Интервью с патриархом кириллом 1 мая. «Война – это всегда горе». Рождественское интервью Патриарха Кирилла. Крупнейшая на Юге России рождественская выставка-ярмарка «Дон Православный» проходит в Ростове-на-Дону

Интервью с патриархом кириллом 1 мая. «Война – это всегда горе». Рождественское интервью Патриарха Кирилла. Крупнейшая на Юге России рождественская выставка-ярмарка «Дон Православный» проходит в Ростове-на-Дону
Интервью с патриархом кириллом 1 мая. «Война – это всегда горе». Рождественское интервью Патриарха Кирилла. Крупнейшая на Юге России рождественская выставка-ярмарка «Дон Православный» проходит в Ростове-на-Дону
20503 11.03.2019 7 мин.

Для лечения симптомов простуды, в том числе сухого и влажного кашля, отлично подходит такая процедура, как ингаляция. Ее можно делать в специальном кабинете физиотерапии, а можно и дома, нужно только обзавестись соответствующим устройством - небулайзером. Чтобы приготовить раствор для ингаляций, используются различные препараты и домашние средства. К числу самых популярных относится раствор с использованием пищевой соды.

В статье рассмотрим, какую пользу приносят содовые ингаляции, при каких симптомах они помогают. Кроме того, узнаем, как правильно приготовить содовый раствор, и как нужно проводить саму процедуру.

Показания

Выясним, в каких случаях применение содовых ингаляций приносит наибольшую пользу.

В первую очередь содовые растворы для ингаляционных процедур показаны при сильном сухом кашле. Содовый раствор поможет и при прочих недугах простудного и инфекционного характера, связанных с носоглоткой и ротовой полостью.

Инструкцию по применению Пульмикорта для ингаляций детям найдете .

Аллергический насморк тоже может быть устранен при помощи этого простого, но эффективного средства. Содовая процедура поможет осиплому голосу вернуть былую тональность, и устранит першение в горле.

Даже симптомы гриппа можно облегчить, проводя ингаляции с раствором обычной соды. Прочие заболевания органов дыхания тоже часто лечатся посредством содовых ингаляций: бронхиты, ларингиты, тонзиллиты, фарингиты.

Содовый раствор хорош тем, что обладает безопасным составом и слабощелочной реакцией, что делает его нейтральным препаратом, подходящим для лечения взрослых, детей, и даже женщин «в интересном положении».

Раствор соды при процедуре отлично увлажняет и смягчает слизистую, устраняет першение в горле, избавляя тем самым от сухого, беспокоящего кашля. Показан он и при влажном кашле. А слабощелочная реакция состава помогает уничтожать болезненную микрофлору в горле, вызвавшую заболевание.

Содовый раствор относится к средствам-муколитикам, то есть обладающим отхаркивающим воздействием. Сода помогает разжижить и вывести вязкую слизь, скопившуюся на стенках бронхов.

Этот простой раствор дает положительный эффект уже после первой ингаляции. Больной сразу же чувствует облегчение, и смягчение выраженного кашля. Оптимальное количество процедур для взрослого - три раза в сутки. Этого будет вполне достаточно, чтобы быстро избавиться от неприятных симптомов простудных заболеваний, и улучшить проходимость бронхов.

Содовый раствор помогает как при сухом, так и при продуктивном, влажном кашле. Это разносторонне воздействие дает возможность использовать раствор, не особенно задумываясь - кашель какого вида в данном случае.

Противопоказания

В каких случаях содовые ингаляции противопоказаны, узнаем.

  • При высокой температуре.
  • Если имеются заболевания сердца или сосудов.
  • При заболеваниях легких.
  • В случае гипертонии.

  • Если в глотке или в дыхательных путях идут воспалительные процессы с гнойным отделяемым.
  • При онкологических заболеваниях, затрагивающих верхние дыхательные пути.
  • При токсикозе во время беременности.
  • При индивидуальной непереносимости соды в целом, и натрия в частности, процедура исключена.

Как приготовить раствор

Выясним, как правильно приготовить содовый раствор для использования его в небулайзере.

При использовании небулайзера содовый раствор можно либо приготовить своими силами, либо воспользоваться специальным аптечным препаратом для ингаляций под названием «сода-буфер». В готовом препарате компоненты подобраны в идеальной пропорции, и приложена точная инструкция для приготовления раствора.

Чтобы приготовить раствор из препарата сода-буфер, необходимо разбавить его 0,9%-ным физраствором. Для тех, кто не в курсе, физраствор - это морская соль, растворенная в воде.

Если же намереваетесь приготовить содовый раствор самостоятельно, то пропорция нужна следующая: одна чайная ложка пищевой соды на литр заранее приготовленного физраствора. Соду следует тщательно растворить в физрастворе, перемешать. Затем состав переливается в небулайзер, и можно начинать процедуру.

Совмещение содовых ингаляций с эвкалиптовыми (с добавлением соответствующего эфирного масла или препарата «Эвкалипт») дают более выраженный положительный результат.

Как правильно делать ингаляции при кашле у детей читайте .

Для детей

В данном случае на всем протяжении процедуры необходимо находиться рядом с ребенком, чтобы предупредить вероятность ожога или закашливания.

Детям до года содовые ингаляции не делаются вообще, а до семи лет процедура возможна только с разрешения врача-педиатра.

Длительность «детской» ингаляции - от трех до пяти максимум минут. Начинают курс всегда с трех минут, при необходимости постепенно повышая время процедуры. Детям с пяти лет можно делать содовые ингаляции с объемом раствора - 3 мл. Если ребенку от 10 до 15 лет, объем раствора можно повысить до 5 мл. А после 15 лет - уже идет «взрослая» дозировка: 5-10 мл.

