«Быть сестрой Патриарха почетно, но нелегко. Кем приходится патриарху Кириллу Лидия Леонова
![«Быть сестрой Патриарха почетно, но нелегко. Кем приходится патриарху Кириллу Лидия Леонова](/uploads/1068ee9da6ba40cbe480373a9c09c5e4.jpg)
Читайте также
Семья
О семье будущего Патриарха, может быть, и нет необходимости рассказывать многословно, то немногое, что знаем мы, красноречивее многих томов: его родители познакомились в хоре Казанского собора. За несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму, потом блокада, фронт, институт, работа – и рукоположение. Для нас – это сухие строки биографии незнакомых людей. Прочитаем еще раз: арест за несколько дней до свадьбы, затем блокада, с 1943 – воевал в действующей армии, а затем – начинать жизнь сначала – поднимать семью, получать профессию и работать, а затем оставить едва лишь построенное свое положение в миру, чтобы в 1947 (!) году принять священный сан.
Но оказалось, что тяжелое время только начинается: «Как раз тогда в Ленинграде начался новый этап борьбы с церковью, – рассказывает в одном из интервью Елена Михайловна Гундяева, сестра Патриарха. – Чтобы одним махом расправиться со священничеством, финансовый комитет придумал неподъемный налог – 120 тысяч рублей. Сравните – тогда машина «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Но если священник отказывался от служения, налог списывался… Естественно, ни о каком отказе от служения Богу у папы даже мысли не возникло. Мы продали все, что можно было продать, заняли деньги, и папа заплатил этот налог. Но потом он до конца жизни расплачивался с этими долгами». По суду на зарплату отца Михаила, а затем и на всю мебель в его квартире был наложен арест. Денег для выплаты долга, конечно, не хватило, пришлось занимать по храмам, по друзьям и знакомым. «Как мы жили, не понимаю, - говорит Елена Михайловна. - В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке всегда висела сетка-авоська с продуктами. Их приносили простые прихожане – люди очень скромного достатка. Чаще всего в ней была селедка и булка хлеба»...В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра – Елена Михайловна – директор православной гимназии.
Призвание
Тяжелое денежное положение семьи заставило Владимира с 8 класса жить отдельно: «Я не мог, чтобы родители обо мне все время материально заботились. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, продолжая учиться в вечерней школе». В экспедиции он проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, закончил среднюю школу.
Служения Богу во священном сане Владимир Гундяев не искал сам, он был призван на церковное служение. Одним из любимых его предметов была физика, и он хотел продолжить учебу в университете. На вопрос о том, какой путь выбрать, владыка Никодим (Ротов) ответил ему: “Физиков очень много в нашей стране, священников мало. Поступай прямо в семинарию ” . Никогда, никогда я не жалел, что послушался»
Так, исполняя послушание, юноша приходит к церковному служению и монашеству, всю жизнь воплощая завет владыки духовника: «Конечно, человек остается человеком, и монашеская не самая простая, как и семейная жизнь. Все зависит от вашего стиля жизни. Владыка Никодим меня учил следующему: ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя никогда его не было. У самого Владыки не было и у меня с тех пор свободного времени нет».
Монах
Патриарх - одним из самых молодых из архиереев Русской церкви принял монашеских постриг: из 62 лет своей жизни уже 40 лет монах. В 22 года молодой человекпринимает решения оставить мир и до конца жизни служить Церкви.
С благодарностью он вспоминает данный ему тогда совет преподавателя Ленинградской Академии протоиерея Евгения Амбарцумова. Отец Евгений –- сын священномученика Владимира Амбарцумова один из мудрейший пастырей своего времени, заботливый отец большой семья (одна из его дочерей – матушка Мария Ильяшенко, супруга прот. Александра Ильяшенко и мать 12 детей): Когда отец Евгений узнал, что Володя подал прошение о постриге, спросил молодого человека: «Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал? Ты же решил судьбу, не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати- и сорока- и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал “да”. А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний потом плеваться на тебя будет?» - «Не знаю. На это ответа у меня нет» - ответил будущий Патриарх. – «Тогда я просто провел черту и сказал – вот, это тот день, 27 марта 1969 года, когда я должен решить. Если я к этому времени не женюсь, принимаю монашество. И я не женился и принял монашество».
