Буддист который спит уже много лет. Иволгинский дацан и нетленный хамбо лама итигэлов. Он ушел, но обещал вернуться

Буддист который спит уже много лет. Иволгинский дацан и нетленный хамбо лама итигэлов. Он ушел, но обещал вернуться
Буддист который спит уже много лет. Иволгинский дацан и нетленный хамбо лама итигэлов. Он ушел, но обещал вернуться

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё 86 лет назад.

Сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученые невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое чтится всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 80 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Благословение ламы.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла блестящего Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

Благопожелание уходящему

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама Итигэлов все также сидит в позе лотоса и даже время от времени набирает вес - до 2 кг в год, а потом худеет. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

В разделе

Год назад российские учёные привезли из Бурятии в Москву уникальные частички тела хамбо-ламы Даша-Доржо Итигелова. Сам нетленный великий учитель находится в Иволгинском монастыре, под Улан-Удэ. А до этого 75 лет своей жизни лама провёл в могиле. Именно так - своей жизни. Уже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом «бессмертия» давно почившего человека. К сожалению, глава Буддийской традиционной сангхи России вскоре запретил биомедицинские исследования тела монаха. Однако анализ полученных прежде результатов продолжился. Сейчас у московских экспертов появились первые выводы, которые смело можно назвать сенсационными. Ими они поделились с корреспондентом «Версии».

По словам учёных, занимающихся исследованием феномена, для начала нужно понять, как стало возможным, что частички тела хамбо-ламы оказалось в их руках. Ведь буряты не раскапывают могилы и даже посещение кладбища для них крайне тягостная процедура. Но Итигелов оставил ясное завещание, которое монахи и выполнили. Значит, лама был уверен, что завершит свою миссию. Но какую? Для этого нужно обратиться к его биографии.

Одна из легенд гласит, что лама мог ходить по воде

Даша-Доржо Итигелов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провёл в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири - на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окружённый учениками, Даша-Доржо Итигелов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигелова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигелова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

Лабораторный анализ подтвердил, что тело монаха живёт

«Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал - пять волосков и срез ногтя, - рассказывает руководитель проекта по изучению феномена Итигелова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигелова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи».

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счёт неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигелова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражён.

На прямой вопрос корреспондента, жив хамбо-лама или мёртв, Галина Ершова ответила не сразу.

Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигелов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввёл себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигелов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, «лёгкое дыхание», которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды».

То есть его хоронили живым?

Безусловно.

Получается, всё это время в могиле он тоже был живой?

Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние хамбо-ламы Итигелова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигелова, когда он был извлечён из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения - восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигелов вошёл в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговорённый срок. Я им искренне восхищаюсь.

«Золотые подвижники» не редкость в Тибете

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов «феномена Итигелова» в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.

Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика «медитировать на учителя», - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мёртвыми, а телесно и духовно принадлежащими ещё нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. «Медитировать на кого-то» - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.

Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигелов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигелов - единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил своё тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остаётся загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом «Неизвестная планета», уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо по крайней мере попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигелова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договорённость и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.

Итигелов может вернуть душу в тело

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигелова находится в Иволгинском дацане - центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. «Для нас феномен Итигелова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своём неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова», - считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигелову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой - «идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...».

И несмотря на то что официальная буддистская церковь отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же

В Бурятии произошло чудо - в Иволгинском дацане камеры зафиксировали передвижение тела Хамбо - ламы Итигэлова, который умер в 1927 году. Возможно ли такое на самом деле и почему люди готовы верить в нетленные мощи?

Кадр, снятый камерой видеонаблюдения в резиденции Хамбо Ламы Этигэлова

Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала “Новым Известиям ” о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации. И не только об этом...

Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение «нетленным мощам» в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово «мощи» означает «тело усопшего».

Александр Мень

Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в «абсолютную нетленность» приводила впоследствии многих к разочарованию в вере - когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности - наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая - столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

- Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед «уходом» достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация - по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным - с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

- А что указывает на реальность феномена бурятского «чуда»?

Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М.Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

- Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние - временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться к жизнии микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные - хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является «чудом».

- А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль - на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина , зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина , вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

- А известно о подобных практиках в мире? Или Итигэлов в этом оказался первым?

Конечно нет. В мире известно немало случаев случайной сохранности тел умерших, например, в Италии. В некоторых традициях существовали даже специальные практики, среди которых - регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Специально эти методы были разработаны в индуистско-буддистском пространстве. Известны случае во Вьетнаме, Японии, Индии. Итигэлов явно следовал этим традициям. Известно, что он писал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) - учению основателя тибетского буддизма Богдо Цзонхавы , который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки разложения.

В буддизме, несмотря на разнообразные попытки, подобные практики не стали обыденностью, что связано и с трудностью осуществления,и с отсутствием канонических обоснований в рамках религиозной доктрины. Тем не менее лама Итигэлов, готовясь к смерти, сумел освоить таинства "нетленного тела".

