Чем отличаются примет и суеверий. Народные приметы и суеверия. Значения, особенности. Удача на кроличьих лапках

Чем отличаются примет и суеверий. Народные приметы и суеверия. Значения, особенности. Удача на кроличьих лапках
Чем отличаются примет и суеверий. Народные приметы и суеверия. Значения, особенности. Удача на кроличьих лапках

Вера — это значительный переворот в жизни человека. А почему? Да потому, что истинная вера ведет к правильному сосуществованию со всем миром. А что такое правильная вера? Это когда человек, не подвергшийся религиозным иносказаниям, ведет себя к вере и обретении блага вне материи.

Простыми словами — «Материя» (все, что вы во-первых ощущаете, во-вторых, все что вы обоняете, в третьих все, что вы вкушаете, в четвертых, все то, что вы слышите) — это паутина вашего же собственного ЭГО. Только Вы это не можете почувствовать. Вы будете якшаться (производить действия, которые по Вашему мнению могут что-то изменить), но ничего не сможете переделать.

А где же Вера?

Вера помогает человеку понять, каково его предназначение. (И даже может быть такое, что, человек, доживший до 30 лет покидает жизнь по велению Бога). Так случается. Извините. Так должно быть. Всё связано между собой.

А суеверия — это просто болванка, на которую записана определенная информация. Что?…

Чем суеверие отличается от веры

– Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

– Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского, есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы…

Надежда не классифицирована.

— см. {C} в Рим 15:13

— уверенность в настоящем и стойкое ожидание будущего

А. Прокомментированные темы

1.{T}НАДЕЖДА как тема:

— Исаии: Ис 9:7

— Иеремии: Иер 23:5

— Амоса: Ам 9:11

— Михея: Мих 4:1

— Софонии: Соф 3:15

— Аггея: Агг 2:7

— 1Фессалоникийцам: 1Фес 1:10

— 2Фессалоникийцам: 2Фес 2:3

— 1Петра: 1Пет 1:3

— Откровения: Откр 21:3

2. {T}ВОССТАНОВЛЕНИЕ как тема:

— Иезекииля: Иез 36:24

— Иоиля: Иоил 2:32

Б. Природа надежды

1. Понятие надежды

— связана с верой: 1Кор 13:13 ; Евр 11:1

— связана с нашим упованием на Господа: Пс 32:20,21 ; Рим 15:13 {C}

— связана с нашим радостным ожиданием: Рим 4:18,19 ; Тит 1:2

2. На кого/что мы надеемся

— на Бога: Пс 41:6,12 ; Пс 129:7 ; 1Тим 6:17

— на Иисуса Христа: Рим 15:12 ; 1Кор 15:19 ; Еф 1:12 ; Флп 2:19

— на имя Бога:…

Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году - настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года».

Тяга к таинственному

Что такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.

Суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере, когда подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия, будто бы влияющие на нашу жизнь.
В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего…

Суеверия в свете Православной веры

«Без веры невозможно угодить Богу», – говорит нам Священное Писание (Евр. 11, 6). Вера в Бога – первое и основное условие спасения человеческой души.

Наша душа, созданная по образу и подобию Божию, постоянно ищет Бога, стремится к Нему и только в Нем обретает покой и довольство. Во все более широких кругах общественности растет интерес к религии, к Православию. На наших глазах происходит оживление духовной жизни: в большие православные праздники екатеринбургские храмы бывают переполнены, в городах и районах Епархии открываются все новые приходы. Все это свидетельствует о том, что в душах людей оживает религиозная жажда познания Бога, но у этого отрадного стремления наших современников к духовной жизни есть и другая сторона…

Не обладая подчас твердыми знаниями основ православной веры, современные неофиты легко склоняются к…

Вы затронули очень больную и в то же время обширную тему. Как понимаете, дать ответ на этот вопрос в рамках интернет форума практически не возможно. Лично я вижу пути преодоления суеверных понятий, бытующих среди множества наших соотечественников, в неутомимой проповеди Евангелия, которому чуждо всякое суеверие. Ведь суеверие — это плод недостатка веры, недостатка знаний о вере в Бога. А средства такой проповеди могут быть различными. Это и проповедь с церковного амвона, проповедь посредством СМИ, печатные издания, интернет. Все, что хотите. Апостолы даже на базарах проповедовали.

У нас сейчас есть возможность проповеди на более широкую публику. И проповедовать может не только священник, в чьи обязанности входит учительство, но и подготовленные к такой проповеди миряне. Искоренить суеверия полностью не получится никогда. Но объяснять людям, крещенным в православии, чем отличается суеверие от веры в Живого Бога нужно. Ведь многие даже заходя в храм со своими «внешними» суевериями,…

Вера и знание

Евангелие от Иоанна - Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Сегодня, говорят о противостоянии русской церкви и научного знания. И действительно, повторяя библейские высказывания, эти люди забывают, что многие из них носят символический, обобщающий характер и буквальное понимание их, приводит к логическим противоречиям, а часто и к противостоянию здравому смыслу. Например утверждается конкретная дата сотворения земли и от неё ведётся отсчёт до современности, до сегодняшнего дня. И возраст Земли исчисляется чуть более пяти тысяч лет.
В доказательство правильности буквального прочтения Библии, многие начинают утверждать абсурдные вещи и подозревают науку в сознательных фальсификациях. Говорят, что не только эволюция человека не отвечает догматам церкви, но и теория эволюция, как таковая – это домыслы учёных. Ещё утверждают, что мир,…

О суеверии и подлинной вере

Как-то, приехав в родной Оренбург, я, проходя с сыном по мосту через реку Урал, обратил внимание на множество навесных замков, повешенных на ажурные стойки перил и на сами перила. Замки были разные – от маленьких и изящных до крупных амбарных, некоторые покрашены краской, на некоторых – сердечко или надписи типа «Саша + Маша». Раньше такого я как-то не замечал, теперь же свободного места на перилах практически не было. Вскоре мне объяснили, что обычай этот связан с бракосочетанием: молодожены приходят в день свадьбы на мост, вешают на него замок, а ключ выбрасывают в волны Урала. В Уфе, говорят, подобный мост называется Мостом любви. Обычай этот, распространяемый ныне в самых разных местах нашей необъятной Родины, связывают с верой в нерасторжимость создаваемой семьи, подобно как невозможно расторгнуть замок, ключ от которого брошен в реку.

