Достижения деятелей науки в эпоху просвещения. Наука и техника эпохи просвещения В чем видели источник света деятели просвещения

Достижения деятелей науки в эпоху просвещения. Наука и техника эпохи просвещения В чем видели источник света деятели просвещения

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

  • 6. Специфика и основные этапы развития античной философии
  • 7 . Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии: Сократ, Платон, Аристотель
  • 8. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
  • 9. Философская мысль эпохи Возрождения
  • 10. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового Времени
  • 11. Специфика и основные достижения философской мысли эпохи Просвещения
  • 12. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
  • 14. Философская мысль в Беларуси: основные идеи и этапы развития
  • 15. Основные принципы и стратегии постклассической философии
  • 16. Позитивистская традиция в западной философии
  • 17. Становление и развитие философии марксизма
  • 18. Основные проблемы философии экзистенциализма
  • 19. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в историко-фил традиции
  • 20. Онтология как философское учение о бытии. Исторические типы онтологии
  • 21. Бытие как предмет философского анализа. Основные формы бытия и их взаимосвязь
  • 22. Системно-структурная, пространственно-временная организация бытия
  • 23. Динамическая организация бытия
  • 24. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики
  • 25. Природа как объект философского анализа
  • 26. Биосфера, её структура и закономерности развития. Понятие «ноосферы»
  • 27. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы
  • 28. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии
  • 29. Научные и философские модели антропогенеза
  • 30. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия
  • 31. Сознание как предмет философского анализа. Основные традиции анализа сознания в философии
  • 32. Генезис, структура и функции сознания
  • 33. Творческая природа и социокультурная размерность сознания
  • 34. Проблема познаваемости мира: анализ основных подходов. Гносеология и ее место в структуре философского знания
  • 35.Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
  • 36.Структура и основные характеристики познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального
  • 37. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  • 38. Понятие науки. Специфика научного познания
  • 39. Формы и методы научного познания
  • 40. Проблема динамики научного знания. Социальный статус и функции науки
  • 41. Специфика и проблемное поле социальной философии
  • 42. Общество как специфическая система объективной реальности. Проблема построения философско-теоретической модели общества
  • 44. Основные факторы социально-исторического развития. Проблема субъекта и движущих сил истории
  • 45. Линейные и нелинейные интерпретации истории. Концепция устойчивого развития современного общества. Социальный прогресс и его критерии
  • 46. Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизыций
  • 47. Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире
  • 48. Феномен власти в жизни общества. Власть, политика и государство
  • 49. Культура как предмет философского анализа
  • 50. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство и религия как феномены культуры
  • 1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы
  • 11. Специфика и основные достижения философской мысли эпохи Просвещения

    Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, всех форм дискриминации и оглупления народа, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как основа благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, в искоренении невежества, воспитании и образовании людей. Идеал свободной и универсально развитой личности обретает в их концепциях атрибут всеобщности.

    В узком смысле слова философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе и идеологической подготовкой Великой французской революции. В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя функцию универсальной методологической рефлексии. Связь с реальной жизнью стала для философии насущной необходимостью. Она превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.

    В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Философствование приобрело полемический характер, тесно взаимодействуя с политикой и идеологией. Став частью политического сознания передовых слоев европейской интеллигенции, она выражала интересы восходящего класса буржуазии, но, не осознавая еще своей социальной ангажированности, претендовала на универсалистское понимание свободы, равенства и справедливости.

    В таких передовых странах, как Англия и Нидерланды, идеалы Просвещения распространились уже в XVII в., во многом благодаря философскому творчеству Т. Гоббса, Г. Гроция, Б. Спинозы , Д. Локка . Важнейшим достижением их социально-философских учений явилась идея «естественных прав человека» и теория «общественного договора». Они положили начало поиску естественных закономерностей исторического процесса и дали первое обоснование идее естественноисторического происхождения государства. Социальные порядки и гражданское законодательство оценивались с точки зрения их соответствия «законам природы», согласно которым стремление людей к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Мыслители Просвещения отстаивали приоритет закона над всеми ветвями государственной власти. Их учения сыграли важную роль в становлении взглядов французских просветителей XVIII века.

    Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в которой наряду с Ф. М. Вольтером и Ш. Л. Монтескье почетное место занимают Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри , К. А. Гельвеций , П. А. Гольбах, произвела весьма эффективную идеологическую подготовку Великой французской революции. Возглавляемая известным французским философом Д. Дидро «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780) стала мощным рупором разрабатываемого просветителями мировоззрения.

    Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых особое значение имели философские концепции Ж.О. де Ламетри , Д. Дидро , К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха . Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию, легло в основание материалистической концепции природы («Система природы» П. А. Гольбаха, «Философские основания материи и движения» Д. Дидро). Были выдвинуты решающие аргументы против креационизма и телеологической трактовки устройства Вселенной. Французские материалисты вплотную подошли к идее биологической эволюции, единства происхождения животного и растительного мира Земли.

    Ограниченность французского материализма в вопросах истории последовательно преодолевалась в теориях немецких философов. В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг , Ф. Шиллер, И. Гете, И. Г. Гердер . Основная заслуга данных концепций связана с преодолением средневекового провиденциализма в объяснении общественного развития, становлением светской философии истории. Гердер впервые стал рассматривать эту область философского знания как специальную дисциплину. Ключевым вопросом философии истории он считал проблему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и многообразия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории.

    "

    Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения». Термин «Просвещение» отражает дух этого времени, целью которого была замена религиозных или политических авторитетов такими, которые основаны на требованиях человеческого разума. Говоря о том, что новая эпоха не предписывала человеку догматической точки зрения, исследователи отмечают, что люди эпохи Просвещения «…чувствовали себя так, как чувствовал бы себя выздоравливающий после долгой болезни, или заключенный, вышедший на свободу» (А.Якимович).

    Хронологически эпоху Просвещения определяют столетием между «Славной революцией» в Англии (1689 г.) и Великой Французский Революцией (1789 г). Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет мир изменился: все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

    XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

    Источниками новой культурной эпохи стали:

    Возрожденческий гуманизм;

    Рационализм Декарта;

    Научные достижения XVII в.;

    Политическая философия Локка (теория «естественного права»);

    Скептицизм по отношению к религии (от эпохи Возрождения);

    Ренессансная апелляция к античности;

    Раннебуржуазный индивидуализм (от Северного Возрождения);

    Идеи свободы совести (от Реформации).

