Древняя индийская ступа. Буддийские ступы древней индии. Восемь сутрических ступ

Древняя индийская ступа. Буддийские ступы древней индии. Восемь сутрических ступ
Древняя индийская ступа. Буддийские ступы древней индии. Восемь сутрических ступ

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной.

Исторические корни буддийских ступ

С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.

Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было, нужно было лишь сохранять пепел или несгоревшие останки. Поэтому в ступы помещалось лишь то, что осталось после кремации. Постепенно ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане людей.

Со временем ступы стали иметь более широкое значение, их начали строить в ознаменование каких либо событий или в качестве подношения. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать.

Ступа может отмечать памятное место, возводиться в память о событиях буддийской истории - такие ступы можно назвать мемориальными. Существуют и монолитные ступы пещерных храмов, в которых не могут содержаться никакие вложения. Ступы также строились в качестве подношения Буддам, путевых знаков и для защиты путешественников. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.

Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов.

В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две были построены купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, еще одна подобная ступа была возведена Анатхапиндакой, он же построил ступу над останками Шарипутры. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца.

Будда хотел, чтобы над его останками построили ступу (Махапаринирвана-сутра). Тем самым он придал ступе новую функцию - объекта для подношений. Подношения в данном случае делаются собственной природе Будды, поскольку ступа символизирует ум Будды. Делая подношения природе Будды, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе и приближаясь к окончательному счастью, Просветлению.

Реликварные ступы

Считается, что после ухода Будды реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей и заложены в восемь ступ в разных частях Индии, связанных с жизнью Будды. Согласно Махапаринирвана-сутре, царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджгире; остальные ступы возводили представители других кланов: личчхави - в Вайшали, шакьи - в Капилавасту, були - в Аллакапе, колии - в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы - в Паве, другая ветвь маллов - в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы - в своем родном городе. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ».

Восемь ступ Татхагаты и восемь мест паломничества

Существуют также понятия «восемь мест паломничества» и «восемь ступ Татхагаты», или «восемь сутрических ступ», поскольку эти ступы связаны с жизнью и деятельностью Татхагаты - Будды Шакьямуни.

Четыре из этих мест паломничества были обозначены самим Буддой. Они связаны с его жизнью и обозначают места, где он родился, достиг Просветления, дал первые поучения, ушел в Паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагаром.

Как уже было сказано, в Лумбини отцом Будды, королем Суддходаной, была построена Ступа лотоса. Главная ее часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

В Бодхгайе была построена Ступа Просветления, или Победы над всеми препятствиями. Ее возвел Дхарма-король Бимбисара после Просветления Будды. Ступа Просветления - важнейшая форма из всех восьми. Она символизирует цель буддийского пути - узнавание ума, полное Просветление. Она является также символом преодоления всех препятствий, всех завес.

В Сарнатхе была построена Ступа мудрости, или Ступа шестнадцати ворот. Это произошло в том месте, где Будда дал первые поучения о «Четырех благородных истинах».

В Кушинагаре, месте ухода Будды, появилась Ступа Паринирваны. Ее главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. Эта форма символизирует вхождение в Паринирвану.

Впоследствии к четырем местам паломничества, связанным с жизнью Будды, добавились еще четыре места, связанные с чудесами, совершенными им, - это Раджгир, Шравасти, Шинкаси (Санкасья), Вайшали.

В Раджгире он усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением Сангхи была сооружена Ступа примирения, или Ступа единства. Здесь же после ухода Будды в Паринирвану состоялся Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы каноны Сутры и Винаи.

В Шравасти была построена Ступа чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями - последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал здесь двойное чудо: поднявшись в воздух, одновременно испускал из себя струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта Ступа была построена человеком по имени Лисаби.

В Шинкаси (Санкасья) была возведена Ступа схождения с небес Тушита. В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на небеса Тушита, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, а затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю в Шинкаси. Схождение из мира Тушита символизируется многими ступенями этой Ступы.

В Вайшали была сооружена Ступа совершенной победы. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась подаренная Будде куртизанкой Амрапали манговая роща, где он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.

