Апостол иаков зеведеев краткое житие. Проповедники Христова учения

Апостол иаков зеведеев краткое житие. Проповедники Христова учения
Апостол иаков зеведеев краткое житие. Проповедники Христова учения

Начиная разговор об апостоле Иакове Зеведееве ─ одном из 12 ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, следует обратить внимание на то, что его нередко путают с двумя другими Новозаветными святыми, носившими это имя. Одним из них является также входивший в ближайшее окружение Спасителя. Кроме того, Иаковом звали брата Иисуса Христа ─ сына Иосифа, рождённого до его обручения с Девой Марией. Ошибка бывает особенно заметна при чтении тропаря апостолу Иакову Зеведееву, а также посвящённой ему молитвы и акафиста.

«Сыны грома»

В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».

Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.

То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.

Наряду с и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.

Проповедники Христова учения

О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.

Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.

Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.

Обращение философа-волхва в христианство

Проповеди, с которыми выступал апостол Иаков Зеведеев, часто вызывали злобную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев, которых он открыто обвинял в жестокосердии, фарисействе и неверии, прикрываемом показным благочестием. Не имея достаточных богословских знаний, чтобы вступать в публичную полемику со своим врагом, иудеи наняли за денежное вознаграждение некоего философа-волхва по имени Гермоген.

Ему было поручено при большом скоплении народа, аргументировано опровергнуть евангельское учение о приходе в мир Христа Спасителя и о Царствии Небесном, ожидающим всех последователей, созданной Им Церкви. Перед началом богословского диспута апостол Иаков Зеведеевимелбеседу с учеником волхва Филиппом, и тот, услышав исполненные мудрые речи их будущего оппонента, сам уверовал во Христа.

Не стал упорствовать в своих заблуждениях и Гермоген. Вникнув в глубинную сущность учения, проповедуемого апостолом, он решительно отрёкся от прежних убеждений, сжёг свои богопротивные книги и, приняв святое крещение, вошёл в число наиболее ярых приверженцев христианской веры. Этот пример весьма показателен, поскольку он демонстрирует силу убеждения, которой Спаситель наделил Своих ближайших учеников.

Казнь ученика Христова

Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.

Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге "Деяния апостолов" (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.

Последнее путешествие апостола Иакова

Далее Священное Предание говорит, что после казни останки святого мученика были по приказанию царя Ирода Агриппы положены в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Но Господь не позволил бесследно пропасть мощам Своего ученика.

Через некоторое время гонимая неведомой силой лодка благополучно достигла берегов Испании в том месте, где когда-то звучали пламенные проповеди апостола Иакова, и была выброшена волнами на берег. Там она пролежала, сокрытая от людских глаз, в течение нескольких веков.

Начало почитания святого апостола

В 813 году, согласно Преданию, в той местности поселился одинокий монах-отшельник по имени Пелайо. Однажды ему было некое видение в образе путеводной звезды, указавшей путь к ковчегу с нетленными мощами апостола. С этого времени началось их всеобщее почитание, а в 898 году испанский король Альфонс III приказал на месте чудесной находки воздвигнуть Храм апостола Иакова Зеведеева.

По свидетельству исторических документов тех лет, он представлял собой лишь маленькую церковь, стоявшую на берегу моря и открытую всем ветрам, но тем не менее начало было положено, и в последующие столетия эта традиция продолжилась во многих христианских странах.

В качестве примера можно привести московский храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе, первое летописное упоминание о котором относится к 1620 году, то есть периоду царствования основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. Многократно перестроенный, в соответствии с менявшимися архитектурными особенностями различных эпох, он дошёл до нас как уникальный памятник церковного зодчества. И сегодня в нём регулярно звучат молитвы и акафист апостолу Иакову Зеведееву, день памяти которого Православная церковь отмечает 13 мая и 13 июля.

Под защитой небесного покровителя

Но вернёмся в Испанию. Её жители в память о чудесном обретении мощей и видении, посетившем некогда отшельника Пелайо, стали называть тот участок побережья Компостелла, что переводится с латыни как «Место, указанное звездой». Со временем он стал заселяться, превратившись, наконец, в большой и шумный город.

Святой апостол Иаков почитается как один из небесных покровителей Испании. Его ходатайство перед Престолом Отца Небесного особенно помогло испанцам в период так называемой Реконкисты ─ борьбы за освобождение Пиренейского полуострова от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век. В течение почти 700 лет они шли в бой, укрепив свой дух молитвой апостолу Иакову Зеведееву.

Путь Иакова

В отличие от православного мира, католики празднуют день памяти этого святого 25 июля, и если торжество выпадает на воскресенье, то в Испании официально объявляется «год апостола Иакова», в продолжение которого все посвящённые ему празднества проводятся с особенной пышностью. Почитание апостола Иакова Зеведеева среди испанцев приобрело столь массовый характер, что место обретения его мощей, называющееся Сантьяго-де-Компостела. С XI века оно стало вторым по значимости объектом паломничества, уступающим лишь Иерусалиму.