    Характерные черты идеологии Просвещения.

    1. Создание нового социокультурного мифа – мифа о светлой душе, о стройном духе, о власти разума и силе разумной морали. Этот миф выстраивался и реализовался в полемике с «темными силами» исторического прошлого, а также религиозного или традиционного мировоззрения. Противостояние прошлому (которое оценивалось как «тупость, христианство и невежество»), борьба света и тьмы стали идеей новой эпохи Просвещения. В этом термине сами просветители видели в первую очередь не идею образования, а идею света, разгоняющего мрак.

    Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Возрожденческий идеал свободной личности приобрел атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

    2. Изменение религиозного мировоззрения.

    Религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам врагом человека.

    Статья «Население» в знаменитой французской «Энциклопедии» Д.Дидро и Ж.Даламбера начиналась так: «Цель христианства не состоит в том, чтобы населить землю; его истинная цель – населить небо…», и дальше авторы доказывали, что природа пересиливает все догматические религиозные установки. А в 1749 г. А.Бюффон издал «Естественную историю» где развитие жизни на земле изложено без упоминания Бога.

    В основном, просветители выражали идеи деизма (от лат. – «Бог») - форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

    Просветители призывали отделить веру от церкви, выступали против церкви и религиозного фанатизма: «Раздавите гадину!», - сказал Вольтер о католической церкви.

    Идея веротерпимости и духовной свободы впервые в истории западноевропейской культуры была сформулирована также в эпоху Просвещения. Поразительный пример представляет ответ Прусского короля Фридриха II (почитателя Вольтера) на вопрос о религиозной политике: «Все религии равны и хороши, если только люди, их исповедующие, честны и порядочны; и ежели турки и язычники придут и пожелают населить страну, то мы построим для них мечети и святилища».

    3. «Открытие» мировой культуры и идея космополитизма.

    Эпохе Просвещения принадлежит возникновение интереса и начало изучения мировой культуры, т.е. всего того, что находилось за пределами Западной Европы. Одной из черт эпохи стала идеализация древности. Просвещение сочинило и пустило в обращение красивый миф о том, что история людей разных времен и народов демонстрирует их склонность к терпимости и свободе.

    В качестве примеров приводятся язычники, чья религия была груба и примитивна, но не превращала их в фанатиков. Вольтер начинает свой «Опыт о нравах и духе наций» похвалами в адрес добродетелей индийской и китайской культур. На протяжении XVIII в. были созданы произведения художественной литературы, путевые заметки и философские сочинения, рассказы о «добрых дикарях» и «мудрых иноверцах». Примерами могут служить труды де Буленвилье «Жизнь Мухаммеда», У.Темпла «Опыт о героической добродетели», Д.Марана «Беседы философа с отшельником» о мудрости Востока, Монтескье «Персидские письма», капитальное исследование конфуцианства, изданное Орденом иезуитов. В этих трудах с симпатией рассматривались заморские культуры, нравы и религии, и в этой симпатии косвенно заложен упрек европейским обычаям и законам: на фоне остального мира европейское общество и христианская культура выглядели нелепостью и отклонением от мировой истории. К примеру, Дэвид Юм утверждал, что злоба, нетерпимость и религиозное неистовство явились в мир именно с христианством.

    4. Научный дух эпохи.

    В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма, признающего разум основой познания и поведения людей. В науке это привело к развитию естествознания, достижения которого часто использовались для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

    Характерной чертой эпохи стал тот факт, что общепризнанное лидерство в обществе теперь имели не художники, как это было в эпоху Возрождения, а ученые и философы. Достаточно сказать, что Вольтеру, который написал 52 тома произведений, где, кроме художественных, были труды по эстетике, истории и философии, при жизни был поставлен памятник. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

    Если XVII в. был веком научных открытий, то XVIII в. стал веком знакомства публики с наукой. Эпоха Просвещения породила новый тип потребителя интеллектуального продукта – массового читателя. Для этого времени характерны огромные тиражи газет, журналов и книг (только произведений Вольтера (1694 – 1778) было издано 1,5 млн. томов и около 1 млн. томов произведений Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Интерес к научной и художественной литературе быль столь велик, что в Англии, например, библиотеки открывались даже обществами парикмахеров.

    Новым явлением эпохи стало издание словарей: когда в Парижской библиотеке появилось издание английского универсального словаря, у дверей ее каждое утро выстраивалась очередь. Ответом на эту интеллектуальную потребность общества стало издание французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств или ремесел» – многотомного издания по всем отраслям человеческого знания, под ред. Ж.Даламбера и Д.Дидро (1713 – 1784). За период 1751 – 1780 гг. было выпущено 35 томов, в создании которых принимали участие самые выдающиеся ученые того времени.

    Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты, и что Вселенная и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

    5. Исторический оптимизм.

    Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

    Еще в конце XVII в., в 1684 г. вышел в свет «Словарь» П.Бейля - первый в мире «справочник ошибок и заблуждений», где критиковались общеизвестные религиозные тезисы, и где звучит своего рода декларация новой культуры: «Мы живем во времена, которые и впредь будут становиться более и более просвещенными, тогда как прежние века будут делаться, по контрасту, все более и более темными».

    С историческим оптимизмом связана и идея прогресса, утвердившаяся в эту эпоху, согласно которой человек и его история прогрессируют от простого к сложному благодаря накоплению знаний.

    Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который некоторые философы противопоставляли современной европейской цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

    6. Абсолютизация воспитания.

    Эпоха Просвещения выдвинула особое понимание воспитания, получившее название теории «чистой доски» («tabula rasa») (Д.Локк), согласно которой человек рождается абсолютно «чистым», без всяких положительных или отрицательных предрасположенностей, и только система воспитания формирует его личность. Задачей воспитания Просветители видели создание благоприятных условий и разрыв с традициями, т.к. новый человек должен быть свободен в первую очередь от религиозных постулатов.