Эти места паломничества и ступы, возникшие в них, лишь частично пересекаются с перечнем великих реликварных ступ, описанных в Махапаринирвана-сутре. Существуют разные списки сутрических ступ, посвященных жизни Будды, сохранившиеся в тибетских источниках, и указываются различные места их расположения.

Скорее всего, списки основываются на устной традиции и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где в разное время создавалось множество различных ступ. Например, сегодня в Сарнатхе сохранились руины нескольких ступ, и ученые не могут точно сказать, какая из двух - Дхармараджика или Дхамекх, была построена на месте, где Будда дал свои первые поучения.

Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

Эти места паломничества, так же как и великие реликварные ступы, расположены в Северной Индии, где Будда Шакьямуни жил и учил. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока в III веке до н. э. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Самые древние из сохранившихся до наших дней монументов находятся в Санчи и Бхаруте (Индия), а также в Патане (Непал). Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии. Их формы постепенно видоизменялись.

Различные формы и виды ступ

С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Традиция их возведения также проникла в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, и здесь наибольшее внимание уделялось их внутреннему наполнению. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.

Именно такие ступы строятся сейчас в западной части мира. Глядя на ступу снизу вверх, мы символически видим весь путь до Просветления, каждый уровень выражает важный шаг на пути. Будда, Дхарма, Сангха, Просветленный настрой и радость в качестве основы - это первый шаг. Далее мы собираем позитивные впечатления, развиваем путь объединения пяти качеств и, подобно вазе, становимся подходящим «вместилищем» с достаточными способностями к концентрации и медитации. Тринадцать колец шпиля - это окончательный путь к Просветлению через десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен.

Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры.

Буддийский историк Таранатха писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его Просветлением, у Великой Ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, формы и пропорции которых были тоже четко регламентированы. В настоящее время известно о десяти Ступах Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе.

В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы - пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек, буддийские пагоды не только символизировали Учение Будды, но и становились украшением ландшафта, служили объектами созерцания.

Гармонично сочетаясь с горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит так: «Высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине».

В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде храма-пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады и пагоды, и ступы являются храмами, в других пагоды и ступы отличают друг от друга.

Обычно форма тайских и бирманских ступ - конусообразная, с заметно скошенными углами. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон - 98 метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма). По преданию, она содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни.

Самые известные ступы в Непале - Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней.

Согласно тибетской легенде, Ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, но непальские источники гласят, что она появилась только в VI-VII веках нашей эры. Также со строительством этой Ступы часто связывают имя тибетского Дхарма-короля Трисонга Дэцена.

Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде, после того как Будда Манджушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду, на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа. И на ее месте позже была построена существующая. По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. и возвел здесь храм, а Ступа в более-менее современном виде была создана в начале V века н. э. С тех пор это одно из мест, наиболее почитаемых буддистами и индуистами.

Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги; полусферическая часть - торс; реликварий над ней - голова; шпиль - ушниша; луна, солнце, бинду - тройное украшение прически Будды. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.

В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие дома без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Буддой. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Одна из самых интересных ступ расположена в Индонезии, на острове Ява, в провинции Центральная Ява. Она называется Боробудур, относится к традиции буддизма Махаяны и представляет собой самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «Вихара Будда Ур», что означает «буддийский храм на горе».

Боробудур построен как огромная Ступа, выполненная в форме гигантской мандалы. Фундамент Ступы квадратный, длина стороны - 118 метров. У Ступы имеются восемь ярусов, пять нижних - квадратные, а три верхних - круглые. Эта мандала выражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями Абхидхармы. На верхнем ярусе расположены 72 малые ступы в форме колоколов с окошками вокруг большой центральной Ступы. Внутри «ступ-колоколов» находятся статуи Будд, стены храма украшены барельефами.

Мемориальные ступы

С развитием буддизма возникла особая категория ступ - мемориальные. Их возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории Сангхи.

Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928-1972). В отличие от других ступ здесь не содержится останков короля - только его фотография в церемониальной одежде. Строительство этого чортена соответствует воле короля, пожелавшего создать пространственное представление ума Будды. Считается, что Третий король Бутана обладал особой святостью и чудесными способностями, поэтому Ступа очень популярна у паломников.

