Ангелы и Архангелы. Небесная иерархия. Ангельская иерархия

Ангелы и Архангелы. Небесная иерархия. Ангельская иерархия

Средневековые христианские богословы выделяли в ангельской иерархии несколько уровней или ангельских хоров. Наиболее известная из этих классификаций представлена в трактате «О небесной иерархии» («лат. De caelesti hierarchia»), где Дионисий Ареопагит развёртывает иерархию из трёх триад.

Однако в Средние века были также предложены и другие схемы - как расширявшие Ареопагитику, так и представлявшие другие, отличающиеся варианты. Так, у некоторых авторов число чинов ограничивалось семью. В некоторых вариантах обосновывался обратный порядок ранжирования.

anonimous , Public Domain

Отдельные схоласты полагали, что ангелы и архангелы имели более низкий чин и были единственными, кто принимал непосредственное участие в делах мира человеческого.

фото: Mirv , Public Domain

Вместе с тем, авторы «De caelesti hierarchia» и «Summa Theologica», ссылаясь на Новый Завет, и, в частности, на Послание к Ефесянам (1:21) и в Колоссянам (1:16), обосновывали идею трёх степеней, сфер, или триад ангелов, в каждой из которых содержалось три чина, или «хора».

Gustave Doré (1832–1883) , Public Domain

Методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Завета, в том числе этимологического и семантического разбора, вышеупомянутые богословские труды (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) выводили ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам)

  • Серафимы
  • Херувимы
  • Престолы (также и по Новому Завету)

Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам)

  • Господства
  • Власти

Третья степень (сфера)

  • Начала
  • Архангелы
  • Ангелы

В трудах Бонавентуры из Баньореджо перечисленные сферы называются, соответственно, эпифания, гиперфания и ипофания. При этом чины второй и третьей сфер его иерархического списка объединяются также и попарно.

Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций.

Он также разъясняет, как положение, высказанное в 1-м Послании Петра (3:22), применяется к этим парам:

  • Престолы и Господства
  • Начала и Власти (Ефес 6:12)
  • Архангелы и Ангелы

Фотогалерея






Полезная информация

Ангельская иерархия
англ. Christian angelic hierarchy

Первая сфера

Серафимы

В ивр. שׂרף‎ (сара́ф) - ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание „-им“ указывает на мн. ч. (ивр. שׂרפים‎, читается срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph - seraphi, англ. Seraph - Seraphim и т.п.

При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим - серафимы.

Иногда этимологию углубляют до первоисточника древнееврейского слова - у египтян seref означало «грифон» - именно эта словоформа использована в Чис.21:6 и Ис.14:29 для обозначения змееподобной молнии.

Собственно серафимы упоминаются только в Ис.6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога.

В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле.

В библейском словоупотреблении серафимы - чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.

В апокрифической Книге Еноха называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его.

Херувимы

Как и в слове «серафим», окончание „-им“ указывает на мн. ч. (ивр. כרובים‎, читается керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub - cherubi, англ. Cherub - Cherubim или Cherubs.

При заимствовании в русском языке форму мн.ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим - херувимы.

Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет.

В Талмуде ивр. כרוב‎ произведено от арам. כרביא - «подобный юноше».

В последней четверти XIX в. Фридрих Делич связал эту морфему с kirubu = shedu - ассирийским именем крылатого быка.

Ряд ассириологов (Feuchtwang, Teloni, Budge и др.) в 1885 г. возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант связки - «karubu» (великий, могущественный).

В 1897 г. Karppe, а затем Haupt предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый (синоним "damḳu").

В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему.

