Храм санта мария дель фьоре. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Храм санта мария дель фьоре. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Храм санта мария дель фьоре. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Красный купол Дуомо виден во Флоренции почти отовюду. Возвышаясь над городом, купол стал символом Флоренции и символом новой эпохи - эпохи Возрождения.

1. Говорят, что Пьяцца дель Дуомо, Соборная площадь - одно из самых посещаемых мест не только в Европе, но и во всём мире. Мы там тоже побывали и посмотрели на собор Санта-Мария-дель-Фьоре, кампанилу Джотто, баптистерий Сан-Джованни.

2. Многие страницы истории Флоренции связаны с собором - здесь проповедовал Савонарола, в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

4. Строительство грандиозного собора было начато в 1296 году по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Новизна решения состояла и в том, что купол опирался не на своды церкви, а исключительно на барабан. Купол Брунеллески весит 37 тысяч тонн.

5. Великолепный и сложный фасад из разноцветного мрамора был создан в неоготическом стиле Эмилио де Фабрисом в XIX веке. Внешние стены соборы были украшены вертикальными и горизонтальными вставками из разноцветного мрамора (белый из Каррары, зеленый из Прато, красный из Сиены). Эти мраморные вставки должны были гармонировать с уже существующим украшением фасада Баптистерия и Колокольни Джотто. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

6. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвящёнными жизни Богоматери. Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих - это флорентийская неоготика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки.

7. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции.

9. Ниши с двенадцатью проповедниками и в середине - Богоматерь с Младенцем.

10. Центральная бронзовая дверь, над ней мозаичный люнет - Христос на троне.

12. Во фронтоне на центральном портале размещен барельеф Богоматерь на троне.

14. Мозаичный люнет на тему Милосердие.

17. Правый мозаичный люнет - Поклонение Деве Марии.

21. Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Размеры собора во Флоренции огромны: длина 153 метра, ширина нефов 38 метров, ширина трансепта - 90 метров. Высота арок в проходах составляет 23 метра. Общая высота здания от основания до медного шара на куполе - 90 метров.

22. Кампанила Джотто, стоящая отдельно от собора и баптистерия, спроектирована великим мастером Возрождения Джотто ди Бондоне. Она богато украшена различными скульптурными элементами и полихромной мраморной инкрустацией.

25. Баптистерий Сан-Джованни, стоящий перед входом в собор, был выполнен в романском стиле. Построенный между 1059 и 1128 годами, он является одним из старейших сооружений в городе. Осенью был в процессе реставрации.

26. Музей Опера ди Санта-Мария-дель-Фиоре (слева на фото) был открыт 3 мая 1891 года. В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески, как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание предназначалось для администрации строительства собора. Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства - 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.

Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.

фасад Дуомо сегодня

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...

Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.

Проект оформления Arnolfo di Cambio

Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.

Проект Академии искусства и дизайна

Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.

Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада - разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.

Проект Де Фабриса 1866-67

Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад -готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?

Привет, любители Флоренции. Сегодня мы расскажем о городе, который невозможно не полюбить и о самом знаменитом здании в нём. Во Флоренции невероятное количество красивых зданий, но наш сегодняшний рассказ о главном здании Пьяцца дель Дуомо во Флоренции или, говоря нашим языком, о кафедральном соборе города. Санта-Мария-дель-Фьоре входит в пятёрку грандиознейших соборов мира.

Италия. Флоренция. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре напоминает по форме латинский крест. Особо примечательная деталь здесь – это купол, созданный Филиппо Брунеллески и мраморные панели разных цветов.

Размеры собора огромны, — он создавался с расчетом на то, что при необходимости, здесь спокойно поместится всё население города одновременно.

Общая площадь собора составляет 8300 квадратных метров при высоте в 45 метров.

История

Дуомо, как еще называют этот собор, построили на месте собора Санта-Репарата, последний к XIV веку уже начал обрушаться. Кроме того, предыдущий храм был уже мал для города. Создать проект нового здания гильдии искусств поручила Арнольфоди Камбио.

Возводилось здание около шести веков. Правда после смерти его проектировщика строительство ненадолго приостановилось. Новым толчком к работам над этим зданием стали привезенные во Флоренцию мощи Зиновия Флорентийского.

Интерьер

По сравнению с пышным экстерьером, интерьер собора выглядит довольно скромно. Внешне – это готическое здание с чертами архитектуры эпохи Кватроченто.

Внутри это лаконичный католический храм.

Во многом, возможно, здесь виноват доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он был знаменит строгостью взглядов. И постарался сделать так, чтобы Дуомо стал оплотом морали и скромности.

Яркой деталью интерьера собора можно назвать часы. Их стрелка движется в противоположном обычному направлении.

Своды здания украшают фрески. На них изображены флорентийцы, внёсшие вклад в развитие своего города.

Нельзя не заметить и витражи храма. Их вы увидите на барабане купола. Они рассказывают о жизни Богоматери и Христа.

Сам купол также достоин восхищения. Его расписали в XVI веке. Здесь вы увидите изображения святых, ангелов, старцев апокалипсиса и других персонажей.

Музей

Практически все предметы, ранее украшавшие собор, перемещены в Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре, который расположен на Соборной площади.

Это помещение ранее было мастерской Филиппо Бруннелески. Поэтому сейчас вы можете ознакомиться с чертежами мастера и макетами.

Здесь же находятся хоры собора и выставлена коллекция скульптур, украшавших баптистерий собора, колокольную башню и фасад здания.

Баптистерий

И раз уж мы упомянули баптистерий, пару слов о нем. Баптистерий Сан Джованни – это отдельное здание, расположенное недалеко от Дуомо.