Ректор
Окончив Академию с отличием, будущий Патриарх остается преподавать и, как рассказывал он потом, мечтал всю жизнь посвятить науке и преподаванию. Когда архимандрита Кирилла назначают ректором Академии, ему 29 лет. Молодой юноша, возраста не самых взрослых студентов семинарии становится ее ректором и успешно руководит семинарией в течение 10 лет.Затем его ждет отставка – перевод в Смоленск. Тогда Святейший Патриарх Алексий сказал ему: «Владыка, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было бы быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было» - рассказывал митрополит Кирилл. Возможно, это была инициатива светских властей – это было время постоянного перевода талантливых священнослужителей с одного места служения на другое, возможно, это произошло не без участия будущего раскольничьего лжепатриарха Филарета, которому тогда не понравились идеи владыки Кирилла по проведению торжеств 1000-летия Крещения Руси. И владыка отправляется на новое служение. Он рассказывал потом, что не искал никогда высоких чинов и продвижения «Если бы я искал, то так и сказал бы, что я хотел всегда еще больше послужить Церкви, принести еще большую пользу». И как красиво и убедительно прозвучали бы эти слова! Но Святейший мечтал о научной работе и именно от нее он был оторван переводом на новое место служения. Науку он не оставил – издано множество его книг, многие переведены на иностранные языки и широко известны за рубежом.
Проповедник
![]() |
Патриарх много работает над текстами выступлений, вспоминается, случай, когда наша редакция ждала от пресс-службы текст одного приветственно слова владыки Кирилла, который мы хотели опубликовать вместе с аудиозаписью. Тогда нам объяснили, что Владыка почти всегда что-то меняет в своей заранее составленной речи, многое говорит по-новому, а затем выправляет текст, самостоятельно и тщательно редактируя его. Казалось бы, что удивительного, только даже опытный оратор может несколько недель писать доклад, а владыка Кирилл выступает несколько раз в неделю, иногда и каждый день. В такой обстановке сложно найти силы даже для простой записи содержания речи, а как долго трудно бывает найти правильное сравнение, образ, собственно пафос речи, как трудно завтра не повторить того, что сказал сегодня, и что все слышали еще вчера, как много сил уходит на то, чтобы речь была содержательной!
![]() |
Завершая очерк, хотелось бы сказать несколько слов к тем нашим читателям, кто с некоторым скепсисом относящихся к выбору Святейшим Патриархом митрополита Кирилла. Патриарх был избран Поместным Собором – всей Русской Православной Церковью. И так мы можем понять, что такое послушание Церкви. В одной книге автору этих строк встретились такие слова: «Послушание – это не когда твоя воля совпадает с благословением. Послушание – это когда что-то очень не хочется делать, а ты делаешь». Таково решение Церкви, членами которой мы являемся и нам это решение нужно разделить и благодарно принять. Лучше всего это чувство описал служащий в Москве клирик одной из Поместных Церквей: «На Востоке говорят: муж моей матери – мой отец». Избранный Церковью Патриарх – наш Великий Господин и отец.
Это лишь несколько штрихов к портрету, о котором показалось так важно напомнить сегодня. Другие смогут рассказать больше, а больше всего о каждом из нас говорят наши дела. Дела митрополита Кирилла удостоили его избрания Патриархом всей Церковью. Теперь он несет тяжелый Крест Патриаршего служения. «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием», сказал Патриарх Кирилл в день интронизации. А мы ему должны помогать делами, а главное – искренней и горячей молитвой.
Copyright 2004
Известный немецкий журнал «Штерн» по дремучему невежеству своих сотрудников в свое время - еще когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещал Германию в сане Митрополита Смоленского и Калининградского - рассказал читателям о семье и личной жизни монаха Кирилла . И об уютном домике в Швейцарии, и об увлечении горными лыжами и быстрой ездой на спортивных автомобилях, и о его жене, и даже о детях и собаках… А из пущего уважения даже назвал о.Кирилла ни много, ни мало, но «отличным семьянином» .
Надо сказать, что Лидия верная гражданская супруга и ровесница святейшества, а не молодая "содержанка - баловница". Они со "святейшеством" родили хороших и умных детей. Другое дело, почему РПЦ не говорит правду и почему у Лидии продолжается табачный (от дьявола) бизнес? Почему РПЦ считает обычное зачатие (дар Всевышнего) порочным?
