Алтай шаманы найти настоящего. Духовное путешествие "путь к шаману" на горный алтай. Как они общаются с духами

Алтай шаманы найти настоящего. Духовное путешествие
Алтай шаманы найти настоящего. Духовное путешествие "путь к шаману" на горный алтай. Как они общаются с духами

Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений и т. д. Все учение держится лишь на устно-визуальной базе и простом ритуальном реквизите. В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархической специализации на основе определенных обрядов и испытаний, которые должны проходить шаманы при своем становлении.

Служители культа называются камами. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Камы (шаманы) появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя свое становление под покровительством духов, получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.

Камское звание получает не по обычному, а по физическому наследству. Способность к камланию врожденная. Обучением приобретается только знание алкышей, напевов и вообще внешнего обряда. Человек, которому суждено природой сделаться шаманом, рано начинает чувствовать свое предрасположение к тому: он становится болен и по временам впадает в бешенство. Некоторые по несколько лет воздерживаются от вступления в камы. Участь шамана незавидная. Камы и адучи (вожаки на зверином промысле), как говорит народная примета, - не бывают богаты.

Но это воздержание обходится им дорого. Оно соединено с большими страданиями. Отлаженные звуки бубна сначала приводят такого болезненного человека в легкую дрожь, его начинает подергивать, потом подергивание становится все сильнее и сильнее. Человек начинает кривляться, глаза разгораются; он вскакивает, мечется, дурит. То же бывает с теми, которые вдруг прекратили камлание. Есть крестившиеся камы, воздерживающиеся от камлений добровольно. Они при всяком звуке бубна страдают от подергивания и приступов бешенства.

В Онгудае, в центре Алтая, по рассказам, если на кого выпадет рок быть шаманом, тот сначала терпит физические мучения, ему ведет руки, ноги; он становится болен. После этого он учится у старого кама. Сначала слушает напевы, потом повторяет их тотчас же за учителем. Камское звание не всегда передается отцом сыну, но как врожденная болезнь, влечение к камству бывает наследственно.

Поэтому у кама часто родятся дети, предрасположенные к болезненным припадкам, ведущим за сбой вступление в камское звание. Камская страсть наследственна, как дворянская порода, как «белая кость». Если сын Кама не почувствует склонности к камскому званию, то какой-нибудь племянник родится с этим призванием. Но есть, по-видимому, и такие шаманы, которые вступили в это звание по личному хотению. Однако, родовые шаманы могущественнее обыкновенных.

Шаманизм - это не просто вера в духов. Шаманизм - это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают человеку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранниками - шаманы. Шаман становится магом и волшебником только во время камлания, лишь тогда, когда он призывает к себе всю свою дружину духов.

После камления, когда духи покидают шамана, он превращается в самого обычного человека, и его уже ни о чем не спрашивают. Так и огонь может стать божеством От-ана, а может - «приспособлением для приготовления пищи и сушки одежды в туристском походе». Гора может быть суровым и справедливым духом Ту-ээзи, а может - огромным куском гранитной массы. В родинке может проявиться живительная сила хозяина вод Су-ээзи, но он может быть просто одним из источников питьевой воды. Алтай одновременно и нагромождение гор с протекающей на них жизнью, и великое божество Алтай-ээзи.

Все зависит, в основном, от двух обстоятельств. Во-первых, одухотворены ли данные огонь, гора, источник, озеро, местность. Имеют ли они хозяина. Во-вторых, верит ли человек в духов. Если верит, то он начинает чувствовать и замечать их присутствие. Затем человек создает свой подход с духами, состоящий из примет и поверий, молитв и алкышей, обрядов и ритуалов, особенностей поведение и т.п.

В начале XX века на Алтае широкое распространение получила новая вера «бурханизм». Проповедники Ак-Дьанг - ярлыкчи отвергали черных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустан. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в мессию. Официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг в Усть-Канском аймаке в 1904 году.