В XX веке традиция его посещения приобрела у католиков довольно своеобразную форму. Для того чтобы считаться настоящим пилигримом необходимо, по прибытии в город получить специальный сертификат. Он выдаётся лишь тем, кто, направляясь в Сантьяго-де-Компостела, пройдёт так называемый путь Иакова. Для этого следует преодолеть 100 километров пешком или 200 на велосипеде.

Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве

Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.

), в Неделю по Рождестве Христовом , в Соборах Пресвятой Богородицы и Семидесяти апостолов

По преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иосии из лика 70, и назывался также Иаковом меньшим или малым (Мк. 15,40) . От юности возлюбил он строгое житие и сделался назореем , посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию , которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом . Церковь также сохранила Послание апостола , которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета .

Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания . Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и решили его погубить. Они замыслили просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа, а если он откажется - убить его. Возведя святителя на кровлю храма, они призвали его отречься от Спасителя мира и учить народ против Христа. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Иисус есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями, и наконец размозжили ему голову. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около года.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Я́ко Госпо́день учени́к восприя́л еси́, пра́ведне, Ева́нгелие,/ я́ко му́ченик и́маши е́же неопи́санное,/ дерзнове́ние я́ко бра́т Бо́жий,/ е́же моли́тися я́ко иера́рх:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим .

Святый Иаков, сын Зеведеев и брат святого евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, апостол Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом (Мф. 4, 21-22), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им.

И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих (Ин. 13, 23), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить (Мф. 20, 22-23). И сами апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их (Лк. 9, 54); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-9).

После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой апостол прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь для Иудеев, как гром (Мк. 3, 17), ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев и книжников, обличая и укоряя их за жестокосердие в неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его.

Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: -"Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре". Филит пришел и беседовал со святым апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен апостол, молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения апостолу. Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал 6есов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так, что он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом: -"Посмотрю, как избавить тебя твой Иаков".

Филит же послал тайно к апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами. Узнав о сем, апостол послал к нему свое полотенце, сказав, чтобы он взял посланное к нему полотенце и произнес такие слова: "Господь решит окованныя, Господь возводит низверженныя" (Пс. 145, 7-8). Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз, ибо бесы устрашившись полотенца апостола и силы произнесенных слов, оставили Филита и убежали от него. Тогда Филит, посмеясь над Гермогеном, пришел к святому Иакову и, наученный им святой вере, крестился. Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святой Иаков с Филитом, тотчас ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, сталь их мучить. Бесы же в слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею: -"Иаков, апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем". Святой Иаков сказал бесам: -"Ангел Божий, связавший вас, да разрешить вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда". Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред апостолом и просили апостола, чтобы он позволил им отомстить свои обиды на Гермогене.

Апостол же спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали: - "Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме" Тогда апостол сказал Филиту: -"Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов". После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз: -"Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай куда пожелаешь". Но Гермоген сказал: -"Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня".

Тогда апостол дал ему в руки свой жезл, который он употреблял в пути. Гермоген пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав таким образом силу Христову и увидев немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул: -"Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе" Наученный Иаковом святой вере, Гермоген принял крещение, по повелению апостола, сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что именем Иисуса Христа творил чудеса.

Иудеи, видя все совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: "В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу" (Деян. 12, 1-4). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек, по имени Иосия, один из донесших Ироду на апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии-Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым.

Тотчас и он, вместе со святым апостолом Иаковом, был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил ему грех, соделанный им по неведению,-простил ему, что он донес на него царю. Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: "мир с тобою",-и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались (около 42 года от Рождества Христова). После усекновения их ученики святого апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному изволению отнесли его в Испанию, где и до ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцем и Святым Духом всею тварью прославляемого во веки. Аминь.

Тропарь св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 3

Апостол Христов был еси избранный, и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим Тя грехов оставление испроси, и душам нашим велию милость

Кондак св. апостолу Иакову Зеведееву, глас 2

Глас Божественный слышав, призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу, Иакове, с сродником твоим, славне, с нимже сподобился еси видети Господне Божественное Преображение

Молитва св. апостолу Иакову Зеведееву

О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святой Иаков - первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова - 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился - таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру - христианство.

Литургия апостола Иакова

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется - . До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века - первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель - укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) - старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый , которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с ). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с из ). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Святой Иосиф Обручник

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры - это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы - формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником - кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним - 8 января.

Святой Иаков Старший является одним из Двенадцати апостолов призванных Иисусом Христом для служения. Родился апостол Иаков в Палестине, умер мученической смертью около 44 года н.э. в Иерусалиме.

Биографические сведения об Иакове Зеведееве в Евангелиях и в Деяниях апостолов позволяют проследить его жизненный путь лишь фрагментарно. Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и братом Иоанна Богослова, очевидно, старшим, поскольку евангелисты, говоря о сыновьях Зеведеевых, чаще всего указывают Иакова первым (Евангелие от Матфея 4:21; Евангелие от Марка 1:19-20). Вместе с отцом и братом он занимался рыболовством. Иаков был также другом и спутником Симона (апостол Петр, Евангелие от Марка 1:29).

