Если пшеничное зерно пав в землю. Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет

Если пшеничное зерно пав в землю. Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»(Ин 12,24-25).

Господь написал нам очень простое сравнение, которое наглядно поясняет смысл жизни христианина. Мы как это пшеничное зерно, должны умереть для жизни в греховной плоти и только тогда дадим много духовного плода. Вот свидетельство смерти и воскресения.

Прибыл на похороны родственника, где собралось много народа. Я знал, что моя обязанность провозгласить евангелию и похороны это подходящее на это место. Но в сердце своем обнаружил, что этого сделать не смогу. Там царил страх и стыд. Подошел сатана и стал страшить: «Ты как выскочка среди родственников, всем уже давно надоело твое говорение о спасительной смерти Христа, которое ты говоришь на каждых похоронах. От этого нашептывания сатаны мне стало еще страшнее. Сатана продолжал меня устрашать и дал совет как выкрутиться от этого огненного испытания: "Ты пришел, сказал соболезнования семье покойного, принес цветы и уходи. Оставь мертвым хоронить своих мертвых". Для меня это был хороший совет, потому, что я жаждал освобождения и свободы для своей души, которая казалась была за дверью этого похоронного зала. И в прям подумал, что мне луче уйти.

Но Учитель Дух Святой напомнил, что в моей слабости должна проявиться сила Его. Мне надобно умертвить вожделения греховной плоти: Стыд и страх. Мне надо победить и сатану, который как рыкающий лев ходит желая меня проглотить. Мне надобно пройти этап умерщвления греховной плоти и восстать в господней плоти, чтобы насладиться плодами Духа Святого: Любовью, радостью, спокойствием. Ведь написано:

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»(Рымл 8,12-14).

Я попросил Господа, чтобы Он начал работу по умерщвлению моей греховной плоти, прогнал бы злых духов из этого зала. И Господь начал свое могучее действие. Я ощутил как стыд и страх в моем сердце стали уменьшаться, о любовь, радость и спокойствие стали возрастать. Наконец я был наполнен плодами Духа Святого и пришел в полную свободу детей Господа как написано:

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»(2 Кор 3,17-18).

В практической жизни осознал, что значить если семя пав в землю не умрет, то останется одно. Если в этой ситуации не пожелал исполнить волю Господа по провозглашению евангелия. Если не вспомнил, что в моей слабости должна проявиться сила Господа и не призвал Господа на подмогу, то и демоны не удалились. В место страха и стыда получив плоды Духа, не имел препятствий громко и с радостью провозгласить о спасающей смерти Христа. Вот, что значит если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»(Ин 12,24-25).

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Тихон Задонский

аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит

Видишь, что семя, павшее на землю, умирает и, прозябнув, выходит из земли. Этот пример ясно показывает тебе, что так тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в свое время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чем апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:42-44) . И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущего века.

Об истинном христианстве.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит

Этими словами Иисус Христос утешает Своих учеников, показывая им на примере, что смерть Его полезна и необходима, и что она подобно пшеничному зерну принесет много плодов. По вышеуказанной причине Иисус Христос должен был послать учеников после крестной смерти Своей ко всем народам, чтобы смерть Его сделалась жизнью для язычников. Под смертью пшеничного зерна разумей, конечно, гниение посеянного зерна. Затем Он убеждает и учеников презирать смерть и не щадить своей жизни в опасностях, которые им угрожают за веру в Него.

Лопухин А.П.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода

Так как ученики под влиянием торжественной встречи Христа с народом могли истолковать слова Христа о прославлении Его в смысле обещания каких-либо новых чудес, то Господь с особенной силой (два раза повторенное «истинно ») отклоняет такое понимание Его слов. Нет, не внешнее прославление ожидает Его теперь, а, напротив, унижение, смерть. Но эта смерть является необходимым условием для возникновения новой, более богатой и разнообразной жизни. Он должен отдать Свою душу или жизнь для того, чтобы спасение, Им принесенное, вышло из ограниченных рамок иудейства и стало достоянием всего мира. Такой смысл имеет эта притча о зерне, которое, умирая, т. е. разлагаясь в земле, дает от себя новый росток, на котором появляется уже много зерен (плодов). Таким образом здесь выражена мысль о том, что в лице Господа Иисуса Христа заключена жизнь всей Церкви, что каждый верующий отображает в себе Христа, живет с Ним и в Нем.

Нужно заметить, что если и язычники стали прислушиваться к словам Христа, то и они могли несколько уразуметь их смысл, так как и у них в мистериях зерно играло большую роль как символ жизни.

Что значит возненавидеть душу? Как можно ненавидеть душу? Не бред ли все это?

