Что такое таинство священства, в чем таинственность хиротонии. Рукоположение во диакона. Степени церковной иерархии

Что такое таинство священства, в чем таинственность хиротонии. Рукоположение во диакона. Степени церковной иерархии
Что такое таинство священства, в чем таинственность хиротонии. Рукоположение во диакона. Степени церковной иерархии

Хиротония в Диакона совершается на литургии, в алтаре, с момента возгласа «И да будут милости…» (т. е. после анафоры) и перед ектеньёй «Вся святые помянувши …». Такой момент назначен потому что диаконы призваны лишь служить при совершении таинства евхаристии, но им не дано права совершать его. В виду этого, они и рукополагаются по окончании канона литургии, т.е. после преложения св. даров. На том же основании разрешается рукополагать диаконов на Литургии Преждеосвященных Даров. В этом случае рукоположение совершается после перенесения даров на престол (великого входа) и раньше ектинии: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…».

Хиротония в пресвитера совершается в алтаре во время литургии. Время совершения – момент литургии после великого входа, по окончании Херувимской песни. Рукоположение совершается в это время для того, чтобы новопреставленный мог участвовать в приношении бескровной жертвы.

Церковные правила не определяют время совершения епископской хиротонии, к каким либо определённым дням, но т.к. в апостольских постановлениях даётся указание, чтобы хиротония во еп. Совершалась в «день Господень» т.е. в воскресенье поэтому этот день имеет преимущество перед др. днями для постановления в еп. Но т.к. эти требования не обязательны к исполнению то хиротония в еп. Может совершаться в любой день. Хиротония всегда должна совершаться в храме, в алтаре. Согласно 5 правилу Лаодикийского собора хиротонию совершают только на литургии. Моментом совершения хиротонии является малый вход, по окончании которого, перед чтением апостола совершается хиротония. В это время совершается хиротония потому что епископ может не только освящать дары, но и совершать хиротонию над священниками и диаконами. Согласно 1-му апостольскому правилу хиротонию должен совершать собор еп., состоящий как минимум из 2-х еп. Такой порядок потому что все епископы равны между собой по своим иерархическим полномочиям, а потому ни один еп. сам по себе не имеет права поставлять др. еп. Это право принадлежит только собору их, ибо по слову ап. Павла – «меньший благословляется большим» (Евр.7.7).

Литература: Неселовский А. «Чины хиротесий и хиротоний (опыт историко-догматического исследования) Каменей – Подольск 1906 (стр. 166,167; 212; 375, 375).

2 вариант (чинопоследование).

Диаконская хиротония совершается после освящения даров, после «Отче наш». Поскольку диакон не совершает таинства Евхаристии, а лишь служит при нем. Хиротония над ним бывает после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» (т.е. после анафоры) и перед ектеньёй «Вся святые помянувши …». На Литургии Преждеосвященных Даров Хиротония во диакона совершается после великого входа перед ектеньей: «Исполним молитву нашу Господеви».


Служащий диакон громко возглашает: «Повелите!». Из Царских врат выходят два диакона, берут ставленника под руки, вводят его через Царские врата (он впервые входит через Царские врата) в алтарь, подводят к Престолу и к епископу. Епископ сидит обычно с левого края Престола. Два диакона ведут ставленника вокруг Престола, они трижды обходят Престол, каждый раз ставленник целует Престол у четырех углов и, обойдя Престол, делает поклон епископу. А в это время поются те тропари, которые поются и в Таинстве брака: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», и потом «Исаия, ликуй».

Этот обряд называют часто «венчанием с Престолом». В Русской Церкви принято, что епископ снимает с руки ставленника обручальное кольцо и полагает его на Престол. Больше диакон или священник это кольцо никогда не надевает в знак того, что отныне он уже не принадлежит своей семье полностью, как раньше. Теперь семья его отходит как бы на второй план, а первая его семья – это Церковь, так что он теперь первую очередь обручен с Церковью. Это очень характерный момент. Вы помните, что в посланиях Апостолов Церковь называется Невестой Христовой, а Христос называется Женихом Церкви. И вот, если священник обручается Церкви, это значит, что он принимает образ Жениха Церковного, т.е. образ Христа.

После того, как он троекратно обведен вокруг Престола, он становится у правого угла Престола на колени, а епископ возлагает на него руки и читает молитву хиротонии. В этой молитве есть очень замечательные, знаменательные слова: «Божественная Благодать, всегда немощствующих врачу­ющая и оскудевающих восполняющая, проручествует (т.е. хиротонисует, рукополагает) благоговейнейшаго иподиакона (имя рек) в диакона. Помолимся убо о нем, да приидет на него Благодать Святаго Духа».

И после этого рукоположения читается еще молитва, громко, вслух. Затем народ, а теперь это обычно клирос и духовенство, поют «Аксиос», это очень торжественный последний момент Таинства. Епископ выводит на амвон новопоставленного диакона (или священника), надевает на него отдельные части соответствующего облачения, каждый раз показывая их народу, и восклицает:

«Аксиос» («достоин» – греч.), и весь народ поет: «Аксиос, аксиос, аксиос». Это и есть знак того участия народа в рукоположении, значит, что народ его принимает. Народ должен обязательно совершить то, что называется рецепцией, т.е. принятием этого Таинства, он как бы удостоверяет это Таинство.

И так же совершается рукоположение священника, только раньше – в начале литургии верных после Великого входа. Рукоположенный тут же участвует в литургии. Хиротония во священника совершается только на литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, но не бывает на литургии Преждеосвященных Даров.

Чинопоследование начинается после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол по окончании Херувимской песни с тем, чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров.

Хиротония епископа совершается в праздничный день при большом собрании верующего народа. Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать Хиротонию во диакона и священника, то Рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапезу». Здесь сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапезы, а главу – между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его возлагается раскрытое Евангелие письменами вниз, как образ руки Господа, зовущего на проповедь слова Божия, возвышающего и подчиняющего его евангельскому закону. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву: «…избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго Собора, Божественная благодать…» и прочее, как при хиротонии во пресвитера и диакона.

72. Объясните буквальный смысл греческого слова «хиротония». Что означает возглас при начале хиротонии «Повели…, повелите…, повели, Преосвященнейший Владыко»?

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч. ceir – рука, tonew – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира. (Совершается в алтаре).

Посвящение в степени церковнослужителя (чтеца, певца, иподиакона, а также возведение в священные чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч. ceir – рука и titemi – класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям. Основными литургическими элементами которого являются – благословение, руковозложение, молитва и наречение. В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей – хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносится таинственные слова призывания благодати. (Совершается вне алтаря).

Рукополагаемого ведут из середины церкви два иподиакона (при посвящении в диакона) или протодиакон и диакон (при посвящении в пресвитера). Они ведут его между собой, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его. В это время диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает:«Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя. Новопоставляемого подводит к царским вратам и преклоняют его перед архиереем, протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласие архиерея на рукоположение.

Литература: Прот. Геннадий Нефёдов «Таинства и обряды Православной Церкви», Москва 1999г. (стр. 200, 204); Настольная книга священнослужителя т.4. РПЦ издательство Московской Патриархии 2001 (стр. 348, 350).

