Божья милость ли для людей. Проявление Божьей Милости. Милость Божия возрождает человека

Божья милость ли для людей. Проявление Божьей Милости. Милость Божия возрождает человека
Божья милость ли для людей. Проявление Божьей Милости. Милость Божия возрождает человека

О милости Господней в Слове Божьем говорится очень много. Действительно, слово «милость» встречается в нем более 250 раз, и сегодня мы рассмотрим некоторые из этих примеров.

1. Милость: что это?

Для понимания того, чем является милость, обратимся сначала к Луки 10:30-37. Здесь Иисус, отвечая на вопрос законника о том, кто считается ближним, использует притчу:

Луки 10:30-37
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему МИЛОСТЬ. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

В отличие от священника и левита, самарянин отказался быть равнодушным к полуживому страннику. Наоборот, он сжалился над ним, оказал милость и помог ему. Поэтому милость означает – иметь сострадание, сжалиться; помочь кому-либо из любви, не ожидая ничего взамен. И Господь наш очень богат милостью. Во 2 главе Послания к Ефесянам ясно говорится:

Ефесянам 2:4-6
«Бог, богатый милостью , по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, --благодатью вы спасены, -- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

Не потому, что мы стоили этого или заслужили спасение своими делами, но мы приняли его по благодати, любви и милости Божьей. Как и в случае с тем путником, которого разбойники оставили полумертвым у дороги, мы были мертвы в своих преступлениях. Религия, философия и все остальное не могли помочь нам. Они приходили мимо, как левит и священник. Но Господь, «богатый милостью , по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживил со Христом». Он протянул нам руку и избавил нас «от власти тьмы» и ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:12-13). В 1-ом Послании Петра 1:3 говорится:

1 Петра 1:3
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».

и в Римлянам 5:8
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Мы были мертвы. Бог был исполнен любви, милости и сострадания. Он протянул нам руку и оживил нас. Хотя в нас не было никакой ценности, Он сделал нас ценными. Хотя мы были грешниками, Он сделал нас праведными. Хотя мы были его врагами, Он примирил нас с Собой. Он вывел нас из Царства тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего. Как же велики Его благодать, любовь и милость к каждому из нас лично!

2. «Сосуды милости»

Продолжая ту же самую тему, перейдем к Римлянам 9 главе. Там, в стихах 15-16, читаем:

Римлянам 9: 15-16
«Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, НО ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО».

Другими словами, суть не в том, как мы стараемся. Все дело не в нашей силе или в способностях, но в милости Божьей. Без Его милости сами по себе мы не можем делать ничего (Иоанна 5:30, 15:5).

Римлянам 9:22-24
«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия , которые Он приготовил к славе».

Хотя мы и были сосудами гнева, мы ими больше НЕ являемся. Наоборот, теперь мы сосуды милосердия, которые Бог приготовил для того, чтобы нам познать богатство Его славы. Он приготовил нас для славы! Милость Его – из рода в род. Как говорится в Луки 1:50:

Луки 1:50
«…и милость Его в роды родов к боящимся Его».

Также в Псалме 24:10 сказано:

«Все пути Господни--милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».

Псалом 32:18
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Псалом 31:10
«Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость ».

Псалом 32:5
«Он любит правду и суд; милости Господней полна земля».

Псалом 35:7-11
«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои--бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем».

Псалом 56:11
«…ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя».

Псалом 62:4
«ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя».

Псалом 68:17
«Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня».

Псалом 85:15
«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…».

Псалом 102:13, 17
«…как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».

Псалом 88:15
«…милость и истина предходят пред лицем Твоим».

Псалом 102:11
«ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его».

Псалом 102:1-4
«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя--святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью ».

Псалом 118:1
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Хотя существуют и другие упоминания о милости Господней, подводя итог тому, что мы рассмотрели до этого момента, можно сказать следующее:

Бог богат милостью, Он приобрел нас Себе по богатству Своей славы.

Все пути Его – милость и истина, и они идут перед Ним.

Вся земля полна Его милости. Его милость передается из поколения в поколение боящихся Его.

Его глаза устремлены на тех, кто верит в Его милость, и милость окружает их.