Отвечаю на ваш вопрос . Иисус говорит в Библии: Иоанн 12:24-25. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ».

Истинно, истинно говорю вам… - эта фраза, как всегда, звучит вступлением к важному заявлению. Образ пшенично­го зерна, которое „умирает», будучи брошено в землю, чтобы принести много плода, свидетельствует о том, что смерть необходима для воспроизведения жизни «с избытком».

Этот текст можно разделить на две части. В первой части говорится о пшеничном зерне, которое, когда попадает в землю, умирает, даруя жизнь совершенно на него непохожему растению, хотя которое первое время питается запасами вещества, содержащегося в зерне. Если семя не «умрет», то растение не сможет вырасти и, следовательно, не будет и плода. Если же семечко все же «умирает», то результатом этого является то, что в свое время новое растение, взявшее свое начало от маленького и незначительного зерна, приносит плод, в 40, 50, или 100 кратном размере. Т.е. семя воспроизводит себя в сто раз. Благодаря тому, что одно семечко «умерло», на свет появились 100 новых зерен, таких же, как первое зернышко. В этом, собственно говоря, и состоит предназначение зерна. Если этого не происходит, то зерно не выполняет своего предназначения, своего «смысла существования».

Вторая часть стиха, на примере первой объясняет, что подобное происходит и в жизни человека. У всего есть свое предназначение, в том числе и у человека. Если человек не выполняет своего предназначения, то он просто напрасно существует. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Здесь греческое слово yuch, что значит «душа», стоит в смысле - дыхание, жизнь. Смысл этого выражения таков же, как и в первой части. Если человек использует все время, отмеренное ему Богом, только для своих нужд, своего удовольствия и наслаждения, то он тем самым теряет свою жизнь, т.е. употребляет ее в неверном направлении. К примеру, мы можем использовать сахар для того, чтобы употреблять в пищу, а можем посыпать им дорожки в скверах. В первом случае сахар будет использован по назначению, а во втором – нет. Точно так обстоит дело и с жизнью человека. Бог предназначил человека уверовавшего в Него для определенных целей:

1) Прославлять Бога – «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» Ис.43:21,

2) Познавать Бога. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Деян.17:26-27

3) Приносить плод. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал Вам» Ин.15:16.

Приносить плод — означает воспроизводить себе подобных. Не в смысле рождения детей, а в смысле обращения других людей к Богу.

Когда человек обращается к Богу, просит у Него прощения и верит в то, что Иисус Христос умер лично за его грехи, подарив этим вечную жизнь, то в этот момент Бог делает его другим человеком. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». 2Кор.5:17 . Изменяется сущность человека, он приобретает новую природу и становится сыном или дочерью Божьей. Этот момент еще называют возрождением.

Таким образом, задача каждого христианина приводить людей к Богу и объяснять им, что нужно сделать, чтобы Бог переродил или возродил их.

Иисус сказал, уходя с земли: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Мф.28:18-19 . Это повеление и поручение Самого Бога.

Итак, любить душу (жизнь) свою — значит использовать ее в своих целях, для удовлетворения своих похотей и желаний. Христос говорит, что поступающий так попросту потеряет ее, т.е. растратит впустую, бесцельно.

В Евангелии от Марка есть аналогичный текст, который объясняет вторую часть. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее . Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Мк.8:35-36.

Т.о. возненавидеть душу (жизнь) свою означает потерять ее ради Евангелия. Когда человек посвящает свою жизнь для Бога, он как бы теряет ее для себя, в том смысле, что уже не может ей распоряжаться, как ему вздумается. Его жизнь полностью направлена на то, чтобы служить Богу и людям.

Упомянутый образ (ст. 24) иллюстрирует парадоксальный, казалось бы, принцип: смерть есть путь к жизни. В случае Иисуса Христа смерть принесла славу и жизнь не только Ему Самому, но и мно­гим другим. Схожий принцип действует и в случае последователей Иисуса. Ученик Христа должен возненавидеть свою жизнь (душу) в мире сем. То есть проник­нуться такой преданностью Христу, ко­торая не оставляла бы места для эго­центризма. Ибо любя­щий душу (т, е. жизнь свою) погубит ее. Мысль здесь та, что в жизни человека все, что угодно, может сделаться его идолом, включая цели его, интересы и любовь (см. Лук. 12:16-21; 18:18-30). (Рим. 6:1-14; 2 Кор. 5:14-15;Гал.6;14).

Отец Владимир, расскажите про Ваш путь к вере.

Обрел я Христа по милости Божией, видимо кто-то за меня молился.