О таинствах. Таинство Священства

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Таинство Священства, как и другие таинства, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешнюю сторону таинства составляет святительское рукоположение с молитвой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9). В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является как необходимая принадлежность таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, не иначе передавали ее своим преемникам, как через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и заповедали им поступать в свою очередь так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6). Православная Церковь всегда следовала этой заповеди со всей строгостью.

Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая лицам, рукополагаемым во диакона, священника и епископа. Уже в Священном Писании говорится об избрании на эти служения определенных лиц и преподании им Святого Духа чрез рукоположение (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.). И Церковь всегда исповедовала, что в таинстве Священства рукополагаемому преподается особая благодать Святого Духа для прохождения служения Церкви, и свою веру выражает в молитвах, употребляемых при посвящении на разные степени священства.

УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА

Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих слушателей и учеников и дал им власть учить и совершать таинства, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1, 8; 2, 4). С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа.

ПОНЯТИЕ О ЛИЦАХ ЦЕРКОВНОГО КЛИРА:

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯХ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯХ

Лица, над которыми совершается таинство Священства, - священнослужители, - бывают в Церкви трех степеней: епископ, священник и диакон.

Посвящение в эти степени церковной иерархии совершается после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. К лицам низших степеней клира, или так наз. церковнослужителям, принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.

ПОНЯТИЕ О ХИРОТОНИИ И ХИРОТЕСИИ

Таинство Священства, совершаемое через рукоположение, еще называется хиротонией (слово это происходит от греческого heir - рука и teino - распростираю). Хиротония всегда совершается епископом во время литургии, и притом в алтаре.

Посвящение в низшие степени клира: чтеца, певца (свещеносца) и иподиакона совершается чрез благословение епископа - чрез обряд руковозложения, называемый хиротесией (от греческого heir - рука и tifimi - возлагаю, назначаю). Хиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и не на литургии (обычно пред литургией).

ПОСВЯЩЕНИЕ В ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬСКИЕ ДОЛЖНОСТИ

Посвящение (хиротесия) в чтеца и певца. Должность чтеца или певца состоит в том, чтобы читать, петь и канонаршить в церкви, а также носить свечу пред Евангелием, на великом входе пред Святыми Дарами, прислуживать в алтаре (обязанности пономаря) и проч. Поэтому в чине на посвящение в чтеца и певца посвящаемый называется одним именем «свещеносца».

Посвящение в чтеца и певца совершается среди церкви пред началом литургии, сразу по облачении архиерея (перед чтением часов или во время их чтения). Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. Иподиаконы приводят избранного (или избранных) в должность чтеца или певца на середину храма, вместе творят три поклона к алтарю и затем архиерею. Подойдя к архиерею, посвящаемый преклоняет главу, а архиерей, осенив его крестным знамением, возлагает на него руки и читает первую молитву. В ней он испрашивает благословение Божие на служение посвящаемого как свещеносца, просит Бога:

«Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами: да просвещен, и в будущем сретив веце, приимет жизни нетленный венец, со избранными Твоими веселяся во присносущем блаженстве».

После этого поются тропари: апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову. (По Уставу пред тропарями положено «Благословен Бог наш» и обычное начало, если посвящение совершается не во время чтения часов.)

В это время архиерей посвящает чтеца и певца чрез крестообразное пострижение, произнося слова: «Во имя Отца (протодиакон и посвящаемый говорят: «Аминь») и Сына (те же: «Аминь») и Святаго Духа (те же: «Аминь»).

Само пострижение посвящаемого, по изъяснению блаженного Симеона Солунского, означает посвящение его и всецелое пожертвование на служение Богу. Пострижение крестообразное, с произнесением имени Пресвятой Троицы, служит напоминанием о том, что Господь Иисус Христос воплощением и Крестом Своим освятил всю вселенную, а Триединый Бог есть Творец и Совершитель всего.

После этого пострижение уже не повторяется, хотя и возводится после того чтец или певец на высшие степени священства.

В знак посвящения Богу и отделения от общества простых верующих, после пострижения чтец и певец облачается в короткую фелонь, которая есть «начаток священных одежд» и «начало священства». Она одевается на «выю», в знамение того, что «он приходит под ярем священства и, посвященный на служение Богу, вступает под покров Самого Бога» (архиепископ Вениамин. Новая скрижаль).

После этого архиерей, благословив главу посвящаемого трижды и возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как о чтеце и певце.

Архиерей молится: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего, и освяти его; и даждь ему со всякою мудростию и разумом, Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его во непорочном жительстве».

По окончании этой молитвы посвящаемый (сделав поклон архиерею и повернувшись лицом к востоку) прочитывает часть из Апостола в знак того, что его первая обязанность состоит в чтении Священного Писания.

После этого с него снимается фелонь и, по троекратном благословении рукой архиерея, надевается стихарь. Перед облачением в стихарь архиерей благословляет стихарь (над крестом) и посвящаемого, который целует крест на стихаре и руку архиерея.

По облачении архиерей говорит новопосвященному поучение об обязанности чтеца - первой, низшей, степени священства.

После поучения архиерей говорит:

«Благословен Господь! Се бысть раб Божий (имя) чтец святейшия церкве (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

И дают ему подсвечник со свечой, которую он носит пред архиереем и с которой стоит на определенном месте (у иконостаса) пред архиереем.

Посвящение (хиротесия) в иподиакона . Посвящение в иподиакона также совершается среди церкви, пред литургией, сразу же после облачения архиерея. Иногда это посвящение бывает в один и тот же день с посвящением в чтеца и певца. Иногда же, если последнее было уже совершено в другой день, посвящение в иподиакона бывает пред посвящением этого лица в тот же день на литургии во диакона.

Если посвящение в иподиакона следует за посвящением в чтеца, то сразу же по облачении певца в стихарь иподиаконы подносят архиерею орарь («стихарный пояс»). Архиерей благословляет орарь, и посвящаемый, беря его, целует орарь и руку архиерея. Иподиаконы опоясуют посвящаемого крестообразно.

Иподиакон изображает служение Ангелов; поэтому ему при посвящении дается орарь, которым он опоясуется крестообразно, для изображения крыльев, которыми закрываются Херувимы, предстоя Престолу Божию. Опоясуется иподиакон орарем (по Симеону Солунскому) и в знак того, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но он может пребывать в супружестве, если прежде посвящения вступил в брак - законным образом.

После опоясания орарем архиерей трижды благословляет рукой на главе посвящаемого и, возложив на голову руку, читает молитву, в которой испрашивает благословение Божие на предстоящее ему служение - «к послужению Святых и Нескверных Таин».

Архиерей молится: «Сего раба Твоего достойна быти, еже служити Святей Твоей Церкви, Сам Владыко безпорочна его во всех сохрани. И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея. И насади его во Святей Твоей Церкви, яко маслину плодовиту, плодоносяща плод правды, и совершена покажи раба Твоего во время пришествия Твоего, благоугодивших Тебе восприяти воздаяние».

