«Дом мой домом молитвы наречется. „Храм Мой, храм молитвы наречется". Почему собор называется Исаакиевским

«Дом мой домом молитвы наречется. „Храм Мой, храм молитвы наречется
«Дом мой домом молитвы наречется. „Храм Мой, храм молитвы наречется". Почему собор называется Исаакиевским
Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

„Храм Мой, храм молитвы наречется".

(Матф. 21, 13)

Так радостно поет св. Церковь в день великого праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю.

Кто этот «храм одушевленный»?

Это - Пречистая Отроковица Мария, Которая в нежном трехлетнем возрасте была введена своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анною, согласно данному ими обету, в Иерусалимский храм.

Зачем и для чего?

«Тому уготоватися в Божественное жилище», то есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святых» стать достойной Божественного вселения, стать Материю нашего Господа и Спасителя.

Постоянно пребывая в тишине храма, в непрестанной, ничем не развлекаемой молитве и Богосозерцании, Она скоро созрела для того, чтобы сделаться «вместилищем Невместимаго» - стать чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное воплощение от Нее Сына Божия - Господа нашего Иисуса Христа.

Так вот, следовательно, каково огромное воспитательное значение храма Божия! Он делает людей святыми, достойными вселения в них Самого Бога. Но, если такое значение имел храм ветхозаветный, бывший только «сенью грядущих благ», по выражению св. Апостола Павла (Евр. 10, 1), то насколько выше и важнее - храм новозаветный - сама «Благодать и Истина» (Иоан. 1, 17)!

Недаром богомудрые отцы наши называли храм «училищем благочестия». Нигде молитва не может быть столь горяча и действенна, как во храме, ибо там постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всех и за вся», там совершаются непрестанные моления от лица всех верующих, там - «самый воздух святой», по выражению одного из наших святителей.

«Поистине храм есть земное небо», говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский: «ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христе», том 2, стр. 65).

Таково ли отношение современных христиан к храму Божию, с такими ли чувствами и настроениями входят они в него, так ли ведут себя в нем и исходят из него действительно ли обновленными, «как бы небесными»?

Вот, например, мы - заграницей, таковы ли мы, так ли себя ведем?

Храмы мы строим. И надо признать, что ревность к этому у многих из нас, слава Богу, еще есть. Где бы ни поселились русские люди, в более или менее значительном числе, там почти всегда является мысль о сооружении храма. Так до сих пор, по крайней мере, было. И в этом и только в этом - залог нашего духовного возрождения, без которого не видать нам России - настоящей России, как ушей своих!

Храм - это небо на земле: в храме «силы небесныя с нами невидимо служат».

Храм это Дом Божий, это - дом молитвы.

Поэтому и приступать к делу постройки храма и вести ее, а затем и посещать храм, уже сооруженный, надо с молитвой и благоговением. Ничему земному, низменному, страстному здесь не должно быть места, ибо Храм это есть великая Святыня Божия .

Великое и торжественное, глубоко-умилительное и радостное священнодействие освящения храма (полным чином) должно быть совершаемо поэтому только над достойно -сооруженным храмом, с тем, чтобы он навсегда так и оставался православным храмом, без всякой мысли о какой-либо передаче или продаже его в неправославные руки, для какого-либо иного, земного его использования, что делают в наше время только современные гонители веры и Церкви - безбожные коммунисты и что является кощунством и святотатством.

Увы! Приходится признаться, что у многих русских людей уже утрачено ясное сознание святости храма Божия, и для многих он является почти что обыкновенным зданием, куда хоть и приходят молиться Богу, но не в этом видят единственную и самую главную цель его сооружения. Главное видят теперь во взаимообщении - встрече друг с другом, как в каком-то «клубе». Вот почему часто можно видеть перед храмом и вокруг храма больше людей, чем внутри самого храма, особенно в хорошую летнюю погоду. Тут знакомые встречаются друг с другом, сообщают друг другу последние новости, политические деятели обсуждают политические вопросы, торговцы обделывают свои торговые сделки и т. д. и т. д. И при этом многие без стеснения тут же, в непосредственной близости храма курят, так что табачный дым проносится иногда движением воздуха внутрь самого храма, смешиваясь с благоуханием кадильного фимиама. И весьма громко иной раз разговаривают совсем забывая, что тут же рядом в храме произносятся священные слова молитв и воспеваются священные песнопения, которые они могут заглушить своим шумным разговором.