Он назван в честь Иоанна Крестителя и является старейшим зданием площади. Внутри него лики Христа и барельефы.

Время работы

  • По будням кроме четверга: 10:00 — 17:00
  • Суббота: 10:00 — 16:45
  • Воскресенье: 10:30 — 16:45

Сколько стоит

  • Осмотр здания – бесплатно.
  • Подъем к куполу – 6 евро.
  • Посещение музея Дуомо – 6 евро.
  • Комплексный билет – 8 евро.

Конечно, цены могут меняться, поэтому уточняйте информацию на официальном сайте.

Официальный сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence . У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

Доехать до него можно на любом автобусе, следующем через Соборную площадь, например, 6, 17, 37.

Не забудьте осмотреть и другие знаменитые здания площади: Баптистерий, Кампанилу Джотто, музей.

Адрес: PiazzadelDuomo, 17

Собор на карте

Подписывайтесь на нас друзья. И до свидания!

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая узнаваемая достопримечательность города. Великолепно декорированный, яркий образец готического искусства Италии, является своего рода символом Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Собор построен на месте, где раньше располагался древнеримский храм, а после него — церковь Санта-Репарата. Поэтому место строительства главного кафедрального собора Флоренции уже было освящено задолго до его возведения.

Проект Арнольфо ди Камбио

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Окончание строительства

Однако, строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад собора

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер собора

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп собора

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Излюбленное место туристов

На Соборной площади рядом с собором всегда много отдыхающих итальянцев и туристов. И неудивительно: ведь собор представляет собой один из самых величественных и масштабных храмов мира. Только представьте, одновременно в нем может находиться до 30 тысяч человек.

В соборе также располагается музей, где хранится множество интересных реликвий, и остатки церкви Санта-Репарата. А сверху, со смотровой площадки купола, открывается потрясающий вид на город и его окрестности.

Для посещения смотровой площадки купола желающим нужно преодолеть 463 ступеньки. Вход с северной стороны собора.

Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore)

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу .

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения с понедельника по среду и в пятницу с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 15.30, в субботу – с 10.00 до 16.45, в воскресенье – с 13.30 до 17.00. Во время проведения торжественных мероприятий время, когда собор открыт, может изменяться.

Музей открыт с 9.00 до 20.00 ежедневно, в воскресенье – до 13.45. Музей закрыт каждый первый вторник месяца.

На смотровую площадку купола собора можно подняться ежедневно с 8.30 до 20:00.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата смотровых площадок на куполе и колокольне Джотто действует единый билет стоимостью 18 Евро по состоянию на 2019 год. Билет действителен в течение 72 часов после первого использования. По билету можно войти один раз в каждую достопримечательность.

На официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьоре можно купить билеты и, соответственно, выбрать удобный день посещения. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Санта-Мария-дель-Фьоре (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из самых старинных и узнаваемых зданий во Флоренции является готический собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Эта жемчужина мирового зодчества на протяжении семи столетий поражает своим изяществом и величием и является истинным украшением города.

Немного истории

Собор возведен на месте церкви Санта-Репарата, которую, в свою очередь, строили на руинах древнеримского храма. Начало строительства относится к 1296 году, тогда работы вели вокруг еще действующей церкви, руководил ими Арнольфо ди Камбио. В 1375 году старую церковь снесли, а основные работы по строительству Санта-Мария-дель-Фьоре были окончены, хотя и не завершены полностью (в частности, фасад здания был создан только в 19 веке).

Возведение купола заняло почти пятнадцать лет (1420-1434), работы велись по новым, разработанным лично Филиппо Брунеллески технологиям, которые не предусматривали наличие лесов. В результате был создан уникальный восьмигранный купол, парящий над стенами собора и увенчанный оригинальным фонарем.

По задумке автора, купол был сам по себе украшением собора, поэтому не требовал дополнительного декора, но более чем через сто лет его украсили фресками. И вот уже несколько лет рассматривается идея вернуть куполу его первоначальный вид, то есть убрать фрески и покрыть его белоснежной краской.

Архитектура и интерьер собора

Не менее впечатляет и внешний фасад здания, выполненный из разноцветных мраморных плит, с разнообразными скульптурными композициями. Его дополняет прямоугольная колокольня, декорированная многочисленными нишами, заполненными статуями и медальонами-шестигранниками, - в них изображены различные библейские сюжеты.

Роскошный интерьер собора выполнен в лучших традициях так называемой итальянской готики - нефы со стрельчатыми сводами, многочисленные арки, галереи, высокие стены, украшенные пилястрами, и т. д. Пол собора сделан из мрамора, над его созданием в 16 веке работали сразу несколько известных скульпторов.

Санта-Мария-дель-Фьоре - один из пяти самых грандиозных соборов мира, его длина превышает полторы сотни метров, а ширина составляет практически сто метров, одновременно здесь может находиться до тридцати тысяч человек. Помимо этого в соборе есть музей, зал, где сохранились остатки старинной церкви, а также шикарная смотровая площадка.

График работы и стоимость посещения

С понедельника по среду собор работает с 10:30 до 17:00, в четверг до 15:30, в субботу до 16:45, а в воскресенье с 13:30 до 18:00. Вход в собор свободный. Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:30 до 19:00, в субботу до 16:40. Музей работает по такому же графику. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе - 18 EUR. Билет действителен 6 дней после покупки и 24 часа после первого использования. Не смущайтесь очередью у главного входа, ведь за посещение самого собора платы не берут, смело устраивайтесь в хвост длинной вереницы желающих попасть внутрь.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.