Чин малой вечерни с акафистом. Вечерняя служба - объяснение. Молитва при наступлении вечера

Чин малой вечерни с акафистом. Вечерняя служба - объяснение. Молитва при наступлении вечера

Что такое Устав и как он развивался? Откуда появились всенощные бдения? В чем смысл вечерни? Зачем мы поем на вечерне «Ныне отпущаеши»? Это вопросы, ответам на которые было посвящено занятие.

Аудиозапись занятия

Что такое Устав?

Устав (или Типикон ) - это своего рода «методические материалы» к составлению службы. В нем содержатся указания, как должны быть совершаемы службы в разные периоды в течение года. Поскольку современный Устав ориентирован на монастырское богослужение и жизнь, то в нем содержится множество предписаний о жизни в монастыре. Когда мы говорим «поститься по монастырскому уставу», это значит, что мы имеем в виду предписания Типикона в отношении поста, т.е. мы постимся соответственно этим предписаниям.

Современный Устав формировался в течение довольно долгого исторического периода. На развитие нашего Устава повлияли целых три разных греческих Устава - Устав Великой Церкви (Св. Софии в Константинополе), Алексиево-Студийский Устав (Устав Студийского монастыря в Константинополе в редакции патриарха Константинопольского Алексия (1025-1043)) и Иерусалимский Устав (Устав лавры преподобного Саввы Освященного вблизи Иерусалима).

Устав Великой Церкви, который также называют Уставом песенных последований , отличался особой торжественностью совершению служб, был ориентирован на большое количество духовенства и народа. Характерным для богослужений по Уставу Великой Церкви было совершение крестных ходов и торжественных входов на вечерне и на утрене, наличие хоров из профессиональных певчих и преобладание пения над чтением (отсюда название «Устав песенных последований»). Именно богослужение по этому Уставу могли увидеть послы князя Владимира, приехавшие в Константинополь по легенде о выборе веры. Оно поразило их своей красотой и было заимствовано для соборно-приходского богослужения на Руси.

Около 1065 года преподобный Феодосий Печерский привозит Алексиево-Студийский Устав для своего монастыря, и он становится Уставом также других русских обителей. В XIV - XV веке у нас появляется еще один Устав - Иерусалимский. Он медленно входит в употребление и в монастырях, и в приходских храмах, происходит соединение всех трех Уставов. В современном богослужении сохранились элементы каждого из них. Об этом поговорим позже.

Как появились всенощные?

Главное отличие Студийского Устава от Иерусалимского в том, что в первом нет всенощных бдений (т.е. последовательности служб, соединенных друг с другом, которые служились ночью). Все службы по Студийскому Уставу служились отдельно друг от друга в положенное время. Это было связано с тем, что монахи в Студийском монастыре жили на одной территории и имели возможность быть на каждой службе. Иерусалимская лавра преп. Саввы Освященного представляла собой несколько другой тип монастыря: в нем был центральный храм, а монахи жили в отдельных кельях и пещерах, разбросанных на большом расстоянии друг от друга и от храма. Обычно они совершали все суточные службы у себя в келье, а на Божественную литургию в воскресенье или в праздник шли в храм. Чтобы добраться до храма, нужно было потратить немало часов и пропустить некоторые службы. Поэтому, когда монахи собирались в храме, они служили все пропущенные службы, соединяя их друг с другом, так что за одной сразу же следовала другая. Обычно в храм они приходили ближе к ночи, поэтому и все пропущенные службы были ночью, затем под утро служилась утреня и затем литургия, ради которой они собирались.

Всенощные бдения приходят на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Современные всенощные бдения состоят из вечерни, утрени и первого часа , соединенных друг с другом. Служатся они накануне воскресных дней, двунадесятых и других великих праздников, когда по Уставу положено всенощное бдение. На этом занятии мы остановимся на разборе чинопоследования вечерни - первой части всенощного бдения.

Какие вечерни бывают?