Вот почему так ратуют теперь некоторые прихожане за сооружение под храмом нижнего помещения для таких «клубных» встреч и для развлечений молодежи - полуподвального помещения, которого в таком виде никогда не знали православные страны на протяжении всех веков христианства. Здание храма все свято, ибо самые стены его при освящении помазуются величайшей после Святых Даров Тела и Крови Христовых святыней - святым миром. В стенах храмового здания допустимы поэтому только святые слова молитв, священные песнопения и церковная проповедь - все то, что направлено к освящению и назиданию верующих, и нечего другого, что нарушало бы святость места и должное благоговение.

Но и внутри самого храма, и даже во время богослужения, многие в наше время как бы забывают, где они находятся и для чего пришли туда. Приходят иногда много позже начала богослужения и уходят ранее его окончания, ходя по храму неблагоговейно и производя шум, здороваясь и довольно громко разговаривая со знакомыми. Далеко не все теперь понимают, что в храм надо приходить и в соответствующей, вполне приличной одежде, ничем не смущающей и не коробящей взоры молящихся. Особенно это надо сказать относительно женщин и девиц, которые приходят иногда в храм донельзя неприлично одетыми, чтобы не сказать полураздетыми, и совершенно безобразно-накрашенными, не стесняясь иной раз в таком непристойном виде подходить даже к святой чаше для причащения.

Почти совсем забыт теперь древний церковный обычай, в силу которого мужчины и женщины не должны стоять в храме вперемешку, а мужчины должны занимать места в правой половине храма против иконы Христа-Спасителя, а женщины - в левой половине - против иконы Божией Матери, причем женщины должны быть в храме с покрытой головой.

Стыдно сказать, но в инославных храмах часто бывает гораздо больше благочиния и благоговения в этом отношении, чем во многих наших русских православных храмах! Может быть, отчасти это объясняется тем, что пастыри наши боятся потерять свою и так немногочисленную паству, делая соответствующие замечания и внушения. Но это все же - их непременный святой долг, за неисполнение которого они дадут ответ перед Богом. Можно ведь найти и соответствующую мягкую форму для подобного рода внушений, но оставлять этого так нельзя. Бог строго взыщет и с виновников и с попускающих такое кощунственное неуважение к святости храма.

«Бог поругаем не бывает» (Галат. 6,7).

В храмах все должно быть не произвольно и не как попало, а «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40).

На нашей грешной земле, особенно в нынешнее время так исполненной всевозможных грехов и беззаконий и самых страшных и безобразных преступлений, Святый Храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от бурь и непогод жизни, от всей житейской нравственной грязи и найти себе успокоение и мир душевный в молитвенном общении с Самим Богом, который Сам в нем невидимо пребывает, а потому все наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

В храм нужно входить благопристойно одетым, с духовной радостью, со смирением и кротостью, приходя к самому началу богослужения. Войдя в храм, сразу же встать на свое обычное место, сотворить молитвенно три поясных поклона (а в будни, как положено, три земных) и ни с кем не здороваясь особо, тем более за руку, сделать всем общий молчаливый поклон. Идти по храму надо тихо и спокойно, не озираясь по сторонам, а проходя перед Царскими Вратами, на мгновение перед ними остановиться и сделать поклон, осенив себя благоговейно крестным знамением. Креститься нужно по-настоящему, как полагается, а не как попало и небрежно, что, к сожалению, теперь вошло в моду, особенно у нашей светски-настроенной интеллигенции. Полагать на себе крестное знамение и творить поклоны нужно одновременно со служащими и со всеми молящимися, внимательно следя за богослужением и вслушиваясь в слова молитв и песнопений.

В церкви - богослужение общественное, и поэтому все должны молиться вместе со всеми и именно о том, о чем молится вся церковь. Что делают в храме другие, это не нужно замечать и за этим не следует наблюдать: нужно смотреть только за самим собой и молить Бога о прощении своих собственных грехов. Сидеть в храме допустимо только в случаях болезни или крайнего переутомления, упадка сил.

