? Такие вопросы возникают в голове у многих людей, которые приобрели или построили собственное жилье.

В каких случаях нужно освящать?

Задумавшись о том, как освятить дом, люди невольно задаются вопросом о том, нужно ли это делать. В нашей стране долгие десятилетия церковь не участвовала в людской жизни. Соответственно, и дома не освящали, и детей не крестили, при этом жили люди весьма неплохо. Примерно так рассуждают многие новоиспеченные владельцы недвижимости, не совсем представляющие себе, к кому обращаться за освящением и полагающие, что это процесс сложный и хлопотный.

Действительно, освящать дом нужно не всегда, а лишь в определенных ситуациях. К освящению следует прибегнуть, если в купленном доме:

  • произошло преступление;
  • люди плохо жили, разорились, распалась семья или погибли дети;
  • было много тяжелобольных среди прошлых владельцев;
  • творились грешные, безбожные либо сатанинские дела;
  • случались пожары, затопления подвала, регулярные просадки кровли.

Конечно же, никто не скажет обо всем этом покупателям. Поэтому нужно проявить внимание и прислушаться к своей интуиции. Главным поводом для освящения жилища является глубокая убежденность в необходимости этого, иррациональное необъяснимое желание освятить помещения. Такие ощущения нельзя оставлять без внимания, и если они возникли - нужно освящать.

Когда нельзя освящать?

Раздумывая о том, как освятить дом, многие задаются и вопросами о том, при каких обстоятельствах этого делать нельзя. Суеверий в народе бытует много. Например, кто-то убежден, что нельзя проводить обряды в пост. Другие уверены, что препятствием для освящения может быть наличие критических дней у женщины, являющейся членом семьи. Третьи полагают, что если кто-то из членов семьи не крещен, то освящать дом нельзя. Существуют и иные убеждения.

Однако все это не соответствует истине. Провести обряд по освящению дома не мешают ни критические дни, ни отсутствие крестика на шее у кого-то из родственников, ни посты. Как скажет любой священник, даже Великий пост не является препятствием для освящения жилища.

Единственное, что может помешать освятить приобретенный дом, - уже проведенный обряд. Освящается жилище лишь единожды, впоследствии оно только очищается. Ритуалы со святой водой, церковными свечами и молитвами, проводимые как церковнослужителями, так и самостоятельно, направлены на очищение жилища.

Можно ли освящать самостоятельно?

Вопреки широко распространенному убеждению в необходимости приглашения для этого обряда священника, церковью не возбраняется провести его самостоятельно. Ответ церковнослужителей на вопрос о том, можно ли самим освятить дом, будет утвердительным.

Разумеется, самостоятельно проводить обряд освящения можно далеко не всегда. Более того, далеко не всем. Люди нередко путают обряды освящения жилища с ритуалами по его очищению. Для самостоятельного очищения домашних помещений никаких препятствий и условий не существует. А вот возможность освящения жилья своими силами все же ограничения имеет.

Что нужно для самостоятельного обряда?

Как правильно освятить дом самостоятельно? Важнейшим моментом является крепость веры и праведность жизни человека. Разумеется, тот, кто станет проводить обряд, должен быть крещен.

Первое, что следует сделать, - заручиться одобрением священнослужителя, иными словами - получить у батюшки благословение. С церковнослужителем нужно и обсудить детали обряда, определиться со способом его проведения.

Без благословения священнослужителя задумываться о том, как освятить дом самостоятельно нельзя. Проведение обряда человеком, не получившим благословения, не будет иметь силы.

Какие есть варианты обряда?

Как самому освятить дом? Существует два варианта. В первом варианте обряд проводится при помощи церковных свечей. Во втором используется святая вода.

Каким из способов освящения жилища воспользоваться, нужно определить совместно с церковнослужителем, во время обсуждения будущего ритуала. Пренебрегать советами батюшки не стоит, но в том случае, если есть внутренняя убежденность в том, что освящать следует именно водой или же только свечами, об этом нужно рассказать.

Какой из обрядов лучше?

Освящение жилища мирянами при помощи свечей гораздо менее популярно, чем с использованием воды. Это весьма распространенное убеждение, заключающееся в том, что водой освящают, а свечами очищают. На самом деле для самостоятельного проведения ритуала по освящению жилых помещений можно использовать как то, так и другое.

Преимуществ у способов друг перед другом нет. Но есть некоторые нюансы, которые и определяют выбор в том случае, когда нет твердого внутреннего предпочтения или же священник по каким-либо соображениям не рекомендует конкретный способ.

В обряде с использованием свечей читается молитва Николаю Чудотворцу. Человек, собирающийся освятить дом свечой, молится перед обрядом этому святому. Сам ритуал рекомендуется проводить по четвергам.

При обряде с водой мирянин обращается к самому Господу. Обряд рекомендуется проводить в воскресенье, предварительно помолившись Иисусу.

Какую молитву читать во время освящения?