По окончании молитвы протодиакон возглашает «Господу помолимся», и совершается положенное после облачения умовение рук архиерея. Для этого новопосвященному иподиаконы дают лохань и возлагают на него полотенце. Новопосвященный иподиакон возливает воду на руки и затем, как и другие иподиаконы, целует руку архиерея и отходит в алтарь. (Здесь он, по Уставу, читая в себе какие знает молитвы, держит «лохань и рукомывало с убрусом» до Херувимской).

При пении Херувимской песни посвященный приводится к царским вратам и снова служит при умывании рук архиерея. (По Уставу, на великом входе он идет позади всех с лоханью и «рукомывалом»). После великого входа иподиакон стоит у царских врат «на уреченном месте по чину», а по возгласе архиерея: «И да будут милости», отводится иподиаконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, становится с иподиаконами.

В обязанность иподиакона, по толкованию Симеона Солунского, Властаря и др., входит: облачать архиерея, прислуживать ему во время богослужения, приготовлять облачение и священные сосуды к священнодействию (иподиакон может касаться только порожних священных сосудов, когда в них не содержатся Святые Тайны), хранить священные сосуды, содержать в чистоте покровы и светильники на престоле и жертвеннике, зажигать светильники на престоле и др.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО ДИАКОНА

Пред рукоположением во диакона как первой степенью священства ставленник постится и проходит так называемую ставленническую исповедь у назначенного архиереем духовника. Здесь он исповедуется за всю свою жизнь.

В диаконы производят только из иподиаконов. Поэтому, по существующей практике, в большинстве случаев рукополагаемый диакон в тот же день сперва посвящается в иподиакона (если не был посвящен ранее).

В соответствии с первоначальным установлением и предназначением диаконского достоинства еще в апостольское время (Деян. 6, 1-6) и во все последующие времена, Церковь всегда усвояла диаконам только обязанности служения при совершении священнодействий, но не само совершение их. На таком понимании диаконского служения основывается и сам чин рукоположения во диакона. Так как диакон не совершает Евхаристии, то рукоположение во диакона бывает на литургии после освящения Даров, а именно после возгласа архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» (пред ектенией: «Вся святыя помянувше...»).

Посвящение во диакона может быть на литургиях св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, а также на литургии Преждеосвященных Даров. Рукоположение же во священника может быть только на первых двух и не бывает на литургии Преждеосвященных Даров.

После указанного возгласа два иподиакона ведут рукополагаемого (находящегося в том же чине) из середины церкви к царским вратам с возглашением:

«Повели» (обращено к народу, у которого испрашивается согласие на предстоящее посвящение).

«Повелите» (к церковному клиру).

При входе посвящаемого чрез царские врата в алтарь протодиакон произносит:

«Повели, преосвященнейший владыко».

В царских вратах посвящаемого принимают протодиакон и диакон, в чин которых он вступает, берут входящего за руки и вводят пред престол.

Архиерей, сидя на поставленной у левой (северной) стороны, впереди престола, кафедре, благословляет кланяющегося ему в землю ставленника.

Затем протодиакон обводит рукополагаемого вокруг престола трижды. Рукополагаемый, обходя престол, целует все четыре угла престола, а также, после каждого обхождения, кланяется в землю архиерею, целует конец омофора (после первого обхождения), палицу (после второго обхождения) и руку архиерея, и затем снова кланяется архиерею в землю.

Троекратным обхождением вокруг престола рукополагаемый выражает обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия, пребывая в непрерывном союзе с Церковью; целованием углов престола рукополагаемый выражает свое благоговение к святости престола и свою горячую любовь к Богу. Целованием же омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, чрез которого низводится на него Божия благодать.

Во время троекратного обхождения вокруг престола поются тропари брака, сперва в алтаре, потом хором.

В первом тропаре: «Святии мученицы, иже добре страдальчествовавшии и венчавшиися...» - призываются страстотерпцы, как молитвенники наши пред Богом и вместе высокие учителя сохранения веры и чистоты, и образцы самоотверженного прохождения своего служения.

Во втором тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие» - возвещается рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью рукополагаемого должна быть Троица Единосущная, и чтобы он служил Христу Богу словом и делом, с готовностью, по примеру их, положить за истину душу свою.

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» указывается, что основанием священства в Церкви послужило воплощение Сына Божия, Которого и должно величать, ублажая Святую Деву. Эти песнопения поются в другом порядке, чем при браке, потому что союз Христа с Церковью здесь прославляется высшим образом.

После троекратного обхождения архиерей встает с кафедры (которую убирают) и становится спереди престола к правой его стороне. Рукополагаемый после третьего обхождения трижды поклоняется престолу, произнося:

«Боже, умилостивися мне, грешному» (при этом в третий раз омофор и палицу архиерея не целует), затем, став справа престола у переднего угла, преклоняет одно правое колено, на руки же (положив их ладонями вниз крестовидно на престоле) преклоняет главу.

Посвящаемый становится на одно колено в знак того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Преклонение же главы на руки означает, что он посвящает все свои силы души и тела служению у престола Божия.

В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что и посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, после возглашения протодиакона: «Вонмем», - в слух всей церкви (возбуждая всех к молитве) произносит молитву посвящения.

«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ (слабая) ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ (недостающее) ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ИПОДИАКОНА ВО ДИАКОНА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».

В алтаре поют: «Господи, помилуй» трижды, а хор трижды «kirie eleison». Хор поет медленно, пока архиерей прочтет молитвы.

Архиерей, благословив трижды посвящаемого и возложив на главу его руку, читает тайно остальные две молитвы: «Господи Боже наш» и «Боже, Спасе наш», в которых молит Господа нашего Иисуса Христа сохранить рукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь, благодатные силы и святость к достойному прохождению этого служения.

Во время чтения архиереем этих молитв протодиакон произносит вполголоса мирную ектению об архиерее и деле рук его и о «ныне проручествуемом диаконе». (Ектения напечатана в архиерейском Чиновнике буквами, обратно расположенными к буквам молитв, и ее читает протодиакон из Чиновника, одновременно с чтением архиереем тайных молитв, сам стоя впереди архиерея за иподиаконом, держащим Чиновник.)

После окончания молитв рукополагаемый встает, и архиерей «разрешает» орарь, опоясанный через оба плеча, возлагает его на левое плечо, а также дает рукоположенному поручи и рипиду, которые рукополагаемый целует. При возложении этих одежд и вручении рипиды сперва архиереем, а потом на клиросах произносится: «Аксиос» (axios - достоин).

Это возглашение есть объявление того, что рукополагаемый достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи и рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать порученное ему священнослужение.

Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея, становится на левую сторону престола и держит рипиду над дискосом до возгласа: «Святая святым», т. е. до времени причащения. (Обыкновенно рукоположенный отлагает рипиду на ектении пред «Отче наш».)

Новопоставленный диакон первым из диаконов (вслед за протодиаконом) удостаивается святого причастия, получая это предпочтение ради обновления в этот день на нем Божественной благодати (священства).

После перенесения Святых Даров на жертвенник новопоставленный диакон является на амвон народу и произносит ектению «Прости приимше».