Конечно, хорошо уже то, что молодожены настраиваются на единственность и неповторимость…

Тоже самое — только суеверие — это приметы, которые никак не связаны логически с природными явлениями, А вера в религию — Это подмена обыденности — на несуществующую реальность (бездоказательная имитация)

Вера всегда проверяется. Допустим я в 1 классе поверил, что стану выпускником, и это свершилось.

вера в Бога это истина, а вера приметам и гадалкам, это пустое и ведет греху

В библии говорится (Евреям 11:1)-» Вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Согласно Википедии Суеверие (образовано от «суе» - напрасно (без осознания причин) и «вера» , букв. «напрасное верование»)

В принципе- ничем. А вот суеверие от веры Божией отличаются.

Вера носит объективный характер, суеверие — субъективный, только и всего.. .

Вера — это в Бога, суеверие — во всякую чепуху: приметы, гадания, амулеты….

сомнением.

ну ты даешь)))

Пугливостью,…

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Приметы и суеверия

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны в них верить (статистика)? Какие существуют околоцерковные суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме “Приметы и суеверия”, которые дадут ответы на эти вопросы.

13 самых распространенных и глупых примет и суеверий

Мы люди суеверные, поэтому полагаем, что пятница 13 – это плохо, а вот найти монетку – это хорошо.

Многие суеверия связаны с тем же, что заставляет нас верить в чудовищ и призраков: когда наш мозг не в состоянии что-то объяснить, мы перекладываем ответственность на сверхъестественные силы. На самом деле, прошлогодние исследования показали, что суеверия могут иногда работать, потому что вера во что-то может повысить “выполняемость” задачи.

Есть мнение, что люди неверующие, в отличие от людей религиозных, более подвержены суевериям и соблюдению непонятных и странных ритуалов и обрядов, которые иначе, чем языческими не назовешь. Конечно же, большинству понятна простая истина о несовместимости веры с суевериями. Однако, как это ни печально, последователями суеверий являются не только «далекие» от веры и церкви люди, но и верующие, набожные христиане. И это, несмотря на то, что Православие наш народ принял уже более тысячи лет назад. Однако мы продолжаем бережно хранить эти душевредные обычаи. И даже более того, все эти бессмысленные традиции мы передаем из поколения в поколение, пытаясь обучить ими наших детей и внуков, с еще большим усердием, чем церковным обрядам и Таинствам, не задумываясь даже о том, какую опасность для души в себе таит неправильная вера.

Понаблюдаем за самими собой, за нашими родными и просто за людьми, которые нас окружают. Что же мы увидим? А увидим мы то, что суеверия присутствуют в…

Человек верит во многое. Когда его вера заключается в проявлении сверхъестественного при каких-то событиях или явлениях – это называется суеверием. Это слово обозначает пустую веру во что-либо. Как появляются суеверия, и какую они несут за собой угрозу? Душа человека нуждается в вере. И вот проявления какого-нибудь суеверия и есть попытка удовлетворения данной потребности. Суеверия очень сильно отличается от веры, так ка веры требует огромных усилий над самим собой. Такая не подлинная вера выступает в роли компенсации настоящей веры.

Суеверия не может появиться просто так, якобы на пустом месте. Не подлинная вера начинается еще с язычничества, на сегодняшний день ее используют как оружие сатаны. Вот таким странным «оружием» калечатся судьбы многих людей, наносится тяжелый вред душе. С помощью суеверия зарождается страх, а люди, прибывавшие в состоянии страха более уязвимы для нанесения вреда. Бывают случаи, когда суеверные люди, сами не подозревая, верят не в Бога, а в…

Павел Г., Вы писали:

> Коротко: В моем детсве к нам домой часто в гости приходила одна дальняя родственница, после ее ухода, как рассказывали мне потом родители, я рыдал и не долго не могли меня успокоить, у меня была какая-то боязнь к ней, а после ее посещений не мог долго уснуть и метался в сне…..
> Когда у меня пошли дети, она тоже к нам приходила, и происходило с ними тоже самое, только в более легкой форме.

Детям скорее всего лучше видно, кто из людей более погряз в тех или иных грехах, т.к. они еще чисты своей душой. Недаром же Господь призывал нас быть такими, как дети, «ибо таковых есть Царствие Божие.» (Лк.18:16)
В толковании на Евангелие от Луки у блаженного Феофилакта арх. Болгарского написано: «Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто.» и тут же в толковании на Евангелие от Матфея у него можно вычитать и такую фразу «…Господь…

Сообщение от Лев Николаевич Толстой

учение церкви (…) - собрание самых грубых суеверий

Лев Николаевич был не оригинален. Извиняюсь за копипаст, но уж очень

Черная кошка перебежала дорогу или положили ключи на стол, а на улице увидели ласточку, летящую низко над землей. Это просто события или они что-то значат?

В данной статье мы постараемся с вами разобрать такую тему, как русские приметы и суеверия. Познакомимся со значением этих терминов, а также узнаем несколько проверенных фактов относительно разных видов деятельности человека.

Чем отличается примета от суеверия

Считается, что примета - это то, что было «замечено», то есть повторяющееся событие при равных составляющих. Большинство из них связаны с погодой, однако есть и касающиеся остальных сфер жизни и деятельности человека.

Суеверие же происходит от фразы «то, во что верят всуе (то есть попусту)». Таким образом, получается, что к этой категории относятся случайные совпадения. На них никак невозможно повлиять, однако люди верят, что нужно лишь создать необходимый антураж, и это получится.

Единственная загвоздка заключается в том, что грань между этими двумя понятиями эфемерная. Фактически одно со временем перетекает в другое. При смене климатических условий русские народные становятся суеверием. А в ходе технического прогресса многие вещи становятся более понятными и переходят в категорию правил или примет.

