Икона спас всемилостивый

 Икона спас всемилостивый
Икона спас всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.


Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, / егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси / и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси. / сим укрепляя нас / и спасай выну в мире / молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь. Индикту (церковное новолетие), глас 4:.

Начало индикта - церковное новолетие

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый. И ныне: глас 2: Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.

Тропарь. Обрезанию Господню, глас 1..

На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание. Обрезанию Господню.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея / законное обрезание.

Тропарь. Обновлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4:.

Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи,/ утверди сие во век века, / и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею, / всех Животе и Воскресение.

Тропарь. Воскресению Христову, глас 5:.

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь. Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве, глас 4:.

Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Величание. Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.

Тропарь. Благодарственный Спасителю, глас 4:.

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Тропарь. В Неделю Антипасхи, глас 7:.

Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех воскресение: / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Тропарь. В прещение труса (об избавлении от землетрясения), глас 2:.

Призираяй на землю, и творяй ю трястися, / избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, / и низпослй нам богатыя милости Твоя, / молитвами Богородицы, и спаси ны.

Тропарь. В среду Преполовения Пятидесятницы, глас 8:.

Преполовившуся празднику, / жаж­дущую душу мою благочестия напой водами, / Яко всем Спасе возопил еси: / жаждай да грядет ко мне и да пиет, / источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Тропарь. Во время безведрия, глас 2:.

Призри милостивно. Боже, на люди согрешшия, / и не презри в покаянии к Тебе припадающих, / но яко Благ, помилуй, и вскоре праведнаго Твоего избави прещения, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Тропарь. Во время бездождия, глас 2:.

Воздуха благорастворение повелением Твоим содеваяй, Господи, / вольный дождь даруй земли, / еже приносити людем Твоим плоды изобильны, / и насыщати всякое животно Твоим благоволением, / молитвами Богородицы и всех святых Твоих.

Тропарь. Всемилостивому Спасу, глас 8:.

С вышних призирая, убогия приемля, / посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: / молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Тропарь. Иконе Софии, Премудрости Божией, глас 1:.

Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Тропарь. Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу, глас 1:.

На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, / благоволил еси явитися на земли, яко человек, / ис­полняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе; / сего ради и пострадал еси плотию, / да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя, / идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши. / Слава всеблагому Твоему Совету, / слава премудрому смотрению Твоему, / слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Тропарь. Кресту Господню, глас 1:.

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь. Крещению Руси, глас 8:.

Благословен еси, Христе Боже наш, / Землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, / Человеколюбче, слава Тебе.

Тропарь. На освящение воды, глас 6:.

С небесе поcли благодать, Жизнодавче, / и воду сию освяти, / и всем сквернам яви ю быти очищение.

Тропарь. На освящение храма, глас 3:.

Иже на камени веры создавый, церковь Твою, Блаже, / к той исправи моления наша, / и приими люди в вере вопиющих Тебе: / спаси ны Боже наш, спаси ны.

Тропарь. Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:.

Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

Тропарь. О болящих, глас 4:.

Скорый в заступлении един сый, Христе, / скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, / и избави от недуг и горьких болезней, / и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Тропарь. О ненавидящих и обидящих нас, глас 4:.

О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи, / и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, / ненавидящих и обидящих нас прости, / и от всякого зла и лукавства к добродетельному настави жительству, / смиренно мольбу Тебе приносим, / да в согласном единомыслии славим Тя, / Единаго Человеколюбца.

Тропарь. О путешествующих, глас 2:.

Путь и истина сый, Христе, / спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, / якоже Товии иногда, / поели сохраняюща, / и невредимых к славе Твоей, от всякого зла / во всяком благополучии соблюдающа, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Тропарь. О умножении любви, глас 4:.

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, / и нас. Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, / творити заповеди Твоя / и друг друга любити нелицемерно сотвори, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Тропарь. О усопших, глас 2:.

Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя, / и елика в житии согрешиша прости, / никтоже бо без греха, токмо Ты един, /могий и преставленным дати покой.

Тропарь. Перед началом всякого доброго дела, глас 2:.

Творче и Создателю всяческих, Боже, / дела рук наших к славе Твоей начинаемая, / Твоим благословением спешно исправи, / и нас от всякого зла избави, / яко един всесилен и Человеколюбец.

Тропарь. При нападении врагов, глас 4:.

Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, / хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш, / погуби Крестом Твоим борющия нас, / да разумеют, како может православных вера, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Материалы для этой страницы получены с сайта

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в XII веке, вероятно, около 1168 года, и связано с событием русской истории. В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский (память 4 июля ст.ст., 17 июля н.ст.), живший во Владимире на Клязьме, выступил в поход против волжских болгар, обитавших вдоль средней Волги и Камы. Благоверный князь Андрей отличался глубоким и искренним благочестием. Он любил по ночам молиться в уединении, старался благотворить нищим и убогим. По свидетельству летописцев, он «нетленное предпочитал тленному, небесное — временному и царство со святыми у Бога Вседержителя — мимолетному этому царству земному».

Во всех своих военных походах святой князь Андрей полагался не столько на силу оружия, сколько на помощь Божию. Отправляясь на войну с болгарами в 1164 году, князь Андрей по своему благочестивому обычаю взял с собой в поход чудотворную икону Божией Матери и изображение Животворящего Креста, которое несли перед его дружиной два священника. Перед битвой благо верный князь Андрей усердно молился со всем своим войском, испрашивая помощи Божией и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над болгарами была одержана полная, и сразу же по окончании битвы благочестивый князь велел отслужить благодарственный молебен. Во время молебна совершилось чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие все войско.

В память о победе и о происшедшем чуде и было решено Митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) совершать ежегодно 1 августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Когда извещение об установлении праздника было послано в Константинополь, то оказалось, что в тот же день 1 августа 1164 года византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник 1 августа стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.

В благодарность Господу и Его Пречистой Матери за дарование победы святой князь Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли (1165).

Истоки празднества в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военной победе. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия. Заповедь о милосердии старались сделать законом жизни. Известно, что святой равноапостольный князь Владимир (+1015, память 15 июля ст.ст., 28 июля н.ст.) благотворил нищим и обездоленным, легко прощал причинявшиеся ему обиды и был готов миловать даже закоренелых преступников. Святой князь Андрей Боголюбский этой добродетелью, по замечанию летописцев, особенно напоминал своего великого предка.

Почитание Всемилостивого Спаса нашло отображение и в отечественной иконографии. Особенностью русской национальной школы иконописи стало изображение Христа Спасителя не столько как нелицеприятного Судии, строгого и аскетически сурового, сколько как Доброго Пастыря, благостного, кроткого, смиренного, исполненного беспредельной любви и милосердия к людям. Таковы древнейшие образы Нерукотворного Спаса Московского Успенского Собора (XII в.), «Спас Златые власы» (Ярославль, XIII в.), Нерукотворенный образ Воскресенского собора г. Тутаева кисти преподобного Дионисия Глушицкого (XV в.). В этих ликах Спасителя Божественное величие, премудрость и совершенное ведение сочетаются с выражением тихой скорби, сострадания и жалости к грешному и беспомощному в удалении от Бога человечеству. Вершина иконописного мастерства в изображении Всемилостивого Спаса — произведения Московской школы XV века. Кисти преподобного Андрея Рублева принадлежит образ Христа из Деисусного чина Рождественского собора Звенигорода (XV в.) — кроткий, любящий Спаситель проникает Своим Божественным взором в исстрадавшую человеческую душу. С таким же открытым, проникновенным выражением обращен к зрителю лик Христа Спасителя в куполе собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, написанный известным русским иконописцем Дионисием (XV в.)

Особенным почитанием в России отличалась икона Спасителя на восточной стороне Спасских (бывших Флоровских) ворот в Московском Кремле. На этой иконе изображены припадающими к стопам Спасителя преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, а также парящие и придерживающие крест и образ ангелы. На западной стене Спасских ворот была изображена Божия Матерь с Богомладенцем и Нерукотворенным ликом Спасителя над главою Богоматери, Которой предстоят святители Московские Петр и Алексий. Эти изображения связаны с чудесным сохранением града Москвы при нашествии хана Махмет-Гирея в 1521 году. Образ Всемилостивого Спаса был написан над главными воротами в Кремле согласно древнему благочестивому обычаю на Руси осенять проезжие ворота святыми иконами. Подобные иконы Всемилостивого Спаса находились над въездными Кремлевскими воротами в Смоленске, Новгороде и других древнерусских городах. Ангелы, окружающие Спасителя, охраняют вход и исход через ворота города, это ангелам и читается особая молитва при закладке города. Благочестивый царь Алексий Михайлович (1645-1676) повелел, чтобы через Спасские ворота никто не проходил в головном уборе — это повеление обратилось в народный обычай, освященный многолетней традицией. За точным соблюдением этого обычая сначала наблюдали стрельцы, затем часовые, которые за нарушение заставляли полагать земные поклоны перед святым образом. Около 1856 года часовые были сняты, однако по просьбе москвичей, подкрепленной ходатайством митрополита Московского Филарета (Дроздова), вновь поставлены на прежнем месте, «чтобы древний праотеческий обычай сохранялся нерушимо», как выражение благоговения к святыне главных ворот столичного города. Известно, что, когда в 1812 году Наполеон въезжал в Спасские ворота, внезапно ветер сорвал с его головы шляпу. Обратившись к свите, он закричал: «Господа, шляпы долой!»

