Идеология единства для многонациональной россии. Патриотизм в современном российском обществе

Идеология единства для многонациональной россии. Патриотизм в современном российском обществе
Идеология единства для многонациональной россии. Патриотизм в современном российском обществе

Современное общество - сложная система разнородных элементов: в нем сосуществуют сообщества традиционного типа и постиндустриального, развитые страны и развивающиеся, авторитарные режимы и демократические, различные культурные и религиозные практики, несовместимые стили жизни и формы государственного устройства и т.д.

Как говорилось выше, общество является открытой системой (оно взаимодействует с внешней средой - природой) и динамичной (оно исторически изменчиво). В соответствии с этим основными факторами многообразия, которое мы наблюдаем в современном мире, являются природные и исторические условия.

Природа - климат, географическое положение страны, присутствие в ней полезных ископаемых и их количество, соотношение пустынь и плодородных земель, наличие больших рек, выхода к морю и т.д. - влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономическую сферу. Эти и подобные им объективные условия в свое время стали основанием для формирования различных хозяйственных и культурных практик, ускорили темпы развития в одних регионах и замедлили в других.

История развития, особая у каждого народа, каждого государства, наложила отпечаток на культуру, политику и т.д. Каждое государство находится на определенном этапе развития: население одних стран живет традиционным укладом, других - индустриальным, а некоторые совершают переход к информационному этапу развития.

Несмотря на многообразие элементов современного мира, все они тесно связаны между собой, причем со временем эта связь становится все теснее. Назовем факторы этой целостности.

Развитие массовых коммуникаций является важнейшим фактором. Люди стали гораздо ближе друг другу, и пространство общения сжалось: в плане коммуникаций мы все ближе к «глобальной деревне», о которой писал Х.М. Маклюэн. Мы почти мгновенно узнаем о новостях в других регионах и можем общаться с людьми в любой части планеты при помощи Интернета и т.д.

Развитие транспортных коммуникаций позволило сжать в часы то, на что раньше уходили месяцы, и мы стали ближе друг к другу не только виртуально - поезда, автомобили, самолеты значительно изменили временные масштабы передвижений по миру.

Оптимизация производственного процесса стала следствием относительной легкости транспортирования. Специализация разных стран на определенных производственных операциях привела к удешевлению товаров.

Однако экономическое развитие стало значительной нагрузкой на природу. Загрязнение воздуха и воды перешагнуло национальные границы. Появление глобальных проблем, частью которых является проблема охраны природы, - также показатель (но негативный) целостности мира.

В связи с бурным развитием коммуникаций процессы мировой интеграции ускоряются. Процесс системной интеграции и унификации в обществе называется глобализацией. Глобализация происходит во всех сферах общественной жизни, но прежде всего в экономике и культуре. В экономике она выражается в деятельности крупных транснациональных корпораций и наднациональных финансовых институтов (таких, как Всемирная торговая организация), системе международной торговли, мировом разделении труда (когда разные страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг), свободном движении капитала и т.д. Культурная глобализация выражается в сближении культур. Например,в различных странах сейчас читают в основном одни и те же книги и смотрят одни и те же фильмы. Французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) описывал современную культуру так:

Мы слушаем регги. Смотрим вестерн, обедаем в Макдональдс, а вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросами в телевизионных играх .

Глобализация делает страны ближе друг к другу, стимулирует экономику, упрощает процесс культурного взаимопонимания. Однако у нее есть и минусы. Самым очевидным негативным следствием глобализации является обострение глобальных проблем. С экономической специализацией связан растущий разрыв между богатыми странами и бедными, а также увеличение чувствительности национальных экономик к кризисам в разных странах. Однако чаще всего глобализацию обвиняют в навязывании унифицированных стандартов - стандартов потребления (одинаковые товары) или стандартов массовой культуры - одинаковые фильмы, музыка и т.д. Унификацию культур называют угрозой национальным традициям, исчезающим под натиском массовой культуры.