    При всей наивности подобных воззрений просветителей, необходимо отметить, что просветители впервые отвергали догму о «первородном грехе» и изначальной испорченности человека.

    С этим связано и новое понимание природы. Для просветителей природа – разумное, естественное начало. Все, что создано природой, объявлялось добродетельным и естественным: естественный человек, естественное право, естественные законы… Природа представлялась матерью человека, а все люди, как ее дети, равными и отделенными от Бога.

    Воплощением просветительского понимания природы и человека стал роман Д. Дефо (1660 – 1731) «Робинзон Крузо», где подчеркнуты идеи созидательной деятельности человека, живущего по естественным, природным законам.

    7. Светский характер.

    Эпоха просвещения сделала одной из главных ценностей человека его земную жизнь. Одним из ключевых тезисов эпохи могут быть слова Вольтера: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

    Жизнь воспринималась как праздник, а «быть» понималось отныне как «быть счастливым». Новой популярной философией становится «просвещенный эпикуреизм». В работе «О наслаждениях» Сент-Эвремон говорил: «Следует забыть времена, когда нужно было быть суровым, чтобы оказаться добродетельным… Люди деликатные называют удовольствием то, что люди грубые и неотесанные называют пороком».

    Чувственность и эротическая энергия были объявлены «новой добродетелью». Дидро, громогласно призывая искусство осуждать пороки, подчас упоминает о том, что «порок, быть может, прекраснее добродетели».

    «Любовь к наслаждению разумна и естественна», - заявил Лашапель в своих «Диалогах о наслаждениях и страстях», а одной из центральных книг XVIII в. стала книга Фонтенеля «О счастье». Она дает философское обоснование новых взглядов: поскольку абсолютное счастье недостижимо, нужно поддерживать иллюзию счастья (независимость, досуг, приятная беседа, чтение, музыка, развлечения и удовольствия разного рода).

    Лучше всего эти идеи отразило искусство XVIII века, и особенно такое его направление, как рококо.

    8. Антифеодальный характер.

    Носителями идей Просвещения были, в основном, представители 3-го сословия: ученые и литераторы, писатели, учителя, юристы и медики. Одним из основных требований эпохи была борьба против наследственных привилегий и сословных ограничений: считалось, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворить которые можно путем установления разумных и справедливых форм человеческого общежития.

    Умы просветителей волновала идея равенства не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Несовершенство существующего общественного строя гротескно осмеивается в произведении английского писателя Д.Свифта (1667-1745 гг.) «Путешествие Гулливера».

    Родоначальником просветительских идей стал английский философ Д.Локк (1632 – 1704), развивавший идею естественного права человека (жизнь, свобода и собственность объявлялись основными и неотъемлемыми правами). Исходя из такого понимания прав, возникало и новое понимание государства: государство создано по договору свободных людей и должно защищать человека и его собственность.

    Идея равенства всех людей перед законом - характерный признак эпохи Просвещения: «Естественные права личности, принадлежащие каждому по рождению, даны Богом каждому и не зависят от национальности, вероисповедания и происхождения».

    9. Идея «Просвещенного абсолютизма».

    Просветители не были, конечно, столь наивны, чтобы думать о реальности образования и перевоспитания каждого человека. И при всей своей приверженности к конституционным порядкам, они не могли не видеть, что реальная власть сосредоточена в руках монархов.

    Следствием такой ситуации стала новая идея просветителей, согласно которой в обществе должен процветать не союз монарха и церкви, а союз монарха и философов. Действительно, популярность просветительских идей была так велика, что не только в аристократических салонах, но и при королевских дворах они получали все большую известность.

    XVIII в. для многих стран стал веком просвещенных монархов: в Германии – Фридрих II, в Швеции - Густав III, в России – Екатерина II, в Австрии – Иосиф II Австрийский, в Испании, Португалии, Дании – министры, разделявшие просветительские взгляды и осуществлявшие реформы. Лишь две крупных европейских страны нарушили эту закономерность: Англия, т.к. она уже была конституционной монархией и Франция, в которой не было королей-реформаторов, за что она и поплатилась Великой французской революцией.

    Национальные особенности эпохи Просвещения

    Англия – страна первой буржуазной революции, где буржуазия и либеральная интеллигенция к XVIII в. уже получили политическую власть. Своеобразием английского Просвещения поэтому является его возникновение не до, а после буржуазной революции.

    Во Франции на основе идей англичан Ф.Бэкона и Д.Локка, очень быстро развивались просветительские идеи, и со второй половины XVIII в. она стала общеевропейским центром Просвещения. Спецификой французского варианта Просвещения стала его «категоричность» и «непримиримость». Тотальная критика религии объясняется тем, что во Франции не было Реформации, а резкая критика феодальных порядков – политической отсталостью и бесправием буржуазии. «Старшим» поколением французских просветителей были Ф.Вольтер, Ш.Монтескье (1689 – 1755), к «младшему» принадлежат Д.Дидро, К.-А.Гельвеций (1715 – 1771), П.-А.Гольбах (1723 – 1789).

    Немецкое Просвещение почти не касалось политических (Германия не была единым государством) и религиозных вопросов (Реформация решила их). Оно занималось проблемами духовной жизни, философии и литературы (И.Кант (1724 – 1804), формулирующий центральный принцип этики, основанный на понятии долга, Г.Лессинг (1729 – 1781), поэты И.Гете и Ф.Шиллер).

    В Италии просветительские идеи проявились только в антиклерикальных настроениях интеллигенции.

    В Испании небольшая группа министров, противостоящих церкви и двору, пыталась реализовать идеи Просвещения в государственной политике, без теоретического обоснования.

    Культура эпохи Просвещения.

    Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения». Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные со становлением буржуазных отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Главными очагами эпохи Просвещения были Англия, Франция, Германия.

    1. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми.

    2. Победа разума. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты. И Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

    3. Исторический оптимизм . В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не знающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который никогда не существовал и, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

    XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

    Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Оно заключалось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также вольнодумство , критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни.


    Ш.Л. Монтескье в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступил с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Недаром Монтескье считали отцом буржуазного либерализма.