Когда появился бурханизм, алтайцы назвали его jанг - «белая вера». Шаманизм же считался кара jанг - «черная вера», поскольку первый легендарный шаман был обучен камланию Эрликом. Звали его jангара. Алтайская легенда повествует о том, что один знатный человек захворал и призвал к себе другого человека по имени jангара, заставив последнего камлать. Обоих Эрлик научил: одного призвать кама, другого - камлать.

Тогда Улбгень сказал jангаре: «Ты будь слуга Эрлику, потому что ты не мне приносишь жертву, и после смерти ты пойдешь к Эрлику». Jангара сказал в ответ Ульгеню: «Пожалуй, я тебе таким же образом буду приносить жертву, как Эрлику». Ульгень сказал ему: «Отныне будет имя твое Кам. Кто будет подражать тебе, тот не будет иметь богатства на земле».

Миф об Эрлике, как об учителе камов шаманскому искусству, объясняет, каким образом у алтайцев появился черный шаманизм, связанный с почитанием Эрлика и путешествиями в подземный мир. Древние тюрки молились Небу. Черные шаманы выделились у них в отдельную группу, распространенную среди рядовых кочевников ни периферии древнетюркского государства, лишь после его падения и раздробления. С этого времени прекратились грандиозные общетюркские моления Небу (Тенгрии). Не стало верховных шаманов, а значит, усилились позиции местных служителей культа.

Последние обслуживали повседневные потребности кочевников на бытовом уровне. Времена наступили тяжелые. Материальные и социальные условии жизни кочевников, рассеянных победителями по огромным просторам Центральной Азии и Южной Сибири, заставляли обращаться за помощью не только к доброжелательным, но и к зловредным духам и божествам. Так «черный шаманизм» стал преобладать над «белым» среди алтае-саянских народов.

Шаманская деятельность отнимает много времени и сил, а оплачивается очень скромно. Шаманы вызывают у своих домашних постоянное недовольство: и хозяйством толком не занимаются, и от камланий особенного дохода не имеют. Раньше даже у состоятельного шамана ритуальное облачение - манjяк, готовилось два-три месяца. У бедных шаманов на его пошив уходило до трех лет. Шаманов было довольно много, а разбросанное по долинам рек население - редким. При этом хозяева священной горы часто запрещали шаманам просить оплаты за свою работу: «если сами дают, - бери, а будешь клянчить, узнаю, плохо тебе будет».

Если кам не выполнял это указание, хозяин горы вешал двойника шамана на сучек дерева и наказывал, а самому шаману укорачивал срок жизни. Таким образом, профессионалам камов заключается не столько в зарабатывании на жизнь камланием, сколько в их специализации на религиозно-ритуальной практика. Хороший шаман владеет приемами ритуальною сношения с божествами и духами, употребляет особую шаманскую терминологию, умеет путешествовать в ту или иную сферу Вселенной, знает дороги и маршруты этих путешествий, ориентируется в пространстве миров, населенных дугами и божествами.

Своеобразным сакральным дипломом кама является его бубен, получаемый от божеств и духов. Бубен свидетельствует о квалификации шамана. Облачение такой роли не играет. А вот бубном кам должен владеть виртуозно. По ходу камлания он демонстрирует жестами, мимикой и другими средствами значение бубна, то, как ездового животного, то, как оружия (лук и стрела). Нужно сочетать частоту ударов в бубен с пением - обращением кама к божествам и духам.

Диалог происходит в разной тональности, отражающей голос и божества, и самого кама. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники, ржанию жертвенного коня, либо ездового коня божества. Подобных мелочей в деятельности кама много. За ними всегда наблюдают рядовые участники камланий. По ним судят о квалификации кама.

Кам должен знать пантеон божеств и духов, их внешний вид, привычки. В этом отношении квалификация шамана проявляется и обращениях и гимнах божествам. В гимнах используется определенная шаманская ритуальная лексика. Кам говорит с духами на их языке. Эти гимны и призывы называются алкыш. Шаман, камлая тому или иному духу, обращается к нему с восхвалениями в форме алкыша. При этом он всякий раз импровизирует свои гимны-обращения и молитвенные просьбы.