Вот ведь нехристи какие! Нет, чтобы позвонить в ПиАр-службу Патриархии и узнать, как надо правильно рассказывать читателям о тяжкой отшельнической молитвенной жизни высокопоставленных монахов! Ну, ей-богу, как самоеды малые - «что вижу - то и пою!»
В результате с тех самых пор и «склоняют» всякие богохульники-ахальники бедную Лидию Михайловну Леонову во всех мыслимых падежах. Даже сам Святейший в связи с недавним квартирным скандалом был вынужден оправдываться - мол, не жена она мне, а всего лишь боевая подруга, со мной на одной жилплощади прописанная. Это, мол, сестра моя, типа, «монахиня в миру». Говоря «сестра», надо полагать, он имел в виду, конечно, не свою единственную на всем свете сестру Елену, но «сестру» по вере, по духу предпринимательства. Он, ведь, обычно так ко всем и обращается: «Братья и сестры!». Стало быть, и Лидия Леонова ему тоже «сестра», хоть и не родная.
Лидия Михайловна Леонова - (27.01.1947) - «Монахиня в миру», которая уже 38 лет - еще с далекого «советского» 1974 года - неотступно сопровождает по жизни монаха Кирилла. Переезжает вместе с ним на все новые места жительства, сопровождает в поездках и участвует в его коммерческих предприятиях. По данным злопыхателей, на ее имя было зарегистрировано более 300 табачных коммерческих организаций. Именно Лидию Михайловну имели в виду сотрудники «Штерна», когда назвали Кирилла «отличным семьянином», и именно она теперь официально прописана в квартире и проживает совместно с монахом Владимиром Гундяевым.
А вот как об этом в интервью Юрию Васильеву (23.03.2012) рассказывает главный редактор независимого сетевого ресурса «Портал-Credo.Ru» Александр Солдатов: «Вопрос: Про вариант с сестрой говорили выше. Есть ли более-менее официальные разъяснения, кем приходится монаху Кириллу Лидия Леонова? Кроме коммунальной соседки, естественно. Ответ: Официальная историография умалчивает о госпоже Леоновой. ... Есть неофициальная историография, которая берет свое начало от публикации немецкого журнала «Штерн» примерно в 1993-1994 годах, где митрополит Кирилл описывается как «примерный семьянин». И даже утверждается, что у него есть дети. Далее наш портал со ссылкой на разные источники - в частности на Сергея Бычкова из «Московского комсомольца», который проводил разные расследования, касающиеся жизни будущего патриарха, - несколько лет писал о том, что эта госпожа Леонова является дочерью некоего чиновника из Ленинградского обкома партии. С ней будущий патриарх познакомился еще в начале 70-х годов, когда он был студентом Ленинградской духовной академии. … с тех самых пор она везде его сопровождает - и в Смоленске жила, и теперь в Москве. Поэтому слово «сестра», может быть, стоит понимать в духовном смысле, а не в физиологическом». (http://www.svobodanews.ru/content/article/24525100.html).
Елена Михайловна Гундяева - настоящая и единственная сестра Святейшего. Посвятила свою жизнь Церкви, многие годы работает директором православной гимназии и гордится своим братом.
Впрочем, не только германские, но и патриархийные «чудилы» тоже мышей не ловят (деловая хватка у них не та, что у самого Кирилла!). Нет, чтобы оперативно все биографические «апокрифы» подчистить, так они так их и оставили по сей день - есть, мол, у Кирилла только сестра Елена-богомолка и только брат Николай-богомолец.
Эту ночь не спал не только наш старший брат Николай, но и я тоже, - устало улыбается Елена Михайловна . - Мы все очень переживали за Владыку. Молились, чтобы Господь устроил все так, как нужно для Церкви Божией. Напряжение спало, лишь когда объявили имя нового патриарха. Мы поздравили владыку с избранием на Патриарший престол. Его голос звучал очень устало, он тоже почти не спал в ту ночь. Владыка сказал, что берёт на себя этот крест и будет его нести. Это избрание для владыки - очередное служение Церкви. Сегодня он уже в делах, Собор-то продолжается... Разговаривали мы с ним недолго, я ему сказала очень личные слова, сестринские. Мы все за него молимся. Чтобы Господь его укрепил, дал ему здоровья. Ведь на всё воля Божья. А чтобы принять эту волю, надо иметь здоровье.