Рекомендуется закрывать глаза во время содовой ингаляции. И детям не следует слишком часто проводить данную процедуру: достаточно делать ее дважды в день: по утрам и вечерам до заметного уменьшения болезненных симптомов.

Если у ребенка возникла непредвиденная негативная реакция на процедуру, ингаляцию сразу же прекращают. Затем необходимо обратиться к врачу за консультацией по этому поводу.

Ингаляции с содой рекомендуется проводить не раньше чем через полтора часа после еды. Принимать пищу после процедуры желательно не ранее чем через полчаса.

Как правильно использовать Декасан для ингаляций небулайзером читайте .

Для взрослых

Люди со сформировавшимся иммунитетом могут использовать содовые растворы для ингаляций свободно, но не более трех раз в день. К тому же данное средство подойдет как для устранения сухого кашля, так и влажного. Дадим общие рекомендации по применению этого состава.

Не следует делать процедуру вскоре после приема пищи: необходимо выждать по меньшей мере полчаса. Начинать есть после ингаляции тоже можно не раньше чем через полчаса. Не стоит в течение часа после проведения процедуры выходить на улицу. Особенно, если дело происходит морозной зимой.

При температуре выше 37 градусов проведение процедуры под запретом. Не стоит после процедуры в течение часа разговаривать, чтобы уберечь голосовые связки от перенапряжения.

Как правильно делать ингаляции с боржоми в небулайзере узнайте .

При покупке небулайзера обратите внимание, и узнайте у продавца, можно ли в данном устройстве использовать содовые растворы. Не все небулайзеры поддерживают эту опцию. Перед тем, как использовать небулайзер впервые, ознакомьтесь с приложенной к нему инструкцией. Не забывайте после каждого применения тщательно промывать прибор, проводить его дезинфекцию.

Дозировка (пропорция, как разводить) для беременных

Несколько рекомендаций по применению содовых ингаляций во время беременности. Температура раствора не должна превышать 60 градусов. Так будет исключена вероятность ожога, да и полезные свойства натрия сохранятся более полно.

Беременным показана длительность содовой процедуры в 10-15 минут. Начинать следует с десяти минут, постепенно «повышая планку». Между ингаляциями должно проходить не меньше четырех часов, а в сутки можно сделать не больше двух процедур.

Респираторные заболевания часто сопровождаются ощущением жжения, раздражением слизистой, кашлем, насморком. В аптеке можно найти массу лекарств, которые позволят избавиться от этих симптомов, но многие люди предпочитают использовать проверенные временем методы, в частности, ингаляции с содой, особенно для лечения детей, ведь родители опасаются, что в современных высокоэффективных препаратах содержатся химические вещества, которые вредны для детей.

Этот способ избавления от недуга проверен временем, потому и имеет такую популярность и доверие по сей день.

Принцип воздействия вещества

Его можно найти в любом доме. Ее используют в кулинарии, нередко применяют в качестве чистящего средства, содой можно даже отстирать некоторые виды пятен и удалить запах с одежды.

Используют ее и в лечебных целях. Принцип воздействия средства заключается в том, что при вдохе мелкие частицы лекарственного раствора попадают в дыхательные пути и оказывают на них целебное влияние.

При этом во время содовых ингаляций воздействию предаются только те области дыхательной системы, которые требуют лечения, не оказывая абсолютно никакого вреда организму. Мельчайшие капли раствора обволакивают сначала слизистую оболочку, а затем поступают в кровь, успешно борются с микробами, в силу чего и лечебный эффект проявляется очень быстро. Рекомендуется делать ингаляции с содой в домашних условиях как для взрослых, так и для детей при ОРВИ, ангине, прочих простудных заболеваниях.

Польза соды

Во время процедуры слизистая оболочка носоглотки прогревается посредством влажного пара, а лечебным эффектом последний обязан полезным свойствам основы раствора.

Полезные свойства соды таковы:

  • Используемый для ингаляции раствор обладает слабыми щелочными свойствами, в связи с чем способен нейтрализовать кислотность слизистой оболочки, а это способствует подавлению жизнеспособности микробов;
  • Сода является сильным и при этом безопасным муколитиком, поэтому ингаляция способствует выведению вязкого секрета при бронхите, избавляя от него дыхательные пути. Буквально нескольких процедур достаточно для того, чтобы значительно облегчить состояние ребенка;
  • Мокрота посредством вещества выводится быстрее, в связи с чем рекомендуется лечение кашля с его помощью, причем как влажного, так и сухого. Последний смягчается под воздействием средства.
  • Облегчает вещество состояние и при насморке, но для устранения этого симптома простудных заболеваний средство используют вместе с другими веществами, обладающими лечебным воздействием;
  • Используют ингаляцию и для снятия болей в горле.

Как осуществить процедуру?

С давних времен для ее проведения не применяли каких-либо специальных приспособлений.

Процесс осуществляется довольно просто:

  1. Подготавливается раствор для процедуры. Обычно готовят состав из расчета 1 ст. л./1 л горячей воды, которая обязательно должна быть кипяченой.
  2. Больной накрывает голову одеялом и начинает лечение насморка и кашля, вдыхая пары раствора.

Процедура несложная, но она требует выполнения ряда правил, чтобы не навредить здоровью, особенно если речь идет о лечении малыша.


  • Следите за температурой раствора. Она должна составлять максимум 57 градусов, а если она будет выше, можно повредить слизистую. Если ингаляции от кашля и других симптомов простуды с использованием соды применяются для лечения детей, которым еще нет 1 года, температура средства должна составлять не более 30 градусов;
  • Длительность процедуры при лечении ребенка не должна составлять более 3-х минут;
  • Нельзя кушать непосредственно до и после ингаляции;
  • После манипуляции, избавляющей от кашля и насморка, не следует совершать прогулки на улице;
  • Говорить можно начинать только спустя час после процедуры;
  • Повышенная температура – противопоказание к осуществлению этой лечебной манипуляции.