Его милость блага и драгоценна. Она лучше, чем жизнь!

Как отец милует (жалеет) своих детей, так и Господь милует (жалеет) боящихся Его.

Его милость к нам велика, как небо далеко от земли, и Он венчает нас милостью и милосердием.

Мы - сосуды милости, приготовленные Им для славы!

3. Другие примеры Божьей милости.

Изучая далее, мы увидим еще больше примеров милости Господней, которые приводятся в Библии. Так, именно милость Господа к Аврааму привела его слугу в землю его предков, чтобы найти Исааку жену. После всего, описанного в Бытие 24:1-25 и после того, как он повстречал Ревекку, будущую жену Исаака, слуга « ...преклонился [...] и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!».

Именно милость Господня спасла Лота и его семью от содомского разрушения:

Бытие 19:17-19
«Когда же вывели их вон, [то один из них] [из ангелов – прим. авт.] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя , которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть».

Именно благодать и милость Господа сохранили Иосифа в первые трудные годы в Египте:

Бытие 39:21
«И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость , и даровал ему благоволение в очах начальника темницы».

Несмотря на трудности, которые от начала до конца были предусмотрены Господом, Господь был с Иосифом и являл ему милость.

4. «Да приступаем с дерзновением...."

Милость Господа дается не мерой. Милость дается Богом не изредка, не периодически, а постоянно. ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЕГО СУЩНОСТИ. Как Он советует нам в Евреям 4 главе:

Евреям 4:14-16
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ».

Нам нужна милость. Нет никого, кто бы не нуждался в ней. Давайте же будем с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы получать то, в чем мы нуждаемся. Давайте откроем Богу свои сердца. Давайте просить Его о милости и сострадании к нам, как поступал в подобных ситуациях Давид:

Псалом 4:2
«Помилуй меня и услышь молитву мою».

Псалом 6:2
«Помилуй меня , Господи, ибо я немощен».

Псалом 9:14
«Помилуй мен я, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, --Ты, Который возносишь меня от врат смерти».

Псалом 24:16
«Призри на меня и помилуй меня , ибо я одинок и угнетен».

Псалом 29:11
«…услышь, Господи, и помилуй меня ; Господи! будь мне помощником.»

Псалом 31:9, 17
"Помилуй меня , Господи, ибо тесно мне... Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею».

Псалом 50:3
«Помилуй меня , Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои».

Псалом 86:16
«призри на меня и помилуй меня ; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей».

Псалом 122:2-3
«Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы--на руку госпожи ее, так очи наши--к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас , Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых».

Никто из искавших милости Божьей не ушел с пустыми руками. И следующие примеры подтверждают это:

Двое слепых

Матфея 9:27-30
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов ! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их».

Женщина-хананеянка

Матфея 15:22-28
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов , дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».

Отец с бесноватым ребенком

Матфея 17:15, 18
«[отец] сказал: Господи! помилуй сына моего ; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду… И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час».

Другие двое слепых

Матфея 20:30-34
«И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов ! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».

5. Заключение

Милость Господня и сострадание Его к детям Своим безмерно велики, как расстояние от неба до земли. Мы – сосуды благодати Его, которые Он приготовил к славе! Он окружил нас своей любовью и состраданием. Он богат милостью. Давайте еще раз обратимся к Евреям 4 главе:

Евреям 4:16
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Чтобы одарить особой милостью преданного, привязанного к материальному миру, может ото­брать у него все. И преданный благодарен Кришне за это, потому что знает: в таком положении ему не на кого полагаться, кроме Господа. И в этом случае преданный предаётся ещё больше…Но мате­риалист не знает об этом, и с его точки зрения такой преданный досто­ин жалости.

Мы знаем примеры вайшнавов, которые, если принимать во внима­ние только их материальное положение, прозябали и нищете, были не­счастны или страдали. Однако в их сердце был покой, и, что бы ни про­исходило, они использовали любую возможность помнить о Верховной Личности Бога. Поэтому при любых обстоятельствах они были счастливы .