Миссия
Владыка Кирилл привык во всем полагаться на Божью волю, - рассказывает его родная сестра Елена Гундяева. - Его ведёт сам Господь...
Так получилось, что число «27» стало для владыки Кирилла судьбоносной датой. Почти 40 лет назад 22-летний студент Ленинградской духовной академии Владимир Гундяев раз и навсегда определил свой путь, подчеркнув в календарике произвольно выбранную дату - 27 марта 1969 года: «Если до той поры не встречу девушку, с которой буду готов пройти через всю жизнь, то принимаю монашество». И, не встретив любимой, принял постриг...
Это решение не было какой-то случайностью, - уверена Елена Михайловна. - Его подготовила вся история нашей семьи - и трудная, но прекрасная жизнь нашего папы протоиерея Михаила Гундяева, и трагическая, полная испытаний судьба деда, священника Василия Гундяева... Они пострадали за веру - папа 4 года провел на Колыме, а дед прошел 46 тюрем и 7 ссылок... Именно они открыли для нас - и для владыки Кирилла, и для нашего старшего брата отца Николая - эту дверь служения Господу...
Митрополита Кирилла тоже избрали патриархом 27 числа - в нынешнем январе. Воистину это знак судьбы...
Отец
Михаил Гундяев стал священником в 1947 году.
Как раз тогда в Ленинграде начался новый этап борьбы с церковью, - вспоминает сестра митрополита Кирилла. - Чтобы одним махом расправиться со священничеством, финансовый комитет придумал неподъемный налог - 120 тысяч рублей. Сравните: тогда машина «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Но если священник отказывался от служения, налог списывался... Естественно, ни о каком отказе от служения Богу у папы даже мысли не возникло. Мы продали все, что можно было продать, заняли деньги, и папа заплатил этот налог. Но потом он до конца жизни расплачивался с этими долгами, - с болью говорит Елена Михайловна. - Как мы жили, не понимаю... В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке всегда висела сетка-авоська с продуктами. Их приносили простые прихожане - люди очень скромного достатка. Чаще всего в ней была селедка и булка хлеба.
Помню, как инспекторы приходили описывать имущество за долги. Было страшно: мне шесть лет, я гуляю во дворе, а мне кричат: «Ленка, к вам идут!» Приходила бесцветная женщина в вязаной шапочке в очередной раз описывать имущество. Я мчалась наверх, взлетая на пятый этаж, чтоб мама только была готовой к тому, чтобы открыть дверь этим людям, а описывать уже было совершенно нечего. Книги, слава Богу, не описывали. Что у нас оставалось - только библиотека...
Но при всей бедности мама всегда нас поила чаем из чашечек с блюдечками. Несмотря ни на что! Она нас воспитывала, что даже в трудные годы человек не должен терять облика и подобия Божьего. Это осталось на всю жизнь. Беда приходит, и ее надо пережить, не потеряв внутренний мир. Тогда ты вынесешь любое несчастье. А бед у нас было много.
Педсоветы
Дар проповедника, которым владыка Кирилл известен миллионам людей, закладывался еще в детстве. 13-летнего Володю Гундяева закалили... педсоветы.
Во время хрущевских гонений папу, как очень яркого проповедника, сослали служить в захолустное Красное Село, - рассказывает Елена Михайловна. - Нам выделили половину старого дома, с мышами и инеем по углам. Тогда наш старший брат Николай поступил в семинарию, а мы с Володей поехали жить с родителями в этот дом. И в школе у нас начались очень большие проблемы. Все знали, что мы поповские дети, не идем в пионеры по принципиальным соображениям. И нас сразу принялись «обрабатывать» - мне предлагали стать председателем совета дружины, поехать в пионерлагерь «Орленок» - только вступи! Мой отказ сказывался на оценках... У владыки Кирилла совсем была жуткая ситуация. Его, 13-летнего мальчишку, вызывали на педсовет и начинали прорабатывать. Им очень хотелось его перевоспитать и во всеуслышанье заявить об этом: мол, «детей такого попа мы переделали»! Представьте, в учительской собирался весь педагогический коллектив - от завучей до старшего пионервожатого. И начиналось: «Откуда все взялось?», «Почему вы верите в Бога?» Владыку пытались загнать в тупик. А поскольку папа с нами занимался Законом Божьим с детства, Володя, еще будучи маленьким мальчиком, мог оперировать такими текстами, которых люди вообще не знали, и он побеждал! И я помню, какой после педсоветов он приходил домой довольный! Рассказывал родителям об этих диспутах, и они сыном гордились. Педсоветы и закалили владыку, научив мгновенной реакции и искусству дискуссии...