Антиглобализмом называется движение против глобализации. Антиглобалисты критикуют социальную несправедливость, однополярный мир, вестернизацию, экономический диктат транснациональных корпораций и т.д. Однако представляется маловероятным, что процессы глобализации могут быть остановлены или обращены вспять. Мир входит в постиндустриальный этап развития, где глобализация неизбежна. Но в этих условиях необходимо сохранить себя, свое культурное своеобразие.

Многообразие культур - важный фактор стабильности общества. По функциональности его можно сравнить с биоразнообразием. Вообразим лес из одинаковых деревьев, например кленов. Любая болезнь, поражающая клены, быстро распространится и уничтожит весь лес. Но если в лесу растут деревья разных видов, он устоит даже тогда, когда некоторые клены будут уничтожены. То же можно сказать о культурах: чем больше культур, тем устойчивее общество.

В середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости во второй половине XX в. были представлены Римским клубом - международной организацией, объединившей экологов, математиков, социологов и других ученых разных стран. В работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая: (1) угрожает самому существованию человека в будущем; (2) затрагивает интересы всех стран и народов мира, человечества в целом, а не отдельных его представителей или групп; (3) может быть решена только в результате коллективных действий всех народов; (4) требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным проблемам отнесены: о экологический кризис; о угроза мировой войны; о терроризм;

о демографический кризис (перенаселение или сокращение населения);

о проблема «Север-Юг» (разрыв между богатыми и развивающимися странами); о голод и опасные болезни; о наращивание оружия массового поражения; о сокращение пищевых и водных ресурсов;

о использование космоса в военных целях; о стихийные бедствия и техногенные катастрофы; о сохранение человека как биологического вида.

Для примера рассмотрим первые четыре проблемы и меры, предлагаемые для их решения.

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания. Формами проявления экологического кризиса выступают: нарушение органической связи человека с природой; загрязнение воды, почвы и атмосферы Земли; изменение климата на планете; истончение защитных слоев атмосферы; истощение жизненно важных для человека ресурсов; уменьшение биоразнообразия; сокращение площадей лесов и плодородных земель; загрязнение космического пространства и т.д.

Для борьбы с экологическим кризисом Организация Объединенных Наций предложила перейти к принципам устойчивого развития - «развития с учетом потребностей современников, но без угрозы для удовлетворения нужд грядущих поколений» . Основными принципами этой стратегии являются: сокращение потребления невосполнимых ресурсов; уменьшение количества отходов и их вторичное использование; минимизация загрязнений; рационализация потребления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразнообразия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.п.

Война сопровождала человечество на всем протяжении его истории: конфликты различных масштабов проходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. В XX в. в две мировые войны были вовлечены многие страны мира; число жертв в этих войнах было значительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такие грандиозные масштабы стали основной причиной превращения войны из локальной проблемы в глобальную. Второй важной причиной глобализации проблемы стало создание ядерного вооружения, биологического и химического оружия; еще более масштабными могут стать последствия использования космоса в военных целях.

Условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

Терроризм можно определить как противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей. Превращению терроризма в глобальную проблему способствовали факторы, оформившиеся к началу XXI в. Уязвимость человека возросла из-за усложнения технологической среды его жизнедеятельности; сформировалась глобальная информационная среда для превращения терактов в резонансные публичные акции устрашения (без которых терроризм не имеет смысла). Наконец, в последние десятилетия резко увеличилась пропасть между Севером и Югом, а бедность и малообразованность всегда служила питательной средой для идеологии фундаментализма.

С терроризмом - показателем кризисного состояния в различных сферах современного общества - справиться смогут только меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных областях жизни (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.). Например, ликвидация бедности в развивающихся регионах планеты способна значительно ослабить питательную среду для развития идей терроризма.

Демографическая проблема связана с быстрым ростом населения в некоторых регионах, что может привести к непосильной нагрузке на ресурсы планеты. В то же время в ряде стран наблюдается сокращение населения, что создает угрозу их национальным интересам в будущем.