Есть история о нищем брахмане, который жил на подаяние и был рад любой милостыне. Он просил даже у бедняков и всегда был дово­лен. Все, что ему давали, Брахман: 1) Ведический мудрец;
2) Абсолютная Истина в виде безличной ипостаси Бога

">брахман предлагал Верховному Господу. Он посвящал все свое повторению , был умиротворен, что бы ни случилось, и даровал ему Свою милость. Господь очень добр к людям, которые удовлетворены Ему и не гонят­ся за ненужными материальными удовольствиями. Какую же милость дает им Верховный Господь? Он отвечает на преданность, отдавая Самого Себя. Но Материалист — тот, чьи интересы целиком сосредоточены на удовлетворении своих материальных потребностей.

">материалист
судит о преданных поверхностно, и с его точки зрения этот брахман просто смешон, потому что живет, как по­прошайка, за счет подаяний.

«Глупые люди думают, что преданное служение- это способ польстить Господу, чтобы получить от Него милость».

Мы часто приводим такой пример: преданные распространя­ют книги, чтобы дать людям возможность узнать о сознании Криш­ны, материалисты же думают, что эти преданные просто попрошай­ки и насмешливо советуют им устроиться в жизни получше, занять­ся чем-нибудь стоящим, пойти работать, где за такое будут платить отличные . Поэтому встречая преданных, они ча­сто спрашивают, сколько им платят за . Я пом­ню, как однажды мне самому задали такой вопрос. Я стоял с книга­ми на улице под проливным дождем и вымок до нитки, но был так рад возможности распространять книги о сознании Кришны, что не об­ращал на дождь внимания. Один прохожий спросил, сколько мне за это платят. «Вы сумасшедший!»-воскликнул он, узнав, что не пла­тят ничего.

Материалист видит только внешнюю сторону событий, и поэтому не может понять, что такое подлинная милость. Получить возможность служить Господу-вот настоящая милость.Обрести такую милость не­просто, особенно тем, кто с головой ушел в чувственные наслаждения. Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (2. 44):

бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрита- четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видхийате

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и ма­териальному богатству, кто сбит всем этим с толку, никогда не возник­нет твердой решимости заниматься Верховному Господу».

У таких людей в голове не укладывается, как человек может оказы­вать кому-то услугу, ничего не желая взамен. Им кажется, что это по­хоже на черную дыру, в которой все бесследно исчезает. Такие люди не в состоянии постичь, в чем состоит милость Господа, потому что ничего не знают о глубоких, внутренних событиях в жизни предан­ного, о том, что Господь отвечает на его взаимностью. Для них это тайна за семью печатями. В понимании материалиста благо­склонность Господа должна выражаться в солидном банковском счете, удобном доме и модном автомобиле - это они назвали бы настоящей милостью. Именно так, по их мнению, Господу следовало бы отбла­годарить преданного за оказанное Ему служение.

Преданный служит и прославляет Господа, потому что знает о положении Го­спода. В материальном мире люди забыли о своем естественном духовном положении и говорят о чем угодно, только не о Господе. Вместо того, чтобы прославлять Господа, они хвалят других, хвалят себя. Воздавать должное Господу, тому, кто действительно достоин прославления,-врожденная склонность каждо­го. Почему? Потому что Господь-Верховная Личность, Всемилости­вый. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

«Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Поэтому мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью». Они осознают со всей ясностью, кто такой , и понимают, как незначительны они по сравнению с Ним. Мудрые признают: «Кришна- Бог, а я- Его слуга». Это , и она не подлежит изменению. Мы можем попытаться объяснить свое по­ложение как-то иначе, но это объяснение будет лишь очередной иллюзи­ей. Абсолютную Истину изменить невозможно!

Из лекции Е.С. Шрилы Ниранджаны Свами ,
Шримад-Бхагаватам 1.8.29 ,
январь 1998г., Бостон

А за обеты, данные в Крещении, неужели не будем истязаны в День Судный? Ежели б не было покаяния и надежды на милосердие Божие, то, конечно, надо бы упасть духом, а как мы находимся в борьбе страстей, падаем, и восстаем, и приходим в смирение, то и надеемся на милость Божию, а не на наши дела (прп. Макарий, 20).