После ингаляции ребенку необходимо отдохнуть в течение минимум 1 часа. В этот период не стоит кушать и пить жидкость.

Важно помнить, что при избавлении от кашля нужно дышать ртом, а при насморке – носом. В последнем случае в раствор следует добавить буквально пару капель йода или эвкалипта, чтобы усилить лечебное воздействие. При необходимости устранения обоих симптомов нужно дышать переменно носом и ртом.

Одной процедуры в день будет недостаточно для получения быстрого и стойкого результата, поэтому необходимо выполнять ее хотя бы трижды/день.

Ингаляции с картофелем

Эта процедура тоже часто применяется для лечения детей. В народе весьма популярны ингаляции с картошкой и нередко она применяется вместе с содой.

Вот как производится ингаляции с применением картошки и соды.

  1. Отвариваем картофель, сливаем с него воду.
  2. Сверху посыпаем клубни небольшим количеством соды (нужно взять примерно 1 щепотку). Картофель можно размять посредством вилки и тоже посыпать содой. Можно также добавить немного соли, но лучше добавить ее в процессе отваривания клубней.
  3. Далее нужно произвести саму ингаляцию с картофелем и содой при лечении насморка, кашля, болей в горле. Вдыхать пары детям следует минуты 3 (можно увеличить это время до 5-ти минут).

Лечить этим способом можно такие недуги и их проявления, как астма, бронхит, грипп, синуситы, насморк. Но если инфекция проникает в нижние отделы дыхательных путей, наблюдается воспаление легких, делать процедуры не следует.

Небулайзер


Это устройство рекомендуют использовать для лечения детей, потому как оно удобно в применении, гораздо облегчает проведение процедуры. По мнению специалистов, при манипуляциях, осуществляемых «дедовским методом» , есть риск ожога кожи.

Кроме того, небулайзер позволяет производить манипуляции даже при повышенной температуре.

Лечить кашель можно разными способами. Среди народных способов выделяется такой доступный и простой вариант как содовые ингаляции. Их легко провести в домашних условиях, используя специальное приспособление или подручные средства. Чтобы подобный способ лечения оказался эффективным и безопасным, важно соблюсти все правила его применения и учесть противопоказания.

Способы проведения содовых ингаляций

Использование ингалятора

Лучше всего, если ингаляция с содой при кашле в домашних условиях будет проводиться при помощи ингалятора. На сегодняшний день существует большое количество их разновидностей. Ингаляторы позволяют наиболее направленно лечить простудные заболевания, не испытывая при этом неудобств.

Народный способ проведения ингаляций

Однако если у вас нет такого прибора, и требуется быстро вылечить кашель с минимальными затратами, то воспользуйтесь народным способом. Суть его довольно проста. Нужно наполнить кастрюльку лечебным содовым раствором, наклониться над ней, укрывшись полотенцем и вдыхать испарения ртом. При этом важно стараться дышать как можно глубже, чтобы легкие по максимуму заполнились лечебным паром.

Ингаляции с содой: безопасная поддерживающая процедура при лечении кашля

Особенности лечения кашля содовыми ингаляциями

Ингаляция с содой против кашля - это народный способ лечения. Именно поэтому многие используют его без предварительной консультации с врачом. Действительно, содовый раствор в данном случае имеет слабую концентрацию, и практически безопасен для всех. Однако при лечении детей, беременных женщин и людей с хроническими заболеваниями желательно получить одобрение доктора и его особые указания. Кроме того, имейте в виду, что содовые ингаляции имеют свои особенности и конкретные противопоказания.

Показания к содовым ингаляциям

Прежде всего, обозначим, в каких случаях используются содовые ингаляции. В первую очередь, это, конечно, кашель. Причем сода будет эффективна как при сухой, так и при влажной его разновидности. Лечебный раствор уничтожает болезнетворную микрофлору, разжижает мокроту и выводит ее из легких. В результате, выздоровление наступает очень скоро, особенно если лечение начато своевременно. Кроме кашля, содовые ингаляции будут полезны при насморке и болях в горле. Часто при простуде присутствуют все эти симптомы.

Противопоказания к содовым ингаляциям

Лечить кашель содовыми ингаляциями можно не всем. Абсолютными противопоказаниями к такой процедуре являются гнойные воспаления в носоглотке, синусит и гайморит, некоторые хронические заболевания легкий, сердечная недостаточность, повышенное давление, повышенная температура, болезни сосудистой системы, непереносимости соды.

С осторожностью к содовым ингаляциям нужно подойти беременным женщинам - им необходимо предварительно получить одобрение своего врача. При лечении детей должен применяться очень слабый раствор соды, а продолжительность процедуры сокращена до 3 - 5 минут. В данном случае также будет полезно проконсультироваться с доктором и тщательно следить за реакцией.

Приготовление содового раствора

Для ингаляций используется слабый раствор соды. Ее нужно взять всего 1 столовую ложку на литр кипяченой воды. Температура ее при этом должна составлять 40 - 50 градусов, максимум - 57. Более высокие показатели неприемлемы, поскольку они способствуют разрушению полезных элементов. Кроме того, вдыхание слишком горячих паров способно привести к возникновению ожогов на слизистых оболочках.

Готовя раствор для малышей младше 5 лет лучше всего сократить количество соды до 1 чайной ложки на литр воды.