Я был обычным советским человеком, очень активным. Если я чем-то начинал заниматься, то посвящал этому все свободное время. Занимался я и спортом и музыкой, любил живопись, коллекционировал альбомы по искусству. Было много увлечений, но меня всегда интересовал вопрос - ради чего я живу. Я смотрел на звездное небо и понимал, вот крутится земной шарик, вот я по нему хожу, а дальше что - могилка? Я стал искать духовные пути, и Бог меня направил через мое увлечение искусством. Я ходил по музеям и видел, что сюжеты многих картин мифологические, библейские, например, Рембрандт в Эрмитаже - "Авраам, убивающий своего сына". Я думал, что за Авраам, почему он убивает сына? Или картины "Возвращение блудного сына", "Святое семейство" и другие. Мне очень нравился Христос Леонардо да Винчи на фреске "Тайная вечеря". На ней очень хорошо изображена человеческая природа Христа на мой взгляд.

Я тогда учился в Москве на Пироговке в институте тонкой химии им. Ломоносова. И, будучи студентом, я однажды открыл Библию, и меня сразу заинтересовало. Я прочитал Евангелие и думаю, как здорово. Но это же настолько далеко от нашей жизни, какое то небо на земле, но его же нет. Если так жить, то тебя просто растопчут. Христос говорит "Я Вас посылаю как агнцев среди волков", а по народной поговорке говорится "С волками жить по-волчьи выть". Вот народ так и живет. Тех, кто исполняет заповеди - единицы. Мне казалось, что по христиански жить в этом мире и невыгодно, и невозможно и вообще бессмысленно. Так я думал пока не обрел веру. А тогда, видя, что Евангелие не исполнимо, я стал искать в библии, что же исполнимо. И нашел царя Соломона - Екклесиаст. Все суета сует и томление духа. Это тогда было ближе.

Еще мне помог прийти к Богу Достоевский. Впервые я пришел в храм, прочитав "Братьев Карамазовых". Меня очень тронул эпиграф к этой книге - слова из Евангелия о том, что если пшеничное зерно умрет, то принесет много плода, а если не умрет, то останется одно. И как-то я решил посмотреть, чем в церкви занимаются.

Путь мой был долгим, церковь я обрел в 30 лет, это было в 1990 году.

Вспоминаю, что в тот период я не мог понять "Троицу" Рублева. Стоял в Третьяковке и думал, что в ней нашли. Я не видел в ней шедевра. И вот когда я начал молиться, после первого великого поста я понял "Троицу". Я был так рад. Я понял, что это икона икон, это шедевр. Рублеву Бог дал, как святому иконописцу, выразить нечто божественное. Единство будущей любви святой троицы. На других картинах все персонажи сами по себе, а здесь единство. И божественные лики, в которых полнота смирения, полнота любви. Рублеву конечно был дан дар Божий. Раньше у меня просо не было органа, который мог это понять, а тут он видимо как-то очистился молитвами, и душа смогла это принять.

Так я оживал, и однажды с помощью Николая чудотворца встретился с человеком - батюшкой, который привел меня к вере. Я стал алтарником, а потом в 1993 году в 33 года - священником. И Бог мне дал полноту жизни в церкви. Вот уже давно я живу без выходных и сам удивляюсь, когда мне это уже надоест. Мне пока все в радость и Бог все дает.

Без Христа я не вижу возможности решать свои проблемы, без него мне жить бессмысленно. Если Богу угодно, чтобы меня застрелили, то пусть стреляют; если Богу угодно, чтобы я служил детям и людям, я буду служить детям и людям. Моя жизнь разделена на два периода, до Христа и после Христа, как Ветхий и Новый завет.

Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, Вашу точку зрения на такой всегда актуальный вопрос о соотношении смирения и отстаивания своей правоты. Как все-таки правильно поступить: защищать себя или подставлять вторую щеку?