Приметы по дням недели

Понедельник, среда и пятница в русской народной традиции считаются днями, когда не стоит начинать новое дело. Это не значит, что ничего не нужно делать, а наши предки были ленивыми. Отнюдь! Они были очень изобретательными и трудолюбивыми, примером этого служат потрясающие архитектурные памятники, некоторые из которых построены из дерева без единого гвоздя.

Просто считалось, что понедельник начинает всю неделю. И если что-то не заладится в этот день, значит, будешь мучиться и остальные шесть.

Эти два дня назывались тяжелыми, в отличие от них, вторник и суббота были легкими. Именно в это время лучше всего браться с нуля за любую работу. Также в дальний путь рекомендовали отправляться именно в эти дни, так как он будет легким и приятным.

В отношении денег существовало суеверие, что у того, кто возвращает или тратит деньги в понедельник, будет вся неделя расходной. А одалживание во вторник приведет к большому личному долгу.

Приметы русского народа часто переплетаются с вымыслом и суевериями, что, однако, не мешает руководствоваться подобными наставлениями многим людям.

Приметы по временам года

Некогда подобные наблюдения были основой метеорологических знаний, да и сегодня бабушки в деревнях, руководствуясь приметами, часто дают фору прогнозам погоды.
Давайте посмотрим, какие события вызывали особый интерес у наших предков.

Начнем с весны. В это время многие возвращаются с мест зимовок на места привычного обитания. Считалось так: если летят зяблики, будут продолжаться холода, а жаворонки, наоборот, несут тепло.

По полету гусей судили о дождливости весны. Если высоко летят, значит, месяцы принесут много влаги.

Много березового сока - будет дождливое лето, а купающиеся воробьи предсказывают мокрую погоду в ближайшее сутки.

Летние русские приметы обычно касаются исключительно осадков.

Если днем хором квакают в пруду лягушки, птицы волнуются и летают низко, муравьи прячутся, а цветы закрываются, значит, будет сильная гроза.

Осенние признаки рассказывали нашим предкам о погоде в последующие полгода.
Например, если листья начали опадать поздно, значит, ожидалась суровая и затяжная зима. А появившиеся в ноябре комары, наоборот, говорили о мягком и теплом снежном сезоне.

Зимой же русские приметы в основном ориентировались на признаки наступления оттепели.

Так, если деревья покрываются инеем, или ворона прячет голову под крыло, или вечерняя заря быстро перегорает, считалось, что вскоре наступят более теплые деньки.

Однако купающиеся вороны, суетящиеся и кричащие воробьи сулили метель и непогоду с заморозками.

Вот вкратце особенности окружающей среды, на которые обращали внимание наши деды для прогнозирования будущих событий.

Приметы с участием птиц

Как вы могли заметить выше, множество вещей, которые подмечают русские приметы, основывается на поведении пернатых. Да, это действительно так, ведь только эти представители местной фауны все время на виду. Рыбы, дикие животные, насекомые менее заметны или значительно реже встречаются в будничной жизни.

Сегодня некоторые этнографы выступают в защиту определенных суеверий, связывая их с результатом сбора урожая и погодой. Так, например, поведение птиц, предвещающее благоприятные условия для наполнения закромов, аналогично может указывать на удачу в финансовых делах и благополучие (как следствие большого урожая).

Итак, из суеверий, касающихся поведения птиц, благоприятными считались только нагадивший голубь, аист, свивший гнездо на вашей крыше, и стая птиц, летящая на вас.

Все остальные сулили несчастья. Мы сейчас не говорим о приметах, связанных с погодой, о них пойдет речь немного позже.

Как позвать богатство

Кроме погодных и плохих, есть еще и хорошие русские приметы. Сейчас мы поговорим о происшествиях, которые в народной традиции сулят улучшение финансового благополучия.

Кстати, большинство подобных примет перекликаются с популярной сегодня системой фен-шуй. Если эти знания применялись древними народами, которые не могли их заимствовать друг у друга, значит, в них, возможно, есть некий рациональный смысл.

Итак, не стоит держать в доме несколько веников, а хранить его нужно только держаком вниз, а метлой вверх. Также у славян обеденный стол считался символом достатка, поэтому поставленная на него пустая тара и упаковка показывают неуважение. Старайтесь избегать подобного поведения.

Также с восточной традицией инь-ян перекликается примета брать деньги левой рукой, а отдавать правой. Бережное же отношение к купюрам, скорее, имеет более глубокие корни, чем простые суеверия.

Если начинаете вести себя дисциплинированно, ценить финансы, не мнете банкноты, храните их в чистом и красивом кошельке, то очевиден положительный сдвиг во всей личности, и в финансовой сфере в частности.

Таким образом, получается, что большинство примет являются логическим следствием саморазвития и духовного роста человека.

Свадебные приметы

10 русских примет, которые стоит знать всем брачующимся, будут приведены ниже.
Итак, когда пара идет в загс, не стоит оборачиваться, ибо мысленное возвращение к домашним проблемам разобьет настрой и может привести к последующим ссорам.

На церемонии нужно постоянно быть рядом, а еще лучше держаться за руки. Считается, что так создается единое энергетическое пространство семьи.

Обручальное кольцо считается символом благополучия семейного очага, поэтому в старину его не снимали, тем более не давали никому мерить.

Колокольчики, ленты, банты и шум свадебного кортежа обязаны отвести сглаз от молодоженов и привлечь позитивные энергии.

Каравай с солью - символ матушки-земли и благополучия. Если во время церемонии один из супругов не откусил от него кусочек, семью ждет скорый развод.

В дом жених вносит невесту на руках в знак легкости будущей жизни.

Когда они переступают порог, молодой должен первым шагом стать на полотенце и пройти по нему, раздавив несколько старых тарелок. Считается, что таким способом молодожены прощаются со старой жизнью. А рушник же хранился всю жизнь, как оберег.

Кстати, в старину стакан, разбитый на свадьбе, отнюдь не сулил удачи. Его просто старались нейтрализовать фразой «на счастье». Целые же фужеры хранят в семье, как талисман благополучия.

Когда молодые едут венчаться, следует выбрать один путь, а домой возвращаться другим.