Правила проведения ингаляций с содой

Лечение кашля при помощи содовых ингаляций производится до наступления улучшения состояния. Поэтому курс в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Проводить процедуры желательно ежедневно - по 1 или по 2 раза в сутки. Выздоровление наступит гораздо быстрее, если на все время лечения остаться дома. На крайний случай, следует воздержаться от выхода на улицу в течение часа после ингаляции. В это время также не рекомендуется разговаривать, дышать ртом, курить, проветривать помещение. Ингаляции следует проводить между приемами пищи. До и после процедуры должно пройти не менее часа.

Весь процесс ингаляции занимает по времени всего 10 минут. Если вы лечите ребенка, то продолжительность сеанса еще более сокращается. Так, для самых маленьких детей (1 - 3 года) она составляет всего 2 - 3 минуты. В данном случае лучше использовать ингалятор.

Вдыхать раствор соды следует спокойно, размеренно и глубоко. Постарайтесь максимально расслабиться. При лечении ребенка важно правильно настроить его. Представьте весь процесс в виде игры, объясните, что в этом нет ничего страшного, покажите, как нужно правильно дышать.

Ингаляция с содой при кашле в домашних условиях - это доступный и простой способ быстро вылечить простуду. Он подходит для детей и взрослых. Но чтобы получить максимальный эффект, важно правильно выполнять процедуру, соблюдать дозировки и регулярно проводить ингаляции. Учтите противопоказания и соблюдайте все описанные выше правила. Только в этом случае выздоровление не заставит себя долго ждать.

«Война – это всегда горе». Рождественское интервью Патриарха Кирилла

7 января 2016 года в эфире телеканала «Россия-1» было показано традиционное Рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла журналисту и телеведущему, генеральному директору российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. Предлагаем читателям «Правмира» текст и видеозапись этого интервью.

– Ваше Святейшество, благодарю Вас за это уже традиционное рождественское интервью. Но в этом году наша беседа отличается от всех предыдущих тем, что Россия ведет боевые действия. Как к этому относиться верующему человеку? Понятно, что мы говорим, прежде всего, о православных, но и о мусульманах тоже.

– Убийство человека – это грех. Каин убил Авеля, и, вступив на тропу совершения греха, человечество оказалось в ситуации, когда насильственный способ воздействия на личность, на группу людей, на страны довольно часто оказывается средством и способом разрешения конфликтов. Это, конечно, самый крайний и самый греховный способ. Но в Евангелии содержатся удивительные слова, суть которых заключается в том, что блажен тот, кто отдает свою жизнь за другого (см. Ин. 15:13).

Что это означает? Это означает, что участие в неких действиях, которые могут повлечь за собой смерть, может быть оправдано. Евангелие четко описывает, в каких случаях это возможно, – когда вы за других отдаете свою жизнь. Собственно говоря, на этом и построена идея справедливой войны. Еще блаженный Августин пытался описать параметры такой войны в далеком V веке. Сейчас, может быть, несколько иные представления, но суть остается прежней: военные действия оправданы, когда они защищают человека, общество, государство.

То, что сегодня происходит в далекой, казалось бы, Сирии, которая на самом деле далекой вовсе не является, это в буквальном смысле наш сосед, – это и есть защита Отечества. Об этом многие сегодня ясно говорят, потому что, если терроризм побеждает в Сирии, у него появляется огромный шанс если не победить, то чрезвычайно омрачить жизнь нашего народа, принести несчастья и бедствия. Поэтому эта война оборонительная – не столько даже война, сколько точечные воздействия. Но, тем не менее, это участие наших людей в военных действиях, и покуда эта война носит оборонительный характер, она является справедливой.

Кроме того, мы ведь все хорошо знаем, какие страшные беды приносит терроризм. Наш народ прошел через страшные испытания – Беслан, Волгоград, невозможно все перечислить. Мы обожжены этой болью, мы знаем, что это такое. А наш самолет, который был сбит над Синаем? Поэтому всё, что происходит, – это ответные оборонительные действия. В этом смысле мы смело говорим о справедливой борьбе.

Кроме того, есть еще один очень важный момент. Своими действиями мы участвуем в спасении очень многих людей в Сирии и на Ближнем Востоке. Я вспоминаю, как в 2013 году, когда мы праздновали 1025-летие Крещения Руси, в Москву приехали Патриархи и представители всех Поместных Православных Церквей. Мы встретились с Владимиром Владимировичем в Кремле, и главной темой было спасти христианское присутствие на Ближнем Востоке. Это было общее воззвание Президенту. Я не хочу сказать, что именно этот мотив является решающим, но речь идет о защите людей, которые несправедливо уничтожаются в результате террористических действий, – в том числе, конечно, христианская община.

Поэтому, как и всякая война и всякое военное действие, сопряженное со смертью людей, и эта война является горем и может быть грехом. Но покуда она защищает жизнь людей и нашу страну, мы относимся к ней как к справедливым действиям, направленным на достижение справедливых целей.

– Ваше Святейшество, Вы говорите о спасении людей, но ведь эта война (я имею в виду войну в Сирии и нашу боевую операцию как ее часть) осложняет положение православных в мире – их же в любом случае связывают с Россией…

– Как говорится, дальше ехать было уже некуда. До крайности дошло положение христиан в Сирии, Ираке, многих других странах. Сегодня христиане – это самая угнетаемая религиозная община, причем не только там, где происходят столкновения с исламскими экстремистами, но и во многих других местах, включая благополучную Европу, где публичное проявление христианских чувств, например, открытое ношение креста, может привести к тому, что человека с работы снимут. Мы знаем, как вытесняется христианство из общественного пространства, – во многих странах уже сегодня слово «Рождество» не употребляется.

Христиане действительно находятся в очень тяжелом положении, и то, что сейчас происходит в Сирии, как мне кажется, его не ухудшит. Наоборот, мы знаем случаи возвращения из плена, знаем случаи освобождения христиан и целых христианских поселений, мест их компактного проживания. По реакции, которую мы получаем от наших собратьев, совершенно ясно, что они с надеждой смотрят на участие России в этой освободительной войне, в этих действиях, направленных на преодоление терроризма.