В Уставе Русской Православной Церкви существует три вида вечерни: малая, вседневная и великая . Вседневная вечерня бывает в будние дни, она короче великой вечерни , которая служится отдельно в праздник великим святым или в составе всенощного бдения под воскресный день или двунадесятый праздник. На вседневной вечерне большая часть песнопений читается, чем поется, от этого она менее праздничная. Малая вечерня по Уставу должна служиться до захода солнца перед всенощным бдением под воскресный день или великий праздник. Этого вида вечерне нет в греческой церкви, она - русское изобретение, вытекшее из исторической необходимости. Когда на Руси появились всенощные бдения, в приходских храмах их стали сокращать, притом не так, как это делают сейчас, т.е. утреню переносят на вечер накануне, соединяя с вечерней, а наоборот, вечерню переносили на более позднее, почти ночное время, чтобы утреня закончилась, как ей и полагается, с рассветом. От этого вечернее, закатное, время оставалось неосвященным молитвой: от трех часов дня (девятый час) до ночи в приходских храмах не оставалось никакой службы. Тогда была создана малая вечерня - более краткая по сравнению со вседневной.

Схема великой вечерни:

1. Предначинательный псалом (103-ий). Светильничные молитвы священника.

2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)

3. Кафизма «Блажен муж».

4. Стихиры на «Господи, воззвах». Вход с кадилом.

5. «Свете Тихий».

6. Прокимен.

7. Сугубая ектения («Рцем вси от всея души…»).

8. «Сподоби, Господи».

9. Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»)

10. Стихиры на стиховне

11. Песнь прав. Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши»)

12. Молитвы с Трисвятого по Отче наш. Тропарь праздника.

13. Псалом 33.

Самая древняя часть вечерни

Вечернее православное богослужение берет свое начало в богослужении иудейского Иерусалимского храма. Большинство первых христиан были из иудеев, и они естественным образом сохранили некоторые храмовые традиции даже после разрушения Храма в 70 году после Рождества Христова. Одной из таких традиций было возжжение светильника в вечернее время . Сам Господь предписывал иудеям совершать этот обряд (Исх. 30,8; Лев. 24, 1-4). Христиане, сохраняя его, придают ему новый смысл: зажженный светильник, вносимый в собрание, был напоминанием о Христе, Свете миру (Ин. 8, 12), «Свете истинном, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1, 9). Зажженный светильник - символ Христа, он напоминал собравшимся, что среди них пребывает Христос, как Он говорил о двоих или троих, собранных во имя Его (Мф. 18, 20). Именно светильнику были адресованы вечерние хвалебные гимны. Среди них было одно из самых древних песнопений (даже святитель Василий Великий в IV веке называл его древним)- «Свете тихий» , которое поется на современной вечерне после входа с кадилом .

Вечерня в древности называлась «светильничным благодарением». Обряд возжжения светильника совершался как в собрании, так и дома, притом насколько эта традиция была крепка, насколько христиане серьезно относились к ней, может свидетельствовать рассказ святителя Григория Нисского о последних минутах жизни своей сестры св. Макрины. «Когда наступил вечер и в комнату внесли огонь, то она широко раскрыла глаза и, смотря на свет, как видно было, старалась прочесть светильничное благодарение την επιλυχνιαν ευχαριστίαν, но так как голос у нее уже пропал, то она выполнила молитву лишь в уме, да движением руки и губ. Когда она кончила благодарение и занесла руку на лицо, чтобы перекреститься, вдруг сильно и глубоко вздохнула. Вместе с молитвой кончилась и ее жизнь… Умирающая женщина — христианка при виде внесенного в ее комнату светильника напрягает последние силы, чтобы прочесть молитву светильничного благодарения. Эта молитва оттягивает ее последний вздох, который наступает вместе с окончанием светильничного благодарения» (Цит. по: Успенский Н.Д. Православная вечерня ).

Тема возжжения светильника отразилась также и на названии священнических молитв, который сейчас читаются тайно в начале вечерни, до входа с кадилом, - «светильничные молитвы» . Их семь, они - наследие Устава песенных последований.

Вход с кадилом в древности был входом со светильником, да и сейчас во время входа впереди всех алтарник несет светильник. Вход этот в древности был входом всего собравшегося духовенства в алтарь (до него в алтарь не входили, и все богослужение совершалось в середине храма). Традиция выносить светильник из алтаря произошла из Иерусалима, из практики вечернего богослужения в храме Воскресения (Гроба Господня). В IV веке во время вечерней службы светильник приносили из Гроба Господня, его зажигали от постоянно горящей там лампады. Алтарь (или точнее престол) - символ Гроба Господня, и из него стали выносить зажженный светильник.

Так, обряд возжжения светильника и до сих пор, пусть и не так явно, остается в центре вечерни. Это еще и начало воспоминания Воплощения Христа, Света истинного, пришедшего в мир.Продолжение его, более определенное, мы находим в конце вечерни в еще одном древнем песнопении, взятом из Евангелия, - «Ныне отпущаеши» , или песни праведного Симеона Богоприимца , которую он воспел в Иерусалимском храме, когда принял из рук Богородицы рожденного Спасителя, воплотившегося Сына Божьего, которого он столько ждал.

Ектении

Великая ектения (от греч. ектения - «протяжное моление»), первая, которую произносят на вечерне и которую еще называют «мирной» по первой строчке «Миром Господу помолимся», как и другие ектении - малая, сугубая и просительная - появилась довольно рано. Уже в IV веке были пространные диаконские моления о разных категориях людей в церкви и вне ее, которые иной раз выслушивались верующими коленопреклоненно.

Малая ектения самая короткая и содержит только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Начинается она со слов «Паки и паки (т.е. снова и снова) миром Господу помолимся».

Сугубая ектения начинается с призыва диакона «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» («Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим»). Сугубо в переводе с церковно-славянского значит «дважды», но прошение народа «Господи, помилуй» на ней повторяется не два раза, а три, и в точном переводе с греческого название этой ектении было бы «прилежное моление». Термин «сугубая ектения» здесь можно понимать в смысле прошения, произносимого с особым усердием, особой теплотой сердца. В сугубой ектение прошения уже более частные, чем в великой. Например, о спасении, оставлении грехов и других благах для самих молящихся, а также о приносящих пожертвования и творящих добро в храме, в котором произносится эта молитва.

Просительная ектения содержит в себе некоторые другие прошения диакона, чем великая и сугубая: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим… Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим… Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим…. Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим… и др.». Изменяется и прошение народа с «Господи, помилуй» на «Подай, Господи».

Наследие древнего иноческого богослужения в современной вечерне

Предначинательный псалом , который поется на великой вечерне (вернее, избранные стихи из него) и читается на вседневной, содержит в себе поэтический пересказ истории творения мира. Он пришел в нашу вечерню с древних монашеских правил псалмопения , которые заменяли монахам торжественное и пышное богослужение приходских храмов. Монахи-отшельники не могли совершать богослужение, ориентированное на соборы с профессиональными хорами, большим количеством духовенства и народа, поэтому они у себя в келье читали нараспев (речитативно) псалмы и наиболее древние произведения церковной поэзии, такие как «Свете Тихий» и другое песнопение вечерни (а также утрени и повечерья) - «Сподоби Господи », молитву с прославлением Бога и прошением о том, чтобы Он сохранил нас в этот вечер (день, ночь) от греха.

Кафизма - это одна из 20 частей Псалтири, библейской книги, на основе которой строилось почти все древнее богослужение. Кафизма «Блажен муж», а вернее избранные стихи из 1-ой кафизмы, называется так по первой строчке первого псалма «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Они поются с припевом «Аллилуйя». Это остаток одновременно и иноческих Уставов, и Устава Великой Церкви. Чтение кафизм пришло в наше богослужение из иноческой вечерни, но по характеру исполнения кафизма «Блажен муж» напоминает антифонное пение из богослужения по Уставу песенных последований, когда избранные стихи из псалмов пели с припевом два хора попеременно.

Изменяемые песнопения вечерни: стихиры и тропари

Стихиры на «Господи, воззвах» - тоже наследие песенной вечерни (Устава песенных последований). Здесь стихи псалмов 140, 141, 129 и 116 чередуются со стихирами, произведениями христианского песнотворчества, которые повествуют о событии или прославляют память святого, праздник которого совершается в этот день. Стихиры находятся в Октоихе, Минее и Триоди. Первые два стиха перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услышим мя… Да исправится молитва моя…» - это строчки 140 псалма. Псалмы 140, 141 и 129 - второе трехпсалмие вечерни песенных последований. Та вечерня содержала в себе три трехпсалмия (три раза по три псалма, читаемые вместе в начале вечерни, в середине и в конце).

Стихиры на стиховне - еще одни стихиры на вечерне. Они также чередуются со стихами их псалмов и повествуют о празднуемом событии или святом. Начинаются они не со стиха псалма, а с возглашения начала первой стихиры, которую потом хор пропевает полностью.

Тропарь (с греч.: 1) образец, 2) победный знак, трофей) - древнейшее христианское песнопение, первый жанр собственно христианского песнотворчества, в то время как большая часть богослужения состояла из библейских текстов - псалмов, чтений из Ветхого Завета и т.д. Тропарями в древности называли и стихиры. Сейчас тропарь - главное песнопение праздника, повествующее о его смысле и прославляющее его. Тропари поются также на всех службах суточного круга. Если в один день совпадает два или три праздника, поются два или три тропаря соответственно.

Прокимен и паремии

Прокимен (от греч. «предлежащий»), следующий за «Свете Тихий», - это несколько строк из псалма, которые поются перед чтением Священного Писания (на вечерне чаще всего из Ветхого Завета). Такие отрывки из Писания называются паремиями и содержат в себе прообразы празднуемого события. Например, в отрывках на Богородичные праздники повествуется о неопалимой купине (прообраз Богородицы, принявшая в Себя Бога, Который есть огонь); о лестнице от земли до неба (Богородица, родившая Христа, соединила земное и небесное); о затворенных вратах на востоке, через которые только Господь Бог пройдет, и они останутся затворенными (о чудесном зачатии Христа и о приснодевстве Богородицы); о доме с семью столпами, который построила себе Премудрость (Богородица Мария, вместив в Себя Бога Слово, стала домом Его).

В отличие от антифонного пения, прокимены пелись и поются ипофонно , т.е. диакон возглашает стих псалма, а народ или хор повторяет его (подпевает; слово «ипофонный» произошел от греческого слова «подпевать»), затем диакон возглашает новый стих, а народ поет первый стих как припев. «Отцы установили, - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал (ὑπηχεῖν) из псалма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление» (Цит. по: М. Н. Скабалланович. Толковый Типикон http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_07-all.shtml#23 ). В древности в качестве прокименов таким образом пелись целые псалмы.

Откуда произошла лития?

В конце великой вечерни на всенощном бдении по Уставу должна служится лития (с греч. «усердное моление»). Лития берет свое начало в богослужении иерусалимского храма Гроба Господня, когда после вечерни клир и народ выходил к святым местам - в святой сад и к Голгофе - помолится там, вспомнив, что претерпел за нас Господь. И до сих пор по Уставу лития должна служиться вне храма, в притворе. Благословение хлеба, пшеницы, вина и елея на литии произошло из необходимости подкреплять силы молящихся в течение бдения, длящегося всю ночь. Первоначально благословлялись и раздавались только хлеб и вино, как не требующие дополнительного приготовления, елей и пшеница стали благословляться позднее.

Дополнительно об истории вечерни:

1. Протоиерей Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ («Гл. 2. Вечер в храме»).

2. Кашкин А. Устав православного богослужения («Гл. 4 Виды церковных молитвословий», «Гл. 5 Богослужение книги. П.3. Типикон. Краткая история Типикона»).

3. Успенский Н.Д. Православная вечерня http://www.odinblago.ru/uspensky_vecherna

Чинопоследование вечерни на церковно-славянском с переводом на русский:

Информация о первоисточнике

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ.

Диакон: Востаните!

Хор: Господи, благослови!

Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священнослужители в алтаре:

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.

П риидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

П риидите, поклонимся и припадем Ему.

Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).

Псалом 103:

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды [Дивна дела твоя, Господи]. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих, призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. [Слава Ти, Господи, сотворившему вся ]

Слава, и ныне:

А (Трижды) .

Иерей: Молитвы светильничные (Читаются тайно):

Молитва 1:

Г осподи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое.

Молитва 2:

Г осподи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.

Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3:

Г осподи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея, но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити, и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою.

Молитва 4:

Н емолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5:

Г осподи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас, и каяйся о злобах наших, помяни щедроты Твоя, и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию всесвятаго Твоего Духа.

Милостию и человеколюбием единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 6:

Б оже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляяй всяческая, и мирская нам благая даровавый, и поручивый нам обещанное Царство, обещанными благими; путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла: даруй нам и прочее непорочно совершити, пред святою славою Твоею, пети Тя, Единаго благаго и человеколюбиваго Бога нашего.

Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7:

Б оже великий и вышний, Един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою, и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести. Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания, подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну, облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тьме преходящия, и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей Владыко, благих подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще, о своих согрешениих и всех людей Твоих, яже молитвами святыя Богородицы, милостию посети.

Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Великая ектения:

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

З

П

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Блажен муж. (Антифон 1-й кафизмы) Хор:

Б лажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. (Трижды)

Я ко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. (Трижды)

Р аботайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. (Трижды)

Б лажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа. (Трижды)

В оскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа. (Трижды)

Г осподне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. (Трижды)

Слава, и ныне:

А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

Малая ектения:

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)

З аступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

П ресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

"Господи, воззвах:" (псалмы 140, 141, 129, 116) на глас стихир и сами стихиры; в это время диакон совершает полное каждение храма.

Хор (Первый лик) : Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Первый лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи.

Хор (Второй лик) : Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею - жертва вечерняя. Услыши мя, Господи.

И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

Г ласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

На 10, стихиры: Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему.

М ене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.

На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой.

Д а будут уши Твои внемлюще гласу моления моего.

На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть.

И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа.

На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа.

Я ко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.

На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.

Я ко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Слава: Святаго минеи.

И ныне: Богородичен.

Под воскресенье поётся догматик гласа.

Под двунадесятный праздник - стихира праздника.

Под праздник святого - положенный по ряду Богородичен.

Вход с кадилом.

Иерей: Молитва входа. Читается тайно: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш.

Иерей. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон иерею: Благослови, владыко, святый вход.

Священник благословляя, глаголет диакону: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Премудрость, прости.

Вечерняя песнь Сыну Божию:

Хор: Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

По входе же, положив обычный поклон, диакон, аще же несть, священник, глаголет прокимен дне.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость! Прокимен, глас...

Прокимны на вечерне

В субботу вечером, глас 6

Г осподь воцарися, в лепоту облечеся.

Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася.

Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

В воскресенье, глас 8

С е ныне благословите Господа, вси раби Господни.

Стих: Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник, глас 4

Г осподь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник, глас 1

М илость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.

Стих: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

В среду, глас 5

Б оже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг, глас 6

П омощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу, глас 7

Б оже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

Если есть парамии:

Диакон: Премудрость.

Чтец: заглавие паримии.

Диакон: Вонмем.

Чтение святого Писания.

Иерей: Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Ектения сугубая

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)

Г осподи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

П омилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды на каждое прошение) .

Е ще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек) , и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек) , и о всей во Христе братии нашей.

Е ще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Е ще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыне: святыя обители сея) , и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Е ще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея) .

Е ще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Иерей: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Молитва при наступлении вечера

Хор: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)

За ступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

В ечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи. (На каждое прошение)

А нгела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.

П рощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Д обрых и полезных душам нашим, и мира мирови у Господа просим.

П рочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Х ристианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

П ресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей Молитва главопреклонения. Читается тайно: Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое. Тебе бо страшному и человеколюбцу судии, Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения, яже сохрани на всякое время и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых.

Иерей. Возглас: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

[Если положена лития.

Священнослужители исходят в притвор.

Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святых, славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных богоотец Иоакима и Анны (и святаго имярек , егоже есть храм и егоже есть день), и всех святых. Молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй. (40 раз) .

Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, благочестивых людех и властех ея, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата.

Хор: Господи, помилуй. (30 раз) .

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек) , и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе имярек) (если в монастыре: и о архимандрите, или игумене нашем имярек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей; о покровении града сего, и живущих в нем (или веси сея и живущих в ней, или святыя обители сея и живущих в ней) ; о мире, и состоянии всего мира; о благостоянии святых Божиих церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших; о оставльшихся и во отшествии сущих; о исцелении в немощех лежащих; о успении, ослабе, блаженней памяти и о оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (если в монастыре: во святей обители сей) рцем.

Хор: Господи, помилуй. (50 раз) .

Диакон: Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей) , и святому храму сему (если в монастыре: святей обители сей) , и всякому граду и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения и помиловати ны.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды) .

Диакон: Еще молимся и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды) .

Таже поминает, яже хощет, живыя и мертвыя, тайно.

Иерей: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

И всем приклоньшим главы, молится иерей велегласно:

Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Ермогена, и святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь. Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец.

Хор: Аминь.]

Стихиры на стиховне

Воскресные стихиры (запевы) к стихам на стиховне.

Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Стих 2: Ибо утверди вселенную, яже не подвижется.

Стих 3: Дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.

Слава: и Ныне:

Богородичен.

Молитва праведного Симеона Богоприимца

Хор: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Чтец:

Трисвятое

Слава: и Ныне:

Пресвятая Троице...

Господи помилуй (3 раза)

Слава: и Ныне:

Отче наш...

Иерей: Яко Твое есть Царство: Иерей: Яко Твое есть Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь.

Тропарь праздника трижды.

Если бдение под воскресенье:

Б огородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (3 раза)

Если в воскресенье есть празднуемый святой, то: "Богородице Дево..." (2 раза) , и тропарь святому.

[Если была лития, благословляются хлебы, пшеница, вино и елей.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва на благословение хлебов:

Иерей: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) , и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.]

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. (3 раза) .

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, и первого часа. Вечерня - первая служба дневного церковного круга. Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро » (Быт. 1;5). Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества - радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с . Каждение фимиама - ладана изображаетвеяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился » над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды » (Быт. 1:2). Двери алтаря в это время отворены. изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой - рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым ». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь ». Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей ». Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых » (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля - в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаютсявторой итретий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных. Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения » поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками - Богородичными. Догматики - полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов. Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь » для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу. И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба » подняли «свои князи » и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости ». «Свете тихии » - так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина. Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города. И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного - Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь. С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника. В Богородичные праздники, например, читаетсяо видении Иаковом лестницы , бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение - о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры. Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произноситсясугубая ектения : «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития . Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского . «Лития , - пишет он, - бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа ». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий. Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» - молитва кающихся - здесь повторяется 40, 30 и 50 раз . На литии мы молимся о том, чтобыГосподь спас людей своих, благословил их, как детей своих. Молимся о стране, о епископе ио всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых. Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец .

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых. За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля,как бы Исуса Христа, указывающего путь всем. Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов. В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца : «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ».

В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, - напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.

--------
Библиотека Русской веры

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом . Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами. В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить .

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап », трапезы верных, после совершения «бдения ». Всенощное бдениев первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9). Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей. Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения. После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6 : три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток - крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры. После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения : «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» - из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении бывает отпуст :

Диакон или иерей : «Премудрость»

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую херувим»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;

Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;

Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Порядок великой вечерни

Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:

1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;

2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);

3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;

4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.

Порядок малой вечерни

Малая вечерня от повседневной отличается следующим:

1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;

2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;

3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.

Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.

После молитвы 9-го часа: "Владыко Господи…" отпуста не бывает.

Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец: "Аминь", "Приидите поклонимся…" (трижды), после чего читает 103 пс. - предначинательный: "Благослови, душе моя, Господа".

В тех случаях, когда 9-й час не совершается , вечерня начинается так:

Свящ-к возглашает: "Благословен Бог наш…".

Чтец отвечает: "Аминь" и читает обычное начало, т.е. "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся…" (трижды), а затем 103 пс.

Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале "Чина вечерни". Светильничными эти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит "Слава. И ныне", с троекратным "Аллилуиа".

После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению : "Миром Господу помолимся".

Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.

По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает…").

После возгласа читается рядовая кафизма . Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

"Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.

Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи.

Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".


С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели.

В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.

Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется на "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы".

Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.

После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).

После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Тихий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).

Хор поет прокимен.

После прокимна чтец: "Сподоби, Господи…".

Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению : "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви".

Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).

Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.

После ектений следует возглас свящ-ка: "Яко благ и человеколюбец Бог еси…".

Хор: "Аминь".

Свящ-к: "Мир всем".

Хор: "И духови Твоему".

Диакон: "Главы наша Господеви приклоним".

Хор: "Тебе, Господи" (протяжно).

Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения . После этой молитвы он возглашает: "Буди держава Царствия Твоего…".

Затем поются стихиры на стиховне .

В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.

В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на "Господи, воззвах" мученичны "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Слава" из 2-го приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается.

После стиховных стихир читается "Ныне отпущаеши…" и Трисвятое по "Отче наш…".

Затем свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть Царство…".

Хор поет тропарь .

В обычные дни исполняется тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.

В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем "Слава" - тропарь 2-му святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.

В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению , начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже…" (ектения эта находится в Служебнике).

По возгласе: "Яко милостив…" диакон возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен…".

Хор: "Утверди, Боже…".

Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую…".

Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".

Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".

Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст .

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.

Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина…".

Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже…", свящ-к произносит возглас: "Слава Святей…" и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе "Время совершения церковных служб") девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца - вечер, вторая - полночь, третья - петлоглашение, четвертая - утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в "Учительном известии".

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами - царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении "Помилуй нас, Боже" произносится всего четыре прошения, опускается ектения "Исполним вечернюю молитву", и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня - это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники - Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: "Аще волит настоятель, творим бдение". Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней - 68 бдений - "по изволению настоятеля", всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней - в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров - в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого - в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста - в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы - диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.