* * *

Что воздам Господу за все, что Он даровал Мне (). Вся наша надежда спасения зависит от заслуг Спасителя нашего. А где наша любовь к Нему? Смиримся, то и за это не лишимся его милости (прп. Макарий, 20).

* * *

Надобно не забывать псалма об избавлении от стрелы, летящей днем , и пр. (). Господь Всеблагой да покроет нас от всех видимых и невидимых наветов вражиих милосердием Своим! (прп. Моисей, 20).

* * *

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на его жизнь. Но святой

Давид искренне смирился перед Господом и перед людьми, не отвергнув досадительных укоризн от Семея, а, сознавая свои вины перед Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею клясть Давида.

За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство. Но мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас (прп. Амвросий, 1).

* * *

Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царяпророка Давида, когда восставал на него естественный сын его. Будем подражать святому Давиду в смирении, не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою, и царство. Не будем и мы себя оправдывать совершенно по человеческому чувству, а будем судить себя по слову Божию. Святой Исаак Сирин говорит, что самооправдание в евангельском законе не означено. И апостол пишет: чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя (). Положим, что в действиях наших были предположения добрые и благие касательно управления вверенных нам душ. Но никак не можем сказать о себе с уверенностью, что мы всегда поступали так, как должно было и как требовала телесная и душевная нужда ближних наших. Господь говорит в Евангелии: милости хочу, а не жертвы (), и заповедал прощать согрешающего против нас до седмьдесят крат седмерицею. Мы же по немощи человеческой бываем иногда и настойчивы в своих распоряжениях или предположениях, и думаю, что эта-то настойчивость не всегда была и бывает благовременна и уместна и по большей части причиняет скорбь как нам самим, так и другим. Если ты совершенно права, то я ублажаю тебя, потому что хотя и много скорбей у праведных , но сказано в утешение, что от всех их Господь избавит их (). Но сомневаться в этом заставляет слово Писания: никто не чист перед Богом даже один день жизни (см. ). Поэтому основательнее смириться перед Богом и людьми и должно молить с благопокорностью Всеблагого Господа, чтобы Сам Он, имиже весть судьбами, направил и привел неустроенные обстоятельства к полезному концу. Сверх того, не должно забывать, что мы имеем исконного врага рода человеческого, который всеми мерами старается путать людей через их собственные немощи. Не забудем примера, как поступил Господь, когда привели к Нему жену грешную злые иудеи. Но бесы еще злее таких людей. Иудеи постыдились, будучи обличаемы, и уходили один за другим. Но о демонах святые отцы пишут, что они бесстыдны и, будучи отгоняемы и отвергаемы, опять возвращаются.

Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: ми лосердый помилован будет (). И паки слово Господне через пророка: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4).

* * *

А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехорошо: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (). Она, говоришь, бедна: ну, а если этимто именно – бедностью, а не довольством и спокойствием Господь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство?

А если сделает по-твоему и даст ей иной путь, желаемый тобою, – и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он, Святой, умер за нас, грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают (прп. Анатолий, 18).

* * *

Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби (прп. Иосиф, 19).

* * *

Kнигу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, укоряй себя, смиряйся перед Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощью. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небесного, не надо, а надо надеться на милосердие Божие и понуждать себя на добрые дела, а наипаче на смирение и на покаяние (прп. Иосиф, 19).

Урок 6 Божья милость

Люди хотят понимать Божью милость. Но ее невозможно объяснить! Мы спрашиваем почему Бог милует нас, и не находим ответа, потому что мы не заслуживаем Его милости. Для того, чтобы полностью понять Божью милость нужно полностью познать самого Бога.

Милость – это прощение вопреки заслуженному наказанию.

Когда люди просят о помиловании, они признают свою вину и понимают, что заслужили наказание. Невозможно просить о помиловании без признания своей вины.

Божья милость заключается в том, что Бог не даёт нам того, чего мы заслуживаем.

a. Необходимость милости

Для чего необходима Божья милость?

Без Божьей милости, человек не просуществовал бы ни дня!

Многие люди спрашивают Бога почему у них происходят неприятности.

Но на самом деле мы должны спрашивать «почему?» тогда, когда у нас всё хорошо и когда с нами не происходят какие-либо несчастья. Этот вопрос нужно задавать потому что мы постоянно заслуживаем наказание от Бога.