    Вольтер писал во всех жанрах – трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, подвергал осмеянию мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. Из-за своей острой сатиры социального и политического зла был вынужден часто скрываться от своих врагов и все же дважды попадал в тюрьму. Его роль для своей эпохи определялась не столько его политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которые внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Среди многочисленных его произведений «Философские письма», философская повесть «Кандид, или Оптимизм», «Философский словарь», отразивший религиозный скептицизм и общественно-политические воззрения эпохи Просвещения.

    Философами-материалистами были Дени Дидро – главный редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной «Энциклопедии»; Поль Гольбах – автор «Системы природы», главного произведения французского материализма и атеизма; Жюльен Ламетри , сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозаводящуюся машину, автор «Человека-машины» и «Человека-растения»; Клод Адриан Гельвеций , чей труд «Об уме» был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность для государства и религии.

    Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Жана-Жака Руссо . Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход виделся ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо – автор выдающегося сочинения «Об общественном договоре» , в котором особое значение предается правам человека и их соотношению с правами государства. В романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

    Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

    Научная революция XVII века: этапы, направления, ученые, достижения

    Научная революция XVII века: этапы, направления, ученые,

    Достижения

    В XVII в. произошли перемены, начавшиеся еще в эпоху Возрождения, когда были свергнуты старые авторитеты и научные теории. Наметились сдвиги, сокрушившие старую науку, оторванную от технической практики, и создавшие предпосылки мощного подъема новой культуры. Существенно расширились знания человека о мире, Галилеем были заложены основы нового мировоззрения. В своем отношении к окружающему миру человек не мог уже опираться на веру в Бога, и был вынужден рассчитывать на свой разум. Начиналась эпоха рационализма и критического отношения к реальности, получившая название Нового времени.

    Наука перестала быть привилегией духовенства, появляются научные заведения нового типа – академии. В XVII в. ученые стремились к синтезу наблюдения и математического расчета, техники и науки. Ф. Бэкон дал определение индуктивного и дедуктивного методов доказательства. Новый научный метод, применяемый в это время, основывался на рациональном обобщении результатов экспериментов, поставленных для проверки ранее выдвинутых гипотез, начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. Это глубокое преобразование науки называют научной революцией.

    Революция в науке ‑ это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. «Научной революцией» называют отрезок времени примерно от даты публикации работы Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543 г.) до деятельности И. Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 г.

    Содержание «научной революции» заключается в том, что ученые делают открытия в различных областях науки, то есть устанавливают неизвестные ранее закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие изменения в уровень познания. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая информация становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI в., взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию другие.



    Символами общественного прогресса в XVII в. становятся буржуазные революции. Под влиянием революционных преобразований происходят изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение.

    Буржуазная революция в Англии сделала господствующей формой производства капиталистическую мануфактуру и повлияла на промышленное и техническое развитие феодальных европейских государств. В экономическом и техническом отношениях во вт. пол. XVII в. Англия при сохранении мануфактуры не могла выйти вперед, несмотря на свой передовой социальный строй. Однако только в этой стране в то время были благоприятные условия для возникновения и развития техники, и уже сложились условия для технической и промышленной революции, после которых она стала самой передовой в техническом и промышленном отношении страной в мире.



    Правящие круги, стремясь к военному и экономическому господству, оказывали покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ. Значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло Лондонское королевское общество. Членами общества являлись Р. Бойль, основоположник химии и физики нового времени, и И. Ньютон, автор теории движения небесных тел. Ведущей отраслью науки становится механика ‑ наука о движении тел, сыгравшая огромное значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.

    К XVII в. наука далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос. Европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

    За исключением нескольких открытий, в период позднего средневековья научная мысль уступала в развитии технологическим изобретениям. В XVI-XVII вв. происходит процесс совершенствования конструкций водяных и ветряных двигателей. Для компенсации неравномерности силы в водяных, ручных и ветряных мельницах, и вообще в механизмах, находящихся во вращательном движении, в первой пол. XVII в. стали вводить маховик. Это изобретение способствовало дальнейшему развитию механики и машиностроения. В начале XVII в. были изобретены деревянные меха, приводимые в действие водяным колесом. В 1620 г. такие меха были установлены на металлургических предприятиях в Гарце.

    Подлинным техническим переворотом в черной металлургии явился переход от сыродутного способа получения железа к двухстадийному ‑ к выплавке в домнах чугуна с последующим его кричным переделом в сталь и железо. Кричный передел соответствовал мануфактурному производству железа, предполагавшему участие в производстве нескольких рабочих, между которыми существовало разделение труда. К первой половине XVII в. были усовершенствованы металлообрабатывающие инструменты. Теперь строили большие кузницы для отковки металла в штанги или листы с помощью механических рычажных молотов, приводимых в действие водяными колесами. Вал водяного колеса имел кулаки, поднимавшие молоты, которые при свободном падении совершали удар. Применение в кузнечных работах механической силы способствовало специализации инструментов. Широко стали использоваться токарные станки, в которых обрабатываемое изделие получило вращение от водяного колеса, но резец держал в руках рабочий.

    Наука же изучала природу и законы Вселенной. Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление. В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами в объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось недопустимым.

    Чтобы определить, что послужило причиной научной революции XVII в., и в чем она состояла, недостаточно перечислить результаты и достижения науки. Так как многие из новых идей были выдвинуты частично или целиком во времена, предшествующие научной революции, и, тем не менее, не оказали тогда решающего влияния на развитие науки. Например, представление о бесконечности Вселенной, считающееся одним из основных результатов научной революции, было выдвинуто Н. Кузанским на 100 лет раньше Коперника и не оказало в то время никакого воздействия на ученых.

    Становление новой науки. Выделяются три этапа становления естественной науки нового времени: первый связан с деятельностью Галилео Галилея, второй – с именем Рене Декарта и третий – с Исааком Ньютоном.