Молитва, освятить дом помогающая, - это сочетание псалмов 90-го и 100-го, между которыми присутствует негласное обращение к Господу. Именно таким образом освящают жилища церковнослужители. Батюшки сначала читают псалом 90. Потом про себя обращаются к Господу с просьбой защитить и благословить жилое помещение, а в завершение читают псалом 100.

Однако, в том, как освятить дом мирянину, допустимы отклонения от принятого порядка ритуала. Молитвы, которые будут читаться при освящении, следует обсудить с церковнослужителем. Псалмы сложны для чтения, поэтому при самостоятельном проведении освящения обычно читают «Отче наш» и другие молитвы.

При покупке старого дома лучше освящать или очищать?

Перед тем, как освятить купленный дом, самостоятельно или же пригласив церковнослужителя, необходимо выяснить, не совершался ли уже данный обряд. Конечно же, если дом новый, то и сомнений в том, что проводить освящение не возбраняется, никаких быть не может. Но при приобретении старого дома, этот вопрос становится важным. Именно об этом спросит любой священник прихожанина, пришедшего к нему за одобрением, поддержкой и благословением.

Церковными канонами строжайше запрещается повторное освящение. Принято считать, что такое действие является богохульством. Ведь раз жилище уже было освящено, значит, оно находится в ведении Господа и под его защитой. Повторное же освящение есть не что иное, как проявление недоверия к Господу, выражение сомнения в нем самом.

В том случае, если у приобретаемого жилья был единственный владелец, узнать о том, освящался ли дом, будет не особо трудно. Но если покупается жилище старое, сменившее многие поколения хозяев, например, деревенский дом, выстроенный в начале прошлого столетия, то выяснить, освящался ли он практически невозможно. Даже если хозяевами дома были поколения убежденных атеистов, политических работников или активистов-общественников местного колхоза, нельзя упускать вероятность того, что кто-то из владельцев мог провести тайный обряд освящения. Поэтому такие дома лучше очищать от скверны и зла, а не освящать.

Как проводится обряд со свечами?

В том, как освятить дом при помощи свечей, нет ничего сложного. В церковной торговой лавке, имеющейся в каждом храме, нужно приобрести свечи. Три для того чтобы поставить перед ликом Николая Чудотворца, и еще три - для проведения обряда.

Рекомендуется освящать жилище таким способом в четверг. Перед тем, как приступить к ритуалу, следует поставить свечу перед образом Чудотворца и помолиться ему, прося благословления и помощи в осуществлении задуманного.

Молиться Чудотворцу можно так:

Пресвятой Николай Чудотворец, батюшка. Благослови меня, раба Божьего (имя собственное) на деяние великое. Дай силы мне и избавь от сомнения. Сохрани и умножь твердость веры моей. Дай покой душе моей и светлость помыслам. Помоги в освящении жилья моего и предании стен и крова в руки Господа, под защиту Всевышнего и на милость его великую, аминь

Порядок действий в доме же таков:

  • зажженную свечу держат в правой руке;
  • обходят все помещения по часовой стрелке;
  • крестят каждый угол, порог, проход и стены;
  • читают молитвы.

Перед тем, как приступить к обряду, следует обсудить со священником то, сколько раз придется его проводить. Традиционным убеждением является проведение ритуала три четверга подряд. Однако если дом новый и лишен скверны, а люди в него въехали благочестивые, может быть достаточно и одного обхода со свечой и молитвами.

Как проводится обряд с водой?

В том, как освятить дом святой водой, тоже нет ничего сложного. Заручившись благословением священника, в воскресенье следует прийти на службу в храм, помолиться Господу, прося его помощи в проведении обряда. Также в церкви нужно взять святую воду, необходимую для проведения ритуала.

Действия в жилище сводятся к следующему:

  • налить воду в большую и удобную посуду, например, пиалу;
  • обходить помещения по часовой стрелке;
  • обрызгивать водой каждый угол, проход, косяки, стены;
  • пальцы нужно сложить так, как делают это для крестного знамения;
  • на протяжении всего обряда читать молитвы.

При наличии в доме Красного угла или же планировании его обустроить, начинать обход следует от него.

К чему обязывает освящение?

Любое действие человека в этом мире имеет свои последствия. Не является исключением и такое важное деяние, как освящение собственного жилища. Этот поступок обязывает совершивших его людей жить в благочестии и в чистоте, как нравственной, так и бытовой. Ведь совершая освящение жилья, они с упоением вручают дом свой Господу. Соответствующим образом должны и заботиться о нем, то есть так, как о доме, принадлежащем Богу, в который он может в любой миг заглянуть.

В таком жилище нельзя грешить. Нельзя забывать о поддержании чистоты и порядка. Нельзя предаваться праздности и богохульствовать. Иными словами, освящение жилья не только важно с энергетической точки зрения, оно еще и служит мощным стимулом для людей. Является стержнем, не позволяющим им предаться праздной лени и погрязнуть в грязи не только духовной или же нравственной, но и самой обыкновенной. Ведь в доме, врученном Господу не махнуть рукой на слой пыли или же невымытые оконные стекла, на кучу нестиранного белья, грязную плиту и оставленный мусор.