Решение демографической проблемы подразумевает комплексные меры по регуляции рождаемости и повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации населения планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Современное общество - сложная система разнородных элементов, характеризующаяся одновременно единством и многообразием.
  • 2. Глобализацией называют процесс интеграции и унификации в обществе.
  • 3. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира.

ВОПРОСЫ

  • 1. Назовите основные факторы единства и многообразия современного мира. Как проявляются единство и многообразие в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни?
  • 2. В чем состоит сущность глобализации? Каковы ее положительные и отрицательные стороны? Назовите примеры проявления глобализации в современном мире.
  • 3. Какие современные проблемы можно назвать глобальными? Какие меры предлагаются для их решения?
  • Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ежегодник лаборатории постнеклассических исследований ИФ РАН. М.,1994. С. 314.
  • Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающейсреде и развитию. М., 1989. С. 51.

Последствия процесса глобализации.

J Позитивные:

Ø стимулирующее влияние на экономику: появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

Ø возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

Ø снижение издержек производства;

Ø появление возможностей для дальнейшего развития производства;

Ø рост прибыли;

Ø концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

Ø плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Ø сближение государств;

Ø стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Ø возникновение социокультурного единства человечества.

L Негативные:

Ø насаждение единого стандарта потребления;

Ø создание препятствий для развития отечественного производства;

Ø игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Ø навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Ø оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Ø утрата каких-то специфических черт национальных культур.

По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

ü Единство человечества - только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

ü Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

ü Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества и их последствия:

Ø изменение средств коммуникации - в единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты;

Ø изменение транспорта - быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения;

Ø характер современной техники - реальна угроза уничтожения всего человечества;

Ø экономика - производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества;

Ø глобальные проблемы - их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию , в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется :

Ø набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

Ø интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность;

Ø наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

Ø институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

Ø экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

Ø политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

Ø социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

Ø установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

Ø культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

Ø утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

Ø устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

Ø идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество в узком смысле слова - это:
- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
- отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
- исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
- человечество в целом.
Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

Ø производство материальных благ и услуг;

Ø распределение продуктов труда (деятельности);

Ø регламентация и управление деятельностью и поведением;

Ø воспроизводство и социализация человека;

Ø духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, в то время как духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Примерами материальных отношений являются производственные отношения; экологические отношения; отношения по делопроизводству. Примеры духовных (идеальных) отношений – это моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные отношения.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы :

Ø целое не сводимо к сумме частей;

Ø целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов;

Ø структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем;

Ø элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами;

Ø существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем , подобных обществу, выработано понятие «подсистема ». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека :

Ø материальные потребности;

Ø потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности;

Ø потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

Ø потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.

Основные сферы общественной жизни:

Ø Экономическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это заводы, фирмы, банки, биржи и др.;

Ø Социальная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.;

Ø Политическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это парламент, правительство, партии, общественные организации и др.;

Ø Духовная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

Ø Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

Ø Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

Ø Обществу присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

Ø Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Ø Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

Ø Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер .
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).
Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).
Общественное развитие -это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);
- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды:

Ø Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);

Ø Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);

Ø Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);

Ø Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни :
- экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
- социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
- политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

Ø дописьменные и письменные;

Ø простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

Ø первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

Ø развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Ø традиционное\индустриальное\постиндустриальное

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).
Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход.
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности её положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры , что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведёт к отстранению её от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остаётся ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства - лучшие спектакли, концерты, книги, выставки - становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура - культура русского народа - и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое : коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своём организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведёт к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т.д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов , сформировавшихся ещё в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:
- биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
- игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
- магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
- трудовая - искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - з

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.

Прошел день народного единства. Но отражает ли этот выходной день действительность или существует «для галочки»?

День народного единства введен был не так уж и давно, взамен празднования Великой Октябрьской революции и как празднование освобождения Москвы 1612 года. О последней подоплеке праздника, правда, вряд ли широко известно, а с учетом всеобщего расползания безграмотности и подавно.