Иаков Зеведеев, Знак зодиака — лев (июль), земледелец косит траву. Книжная миниатюра из Psalter mit Totenoffizium, 1265 г. Германия

Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями воскрешения Иисусом Христом дочери начальника капернаумской синагоги Иаира (Евангелие от Марка 5:37; Евангелие от Луки 9:51). Именно перед ними Иисус преобразился на горе Тавор (Фавор), показав Свою славу (Евангелие от Матфея 17:1; Евангелие от Марка 9:2; Евангелие от Луки 9:28). Наконец, только их Иисус Христос сделал свидетелями Своего борения в Гефсиманском саду (Евангелие от Марка 14:33). При перечислении Двенадцати у евангелистов-синоптиков Иаков и Иоанн следуют сразу за Петром и его братом Андреем (Евангелие от Матфея 10:2; Евангелие от Луки 6:14), а евангелист Марк и автор Деяний апостолов помещают их сразу за Петром (Евангелие от Марка 3:13; Деяния апостолов 1:13), что также указывает на их особую близость к Иисусу.

Имя Воанергес, в переводе «сыновья грома», данное Иакову и его брату Иисусом (Евангелие от Марка 3:17), по-видимому, указывало на их порывистых характер, проявившийся в желании низвести с неба огонь на самаритянское селение в которых отказались принять их Учителя (Евангелие от Луки 9:54). Воспринимая Иисуса Христа в рамках традиционных древнееврейских мессианских представлений, они, пользуясь своей близостью к Учителю, стали просить Его позволить им сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Него (Евангелие от Марка 10:35-37), имея в виду занятие высших должностей в Его будущем Царстве, которое они представляли тогда как земное государство, хотя установленное Богом на века. Согласно евангелисту Матфею, с этой просьбой к Иисусу обратилась их мать(Евангелие от Матфея 20:20-21), которая была среди женщин, следовавших за Иисусом (Евангелие от Матфея 27:56), и которую традиционно отожествляют с Саломией (Евангелие от Марка 15: 40; 16:1).

Вместе с другими из числа Двенадцати Иаков участвовал в Тайной вечере (Евангелие от Матфея 26:20; Евангелие от Марка 14:17; Евангелие от Луки 22:14; Евангелие от Иоанна 13:5) и затем направился с Иисусом на другую сторону реки Кедрон, где находилась Масличная гора и Гефсиманский сад (Евангелие от Матфея 26:30, 36; Евангелие от Марка 14:26,32; Евангелие от Луки 22:39; Евангелие от Иоанна 18:1). Иаков был среди тех учеников Иисуса, которым Он явился в первый же день после Своего воскресения (Евангелие от Луки 24:33-36; Евангелие от Иоанна 20:19). Иаков также был свидетелем уверования апостола Фомы (Евангелие от Иоанна 20:26) и явления Иисуса в Галилее, когда Он повелел апостолам идти с проповедью по всему миру (Евангелие от Матфея 28:16-20). В Евангелие от Иоанна сыновья Зеведеевы особенно упоминаются среди семи учеников, которым Иисус явился на Тивериадском озере (21:1-14). Очевидно, Иаков был свидетелем и других явлений воскресшего Иисуса Своим ученикам (Деяния апостолов 1:3). Вместе с другими апостолами он назван среди тех, кто присутствовал при вознесении Христа (Евангелие от Луки 24:50-51; Деяние апостолов 1:6-14). Он участвовал в избрании по жребию и причислении к Двенадцати апостолам Матфия (Деяние апостолов 1:15-26). Иаков был в Иерусалиме в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух (Деяния апостолов 2:1-4) Которого Иисус обещал послать им от Отца (Евангелие от Луки 34:49; Евангелие от Иоанна 14:16-17, 15:26-27; Деяние апостолов 1:8). Апостол Иаков участвовал в проповеди о воскресшем Христе и в устроении Церкви в Иерусалиме и в других местах (Деяния апостолов 2:4, 14, 42-43, 4:32-35, 5:12, 17-42, 8:14-15, 11:1), одобрив начало миссии среди язычников (Деяние апостолов 11:1-18). По-видимому, служение Иакова было связано с Иерусалимом. О его мученической кончине сообщается в Деяниях апостолов, где сказано, что Ирод Агриппа I, получивший в 41 году н.э. в управление Иудею, Самарию и Идумею арестовал «некоторых из принадлежавших к Церкви, чтобы сделать им зло», при этом он «убил Иакова, брата Иоанна мечем» (12:1-2). Судя по дальнейшему повествованию, это произошло в 44 году н.э. (Деяния апостолов 12:19-23). Упоминание о казни апостола Иакова является единственным сообщением о мученической смерти одного из Двенадцати апостолов. Церковная традиция воспринимает такую смерть апостола Иакова как исполнение слов Иисуса Христа о том, что сыновьям Зеведеевым придется пить чашу, которую Он испил, и крестится Его крещением.

Материал из Католической энциклопедии, М., 2005, Издательство Францисканцев, т. II, стр. 6-9.