В 17 км к югу от Пномпеня в Камбодже расположен один из участков, известных как Поля смерти, где в период между 1975 и 1979 годами, во время режима красных кхмеров, было казнено приблизительно 17 000 человек. После падения режима в братских могилах было найдено 8 895 тел. Сегодня Чоенг Эк - мемориал с буддийской мемориальной ступой. Ступа имеет прозрачные стены, она заполнена останками жертв режима Пол Пота - в ней более пяти тысяч человеческих черепов.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной. Согласно традиции, и реликварная, и мемориальная ступа могут быть возведены в качестве подношения тому или иному Будда-аспекту. То, что обычно называют «видами ступ», скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, может быть возведена в качестве подношения, может быть объектом почитания и одновременно символом буддизма.

Ступы сегодня

С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий.

Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала - ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.

Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой - в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов.

Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Символика ступы

Важнейшая из всех восьми форм - ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути - полное Просветление, реализацию всего человеческого потенциала. Это достижение означает освобождение от всех завес и раскрытие высших способностей ума, особенно - совершенной мудрости Будды. Эта ступа является также символом преодоления всех препятствий.

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь знаков удачи, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.

2. Основная плоскость. Плоскость, «удерживающая Землю». Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной плоскостью. Три ступени символизируют Три драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Над тремя ступенями находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нем часто изображаются снежные львы. Потому он называется львиным троном и символизирует непобедимость Дхармы - четыре вида бесстрашия Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня - это лотосы, малый и большой. Они символизируют Шесть освобождающих действий (Парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность трона. Трон состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость и равностность.

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь накопления. Она показывает «Четыре вида внимательного рассмотрения» - внимательность к телу, чувствам, мыслям и внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь накопления. Здесь должны быть осуществлены «Четыре вида совершенного отказа». Это означает:

1) отказаться от всех негативных действий;

2) не забывать об этом;

3) совершать позитивные действия;

4) постоянно их умножать.

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь накопления и состоит из «Четырех чудесных опор»: поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.

10. Четвертая ступенька над троном. Представляет Пять способностей на Пути соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа. Поддерживает вазу и символизирует Пять сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти способностей предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует Семь ветвей пробуждения на Пути видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность.

13. «Тре» над вазой. «Тре» указывает на Восьмеричный путь благородных на Пути медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение.

14. Дерево жизни. Представляет собой центральный стержень ступы. Дерево символизирует «Десять видов трансцендентального знания», различные аспекты мудрости Будды.

15. Тринадцать колец. Символизируют Десять сил (десять аспектов мудрости Будды) плюс Три существенных воспоминания, то есть знание трех времен - прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт. Является одним из восьми символов удачи, означает преодоление всех страданий.

17. Луна. Символ относительного Просветленного настроя и мудрости Будды.

18. Солнце. Символ неограниченного сочувствия (подобного лучам солнца) и абсолютного Просветленного настроя.

19. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.

С древности у всех народов существует особый ритуал захоронения и специальные места для них. Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Во многих культурах после кончины известного человека насыпали курган над его погребением, чтобы потомки могли прийти на это место и поклониться ему, вспомнить о достижениях личности, похороненной здесь. В Индии эту функцию выполняет буддийская ступа. Предлагаем вам познакомиться с ней поближе. Прочитав эту статью, вы узнаете, что буддийская ступа, священный холм и курган - родственные понятия. Также мы расскажем о самых известных памятниках буддизма, связанных с основателем этого учения.

Первые ступы

В Индии первые ступы возникли еще в добуддийские времена. Первоначально они являлись памятниками, которые в античной Индии ставились на могилах правителей. Слово "ступа" имеет санскритское происхождение. В переводе оно означает "макушка", "узел из волос", "куча камней и земли" или "верхняя часть головы". Традиция кремировать останки привела к тому, что в Индии в те времена не было захоронений в привычном смысле слова. Требовалось сохранить лишь несгоревшие останки или пепел. Именно в ступы и помещали то, что осталось после кремации.

Реликварии

Через некоторое время ступы стали реликвариями, в которых хранились останки личностей, выдающихся в духовном отношении. Они начали возводиться во времена Будды также и в его честь. К примеру, Ступа лотоса была создана его отцом, королем Суддходаной, в Непале (в Лумбини, где родился Будда) еще при его жизни. Она имела цилиндрическую форму с семью или четырьмя уровнями лотосов.