    В основе теории Галилея лежат четыре аксиомы: свободное движение по горизонтальной плоскости происходит с постоянной по величине и направлению скорости (закон инерции); свободно падающее тело движется с постоянным ускорением; тело, скользящее без трения по наклонной плоскости, движется с постоянным ускорением. Также Галилей вывел принцип относительности и формулу движения, траектории снаряда. Опыты Галилея продолжал его ученик Торричелли, открывший вакуум, атмосферное давление и создавший первый барометр.

    Рене Декарт ‑ основатель философии Нового времени ‑ явился типичным представителем ятрофизики, направления в естествознании, где живая природа рассматривается с позиций физики. Основными выводами Декарта явились следующие положения: в мире отсутствует пустота, Вселенная наполнена постоянно движущейся материей, материя и пространство – это одно и то же, абсолютного движения и абсолютной системы отсчета не существует. Декарт первый стал изображать кривые в виде графиков функций и создал аналитическую геометрию. Он ввел в науку правила математического доказательства, настаивал на необходимости доказательства любого утверждения. Когда у Декарта попросили доказать, что он существует, он ответил: «Я мыслю – следовательно, я существую».

    Революцию в науке завершил Ньютон с теорией, ставшей фундаментом классического естествознания. Ньютон доказал существование тяготения как универсальной силы, соединил законы Галилея, Кеплера и философию Декарта в единую теорию. Ньютон установил, что планеты удерживаются на орбитах некой силой, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния до Солнца; математическим путем вывел эллиптическую форму планетарных орбит и перемену их скоростей. Другим открытием Ньютона был закон всемирного тяготения, при доказательстве которого он использовал формулу центробежной силы, полученную ранее Гюйгенсом. С помощью трех законов движения – закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия – и закона всемирного тяготения Ньютон объяснил морские приливы и отливы, траекторию метательных снарядов, орбиты движения планет. Было найдено подтверждение идей Декарта о том, что природа является совершенным образом упорядоченным механизмом, который подчиняется математическим законам.

    Росту популярности и новым открытиям в астрономии способствовало изобретение телескопа. Имя первого изобретателя телескопа не известно. В 1609 г. Галилей усовершенствовал подзорную трубу и линзы и добился 30-кратного увеличения: были открыты горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера, доказано, что Млечный Путь не туман, а скопление звезд. В 1668 г. Ньютон изготовил первый зеркальный телескоп. В 1682 г. Э. Галлей открыл первую периодическую комету, которая получила его имя.

    Кроме астрономических объектов ученых интересовал и микроскопический мир. Первый простой микроскоп использовал для изучения микроорганизмов Антуан Левенгук. За свою жизнь ученый изготовил более 400 приборов. Помимо микрофлоры дождевой воды, Левенгук изучал строение клеток растений, дал первое описание красных кровяных телец и способы движения и размножения у некоторых простейших. Роберт Гук с помощью усовершенствованного микроскопа изучал структуру растений и ввел термин «клетка». Одним из основателей микроскопической анатомии был М. Мальпиги, занимавшийся анатомией животных, ботаникой, он завершил начатую английским врачом У. Гарвеем теорию о кровообращении.

    Ученых интересовало исследование вакуума. Во второй половине XVII в. француз Блез Паскаль установил основной закон гидростатики: давление на поверхность жидкости, произведенное внешними силами, передается жидкостью одинаково во всех направлениях. Паскаль совершил восхождение на гору с барометром и обнаружил, что по мере подъема атмосферное давление падает. Немец Отто Гернике и англичанин Роберт Бойль почти одновременно изобрели воздушный насос. Бойль также установил, что объем, занимаемый газом, обратно пропорционален давлению (закон Бойля-Мариотта).

    В математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии, становление дифференциального и интегрального исчисления, разрабатываются теории бесконечно малых величин. Шотландский математик Д. Непер изобрел логарифмы, которые помогли ускорить вычисления, с помощью логарифмов была рассчитана орбита Марса. Б. Паскаль в 1641 г. сконструировал суммирующую машину для механизации процессов сложения и вычитания. В 1667 г. Г. Лейбниц изобрел счетную машину, позволяющую вычитать, складывать, делить, умножать, извлекать квадратные корни.

    Успехи в области математики, появление вычислительных машин обязаны совершенствованию часовых механизмов. Еще в конце XVI в. Галилей открыл явление изохронности колебаний физического маятника, но настоящий переворот в часовом деле совершил Х. Гюйгенс, который в 1657 г. создал первые маятниковые часы. Гюйгенс применил маятник в качестве регулятора хода, а также изобрел балансир со спиралью и анкерным спуском.

    В период научной революции вплотную занялись химией. В XVII в. во Франции стали печатать учебники по химии, химию стали преподавать на медицинских факультетах. В Швейцарии Парацельс предложил модель трех начал – серы, ртути и соли, которая оказала влияние на развитие химии и аптекарского дела. Во второй половине XVII в. были открыты некоторые новые вещества, например, фосфор. В Англии Р. Бойль применил к анализу строения вещества атомистическую теорию, его эксперименты с воздухом способствовали появлению «пневматической химии» и созданию химической науки нового времени. Он же разработал экспериментальный метод в химии, в частности, химический анализ. Бойль развивал идею о том, что химическое взаимодействие происходит между мельчайшими частицами – корпускулами. Корпускулы, из которых состоят тела, остаются неизменными при различных превращениях этих тел. В Германии Иоганн Бехер разработал учение о трех видах земли, а Франциск Сильвиус и Отто Тахениус создали теорию кислотно-щелочных взаимодействий и применили ее в «медицинской химии».

    XVII в. был характерен обращением к науке дворянства. Научная работа стала вестись коллегиально, что способствовало появлению научных организаций нового типа. В начале XVII в. в Италии возникает несколько ассоциаций ученых, которые называют себя академиями, например, флорентийская академия. В 1660 г. в Лондоне появляется «Коллегия для развития физико-математического экспериментального знания», позже преобразованная в Лондонское королевское общество. Успехи ученых привлекли внимание королей и министров. В 1666 г. министр Людовика XIV Кольбер уговорил короля спонсировать создание Французской Академии наук. В Академии были обсерватория, библиотека и исследовательские лаборатории, выпускался научный журнал. Кольбер ставил перед Академией практические задачи: был измерен градус меридиана и составлена точная карта Франции. Х.Гюйгенсом была разработана волновая теория света, где свет рассматривался как упругий импульс, распространяющийся в особой среде – эфире. Ученик Гюйгенса Д. Папен работал над созданием паровой машины.

