Библия 1876. Большая христианская библиотека. Делœение Библии на разделы

Библия 1876. Большая христианская библиотека. Делœение Библии на разделы
Библия 1876. Большая христианская библиотека. Делœение Библии на разделы

ИСТОРИЯ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРЕВОДА БИБЛИИ

История русской Библии восходит к 1816 году, когда по повелению императора Александра I Российское Библейское Общество приступило к переводу Нового Завета на русский язык. В 1818 году Общество выпустило в свет русский перевод Евангелий, в 1822 - полный текст Нового Завета и русский перевод Псалтири. К 1824 году был подготовлен к печати русский перевод Пятикнижия. Однако после закрытия Российского Библейского Общества в 1826 году работа над русским переводом Библии приостановилась на тридцать лет.

В 1859 году, с соизволения императора Александра II, Святейший Синод Православной Российской Церкви поручил подготовку нового русского перевода четырем духовным академиям: Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и Киевской. В основу этого перевода был положен текст Российского Библейского Общества. Окончательная редакция осуществлялась Святейшим Синодом и лично митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) - вплоть до самой смерти последнего в 1867 году.

В 1860 году был отдан в печать перевод Четвероевангелия, в 1863 году - всего Нового Завета. В 1876 году он вошел в состав первой полной русской Библии. С тех пор этот перевод, обычно называемый Синодальным, выдержав десятки изданий, стал стандартным текстом Библии для всех христиан России.

Текстуальная основа Синодального перевода

При переводе Ветхого Завета (за основу которого был принят древнееврейский текст, т.н. «масоретский») в русский текст вносились - в скобках - слова, отсутствовавшие в еврейском оригинале, но наличествовавшие в древнегреческой и церковнославянской версиях. Одним из недостатков русской Библии 1876 года было то, что эти «текстологические» скобки внешне ничем не отличались от скобок - знаков препинания.

В 1882 году по инициативе Британского и Иностранного Библейского Общества вышло в свет издание Синодального перевода без неканонических книг. В этом издании, в частности, была предпринята попытка убрать из русского текста Ветхого Завета слова и выражения, внесенные в него из греческой и славянской версий (новозаветная часть русского перевода не подвергалась пересмотру). К сожалению, из-за смешения «текстологических» скобок со скобками - знаками препинания эта попытка привела лишь к тому, что из Ветхого Завета были вообще изъяты практически все слова и выражения, которые почему-либо были заключены в скобки в издании 1876 года. Эта ошибка повторилась в издании, подготовленном Американским Библейским Обществом в 1947 году.

В ряде изданий Библии, выпущенных РБО, восстановлены все слова и выражения Синодального перевода, имеющиеся в еврейском тексте Ветхого Завета, но безосновательно опущенные в изданиях 1882 и 1947 годах. Что касается слов и выражений, которые были внесены в Синодальный перевод из греческой версии Ветхого Завета, то они сохранены лишь в тех немногих случаях, где современная текстология действительно считает возможным доверять греческой Библии больше, чем дошедшему до нас еврейскому тексту.

Чтобы избежать смешения «текстологических» скобок со скобками - знаками препинания, «текстологические» скобки печатаются не круглыми, а квадратными (см. Быт. 4:8).

В основу Синодальногого перевода новозаветной части Библии легли печатные издания греческого Нового Завета, прежде всего - C. F. Matthei (1803-1807) и M. A. Scholz (1830-1836). В скобках в русский перевод вносились слова, отсутствовавшие в этих книгах, но наличествовавшие в церковнославянских текстах.

В настоящем издании (равно как и во всех предшествующих) текст Нового Завета печатается без каких-либо опущений или дополнений по отношению к изданию 1876 года.

Курсив в Синодальном переводе

Слова, добавленные переводчиками «для ясности и связи речи», в издании 1876 года были набраны курсивом. Эта авторская разметка оставлена в неприкосновенности, несмотря на то что современная наука о переводе посчитала бы ее излишней.

Орфография и пунктуация

С момента первой публикации Синодального перевода прошло более ста лет. За это время была произведена реформа русской орфографии, неоднократно менялись нормы правописания и пунктуации. Хотя в новой орфографии Синодальный перевод печатается уже несколько десятилетий (с 1920-х годов), в ряде изданий РБО сделан ряд орфографических исправлений. Речь идет главным образом о замене устаревших окончаний: так, например, написания Святый, Живый исправлены на Святой, Живой; Святаго, Живаго - на Святого, Живого; лицем, отцем - на лицом, отцом.

В то же время многие написания, соответствующие орфографическим и пунктуационным нормам XIX в., оставлены в неприкосновенности - например, правописание строчных и прописных букв в названиях народов или внутри прямой речи.