Время
Владимир Гундяев закончил семинарию и академию меньше чем за 4 года - вдвое быстрее, чем его сокурсники.
А знаете, как он учился? - говорит Елена Михайловна. - Ложился он в 24.00, а вставал ровно в 4.15. Выпивал чашечку кофе, через два часа - вторую чашечку. В 8 часов я шла в школу, а он уходил в Духовную академию или работал до вечера. И таким образом он сдавал один предмет за четыре дня - только в его случае это были не дни, а сутки. Он считал, что не имеет права тянуть время.
Так же, как его решение не жениться: ведь он не женился не специально, потому что хотел стать монахом, а потому что не получилось: «Всё, значит, я больше не полюблю, а время-то идет, а служить-то надо!»
Икона
Нашего папу до конца жизни звали отцом Михаилом Смоленским, ведь он начал служить в храме Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. И потом, когда его сына, владыку Кирилла, перевели в Смоленск, назначив митрополитом Смоленским и Калининградским, все воскликнули: «Промысел Божий!» И ведь действительно, эта Смоленская икона словно ведет его по жизни.
Елена ЯРОВИКОВА, Елена ЕВСТРАТОВА, Игорь ВАСИЛЬЕВ, Life.ru
Цитата: В 21 год он принимает из рук Никодима монашество с именем Кирилл и становится иеромонахом. Тогда же начинается его «внешняя церковная деятельность»Ни в одну из его официальных биографий никогда не попадет история знакомства с Лидией Михайловной Леоновой - юной и симпатичной дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения, которые, между прочим, дали повод некоторым западным журналистам, плохо разбирающимся в православных канонах, назвать владыку Кирилла «примерным семьянином». Говорят, что сейчас по домашнему адресу Лидии Михайловны в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий, так или иначе связанных с бизнесом самого митрополита.
Цитата: Публицист Владимир Голышев в своем блоге приводит ссылки на официальную биографию патриарха: сестра у него есть, но ее зовут Елена, подвизается на духовной ниве - директорствует в православной гимназии. Сестра Лидия в имеющихся материалах не значится.
Цитата: - Имя Лидии Леоновой впервые всплыло в конце 90-х годов - когда выяснилось, что на нее зарегистрировано несколько коммерческих структур в Смоленске, где епархиальным архиереем был нынешний патриарх Кирилл. Эти структуры, в частности, занимались и пресловутым табачным бизнесом - контролировали там какую-то торговлю табаком, инвестициями разного рода занимались.В результате этого стяжательства (квартира - это один из эпизодов) подставил свою паству и нанес больший вред РПЦ чем все атеисты, вместе взятые!
Есть основание предполагать, что Лидия Леонова, которую будущий патриарх привез с собой в Смоленск еще из Ленинграда, является его неким финансовым агентом, по меньшей мере, и достаточно близким человеком, раз они живут в одной квартире. […]
Цитата: В смятенное время максимального раздрая в обществе, церковь теоретически могла бы стать оазисом миролюбия, а может быть, и проводником к установлению гражданского согласия. А стала - прямо наоборот.Для противников нынешней власти РПЦ за какой-то месяц оказалась в одной нехорошей компании с Партией жуликов и воров и Министерством садизма; В. Гундяев стал в ряд с В. Путиным, а В. Чаплин - чем-то вроде нового Суркова.
Это очень-очень-очень печально.