    Гуманитарные науки развиваются в контексте утверждения рационалистического мировоззрения. Буржуазные революции повлияли на развитие политической мысли. Зарождается и формируется теория «естественного права», которая развивала мысль, что государственная власть и право даны не свыше, а созданы людьми в соответствии с законами разума. Требования человеческого разума исходят из природы людей и составляют основу «естественного права». Естественному праву должно соответствовать «положительное право», т. е. законы государства. Теория естественного права получила развитие в трудах Б. Спинозы, Т. Гоббса и Дж. Локка. Юридические науки отмечены началом формирования концепции общественного договора и правового государства (Т. Гоббс, Дж. Локк), принципов международного права (Г. Гроций).

    В философии господство рационализма вызвало интерес к вопросам гносеологии (теория познания). Сформировались два основных метода познания: эмпирический (Ф. Бэкон) и рационалистический (Лейбниц, Декарт).

    В конце XVII в. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества и государства, идею воспитания совершенного человека. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции.

    Итого:

    Одним из итогов научной революции XVII в. стало соединение производства и ремесленно-технической деятельности с традициями античной и средневековой науки. Основой метода познания становится логический вывод из гипотез и его проверка с помощью опыта. Это был период потрясений и переосмыслений, возвышения новых научных знаний. Наука выходит на качественно новый уровень в связи с появлением научных организаций, становится светской и доступной.

    Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично-средневековой картины мира. Изменение картины мира повлекло за собой перемены в науке, были сформированы новые черты мировоззрения, появилась новая естественнонаучная идеология. Согласно этой идеологии в науке культивировались следующие идеи: природа самодостаточна и управляема с помощью естественных законов; мир представляется в качестве машины, состоящей из разных по важности элементов; все явления в мире объяснимы естественными причинами, основанными на законах механики; Вселенная безгранична, однородна и управляется едиными законами. Новые идеи и новое мировоззрение послужили становлению новой науки, свободной от церковной идеологии и направленной на служение человеку.

    Наука приобрела огромный авторитет в обществе, открытия и изобретения стали активно внедряться в хозяйственную жизнь. Человек стал понимать, что научные знания обладают опережающим потенциалом, что это основа будущего научно-технического прогресса. На глазах современников происходило превращение науки в производительную силу. В ней начинают видеть основу преобразования и господства над миром.

    Эпоха Просвещения и рождение современной науки

    Название данной эпохе дала деятельность французских философов-энциклопедистов, которые занялись несением науки в массы, просвещением общества. XVIII век называют «веком разума» или веком Просвещения. Именно наука играла главную роль в деятельности французских просветителей и философов. Законы науки и рационализм составляли основу их теоретических концепций нового мира. Поворотным моментом стал выход в свет «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780 гг.), редакторами которой были Дидро и Даламбер. В числе сотрудников значились самые влиятельные представители французской науки: Вольтер, Монтескье, Мабли, Гельвеций, Гольбах.

    Важнейшей чертой эпохи Просвещения стала уверенность в универсальности научного разума, в том, что не только законы природы могут быть осмыслены человеком, но и законы общественного развития. Начинается промышленная революция и рост технических изобретений, а исторический процесс перехода от феодализма к капитализму развивается с нарастающей скоростью. Складывается новая идеология, формируются основы индустриального общества. Христианская церковь утратила контроль над умами людей, и религиозное мировоззрение отходит на второй план.

    Развитие научной мысли в XVIII в. связано с математизацией и расширением экспериментальной основы естествознания. Усиливается дифференциация наук, в математике и физике возникают самостоятельные направления, как самостоятельная наука возникает химия. К рассматриваемому периоду относится становление технических наук, в частности прикладной или практической механики, занимающейся изучением работы машин, механизмов и сооружений. Развитию технических знаний способствовал также выпуск технической литературы.

    Естественное и гуманитарное направления в науке. Под влиянием работ И. Ньютона в естествознании в XVIII в. формируется классическая механика, теория движения жидкостей, теория движения газов (аэродинамика). Механистическую картину мира формирует атомистическая или корпускулярная теория, согласно которой природа воспринимается как некий механизм, состоящий из огромного количества обособленных материальных тел, вступающих в элементарные связи и подчиненных простым закономерностям; законы механики рассматриваются как всеобщие.

    Отдельное направление технической мысли связано с созданием экспериментальных приборов, необходимых для научного исследования. Появление таких приборов стимулировало научные открытия и теории. Например, изобретение часов с маятником Х. Гюйгенсом в 1657 г. стало основой для создания автоматических вычислительных приборов.

    В математике К. Гауссом велась разработка теории переменных величин и графического изображения функций. П. Лапласом был введен принцип «железного детерминизма»: равные действия в равных условиях всегда приводят к одинаковым результатам; это означало, что ученые в своих опытах и экспериментах всегда смогут повторить любое явление природы. Было положено начало превращению механики из науки геометрической в науку аналитическую. Жан Батист Даламбер разработал «принцип Даламбера», который является методом для решения задач динамики, характеризующихся состоянием неравновесности сил, приводимым условно к равновесному состоянию. С помощью своего «принципа» Даламбер решил задачу о столкновении и выполнил расчеты прецессии равноденствий и нутации земной оси (прецессия равноденствия ‑ это движение точек равноденствия вдоль экватора; нутация ‑ движение по долготе или колебание земной оси с периодом в 18 лет).

    Изучение тепловых явлений, а затем и экспериментирование с тепловыми двигателями, потребовали создания специальных приборов для измерения температур. Один из первых таких приборов, «термоскоп», был создан Г. Галилеем. В XVIII в. была изобретена температурная шкала, она существует несколько видов: шкала Д. Фаренгейта, шкала Р. Реомюра и А. Цельсия. До сих пор используется шкала, изобретенная шведским астроном Андерсом Цельсием. Он предложил стоградусную шкалу с точкой «0», соответствующей кипению воды, и точкой «100», соответствующей ее замерзанию. Новым направлением исследований стало измерение теплоты, проведение опытов, подтверждающих появление теплоты при трении.