Бог должен был подвергнуть согрешивших людей немедленному и вечному наказанию, но Он этого не делает, а долготерпит!

Божья справедливость требует наказания за грех. Бог свят и не может терпеть грех, поэтому Его гнев должен был излиться на восставших против Бога людей.

Всё это могло быть остановлено только Божьей милостью!

Вот как Павел говорит об этом, когда он молится о том, чтобы Бог сделал нас способными понимать могущество Его действия в нас:

Еф 2:1-5 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,4 Но Бог, богатый милостью , по Своей великой любви, которою возлюбил нас,5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,-- благодатью вы спасены,--

В первой части этого текста приводится описание состояния человека без Бога.

Все люди:

Духовно мёртвые

- Полны преступлений и греховности

- Подчинены князю этого мира - дьяволу

- Божьи противники

- Рабы плотских похотей

Все это приводит к ужасному результату – люди являются чадами гнева (от рождения являются объектом Божьего гнева).

Для того, чтобы начать процесс спасения человечества, нужно было сначала остановить процесс его погибели.

Причина, по которой мы с вами живы сегодня, заключается только в Божьей милости. Наше состояние настолько греховно, что мы должны быть немедленно ввержены в ад вместе с дьяволом. Но, благодаря Божьей милости, мы продолжаем жить.

Вот почему Давид, видя огромную ценность Божьей милости, восклицает:

Пс 62:3 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.

Итак, люди не могут существовать без милости. К нашему великому счастью милость является одним из неотъемлемых качеств характера Бога.

b. Бог любит миловать

Бог не только хочет миловать, но Он ищет возможности помиловать!

Михей 7:18 Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.

Представьте себе комиссию по помилованию преступников.

Очень многое зависит от того, как члены этой комиссии подходят к своей работе. Они могут просто рассматривать поступившее к ним дело, или же они могут старательно искать причины по которым можно помиловать человека.

Библия говорит, что Бог ищет все возможности для того, чтобы помиловать.

2 Царств14:14 но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного.

Именно из своей огромной милости Бог так долготерпелив к людям. Он не подвергает их немедленному наказанию, но проявляет огромное терпение к восставшим против Него людям.

Пс 144:7-9 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Давайте посмотрим на одно важное условие Божьей милости -

c. Божья милость основана на жертве Иисуса Христа

Когда мы говорим о том, что благой и любящий Бог ищет возможности для проявления милости, мы должны понимать, что Он не смог бы помиловать ни одного человека без отдачи своего Сына Иисуса Христа на страдания и смерть ради их спасения.

Бог очень дорого заплатил за возможность миловать людей!

Божья милость стоила Ему Его единородного Сына!

Еф 2:4-5 Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,-- благодатью вы спасены,--

Голгофская жертва Иисуса Христа была принесена на кресте ради тех кого Бог спасает, и эта жертва, также, делает возможным проявление Божьей милости ко всем остальным людям живущим на земле.

Итак, мы можем видеть, что смерть Иисуса Христа на голгофском кресте даёт человечеству возможность для физического существования на земле. Божья милость, явленная людям через жертву Иисуса Христа, удерживает силу справедливого Божьего гнева и не допускает моментального уничтожения людей.

d. Божья милость является абсолютной милостью

Для этого есть несколько причин:

i. Божья милость абсолютна , потому что мы абсолютно негодны!

Божья милость абсолютна, потому что все люди абсолютно негодны, то есть полностью испорчены, а значит, абсолютно достойны погибели.

Без Божьей милости мы не смогли бы прожить ни одного дня. Мы нуждаемся в Его милости от начала до конца!

Рим 3:10-12 как написано: нет праведного ни одного;11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

Ни один человек на земле не может спастись через свои дела или праведную жизнь. В спасении, каждый человек на 100% зависит от милости Божьей. Он не может приложить ни одного процента своих заслуг. От самого начала и до самого конца человек зависит от Божьей милости.

Людям очень трудно это признать по нескольким причинам:

Во-первых, нам нужно понять и признать, что мы полностью испорчены и ничем не можем себе помочь. Нам нужно просто в сокрушении сердца упасть перед Богом и умолять Его о милости.