Этим он показывает свое новое служение - творить прошения, призывать народ к молитвам и возносить их к Богу.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО СВЯЩЕННИКА

Поставление священников, как и диаконов, рассматривалось всегда Церковью как собственное право епископов. Это право сообщено епископам самими апостолами, как это ясно видно из слов ап. Павла к епископам: Титу (1, 5) и Тимофею (1 Тим. 5, 22). Необходимой принадлежностью пресвитерского поставления всегда было возложение руки епископской и молитва епископа.

В настоящее время рукоположение во священника (пресвитера) совершается после Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, т. е. еще до освящения Святых Даров, чтобы рукоположенный священник мог участвовать в освящении Даров.

Во время великого входа диакон, рукополагаемый во священника, исполняет диаконское служение, неся на главе вместо дискоса воздух. Он идет в великом входе впереди всех (вслед за свещеносцами), придерживая воздух на голове за передние концы двумя руками, сходит с солеи и становится позади священников.

После великого входа (когда все священники войдут в алтарь) рукополагаемый отдает диакону воздух, отлагая тем диаконское служение, и стоит среди храма.

После окончания Херувимской песни, - перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла», - рукополагаемый творит три поклона, и его из середины церкви ведут протодиакон и диакон, а не иподиаконы, и дальше хиротония совершается таким же образом, как и хиротония во диакона, с тем различием, что: 1) в алтаре принимают посвящаемого священники, в лик которых он вступает; 2) вокруг престола его обводит не протодиакон, а старший из священников (протоиерей или архимандрит). 3) Рукополагаемый во священника преклоняет пред престолом не одно, а оба колена, в знак того, что он принимает и служение большее, и дар высший, чем диакон. При этом возглас «вонмем» произносит входящий священник (а не протодиакон). После «вонмем» архиерей читает совершительную молитву.

«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ДИАКОНА ВО ПРЕСВИТЕРА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».

«Господи, помилуй», - трижды возглашает вся церковь. Протодиакон: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого на главе, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы, а старший священник (а не протодиакон) читает вполголоса мирную ектению.

В первой тайной молитве: «Боже безначальный и безконечный» архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».

Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы. Держа еще омофор и руки на голове посвящаемого, архиерей молится:

«Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения.

Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея». - И славословие.

В этой молитве начертывается образ пастырского делания: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой чрез пастыря.

Пять сил, пять действований здесь указывается и разумеется в священстве:

предстоять жертвеннику Искупления, имея жизнь свою, как жертву;

проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждать веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;

благовествовать Божественную истину и правду Христову, являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни;

приносить дары и жертвы духовные: совершать литургию; приносить бескровную жертву славословия и благодарения за все;

являть миру Божие отцовство (символом этого делания священник носит имя «отца духовного»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному возрождению.

После прочтения молитв архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Принимая подаваемое, рукополагаемый целует то, что получает, а затем и руку архиерея.

При подавании священнических одежд и Служебника архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор трижды поют «аксиос». Новорукоположенный после всего целует омофор и руку архиерея, отходит и целует сослужителей в рамена, выражая тем общение и любовь, которая должна соединять их всех, после чего становится в ряду священников.

После освящения Святых Даров архиерей дает новопосвященному на другом дискосе горнюю часть Святого Хлеба («ХС»), говоря:

«Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит сзади престола, оставаясь наклоненным над Пречистым Телом Христовым, лежащим на его руке, читает 50-й псалом и молится Господу сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возгласом «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею.

Рукоположенный во священника приступает к приобщению первым из священников (по обычной практике - после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

Перед отпустом он же читает заамвонную молитву, этим являя народу свое вступление на степень священства. Новопосвященный после рукоположения семь дней подряд совершает литургии, в соответствие семи дарам Святого Духа, от Которого он принял благодать священства.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ (ХИРОТОНИЯ) ВО ЕПИСКОПА

Церковь в самой глубокой древности поставляла во епископов только лиц пресвитерского достоинства. Для самого поставления во епископа требовалось правильное избрание и законное рукоположение. В древности избрание считалось правильным, когда в нем участвовали, по возможности, все епископы области, а также и народ, который, со своей стороны, свидетельствовал о достоинстве избранного. За избранием следовало само посвящение, которое совершалось исключительно собором епископов чрез возложение рук и Евангелия на главу поставляемого, с произнесением молитв.

Поставление епископа в настоящее время. После избрания кандидата во епископа и утверждения его патриархом и Священным Синодом, происходит в здании патриархии (или экзархии) наречение его во епископа.

Наречение во епископа состоит в том, что за один или несколько дней до самого рукоположения, в присутствии патриарха и членов Синода (или в присутствии экзарха области и епископов), после обычного начала, пения тропаря и кондака в честь Святого Духа, краткой ектении и отпуста дня Пятидесятницы (обычное начало, ектению и отпуст произносит, возложив на себя епитрахиль, патриарх или первенствующий архиерей), Управляющий делами Московской Патриархии (или экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».

И сказав затем речь, он берет от патриарха и от остальных епископов благословение. Обряд наречения заканчивается многолетствованием.

Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е).

Испытание новоизбранного епископа бывает в самый день посвящения пред литургией. Пред окончанием часов епископы, которые должны посвящать нареченного, в сопровождении духовенства, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалищах на кафедре посреди храма.

Протопресвитер и протодиакон, взяв благословение у патриарха, идут в алтарь, берут поставляемого, одетого во все священнические одежды и, совершив (трижды) поклонение перед престолом (два поясных и одно до земли), приводят его пред кафедру на середину храма, поставляя на край большого орлеца. Протодиакон возглашает:

«Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (название)».

Патриарх после этого спрашивает:

«Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши? И како веруеши?»

Посвящаемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати...», и потом исповедует Символ православной веры.

После второго и третьего вопроса: «како исповедуеши о свойствах трех ипостасей непостижимаго Божества» и «яже о вочеловечении ипостаснаго Сына и Слова Божия?» - посвящаемый подробно излагает исповедание веры о трех ипостасях Триединого Бога и особо излагает учение о воплощении Бога Слова. После каждого ответа посвящаемый получает благословение от патриарха. Затем дает обещание соблюдать законы святых апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти поместных и прочие каноны, повиноваться патриарху и Синоду.

По принятии этого обещания, подписанного рукою самого новопосвященного архиерея, патриарх благословляет его, говоря:

«Благодать Святаго Духа, чрез мою мерность, производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита и иеромонаха (имя) избраннаго епископа богоспасаемых градов (название)».

После этого, получив благословение патриарха, рукополагаемый трижды поклоняется архиереям и целует у каждого руку.

Затем бывает многолетствование, которое рукополагаемый выслушивает лицом к востоку, стоя между протопресвитером и протодиаконом. После этого испытания он

отводится в алтарь, и начинается литургия обычным порядком.

Само рукоположение во епископа бывает после малого входа, пред чтением Апостола, т. к. епископ может не только учить людей и освящать Дары, но и рукополагать во священника и диакона.

После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.

Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, - это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия.

Патриарх (или первенствующий архиерей) вслух всем возглашает совершительную молитву таинства:

«Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имя), благоговейнейшаго архимандрита во епископа: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

В алтаре священнослужители поют «Господи, помилуй» (трижды), а хор поет «Кирие, элейсон».