И обидно. Потому что на «Единую Россию» наплевать - через десять лет этого названия никто не вспомнит; менты-опричники водились у нас всегда, и всегда народ их ненавидел. Совсем другое дело - русская православная церковь…
Изумительные святые, великие мыслители, глубочайшая культура, подвижники и мученики - всю эту светлую вечность Гундяев сотоварищи с легким сердцем подставили. Да, скорее именно они, облеченные властью и санами, а не девчонки из панк-группы, обычные масленичные юродивые, может и оглашенные, но искренние .На нынешнюю РПЦ никто сверху не давит и репрессиями не грозит.
Она спокойно могла бы сохранять нейтралитет в грязной политической заварухе и заботиться о душевном равновесии своих прихожан. Но нет - что-то (алчность? властолюбие? круговая порука?… не знаю) заставило патриарха Кирилла стать одним из «первых учеников» в классе Путина .Возможно, часть паствы это подстегнет к погромам, другой части - укажет на выход из храма . Радоваться нечему в обоих случаях.
Самару посетила проректор по культуре Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева.
8 марта, в праздник обретения мощей Блаженной Матроны Московской (то есть и для верующих это все равно женский день!), в духовно-просветительском центре «Кириллица» встречали гостью весьма необычную. Самару посетила проректор по культуре, заведующая регентским отделением Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева. Как, наверное, уже догадались читатели, она родная сестра Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Самару Елена Михайловна приехала для того, чтобы посетить регентское отделение Самарской Духовной семинарии, где она побывала накануне, 7 марта. А уже на пути в аэропорт по благословению Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия Елена Михайловна Гундяева заехала в центр «Кириллица», где ожидал ее настоятель Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников.
И вот уже кадетский духовой оркестр играет торжественный марш, встречая почетную гостью. Белобрысый ученик первого «К» (от слова «Кириллица») класса Сильвестр Стрельников в красивой кадетской форме с погонами вручает букет белых роз высокой гостье . Конечно же, внимание всех приковано к сестре Предстоятеля Русской Церкви. Ведь какой бы духовной высоты ни достиг человек, все равно рядом с ним остаются те, кто связывает его с детством, с родом, семьей. Все равно ведь нет на земле уз крепче кровных, конечно, если эти узы еще и подкреплены духовным родством.
В семье петербургского священника Михаила Гундяева было трое детей. Старший, Николай Гундяев, ныне протоиерей, служит настоятелем Спасо-Преображенского храма города на Неве. Он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Вторым шел Владимир Гундяев, будущий Святейший Патриарх Кирилл. А младшей в семье была Елена. И вот она приехала к нам в Самару.
Это дети сами играют?! Какие молодцы… - Елена Михайловна с улыбкой кивает в сторону ребят в кадетской форме, застывших в просторном фойе за музыкальными инструментами, оркестр в эту самую минуту наяривал что-то приподнятое, подобающее минуте. -
У вас здесь такой настоящий народ, прям ух какой!.. Подъезжали сюда, к храму, духовному центру, и уже у меня дух захватывало. Такой величавый вид!
Эти простые теплые слова на всех встречающих действуют умиротворяюще. Первое волнение улеглось, и отец Сергий Гусельников на правах хозяина проводит экскурсию по духовному центру «Кириллица». «Да у вас здесь целый дворец!» - восхищается Елена Михайловна. Первым на нашем пути открывает свои двери музей духовной культуры. Клирик Кирилло-Мефодиевского собора священник Максим Соколов приглашает гостью в мир красивых походных шатров, воинских доспехов, средневековых игрушек и исторических реконструкций…
Как хорошо, что ребята могут сюда прийти, всё это потрогать, на себя примерить доспехи, наверное, тоже могут, - радуется Елена Михайловна за самарскую детвору.
Отец Максим компетентно уверяет ее:
Смотрители музея детям во время экскурсии говорят: «Трогать руками обязательно!».
Когда в просторном концертном зале «Кириллицы» детский хор исполнил песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, Елена Михайловна Гундяева, щедро одарив юных артистов аплодисментами, обратилась к ребятам:
Дети, я надеюсь, у вас будет очень счастливое будущее. Но главное, надо трудиться. А пение - это замечательно, от этого и душа раскрывается, и головка лучше работает…
Думаю, дети из хора запомнят на всю жизнь такие сердечные слова сестры самого Святейшего Патриарха!..