Во-вторых, мы должны понять, что нам нечем хвалиться и возвышаться друг перед другом. Если все мы спасены только по милости Бога, то все наши заслуги не имеют никакого значения.

Титу 3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

Посмотрите на историю рассказанную Иисусом Христом в которой Он рассказывает о фарисее и мытаре!

Фарисей молился, хвалясь своими достижениями и заслугами. Он говорил Богу, что заслуживает того, чтобы Бог обращал на него внимание и считался с ним.

Мытарь же просил только об одном: «Будь милостив ко мне грешнику»

Библия говорит, что мытарь был оправдан Богом, а фарисей нет. И причина заключается в том, что мытарь понимал, что единственный шанс быть принятым Богом – это просить у Него милости и не надеяться на свои личные заслуги.

ii. Божья милость рождается в Нем самом , и поэтому она абсолютна!

Истинная милость всегда исходит из сердца того, кто милует!

Это является большим благословением для нас.

Именно об этом пришет апостол Павел -

Рим 9:16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Божья милость рождается в Нём самом. В нас, людях, нет абсолютно ничего, что могло бы заставить Бога помиловать нас. Библия говорит, что мы полностью испорчены грехом и что в нас нет ничего доброго

Рим 3:9-11 ...все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога;

Поэтому нам нужда Божья милость. Нам необходимо признать, что мы не можем спасти сами себя.

Познав Господа и доверившись Его милости, мы можем быть гораздо более уверенны в Его милости, чем в непоколебимости окружающего нас мира.

Ис 54:10 Горы сдвинутся, и холмы поколеблются,-- а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

Смиритесь перед Богом и ищите милости Господней! Стремитесь видеть Божьи милости вокруг!

Поймите, что вы нуждаетесь в Божьей милости каждое мгновение вашей жизни. Без Его милости вы не сможете прожить ни одной минуты.

Пс 57:9-10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,10 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

Нам нужно учиться видеть и понимать Божью милость в любых обстоятельствах жизни.

Иеремия, находясь в тяжёлых испытаниях, находил утешение в созерцании милости Божьей в своей жизни.

Плач Иер 3:21-23 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!

Контрольные вопросы

1. В чём заключается Божья милость?

2. Для чего необходима Божья милость?

3. Почему Бог не уничтожает грешный мир?

4. На чём основана Божья милость?

5. Почему мы можем надеяться на Божью милость?

Библейский стих для запоминания: Ис. 54:10

«Блаженны милостивые» (Мат. 5:1а).

Без милости Божьей никто из нас не может быть спасен. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой Он возлюбил нас, позаботился о нашем спасении.

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
(Еф.2:4)

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
(Тит.3:5)

Милость не только жизненно важна изначально для нашего спасения, но также жизненно необходима в нашей повседневной жизни для Бога.

В Евр. 4:14-16 сказано:

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:14-16)

Милость к нам исходит от огромного сострадания Господня.

Если мы понимаем, что спасены Божьей милостью, вполне естественной станет необходимость развивать в наших сердцах сострадание и милосердие к другим. Такое отношение должно идти к нам прямо от сердца Божьего.

Это значит облечься в Его естество и выражать Его отношение к окружающим.

Пример милости

В толковом словаре Вайна говорится:

«Милость — это внешнее проявление жалости; она предполагает нужду в ней со стороны того, кто ее получает, и возможность удовлетворить эту нужду со стороны того, кто его выказывает».

Иисус привел самый яркий пример милости. В связи с заповедью “возлюби ближнего твоего, как самого себя”, Он рассказал историю о добром самарянине, показав в ней, кто является ближним.

В Его притче человек попадает в руки разбойников, которые его избивают и оставляют умирать. И священник, и левит видели состояние пострадавшего, но прошли мимо по другой стороне дороги. Потом человека увидел случайно проходивший мимо самарянин. Почувствовав к нему сострадание, он помог ему. Он посадил человека на своего осла и привез в гостиницу, где мог лучше позаботиться о нем. А когда уже не мог оставаться дольше, то дал владельцу гостиницы денег, чтобы тот ухаживал за человеком. Он и был ближним по отношению к пострадавшему, проявив к нему милость.