    Открытие Э. Торичелли существования атмосферного давления и вакуума стало возможным с помощью изобретенного им в 1644 г. ртутного барометра. Немецкий инженер О. Геррике изобрел воздушный насос и доказал наличие атмосферного давления.

    Одним из направлений исследований стали атмосферные электрические явления. Американский деятель и ученый Б. Франклин отметил сходство между электрической искрой и молнией. В 1752 г. он придумал способ предохранять здания от молнии с помощью громоотвода. В этой области трудились и российские ученые, например, М.В. Ломоносов, который первый показал присутствие электричества в атмосфере в отсутствии грозы.

    Проведение опытов с электричеством требовало создания ряда приборов, например «лейденской банки» ‑ электрического конденсатора, изобретенного в 1745 г. нидерландским ученым П. Мушенбруком. Г.В. Рихман с помощью «громовой машины» смог зажечь нефть, зарядить лейденскую банку, наэлектризовать себя. Им был также изобретен электрометр, прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин. Исследования в области теории электричества продолжались Францем Ульрихом Теодором Эпинусом, который обнаружил явление электризации проводника от одного приближения наэлектризованного тела и открыл явление электризации турмалина при нагревании. Шарль Огюстена Кулон создал основы электростатики. В ходе исследования кручения тонких металлических нитей им был построен тончайший экспериментальный прибор ‑ крутильные весы, служащие для измерения малых сил.

    Открытия в области астрономии стали возможны благодаря изобретению и усовершенствованию телескопа. С помощью изобретенной телескопической системы, состоявшей из двух линз одной выпуклой и одной плосковогнутой (окуляр), Галилей открыл спутники Юпитера, горы на Луне, структуру Млечного Пути. В 1668 г. И. Ньютоном был изобретен зеркальный телескоп-рефлектор, с помощью которого можно было увидеть спутники Юпитера. Х. Гюйгенс создал зрительные трубы хорошего качества и открыл кольца Сатурна, полосы на Юпитере, туманности в созвездии Ориона.

    В XVIII в. астрономическая наука обогатилась концепциями И. Канта и П. Лапласа о возникновении Земли и Солнечной системы в целом из газопылевой туманности и о влиянии фаз Луны на приливы и отливы. Кант выдвинул гипотезу об аналогичности и гомологичности солнечной и звездной систем. Выдающимися достижениями в области наблюдательной и математической астрономии стали исследования У. Гершеля, который открыл двойные звезды и орбиты их движения.

    В оптике основными направлениями исследований стали разработка принципов фотометрии (проблема измерения «количества света»). Происходит утверждение двух основных гипотез о природе света: волновой и корпускулярной. Однако решающих научных аргументов в пользу какой либо теории не было. Так, Ньютон склонялся к корпускулярной идее, а Лейбниц, Ломоносов ‑ к волновой теории.

    В конце XVIII в. возникла научная химия и в этом заслуга Антуана Лорана Лавуазье, основателя количественного метода исследования. Прежде считалось, что вещества состоят из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. В 1789 г. Лавуазье экспериментально доказал закон сохранения вещества. Исследуя атмосферный воздух, воду и другие химические соединения Лавуазье выяснил их химическую природу. С именем Лавуазье связана научная революция в химии. Он пересмотрел вопрос о составе воздуха и ввел новую классификацию веществ, он разделил все соединения на три категории: кислоты, основания и соли. Еще одним достижением Лавуазье стало доказательство несостоятельности старой теории о движении флогистона в природе. Проведя ряд экспериментов, он сделал вывод о том, что горение и окисление являются не процессами убывания флогистона, а процессами с добавлением кислорода, который является окислителем. Основанием для таких выводов послужили процедуры точного взвешивания.

    Позднее Джон Дальтон предложил атомистическую теорию строения вещества, согласно которой каждый элемент имеет свой атом. Он утверждал, что атомы различных веществ обладают различным весом, а химические соединения образуются сочетанием атомов в определенных численных соотношениях. Также Дальтон выявил закономерности в сочетании атомов разного рода и объяснил свойства газов взаимоотталкиванием из атомов.

    Главным достижением в биологии стало создание единой биологической классификации, автором которой стал К.Линней. Первую целостную концепцию эволюции предложил Ж-Б. Ламарк, он же ввел термин «биология». Реальное применение результатов научных исследований продемонстрировал врач Э.Дженнер, который впервые применил вакцинацию для предупреждения оспы. Он смог опытным путем добиться выработки у человека иммунитета против натуральной оспы.

    Складывается как самостоятельная область науки и геология, изучающая строение, минеральный состав и историю Земли. Крупнейшие сдвиги в этой области произошли в эпоху Просвещения, когда М. В. Ломоносов положил начало эволюционному направлению и сравнительно-историческому методу в геологии. Правда, церковь пыталась отстаивать библейский миф о сотворении Земли, но начало идеи о геологическом времени было положено.

    В XVIII в. в сфере гуманитарных наук утверждаются идеи Просвещения. Французские философы-просветители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо считали, что достаточно установить разумные, рациональные законы и развитие общества сразу изменится в лучшую сторону. Известными просветителями Британии были Дж. Локк, И. Гедер, Г. Лессинг, в Германии – И. Гете, И. Кант, Ф. Шиллер. Идеология Просвещения страдала умозрительностью рассуждений, стремлением подогнать реальную действительность под готовые теоретические схемы. Тем не менее, философы-просветители сыграли огромную роль в рационализации и модернизации законодательства; ликвидации феодальных пережитков; создании новой системы образования без сословных ограничений. Было положено начало построению светского государства, основанного на веротерпимости. Кроме того, философия Просвещения с ее упором на логику и теоретические рассуждения способствовала ускорению развития науки.

    Большую роль в становлении и развитии науки сыграло образование. Началом нового образования стало создание инженерных школ, во Франции была открыта Школа мостов и дорог и Школа военных инженеров. Научно-техническое образование давала Парижская политехническая школа, где. В была впервые разработана лекционно-учебная литература по механике, математике и физике.

    Развитие юридической науки связано спродолжением формирования концепции правового государства. Следует отметить вклад таких ученых и политических деятелей как Ч. Беккариа (разработка принципа верховенства закона), Вольтера, Ш. Монтескье (принцип разделения властей) и др.

    Экономическая мысль этого периода отмечена созданием основ экономической теории в трудах физиократов (Ф. Кенэ, Р. Тюрго) и родоначальников классической политэкономии (А.Смит, Д. Рикардо).

    Научные открытия и производство. Механизации труда охватила все виды производства, в том числе и текстильное. Соответственно технические науки, представляющие собой различные разделы механики, активно продолжали развиваться под влиянием запросов техники. Так, например, баллистика удовлетворяла запросы артиллерии, а сопротивление материалов появилось в результате развития машиностроения и строительного дела, гидравлика разрешала проблемы, возникающие в процессе развития строительного дела. При этом выявились два пути формирования технических наук. Один путь вел к последующему отделению той или иной прикладной дисциплины, примером чего может служить внешняя баллистика. Другой путь приводил к постепенному формированию соответствующей теоретической области механики, например, науки о сопротивлении материалов и теории упругости.

    Начало Промышленного переворота в XVIII в., начавшегося в Англии, можно рассматривать в прямой зависимости от развития научных знаний, воплощенных на практике. Первыми ростками промышленного переворота стали новшества в текстильном производстве, в которой сначала появился механический «самолетный» челнок, изобретенный Д. Кэем в 1733 г. Это значительно ускорило процесс и позволило ткать широкое полотно. Еще более значительным вкладом в текстильную промышленность стало изобретение в 1765 г. механической прялки «Дженни» Джеймсом Харгривсом. Механик К. Вуд усовершенствовал прядильную машину, а Р. Аркрайт создал ватермашину с водяным приводом, что позволило получить более прочную нить. В итоге, в 1786 г. появился ткацкий станок с полной механизацией всех ручных операций.

    С изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины, начинается второй этап промышленной революции. Потребность в более мощных источниках энергии привела к созданию нового вида машин, а уже к концу XVIII в. водяные двигатели сменил паровой двигатель. Он обладал универсальным назначением и позволял не только откачивать воду из шахт, но и приводил в движение станки.

    Самые первые паровые машины появились еще в XVII в., их назначение предусматривало подъем воды. Такой машиной была установка английского инженера Томаса Севери. Котел в машине Севери был отделен от двигателя, объединенного с насосом, поршня и цилиндра в машине не было. Отделение котла от двигателя повышало эффективность установки и было важным шагом на пути создания паровой машины.

    Позже появилась работоспособная паро-атмосферная машина английского инженера Т. Ньюкомена (1712 г.). Ее конструкция дорабатывалась, совершенствовалась, так как она была громоздкой и потребляла огромное количество топлива. Сначала паровой котел был отделен от цилиндра и соединен с ним трубкой, а Г. Бейтон в 1718 г. усовершенствовал машину: автоматизировал процессы попеременного пуска пара и воды, и снабдил котел предохранительным клапаном.

    Пальма первенства создания первого двигателя универсального назначения ‑ двухцилиндровой паровой машины ‑ принадлежит русскому изобретателю-теплотехнику Ивану Ползунову в 1763 г. Это был настоящий научный подход: Ползунов был знаком не только с описанием машин Севери и Ньюкмена, но и с трудами М. В. Ломоносова по теплотехнике. Ползунов четко сформулировал задачу создания именно универсального теплового двигателя, и смог его создать. Шотландский техник Дж. Уатт создал паровой двигатель в 1765 г., который положил начало промышленной революции.

    Революцией в производстве стало совершенствование сверлильных и токарных станков, изобретение суппорта и отделение привода от станка, внедрение привода от водяного колеса, появление горизонтально-расточных станков и станков для глубокого сверления. В 1794 г. Генри Модсли изобрел «крестовый суппорт», представляющий две каретки, имеющие возможность независимого перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью винта. Модсли впервые объединил станки в одну поточную линию.

    Ряд отраслей промышленности развивался исключительно на основе достижений научной мысли, например, химическая промышленность. Производство химические препаратов, в которых нуждались различные виды производства, обеспечивало потребности в серной кислоте, соде, хлоре и т.д. Эти вещества использовались для изготовления стекла, взрывчатых веществ, красок, отбеливателей, фармацевтических препаратов и ряда других изделий.

    Развитие промышленности требовало новых знаний в сфере механики, математики, геометрии, физике, химии и т.д. От успешности промышленного производства теперь зависели успехи в совершенствовании огнестрельного оружия, развитии транспорта, торговли и всей экономики в целом.

    Итого:

    Взлет и расцвет научного познания был подготовлен предыдущими эпохами, когда передовые идеи постепенно накапливались и сохранялись. Можно сказать, что современная наука и техника представляют собой результат творческих усилий как Запада, так и Востока. Среди других причин, вызвавших перестройку европейского общества была десакрализации многих сфер жизнедеятельности. Вместо христианской религиозной идеологии главенство занимает светская, со своими ценностями и приоритетами. В качестве одной из фундаментальных ценностей новой Европы является идея прогресса и возможности рационального освоения мира. Наука освобождается от богословия и теологических установок. Вместо библейских объяснений природы мира приходит новая техника исследований, когда метод научного подхода к явлениям природы был принят во всей его полноте.

    Наука постепенно приобретает статус производительной силы, а также социальной, регулирующей управление многообразными социальными процессами. Систематическое применение научных знаний в производстве приводит к техническим, а затем и научно-техническим революциям, что меняет отношение человека к природе и системе производства.

    Таким образом,в Европе в XVIII в. происходит бурное развитие естественных и гуманитарных наук, чему во многом способствовало ускоренное капиталистическое развитие наиболее развитых стран в экономической сфере и господство идеологии Просвещения с ее рационализмом в духовной сфере. В связи с падением влияния церкви препятствий для развития науки больше не было. Быстрое совершенствование и развитие техники и технологии создавали предпосылки для промышленной революции, начало которой связано с изобретением в Англии в 60-егг. XVIII в. парового двигателя Дж. Уатта.