Директор Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» священник Дионисий Лёвин (у него в этот день еще и престол - он настоятель самарского храма в честь Блаженной Матроны Московской) рассказывает Елене Михайловне Гундяевой о работе фонда:
- «Кириллица», конечно же, очень крупный центр. А в малых городах и селах такие детские центры меньше размером. Но тем не менее есть у нас места, особенно на селе, где ребятам совершенно негде заниматься в любимых кружках, кроме как в отделениях нашего епархиального центра. Это главный приоритет Митрополита Сергия, чтобы дети могли заниматься в кружках безплатно, рядом с храмом и под руководством верующих педагогов.
Ваш Владыка делает поистине великое дело!.. Нам нельзя терять поколение за поколением. Ведь это будущее наше. Какие же вы молодцы, самарцы! - восклицает гостья. - А как в самарских школах обстоят дела с введением предмета Основы Православной культуры?
Созданы все условия, чтобы родители выбирали из предлагаемых модулей именно Основы Православной культуры. По согласованию с департаментом образования за священниками-кураторами закреплены конкретные школы. И батюшка помогает родителям определиться в выборе. В конце третьего класса священник приходит на родительское собрание и рассказывает о предмете ОПК, чтобы уже на следующий год родители выбрали для своего ребенка именно Православную культуру.
Потом были беседа с учителями, осмотр классов начальной школы, после чего Елена Гундяева с радостью в голосе сказала:
Детство под куполом храма! Что может быть лучше, правильнее!
Наш Владыка Сергий называет это благодатной средой, - отзывается отец Дионисий.
И только после того, как осмотрели классы для занятий колокольным звоном и рукоделием, побывали на обучении юных кадетов боевому искусству владения «шашечкой» (представьте себе пару десятков ребят, которые лихо крутят муляжи казачьих шашек, прямо как заправские Григории Мелеховы), отец Сергий Гусельников приглашает гостью в свой кабинет. Впереди у Елены Михайловны дальний перелет в город на Неве, и нужно же «на посошок» угостить ее чаем. За столом я получаю возможность задать ей несколько вопросов.
- Каково это, быть сестрой Предстоятеля нашей Церкви? - спрашиваю Елену Михайловну с вполне объяснимым журналистским интересом.
А вы сами как думаете? - с улыбкой, но очень внимательно к каждому слову, вопросом на вопрос отвечает она.
- Думаю, что это почетно, но нелегко.
Я думаю, вы правы. Это почетно, но нелегко. Но распространяться об этом я не могу, мы никогда не говорим на семейные темы. Это ведь личное. Обратите внимание, Святейший Патриарх тоже никогда на личные темы не говорит. Так у нас принято. Это всё глубоко семейное.
- Вы часто видитесь с братом?
Нет. Потому что я очень загружена работой. Вот у моего секретаря спросите, и Анна подтвердит (Анна согласно кивает) . Должность моя - проректор по культуре. Но на мне и воспитательная работа со студентами. Задача такая, чтобы они за годы учебы в Академии напитывались в то же время и светской культурой. Ведь Санкт-Петербург действительно культурный оазис всего прекрасного, и надо, чтобы в их головы закладывалась та информация, которая может быть им полезной, которая им пригодится. Потому что нам сегодня конкуренцию составляет интернет. И вот мы стараемся, чтобы студенты могли сравнивать и отличать подлинно прекрасное от суррогатов, подделок. Для этого мы делаем большие проекты. Работы много.
- Вы первый раз приехали в Самару?
Я была еще в Куйбышеве, при Владыке Иоанне. Потом уже с ним познакомились как с Петербургским Митрополитом. Владыка у нас в Лавре часто служил и очень мне помогал по Православной гимназии. Времена тогда были трудные. Школу содержать было очень сложно, и Митрополит Иоанн (Снычев) из епархиальных средств помогал нам, кормил учащихся. Представьте: воскресная Литургия, почти все учащиеся гимназии причастились… И вот с помощью Владыки мы всех их кормим сытным обедом. Так было не раз и не два! Он очень помогал. Царствие ему Небесное.
- Какая цель у этого вашего визита в наш город? Какое впечатление оставила поездка?
Впечатление у меня такое: Самара - это САМАРА!..