После этого первенствующий архиерей трижды благословляет хиротонисуемого на главе, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Архиереи полагают правые руки на главу рукополагаемого. Тогда читаются первенствующим две тайные молитвы, а один из архиереев произносит тихо мирную ектению.

В читаемых тайных молитвах («Владыко Господи Боже наш» и «Господи Боже наш») содержится прошение ко Владыке Господу «укрепить рукоположеннаго силою Святаго Духа, показать архиерейство его непорочным и святым, сотворить его подражателем истиннаго Пастыря, душу Свою положившаго за овцы», «да совершив души, вверенные ему в настоящей жизни, предстанет Престолу Божию непостыдно».

После молитв, когда с главы хиротонисуемого снимут Евангелие, снимают с него крест и фелонь, и подносит иподиакон ему саккос, омофор, крест, панагию и митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует его, подносит к каждому архиерею, получает благословение, целует у каждого руку и облачается. При возложении омофора как отличительной одежды архиерея, возглашается: «аксиос», но в саккос, как заменяющий фелонь священника, он облачается без возглашения «аксиос». После облачения архиереи целуют рукоположенного, и он идет со всеми архиереями на горнее место (во время заключительного пения Трисвятого).

Во время чтения Апостола новорукоположенный архиерей «восседает на престоле» (на седалище на горнем месте) среди архиереев и «мирствует Апостолу» в начале и конце чтения.

На великом входе он принимает от протопресвитера потир, и во время приобщения преподает пресвитерам святую чашу.

После окончания литургии, когда все архиереи разоблачатся в алтаре, первенствующий архиерей возлагает на новопоставленного, с осенением руки, архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), клобук, и вручает ему четки («вервицу»). Наконец, все архиереи и новопосвященный выходят на середину храма и здесь, среди народа, новопосвященный вводится в служение архипастыря чрез вручение ему пастырского жезла как символа пастырской власти. При вручении жезла говорится новопоставленному архиерею приличное тому поучение.

После этого новопосвященный благословляет народ.

ВОЗВЕДЕНИЕ (ХИРОТЕСИЯ) В ЧИН ПРОТОДИАКОНА, ПРОТОИЕРЕЯ, ИГУМЕНА И АРХИМАНДРИТА

Возведение во все эти церковные чины бывает на литургии во время малого входа с Евангелием и совершается вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглашение: «аксиос».

Производимый в один из указанных чинов приводится протодиаконом обыкновенно из середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею на середину храма, трижды кланяясь ему. Архиерей сидя трижды благословляет на главе его и, встав, полагает руку на главу его. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся», и архиерей возносит молитву о посвящаемом, соответственную с чином, в который он посвящается.

При посвящении в архидиакона или протодиакона архиерей молится:

«Сам одей благодатию сего архидиаконства, присущаго раба Твоего (имя), и украси его честностию Твоею (достоинством) в начале (во главе) стояти диаконов люда Твоего и образ (пример) добр его быти сущим по нем. Сотвори и во старости маститей достигнути, славити Твое великолепое имя...»

При посвящении в протоиерея (протопресвитера) архиерей молится:

«Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя) и честностию украси его в начале стояти пресвитеров, и образ добр его быти сущим с ним благоволи. И со благоговением и честностию во старости добрей совершити житие благоволи, и вся ны яко Благ Бог помилуй, яко Ты еси Датель мудрости и Тя поет все (со)здание...»

Потом знаменует архиерей посвящаемого крестовидно и полагает руку на главу его, возглашая: «аксиос».

Если производимый в протоиереи не имел набедренника, то он надевает ему, а на посвящаемого в архимандриты возлагается митра, крест и мантия со скрижалями (без повторного пения «аксиос»). После этого новопосвященный архимандрит целует омофор архиерея в правое и левое рамо.

После этого продолжается литургия: все священнослужители при пении «Приидите поклонимся» идут в алтарь через царские врата по чину.


Литургика: Таинства и обряды.


02 / 03 / 2006

Диакон (от греч. διάκονος – слуга) – одна из трех священных степеней церковной иерархии, низшая по отношению к священнику и епископу. В разные эпохи слово «диакон» имело разные значения, но все они в основном были связаны с понятием служения: так называли служителей в языческих храмах, царских слуг, прислужников при трапезе, а в Евангелии от Иоанна словом «диакон» назывались Апостолы – слуги Христа (Ин,12.26).

Поставление во диаконы является первой ступенью таинства Священства. В ранней Церкви диаконы избирались всей общиной и удостаивались сана через рукоположение епископа – о подробностях чина рукоположения во диаконы впервые упоминается в «Ареопагитиках». В византийской традиции хиротония могла совершаться на Литургии после чтения анафоры. Постепенно чин расширялся и детализировался. Современную форму он обрел в XVII веке, испытав на себе влияние латинской традиции.

Облачение диакона состоит из стихаря, ораря и поручей. Стихарь – это прямая длинная одежда с широкими рукавами, надевающаяся через голову. Орарь – узкая длинная лента из парчовой или другой цветной ткани, перекидывающаяся через плечо. Поручи – широкие полосы для стягивания рукавов, из плотной ткани, с изображением Креста посередине.

В церковной иерархии существует целый ряд чинов, в название которых входит слово «диакон». Самый младший из них – чин иподиакона , в Православной Церкви его главная функция – прислуживать архиерею во время его священнодействий. Иподиаконы носят перед Владыкой трикирий, дикирий и рипиды, подстилают орлец, омывают ему руки, подносят Чиновник архиерейского богослужения, облачают в мантию или саккос и совершают некоторые другие действия.

1.2.3.
3

В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и носит одну из принадлежностей диаконского сана - орарь. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, возведенный архиереем через хиротесию, а не просто однократно благословленный на служение, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения, и даже в определенные моменты входить в алтарь через Царские врата. По этой же причине холостой иподиакон, рукоблагословленный архиереем по чину хиротесии, не может вступать в брак. Современные иподиаконы и вне богослужения по сути исполняют ту функцию, которая в древней церкви была основной характеристикой диаконов – являются непосредственными помощниками архиерея.

За многолетние заслуги в церковном служении диаконы могут удостоиться более высокой ступени – чина протодиакона . Так называют первого или главного диакона в епархии, занимающего свою должность при кафедральном соборе епархиального центра. До революции в России чин протодиакона присваивали также диаконам придворного ведомства. Иногда чин протодиакона жалуется в виде награды по особому усмотрению начальства и диаконам, не служащим в кафедральных соборах. Кафедральный протодиакон при священнослужении епископа выделяется из ряда остальных диаконов, ему поручаются наиболее важные ектении, чтение Евангелия, а также возгласы, непосредственно предшествующие святительским. Облачение протодиакона также отличается от обычного диаконского: орарь протодиакон носит на одном плече, но застегнутым посередине на противоположной стороне - под левой рукой, а на самом ораре расположена надпись «Святъ, Святъ, Святъ».