Для пунктуации Синодального перевода характерно ограниченное употребление кавычек - они ставятся, по сути дела, лишь в двух случаях:- для выделения цитаты, взятой из письменного источника, и для выделения прямой речи внутри другой прямой речи. В изданиях РБО эта пунктуационная норма сохранена.

Деление библейского текста на главы возникло в Западной Европе в XII в. (деление на стихи - в XVI в.). Оно далеко не всегда соответствует внутренней логике повествования. В отдельных своих изданиях РБО дополнило деление на главы смысловым делением текста на отдельные отрывки с подзаголовками. Подобно словам, которые переводчики добавили в библейский текст «для ясности и связи речи», подзаголовки набраны курсивом.

Долгое время на территории бывшего Советского Союза использовался только один - Синодальный - перевод Библии. Обусловлено это было как политикой всеобщего атеизма в стране, так и главенствующим положением православной церкви, синодом которой и был одобрен этот перевод. Вследствие такого положения вещей в сознании общества укоренилось представление о том, что Синодальный перевод - это настоящая Библия (чуть ли не оригинал), а все другие переводы - это что-то новаторское и не заслуживающее доверия.

Так ли это? Насколько точен Синодальный перевод Библии? И зачем вообще нужны разные переводы?

Первые переводы

Древняя история переводов Библии на русский язык не такая уж и богатая. Первый из них был выполнен братьями Кириллом и Мефодием, которые жили в IX веке. Причем сделан он был с греческой Септуагинты. А значит, перевод уже был двойным: сначала с древнееврейского языка на греческий, а уже с греческого на старославянский.

В 1751 году императрица Елизавета распорядилась, чтобы этот перевод перепроверили и при необходимости исправили. Так появилось издание Библии под названием «Елизаветинская», которым православная церковь и по сей день пользуется на своих богослужениях.

Труды Макария

В 1834 году православный архимандрит Макарий начал работу над переводом Библии, которая длилась на протяжении десяти лет. Он переводил текст напрямую с древнееврейского языка и уже в 1839 году представил часть своей работы на рассмотрение Синоду. Ему было категорически отказано в ее издании. В чем же была причина? Членам Синода не понравилось, что архимандрит Макарий принял решение использовать в основном тексте личное Имя Бога там, где оно встречается в оригинале. Согласно церковной традиции, его везде следовало заменять титулами Господь или Бог.

Несмотря на столь категоричный отказ, Макарий продолжил свою работу. Однако начали публиковать ее лишь спустя 30 лет. И то лишь частями, на протяжении семи лет, в журнале «Православное обозрение». Следующий раз этот перевод, извлеченный из хранилищ Российской Национальной Библиотеки, увидел свет лишь в 1996 году.

Работа над Синодальным переводом

Как ни парадоксально это звучит, но отвергнутый советом Синода перевод Макария послужил незаменимым подспорьем в подготовке обновленного перевода, известного сегодня как Синодальный перевод Библии. Все попытки подготовки других переводов пресекались со всей строгостью, а готовые работы подлежали уничтожению. Долгое время велись споры о том, надо ли вообще предоставлять пастве обновленный перевод или оставить только старославянский вариант.

Наконец, в 1858 году было утверждено официальное решение о том, что Синодальный перевод будет полезен пастве, но на богослужениях следует продолжать пользоваться старославянским текстом. Такое положение вещей сохраняется и до нынешнего момента. Полный Синодальный перевод Библии был издан только в 1876 году.

Зачем нужны новые переводы

Более века Синодальный перевод помогал искренним людям получить знания о Боге. Так стоит ли что-то менять? Все зависит от того, как относиться к Библии. Дело в том, что некоторые люди воспринимают как какой-то магический оберег, считая, что само лишь присутствие этой книги в доме должно производить какое-то благоприятное действие. И, следовательно, дедушкин фолиант с пожелтевшими страницами, в тексте которого пестрят твердые знаки (это одна из бросающихся в глаза особенностей старославянской грамматики), будет, конечно, настоящим сокровищем.

Однако если человек понимает, что истинная ценность не в материале, из которого сделаны страницы, а в информации, которую несет текст, тогда он отдаст предпочтение понятному и легко читаемому переводу.

Лексические изменения

Любой язык со временем меняется. То, как говорили наши прадедушки, может быть непонятно нынешнему поколению. Поэтому и возникает потребность в обновлении перевода Библии. Вот примеры нескольких которые присутствуют в Синодальном переводе: персть, перст, блажен, муж, рамена, пакибытие. Понятны ли вам все эти слова? А вот и их значение: пыль, палец, счастлив, человек, плечи, воссоздание.

Библия: современный перевод

В последние годы появился целый ряд современных переводов. Среди них наиболее известны следующие:

  • 1968 г. - перевод епископа Кассиана (Новый Завет).
  • 1998 г. - восстановительный перевод «Живой Поток» (Новый Завет).
  • 1999 г. - «Современный перевод» (полная Библия).
  • 2007 г. - «Священное Писание. Перевод нового мира» (полная Библия).
  • 2011 г. - «Библия. Современный русский перевод» (полная Библия).