Общее святоотеческое правило, что надо со злом бороться, а грешника миловать. Если человек смиряется, то, безусловно, что Бог такому человеку будет помогать. Смирение не означает выбросить себя на помойку, вроде как я ничего не значу. Смирение это примиренность человека прежде всего с Богом и ближним. То есть человек имеет в сердце мир, а не эмоции, то проблему можно решить. Вспомним фильм "Чучело". Когда девочку школьники несправедливо обижали, что сделал ее дедушка, который всю жизнь собирал прекрасную коллекцию картин. Дедушка смирился, отдал картины городу и уехал. Не стал отдавать внучку на съедение. В результате обидчики осознали свою неправоту. Всегда с мирным сердцем можно решить проблему. Думаю, что ударить человека хотя бы и в ответ - ни к чему хорошему не приведет. Божьей помощи точно не будет. И сказать, что люди относятся к этому разумно по христиански - это крайне маловероятно. Когда люди видят, что тебе больно, и ты, укоряя себя за грехи понимаешь что получил за них эту скорбь, будучи готов потерпеть с молитвой о всех тех, кто оказался участником этой истории, то можно найти какой то компромисс. А эмоции что? Эмоция на эмоцию и получается, что проблемы растут как снежный ком, и ничего не решишь. Мне кажется что смирение, прежде всего, помогает отделить зло от грешника и со злом бороться, в том числе и по закону, а за грешника молиться. У меня были случаи, когда мне причиняли боль и по справедливости и мне говорили, что надо поступить и жестко и строго. Но когда я как мог смирялся, слушался своего духовного отца, который мне однажды сказал выражение на уровне святоотеческого: "Кто смирится тот и прав...перед Богом". И когда я в прощеное воскресенье я просил прощение у человека, который с мирской точки зрения был не прав, то Бог мне помогал. Помните фразу, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И по благодати ситуация начинает меняться. Смирение не будет оставлено Богом. И это важнее чем выиграть. Ведь православие и христианство вообще очень невыгодно. Но мне Бог открыл, что это неважно.

Среди людей неверующих или иноверцев есть много людей высоконравственных. В тоже время среди православных есть люди, которые в своих нравственных качествах не на высоте. При этом есть такой постулат, что просто хорошие люди не спасутся. Спасение только во Христе. Как это все связать?

Милосердие Божие настолько безгранично, что решать за Бога что-то не стоит. Совершенно очевидно, что православие дает самый глубокий благодатный путь ко Христу. Но неправильно когда православный грешник, который сегодня молился в храме, а завтра напился и избил жену, осуждает подвижника католика, который и бездомным помогает и прочее, только из-за того, что Папа римский возгордился и сделал ошибки. Сказано не суди и не судим будешь. Только Бог ведает, кто спасется. Каждый должен делать в рамках того, что ему Бог дал. Максимально послужить Богу и ближнему. Что кому Бог даст это нам неизвестно, так же как и время второго пришествия. Главное для православного не осуждать никого и жить по вере так, чтобы собой являть пример для подражания. Так жить не можешь - молчи, значит ты еще не православный. Назваться груздем легко, а вот полезть в кузов это уже чуть сложнее.

С протоиереем Владимиром Шафоростовым беседовала Наталья Смирнова

http://www.pravmir.ru/article_2270.html

Спрашивает Андрей
Отвечает Александра Ланц, 14.11.2012


Вопрос : "Когда Иисус образно говорил: "Истинно, истинно говорю вам:
если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если
умрет, то принесет много плода", то это Он говорил только о Себе или
это как-то можно отнести и ко всем людям? Если да, то как?"

Мир вам, Андрей!

Ответ на ваш вопрос находится в тех словах, которые Иисус произносит дальше. Давайте прочитаем вместе...

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ().

Кто Мне служит, Мне да последует...


Иисус здесь ясно говорит не только о Себе, но и о тех людях, которые желают служить Ему.

Апостол Пётр пишет о том же... "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" ().

Правда, мы должны понимать, что речь идёт не о том, чтобы уверовавшие в деталях повторяли путь Христа, потому что ведь никто из нас не может уйти во вторую смерть и вернуться оттуда. Однако Писание совершенно ясно говорит нам о том, что верующий должен ВЕРОЮ принимать тот факт, что его плоть, его похоти и неправильности были распяты на Голгофском кресте и потом унесены в навечную смерть .

«На кресте умер Иисус, однако у меня есть привелегия принять Его смерть, как свою собственную и быть уверенным в том, что там умерло моё всё плохое и неправильное, всё без исключения. И теперь я свободен от себя самого, от своего похотливого на злое тела, и могу жить для праведности и святости» - такова основная мысль апостола Павла.

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Когда Иисус произносил эти слова, слушавшие Его очень хорошо понимали, что Он говорил не о нательном крестике и не о смирении перед обстоятельствами жизни, Он говорил о том, что всякий, кто желает быть с Ним, должен умереть для похотей и приоритетов этого мира... и родиться заново. Твоя старая природа должна быть мёртвой, твоя новая природа должна возрастать в полный возраст Христов.

Что несёт нам наша старая природа, наш ветхий человек? «блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание... гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие...» «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...» ( ; ) и многое тому подобное. И только ВЕРОЮ в то, что вся эта пакость умерла со Христом, мы можем жить в свободе ото всего этого, а значит, приносить много доброго, настоящего, сияющего небесным светом плода.

Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Да просветит Дух Святой Божий очи сердец наших, чтобы нам понять и принять эту потрясающую истину о нашем спасении!

Читайте еще по теме "Толкование Писания":