В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

Престолы

Престолы - согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

В целом жизнь любого человека определяет тонкий мир, имея на него огромное влияние. В древние времена любой знал, что именно тонкий мир определяет физический план. На данный момент мало кто помнит об этом и желает размышлять в данном направлении. А это очень важный аспект жизни, ведь есть существа, помогающие нам в жизни, а есть те, кто стараются сбить с истинного пути и иногда даже погубить нас.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов. Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого - «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Девять чинов

Из этой системы следует, что существуют три триады. В первую, или же высшую, вошли Серафимы и Херувимы, а также Престолы. К средней триаде относятся ангельские чины Господства, Силы и Власти. А в самой низшей касте чинов находятся Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы

Считается, что ближе всего к Богу расположены именно Именно Серафимов можно называть теми, кто занимает высший ангельский чин. О них написано в Библии, что свидетелем их прихода стал пророк Исайя. Он сравнивал их с огненными фигурами, поэтому перевод этого слова с еврейского означает «Пламенеющий».

Херувимы

Именно эта каста в ангельской иерархии следует за Серафимами. Их основное предназначение заступаться за род человеческий и молится за души перед Богом. К тому же, считается, что они служат памятью и являются охранниками Небесной Книги Знаний. Знания Херувимов распространяются на все, что только может знать существо, сотворенное. В переводе с еврейского херувим - заступник.

В их власти таинства Божьи и глубина его мудрости. Считается, что именно эта каста ангелов - самые просвещенные среди всех. В их ответственности лежит открывать в человеке познание и видение Бога. Серафимы и Херувимы наряду с третьими представителями первой триады взаимодействуют с людьми.

Престолы

Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.

По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.

Господства

Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.

Силы

Эта каста ангелов исполнена Божественной крепости, в их власти исполнение мгновенной воли Бога, проявляя его крепость и силу. Именно они творят чудеса Божие и способны подарить человеку благодать, с помощью которой он сможет увидеть, что грядет или исцелять болезни земные.

Они способны укрепить терпение человека, убрать его скорбь, укрепить дух и придать мужественности, чтобы он смог справиться со всеми жизненными невзгодами и проблемами.

Власти

В обязанности Властей входит сохранение ключей от клетки Дьявола и сдерживание его иерархии. Они способны укротить бесов, отразить нападение на род человеческий, избавить от бесовского искушения. Также в их обязанности входит утверждение добрых людей за их духовные подвиги и труды, защита их и сохранение их права на царствие божие. Именно они помогают отогнать все злые помыслы, страсти и похоть, а также врагов человека отводят и помогают победить в себе Дьявола. Если рассматривать личностный уровень, то ангелов, помочь человеку во время битвы добра и зла. А когда человек умирает, они сопровождают его душу и помогают не сбиться с пути.

Начала

К ним относятся целые легионы ангелов, целью которых есть защита религии. Их название такое, из-за того, что они направляют низшие ангельские чины, именно они помогают им совершать поступки угодные Богу. Кроме того, их миссия - это управление вселенной и защита всего, что сотворил Господь. По некоторым данным, у каждого народа и каждого правителя есть свой ангел, призванный защищать его от зла. Пророк Даниил говорил, что Ангелы Персидского и Иудейского царств, следят за тем, чтобы все правители, воздвигнутые на престол, стремились не к обогащению и славе, а к распространению и умножению славы Божьей, чтобы они приносили пользу своему народу, служа его потребностям.

Архангелы

Архангел - это великий благовестник. Его основная миссия - открытие пророчеств, понимание и познание воли Творца. Эти знания они получают от высших чинов, чтобы донести их низшим, которые в последствие донесут их людям. По мнению святого Григория Двоеслова, целью ангелов является укрепление веры в человеке, открытие ее таинств. Архангелы, имена которых можно найти в Библии, наиболее известны человеку.

Ангелы

Это самый низший чин в иерархии небес и самое близкое существо к людям. Они направляют людей на путь, помогают им в повседневной жизни не сойти со своей стези. У каждого верующего человека есть свой ангел-хранитель. Каждого добродетельного человека они поддерживают от падения, каждого кто духовно упал, они стараются поднять, вне зависимости от того, насколько он грешен. Они всегда готовы прийти на помощь к человеку, главное, чтобы он сам желал этой помощи.