Новый перевод Библии позволяет сосредоточиться на смысле написанного, а не вчитываться в непонятный текст, словно в древние заклинания. Однако тут тоже кроется ловушка для переводчиков, ведь желание донести смысл сказанного понятным языком может повлечь за собой личные интерпретации и толкования. А это недопустимо.

Не относитесь небрежно к выбору того, какой перевод Библии использовать для личного чтения. Ведь в Слове Бога утверждается, что он разговаривает с нами со страниц этой книги. Пусть же его слова звучат без искажений!

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ перевода Священного Писания на русский язык были предприняты в конце XVII века. В 1816 - 1822 гг. Российское Библейское Общество подготовило и выпустило Новый Завет и Псалтирь на русском языке, в 1824 г. напечатан русский текст Пятикнижия. В 30-е - 40-е годы XIX столетия дело русского перевода продолжилось трудами протоиерея Герасима Павского и архимандрита Макария (Глухарева).

20 марта 1858 г. по инициативе митрополита Филарета (Дроздова) состоялось определение Святейшего Синода о подготовке и издании полного перевода Библии на русский язык. В основу этого перевода был положен текст Российского Библейского Общества, работы Павского и Глухарева. Окончательная редакция осуществлялась Святейшим Синодом и лично митрополитом Филаретом. В 1876 г. перевод, получивший благословение Святейшего Синода, был полностью опубликован и вошел в историю под именем Синодального. Об истории Синодального перевода можно прочесть в статье Самуэля Ким « ».

Издание 1876 г. включало русские переводы неканонических книг (ветхозаветных текстов, переведенных с греческого). В 1881-1882 гг. «с разрешения Святейшего Правительствующего Синода» в Синодальной типографии Санкт-Петербурга была отпечатана Библия «для Английского Библейского Общества» (так значилось на титуле). Это была первая каноническая Библия в русском переводе.

При подготовке этого издания из текста Ветхого Завета были исключены неканонические книги (поскольку они переводились не с древнееврейского языка, как книги канонические), а также удалены так называемые «вставки из Септуагинты» в канонических книгах, т.е. места, не имеющие аналога в еврейском тексте и заимствованные из греческого перевода Библии. В издании 1876 года эти вставки были заключены в скобки. К сожалению, круглые скобки использовались не только для выделения заимствований из греческого перевода, но и как пунктуационный знак, что создавало определенные сложности при подготовке издания канонической Библии.

Так, например, в 24:11 книги Левит: « Хулил сын Израильтянки имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею (имя же матери его Саломиф, дочь Давриина из племени Данова) ». В первом случае в скобки заключено слово, отсутствующее в еврейском оригинале и являющееся вставкой из греческого перевода. Во втором случае скобки являются обычным знаком препинания, а не указанием на греческое происхождение заключенных в них слов. Понять, где круглые скобки выделяют вставку из Септуагинты, а где являются простыми знаками препинания можно лишь обратившись к еврейскому тексту.

К сожалению, именно в этой части своей работы редакторы первой русской канонической Библии допустили ряд неточностей. Из текста Ветхого Завета вместе с греческими вставками были ошибочно удалены некоторые части текста оригинала. Эти неточности затем перешли в издание Американского Библейского Общества 1947 г. (набор в две колонки с параллельными местами посередине), которое многократно перепечатывалось Объединенным Библейским Обществом, издательством «Протестант», «Библия для всех», Российским Библейским Обществом, Библейской Лигой и другими издательствами. Этим изданием пользовалось несколько поколений российских протестантов.

Научные сотрудники РБО провели сверку издания 1947 г. с Синодальным переводом русской Библии и еврейским оригиналом. В результате этой работы ошибочно удаленные части текста оригинала были восстановлены . Ниже приводится перечень исправлений такого рода, внесенных в Новое изд ание Российского Библейского Общества.

Быт 7:8
Изд. 1947 г .: И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле.
Новое изд .: И из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле.

Быт 49:21
Изд. 1947 г .: Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
Новое изд .: Неффалим - серна стройная; он говорит прекрасные изречения.

Исх 5:13
Изд. 1947 г .: ...выполняйте работу свою каждый день...
Новое изд .: .. .выполняйте урочную работу свою каждый день...

Исх 29:22
Изд. 1947 г .:... и обе почки и тук, который на них, правое плечо...
Новое изд .: ...и обе почки и тук, который на них, правое плечо (потому что это овен вручения священства) ...

Исх 38:15
Изд. 1947 г .: И для другой стороны - завесы в пятнадцать локтей...
Новое изд .: И для другой стороны (по обеим сторонам ворот двора) - завесы в пятнадцать локтей...