К св. Причащению нужно подходить с чувствами величайшего благоговения и смирения, скрестив на груди руки и отнюдь не крестясь перед чашей, чтобы как-нибудь нечаянно ее не задеть или не ударить (что случается). Причастившись, поцеловать чашу и, отойдя, выпить теплоту, вкусив частицу антидора. Из храма не уходить, не выслушав или не прочитав благодарственных после причащения молитв. Совершенно недопустимо женщинам и девицам причащаться, имея накрашенные губы: это - кощунственное оскорбление величайшей святыни св. Даров Тела и Крови Христовых.

В день св. Причащения не следует плевать, есть слишком много и упиваться спиртными напитками, и надо всячески вести себя благоговейно и благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятаго».

О, если бы все это соблюдалось нашими русскими людьми, как должно! Вся жизнь наша тогда бы преобразилась, стала иной, лучшей, и мы сподобились бы всепрощения и благоволения Божия, заслужив и спасение нашего несчастного страждущего Отечества, об избавлении которого от ига лютых безбожников мы только много разглагольствуем и на наших общественных и политических собраниях и в частных разговорах, но - увы! - реально ничего по-настоящему не делаем, чтобы привлечь к нам милость и благоволение Божие, без коих ничего доброго и ожидать нам нельзя, да и быть не может.

«Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью », говорит наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский: «Церковь - его стихия» («Мысли о Церкви, стр. 114).

Вот и усвоим себе получше и покрепче такое понятие о церкви и, ревностно сооружая себе храмы Божии, будем помнить, для чего они строятся.

«В церкви мы вытрезвляемся от мiрскаго обаяния», так поясняет это тот же наш великий праведник: «от опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся. Как должен быть достопочтен и достоин любви храм Божий, как любили его святые Божии человеки!»

Храмы Божии нужны нам для того, чтобы самим нам стать одушевленными храмами Божиими, в чем и состоит наше назначение - цель нашей жизни, как об этом нас ясно учит Слово Божие: «Не весте ли, яко Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).

Вот для чего мы и должны их строить, а не для чего бы то ни было другого, тем более - суетного, чисто-земного….

Будем помнить, что величайшее событие рождения в мiре Сына Божия, пришедшего на землю спасти человека, стало возможным только потому, что избранная славным орудием для этого чудесного события Чистая Отроковица была введена Своими родителями в храм Божий и получила воспитание в храме.

Как же после этого не любить нам храма Божия, не благоговеть перед его святыней трепетно и со страхом Божиим?!

«Братие, други!» - взывает к нам наш дивный праведник св. Иоанн: «Любите церковь: в церкви - ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключем из приснотекущаго источника Духа Святаго, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава - в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо церковь!» («Мысли о Церкви», стр. 20).


Исаакиевский собор Санкт-Петербурга передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.

Мы живем в эпоху, когда даже самые грандиозные события, о которых годами раньше и помыслить было сложно, сбываются у нас на глазах чуть ли не как будничные, давно чаемые. Так случилось и с Исаакиевским собором Санкт-Петербурга, одним из крупнейших храмов России. Казалось бы, вот уже где бастион «музейщиков» неприступен! Огромный музейный комплекс, обслуживающий в год почти до четырех миллионов туристов, с музейной инфраструктурой, с тремя сотнями работников, из которых более девяноста задействованы непосредственно в Исаакиевском соборе… И вдруг Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко заявил о передаче собора Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви! На всю страну прозвучала эта благая весть: Исаакиевский собор будет передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви сроком на 49 лет. Об этом говорится и в сообщении комитета имущественных отношений мэрии Санкт-Петербурга. Распоряжение датировано 30 декабря. Какой подарок верующим как раз к Новому - и такому необычному по звучанию - 2017 году! Году столетнего трагического юбилея со времени крушения Царской России. Не случайно… Как говорится в документе, договор должен быть заключен с Церковью не позднее, чем через два года после подписания распоряжения, то есть до конца 2018 года.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Павлович Мокрецов на пресс-конференции сказал, что бюджетное учреждение Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» продолжит работу после передачи храма в пользование Церкви. «Музей будет вести деятельность с учетом храма Спаса-на-Крови, с учетом переданных ему помещений», - сказал М.П. Мокрецов. По словам вице-губернатора, от Церкви пока не поступало никаких заявок на передачу собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), построенного на месте убийства террористами Императора Александра II (скажем в скобках, что и это великолепное и знаковое церковное здание, отмеченное трагическим событием нашей истории - тоже создавалось как храм. И потому, возможно, его передача верующим тоже лишь вопрос времени - но об этом пока что рано говорить). Вице-губернатор подчеркнул, что власти Петербурга не смогут выделять субсидии Церкви на содержание Исаакиевского собора после его передачи. «Но объект из казны не уходит, - сказал вице-губернатор, - Петербург остается собственником собора. Все права и ответственность собственника вытекают из этого статуса. Мы обязаны объект содержать в надлежащем состоянии».