– В таком случае, в какой степени то, что сейчас происходит в Сирии, – это религиозная война? Что можно противопоставить фанатикам, которыми, как они говорят, движет вера? В чем природа этого явления?

– Уже стало общим местом говорить, что это никакая не религиозная война, и я присоединяюсь к такому отношению к этому конфликту. Приведу исторический пример. Не безоблачно складывались отношения между христианами и мусульманами в истории. Мы знаем, что были случаи насильственного обращения в ислам и завоевание христианских территорий Византии. Но, если оставить за скобками собственно военные действия, которые всегда сопровождались потерями с обеих сторон, то никогда ничего подобного тому, что сейчас происходит, в исламском мире, не было.

Взять даже пример Османской империи. Существовал определенный порядок отношений между религиозными общинами. До сих пор в руках мусульманина-араба – ключи от Храма Гроба Господня. Это все с тех самых турецких времен, когда мусульманин был ответственен за безопасность, за хранение христианских святынь. То есть был выработан такой способ взаимодействия общин, который, конечно, нельзя назвать режимом наибольшего благоприятствования, но люди жили, исполняли свои религиозные обязанности, существовали патриархаты, Церковь существовала, – и все это в древности, в I тысячелетии или в так называемом темном Средневековье.

Но вот наступили просвещенные времена – конец XX и начало XXI века. И что же мы видим? Геноцид христиан, как только что мы сказали, истребление христианского населения. На порядок сократилось присутствие христиан в Ираке, Сирии, люди бегут от страха быть уничтоженными целыми семьями…

Есть такое понятие, как фанатизм, то есть идея, доведенная до абсурда. Так вот, фанатики считают, что имеют право распоряжаться судьбами людей, то есть свободно решать, существовать христианской общине или нет, – чаще всего, что не существовать, потому что христиане «неверные» и подлежат уничтожению. Сама эта фанатическая идея, доведенная до абсурда, противоположна религиозной идее, противна Богу. Бог никого не призывал уничтожать во имя отношений к Нему или, лучше сказать, ради проявления религиозного чувства. Поэтому за фанатизмом, в конце концов, – безбожие, только этого не понимает темная масса людей, которых вовлекают в эти страшные действия. Действовать так – значит отвергать Бога и Божий мир.

– Фанатики – безбожники?

– Фанатики – де-факто безбожники. Хоть они и будут говорить о своей принадлежности к вере и даже совершать некие религиозные обряды, но по убеждениям, по взглядам это люди, отрицающие Его волю и Божий мир. А иначе и быть не могло. Для того чтобы создать террористическое сообщество, нужно людей вдохновить на ненависть, а ненависть – не от Бога, она из другого источника исходит. Поэтому, когда мы говорим о так называемом религиозном фанатизме, экстремизме и терроризме, мы говорим о явлении, связанном с отказом человека быть верующим и находиться в союзе с Богом.

– Мир расколот, и, может быть, борьба с терроризмом – для него шанс? Может ли борьба с терроризмом объединить человечество, и если да, то на какой основе?

– Возможно, тактически и примирит какие-то силы для решения общих задач, но объединить борьба против кого-то никогда не может. Нужна положительная повестка дня. Нужна система ценностей, которая объединяла бы людей, и позвольте мне сегодня воспользоваться этой возможностью и сказать о феномене религиозного терроризма то, что я никогда раньше не говорил.

Как заманивают людей в террористическое сообщество? Деньгами, наркотиками, какими-то посулами, – весь этот, так сказать, неидеалистический фактор работает в полной мере. И не надо идеализировать каждого, кто вступает в это сообщество. Очень многие движимы исключительно жесткими прагматическими интересами – нажиться, завоевать, уворовать, схватить. То же использование сирийской нефти в полной мере свидетельствует о присутствии жажды наживы, завоевания.

Но есть и люди честные или, по крайней мере, такие, кто вступает в ряды террористов действительно по религиозным мотивам. Уверен, что есть, ведь люди откликаются на призыв экстремистов чаще всего в мечетях, после молитвы, а как можно воздействовать на человека, который только что помолился, чтобы заставить его взять в руки оружие? Нужно связать его религиозные чувства, его веру совершенно конкретными аргументами, направленными, в том числе, на участие в боевых операциях и на всем прочем, что сопровождает террористическую деятельность. А что может быть аргументом – мы когда-нибудь об этом задумывались? «Ты становишься борцом за халифат». – «А что такое халифат?» – «А это такое общество, где в центре вера, Бог, где господствуют религиозные законы. Ты создаешь новую цивилизацию по отношению к той, что сейчас установлена в мире, – обезбоженная, секулярная и тоже радикальная в своем секуляризме».

Мы сейчас видим, что эта безбожная цивилизация действительно наступает, в том числе на права людей, которые провозглашаются чуть ли не высшей ценностью, – но вот крест носить нельзя. Можно проводить парады сексуальных меньшинств, это приветствуется, – а миллионная демонстрация французских христиан в защиту семейных ценностей разгоняется полицией. Если вы называете нетрадиционные отношения грехом, как велит нам Библия, и вы священник или пастор, то можете не просто лишиться возможности служить, но и отправиться в тюрьму.

Я могу и дальше продолжать приводить просто страшные примеры того, как наступает эта обезбоженная цивилизация. И вот ведь на что пальцем указывают молодым людям, которых соблазняют экстремисты. «Посмотрите, какой они строят мир – мир дьявольский, а мы вас приглашаем построить мир Божий». И на это откликаются, ради этого идут отдавать жизнь. Потом могут и наркотики использовать, и все что угодно, но для того чтобы человека возбудить на борьбу, нужно сперва показать ему врага. Что и делают, называя конкретные адреса и говоря, почему те или другие люди являются врагами по отношению к тебе, а может быть, и по отношению ко всему роду человеческому.