Лев 8:15
Изд. 1947 г .: И заколол его и взял крови.
Новое изд .: И заколол его Моисей и взял крови.

Лев 11:13
Изд. 1947 г .: Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла...
Новое изд .: Из птиц же гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла...

Лев 24:11
Изд. 1947 г .: И привели его к Моисею...
Новое изд .: И привели его к Моисею (имя же матери его Саломиф, дочь Давриина из племени Данова) ...

Числ 11:26
Изд. 1947 г .: Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.
Новое изд .: Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух (они были из числа записанных, только не выходили к скинии), и они пророчествовали в стане.

Числ 21:8
Изд. 1947 г .: ...сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
Новое изд .: .. .сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив.

Числ 27:14
Изд. 1947 г .: Потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтоб явить пред глазами их святость Мою при водах Меривы .
Новое изд .: Потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтоб явить пред глазами их святость Мою при водах. (Это воды Меривы при Кадесе в пустыне Син.)

Втор 3:19
Изд. 1947 г .: Только жены ваши и дети ваши и скот ваш пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам.
Новое изд .: Только жены ваши, и дети ваши, и скот ваш (ибо я знаю, что скота у вас много) пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам.

Втор 21:5
Изд. 1947 г .: И придут священники, сыны Левиины...
Новое изд .: И придут священники, сыны Левиины (ибо их избрал Господь, Бог твой, служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причиненный вред) ...

Втор 24:18
Изд. 1947 г .: Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда...
Новое изд .: Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь, Бог твой, освободил тебя оттуда...

Втор 29:15
Изд. 1947 г .: Но как с теми, которые здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня.
Новое изд .: Но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня.

Нав 5:2
Изд. 1947 г .: В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.
Новое изд .: В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе каменные ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.

Нав 5:3
Изд. 1947 г .: И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых...
Новое изд .: И сделал себе Иисус каменные ножи и обрезал сынов Израилевых...

2 Цар 7:18
Изд. 1947 г .: .. .кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой...
Новое изд .:... кто я, Господи, мой Господи, и что такое дом мой...

2 Цар 16:4
Изд. 1947 г .: И сказал Сиве: вот тебе все, что у Мемфивосфея.
Новое изд .: И сказал царь Сиве: вот тебе все, что у Мемфивосфея.

1 Пар 1:36
Изд. 1947 г .: Сыновья Елифаза: Феман, Омар, Цефо, Гафам, Кеназ, Амалик.
Новое изд .: Сыновья Елифаза: Феман, Омар, Цефо, Гафам, Кеназ, Фимна, Амалик.

2 Пар 6:30
Изд. 1947 г .: ...ибо Ты знаешь сердце сынов человеческих...
Новое изд .:,. .ибо Ты один знаешь сердце сынов человеческих...

Езд 4:3
Изд. 1947 г .: ...как повелел нам Кир, царь Персидский.
Новое изд .: ...как повелел нам царь Кир, царь Персидский.

Пс 145:1
Изд. 1947 г .: Хвали, душа моя, Господа.
Новое изд .: Аллилуйя. Хвали, душа моя, Господа.

Пс 148:1
Изд. 1947 г .: Хвалите Господа с небес...
Новое изд .: Аллилуйя. Хвалите Господа с небес...

Пс 149:1
Изд. 1947 г .: Пойте Господу песнь новую...
Новое изд .: Аллилуйя. Пойте Господу песнь новую..

Пс 150:1
Изд. 1947 г .: Хвалите Бога во святыне Его...
Новое изд .: Аллилуйя. Хвалите Бога во святыне Его...

В некоторых случаях из текста издания 1947 года были исключены вставки из Септуагинты :

2 Цар 19:37
Изд. 1947 г .: Но вот, раб твой, сын мой Кимгам пусть пойдет с господином моим, царем, и поступит с ним, как тебе угодно.
Новое изд .: Но вот раб твой Кимгам пусть пойдет с господином моим, царем, и поступит с ним, как тебе угодно.

2 Цар 22:8
Изд. 1947 г .: Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался на них Господь
Новое изд .: Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался Он.

Пс 71:17
Изд. 1947 г .: ...и благословятся в нем племена ; все народы ублажат его.
Новое изд .: ...и благословятся в нем все племена земные ; все народы ублажат его.

Кроме того, в Новое издание был внесен ряд текстуальных дополнений на основании древних переводов, авторитетность которых поддерживается современной текстологией (НОТТР - Hebrew Old Testament Text Project), а также современными переводами на западноевропейские языки. Эти места в новом издании заключены в квадратные скобки :

Быт 4:8

Изд. 1947 г : И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле...
Новое изд .: И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле...