В свою очередь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда отметил, что музейная деятельность в соборе будет продолжена и расширена. Он заверил, что вход в храм теперь будет свободным.

Никто не станет взимать плату за вход в храм. Будет свободный доступ для тех, кто хочет посетить собор. Конечно, там есть и экскурсионная деятельность, она будет продолжаться, - сказал Владимир Легойда.

Я не знаю случаев, когда кого-то не пускали в храм в силу конфессиональных причин. Естественно, Церковь не собирается вводить никаких ограничений. Конечно, когда будет совершаться Литургия, будут вводиться ограничения, будет рекомендоваться обойти место Богослужения. Эти ограничения существуют в любом храме, - отметил руководитель Патриаршего совета по культуре Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

К сожалению, в Северной столице, помимо музейного сообщества с его ожидаемой негативной реакцией, нашлись и другие представители общественности, активно высказывающиеся против передачи знакового храма верующим. Противостояние вокруг значимого для всей страны собора пока еще продолжается. И надо всем нам горячо молиться Богу, чтобы благое решение властей Санкт-Петербурга было выполнено. Чтобы этот величественный храм, на фронтоне которого написано на века: «Храм Мой храм молитвы наречется» (Мк. 11, 17) - вновь стал в первую очередь местом молитвы, а значит, и местом встречи людей с Богом. Ведь это «место встречи изменить нельзя».

Собор Российской Империи

Православный писатель Николай Михайлович Коняев , г. Санкт-Петербург:

Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом.

Сами представители Династии Романовых, начиная с Императора Павла, гораздо лучше некоторых нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской Империи.

Самый замечательный памятник Петру Первому - не столько «Медный всадник», сколько стоящий рядом Исаакиевский собор. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (ст. ст.), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года...

Почему с таким упорством и с такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в сумраке величественного собора слушаешь акафист святому и житие Исаакия Далматского. Трагическая Петровская эпоха в чем-то поразительно сходится с деяниями царя Валента из жития преподобного. Слушаешь «Житие Исаакия Далматского», и кажется, это не с Императором Валентом, а с Императором Петром I и говорил святой:

Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

Сколько раз обращались с подобными словами и русские монахи к Петру I…

На фронтоне западного портика, обращенном в сторону Сената и Синода, запечатлена сцена: преподобный Исаакий Далматский с крестом в руке благословляет нового Императора Феодосия.

Знаменательно, что освящение Исаакиевского собора 30 мая (12 июня) 1858 года, на день памяти преподобного Исаакия Далматского, предшествовало главному свершению Царя-Освободителя Александра II. Через три года он освободит крестьян от крепостной неволи...

Раньше была пословица: «Слава Богу, вот и Исаакиевский собор построили». Теперь эту пословицу можно изменить: «Слава Богу, вот и Исаакиевский собор Русской Православной Церкви вернули». Вернули Православному народу! Для меня нет никакого сомнения, что решение это не только правильное, но единственно возможное.

Конечно, можно посочувствовать, что в жизни некоторых уважаемых сотрудников музея возникнут определенные проблемы, но как-то неловко слушать рассуждения представителей музейного сообщества, сомневающихся, сумеет ли Русская Православная Церковь сохранить те произведения искусства, что находятся в Исаакиевском соборе...