Некоторые другие ступы, которые были созданы при жизни Будды, также упоминаются в текстах. Речь идет о четырех реликварных ступах. Купцы Тапусса и Бхалика построили две из них над волосами и обрезками ногтей учителя. Такая же буддийская ступа была создана Анатхапиндакой. Известна и другая, которую он же построил над останками Шарипутры.

Ступа как объект для подношений

Будда желал, чтобы ступа была построена над его останками после его ухода. Он придал этому памятнику новое значение. Отныне ступа стала рассматриваться как объект для подношений, совершаемых собственной Будда-природе, которая является символом ума Будды. Считается, что, делая подношения, люди накапливают положительные качества. Постепенно они открывают Будда-природу в себе все больше и в конце концов приходят к просветлению, к окончательному счастью.

Разнообразие ступ в наше время

В настоящее время реликвариями являются далеко не все ступы, так как не во всех из них помещены телесные останки. В ступу часто кладется только частичка останков, что едва ли можно назвать захоронением. В нее могут помещаться также священные тексты или предметы, одежда просветленного учителя. Кроме того, в ступе могут вообще отсутствовать реликвии. В этом случае она служит лишь обозначением памятного места, создается в память о важных событиях, которыми был отмечен буддизм. Кратко рассказать о ступах непросто. Существует множество их видов. Построенные в честь важного события ступы называют мемориальными. Также их можно возвести, следуя обету. В рамках этой статьи мы рассмотрим важнейшие ступы, которые были созданы в честь Будды. Они относятся к реликварным.

8 реликварных ступ

После смерти Будды реликвии, которые остались после его кремации, как считается, были разделены на 8 частей. Они были помещены в 8 ступ, находящихся в разных частях Индии, в тех, которые были связаны с жизнью великого учителя, проповедовавшего буддизм. Кратко охарактеризуем каждую из них.

Царь Магадхи Аджаташатру возвел одну из них в Раджгире, шакьи - в Капилавасту, личчхави - в Вайшали, колии - в Рамаграме, були - в Аллакапе, маллы - в Паве. В Кушинагаре ступу построила другая ветвь маллов, а брахман из Веттхапиды возвел ее в своем родном городе. Это и есть те самые 8 ступ, под которыми находятся останки Будды. Они называются великими реликварными ступами.

4 места паломничества, обозначенные Буддой

Распространены также такие понятия, как "8 мест паломничества" и "8 сутрических ступ" или "8 ступ Татхагаты". Они связаны с жизнью Татхагаты, то есть Будды Шакьямуни. Сам Будда обозначил 4 места паломничества, связанные с его жизнью. В первом из них он родился, во втором достиг просветления, в третьем дал первые поучения, в четвертом ушел в паринирвану. Эти места традиционно отождествляются с Лумбини (Капилавасту), Бодхгаей, Сарнатхом и Кушинагарой соответственно.

Четыре важнейшие ступы

В Лумбини была создана Ступа лотоса, которую построил король Суддходана (отец Будды) еще при его жизни. Главная часть ее по форме является лотосом. Она символизирует появление на свет Будды.

В Бодхгае возведена Ступа просветления, иначе - победы над любыми препятствиями. Создателем ее является Дхарма-король Бимбисара. Эта ступа была возведена после просветления Татхагаты. Она является самой важной из восьми, символизирует цель пути буддистов - полное просветление, узнавание своего ума. Этот памятник одновременно является символом преодоления всех завес и препятствий.

Ступа мудрости (или 16 ворот) была построена в Сарнатхе. В этом месте Татхагата дал первые свои поучения, которые известны как "Четыре благородные истины".

В месте ухода учителя, в Кушинагаре, была возведена Ступа паринирваны. Главная часть ее по форме - колокол, что означает совершенную мудрость Будды. Данная форма символизирует уход в паринирвану.

Четыре ступы, связанные с чудесами

К вышеперечисленным 4 местам паломничества впоследствии добавились еще 4, связанные с чудесами, которые совершил Будда. Это Вайшали, Санкасья (Шинкаси), Шравасти и Раджгир. В последнем Будда усмирил взбесившегося слона. Животное наслал на него Девадатта, его двоюродный брат.