Высшим титулом в диаконском служении является чин архидиакона . Сам термин появился в середине IV века, но архидиаконские функции сформировались гораздо раньше. Положение архидиакона было очень высоким, он был наиболее тесно связан с епископом. В древности архидиакон имел право представлять епископа на Соборе, подписываться за него (!) и выступать с речью наравне с епископами (!). В некоторых случаях административное положение данного служителя становилось столь заметным, что именно архидиакон часто становился новым епископом после смещения или смерти предыдущего.

Кроме того, архидиакон мог вести богослужение, занимался попечительской и педагогической деятельностью. Он же был ответственен за набор и обучение будущих молодых клириков. Административными обязанностями архидиакона были: управление хозяйством епархии, надзор за низшими священнослужителями, исполнение судебных обязанностей. В Константинопольской Церкви титул архидиакона присваивался самому старшему по хиротонии и самому достойному диакону. В Русской Православной Церкви сан архидиакона имел два значения – архидиаконом назывался первый диакон Патриаршего собора, а также данный титул становился наградой для некоторых маститых монашествующих диаконов. Архидиакон Патриаршего собора и до сих пор считается старшим среди диаконов всей Русской Православной Церкви.

Рукоположение во диаконы производится по следующим правилам. Основу хиротонии составляют совершение архиерейской молитвы и возложение рук на ставленника. Но если при поставлении в чины церковнослужителя руковозложение - это лишь знак благословения, то при поставлении в чины священнослужителя именно с руковозложением происходит передача поставляемому Благодати Божией, обретение им новых даров.

Чтение молитвы является второй необходимой составляющей посвящения. Поскольку в книге Деяний не говорится, какую именно молитву читали Апостолы, в церковной практике первых веков не было строгих молитвенных формул, которыми сопровождалась хиротония, епископам была предоставлена полная свобода. Первые попытки ограничения и упорядочивания хиротонии встречаются лишь в памятниках III-IV вв.

Так, в Апостольских Постановлениях IV века, содержащих древнейший текст молитвы поставления во диакона, предписывается при возложении рук читать уже определенную молитву: «в предстоянии всего пресвитерства и диаконства». В дополненном и отредактированном виде эта молитва приведена и в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». Каких-либо других сведений о том, как совершалась диаконская хиротония до V века, в сохранившихся источниках не встречается.

Самые ранние подробности самого последования хиротонии содержатся в сочинении V века Псевдо-Дионисия: «О церковной иерархии». Упомянуто, что поставляемый приводился к престолу, и преклонял «со стороны его» одно колено; епископ, крестообразно благословив ставленника, возлагал ему на голову правую руку, посвящая его «совершительными для чина служителей призываниями». После «священного возглашения» новопоставленного лобызали епископ и все присутствующие священнослужители.

Все действия, описанные у Псевдо-Дионисия, встречаются и в памятниках последующих столетий. Так, в рукописи конца VIII - начала XI вв. - Барбериновском Евхологии - сообщается, что рукополагаемый приводился в алтарь к архиерею и после молитвы «Божественная Благодать» преклонял одно колено у престола, епископ трижды благословлял его и, возложив руку на голову, читал молитву «Господи Боже наш, предзнанием Твоим», далее следовала мирная ектения со специальными прошениями о посвящаемом, во время которой архиерей читал вторую молитву - «Боже Спасе наш, нетленным Твоим гласом».

Упомянуты и новые подробности совершения рукоположения. С новопоставленного снимали фелонь чтеца и облачали в орарь, ему воздавалось целование и вручалась рипида, с которой он вставал у престола и веял над святыми Дарами. После причащения священнослужителей только что рукоположенному диакону вручалась Чаша, которую он выносил для причащения народа. Таким образом, по сравнению с редакцией V века, чин обогатился новыми священнодействиями: чтением двух молитв и ектении, а также возложением на новопоставленного диакона ораря и вручением ему рипиды.

Следующим этапом развития чина хиротонии стало добавление в него указаний о том, что поставляемого подводят к архиерею другие диаконы, о причащении новопоставленного прежде всех прочих диаконов и о пении троекратного «Господи, помилуй» после возгласа «Божественная Благодать». Важным моментом чина стало введение в него вручения епископу специальной хартии (о достоинствах кандидата на священный сан), которую он читал после возгласа «Вонмем». Иногда архиерей читал не всю хартию, а только ее окончание «Божественная Благодать» - такая редакция чина встречается в памятниках XI-XIII вв., а иногда вся хартия провозглашалась без изменений, о чем иногда упоминалось в памятниках до XVI века. В некоторых из них появляется требование, дабы новопоставленный возглашал ектении «Прости, приимше» и «Господу помолимся», что сохранилось и в современной практике.

В дальнейшем чин диаконской хиротонии претерпел новые изменения. Например, в памятниках XVI века не говорится о поклонении перед престолом, не упоминается и о пении тропаря «Слава Тебе, Христе Боже»; в данном варианте чина поставляемый обходил престол еще в иподиаконском поясе и с полотенцем. Ничего не говорится и о втором троекратном благословении ставленника, целовании престола, ораря, руки и ланиты архиерея, а также о целовании новопоставленного с другими диаконами; сразу после вручения ораря ставленнику давали и рипиду: все это элементы более поздней практики.

В XVI-XIX вв. в греческом чине появился ряд новых изменений и дополнений: перед хиротонией рукополагаемого поставляли перед солеей, отсюда два иподиакона с возгласами «Повели», «Повелите» и «Повели, преосвященнейший владыко» вводили его в алтарь, где к престолу его подводил старший диакон. Ставленник трижды обходил вокруг престола под пение тропарей «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже» и «Исаие, ликуй». По прочтении молитв диакону вручали орарь, поручи и вместо рипиды - Диаконикон.

Закономерно, что древнейший северно-русский чин, сохранившийся в архиерейском чиновнике XIV века, является буквальным переводом греческого последования XII века и полностью совпадает с ним. В XV веке связь греческой и северно-русской редакций становится уже не столь очевидной, и русский вариант хиротонии представляет собой компиляцию греческих чинов разных редакций. Из описания чинопоследования видно, что первая часть северно-русского обряда XV века, т. е. до окончания чтения второй молитвы, полностью совпадает с греческим обрядом XII века, а вторая часть, начиная с возложения на ставленника ораря, изложена по описанию святителя Симеона Солунского. Каким образом родилось подобное сочетание и почему получило распространение в Русской Церкви - пока не выявлено.

Во второй половине XVII века чин диаконской хиротонии подвергся пересмотру и исправлениям, с которыми он существует до настоящего времени. По этому чину перед совершением хиротонии по возгласе «И да будут милости» иподиаконы ставят для архиерея кресло перед престолом, ближе к левому его углу, «да не будут Святая созади». Когда епископ сядет, два иподиакона ведут ставленника «от среды церкве» так, что он находится посередине между ними, каждый из иподиаконов кладет одну руку на шею ставленнику, а второй рукой держат его за руки и преклоняют перед Царскими вратами насколько возможно. Первый раз ставленник возлагает поклон, когда диакон в алтаре возгласит «Повели», второй раз, когда другой диакон в алтаре возгласит: «Повелите».

Когда поставляемый подходит к Царским вратам, его оставляют иподиаконы и встречает протодиакон, произнося «Повели, преосвященнейший владыко», и еще один диакон, а ставленник делает поклон архиерею, который крестообразно осеняет его рукою. Ставленник в сопровождении двух диаконов трижды обходит престол, целуя каждый его угол, под пение тропарей «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже» и «Исаие, ликуй». Эти тропари повторяет и хор. После первого тропаря ставленник целует руку и колено архиерея, после второго тропаря - лобызает руку святителя, а после третьего - творит три поклона перед престолом с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», идет к правой стороне престола, становится на правое колено, положив руки крестообразно на престол и преклоняет главу к престолу.

Архиерей стоя возлагает омофор на голову ставленнику, трижды благословляет его, кладет руку поверх омофора и по возгласе протодиакона «Вонмем» читает молитву «Божественная Благодать». После молитвы священнослужители в алтаре трижды поют «Господи, помилуй», затем певцы трижды крайне медленно пропевают «Кирие, елеисон», пока архиерей не дочитает две молитвы «Господи Боже наш» и «Боже Спасе наш». Перед чтением первой молитвы святитель трижды благословляет голову ставленника, а архидиакон «тихим гласом» произносит возглас «Господу помолимся». Во время чтения епископом молитв, протодиакон произносит мирную ектению со специальными прошениями об архиерее и ставленнике, на каждое прошение которой отвечают «Господи, помилуй», а на последнее - «Тебе, Господи».

После прочтения молитв ставленника поднимают, снимают с него стихарный пояс, архиерей возлагает на его левое плечо орарь, возглашая: «Аксиос». Духовенство в алтаре трижды повторяет «Аксиос», этот же возглас трижды повторяет и хор. Архиерей подает ставленнику поручи, говоря «Аксиос», духовенство и хор трижды вновь поют «Аксиос»; святитель подает посвящаемому рипиду с тем же возгласом, который по трижды повторяют духовенство и хор. Новопоставленный целует архиерея в плечо и отходит веять рипидой над Святыми Дарами. Таково изложение чина хиротонии во диакона в Чиновнике.

Некоторые современные действия могут отличаться от изложенных в чинопоследовании. Так, на практике возгласы «Повели» и «Повелите» произносят иподиаконы, которые уже не держат ставленника за шею и руки, рукополагаемый самостоятельно делает поклоны; в царских вратах поставляемого встречают не два диакона, а один старший диакон; после первого и второго обхождения вокруг престола ставленник делает перед архиереем земной поклон, а после третьего обхождения перед престолом делает два поясных и один земной поклон.

Относительно целования колена и палицы архиерея, которое предписывается архиерейским чиновником, необходимо заметить, что в современной практике существуют и традиции лобызания других предметов архиерейского облачения, не закрепленные письменно в богослужебных книгах. Так, большинство епископов при рукоположении предлагает ставленнику приложиться к омофору и палице. Поскольку стихарный пояс уже не используется, а ставленник-иподиакон изначально крестообразно опоясан орарем, то пояс не снимают, а орарь вместо крестообразного опоясывания возлагают на левое плечо. Также, несмотря на отсутствие каких-либо указаний в чине, ставленник «ради обновления в нем благодати» причащается первым после старшего диакона и произносит ектению «Прости приимше» и «Господу помолимся».

Относительно места и времени совершения диаконской хиротонии, все памятники единогласно свидетельствуют, что поставление совершается в алтаре, во время Божественной Литургии после возгласа «И да будут милости», перед ектенией «Вся святыя помянувше». Диаконская хиротония возможна и на Литургии Преждеосвященных Даров перед ектенией «Исполним вечернюю молитву нашу». Относительно того, можно ли рукополагать за одной Литургией нескольких диаконов или пресвитеров, необходимо заметить, что каких-либо канонических препятствий для этого не существует, но церковная традиция и предание допускают лишь одну диаконскую и одну иерейскую хиротонию.

Нижеприведенная таблица показывает, как развивался чин диаконской хиротонии:

Возложение рук

Собрание всего клира

Подведение к престолу

Преклонение колена

Лобызание епископом и священниками

«Божественная благодать»

«Господи Боже наш, предзнанием Твоим»

Тройное благословение

Мирная ектения

«Боже, Спасе наш»

Облачение в орарь

Целование престола, ораря и руки архиерея

Вручение рипиды

Вручение Святой Чаши

Лобызание другими диаконами

Причащение новопоставленного

Троекратное «Господи, помилуй»

Вручение и чтение епископом хартии достоинств

Ектения «Прости, приимше»

Ектения «Господу помолимся»

Поклонение престолу

Тройной обход престола

Тропарь «Слава Тебе, Христе Боже»

Вторичное троекратное благословение

Поставление перед солеей

Введение в алтарь под возгласы «Повели» и «Повелите»

Тропарь «Святии мученицы»

Тропарь «Исайе, ликуй»

Принесение кресла для архиерея

«Господи, Боже наш»

«Аксиос»

Вручение Диаконикона

При рассмотрении этой таблицы видно, что с течением времени чин рукоположения во диаконы все более и более расширялся, практически ничего не исключая из первоначального варианта, но добавляя к нему все новые и новые действия и молитвы. С самого раннего периода сохранились такие элементы, как возложение рук и преклонение колена, молитва «Божественная Благодать», облачение в орарь и вручение рипиды, а также причащение новопоставленного. Такие характерные черты чина хиротонии, как крестоцелование, лобызание рук архиерея, собрание всего клира или подведения к престолу, поклонение престолу и тройной обход престола, появились несколько позже. В процессе развития чина в средние века в основном расширялась молитвенная его часть – добавлялись новые возгласы, молитвы и тропари. Наиболее поздним нововведением в чин стало вручение Диаконикона.

Если провести четкое разделение чина хиротонии во диакона на составные элементы и распределить их в порядке их появления, то возникает следующая последовательность. Первые уточнения в молитвенной части чина появились в III-IV вв. Подведение к престолу и лобызание палицы архиерея впервые упомянуты у Псевдо-Дионисия в V веке. В VIII-IX вв. появляются такие элементы, как молитвы «Божественная благодать» и «Господи Боже наш, предзнанием Твоим», а также мирная ектения (впоследствии исчезла из чина), облачение диакона в орарь и поручи и вручение ему рипиды. Далее, в источниках XI-XIII вв. встречаются упоминания о том, что новопоставленного подводят к престолу другие диаконы, также появляется чтение хартии «Божественная благодать», возглашение ектении «Прости, приимше» и «Господу помолимся» (сейчас их читает новопоставленный диакон уже после совершения хиротонии). После XVI века появляются троекратный обход вокруг престола, второе рукоблагословение, целование престола и пение тропаря «Слава Тебе, Христе Боже». Наконец, лишь к XIX веку чин складывается окончательно, добавляются возгласы «Повели» и «Повелите», преклонение перед архиереем совершается другими диаконами, поются еще два тропаря и вручается Диаконикон (или Служебник).