Ничего из свадебных аксессуаров никогда не дается на примерку другим людям, ни до, ни после церемонии. Даже родственникам и подругам.

Плохие приметы

Поговорив о хорошем, стоит упомянуть и плохие русские приметы. Далее будут озвучены самые распространенные суеверия, связанные с несчастьем.

Соль в XVIII веке была на вес золота, поэтому рассыпанной она сулила ссору. Как противоядие от негатива, рекомендовалось все обратить в шутку, например, посыпать ею голову.

Свист в доме также не приветствовался. Считалось, что им можно привадить нечисть.

Одежда, одетая наизнанку, характеризовалась однозначно: «пьян или бит будешь». А часто - и первое, и второе.

Все приметы, связанные с порогом, в своей основе имеют традицию закладывать под него часть праха пращуров для защиты. Поэтому здороваться, наступать или что-то передавать через него запрещалось.

Также считалось, что ходить по чужим незнакомым следам не стоит. Можно было «подобрать» разные несчастья.

Русские приметы о природе

Наверное, самые распространенные и общепризнанные - это русские народные приметы о погоде. Они единственные не обладают ни малейшим намеком на мистический подтекст и построены на наблюдениях за животными и стихиями.

Например, низко летящие птицы, волнующиеся пернатые, громко квакающие лягушки, закрывшиеся днем цветы показывали, что скоро будет дождь.

Кошка, свернувшаяся клубком, показывала близкий мороз, лежащая на спине - жару.

«Купающиеся» в пыли птицы также говорили о теплой погоде.

Таким образом, большинству примет, которые касаются явлений природы и температуры окружающей среды, стоит верить. Они основываются на инстинктивном поведении животных и растений, которые обладают большей чувствительностью, чем люди.

Отношение метеорологов

Есть люди, которые больше верят в приметы, а есть и те, кто доверяет лишь прогнозу по телевизору.

Сами же метеорологи говорят, что многие русские приметы обладают научной ценностью. За столетия наши предки научились соотносить цветение деревьев и время высадки разных культур, состояние растений и поведение рыб и животных.

Так, например, когда созрели семена подсолнуха, считалось, что пора ловить сома. А распустившиеся сережки на кленах сигнализировали о необходимости сеять свеклу.

Приметы обо всем

В этой статье мы с вами вкратце познакомились с большинством примет, касающихся определенных сфер жизни.

Напоследок приведем еще несколько интересных народных заметок.

Например, чтобы выгнать тараканов из дому, нужно было поймать их по числу домочадцев, посадить в лапоть и выволочь через порог на другую сторону дороги.

Если сын похож на мать, а дочь на отца, это, как считалось, к счастью. Если же дети больше напоминают соседа, то быть беде.

Удачи вам, дорогие читатели!

Лев Успенский

Вы, наверное, читали "Приключения Гекльберри Финна"? Однажды Гек Финн, сидя вечером в мезонине вдовы Дуглас, грустно размышлял в одиночестве о печальной судьбе хорошо воспитанных мальчиков.
"Вдруг померещилось мне, – вспоминает он, – будто слышу стон мертвеца... У меня сердце замерло от страха... Как нарочно, паук пополз по моему плечу. Я смахнул его, и – прямо на свечку, он в ту же минуту вспыхнул и съежился.
Я великолепно знал – это очень плохая примета: она предвещала беду! Я совсем струсил, мигом стащил с себя платье, перекрутился трижды на одной пятке, каждый раз крестясь, а потом туго перевязал ниткой прядь своих волос, чтобы отогнать нечистую силу. Но успокоиться не мог.
Все эти фокусы полезны, ежели ты нашел и вновь потерял подкову. Но откуда я мог знать, что нужно делать, чтобы отогнать беду, если тебе до того не повезло, что ты погубил паука?.. "
Вам смешно? А мне скорее грустно. Смелый, неглупый мальчуган вдруг совершенно одурел: крутится голый в пустой комнате на одной ножке, крестится, завязывает хохол на голове и всё из нелепого страха. Как же! Случилось нечто ужасное: он нечаянно раздавил паука! Что же происходит с Геком?
Таким его сделала вера в приметы.
Перечитайте-ка ещё раз великолепную книгу Марка Твена, и вы сами ужаснётесь. Гек Финн жалел "воспитанных мальчиков" за то, что их по рукам и ногам связывают всевозможные приличия. А в действительности и он сам и его лучшие друзья были опутаны ещё более назойливой паутиной самых бессмысленных предрассудков, да притом ужасно мрачных и зловещих.
Увидев на небе тоненький серпик молодого месяца, вы либо полюбуетесь им, либо вовсе не обратите на него никакого внимания. А смелый Гекльберри сразу же ощутил бы дрожь ужаса.
"Я всегда знал, – говорит он, – что нет на свете безумнее поступка, чем смотреть на молодой месяц через левое плечо. Старый Ганк Беккер сделал это как-то и даже кичился своей смелостью. Но что же? Не прошло и пары лет, как однажды, напившись вдрезину пьяным, он свалился с башни и расшибся в лепешку! А все потому, что смотрел на месяц через левое плечо... "
Вы умираете со смеху: ну и чудак этот Гек! Пьяный лезет на крышу и расшибается, а виноват месяц, на который он взглянул "пару лет назад"! Что за глупость! Но Гек ведь вовсе не глуп; он суеверен. Правда, это одно другого стоит.
Трудненько жить на свете такому человеку. Всё вокруг грозит бедой, во всём скрыт какой-то страшный, тайный смысл.
Закричала сова – обязательно кто-нибудь в доме умрёт. Пролетел козодой – ещё того хуже. Завыла бродячая собака – и это к большой беде. Надо скорее выяснить, к кому она при этом стояла хвостом, а к кому мордой: тому-то и грозит несчастье!
Опрокинуть солонку – дурной знак. Стряхнуть скатерть после заката солнца – да лучше повеситься! Начать дело в пятницу – безумие: пятница – "тяжёлый день"; вас обязательно постигнет неудача. Вот и запомни всё это и покрутись тут, чтобы ничего плохого не случилось!
Здравомыслящему человеку не то что смешно, ему просто досадно читать об этом. Понимаешь великого насмешника Твена, который всю жизнь зло издевался над подобной ерундой.
Но у героев Марка Твена есть хоть то оправдание, что они были невежественными американскими мальчишками 19 века.
А вот скажите мне откровенно: у вас в классе или в доме нет среди ребят и взрослых таких Геков и Джимов, которые в приметах "собаку съели"?
Я знаю одного юношу, кончающего среднюю школу. Парень он как будто неглупый, но твёрдо убеждён, что любой экзамен можно сдать на пятёрку, ничего не уча, если только не умываться. Весной на него смотреть противно: на шее чёрный воротник, руки точно в перчатках... А экзамены всё равно проходят неважно: должно быть, учителя этой приметы не знают. Впрочем, он сам объясняет неудачи тем, что его нет-нет, да и заставят вымыться.
Знаю я также одну девочку. Она никуда не пойдёт, если кошка перебежит ей дорогу. А если уж непременно нужно идти, скажем, в кино, так она, прежде чем пересечь "роковой след зверя", крутится, как Гек Финн, трижды на пятке.
А вот младшая сестра этой девочки кошек не боится, но зато, если она идёт в школу и опасается, что её спросят по математике, она трижды с размаху садится на учебник. Но её словам, после такого упражнения, собственно, уже всё равно, как отвечать: пятёрка обеспечена. Такая удобная примета!
Есть у меня знакомая семья, куда не так-то приятно приходить. Там у всех нервная система не в порядке. И понятно, почему. Мама услышит, что сын в комнате свистел, волнуется: ясно, теперь денег в доме не будет! Дочь в отчаянии: обрывала лепестки ромашки, я на цветке оказалось чётное число лепестков, – значит, её не любят. Бабушка ходит злая: ей подарили серебряный ножик для фруктов, а дарёные ножи к несчастью.
Фу ты, пропасть! Да как же можно жить, если верить во всё это! И, спрашивается, что же такое эти несчастные приметы? Откуда они взялись? Имеют ли они какую-нибудь силу и значение?
Попробую ответить на эти замысловатые вопросы.
Прежде всего, примета примете рознь. Точнее говоря, приметы бывают двух сортов: разумные и нелепые. И их надо уметь различать.
Есть у Пушкина великолепное стихотворение, так и озаглавленное –