Образ Всемилостивого Спасителя на Спасских воротах Московского Кремля в древних письменных памятниках назывался чудным, чудотворным и великим. К нему не только жители Москвы, но и всей России питали особенное благоговение, а сами ворота, получившие от иконы Спасителя свое наименование, стали называться Святыми.

Минея-Август, стр. 48-50.

Тропарь , глас 8:

С Вышних призирая, убогия приемля,/ посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве,/ молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Ин тропарь , глас 4:

Светильниче солнечный, Всемилостивый Спасе,/ просвещением сияния Твоего подай и нам слово,/ да восхвалим чистою совестию/ Твое пребожественное празднество,/ Тебе же, Единороднаго Сына,/ единосущна с Духом, славяще,/ даруеши бо нам мир и велию милость.

Кондак , глас 4:

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель/ и во отчаяния ров впадся,/ но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове:/ ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу,/ яко Милостив.

Молитва

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Тропарь. Всемилостивому Спасу, глас 8:.
С вышних призирая, убогия приемля, / посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: / молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость
Кондак, глас 4:
Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель,и во отчаяния ров впадся,но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу,\ яко Милостив.

Церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
История «Празднества Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его» связана с именами великого князя Андрея Боголюбского и греческого императора Мануила. Согласно церковному преданию, царю Мануилу и князю Андрею, находившимся в приятельстве, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин и второму из Ростова против волжских булгар. Благоверный князь всегда брал в поход чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и Честный Крест Христов, перед сражением усердно молился, прося защиты и покровительства у Богородицы. Обе армии в этот день одержали победу над врагами и обе стали свидетелями чудесного сияния от иконы Богоматери с Младенцем-Христом. В 1158 году (по некоторым источникам в 1164-м) в память о чудесных победах в России и Греции и было установлено «Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

В народе этот день получил названия: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде (Мокрый).
Вероятно, название «Спас на воде» этот день получил в связи с древней константинопольской традицией совершать освящение воды в первый день каждого месяца. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоемы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После Мокрого Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету.
По принятому сейчас в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Пчелиные соты в ульях к этому времени уже наполнены до отказа, и пасечники начинают качать мёд. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Отсюда народная любовь к празднику и название – «Медовый Спас».

Вконтакте

Одноклассники

Спаси Господи! С праздником! Обязательно сегодня прочту эти молитвы!

Это действительно мощные молитвы и читаются они с верой и от всей души. Очень полезно будет, если прочитать их всей семьей. Название праздника происходит от имени Спасителя. Медовый спас – это православный праздник, который приходится на первые дни Успенского поста – строгого православного поста, который был установлен в память смерти Девы Марии (Пресвятой Богородицы).

Медовый Спас – это один из самых популярных праздников у жителей нашей страны, который пришел к нам из Древней Руси. Издавна август месяц приносил с собой три любимых всеми праздника – сразу три Спаса. Когда Медовый Спас в 2017 году запомнить не сложно – он состоится в середине месяца 14 августа. Из года в год эта дата остается неизменной.

Не сложно догадаться, что это торжество непосредственно связано с урожаем мака, который как раз дозревает именно в этот период. Второе название этого праздника происходит от народного календаря, в котором было отмечено, что в середине августа пчелы перестают носить мед в улей.

Молитва Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Читается обязательно!

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

День Медового Спаса также богат на праздничные вспоминаемые события. 1/14 августа Православной Церковью отмечаются два праздника:

«Происхождение Древа Честного и Животворящего Креста Господня» и «Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Читайте также:

Молитва Честному Животворящему Кресту Господню

При чтении Молитвы Честному и Животворящему Кресту знаменуют себя крестом.

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй беси силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми в веки. Аминь.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и’ невольная яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: все нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбце. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Внемощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братии наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братии наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных, и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог…») - одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.