Около 150 ученых и богословов из Европы, Монголии, регионов России принимают участие в первой международной конференции «Феномен Пандито Хамбо-ламы Итигэлова», которая проходит в официальной резиденции в Иволгинском дацане - Буддийской традиционной Сангхи России.

О феномене «вечно живого» ламы заговорили в сентябре 2002 года, когда в Бурятии на одном из кладбищ откопали мумию главы российских буддистских священнослужителей - Пандита Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова XII. Сенсация заключалась в том, что похороненное в 1927 году тело ламы не только не разложилось, но и вообще Итигэлов выглядел как живой. Республиканские судмедэксперты, осматривавшие тело, не могли поверить, что с момента смерти прошло три четверти века. Согласно преданию, в 1927 г. 75-летний Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов ХII сел в позу лотоса, помедитировал и перестал подавать признаки жизни. В этой же позе лотоса монахи поместили его в кедровый ящик, засыпали с головой солью и закопали на кладбище. Перед кончиной лама отдал распоряжение извлечь его тело из могилы дважды: через 30 и через 75 лет.

В первый раз ламу выкопали на два года раньше срока, убедились, что телом ничего не произошло, и вновь закопали. В 1973 году могилу Итигэлова опять вскрыли. В третий раз (теперь уже окончательно) ламу извлекли из земли в 2002 году. Тело было перевезено в Иволгинский дацан и помещено в стеклянный саркофаг. Через некоторое время к нетленному телу допустили судебно-медицинских экспертов, которые составили акт наружного осмотра трупа. В протоколе, составленном экспертами, в частности, значится: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено». Позже к более тщательному изучению тела ламы приступили ученые. Наиболее детально исследовать тело Итигэлова удалось заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ В.Звягину и доктору исторических наук профессору Российского государственного гуманитарного университета Г.Ершовой, которые констатировали, что с подобным феноменом им сталкиваться не приходилось. «Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого», - говорит Галина Ершова. Один из экспертов - И. Вологдин, рассказывал: «Такого в моей практике еще не было... Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное - поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это - неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».

Также эксперты установили, что для сохранения тела Итигэлова какие-либо консерванты не использовались. Исследование клетки ядерно-резонансным методом показало, что ядро цело, а состояние цитоплазмы скорее свойственно живой ткани. Однако В. Звягин, отвечая на вопрос журналистов, можно ли все-таки считать хамбо-ламу живым человеком, ответил отрицательно: «Нет. Если температура тела ниже 20 градусов по Цельсию - человек мертв...»

Несмотря на то, что случай с телом Пандито Хамбо-ламы Итигэлова уникальный, но все-таки лама - не единственный «нетленный» буддист. Во дворе тхиенского храма Дау в 23 км от Ханоя вот уже 300 лет сидит в позе лотоса мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь погрузился в пост и молитву. Через сто дней Минь обратился к собравшимся перед ним монахам: "Пришло время покинуть мне этот мир. Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц. Если почувствуете запах тления - похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!" После смерти By Кхак Миня гниения тела замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили сидеть на небольшом возвышении в нише часовни. После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело. Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропического Вьетнама, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали. Во время исследования в госпитале мумия весила всего 7 килограммов.

К тому же в одной из буддистских школ Японии существует способ «прижизненной мумификации». В IX веке монах Кукай основал эзотерическую школу Сингон. Одной из идей основателя школы была идея «Сокусин Дзёбуцу» - «стать буддой в собственном теле». Вставший на этот путь подвижник после молений и медитаций приступал к финальному этапу своей жизни, который длился не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. Диета представляла собой все уменьшающиеся порции еды, исключающие все питательные компоненты, такие, как крахмалистые вещества. Организм переходил на потребление собственных тканей, и к концу фазы от человека оставались лишь кожа да кости. Труп помещался в сухие условия, чтобы ускорить высыхание оставшихся мягких тканей. Практика прижизненного мумифицирования получила распространение у адептов учения «сюгэндо» - «горного отшельничества». Мумии выставлялись в храмах, им поклонялись как воплощениям будд.

Однако, в отличие от By Кхак Миня и практикующих прижизненную мумификацию японских буддистов, тело ламы Итигэлова не усохло и вообще практически не подверглось никаким изменениям. Более того - когда ламе случайно поранили кожу, из ранки выступила красная желеобразная масса, в которую превратилась кровь. Ученые отмечают, что ни одного подобного факта до сих пор не было не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще. Специалисты и дальше собираются изучать этот феномен, а пока мощи ламы находятся в специальном храме и являются объектом поклонения верующих. Буддисты считают, что Хамбо-лама достиг постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. Поэтому, уходя из жизни, вошел в состояние медитации и очистил свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Кстати, лицезреть нетленного ламу может каждый желающий в установленные дни, для этого даже некоторыми туристическими агентствами организованы специальные туры. Владимир Немира 3 июля 2007 г. www.prs.ru