Втор 30:16
Изд. 1947 г .: Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею.
Новое изд .: [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его; и будешь ты жить, и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею.

Нав 15:59
Изд. 1947 г.: Маараф, Беф-Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами.
Новое изд .: Маараф, Беф-Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами. [Феко, Ефрафа, иначе Вифлеем, Фагор, Етам, Кулон, Татами, Сорес, Карем, Галлим, Вефир и Манохо: одиннадцать городов с их селами.]

Суд 16:13-14
Изд. 1947 г .: Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань, и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде. И прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон!
Новое изд .: Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань, [и прибьешь ее гвоздем, то я буду бессилен, как и прочие люди. И усыпила его Далида на коленях своих. И когда он уснул, взяла Далида семь кос головы его и воткала в ткань] и прибила гвоздем и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон!

Езд 8:5
Изд. 1947 г .: Из сыновей Шехаыии, сын Яхазиила, и с ним триста человек мужеского пола...
Новое изд .: Из сыновей [Зафоя] Шехания, сын Яхазиила, и с ним триста человек мужеского пола...

Езд 8:10
Изд. 1947 г .: Из сыновей Шеломифа, сын Иосифии, и с ним сто шестьдесят человек мужеского пола...
Новое изд .: Из сыновей [Ваания] Шеломиф, сын Иосифии, и с ним сто шестьдесят человек мужеского пола...

Ис 40:5
Изд. 1947 г .: узрит всякая плоть спасение Божие
Новое изд .: узрит всякая плоть [спасение Божие]

В некоторых случаях вставки из Септуагинты не исключались, а выделялись курсивом , что означает отсутствие этих слов в еврейском тексте. Прочие исправления касаются замены прямого написания курсивным или наоборот, а также уточнения отдельных мест по еврейскому подлиннику.

Быт 2:24
Изд. 1947 г .: ...и будут одна плоть
Новое изд .: ...и будут двое одна плоть

Быт 3:11
Изд. 1947 г .: ...и сказал: кто сказал тебе...
Новое изд .: .. .и сказал Господь Бог : кто сказал тебе...

Быт 4:10
Изд. 1947 г .: И сказал: что ты сделал?
Новое изд .: И сказал Господь : что ты сделал?

Быт 7:16 1947: И затворил Господь за ним.
Новое изд .: И затворил Господь за ним ковчег .

Быт 18:5
Изд. 1947 г .:...потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Новое изд .., .потом пойдите в путь свой ; так как вы идете мимо раба вашего.

Быт 18:10
Изд. 1947 г .: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры...
Новое изд .: Я опять буду у тебя в это же врем в следующем году , и будет сын у Сарры...

Быт 19:9
Изд. 1947 г .: Но они сказали...
Новое изд .: Но они сказали ему ...

Быт 19:25
Изд. 1947 г .: . .и произрастения земли,
Новое изд .: .и все произрастения земли.

Быт 21:16
Изд. 1947 г .: И она села против, и подняла вопль, и плакала.
Новое изд .: И она села поодаль, и подняла вопль, и плакала.

Быт 23:8
Изд. 1947 г .: И говорил им и сказал...
Новое изд .: И говорил им Авраам и сказал...

Быт 24:61
Изд. 1947 г .: И встала Ревекка и служанка ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком.
Новое изд .: И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком.

Быт 27:26
Изд. 1947 г .: ...подойди, поцелуй меня, сын мой.
Новое изд .: .. .подойди ко мне , поцелуй меня, сын мой.

Быт 31:32
Изд. 1947 г .:.при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе.
Новое изд .:.. .при родственниках наших узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе.

Быт 32:26
Изд. 1947 г .: И сказал: отпусти Меня...
Новое изд .: И сказал ему : отпусти Меня...

Быт 37:14
Изд. 1947 г .: И сказал ему... 1994: Израиль сказал ему...

Быт 38:28
Изд. 1947 г .: ... показалась рука...
Новое изд .: ...показалась рука одного ...

Быт 44:9
Изд. 1947 г .: У кого из рабов твоих найдется, тому смерть...
Новое изд .: У кого из рабов твоих найдется чаша , тому смерть...

Быт 45:6
Изд. 1947 г .: Ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут...
Новое изд .: Ибо теперь два года голода на земле: остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут...

Исход 13:13
Изд. 1947 г .: А всякого из ослов разверзающего, заменяй...
Новое изд .: А всякого из ослов, разверзающего утробу , заменяй...

Исх 25:4
Изд. 1947 г .: И шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон и козью...
Новое изд .: И шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон и козью шерсть ...

Исх 28:21
Изд. 1947 г .: Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых , по именам их,..
Новое изд .: Сих камней должно быть, по числу имен сынов Израилевых, двенадцать, по числу имен их...