Приметы

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град...

В этих чудесных стихах поэт говорит о мудрых и полезных приметах. Явления мира связаны между собою: часто одно из них неминуемо влечёт за собой другое. Заметив первое, можно второе предсказать заранее, когда оно еще не произошло. Иногда эта связь очень проста, её может приметить каждый. Небо затянуло тучами: вероятно, скоро будет дождь. Сверкнула молния – это верная примета, что сейчас ты услышишь удар грома. Подобные вещи "предсказывать" так просто, что никто не видит тут ничего особенного, никаких "примет".
Но встречаются явления, которые связаны друг с другом не так просто и близко. Перед дождем ласточки начинают кружиться над землёй и водой. Перед хорошей солнечной погодой она, наоборот, весело выписывают свои виражи высоко в небе. Полёт ласточек издавна служит приметой погоды. Наши предки ещё в древности приметили связь между этими явлениями, только они не умели её объяснить.
А теперь мы знаем: ласточки не просто "танцуют" в воздухе, они гоняются за насекомыми, а насекомые устроены так, что их нежные тельца являются отличными "гигрометрами". Они чувствуют изменение влажности воздуха задолго до того, как его заметит наша грубая кожа. Приближающаяся сырость прижимает насекомых к земле – сюда за ними спускаются и ласточки.
Наблюдательные и умные предки наши, еще не зная никакой науки, видели такие связи. Они стали предсказывать то, что ещё не случилось, но должно произойти. И такие предсказания часто были почти безошибочными. Опытных знатоков таких настоящих примет и сейчас легко встретить среди людей, близких к природе, – колхозников, охотников, рыболовов, моряков.
Но часто происходило и другое.
Когда-то в древности люди считали, что всё в природе одухотворено, всё обладает таинственной и скрытой от нас жизнью. Они думали, что вещи, растения, животные беседуют друг с другом, дружат, враждуют. Человек рождается и умирает, а они живут вечно. Наверное, древние камни или быстро бегущие реки мудрее человека. Так, может быть, они могут лучше нас знать и тайны будущего? И тот, кто научится разгадывать их невнятную речь, сможет предсказывать грядущее.
А нашим предкам очень хотелось овладеть этим искусством. Разве не удобно знать всё наперёд? Видя, что людям опытным и мудрым удастся предвидеть ход явлений природы, они приписывали эту способность волшебству. А раз это – волшебство, то почему же, предсказывая такой пустяк, как завтрашний дождь, кудесник не сможет ничего сказать о том, что всего важнее для меня на свете: я или мой враг погибнет в бою, скоро ли выйдет замуж моя дочь, удастся ли мне овладеть богатством? Кудесник судит о дожде по каким-то "приметам". Ну, так и я буду по "приметам" судить о том, что должно случиться со мной. А что может служить такой "приметой"? Да, по-видимому, решительно все необычное, малознакомое, редкостное и особенно всё таинственное и жуткое.
Этим рассуждениям помогало и вот что. Если не знаешь действительных причин явления, нелегко установить, какие на них зависят друг от друга, а какие – нет.
Разразилась гроза. Несколько дней спустя началось наводнение. Оно произошло после грозы и, очевидно, вследствие грозы: ливень вызвал разлив рек. Тут заключение справедливо.
Но ещё через два дня началась война. Она ведь тоже грянула после грозы! Почему же не считать, что гроза и войну предвещала?
Многие приметы, нелепые и вредные, сложились именно так. Наши далёкие предки не умели ещё отличать явления, случайно идущие друг за другом, от тех, которые друг с другом связаны, как причина и следствие. Много позднее люди подметили эту важную разницу и придумали мудрую поговорку: "После этого – не всегда значит "вследствие этого"! А в далёкие древние времена они не столько размышляли об огромном и суровом мире, окружающем их, сколько просто боялись его. Рядом с высокими горами, бесконечными далями, многовековыми деревьями, страшными животными невооружённые люди были такими слабыми и беспомощными! А особенно неодолимый страх овладевал ими в непроглядной темноте ночи, когда они не могли ничего видеть.
Очень любопытно поэтому, что во всякого рода "дурных приметах" большую роль играет именно чёрный цвет, цвет темноты, цвет мрака, а также всевозможные существа и явления, связанные с ночью.
Чёрные коты и порхающие только по ночам летучие мыши верой и правдой служат в сказках ведьмам и колдуньям. Чёрные псы, особенно когда они воют в глухую полночь, якобы предвещают несчастье. У многих народов чёрный цвет считается цветом печали, траура. Даже в человеческой выдумке – картах – и то чёрная масть считается плохой, неудачной мастью. Бесшумные совы, быстрые козодои, да и самые милые безобидные мышата – все они фигурируют в мрачных приметах, потому что их жизнь связана с мраком ночи.
Незнание и робость перед силами природы и породили большинство таких суеверных примет.
Так стоит ли верить в эти приметы?