Считается, что человек получает своего Ангела Хранителя после проведения обряда Крещения. Он обязан оберегать подчиненного от несчастий, бед и помогать ему на протяжении всей жизни. Если человеку угрожают темные силы, нужно помолится Ангелу Хранителю, и он поможет бороться с ними. Считается, что в зависимости от миссии человека на земле, он может быть связан не с одним, а с несколькими ангелами. В зависимости от того, как человек живет и насколько он развит духовно, с ним могут работать не только низшие чины, но и Архангелы, имена которых знает большинство людей. Стоит помнить, что Сатана не остановится и всегда будет искушать людей, поэтому Ангелы всегда будут рядом с ними в трудные минуты. Только живя по законам Божьим и развиваясь духовно можно познать все таинства религии. Вот в принципе и вся информация, которая относится к чинам Небесным.

О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати.

***

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена:

Серафимы , Херувимы и Престолы .

Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит "пламенный".

Херувимы имеют полноту видения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.


Престолы - эти Ангелы столь возвышенны и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.

Ко второму лику относятся ангелы средней иерархии.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти .

Господства - учат земных правителей уму-разуму, а так же справляться с чувствами и вождлениями.

Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека.

Силы- они могут справиться с силами дьявола.

Силы - Ангелы, исполненные Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса.

Власти - могут творить чудеса и наделять даром ясновидения. Ангелы на картинке наделяют чудесным даром праведника.

Власти - Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

***

Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина:

Начала , Архангелы и Ангелы .

Начальства и начала, которые управляют силами природаи физического мира.

Начала - чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).

Архангелы - великие благовестники Таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) - светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение .

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, -семь. В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: "Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов" (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. А рхангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. А рхангел Гавриил - провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и

слова Божия.

3. Архангел Рафаил - изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает "милосердие", "помощь всем страждущим".

4. Архангел Уриил - Архангел света и огня Божия - изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Архангел Селафиил - Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Архангел Иегудиил - "хвала Божия" . Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец - для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Архангел Варахиил - Архангел Божиих благословений , во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы.

Культура и древние традиции дают представление о существовании Ангелов-хранителей. Имена ангелов, их иерархия и влияние на общество имеют ряд особенностей.

Появление Ангелов

В переводе с греческого название высших существ означает «вестник, посланник». Они были посланы Богом для служения людям. Точное время их появления в нашем мире неизвестно, но они оказались на Земле до сотворения человека.

Значимые события из Библии происходят в присутствии посланников. Святой Гавриил был послан Деве Марии с целью принесения важной информации, один из Ангелов освободил апостола Петра. Небесные создания следят за человеческой историей, всегда готовы прийти на помощь и передать послание свыше.

Силуэт вестников напоминает человеческий, внешность каждого из них зависит от чина и миссии. Изображают их крылатыми, с жезлами или сферами в руках. Живут на небесах, где существует своя иерархия ангельских чинов. Святые создания не имеют пола, человеческие отношения им чужды. Человек стать ангелом не может.

Способности небесных созданий

Ангелы наделены Богом особыми умениями, которые облегчают их миссию:

  • невидимость;
  • полет;
  • облачение в материальное тело;
  • воздействие на физические предметы;
  • видение сути человека, дар провидца;
  • свобода выбора.

Образ Ангелов

Небесное создание выглядит как юноша необычной внешности, за его спиной - крылья. Существа облачали в светлые одеяния изо льна, перевитые золотыми поясами.

У большинства Ангелов два крыла, исключения - шестикрылые Серафимы и четырёхпалые Херувимы.

Образ высших созданий наполнен символами:

  • крылья знаменуют скорость и умение быть везде;
  • посох означает способность передавать волю Божью;
  • зеркало олицетворяет знание о событиях будущего;
  • золотые ленты в волосах символизируют покорность Бога, связь с ним;
  • третье око - знак умения ведать обо всем;
  • нимб символизирует благодать, особую энергетику;
  • прекрасная внешность означает совершенство Ангелов, их высшую гармоничность.