Исх 29:12
Изд. 1947 г .: ...а всю кровь вылей у основания жертвенника...
Новое изд .: ...а всю остальную кровь вылей у основания жертвенника...

Исх 32:26
Изд. 1947 г .: кто Господень - ко мне!
Новое изд .: кто Господень иди ко мне!

Исх 35:6
Изд. 1947 г .: ...и виссон и козью шерсть...
Новое изд .: ...и виссон и козью шерсть ...

Левит 10:16
Изд. 1947 г .: И разгневался на Елеазара и Ифамара...
Новое изд .: И разгневался Моисей на Елеазара и Ифамара...

Лев 25:31
Изд. 1947 г .: ...выкупать их можно, и в юбилей они отходят.
Новое изд .: ...выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят.

Лев 25:37
Изд. 1947 г .: Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли.
Новое изд .: Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли.

Нав 8:29
Изд. 1947 г .: А царя Райского повесил на дереве, до вечера...
Новое изд .: А царя Райского повесил на дереве, и был он на дереве до вечера...

Суд 20:47 1947: И обратились оставшиеся и убежали в пустыню...
Новое изд .: И обратились оставшиеся и убежали в пустыню...

Суд 21:14
Изд. 1947 г .: Тогда возвратились сыны Вениамина, и дали им жен, которых...
Новое изд .: Тогда возвратились сыны Вениамина, и дали им Израильтяне жен, которых...

1 Цар 5:8
Изд. 1947 г .: ...пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Реф.
Новое изд .: .. .пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф .

3 Цар 2:22
Изд. 1947 г также друг .
Новое изд .: И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар, и Иоав, сын Саруин, друзья .

4 Цар 9:15
Изд. 1947 г .: К сказал Ииуй: если вы согласны, то пусть никто не уходит из города...
Новое изд .: И сказал Ииуй: если вы согласны со мною , то пусть никто не уходит из города...

1 Пар 27:8
Изд. 1947 г .: ... князь Шамгуф Израильтянин...
Новое изд .: ...князь Шамгуф Израхитянин...

Псалтирь 101:3
Изд. 1947 г .: Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе , скоро услышь меня.
Новое изд .: Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня.

Исаия 49:26
Изд. 1947 г .: И притеснителей твоих накормлю собственною плотью...
Новое изд .: И притеснителей твоих накормлю собственною их плотью...

Дан 6:28
Изд. 1947 г .; И Даниил благоуспевал в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского.
Новое изд .: И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского.

Осия 3:2
Изд. 1947 г .: И приобрел я ее себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и за полхомера ячменя.
Новое изд .: И приобрел я ее себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя. : десят вместо десять (Быт 24:22), Вениатша вместо Вениамина (Быт 42:36), Изралевых вместо Израилевых (Исх 3:11) и мн. др. Иногда опечатки приводят к появлению фантастических чтений. Так, например, в стихе Ам 9:7 Господь говорит сынам Израилевым: «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и...Арамлян - из Кира?» В издании 1947 года эти слова приобретают следующий вид: «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и...Арамлян - из Каира?» (Для справки: Кир - местность в передней Азии, упоминаемая также в Ам 1:5, Ис 22:6, 4 Цар 16:9; Каир - столица современного Египта, основан в X в. н.э.) В новом издании эти и многие другие опечатки (общее количество их достигло нескольких десятков) исправлены. Незначительной редакционной правке подверглись также тексты с изложением краткого содержания глав.

Текстологическая разметка в Новом Завете

Между различными рукописями и изданиями Нового Завета существует ряд текстуальных расхождений. Когда авторы Синодального перевода не были уверены в подлинности тех или иных мест новозаветного текста (это могли быть слова, взятые из поздних греческих рукописей, либо из церковнославянского перевода), они заключали их в скобки. К сожалению, в издании 1947 г. эти текстологические скобки были неотличимы от скобок - знаков препинания. В новом издании слова, взятые из славянского перевода или поздних греческих рукописей , заключены в квадратные скобки .

Орфография и пунктуация

С момента первой публикации Синодального перевода прошло более ста лет. За это время проведена реформа русской орфографии, неоднократно менялись нормы правописания и пунктуации. Хотя в современной орфографии Синодальный перевод печатается уже несколько десятилетий, для нового издания было сочтено необходимым сделать еще ряд орфографических исправлений. Речь идет главным образом о замене устаревших окончаний - так, например, написания Святый, Живый исправлены на Святой, Живой; Святого, Живаго - на Святого, Живого; лицем, отцем - на лицом, отцом . В то же время многие написания, соответствующие орфографическим и пунктуационным нормам XIX в., в новом издании оставлены в неприкосновенности - например, правописание строчных и прописных букв в названиях народов или внутри прямой речи. Для пунктуации Синодального перевода характерно ограниченное употребление кавычек - они ставятся, по сути дела, лишь в двух случаях: для выделения цитаты, взятой из письменного источника, и для выделения прямой речи внутри другой прямой речи. В новом издании эта пунктуационная норма реализована более последовательно.