Всем известно забавное и даже поэтичное гадание: кукушка кукует в светлом майском лесу, а девушки считают: сколько раз она выкрикнет своё звонко-печальное "ку-ку!", столько лет им и придётся прожить на свете.
Казалось бы, как знать: а вдруг да это правда?! Но подумайте вот над чем: голос кукушки в погожий тихий день слышен в круге диаметром примерно в километр. В таком круге в населённом месте одновременно слышат его десятки, иногда даже сотни людей, разных людей: ребят и седобородых старцев, молодых крепышей и умирающих больных, отчаянных забияк и девочек-тихонь. И что же, теперь всем вы придётся умирать совместно только потому, что это им накуковала одна кукушка?
В детстве я узнал такую примету: если впереди стада вечером идёт в деревню красная корова, будет ясно, если чёрная, значат, дождь. Мне очень хотелось, чтобы почаще светило солнце. Я выбегал каждый вечер навстречу стаду и непременно выгонял какую-нибудь "красуху" вперёд, оставляя позади всех её товарок чёрной масти. Моя бабушка с удовольствием отмечала, что первой прибыла красная телушка, и на другой день говорила: "Вот видите... Солнце, конечно, жарит во все лопатки! " Если же шёл дождь (что тоже случалось нередко), она сразу же забывала про эту примету и выдвигала другую: "Ну, понятно: недаром у меня вчера кости ломило!" Бабушка даже не подозревала, что переменами погоды самочинно заведовал я.
Приведу ещё третий пример, совсем из другой области.
За обеденным столом случайно сидели три немолодые женщины: русская, немка и армянка. На пол упала ложка.
– Ага! – обрадовалась русская. – Ещё какая-то женщина явится: ложка упала, – Почему женщина? – удивилась немка. – Такая примета есть, но ведь что упало? Ложка! "Дер лёффель" – это мужской род. Должен придти гость – мужчина...
– Ну, что вы! – возмутилась русская. – Чтобы мужчина пришёл, должен ножик упасть.
Немка и тут не согласилась.
– Ножик? Неправда! Ножик по-немецки среднего рода: "Дас мессер"! Армянка же вообще ничего не понимала в этом разговоре. Дело в том, что в армянском языке нет никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего, как и в английском, как и в турецком. У этих народов такая примета просто никак не могла бы сложиться.
Вот мне и кажется, что эти примеры довольно хорошо показывают всю неосновательность и пустячность подобных примет. Разумеется, никакой связи между падением ножа или вилки и приходом гостя нет и быть не может.
Всякая такая примета есть как бы маленькое гадание. Многие приметы и выросли из различных гаданий, теснейшим образом связаны с ними. Но гадания – это особый и очень сложный вид вреднейшего суеверия. О них стоит поговорить отдельно: у них есть своё прошлое, своя длинная история. Мы это сделаем как-нибудь в другой раз.

Рисунки Е. Ведерникова.

Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году — настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года».

Тяга к таинственному

Отец Александр, как появляются православные суеверия, почему в христианскую традицию примешиваются языческие обряды: через какое плечо правильно передавать свечу в храме и тому подобное?

Дело, я думаю, не в каких-то именно «православных» суевериях, а в том, что суеверность присуща человеческому сознанию в принципе. Народные, то есть догматически не просвещенные формы религиозного мировосприятия очень устойчивы. Не сомневаюсь, что есть свои специфически буддийские или мусульманские формы народной набожности. Античные и римские авторы, по-нашему язычники, например Лукиан, высмеивали суеверия своих современников. Что такое, собственно, суеверие? Слово «суеверие» было изобретено по аналогии со словами «суемудрие», «суесловие» в петровскую эпоху, для адекватной передачи латинского superstition. Эпохой ранее разные неподобные обычаи обозначались польским словом «забобоны», которое нет-нет, а попадается и сегодня в народной речи. Просвещенная часть общества начинает обращать внимание на суеверие тогда, когда устанавливается нормативное представление о вере, когда здравое понимание вещей противопоставляется нездравому. Феномен «суеверия» коренится в присущей человеку тяге к таинственному, которая в искаженном грехопадением мире является искаженным же стремлением к Таинству, к жизни в Святом Духе.

Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского , есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы в храме, они же уверовавшие, принявшие Христа. Но это принятие веры не огласило все окраины и закоулки личности: поверху — церковная жизнь с соблюдением всего предписанного уставом, а с исподу именно оккультное (т. е. скрытое, потаенное) убеждение, что существуют еще более секретные взаимосвязи в мире, нежели те, что открыто исповедуются Церковью. Кстати, многие представители «колдовского и целительского цеха» играют именно на этом тайнознании и посвященности для немногих в отличие от провозглашаемого во всеуслышание Евангельского благовестия.