Поэтому примиряться надо не на основе борьбы с терроризмом. Нам всем нужно подумать о путях развития человеческой цивилизации, нам всем нужно подумать о том, как современное научно-техническое или, как теперь говорят, постиндустриальное общество соединить с теми духовными и религиозными ценностями, без которых человек жить не может. Можно Церковь притеснять, задвинуть, можно лишить людей возможности отправлять свои религиозные потребности, но религиозные чувства невозможно убить, и это хорошо известно.

Нужно соединить человеческую свободу с нравственной ответственностью. Нужно дать возможность каждому человеку жить в соответствии с Божиим законом. Не нужно ограничивать проявление религиозных чувств и одновременно не нужно ограничивать свободу человеческого выбора. Если мы сумеем соединить все эти составляющие части, то построим жизнеспособную цивилизацию. А если не сумеем, то мы обречены на постоянную борьбу и на постоянные страдания. Нельзя путем перетягивания каната, путем победы одной модели над другой, путем создания неких искусственных форм человеческого общежития, которые не соответствуют ни нравственной природе, ни религиозному чувству, пытаться строить будущее. И если удастся человечеству добиться нравственного консенсуса, если удастся этот нравственный консенсус включить каким-то образом в международное право, в законодательство, то есть шанс на построение справедливой глобальной цивилизационной системы.

– Вот Вы говорите о шансе и упомянули Францию. Во Франции, после этих жутких терактов в Париже, общенародным ответом на них стал призыв к молитве, – и это в стране, где по статистике христиан уже меньшинство, меньше половины. Так что это было? Использование того шанса, о котором Вы говорили?

– Это была естественная реакция людей. Вы знаете, то же самое произошло после 11 сентября в Нью-Йорке, – храмы всех конфессий и религий стали переполняться людьми. То же произошло, когда, казалось бы, полностью атеизированное советское общество повернулось к Богу во время Великой Отечественной войны. Храмы были переполнены; как мне говорили люди, участвовавшее в боевых действиях, на передовой не было ни одного атеиста. Когда человек лицом к лицу соприкасается с опасностью, которую он не может преодолеть собственными силами и даже сообща с другими, он обращается к Богу, – и ведь слышит этот Божий ответ! Иначе бы к Нему не обращались.

Поэтому, проводя нас через какие-то испытания, Господь, конечно, ждет нашего обращения. И в этом смысле я очень высоко ценю то, что сегодня происходит в нашей стране. Я не идеализирую происходящее, но я вижу, как медленно, не без трудов, но происходит некое сближение двух начал в жизни нашего народа, как происходит некий синтез материального, научного, технического начала, устремленности людей к благополучной жизни с ростом их духовных потребностей. Я не могу сказать, что мы много достигли. Мы, может быть, в самом начале пути, но это очень правильный путь. Когда я вижу молодых людей, образованных, преуспевающих, с яркой, сильной верой в сердце, – Вы знаете, душа радуется. Видишь образ новой России, – собственно говоря, ради этого стоит жить.

– Ваше Святейшество, когда Вы говорите о нашей стране, то, конечно, мы узнаем Россию. С другой стороны, Ваших стран у Вас не одна, – например. Украина тоже Ваша страна, и Русская Православная Церковь каждую службу возносит молитвы об Украине, о страждущих. Как Вы оцениваете процессы, которые идут на Украине?

– Для меня Украина – это то же самое, что и Россия. Там мой народ, Церковь, которую Господь благословил мне в этот исторический период времени возглавлять. Это моя радость и моя боль. Это причина бессонных ночей и причина высокого энтузиазма, который иногда меня посещает, когда я думаю о людях, которые с такой силой и верой защищают свои убеждения, свое право оставаться православными.

То, что сегодня происходит на Украине, конечно, наполняет сердце тревогой. Мы являемся свидетелями страшных историй с захватом храмов. Село Птичье, Ровенская область. Несколько женщин, два священника несколько суток сидят, прижавшись друг к другу, – холод, электричество отключено, тепла нет, еды нет, воды нет. Чудом один сумел позвонить по телефону, и мы узнали о том, что происходит внутри. А вокруг ревущая толпа, требующая выкинуть этих людей и передать храм, который они построили, который им принадлежит, другой религиозной группе, которую мы называем раскольниками, которая не принадлежит канонической Церкви. Суд выступает за права верующих нашей Церкви, но никакие власти эти права не защищают.

Может быть, кто-то скажет: «Ну что вы говорите о частном случае? Вы посмотрите на жизнь страны в целом». Но ведь о чем это говорит? Люди избрали так называемый европейский путь развития – ну избрали и избрали, никто ж по этому поводу волосы на голове не рвет и никто не пытается мешать этому пути. Ну так идите по этому пути! Разве террор является фактором современной европейской жизни, при всех ее издержках, о которых мы говорили? Разве можно таким образом привлечь людей к европейскому пути развития, когда для многих он связан с кровью и страданиями? Я уж не говорю о голоде и несчастье многих людей…

И вот что мне хотелось бы сказать, и я знаю, что мои слова будут услышаны на Украине. Вся эта борьба идет, в том числе, за соборную Украину, за сохранение ее единства. Но как можно сохранить единство таким образом? Ведь люди, которые не хотят повторить опыт села Птичье, – они же всеми силами будут бороться, чтобы власть, потворствующая такому захвату церквей и притеснению верующих, не пришла в их дом! Значит, такого рода политика поощряет разделение украинского народа. Поэтому, с точки зрения прагматической, – это глупо. Нужно объединять людей, а объединить можно, что каждый знает на примере семейных отношений, только любовью, открытостью, готовностью слышать. Нужно предпринимать усилия, чтобы всем было хорошо, нужно угомонить слишком ретивых, которые пытаются раскачивать лодку, нужно дать шанс и другим себя проявить. Но, к сожалению, ничего подобного сегодня на Украине не происходит.