Мы в Академии открыли факультет церковных искусств. Регентское направление уже прошло государственную аккредитацию, у нас это бакалавриат. А иконописное направление немного хромает, оно пока еще не аккредитовано. Вот когда регентское направление поднимем, тогда уже плотнее займемся иконописью.
А сюда мы приехали вот почему… Мы разработали «регентский стандарт» для духовных учебных заведений. В прошлом году к нам в Духовную Академию съехались представители регентских отделений семинарий из многих городов России. И стали мы обсуждать, у кого какие программы. Оказалось, что кто-то сделал упор на домоводство, кто-то на воспитание матушек, на рукоделие, в общем, кто во что горазд. Это все прекрасно, и рукоделие нужно, но только это не имеет никакого отношения к регентскому делу. На регентском отделении настолько сложные учебные программы, что при правильном подходе к делу на вышивание времени уже просто не остается. Когда мы это всё увидели, нам ничего не осталось другого, как самим взяться за разработку и внедрение этого регентского стандарта. Разработали мы этот стандарт на базе нашего академического регентского отделения. И вот по милости Божией мы собираемся, ездим, обсуждаем этот стандарт. Мы не навязываем свою программу, но рекомендуем тот обязательный набор, который сложился у нас уже за много-много лет, и очень многие выпускницы служат по всей России («и не только России», - вставляет Анна), да, не только, служат и за границей, но Россия главное для нас.
Со стандартом сложно нам дается… Регенты народ амбициозный, у каждого свое видение. И для того, чтобы дело развернуть так, чтобы и база была для всех общая, и традиции местные сохранялись, мы создаем также вариативную часть для каждой семинарии. Она меняется в зависимости от места, где преподают. И в этой вариативной части преподаватели, например, Самарской семинарии вносят что-то свое, особенное. Остается простор для поиска, для творческой свободы. Но есть и нечто базовое, общее. Обязательное для всех… Очень важно развернуть образование так, чтобы база у нас была общая. А еще надо добиваться государственной аккредитации, чтобы наши выпускницы могли всюду нормально работать.
- Какие проблемы в духовном образовании вас сегодня особенно волнуют?
Есть такая пословица: где родился, там и пригодился.И надо ехать служить туда, откуда тебя направили на учебу в Петербург.А у нас бывает другое отношение. Приехал учиться к нам студент с Кубани. Проучился год и говорит: «Моей Яночке так Петербург понравился…». Остались в нашем городе. Обычно бывает так: остались-то остались, но не у дел. Не годится это, быть в столице десятым, когда у себя дома мог бы стать единственным. Нужно созидать, а не пристраиваться. Раньше в светских вузах молодой специалист должен был два года отработать по направлению. Ну, если уж там не прижился за это время, то дальше езжай, в другом месте пробуй. Но два года будь добр отдай. Оправдай вложение в твое образование.
Я окончил университет, филфак, - вступает в разговор отец Сергий Гусельников. - И поехал в деревню преподавать. Был даже директором сельской школы. Сейчас те годы с благодарностью вспоминаю.
А у нас в семинарии, - продолжает тему молодой священник отец Дионисий, - перед третьим курсом вывешивали объявление: кто уже определился и не собирается принимать священный сан, просим покинуть семинарию. Чтобы лишних трат на «случайных» людей не было.
Это очень правильно, - продолжает разговор Елена Михайловна. - К нам в Питер едут часто по направлению, а возвращаться домой не спешат. Я им говорю: «Ну как же так? Вы на какие деньги учитесь-то? На деньги ведь бабушек наших церковных. Постеснялись бы их». В ответ молчание. Всё больше «пиджачников», тех, кто сан не принял после учебы, а то и вовсе куда-то в сторону уходят. Вот это тревожит.
Отец Сергий, пользуясь минутой, подарил высокой гостье свою книгу о Святой Земле «Цветок Сиона», с заблаговременно подписанным автографом. Сообщил, что эта книга получила первое место на литературном конкурсе как раз в стенах Александро-Невской Лавры.
Провожаем Елену Михайловну Гундяеву к машине.
Господь вас вознаградит за труды по воспитанию детей. Господь вам поможет… - говорит она на прощание. И вскоре в сгущающихся вечерних сумерках растворяется белый микроавтобус, увозящий от нас сестру Святейшего Патриарха.