Людям, которые подвержены суевериям, непросто объяснить, почему так или иначе поступать неправильно. Этим людям следует объяснять Христа и открывать для них Евангелие! В наше время люди массово причисляют себя к исповедующим православную веру, и правильно делают, но опыт подлинного богообщения все-таки очень редкий. И не в силу исключительности самого этого опыта (хотя это так и есть), но в силу того, что нужно искреннее желание проснуться. Пробудиться, очнуться, что ли. Искать Бога, а не только правильно выполнять установленные обряды.

Когда человек действительно вступит в личностный, подлинный диалог с Богом, откроет Его в себе, научится соотносить свое дыхание и свою жизнь с Ним, с Евангелием, тогда ему не надо будет объяснять, через какое плечо правильно передавать свечу. Все суеверия развеются как туман…

Моей родственнице как-то подложили под коврик у входной двери иголку, она очень испугалась сглаза, хотя, кажется, верующий человек. Как ее успокоить?

Испуганному ничего не докажешь, если он лишь только «немножко» христианин и при этом боится приворотов, заговоров и всех этих «вампирических» и «энергетических» воздействий. Как излечиться от трусости? Воспитанием смелости! Усилием воли, работой над собой, напряжением тех мышц, что расположены между ушами, то есть мозговой деятельностью, а также душевным трудом. Христос, несомненно, призывает нас преодолевать страхи и страхования. Ну хорошо, испугалась родственница: «Какой ужас, кто-то мне желает зла!» — а потом помолилась и вспомнила евангельское: «У вас же и волосы на голове все сочтены; Не бойтесь же…» (Мф. 10, 30 ) Не бойся! Господь с нами! Такая заповедь для верующего: не бойся приворотов, сглазов и ночных стуков! А уж если ты боишься, тебе ничего не поможет: хоть ты обложись святыньками и ходи в водолазном костюме, наполненном святой водой.

Человек перед лицом смерти

Двоеверие - это когда у людей две веры одновременно? Они по понедельникам верили в Бога, а по средам в лешего?

Нет. Вера у людей, с их точки зрения, была одна, они сами осознавали ее как христианскую. Но в реальности она включала в себя такой набор элементов, который к христианству имел мало отношения. Крестьянин, считающий себя православным, мог плевать через плечо, бояться черных кошек и при этом ходить в храм, молиться Богу, участвовать в таинствах. Я приведу яркий пример, на котором видно, насколько крепки были языческие верования и традиции в сознании христиан. В XIX веке, представьте себе, был такой обычай христосоваться с домовым! Хозяин дома на Пасху с красным яйцом шел в хлев или во двор, туда, где имеет обыкновение проживать домовой, и оставлял ему яичко «на Христов день». Так же было принято христосоваться с лешим, оставляя яйцо в лесу на пеньке. Человек, который так поступал, не видел противоречия в своих действиях, его сознание не раздваивалось, так как для него это была единая картина мира, когда домовой и святые находятся на одном уровне. Понятно, что менее вопиющие слияния и вовсе не замечались и считались нормой.

- А как же священники? Они же были грамотными, учились в семинариях? Неужели они не боролись с этим?

Сельский священник сам был из крестьянской среды и с детства впитал в себя те же бытовые правила. Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.

А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания, так как экономически зависел от сельской общины. Хотя чаще всего для священника все эти ритуалы были привычной бытовой нормой. Он не осознавал, что своими действиями отступает от Христа, и очень бы удивился, если бы ему это сказали. Языческое сознание в людях было настолько сильным, что подминало под себя христианские традиции, истолковывало их по-своему и сохранило некоторые суеверия до наших дней.

- Как же суеверия могут сохраняться среди образованных людей в современной жизни?

Чтобы культура народа сохранялась, существуют мощные механизмы передачи традиции от поколения к поколению. Гораздо более сильные, чем мы с вами можем представить. Иначе русские не были бы русскими, а китайцы китайцами. Благодаря этим механизмам мы можем говорить, что культура Александра Сергеевича Пушкина и наша культура — одна и та же. Именно эти механизмы и принесли к нам из Средних веков суеверия практически в неизменном виде.

Мир вокруг очень изменчив и малопредсказуем. Людям хочется подстраховаться, исполнив какие-то несложные магические ритуалы, которые сделают события более прогнозируемыми. Откройте любую газету и на последней странице вы найдете множество объявлений вроде «сильный колдун вернет вам здоровье», «потомственная прорицательница иссушит соперницу» и так далее. Это целая индустрия. Раз их так много, значит, они пользуются спросом, и языческое сознание действует в современных людях не меньше, чем в прошлые века. Это, конечно, крайние случаи, а сколько всяких «мелких магических ритуалов» исполняется ежедневно вокруг нас, которые мы и не замечаем!

Но современным городским людям, которых сейчас большинство, не нужно доить корову и знать ритуалы, которые с этим связаны?

Да, сейчас все можно купить в магазине, и большинство ритуалов и суеверий, «помогавших» земледельцам, стали не нужны. Но продолжают сохраняться те комплексы поверий, которые связаны с личной жизнью человека. Например, здоровье детей, благополучие семьи. Сохранились суеверия, связанные с беременностью и новорожденным ребенком. Спросите у любой рожавшей женщины, она, как только начинает вращаться в субкультуре себе подобных, ходить в консультацию, читать книги о беременности и родах, сразу же набирается «необходимых» ритуалов и примет. Среди беременных существует запрет покупать одежду до родов, чтобы не накликать на малыша смерть, запрет показывать малыша до года, чтобы его не сглазили, и так далее. Вся эта система суеверий продолжает существовать с древних языческих времен до сих пор!

- А появляются ли новые суеверия?

Есть и новые. Взять хотя бы космонавтов, людей образованных, связанных со сложнейшими технологиями. Казалось бы, они должны быть очень далеки от суеверий. Но если посмотреть, как они себя ведут перед стартом, мы увидим, что по уровню своего языческого мышления они совершенно не отличаются от крестьян времен Владимира Красное Солнышко. Космос — это такая сфера, где человек мало от себя зависит. И космонавтам очень нужна эта уверенность в благополучном исходе. Они пытаются его спрогнозировать, запрограммировать успешный полет, совершая ряд правильных ритуальных действий. Например, все космонавты смотрят перед стартом фильм «Белое солнце пустыни» — потому что Юрий Гагарин посмотрел, и его полет прошел нормально. Действует обычный для суеверия принцип «после этого», значит, «вследствие этого».