В облик созданий добавляют особые черты, соответствующие их миссии. Рафаила изображали с лекарственными препаратами, Гавриила - с райской ветвью, а Михаила - с копьем.

Чины высших существ

Святое общество следует четкому распределению прав и обязанностей. Вестники не знают подлости, не желают подставить высшего по чину. Их существование наполнено гармонией, что доказывает мудрость Бога и его высшую природу.

Ангельская иерархия состоит из девяти чинов, разделенных на высшую, среднюю и низшую триады.

Первая триада

Сюда входят небесные создания, максимально приближенные к Богу. Они допущены до святых тайн мироздания. Чины высших Ангелов:

  1. Серафимы - это шестикрылые существа, которые благоговеют перед создателем. Они передают свою любовь людям, вызывая у них желание исповеди, вдохновляют на веру.
  2. Херувимы почитают разум и мудрость Бога, крыльями охраняют великие тайны. Не терпят вмешательства в дела высшие, проповедуют веру, а излишняя любознательность людей к святым знаниям вызывает у них ревность. Они стали стражами древа жизни после изгнания Адама и Евы.
  3. Престолы превозносят величие и славу Бога, передают человечеству его всезнание и справедливость. Напоминают о необходимости соблюдения иерархии.

Вторая триада

Список представителей Средней сферы:

  1. Господства воспевают заботливость Бога, его способность охранять каждого. Вселяют людям уверенность в себе, воспитывают желание развиваться, ограничивать тягу к греховному.
  2. Силы восхищаются мощью и умением Бога, учат почитать его возможности.
  3. Власти контролируют дьявола, помогают людям противостоять искушениям и обрести веру.

Третья триада

Представители этого чина находятся ближе к человеческому миру. В него входят:

  1. Начала управляют вселенной, следят за исполнительностью низших Ангелов. Помогают в структуризации общества, соблюдении воли Божьей. Властвуют над стихиями.
  2. Архангелы передают благие вести, учат людей соблюдать заветы. Им доступны пророчества. Небесные создания помогают вернуться на путь истинный.
  3. Ангелы - ближайшие к людям существа. Дают силы идти к просветлению, охраняют от бесчинств и опасностей, вселяют веру.

Значения имен небесных созданий

Каждый Ангел был создан с определенной целью. Имена Ангелов отражают их особую миссию:

  1. Люцифер - падший, противоречащий воле Божьей.
  2. Уриил - разжигает в человеческих сердцах любовь к Богу. Просвещает неверующих.
  3. Рафаил - помогает в исцелении, охраняет здоровье, следит за мыслями и деяниями.
  4. Рагуил - исполняет наказания.
  5. Савриил - контролирует создания, искушающие человека.
  6. Гавриил - управляет небесными существами, направляет на верный путь.

В этот чин входят многие другие Архангелы. В канонической Библии упоминается Михаил - главный над Архангелами, в других книгах - Селафиил, Иеремиил, Варахиил и Иегудиил.

Другие религии

Веры разных стран существенно различаются, но во многих из них присутствуют вестники Бога:

  1. В исламе выделяют Херувимов, славящих Аллаха. Кроме него, эта религия описывает четырех Ангелов. Микаил - главный среди прочих, пророк Джабраил - снисходит к избранным, Азраил - повелитель души после смерти, Исрафиил - извещает о Страшном Суде.
  2. В иудаизме множество Ангелов. Существует девять Архангелов, которые повелевают низшими созданиями.
  3. В зороастризме Архангелы называются Амеша Спента, которые являются частью божества. Амиртат - символ бессмертия, Хаурвтат - хранитель здоровья, Хшатра Вайра - следит за властью, Спента Армаити - олицетворяет преданность, Аша Вахишта - вершина праведности, Воху Мана - обожествление света и мысли.

Современный мир и Ангелы

Мифология и древняя вера не теряют актуальности и в настоящее время.