Вообще-то нам еще предстоит осмыслить, как всего за несколько десятилетий музейного хранения и реставраций превратились в рассыпающиеся от малейшего движения воздуха музейные экспонаты те «произведения искусства», которые в бытность их Чудотворными иконами и Святынями выносили навстречу стрелам и снарядам, чтобы остановить вражеское нашествие или утишить бушующий огонь пожара...

Еще более нелепо звучат рассуждения о помехах, которые якобы будут создавать экскурсионной работе регулярные церковные службы, что начнутся в Исаакиевском соборе.

Экскурсионная работа будет продолжена, ну а главное, сама возможность для любого петербуржца или гостя нашего города свободно войти в этот Собор Российской Империи и увидеть его в том духовном наполнении, для которого он и был предназначен, право же, стоит любой, самой замечательной экскурсии.

Молитва у церковных стен

Мнение петербуржца, Православного журналиста Михаила Витальевича Сизова :

В храмах должна быть молитва - это однозначно. С этим и спорить никто не будет. А вот как обезпечить сохранность собора? Ведь Исаакиевский собор - огромный, по высоте (101,5 метра) он второй среди всех существующих Православных храмов, выше него только московский Храм Христа Спасителя. Для сравнения, высота знаменитой константинопольской Святой Софии - 55,5 метра. Исаакий всё время заполнен туристами, по посещаемости у нас он уступает лишь Эрмитажу и музею в Петергофе. Это постоянный доход. А от денег никто просто так не отказывается. Оттого и идут такие ожесточенные споры вокруг собора.

У тех, кто против передачи Исаакия верующим, имеется свой аргумент: в Исаакиевском соборе и так давно уже совершается молитва! Например, в расписании работы музея при Исаакиевском соборе на август прошлого года значится 39 Богослужений, из них 21 Божественная литургия. «Да, там сегодня идут Богослужения, я сам был на Литургии в Исаакиевском соборе, - высказался на этот счет игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. - И это можно сравнить с тем, как батюшки служат, например, в тюремном храме: пришли, два часа отслужили - и на выход!»

К тому же, график работы музея не может полностью совпадать с церковным календарем. Один день в неделю (среда) в музее выходной. А если на среду выпадет Двунадесятый праздник? Как быть в этом случае? А ведь на Пасху и Рождество принято совершать ночные службы. И тоже выходит неувязка. Кто распоряжается этим собором, тот и устанавливает свое расписание. А ведь это в первую очередь Храм!

Да, Исаакий не был никогда обычным приходским храмом. Французский зодчий Монферран строил собор по заказу Русского Царя, о чем свидетельствует барельеф на портике с надписью: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Собор этот считался в Санкт-Петербурге кафедральным, но находился он в ведении Управления церквей Царского Двора. Кто теперь наследник? Государство или Церковь? Ответ не однозначный. Но ведь в ту пору отношения Церкви и государства строились совсем на иных принципах! Государство было Православным и не носило, как сейчас, согласно Конституции, светского характера. В Российской Империи вполне можно было позволить себе такое, чтобы владела храмом государственная власть, а использовала Церковь. Тогда многое было по-другому. Сейчас это стало сложнее. И потому решать такой вопрос исключительно с оглядкой на прошлое уже вряд ли возможно. К тому же в 1918 году все-таки Исаакиевский собор на несколько лет перешел в ведение епархии. Лучше взглянуть на это чисто юридически: имеет ли право государство передать во временное безвозмездное пользование (на 49 лет) собор Санкт-Петербургской епархии? Имеет такое право! Так в чем же дело? Понятно, что вопрос этот не такой простой, и у «музейщиков» наверняка есть свои аргументы. Есть! Но есть еще более прочные аргументы и у Православных верующих. Это ведь наш храм… И конечно же, хотелось бы ходить в свой храм без платы на входе. А Церковь уже заявила, что не будет взимать платы с приходящих в Исаакиевский собор. Хотя для «музейщиков» именно входная плата в Исаакий составляла главный источник дохода.

Лично меня задел такой вот аргумент «против»: мол, сейчас собор свободно посещают люди разных конфессий, в том числе атеисты, а ведь они через красоту и величие собора тоже к Богу приобщаются. А вот станет Исаакий только лишь храмом, кто ж туда из атеистов да иноверцев пойдет? Звучит это несколько наивно. Помню, в студенчестве я тоже был еще далек от Церкви. И произошел со мной такой случай. Можно сказать, сам вид Исаакиевского собора изменил мою дальнейшую судьбу.

На первом курсе ленинградского факультета журналистики (дело было еще в середине 1980-х) снимал я комнату близ Театральной площади в вороньей слободке, писал там рассказики об окружающей меня тогда кафкианской реальности. И так увлекся, что две недели не появлялся на факультете. Захожу - а там на стенде уже приказ висит о моем… отчислении. Трагедия не маленькая! Как дальше жить буду? Иду обратно с факультета, пешком мимо Исаакиевского собора. Медленно-медленно падает пушистый снег, словно срываясь с главы каменного исполина. Тихим светом теплится золотой купол Исаакиевского собора, и кажется, там есть Кто-то живой… Была ли это молитва? Я ведь даже «Отче наш» не очень твердо знал. Просто тогда я встал перед Божьим храмом (какой там музей? такое и в голову не пришло тогда - конечно же, Храм!). Постоял, попросил для себя милости. Когда двинулся дальше, то на душе было спокойно, словно меня и не отчислили вовсе. Сей прискорбный факт просто вылетел из головы как несуществующий. Прошла неделя. Прихожу на факультет - а там новый декан. Из-за последовавшей после смены начальства реорганизации про меня забыли, и приказ об отчислении где-то затерялся. Его сняли с доски приказов, и больше он там не появлялся. Случай безпримерный! Я продолжил учебу.

Не знаю, чудо это было или что-то другое. Но для меня это было явное вмешательство Божие в мою судьбу. После той, не знаю уж, правильной ли, но все же молитвы у стен Исаакиевского собора.

Наверное, у каждого петербуржца, как и у меня с той поры, есть что-то свое личное, связанное с Исаакием. Храм этот особый. И то, что произойдет с Исаакиевским собором, может отразиться на судьбах города и всей нашей страны.

В праздновании светлых дней памяти Великого равноапостольного князя Владимира, 1000-летия его преставления и памяти Великой равноапостольной княгини Ольги - крестителей Отечества нашего, Руси-России. В Православной вере и православной культуре, особо, как гвоздем по стеклу, воспринимаешь остроту политического ножа, которым некоторая часть либеральных активистов, официальных лиц и чиновников пытается отрезать от Русской Православной Церкви исторически, культурно и духовно ей принадлежащие, но поруганные «активистами в прошлом», православные храмы нашего града Святого Петра. Общая ориентация этой части нашего населения, имеющей даже российское гражданство, настолько нетрадиционна, что часть оная не чувствует ни дух русского языка, ни дух русской культуры, ни дух Русской Православной Церкви.
Это нечувствие духа веры, духа России и это не понимание того, что православный храм по определению есть дом молитвы почти всегда с одинаковой силой проступает, когда заходит разговор с ними и о Благовещенской церкви, и о Исаакиевском соборе, и о Церкви во имя мученика Дмитрия Солунского, и о Церкви памяти усекновения главы Иоанна Крестителя и Предтечи Господнего, как и многих других православных церквей.
Однако, достаточно знания одной только истории Александро-Невской Лавры, чтобы устыдиться своего желания отторгнуть Лаврскую Благовещенскую церковь от литургической жизни Лавры, духовного источника города Петра, его сердца. Фактически вся духовная жизнь нашего города столетиями вращалась вокруг этого духовного очага. Грубо вторгаясь в историю и дух Благовещенской церкви, современные либеральные любители истории Петербурга, грубо попирают народную память о городе и память о наших национальных героях: Александре Невском, а также великом полководце Александре Васильевиче Суворове.
Совсем недавно эти же «активисты от искусства» утверждали, что Благовещенская церковь более подходит для городской скульптуры, чем для литургического действия и молитвы. Их «активисты от власти» вполне креативно воспринимали это кощунство. Понадобились годы для того, чтобы «активисты» смогли серьезно удовлетворить свое право говорить. Но культура создается, прежде всего, для того, чтобы люди цивилизации, люди культуры все более системно и все глубже понимали свой язык, свою культуру, свой дух, и свою веру, прежде всего. А не для того, чтобы заменить дело разговорами, так сложилось, что многие «активисты» все происходящее стараются переложить на совесть советского периода и его последствия, как будто ими можно оправдать и текущий саботаж передачи православных храмов в лоно Русской Православной Церкви.
«Дом мой домом молитвы наречется». Эти слова написаны и на фронтоне Исаакиевского собора, но на деле для литургии и молитвы там сейчас созданы совершенно вокзальные условия и обстановка. Конечно, можно молиться и на вокзале, и в открытом поле, но считать это культурным и цивилизованным достижением могут люди только бездуховные (нетрадиционной ориентации), которые хотят дело заболтать и заговорить. Некоторые из них договорились до того, что Исаакиевский собор никогда Православной Церкви не принадлежал. Вспомнить же, что было время, когда Русская Православная Церковь и Собор не были отделены от Государства, очень трудно, потому что для этого одного только желания говорить не достаточно. Дух храма и дух музея едва ли можно совместить. Также как невозможно совместить дух храма и дух коммерческой наживы, забавы и развлечений.
Приведу еще пример с уничтоженной Церковью «Дмитрия Солунского» на Греческой площади и пример с до сих пор поруганой Церковью «Усекновения главы Иоанна Крестителя» на Лесном пр., д. 16. Оба храма оскверняются до сих пор, там, где у них были алтари и места упокоения усопших, теперь «раскованные» по-современному люди веселятся, танцуют и поют «попсу». Даже по светским законам это кощунство и незаконно. Неужели же властям и предпринимателям невозможно найти более нравственно подходящее место для веселья, танцев, песен, «попсы» и игр? Возникает вопрос: Почему центры веселья, игр и попсы не размещают в Бизнес-инкубаторах? Что дух Бизнес-инкубаторов более целомудренный и более противоречит духу веселья, игр, попсы, азарта и рыночной выгоды, чем дух Православного храма?
Храм по определению есть дом молитвы. И эта евангельская истина есть та лакмусовая бумажка, реакция на которую определяет духовно-культурное содержание активистов, интеллигенции и чиновников, понимают ли они духовную основу нашей культуры и цивилизации, и для чего им нужна Россия и российские храмы и музеи?
Наша современная городская власть, хочется надеяться, ориентирована на возрождение духовных ценностей Православия и Русского мира, на возрождение храмов, памяти наших великих предков, памяти наших духовных учителей и наших великих полководцев. Проблему восстановления полнокровной литургической жизни Благовещенского храма, храма святого Александра Невского и других указанных храмов с их святынями, в том числе, поклонения могиле Александра Васильевича Суворова, мощевикам Дмитрия Солунского, Иоанна Предтечи, Иоанна Кронштадтского в названных храмах надо решить как можно скорее.
Чтобы наши музеи нашли свое достойное место, они должны достойно себя вести относительно духа и истории нашей страны. Кроме того, если мы возвращаемся к нашим духовным истокам, то, конечно, около могилы и креста с мощевиком надо людям иметь возможность полнокровно молиться.
Чтобы власти смогли решить вопрос, связанный с получением музеем и другими коммерческими организациями подходящих помещений вне православных храмов, достаточно властной доброй воли. Понятно, что историческая справедливость должна при этом восторжествовать.

Я родился и рос в Ленинграде, Петербурге, Питере. Много раз гулял у Исаакиевского собора. На фронтоне собора есть надпись —“Храм мой храм молитвы наречется”.

Это — цитата из евангелия.

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф 21: 12-13)

На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны заколоть пасхальных агнцев и принести жертвы Богу. В храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего для жертвоприношений. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались только еврейскими шекелями.

Пасха у евреев празднуется в честь исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу.

В прошлом году я ездил в Израиль на фестиваль. Там мне знающие экскурсоводы показали и рассказали, как все происходило в те времена. Пасха была едва не главным праздником. Съезжались отовсюду, прибывали из всяких дальних земель. Маленький Иерусалим с его узкими улочками забивали десятки, сотни тысяч паломников. Римские власти, опасаясь беспорядков, в такие дни усиливали охрану.

Теперь представьте, что в такой торжественный и святой день в храм, освященный тысячелетней традицией, врывается некто, переворачивает столы, бьет кнутом торгующих.

С нашей, современной точки зрения это — деяние вполне подпадающее под статью 213 Уголовного кодекса.

Этот поступок Иисуса — одна из основ христианства. Смысл его — очищение молитвенного дома от торговли — истолковали гораздо позже, но для современников, скорее всего, это было антиобщественным деянием и посягательством на святость храма.

Историю эту мы знаем из Евангелия.

У иудеев версия вообще другая. Храм жил своей жизнью, установленной законами Торы и освященной тысячелетней традицией. Эти законы тщательно соблюдались. Многочисленные паломники, заполнявшие Храм с утра и до позднего вечера, направлялись бдительной храмовой стражей по установленному пути.

Стража встречала каждого у ворот и давала точные указания, куда и как ему пройти, чтобы не нарушить святость места: с жертвой из животных — по одному пути, к жертвеннику, с денежным приношением — к сокровищнице. Запрещалось входить на территорию Храма с кошельком и с обычными “повседневными” деньгами.

На территорию Храма приносили только пожертвования и приводили животных, предназначенных для жертвоприношения. Вся предварительная деятельность была вынесена за пределы Храма. Жертвенных животных продавали и покупали на Овечьем рынке, около Овечьих ворот, на северо-запад от башни Антония.

В Храме царила торжественная тишина, нарушаемая только ритуальными возгласами священников и молитвами паломников. Любой нарушитель был бы тотчас же схвачен храмовой стражей и примерно наказан. Немыслимо, чтобы кто-то мог бичом наводить на территории Храма свои порядки и выгонять кого бы то ни было. (Конец цитаты)

Даже не понятно — по какой традиции у нас-то все устроено.

По какой церковной традиции мы живём?

Мы стремимся за рубеж всеми силами, забывая о том, что наша страна полна интересных мест, тайн и загадок. Сегодня обратимся к символу Петербурга — Исаакиевскому собору и его секретам.

1. Почему собор называется Исаакиевским?

Известно, что современный Исаакиевский собор далеко не первый в истории Санкт-Петербурга. До него были, по меньшей мере, три Исаакиевские церкви. Первая церковь была построена ещё при Петре I в 1707 году. Император решил ее назвать в честь своего небесного покровителя - Исаакия Далматского: день памяти Исаакия совпадает с днем рождения Петра (30 мая).


2. Кто был архитектором современного Собора?

Неудачный проект Третьего Исаакиевского Собора закончился тем, что император Александр I стал искать другого архитектора для возведения нового храма, но при условии, что три освященных алтаря останутся нетронутыми. Только что прибывший из Франции Огюст Монферран, тут же был назначен на эту должность. И в 1818 году по его проекту начинается строительство Исаакиевского Собора, которое закончится лишь через 40 лет в 1858 году при Александре II.

3. Самое необычное в Исаакиевском Соборе…

Пожалуй, самым странным кажется наличие витража в восточной части Храма. Идея поместить витраж, изображающий Воскресшего Христа, принадлежала немецкому архитектору Лео фон Кленце. Создавался витраж в Мюнхене по эскизу немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. В 1843 году был установлен в Исаакиевском Соборе. Дело в том, что витражное искусство было свойственно католической церкви и готическому стилю, но никак не православным храмам. Считается, что такое необычное сочетание западного и восточного мира, то есть католичества и православия, следовало ожидать именно в эпоху расцвета романтизма в России.

4. Что изображено на потолке Собора?

Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую - Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись К.Брюллов выполнял 4 года.

5. Что увидел Иезекииль?

На западном своде центрального нефа изображена роспись Ф. Бруни — «Видение пророка Иезекииля». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы — это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.

6. Что написано на фасаде Собора?

На северном фасаде изображен барельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь» .

На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части барельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу барельефа находится фигура, держащая в руках модель собора - это архитектор О. Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царствующих »

Южный фасад украшен барельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение.
Под барельефом надпись «Храм мой храм молитвы наречется».

На восточном фасаде находится барельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под барельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»

7. Собор в цифрах

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства — 100 килограмм
Вес верхней колоннады - 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.