В плену символов

В кого же верят суеверные люди? От кого они надеются получить свое благо, исполняя магические ритуалы, высовываясь ночью из форточки в поисках халявы и так далее?

Суеверный человек может ни в кого не верить, как это ни странно. Он верит в причинно-следственные связи. Если вы грязными руками возьмете пирожок и скушаете его, то у вас потом может заболеть живот. Эта цепочка вам кажется вполне рациональной, потому что вы знаете о существовании микробов, которые с грязных рук перейдут на пирожок. Поэтому, когда человек выстраивает свою жизнь в зависимости от суеверий, он точно так же моделирует ее в рамках причинно-следственных связей. Если беременная женщина переступит через веревку, то пуповина обмотается вокруг шеи малыша. С точки зрения суеверного человека, это имеет свое рациональное объяснение, хотя часто он и не задумывается почему. В данном примере веревка по аналогии символизирует пуповину, и если беременная через нее переступит, то какое-то действие произойдет и с ребенком в утробе, наверняка он в пуповине запутается. А если человек стоит на пороге, это тоже плохо, потому что он стоит на границе между двумя мирами. То есть причинно-следственные связи выстраиваются в рамках символических моделей.

- Можно ли как-то понять, почему именно черная кошка приносит неудачу, а на корабль не берут женщин?

Весь символический мир описывается через систему бинарных оппозиций. То есть пары понятий: белый — черный, правый — левый, мужской — женский, верхний — нижний, полный — пустой. Один из этих элементов в символическом мире наделяется позитивным значением, а другой — негативным. Получается, что черный, левый, женский, нижний, пустой наделены негативным значением, а белый, правый, мужской, верхний, полный — позитивным. Из этого следует, что если на праздник первый гость пришел мужчина — это хороший знак для суеверного человека, а если по дороге из дома он встретит женщину, да еще с пустым ведром, — это знак вдвойне плохой. Отсюда понятно, чем не угодила черная кошка, почему женщина на корабле — плохая примета. Так можно разобрать многие суеверия. Даже у современных торговцев, я слышала, существует представление о том, что если первый покупатель мужчина, то день будет удачный, а если первой пришла женщина, то торговля пойдет плохо.

- Раз все эти обычаи так хорошо сохранились, наверно, они подкрепляются каким-то опытом?

Я думаю, что если человеку неизвестно это суеверие про мужчину и женщину и он просто торгует, не задумываясь об этом, то ему все равно кто к нему первый придет. А если человек верит в суеверия, то здесь работает очень мощный механизм самовнушения. Если торговцу через «первого покупателя мужчину» дан хороший знак, то он сам начинает чувствовать себя увереннее. И его психологический настрой способен влиять на ситуацию. Если студент идет на экзамен уверенный, что он ночью поймал в зачетку халяву, то он тоже чувствует себя защищенным и отвечает без страха. Вот и весь «подкрепляющий опыт».

Для большинства людей суеверия и приметы относятся к непонятным явлениям. С одной стороны, их не может объяснить наука. А с другой стороны, актуальность этих, на первый взгляд, бредовых предрассудков, подтверждается самой жизнью. Так что же такое приметы и суеверия?

Прежде всего нужно уяснить разницу между приметами и суевериями. На первый взгляд, эти слова синонимы, обозначающие одно и то же. Однако, не всё так просто. Вот такие определения этих слов даны в словаре:
Примета – явление, случай как предвестие чего-либо;
Суеверие – предрассудок, вера во что-нибудь сверхъестественное.
Теперь, отталкиваясь от этих определений, можно увидеть разницу между приметой и суеверием.

Что такое примета?

У всякого явления есть причина и следствие. А между причиной некоего явления и самим этим явлением всегда происходит ряд однотипных событий. Если взять одно из таких событий и сказать, что оно приведёт к определённому следствию, то это и будет примета. Примета – это всегда результат опыта. Опыта личного или коллективного. Можно привести примеры примет:

Если к вечеру стихает ветер, то на следующий день нужно ожидать хорошей солнечной погоды. Если же к вечеру ветер, наоборот, усиливается, то это к ненастью.

Холодный май – год хлебородный. Мох на камнях и на деревьях гораздо гуще с северной стороны.

То есть, примета – это некое событие, которое указывает на то, что спустя некоторое время произойдёт какое-то явление. Взаимосвязь приметы и явления, следующего за ним, если не объяснена научно, то подтверждается практикой.

А что же такое суеверие? Прежде всего – это предрассудок, основанный на страхах или желаниях человека. Ни для кого сейчас не секрет, что наша мысль материальна. Думая о чём-то, воображая что-то, мы, так или иначе способствуем реализации того, о чём мы думаем. Именно поэтому суеверия могут сбываться. Однако, суеверия, в отличие от примет, зависят не от общего хода вещей, а от мыслей человека.

Если человек настраивает себя на то, что в результате одного события произойдёт другое событие, то он невольно делает своё поведение, своё настроение, свои реакции, зависимыми от этого события. Например, если женщина верит в то, что кошка чёрная, перебежавшая дорогу это к несчастью, то она невольно начинает ждать это несчастье. Её настроение падает, активность снижается. Она начинает хуже управлять своей жизнью, и если она где-то не доглядит, то сразу же произойдёт «несчастье». Но, это «несчастье» - результат не общего хода вещей, на который эта женщина повлиять не в состоянии, а всего лишь результат её реакции на чёрную кошку.

С теми, кто не верит в суеверия, подобных «несчастий» не происходит, поскольку «нехорошее событие» не сильно изменяет их эмоциональных фон, поведение и реакции. Для таких людей чёрная кошка, перебежавшая дорогу – это всего лишь перебежавшая дорогу кошка чёрная, а не предзнаменование чего-то нехорошего.

Подводя итог, можно сказать, что примета – это признак будущего события, которое наступит независимо от воли отдельно взятого человека. А суеверие – это психическая настройка на определённый в результате некоего события. Эту разницу между приметой и суеверием очень важно понимать.