Буддийская Ступа единства, или примирения, была сооружена в честь примирения сангхи. Здесь же после ухода Будды состоялся Первый буддийский собор. На нем были зафиксированы тексты Винаи и Сутр.

Ступа чудес построена в Шравасти в честь победы, одержанной Буддой над шестью учителями в роще Джетавана, которую ему подарил купец Анатхапиндака. Эти учителя были приверженцами неправильных взглядов. Будда показал двойное чудо. Он поднялся в воздух, где испускал из себя языки пламени и струи воды одновременно, а потом, сидя на лотосе, явил перед ними в небе множество Будд. Этот памятник был возведен неким Лисаби.

В Шинкаси сооружена Ступа схождения Тушита с небес. повторил практику, которую демонстрировали предшествующие Будды. В соответствии с ней он поднялся на небеса Тушита. Здесь Будда проповедовал Абхидхарму умершей матери, а также 33 божествам вместе с их свитой. После этого он спустился на землю по чудесной лестнице, созданной для него богами Индрой и Брахмой. Символом этого схождения являются многочисленные ступени, представленные на памятнике.

Ступа совершенной победы возникла в Вайшали. Здесь во времена Будды чума опустошала город. Ему удалось остановить ее. Этим Будда вызвал любовь и уважение местных жителей. Когда он вновь посетил Вайшали, обезьяны выкопали для Будды пруд, а также предложили учителю мед. На этом месте раньше была манговая роща, которую куртизанка Амрапали подарила Будде. Здесь он объявил ученикам о том, что скоро уйдет. Однако они попросили его не покидать их. Будда продлил срок своей жизни на три месяца, тем самым победив смерть и время.

Различные списки и места нахождения ступ

Следует отметить, что описанные выше места паломничества, а также возникшие в них ступы только частично пересекаются с реликварными ступами, о которых говорится в Махапаринирвана-сутре. В тибетских источниках имеются разные списки тех из них, которые связаны с жизнью Будды. Кроме того, места их нахождения также варьируются. Скорее всего, данные списки были составлены на основании устной традиции. Они связаны с существовавшим обычаем паломничеств к памятным местам. В разное время в этих местах было создано множество ступ. К примеру, в Сарнатхе в наши дни сохранились руины нескольких из них. Ученые не могут решить, какая из двух - Дхамекх или Дхармараджика - была возведена на месте, где когда-то Будда дал первые поучения.

Восемь сутрических ступ

Существует мнение, что понятие "8 ступ Татхагаты" является отражением не факта существования неких конкретных памятников, а только позволяет соотнести самые значимые события жизненного пути Будды с теми местами, где находилось множество памятников буддизма. В тибетской традиции в результате этого возникла группа из восьми сутрических ступ, которые отличаются архитектурными деталями друг от друга.

Ступы в Индии и за ее пределами

Все указанные выше места паломничества, а также великие реликварные ступы находятся в Северной Индии. Именно здесь жил и распространял свое учение Будда. После того как в 3 в. до н. э. эти места посетил паломничества сюда приобрели большое общественное значение. Позднее Ашока построил множество ступ по всей территории Индии. Наиболее древние из тех, которые сохранились поныне, находятся в Бхархуте и Санчи (Индия), а также в Непале и Патане. Кроме того, они возводились в Гандхаре (территория современных Афганистана и Пакистана).

Ступа в Санчи, фото которой представлено выше, находится в нескольких километрах от г. Бхопал. Она считается самым древним из архитектурных сооружений Индии, сохранившихся в наше время и относящихся к буддизму. Ступа в Санчи имеет полусферическую форму. У нее нет внутреннего помещения. Эта ступа находится на круглом цоколе, диаметр которого составляет 31 м. Кроме того, имеется терраса, на которой раньше проводились церемонии.

Интересна также ступа Боробудур. Боробудур - это древнейший храм буддизма, созданный около 7-9 вв. (фото его представлено выше). Он находится на о. Ява, в 50 км от г. Джокьякарта (Индонезия). Боробудур - самая посещаемая достопримечательность этой страны. Этот храм, в отличие от других, возведенных на плоской поверхности, построили на холме. Согласно одной из версий, он находился в центре озера. Существует теория, согласно которой Боробудур, отражаясь в его зеркальной глади, символизировал цветок лотоса. Практически в каждом произведении искусства, относящемся к буддизму, видны Будда часто восседает на троне, который имеет вид распустившегося цветка. На ступах Боробудура, а также многих других храмов видны лепестки этого растения.