Милость является той самой причиной, по которой Иисус принял образ человека. В Евр. 2:17 говорится:

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
(Евр.2:17)

Сам же Иисус сказал:

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
(Лук.6:36)

Как нам проявлять милость?

Один из способов проявления милости по отношению к другим кроется в наших суждениях.

В Иак. 2:12 говорится:

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
(Иак.2:12)

Контекст, откуда взяты эти слова, говорит о лицеприятии.

Иаков пишет, что, если на наших христианских собраниях мы почитаем больше богатых, нежели бедных, то мы предвзяты и судим закон Божий. Сердце не разглядишь извне. Бедная одежда не говорит о бедности натуры. Бог смотрит на то, что внутри, так должны поступать и мы.

Даже если чье-то поведение не такое, каким должно быть, мы должны судить об этом человеке, исходя из милосердия, поскольку и у нас в жизни есть прегрешения.

Мы должны проявлять милосердие к тем, кто в беде.

В Мат. 25:31-46 Иисус описал картину суда. Он сказал, что, когда все народы соберутся перед Ним, Он отделит их, как пастырь отделяет овец от козлов. Он возьмет к Себе тех, кто давал пищу голодным, одевал нагих, посещал больных и узников и принимал странников. Он прогонит тех, кто отказал в помощи таким нуждающимся.

Иисус сострадал людям во всех их бедах. Он проявил милосердие к вдове, единственный сын которой умер. Он проявил милосердие к женщине, уличенной в прелюбодеянии. Он проявил милосердие к расслабленному, исцелив его. Он проявил милосердие к женщине, которая годами лечилась у докторов, но не находила облегчения. Он проявлял милосердие к одержимым бесами.

Все вокруг нуждаются в милосердии. В милосердии и помощи нуждаются матери, старающиеся воспитать своих детей для Бога, когда они приводят их на богослужения. В милосердии нуждаются пожилые христиане, чувствующие себя ненужными в церкви. В милосердии и заботе нуждаются те, чья жизнь разрушена разводом. В нашем милосердии нуждаются дети, лишенные любви и нежной заботы дома. В милосердии всех христиан нуждаются подростки, которые пытаются поступать по правде в мире искушений и греха.

Благословение

«Ибо они помилованы будут» (Мат. 5:76).

Проявляющие милость в ответ получат милость. Это обещание имеет две стороны.

Во-первых, мы получаем милость от людей . Удивительное дело: если кто-то проявляет милосердие по отношению к другим, то, когда ему самому приходится трудно, отовсюду к нему спешат люди, чтобы помочь, оказать какую-нибудь службу. Те же, у кого никогда не находилось ни времени, ни места, чтобы прийти на помощь к другим, оказываются в ужасном одиночестве, когда сами попадают в трудное положение.

Во-вторых, милосердным оказывается милость более важная, нежели человеческая, — это милость Божья. Иаков так говорил о Божьем суде в последний день:

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)

Павел писал Тимофею:

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
(2Тим.1:16-18)

Иногда, пытаясь привести грешника к покаянию, мы подчеркиваем, что Бог проявляет милость в этом мире, но когда мы предстанем перед Ним на суде, тогда будет только правосудие, и никакой милости. На самом же деле, невозможно было бы никому оказаться угодным Богу в судный день, когда б не милость Господня.

Божья милость распространяется на всех нас. Мы можем прийти к Его престолу благодати, чтобы получить эту милость в трудный час. Его милость вечна. Она достигает нас еще до нашего обращения и делает его возможным. Она распространяется на нас, когда мы живем для Него, и будет с нами в судный день. По милости Божьей мы будем жить с Ним вечно на небесах.

Милостивый Бог и Отец Небесный, хвала и слава Твоему святому имени. Отец, мы смело и уверенно подходим к Твоему престолу, моля о милости, которую Ты даешь всем нам. Сделай нас более милосердными к тем, кто окружает нас. Дай нам милостивые сердца, чтобы наша любовь достигала тех, кто страдает.

Во имя Иисуса, аминь.