Очень хорошо могут продемонстрировать народное единство и понимание праздника социологические опросы. Если человек даже не знает, по какому поводу выходной и в честь чего-либо люди называют разные события, то при чем тут единство? Согласно данным «Левада-центра» , правильно назвали наименование праздника 56% опрошенных. Но 16% всё равно считают, что отмечали день согласия и примирения, 6% - день Октябрьской революции, 3% - освобождение от польско-литовских интервентов, что фактически верно исходя из того, чему праздник посвящен. 17% не смогли сказать, в честь чего выходной.

На самом деле, осведомленность о празднике выросла значительно: в 2005 году правильно назвать праздник смогли лишь 8%, около трети думали, что отмечают день согласия и примирения, а больше половины праздника назвать не смогли. Почти неизменным осталось количество тех, кто отмечает освобождение от поляков-литовцев и Октябрьскую революцию.

Ещё одним важным показателем отношения к празднику и косвенно к тому, что праздник олицетворяет, является намерение его отмечать. Новый Год, Рождество, Женский день, День Армии, Первое мая, День Победы - широко отмечаемые праздники, и их «повестка» и причина известны всем. Отношение к традициям, к тому же православию через празднование Рождества даже неверующими, празднование введенного в советского время Международного женского дня и дня Красной Армии, Дня труда и Победы - всё это показатель понимания и отношения к явлениям, событиям, традициям.

Казалось бы, народное единство для народа не может быть малозначимо. Однако лишь каждый пятый готов праздновать этот день как день народного единства, около 14% собираются праздновать день Октябрьской революции, а большая часть россиян - порядка 58% - никакой праздник праздновать не будут, как и в 2006 году. За прошедшие десять лет россияне узнали название праздника, но традицией он не стал.

Можно, конечно, уповать на недолгую продолжительность праздника - прошло всего лишь 11 лет с момента его введения. Однако история показывает, что 10-летие той же Октябрьской революции в 1927 году отмечалось достаточно широко по всей стране, и, судя по опросам, отмечается до сих пор. День защитника Отечества, введенный в 1922 году как день Армии и Флота, всесоюзно праздновался уже в 1923 году. День Народного Единства подобно большей части либеральных нововведений в народе не приживается.

Но даром изобретатели трактовок, конечно же, не сидят. Идея, в целом позитивная, заложенная в праздник, никак не воспринимается народом. Ни единства, ни антизападного настроения то ли за давностью событий, послуживших оправданием праздника, то ли из-за низкого уровня исторических знаний не ощущается. Хотя в текущих условиях существования, российской власти народное единство - не как тогда, в 1612 году, с поляками, конечно - но необходимо.

Но что делать, если сам народ не считает себя единым? По опросам ВЦИОМ , лишь 44% россиян, преимущественно студентов или выпускников ВУЗов и людей с высоким материальным благополучием, считают, что народное единство присуще российскому обществу. Столько же считают, что единства в российском обществе нет. Причем эти цифры изменились: с прошлого года стало на 9% больше тех, кто народного единства не видит, и на 10% меньше замечающих единство. Получается, что примерно 9–10% разочаровались в существующем порядке вещей и изменили свое мнение на кардинально противоположное.

Интересно сравнить данные этого опроса с 2012 годом. В 2012 году считали, что народного единства нет 56% опрошенных, и лишь 23% это единство замечали. Ситуация переломилась по известным причинам в 2014 году и вера в единство достигла пика в 54% в 2015 году. Обращает на себя внимание то, что затруднившихся ответить на вопрос о народном единстве по сравнению с 2012 и 2014 годом стало почти вдвое меньше.

Опрошенные называют причины отсутствия народного единства. Каждый четвертый (26%) отмечает приоритет индивидуалистической морали, 16% видят разъединение народа в социальном расслоении и нищете народа. Остальные причины не настолько значимы и их назвали меньше 10% опрошенных. Это и отсутствие идеи, цели, патриотизма, и происки государства, и влияние Запада, и миграционные причины. Большая часть людей, правда, не смогла внятно сформулировать ответ на этот вопрос.