Как вы видите, не только в Индии были построены ступы. Неудивительно, ведь культура буддизма распространена повсеместно. В нашей стране, кстати, тоже можно их найти. Одна из них - ступа Лонгсал. Она была построена совсем недавно, в октябре 2012 года. Эта буддийская ступа находится в центре Ижевска, недалеко от Карлутской площади.

Индийские ступы
Эти впечатляющие постройки появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам), и свое начало взяли от простых надгробных холмов.
Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра) Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подарков (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа кроме всего прочего символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: ).
Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде (Махавамса: хроника традиции Тхеравада) эти реликвии были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока, как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.
Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам всё еще не удалось идентифицировать. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существованию ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые «Эдикты Ашоки», которые наносили во всём королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.
Центральная Индия
Самые древние ступы из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи — диаметром 36 м и высотой 15 м.

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.

Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
. одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhī);
. большой полушар (anda);
. маленькая квадратная надстройка на нём (harmikā), окруженная забором;
. в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
. верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
. ступа часто окружена своего рода забором (vedikā), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
. ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.
Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.
Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всём мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.
Ступы пещерных храмов на Западе Индии
Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I в. до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsā, Bhāhjā). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья — большим залом со ступой в центре, которая датируется II в. до н.э.

Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII в. н.э. В Аджанте, в пещере № 26, можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.
Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.
Ступы региона Гандхары
Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары — территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).
Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет вести вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием эллинистических элементов стиля. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах стран Гандхары и Матхуры (Уттар Прадеш).
Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

Ступы на Востоке Индии
Ступы на Востоке Индии всё также строились по старому образцу. Известным примером являются ступы (III в. до н. э.)

и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ — колесо Дхармы.

Индийские ступы V-VII вв.
Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).
В конце III ст. ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV в. попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как например, (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Дхамека ступа, которая обозначает это место, датируется археологами VI в.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. Кук (1997 г.) в качестве примера приводит университетский город Наланда возле Раджгира (Бихар).

Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в середине всего сооружения Наланды является ступа или храм №3 — монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла маленькая ступа (основание 137/137 см, высота 173 см), которая на некоторых стадиях была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры — одного из двух ближайших учеников Будды.
Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.

Первые ступы появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам) и свое начало взяли от простых надгробных холмов.

Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра), Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подношений (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа, кроме всего прочего, символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: «основа для подарков»).

Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде, через два столетия реликвии из этих ступ были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.

Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам точно идентифицировать пока не удалось. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существования ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые эдикты Ашоки, которые наносили во всем королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.

Центральная Индия

Самые древние из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи - диаметром 36 м и высотой 15 м.

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.


Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
.одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhi-);
.большой полушар (anda);
.маленькая квадратная надстройка на нем (harmika-), окруженная забором;
.в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
.верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
.ступа часто окружена своего рода забором (vedika-), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
.ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.

Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.

Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всем мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.

Ступы пещерных храмов на Западе Индии

Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I веках до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsa-, Bha-hja-). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья - большим залом со ступой в центре, которая датируется II веком до н.э.


Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII века н.э. В Аджанте в пещере можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.

Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.

Ступы региона Гандхары

Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары - территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).

Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет подниматься вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием стиля эллинистических элементов. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах: Гандхаре и Матхуре (Уттар Прадеш).

Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

Ступы на Востоке Индии

Ступы на Востоке Индии также строились по старому образцу.


Известным примером являются ступы Амаравати (III в. до н. э.) и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ - колесо Дхармы.

Индийские ступы V-VII вв.

Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).

В конце III века ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV века попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как, например Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Сарнатх возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Ступа Дхамекх, которая обозначает это место, датируется археологами VI веком.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. В качестве примера можно привести университетский город Наланда возле Раджгира (штат Бихар).


Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в центре всего комплекса Наланды является монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла небольшая ступа, которая в определенный период была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры - одного из двух ближайших учеников Будды.

Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.