Диаконикон. Диаконам как служителям Церкви был предназначен и особый служебник – Диаконикон. В древности Диаконикон как богослужебная книга был достаточно широко распространен на Востоке; западные же Диакониконы, напротив, почти неизвестны, хотя об их существовании существует немало свидетельств. В частности, среди египетских папирусов и рукописей сохранился ряд греческих, коптских и арабских, а также двуязычных Диакониконов, которые, как правило, содержат характерные для египетских Литургий аккламации диакона и ответы народа.

В поздневизантийской и греческой практике Диаконикон как самостоятельная книга был распространен мало, хотя в полных Евхологиях так называемая диаконика, т. е. диаконские части тех или иных служб (в первую очередь ектении), нередко выписывались в виде отдельных статей. В позднейшей греческой традиции Диакониконы, содержащие в первую очередь ектении и диаконские возгласы Литургии святого Иоанна Златоуста, снова начали употребляться очень широко; в частности, к XX веку в греческой Церкви утвердился обычай вручать хиротонисуемому во диакона не рипиду, а Диаконикон. /47, с. 68/.

В настоящее время в греческой практике более всего известно издание Диаконикона, подготовленное при участии И. Фундулиса и выдержавшее несколько переизданий; в состав Диаконикона здесь входят: ектении и диаконские возгласы вседневной и Великой Вечерни, Утрени, проскомидии, Литургии святого Иоанна Златоуста, архиерейского чина Литургии; несколько молитв перед причащением Святых Таин и благодарственные молитвы; торжественные многолетия, возглашаемые в присутствии архиерея или какого-либо высокочтимого лица; заупокойные прошения и поминовения; устав совершения службы при наличии двух диаконов; устав совершения службы при наличии трех и более диаконов; ектении и диаконские возгласы чинов Богоявленского водоосвящения и вечерни в день Пятидесятницы; ектения чина диаконской хиротонии.

В славянской богослужебной традиции Диакониконы не были распространены, хотя на практике опытные диаконы и протодиаконы нередко создавали небольшие сборники подобного рода для собственного использования. Эти рукописные, реже печатные книги часто содержали интересные подробности об особенностях русской богослужебной практики того или иного региона 4 .

В заключение приведем слова о диаконах митрополита Сурожского Антония (Блума): «Рукоположение одного из членов христианской общины в священный сан – это всегда событие, касающееся всей общины, и больше того: событие, выходящее за пределы общины, затрагивающее всю Церковь. <…> Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви.<…> Эту любовь, которая есть дело диакона, Церковь впоследствии применила особо: она приобщила диакона к совершению своих таинств; здесь он становится защитником молитвы священника и в то же время – руководителем молитвы верующих. Это он дает вам тему вашей молитвы; в ответ на те прошения, которые он произносит, вы повторяете «Господи, помилуй», или предаете себя в руки Божии, говоря: «Тебе, Господи», или исповедуете истинность слова Церкви, отвечая «Аминь». Велика эта любовь: шаг за шагом диакон вводит нас в литургическую тайну, влечет в ее глубины – те глубины, которых вы не могли бы достигнуть сами в своей духовной жизни» /66, с. 103 /.

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2; 3, 4).

Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.

В понятии «таинство Священства» объединены три чинопоследования, каждое из которых по сути является самостоятельным таинством, – это чины посвящения в сан епископа, священника и диакона.

Епископ, по традиции Православной Церкви, избирается из числа монашествующих. В первоначальной Церкви были женатые епископы: апостол Павел говорит, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2). Впрочем, уже в ранние века предпочтение оказывалось неженатым: среди знаменитых Отцов Церкви IV века только святой Григорий Нисский был женатым, тогда как святые Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие были монахами. Священники и диаконы в Православной Церкви могут быть как монахами, так и женатыми, однако вступление в брак разрешается только до принятия сана, и притом однажды – второбрачные не допускаются к священнослужению.

В Древней Церкви все кандидаты в священные степени избирались народом, так как народ участвовал в управлении Церковью и в решении всех важных вопросов. Святитель Иоанн Златоуст, например, был избран народом Константинополя вопреки своей воле. Однако такой порядок постепенно был заменен практикой избрания епископов и священников только представителями клира.

Таинство посвящения в духовный сан с апостольских времен совершается через рукоположение (греч. heirotonia). Согласно церковным правилам, священника и диакона рукополагает епископ, а епископа – несколько епископов (не менее двух или трех). Таинство совершается во время Литургии: хиротония епископа бывает после пения «Святый Боже», священника – после Великого входа, диакона – после Евхаристического канона. Епископская хиротония отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры. На Литургии посвящаемый вводится через царские врата и алтарь и трижды обходит вокруг престола, целуя его углы; в это время поются тропари таинства Венчания. Посвящаемый встает на колени возле престола, и все служащие епископы возлагают на него руки, а первенствующий архиерей (патриарх) произносит молитву посвящения: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, поставляет (имя) благоговейнейшего архимандрита, во епископа. Помолимся о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа». При тихом пении «Кирие элеисон» (Господи, помилуй) архиерей читает молитвы о ниспослании Святого Духа на рукополагаемого. Затем новопосвященного епископа облачают в архиерейские одежды. Народ возглашает «аксиос» («достоин»). После Литургии епископу вручается жезл как символ пастырской власти.

Хиротонии священника и диакона совершаются в том же порядке: посвящаемый вводится в алтарь, трижды обходит вокруг престола, встает на колени (диакон встает на одно колено), епископ возлагает на него руки и произносит молитвы посвящения, затем облачает его в священные одежды при пении «аксиос».

Пение тропарей из таинства Венчания и троекратное обхождение вокруг престола имеют глубокий символический смысл: они указывают, что епископ или священник обручается своей пастве, как жених невесте. Древняя Церковь не знала распространенной сейчас практики перемещения епископа с одной епархии на другую, а священника – с прихода на приход. Как правило, назначение на епархию бывало пожизненным. Константинопольский патриарх, например, избирался не из епископов Византийской Церкви, а из священников, в некоторых случаях даже из мирян.

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «(Священники) носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении... Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем... Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа». Православный народ с большим благоговением относится к священнику, носителю благодати Христа: принимая благословение священника, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа, потому что священник благословляет не своей силой, а силой Божьей.

Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары. Некоторые святые воочию наблюдали сошествие Святого Духа во время таинства хиротонии. В Житии преподобного Симеона Нового Богослова говорится, что в момент его священнической хиротонии, «когда архиерей произносил молитву над головой его, а он стоял на коленях, он увидел Духа Святого, Который сошел, как некий простой и безвидный свет, и осенил всесвятую его голову; и схождение этого света он видел всегда, когда служил Литургию, во все сорок восемь лет своего священства».

Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа.

игумен Иларион (Алфеев)

Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов.

преподобный Серафим Вырицкий

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение - греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, имеет право совершать священник. Это же Таинство – только епископ. Оно называется еще Рукоположение, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!».

Над кем совершается таинство? Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения таинств. Но не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл таинства. Через положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Такие церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение таинства. Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Постановление во епископа совершается сразу после чтения Апостола. Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники. Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владыко». Владыко благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: « Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа».

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников, как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «и да будут милости… со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключении он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает перед чтением Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

В конце литургии новому епископу вручается жезл как знак епископской власти, и уже после этого он благословляет народ обеими руками по-архиерейски.