У меня только одна надежда, что существует Украинская Православная Церковь, Церковь-исповедница, которая сегодня реально объединяет народ. Ни одна политическая сила не объединяет народ, ни одна политическая сила не работает на соборную Украину, особенно те самые громко говорящие люди, которые провозглашают идею соборной Украины как свою политическую программу. Они не работают на эту программу, а работает Украинская Православная Церковь, которая объединяет и восток, и запад, и север, и юг, которая смиренно, но мужественно говорит правду, которая ведет людей к объединению, а ведь только так и только с этим объединительным фактором можно связывать благополучное будущее Украины.

Я молюсь за Блаженнейшего митрополита Онуфрия, за епископат нашей Церкви, за духовенство, за верующий народ, и верю, что таким образом Украина сохранится и будет благополучной, мирной, спокойной страной, дружественной по отношению к соседям, открытой по отношению к Европе. Никому же от этого плохо не будет, поэтому дай Бог, чтобы было так.

– Украина переживает трудные времена не только в духовном, но и в материальном смысле. Народ впал в нищету, а экономический кризис затрагивает и Россию, и многие страны мира. Люди, которые еще вчера считали себя средним классом, становятся беднее и начинают чувствовать себя бедными, даже если они живут не бедно, но в материальном смысле хуже, чем вчера. У них появляется некая заниженная самооценка, и в последнее время сложилась такая мировоззренческая конструкция, что ценна лишь хорошая жизнь, а плохая жизнь не нужна вовсе. Это приводит к тому, что кто-то может даже закончить самоубийством, кто-то впадает в отчаяние, опускает руки… Все-таки, ценность жизни – как она меняется, и меняется ли, в условиях экономического кризиса, в условиях нехватки чего-то?

– Думаю, все зависит от того, что внутри человека. Мы ведь проходили, и родители наши проходили через тяжелейшие периоды, с экономической точки зрения куда более тяжелые, чем сейчас. Сейчас вообще тяжесть относительная – человек зарабатывает чуть больше или меньше, только не дай Бог, чтобы экономическое положение ухудшалось, но в общем на сегодня никакой трагедии в стране нет. Поэтому разочаровываются слабонервные, внутренне слабые, пустые люди.

Если вы все свое благополучие связываете только с деньгами, если благополучие измеряется качеством проведенного отпуска, материальными условиями жизни, то малейшее сокращение потребления может казаться чудовищной трагедией. А что это означает? А это означает, что человек не слишком жизнеспособный. Не может же он всегда жить в каких-то особо благоприятных условиях; и даже если условия материально благоприятные, то ведь всякое происходит в его душе. А как часто вполне благополучные люди проходят через кризис семейной жизни, через отчаяние, как много самоубийств среди богатых и благополучных людей!

Единственное, против чего следует бороться, чего ни в коем случае нельзя допускать, что нам нужно искоренить – это искоренить нищету. Есть разница между бедностью и нищетой. Это очень хорошо сказано у Достоевского в «Преступлении и наказании». Там Мармеладов философствует по этому поводу, что бедность не уничтожает гордости, то есть некой уверенности в себе, а вот нищета выметает людей из человеческого общения…

– «Бедность – не порок, нищета – порок»…

– В самом деле, нищета выкидывает человека из социума. Кто же с несчастным бродягой, который на улице ночует, общаться будет, кто его в дом пустит? Бедного человека, чистенько одетого, интеллигентного пустят, и разговаривать будут, и на работу примут, а вот нищего – всё, он изгой. Но ведь это наш народ, это же не какие-то инопланетяне, которые к нам спустились. А если покопаться в истории этих нищих людей? Часто они еще год-два тому назад были благополучными, но разные обстоятельства – рейдерский захват квартиры, потеря работы, потеря здоровья – приводят к такому состоянию.

Поэтому одна из наших национальных задач должна заключаться в том, чтобы в России не было нищеты, чтобы в России не было бездомных. Церковь пытается делать все, что в ее силах, чтобы помочь, согреть в зимнее время, помыть, одеть, дать совет, купить билет до дома. Это не очень значительные меры, но в общенациональном масштабе должна быть принята программа полного искоренения нищеты.

Но и при всем этом мы не решим проблему человеческого счастья. Никакое понижение процентной ставки и увеличение доходов не сыграют решающей роли. Говорю так, потому что это сейчас у всех на устах, люди очень обеспокоены тем, что происходит с их вложениями в банки, с кредитами, со всем прочим. Это, конечно, важно, я не минимизирую эту проблему, но я хочу сказать, что отнюдь не она в первую очередь определяет, что означает человеческая жизнь и человеческое счастье.

А вот над тем, что касается внутреннего состояния, нужно работать каждый день. Ведь что такое вера? Это и есть способ постоянного самоконтроля и воздействия на свою душу, на свое сознание. Когда мы утром и вечером молимся, мы должны подвергать себя тщательному анализу. Я знаю, что людям иногда тяжело читать молитвы, потому что и по-славянски не очень получается, да и времени как бы не хватает, но ведь хватит времени подумать о самом себе, поразмышлять о своей жизни, о пройденном дне. Так сделай это пред лицом Божиим! Подвергни свои поступки анализу, проконтролируй их, у Бога попроси прощения и вразумления, чтобы не повторять ошибок. С кем-то неправильно поговорил, на кого-то голос поднял, кого-то одернул, кому-то доставил боль, кого-то обидел, кого-то обманул…

Если мы будем Богу обо всем этом говорить и просить Его помощи, то мы будем менять самих себя, мы будем менять свой внутренний мир. Мы будем становиться сильнее, и от этой внутренней духовной силы зависит наше благополучие, – на мой взгляд, куда в большей степени, чем от внешних материальных факторов. Хотя и эти факторы не следует минимизировать, учитывая все то, о чем мы сказали в связи с нищенским существованием многих наших граждан.