Но это крайне показательно - как различие в уверенности о единстве по материальному положению, так и то, какие причины сами люди назвали в качестве разъединяющих. Если же смотреть в динамике, то считающих индивидуализм корнем зла уменьшилось с 2012 года на 13%, одновременно выросла поддержка разрыва между богатыми и бедными на 4%, на 2% выросло количество тех, что указывает на озлобленность людей как причину разъединения.

Так о каком единстве может идти речь, если сами люди в это не верят? Если сами люди видят пропасть между нищенствующим народом и пирующей не очень большой прослойкой общества?

Не мудрено это увидеть. Согласно статистическим данным, децильный коэффициент в России равен 17, что значит, что доход 10% наиболее обеспеченных в 17 раз выше наименее обеспеченных 10% населения. Напомним, что в международном сообществе принято считать десятикратный разрыв критическим, едва ли не предреволюционным. Более того, согласно выводам ЕБРР, именно в России наблюдается максимальный разрыв по доходам среди бывших социалистических стран.

Доходы россиян даже по официальной статистике характеризуют нищее общество. Несмотря на любовь официальных СМИ и политиков к показателю средней температуры по больнице, среднедушевому доходу населения, более показательным в этом случае выступают медианный доход и модальный среднедушевой доход (рис. 1). То есть такие суммы доходов, которые в первом случае делят всю выборку на две равные части, и соответственно, по 50% имеют доход выше и ниже медианы, а во втором - та сумма доходов, которая в выборке встречается чаще всего.

Рис. 1. Медианный, модальный среднедушевой доход населения и их соотношение с прожиточным минимумом в России и некоторых регионах. (Данные Росстата за 2015 год).

Проблемы и серьезные недостатки проводимой политики можно выявить и в других социально значимых областях - здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Кроме этого, любой протест жестко подавляется - будь то дальнобойщики, шахтеры, фермеры или строители космодрома «Восточный». Те, кто пытается бороться за улучшение условий жизни в условиях, когда уже ничего, кроме забастовок и митингов не остается, объявляются экстремистами, сеющими вражду, рознь и подрывающими конституционный и государственный строй.

Единство в таких условиях? Возможно. Против общего врага. Пока эту тему ещё удается с переменным успехом переводить на внешнеполитический контекст. Типичная формула такова: «Никогда еще российские люди не жили так плохо, как при президенте Обаме!». Нелепость трюка становится все более очевидной. Все больше внимания проявляется к тому вопросу, что внешней по отношению к народу может быть воспринята и та социальная прослойка, которая живет в оторванных от страны реалиях, крайне материально обеспеченно. С увеличением обнищания народа эта прослойка всё ближе к черте, за которой уже будет восприниматься как нечто внешнее и враждебное народу. Очевидно, что элита и власть неразделимы.

Собственно, нерешенность социальных проблем, ухудшение условий жизни россиян с подачи самой же власти на фоне безумных вложений во всяческие праздники, проекты и тому подобное, и создает ситуацию, во-первых, неприятия праздника, а во-вторых, постепенной потери остатков веры в единство. Последние выборы и новости про повышения налогов и сокращения расходов на народ на фоне заявлений о поднятии зарплат чиновникам тоже вносят свою лепту. Эффект «Русской весны» и широкой поддержки власти, резкой и всероссийской мобилизации, начинает спадать. Пиар-акции, уловки уже не справляются со своей функцией.

Тем не менее, мобилизационный потенциал не был использован и растрачен, единство общества постепенно уходит в разряд мифов, а разъединение пока видится по материальному критерию, хотя политический раскол не за горизонтом. Всё это - весьма тревожные характеристики современного российского общества. Ничего хорошего они не предвещают. Ничего по сути причин, их порождающих, власть не предпринимает. Готовится исключительно к подавлению протестов. Из этого, вообще говоря, следует вывод, что власть, вероятно, в части генерации указанных причин действует вполне сознательно.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.