В 2016 году христианские церкви России отмечают две исторические даты – 140 лет со дня издания Библии на русском языке и 200 лет с момента начала перевода Нового Завета на русский язык. Эти события повлияли на Библейское просвещение народов России, зарождение самобытного евангельского движения, а также оказали мощное влияние на изобразительное искусство, литературу, музыку, архитектуру. 16 апреля в Московской церкви МСЦ ЕХБ в Царицыно прошел исторический семинар на тему: «140-летие Синодального перевода Библии (1876 - 2016 гг.)». На семинар съехались гости из Эстонии, Белоруссии, Украины и городов Центральной части России. Участники семинара получили рабочие тетради («Пособие») в которых изложены основные тезисы семинара. Ведущий семинара - Некрасов А.В. (г. Братск, служитель Сибирского объединения МСЦ ЕХБ) в течение 7 часов излагал историко-богословский материал на тему:

  • история возникновения НОВОГО ЗАВЕТА;
  • история славянской Библии (863 г., Библия Кирилла и Мефодия);
  • история создания Синодального перевода Библии (1876 г.);
  • искажение Слова Божия современными переводами.
Семинар отмечен глубиной анализа первичных документов и многочисленных источников по вопросу перевода текстов Священного Писания на греческий, славянский и русский языки. Это захватывающая история о том, как Бог безошибочно записал Свое Слово, дал его во владение Церкви и затем обеспечил его сохранность в течение последующих 20 веков и до нашего времени. «Слово Господне пребывает в век» (1 Петра 1:25).Значительная часть семинара была посвящена апологетике: защите авторитета Синодальной Библии. В Эдемский сад сатана пришел с искаженным богословием: «Подлинно ли сказал Бог?» Битва антихриста против Слова Божьего не прекращается и в 21 веке. С 1993 года Ватикан и Объединенное Библейское Общество финансируют издание искаженных переводов Слова Божьего под названием «Новый Завет Объединенных Библейских Обществ» и «Новый Завет Нестле-Аланда», которые являются продуктом католической церкви, изменяют основополагающие доктрины Библии. По тексту Нестле-Аланда студенты в университетах по всему миру изучают толкование Священного Писания и с него совершаются переводы на иностранные языки и наречия. Цель издателей современных переводов: пошатнуть доверие к авторитету Писания, лишить Слово Божье духа и жизни, отнять у Церкви обоюдоострый меч. Современные переводы хитро и незаметно подготавливают христианство к всемирной «экуменической церкви», для создания единой религии антихриста. То, что папство не смогло осуществить при помощи палачей инквизиции, было решено сделать при помощи теологов. Битва против Слова Божьего носит всемирный характер. Стратегическая задача Церкви в условиях свободы «сохранить слово» неповрежденным. В заключении семинара служитель дал верный духовный ориентир: «Мы не должны молча наблюдать, как рушатся основания, а предупреждать братьев и сестёр об опасности постепенного размывания авторитета Слова Божьего и противостать проникновению в церковь современных искаженных переводов. Мы должны осознанно противостоять внедрению современных Библий с экуменически-искажённым текстом и использовать на богослужениях Синодальную Библию, которая переведена без искажений и выдержала испытание временем. Мы должны сохранять здравое отношение к Писанию, как к единственному и достаточному авторитету для веры и жизни. «Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Петра 3:17) При использовании разных переводов на русский язык решающее слово в доктринальных вопросах должно быть за Синодальным переводом Библии». 17 апреля состоялось торжественное служение на тему «Слово Твое есть истина», которое завершилось докладом А. Некрасова «По следам апостола Павла» - рассказ со слайдами о библейских местах в современной Турции и Греции.

Елизаветинская Библия (1751 ᴦ.)

Острожская Библия (1582 ᴦ.).

В 16-м веке молодая московская Русь была слабым государством, в то время, как Литва была очень сильным государством. Это не та Литва, которую мы знаем сегодня. Это русское государство с ориентацией на Запад с господствующей католической верой, где православные постоянно подвергались притеснениям. В конце 16 века православным жилось относительно вольно благодаря влиятельному князю Константину Острожскому. Он, видя бедственное положение со Священным Писанием на Руси, собрал у себя в Остроге кружок ученых славян и греков. Οʜᴎ исправили Геннадиевскую Библию по Септуагинте. Князь Константин издал ее в 1582 году. Это первая печатная Библия на Руси.

Елизаветинская Библия берет свое начало со времен Петра I. Это человек, который, управляя православной Россией, вынужден был в некоторых случаях надевать на себя маску православного государя и совершать некоторые деяния в данном направлении. Это строительство Казанского Собора в Санкт-Петербурге, перенесение мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург и, в частности, это забота о Библии, о Священном Писании.