– Ваше Святейшество, не могу не задать этот вопрос в наступающем году. Мы будем отмечать 1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне. Как полагается встречать этот праздник?

– Это очень важное событие в истории Русской Православной Церкви, в истории Афона и, конечно, всего вселенского Православия. На Афоне в наших монастырях в преддверии этого праздника проводилась и проводится грандиозная реставрационная работа. Частные благотворители вкладывают большие средства в реставрацию русских афонских монастырей, и мы очень надеемся, что к празднованию этого события преобразятся наши монастыри, которые пришли в запустение в течение XX века, потому что не было притока монахов, были разорваны связи с Россией.

Также и в нашей стране будут проходить научные конференции, осуществляться многочисленные исследовательские проекты и публикации. Мы хотим вовлечь в это празднование наше научное сообщество, нашу интеллигенцию и, конечно, наш народ. Почему? Да потому что Афон был, есть и будет центром, имеющим особое духовное значение для нас, для всех наших людей. Удивительно, но Афон сыграл, играет и будет, видимо, продолжать играть важную роль в христианизации нашего общества. Ведь многие туда едут ради экзотики – просто посмотреть, что за место такое, куда женщин не пускают, где монахи самоуправляются, какое-то государство в государстве… Приезжают – и сердцем чувствуют благодать Божию, которая там пребывает, и навсегда сохраняют связь с Афоном. Очень многих эта связь приводит к Богу и укрепляет их духовную жизнь. Поэтому юбилей, помимо культурного, исторического значения, имеет также большое духовное значение для нашего народа.

– Что для Вашей паствы в России и мире будет важнее всего в наступающем году? Чего избегать, к чему стремиться?

– Никаких конкретных советов я сейчас дать не смогу. Потому что для каждого человека все это очень индивидуально, и то, что хорошо для одного, может быть не очень хорошо для другого. А какие-то общие советы, общие пожелания не слишком трогают ум и сердце… Но я хотел бы сказать об очень важных вещах, которые помогут в реализации планов и преодолении жизненных трудностей.

Вот мы уже говорили о том, что хорошо каждое утро и каждый вечер, предстоя пред Богом, анализировать свою жизнь, приносить покаяние и в соответствии с этим анализом действовать в будущем, но сейчас я хотел бы сказать вообще о молитве. Это совершенно особое явление, ведь Бог сотворил нас автономными, в том числе, и от Него. Он дал нам такую свободу, что мы можем верить в Него или не верить, жить по Его закону или не жить, обращаться к Нему или не обращаться. Тогда мы просто живем по законам и стихиям мира сего. Существуют законы физические, – вот по этим законам мы и живем, или сами создаем какие-то законы и по ним живем. А молитва – это выход из этой автономии. Человек говорит: «Ты меня создал таким, а хочу быть с Тобой». Молитва – это привлечение Бога в свою собственную жизнь. Через молитву мы как бы делаем Бога своим соработником. Мы говорим: «Помоги, войди в мою жизнь, ограничь мою свободу», – ведь очень часто мы не знаем, как поступить.

Вот к священнику приходят и говорят: «Батюшка, мне замуж выйти или нет?», «Мне жениться или нет?» Я всегда духовникам говорю: «Осторожней с такими ответами, откуда вы можете знать?» Вот эти вопросы человек Богу должен обращать, как, может быть, и более мелкие вопросы, связанные с повседневной жизнью. Когда мы Бога просим, когда мы молимся, мы устанавливаем с Ним связь, Бог реально присутствует в нашей жизни, и мы становимся сильнее. Вот первое, что я хотел бы пожелать людям: научиться молиться. Научиться молиться – это значит научиться быть сильными, а что помешает в любом случае нашей связи с Богом – это когда мы сознательно грешим. Конечно, можем и каяться, – искреннее покаяние снимает грех и ответственность за него, но, что очень важно, если мы сознательно живем в нераскаянном грехе, то наши молитвы Бога не достигают. Грех – это единственная стена, которая реально отделяет нас от Бога. Есть стена, и нет этого контакта, цепь не замыкается…

Нераскаянный грех?

– Нераскаянный грех. Поэтому, когда мы осознаем, что поступаем плохо, нужно раскаяться, в первую очередь, пред Богом, ну, а если у кого есть силы и возможности, – то и в храме перед священником. Это второе, что я пожелал бы. Кстати, исповедь – не перед священником, а пред Богом, священник является лишь свидетелем факта раскаяния. Грешник отлучался от общения церковного, он не мог причащаться, он не мог в храм входить, и поэтому должен был быть свидетель его раскаяния, чтобы сказать: «Да, он может прийти, он может вместе с нами молиться». Вот откуда идет традиция раскаяния в присутствии священника, но пред лицом Божиим.

Ну, и последнее, что мне хотелось бы сказать. Наша жизнь становится богоугодной, если мы просто делаем добрые дела. В этих добрых делах нуждаются очень многие – от самых близких, с которыми мы живем, до тех, с кем мы встречаемся по роду службы, в разных жизненных обстоятельствах. Если мы научимся делать добро, мы станет счастливыми людьми, потому что добро умножает добро. Вот это я и хотел бы пожелать самому себе, вам и всем, кто нас слушает и видит.

– Благодарю Вас сердечно за это важное для всех интервью, Ваше Святейшество. Спасибо.