Культура

Святые существа присутствуют в музыке, играх и литературе. Кинематограф особенно часто пользуется образом небесных созданий. Список лучших фильмов с участием Ангелов:

  1. «Константин: Повелитель тьмы» - здесь описаны святой Габриэль и его противостояние с Люцифером.
  2. «Город Ангелов» - режиссер доказывает людям присутствие Ангелов, рассказывает об их тяге к земным благам.
  3. «Майкл» - повествует о приключениях Архангела Михаила на Земле.
  4. Сериал «Сверхъестественное» - дает представление об особой природе противостояния Люцифера и Бога, по-новому интерпретирует Ангелов.
  5. «Ангел» - рассказывает о вампире по имени Ангел.

Каждый сценарий содержит особое видение высших существ.

Ангелы-хранители

Защитниками жизни, наставниками и провидцами становятся низшие Ангелы. Они находятся в человеческом мире, передают волю божью и предупреждают об опасности. Увидеть присутствие хранителей можно:

  • через сны;
  • по часто появляющимся в жизни сочетаниям цифр, этой областью занимается Ангельская нумерология;
  • через ощущения;
  • по реакции организма на определенные события.

Заметив знак Ангела, необходимо обратиться к Богу.

День ангела

С древних времен имя новорожденному дается в честь одного из святых. Верили, что это божество будет хранить малыша, содействовать ему на жизненном пути. Вычислялся день именин - это следующий после для рождения человека праздник в честь высшего создания.

День ангела же совпадает с датой крещения младенца. В этот момент Бог дарует малышу собственного Ангела-хранителя, который следит за его жизненными ценностями, оберегает от опасностей. В священный праздник человек должен посетить церковь, помолиться своему покровителю и попросить молебен за здравие.

Б ог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени «охлаждения» Ангелов в любви, как учил Ориген. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, - лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету, но степени их ведения и совершенства неодинаковы.

Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы . Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, «как бы в преддвериях Божества», у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.

Шестокрылые Серафимы (евр. - пламенеющие, огненные), о которых говорится только у пророка Исайи (Ис. 6:2) , пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла (Иез. 1) . Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6–7) . Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1:10) , поэтому Бог именуется седящим на херувимах (1 Цар. 4:4) .

Херувим охранял вход в рай (Быт. 3:24) . Изображения двух Херувимов осеняли Ковчег завета, место непосредственного присутствия Божия (Исх. 25:18-20) . Царь Тирский, символизирующий, по мнению святых отцов, сатану, назван херувимом осеняющим (Иез. 28:14) , что указывает на первоначальную близость его к Богу.

Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть «реки премудрости» и «места Божия успокоения»; отсюда некоторые из Херувимов именуются «Престолами» , поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог.

Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти .

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодатъ чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня (Откр. 8:7) .

В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы .

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их деятельность к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.

Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя».

Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин: «Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю».

Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1:21).

Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом, представляет большие неудобства. «Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии». Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери «восходит от земли на небо» совершенно независимо от ангельской иерархии.

Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов.

Архангелы

В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов:

1) Михаил (с евр. - «кто как Бог»; Дан. 10:13; Иуд. 1:9) - Архистратиг бесплотных Сил.

2) Гавриил (с евр. - «муж Божий»; Дан. 8:16; Лк. 1:19) - служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

Четыре имени встречаются в неканонических книгах:

3) Рафаил (с евр. - «помощь Божия»; Тов. 3:16) - целитель недугов.

4) Уриил (с евр. - «огонь Божий»; 3 Езд. 4:1) - служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

5) Селафиил (с евр. - «молитва к Богу») - служитель моления, научающий молитве.

6) Иеремиил (с евр. - «высота Божия»; 3 Езд. 4:36).

Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:

7) Иегудиил (с евр. - «хвала Божия») - помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

8) Варахиил (с евр. - «благословение Божие») - служитель Божиих благословений.

Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: «Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1:4) . Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт.

Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению.

1. Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи страсти моя.

2. Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий, возвести мне час смертный.

3. Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.

4. Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.

5. Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.

6. Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем.

7. Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении.

8. Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную.

9. О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь