Дмитриевская родительская неделя. Димитриевская (дмитриевская) родительская суббота. Какого числа Дмитриевская родительская суббота
![Дмитриевская родительская неделя. Димитриевская (дмитриевская) родительская суббота. Какого числа Дмитриевская родительская суббота](/uploads/8d5f4d5a23cd3e3e0e4272720dd00cbd.jpg)
Читайте также
Что такое Дмитриевская Родительская Суббота
Родительская суббота — это день поминовения усопших. Подобных дней в году несколько, их устанавливает православная церковь. Некоторые из них имеют фиксированные даты, а некоторые отсчитываются в связи с переходящими православными праздниками. Чтобы не запутаться в датах на следующий год и не пропустить родительские субботы, следите за всеми постами и важными христианскими датами по православному календарю на 2017 год . Дмитриевская суббота особенна тем, что она фактически является последним днем поминовения усопших в году. Как и всегда, в 2016 году он будет 5 ноября. При этом само название и дата выбраны не случайно.
Почему родительская суббота называется Дмитриевской
Правильнее ее называть Дмитровской, и связана она с событиями далекого XIV века. Это были времена правления Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Возвращаясь после битвы и победы, князь посетил Троице-Сергиеву лавру, в которой по погибшим воинам отслужили заупокойную службу и почтили их память всеобщей трапезой. Именно эти события и стали началом поминовения усопших 8 ноября или в ближайшую к этому дню субботу. Однако, Дмитриевской субботой этот день назван по почитании памяти святого Дмитрия Солунского, а не в честь великого русского князя.
Святой Дмитрий Солунский
В православной церкви 5 ноября почитают память святого великомученика Дмитрия Солоунского, который, как и многие другие святые, принял смерть за веру христову. Он был сыном богатого и знатного человека, который тайно исповедовал христианство и крестил сына. Приняв после смерти своего отца значительный пост в государстве, он стал открыто проповедовать христианство и обратил к вере многих горожан. В этот день очень важно молиться о спасении своей души. Например, сильное действие окажет молитва «Верую» , которую можно читать наравне с другими.
Императору об этом доложили и он заключил Дмитрия Солунского под стражу. Христиане были также арестованы и вынуждены сражаться на арене с гладиатором-любимцем императора. Святой Дмитрий укрепил дух одного из христиан и тот смог победить сильного бойца, что очень разгневало императора. Он казнил христианина в тот же день, а на следующий отправил своих воинов в темницу к святому Дмитрию. Они застали его в молитве и тут же пронзили его копьями.
Традиции Дмитровской родительской субботы
Верующие люди в этот день посещают кладбища и заказывают молебны по усопшим родственникам. Церковь почитает в этот день воинов, павших на войне за Отечество. Но поминать можно и нужно в этот день всех усопших близких. Ведь Дмитровская суббота — последний поминальный день в году, в противоположность весенним родительским субботам.
Дмитрию Солунскому молятся о помощи во многих недугах и болезнях. Как считается, этот святой возвращает зрение. Он прибавляет мужества и терпения, которые просто необходимы для многих дел в жизни. Также к Дмитрию Солунскому обращались воины перед битвой, прося о победе.
В народе прекращался осенний брачный сезон и люди начинали готовиться к рождественскому посту. Традиция поминать усопших в начале ноября свойственна не только восточным славянам, но и многим другим народам. В католической церкви за несколько дней до этого также проходит родительская суббота. Македонцы и сербы оставляли в этот период для умерших хлеб и воду, а у хорватов в начале ноября отмечался «День Душ».
Помимо молитв и посещения церкви всегда есть много других очень важных дел. Как их правильно распределить и привлечь удачу вы всегда узнаете в . Желаем вам всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти (26 октября / 8 ноября). Установлена после . Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим князем . Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. , игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – . Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на и субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником (4 ноября). Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.
История праздника
фото obozrevatel.com
Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
Фото obozrevatel.com
Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».
Традиции, или что надо сделать в этот день
С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами.
В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.
В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.
Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.
Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Дмитровская родительская суббота или осеннее поминовение усопших в РПЦ приходится в 2014 году на 1 ноября. В прошлом году этот день праздновался 2 ноября и совпадал с католическим поминовением.
День осеннего поминовения усопших существует у всех народов, только он по-разному называется и приходится на разные даты. В католичестве поминовение происходит только раз в году, но всегда второго ноября, на другой день после .
В России существует несколько дней поминовения: весенние (три родительских дня в начале , Троицкая родительская суббота) и осеннее - Дмитровская родительская суббота. Последняя была установлена не так давно: в постоянную богослужебную практику она вошла только в конце XIX века, а окончательно установлена указом Государь Императора в 1903 году.
История рассказывает, что Дмитрий Донской после кровопролитной Куликовской битвы пришел к Сергию Радонежскому, благословившему его на этот бой, и заказал панихиду по всем погибшим в битве воинам. И повелел также ежегодно служить панихиду по убиенным в субботу, которая предшествует дню его ангела-хранителя - воина Дмитрия Солунского. Потом этот день стал праздником поминовения не только воинов, но и всех верных.
Павел Рыженко. Поле Куликово
В Белоруссии, на Украине и в районах, которые к ним прилегают, день поминания усопших называется Дедами (Дзядами или Днями предков). Осенние Деды, в отличие от весенних, празднуются не на кладбище, а в доме, и не один день, а два: в пятницу и субботу.
Первый день – постный и собственно называется Дедами, поскольку в этот день ждали прихода мужских душ, второй - суббота – скоромный, и называется Бабами, в который приходят женские души. Осенний праздник Дедов по государственному календарю Белоруссии отмечается 2 ноября.
По церковному календарю может отмечаться в разных местах и в Дмитровскую родительскую субботу, в субботу перед днем Космы и Дамиана (четырнадцатого ноября) или в субботу перед днем архангела Михаила (двадцать первого ноября). В разных местах - по-разному, но чаще всего Деды празднуются все-таки в Дмитровскую субботу.
С этим днем в Белоруссии связаны особые обычаи и ритуалы, в отличие, например, от России, где больше почитается поминовение в Радуницу и Троицу. Праздник считается семейным, как Новый год. На него стараются приехать все родственники.
Поминовение усопших. Деды
В этот день запрещалось что-либо делать, кроме приготовления еды, запрещалось также исполнение супружеских обязанностей во избежание зачатия (ребенок мог, по поверьям, родиться убогим). Словом, существовали такие же запреты, как и на Великого поста.
Существует обычай на Дедов чисто убираться в доме, стол застилать новой скатертью и топить баню, а в конце помывки оставлять воду, новый веник и чистое полотенце для душ, которые тоже захотят помыться. Праздновать начинали в пятницу вечером: тогда зажигался огонь в печи, а глава семьи затеплял застольную свечу и читал молитву.
Наступало время угощения предков. На стол клали больше ложек, чем было в доме живых, в расчете на души усопших предков. Количество блюд, которые подаются в эти дни на стол, должно быть строго нечетным или строго четным – в разных местах по-разному, но обязательно в их число должны входить поминальная кутья и блины.
После молитвы еще некоторое время все стоят, ожидая, когда насытятся пришедшие души. Только потом рассаживались за стол и живые. Трапеза проходила в тишине, как поминки. Существовал запрет есть вилками и ножами (только ложками) и резать хлеб (только ломать).
На стол ставились специальная чарка и блюдо - для вина и еды усопших: дедовская миска и дедовская чарка. В них каждый отливал часть своего вина и клал часть своей еды. Дверь оставляли открытой на случай прихода новых душ.
За трапезой говорили только о предках, вспоминали их дела и случаи из жизни, которыми гордились наследники рода. Потом наступало время гаданий и веселья, которое показывало предкам, что род живет и процветает, все идет по-прежнему и жизнь продолжается.
Стол часто оставляли на ночь не убранным, чтобы запоздавшие души могли угоститься. После застолья хозяин провожал души усопших, окропляя святой водой вокруг стола и пол до самой двери.
Существовали поверья и предсказания погоды на Пасху: если на Димитрия снега нет, значит и Пасха будет теплая и бесснежная, если Димитрий со снегом, то и Пасха будет холодная. У нас снега нет, а Пасха в следующем году будет двенадцатого апреля и все может быть: и снег, и тепло. Будем ждать – по приметам – тепло.
Римская церковь отмечает осенний день памяти усопших в основном походом на кладбище, как происходит в православии в Радуницу, с теми же обычаями: свечи, цветы, яства...
И совсем по-иному проходит День памяти Мертвых в Мексике и других странах Северной Америки. Празднуют его тоже два дня - 1 и 2 ноября, но празднуют очень весело, по-карнавальному. Гуляния начинаются уже с вечера 31 октября, а подготовка к ним - и вовсе за три–четыре месяца.
Традиция празднования мексиканского Дня Мертвых интересна тем, что здесь смерть не является символом трагедии и чего-то страшного. Наоборот, смерть – это продолжение жизни. Они с полным правом могут сказать словами Иисуса: «Смерти нет!».
Мексиканский праздник Смерти выливается в городах и селах в карнавальные шествия на кладбищах или площадях. Кладбища в эти дни становятся самыми многолюдными местами: свечи, украшенные могилы, маски, черепа, алтари, музыка, песни, вино, еда, хлеб, специально испеченный к этому дню....
Калавера Катрина
У праздника есть свои символы и обязательные атрибуты. Это калавера (череп), чаще всего сахарная, приготовленная по особому рецепту. Она является украшением символических алтарей, прилавков магазиной, домов и квартир. Калавера такой же традиционный символ праздника поминовения, как тыква - .
Второй обязательный символ - красавица Калавера Катрина. Щеголиха и дама из светского общества с черепом вместо головы. Ее образ впервые появился в 1913 году, созданный мексиканским печатником Хосе Гуадалупе Посада.
День Мертвых в Мексике – это день веселья, радости, воспоминаний и повод напомнить, что смерть – это не конец и нет повода для грусти. День Мертвых - праздник, в котором нет места скорби и печали, есть память о смерти, но она – не враг. В том мире калаки (скелеты) тоже танцуют, радуются, играют и не печалятся о своей смерти.
Смерть – радостное событие, это Пасха, если возвращаться к христианским корням, это центр жизни, момент, когда происходит рождение в жизнь Вечную, и потому ее сопровождают блистающие белые одежды, а не черное траурное облачение.
Помянем в Дмитровскую субботу, кто как сможет, всех наших усопших родных и близких, матерей и отцов, сестер и братьев, знакомых и друзей. Вечная им память…
Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью
Старообрядцы. Русский север. | |
Тип | народно-православный |
иначе | Дмитровская суббота, Осенние Деды, Задушница |
также | Димитриевская родительская суббота (христ.) |
Значение | прощальное поминовение предков |
Установлен | в 1903 г. в память о воинах, погибших в Куликовской битве . Обрядность имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | восточными славянами , в Русской православной церкви |
В 2012 году | 21 октября (3 ноября) |
В 2013 году | 20 октября (2 ноября) |
Традиции | ходят на могилы предков и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям |
Связан с | Дмитриевым днём |
Дми́триевская суббо́та - по народному календарю последняя родительская суббота в году, когда почитают предков. В субботу перед днём св. Димитрия на Руси справляют прощальные (в отличие от весенних) поминки-тризны по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывают постными и называются дедами, а в субботу скоромными и называются бабами. Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец .
Церковные традиции
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим » .
Славянские обряды
Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные - поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, - но бывает (и нередко), что наоборот - начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых».
Поговорки и приметы
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь. Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином. Без пива, да без вина - и не поминки. Человек рождается на смерть, умирает на жизнь. Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает. Добром поминай, зло забывай. Русский человек без родни не живёт. Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое. Дмитриева суббота - кутейникам работа. Пей, не жалей - поминай веселей. С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее. На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда). С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами. На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.
Покровская суббота наголе, и Дмитриева наголе (т.е. без снега, пермск.). Между Покрова и Родительской субботы зима не становится. Дмитриев день поголу (без снега), святая (Пасха) - тёплая. Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу. Пастухи отпаслись, снег выпал.
См. также
- День всех усопших верных - католический аналог
- День Мёртвых - мексиканский аналог
Примечания
Литература
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612.
- Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 719-721.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - М.: Издание книгопродовца М. Березина, 1880. - 607 с.
- Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). - К. , 1869.