Таким образом, освящение жилища дисциплинирует человека. Не дает ему «растечься» по дивану, а значит, является благом не только для души, но и для простой повседневной мирской жизни.

Каждый человек хочет, чтобы в его доме всегда был достаток, царило счастье, свет и тепло. В стремлении к благополучию мы редко прибегаем к помощи религии, полагаясь только на свои силы, но когда дело принимает серьезный оборот, а несчастья так и сыплются на наши головы, мы невольно вспоминаем о Боге.

И первое, что приходит на ум, – это обряд освящения своего жилища, который, по церковным учениям, приносит благоденствие и дает спасительные плоды, соответствующие воле Божьей.

Зачем нужно освящать дом или квартиру?

Традиция освящать дома уходит корнями в эпоху раннего христианства. Уже тогда православные люди считали этот обряд обязательным и проводили его с целью причаститься к церкви, защитить свое жилище от дьявольских сил.

Сегодня многие священники рекомендуют непременно освящать дома и квартиры, если в них живут дети или больные люди, а также если семья находится . При этом нужно учитывать, что обряд не решит бытовые или семейные проблемы, но настроит проживающих в доме на нужный лад, поможет обрести Божье благословение и позволит определиться, будет ли человек жить с Богом или уступит своим страстям.

Кто может освящать жилище?

В православной церкви придерживаются убеждения, что освящением квартиры и дома должен заниматься священнослужитель. Прежде чем посвятить себя Богу, он проходит таинство Священства, поэтому изначально наделен божественными правами проводить церковные обряды.


Если же у вас нет возможности пригласить священника, освящение допускается совершить самостоятельно, но в этом случае рекомендуется предварительно сходить в храм и получить благословение.

Что нужно для освящения дома или квартиры?

Обычно все необходимое для освящения священнослужитель приносит с собой, но если вы будете проводить обряд сами, следует приготовить святую воду и свечки. Освящение воды совершается только один раз в год на Крещение, поэтому если вы не запаслись ею заблаговременно, можно обратиться к верующим людям – у большинства из них всегда найдется .

Свечи можно купить в церковной лавке, причем их количество зависит от числа комнат в жилище. На каждое помещение необходимо подготовить по одной свече.

Как правильно освятить дом или квартиру?

Прежде чем приступать к освящению, необходимо прибраться в жилище, проветрить помещения, а в случае проведения ремонта – закончить все отделочные работы. В «красном» углу – том, что против входной двери, необходимо установить икону с лампадой.


В целом весь обряд занимает не более часа, во время которого священник окропляет квартиру или дом святой водой, наносит елеем кресты на все стороны света, читает молитвы и просит для семейства мира и благоденствия.

Еще перед приходом батюшки желательно подготовить для него небольшой стол, где он сможет расставить священные предметы. По доброй традиции после освящения дома священнослужителя приглашают на чаепитие. Если вы решите проводить обряд без священника, можно прибегнуть к старинному способу освящения.

Для этого нужно набрать в чистую чашу святой воды, обмакнуть в нее три пальца и под чтение молитвы «Отче наш» пройти по комнатам, обрызгивая каждую от угла с иконой по часовой стрелке.

Что делать после освящения?

После проведения обряда очень важно жить в святости, не сквернословить, не курить, не совершать другие грехи. А иначе для чего нужно было освящать? Святую воду, оставшуюся после обряда, хранят в «красном» углу – там же, где и иконы, а при необходимости пьют по глоточку с благоговением.


Освящение не застрахует вас от новых грехов, но поможет возвести тот внутренний фундамент, на котором впоследствии будет строиться жизнь вашей семьи. Она должна быть по-православному светлой – только в этом случае удастся поддерживать в доме мир и гармонию.

Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища.

Освящение жилища

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.

Церковные обряды

Славянское слово “обряд” само по себе означает “наряд”, “одежда” (можно вспомнить, например, глагол “обряжать”). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные – священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов – обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но “как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником” (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: “Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, . Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей” (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения “вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии”, в огне и в земле. “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол “голубая икона” диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. “Без Бога – ни до порога”, – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы “на основание дому”, содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы “о хр’амине, стуж’аемой от злых духов” и молитва “над п’ещщю”. Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, “которые терпят козни и напасти злых духов” (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа “Благословен Бог наш…” и обычных начальных молитв читается 90-й псалом “Жив’ый в помощи В’ышняго…”, в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. “Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”, – восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: “Господу помолимся”, “Господи, помилуй”, – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия – приходом в него Иосифа, Аведд’ара – внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить “от сопротивных” и умножить “вся благая в доме сем”. В конце молитвы иерей возглашает: “Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков”. Присутствующие отвечают: “Аминь”.

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва “над п’ещию”. В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: “Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, “который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас “ангел погубляющий” (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей “от всякого злаго обстояния” и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог, оружие – Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, “ангела смерти” (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, “пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть” (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев – тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только “праведник яко лев уповает” (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).