14 февраля 1712 года Петр I издает указ об исправлении Острожской Библии по Септуагинте. Были назначены лучшие ученые-лингвисты своего времени, в т.ч. Софроний Лихуд – основатель нашей славяно-греко-латинской академии. В 1724 году работа была закончена. Уже были набраны литеры (шрифт), и всœе было готово для издания Библии. Не хватало прямого повелœения императора. Но в январе 1725 года Император простудился во время очередного наводнения в Санкт-Петербурге и умер.

В государственном отношении после Петра I следует целая цепь дворцовых переворотов. Что касается Библии, то создавались всœе новые комиссии. Этим комиссиям ставились иногда совершенно противоположные задачи. В итоге дело издания Библии стояло. Так продолжалось до 1743 года, пока на престол не взошла Елизавета Петровна – дочь Петра I. На основании тех правок, которые были сделаны до нее, был сделан спешный просмотр текста͵ и в 1751 году исправленная Библия была издана.

Мысль о русском переводе Библии зрела в народе давно. К примеру, святитель Алексий перевел Новый Завет на разговорный язык своего времени. В 16-м веке в нынешней Белоруссии Франциск Скорина переводил Библию, в 18 веке архиепископ Санкт-Петербургский Амвросий (Зертис-Каменский) переводил отдельные книги с еврейского текста. Но это были частные попытки, которые не получили широкого распространения. В 1812 году в России основывается Библейское общество по образцу британского с целью перевода Библии на языки инородцев, проживавших на территории Российской империи. Скоро сам император Александр I предложил перевести Библию и на русский язык. В 1818 году было издано Четвероевангелие. В 1819 году книга Деяний апостолов, в 1822 году был издан Новый Завет. Началась работа над переводом Ветхого Завета. Переводы книг распределяли между Академиями, затем они обменивались переводами, и другая Академия вводила свои корректировки, поправки, замечания, пожелания. Началась работа над переводом Ветхого Завета. Здесь встал вопрос о том, с какого текста переводить. Было решено переводить с еврейского текста͵ сверять с Септуагинтой. Те слова и фразы, которые присутствуют в Септуагинте и отсутствуют в еврейском тексте, ставить в скобки, что есть и в современном тексте.

В это время подняли свою голову противники русского перевода, которые считали, что переводить Библию на русский язык – значит опошлять его. В 1826 году князь Голицын был уволен. Библейское общество было закрыто. Вышедший из печати тираж Пятокнижия был сожжен, и дело русского перевода Библии остановилось нужнолго.

В это время были предприняты частные переводы Библии на русский язык. К примеру, алтайский миссионер, ныне причисленный к лику святых, архимандрит Макарий (Глухарев) переводил книги с еврейского текста. Его вызвали в Синод и указали, чтобы он занимался миссионерством, а не переводом книᴦ. Более серьезный скандал разгорелся относительно переводов книг с еврейского текста профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии по кафедре еврейского языка протоиереем Герасимом Павским. Он переводил в чисто рационалистическом немессианском духе. Этот перевод был отлитографирован (ᴛ.ᴇ. отпечатан). Отец Герасим был вызван в Синод. Ему было назначено келœейное вразумление и епитимья.

Дело русского перевода Библия возобновилось в 1858 году после воцарения Александра II. Был заново просмотрен текст Библии. Был также распределœен и постепенно переведен текст Ветхого Завета. Вся Библия была переведена в 1875 году, а в 1876 году впервые появилась в свет вся русская Библия в одном томе.

Делœение Библии на разделы.

Сколько существует Священное Писание, столько существует и его делœение на отдельные части. Есть книги, которые изначала являлись сборниками песен, гимнов. Это Псалтирь, Книга плача Иеремии.

Делœение на отдельные части заложено в смысл текста. В тексте начала Библии часто делаются новые вступления. В послепотопный период есть постоянное чередование истории и родословия. Каждая родословная подводит итог определœенному историческому отделу.

Было делœение для синагогального употребления. В Новом Завете в христианской Церкви делœение существовало с первых веков. Из древних зачал хотелось упомянуть перикопы александрийского дьякона Аммония (4-й век). Современное богослужебное делœение на зачала приписывают преподобному Иоанну Дамаскину (8-й век). Современное делœение на главы было сделано на Западе в 13-м веке (1238 год кардинал Гюгон). Первая Библия, полностью поделœенная на главы и стихи, как мы их знаем, вышла в 1555 году в Парижском издании Роберта Стефана. Сразу следует заметить, что это делœение очень неудачное.

Русский перевод Библии (1876 г.). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Русский перевод Библии (1876 г.)." 2017, 2018.