Вера в двойника

В Алтайском шаманизме представления о двойнике сложились в доминирующую концепцию, объясняющую ритуальный механизм главной культовой практики - камлания, Представления об индивидуальном двойнике отражают веру алтайских шаманистов в своеобразный круговорот существования человека. Структура круговорота такова.:

Жизнь каждого человека начинается в небесной зоне Вселенной, где она еще не имеет антропоморфной формы. Отсюда она посылается божеством на землю в материальной форме. Например, в виде падающей звезды или солнечного луча. Или через сдувание шаманом «зародышей» детей, висящих как листья на священной березе, на землю. Эти зародыши падают через дымовое отверстие юрты в очаг, а затем попадают к женщине.

Так наступает утробный период земной жизни человека и возникает связь с женским небесным божеством Умай. Образуются кости, тело, кровь. С появлением на свет, первым признаком которого является «дыхание», наступает период пребывания человека на лунно-солнечной земле. Когда «дыхание обрывается» - наступает смерть. До того, как ребенок начнет свободно говорить, он находится под присмотром «Матери-Умай». Но, как только ребенок начинает общаться с другими людьми, входит в земной социальный мир, его связи с Умай прерываются. Но растет и взрослеет двойник, который заменяет человеку няньку, опекуна и поводыря Матерь-Умай.

Двойник обладает способностью отделяться во время сна от тела в виде маленького огонька, путешествовать по разным местам и возвращаться при пробуждении. Для выхода и входа он использует носовые отверстия. Считается, что если спящему человеку положить не кончик носа уголек, то он не проснется до тех пор, пока уголек не свалится, так как двойник побоится войти в тело.

Особенно осторожно человек должен вести себя в горах. Нужно опасаться выхода двойника во время сна. Если человек в чем-то провинился, то хозяин горы или тайги может поймать и оставить двойника у себя. Случаи невозвращения двойника происходят довольно часто. Вернуть двойника может лишь шаман. Шаманы при камлании находят вернувшиеся двойников, узнавая их по признакам и чертам заболевшего. Двойников ловят в бубен и вбивают сильным ударом по бубну в правое ухо.

Обыкновенный человек может видеть двойников только во сне. Шаманы и ясновидцы (коспокчи) видят их воочию. Особенно хорошо их видит кам, при содействии собственного двойника, которого шаманы отделяют от себя во время камлания. Двойник шамана может покидать тело в любое время дня и ночи по воле шамана, но только во время камлания. Отделение двойника от тела Кама происходит при помощи духов - помощников и покровителей кама, которых он привязывает ударами в бубен или опахалом из пояса, рубахи, березовой ветки и т. п.

В отличии от обыкновенного человека двойник шамана все время находится под полным контролем шамана и его духов. Такие свойства двойника шамана стирают у присутствующих на камлании грань между видимым реальным и невидимым мифическим миром.

После смерти шамана его двойник продолжает обладать особыми свойствами. У обычных людей двойник возвращается к божеству, пославшему его зародыш, или переселяется в страну умерших. Двойник Кама остается на земле. Он обитает в горах или тайге и не связан с местом погребения шамана. Через некоторое время двойник определит судьбу нового Кама - какого-либо из своих потомков. Он будет служить одним из его наследственных покровителей.

Концепция двойника объясняет, каким образом шаман путешествует в ту или иную сферу Вселенной время камлания. Любой шаманист знает, что к духам и божествам ходит не сам кам, а его двойник и духи-помощники. Они ведут к божеству не самого жертвенного коня, а его двойника. Коня, предназначенного в жертву, и двойника этого коня алтайские шаманы называют словом бура.

Мясо жертвы съедают, кости укладывают на лабаз, шкуру вывешивают на жерди у места жертвоприношения, а бура отправляют божеству. Бура становится ездовым конем духов и божеств. Последние посылают их шаманам в качестве помощников. Некоторые шаманы с их помощью поднимаются на небо, обращаясь с ними как со своими верховыми конями. Например, отпускают отдохнуть на пастбище того или иного слоя небес.

Большинство алтайцев называют двойника живого человека - jула, а двойника, вышедшею из тела умершего - суна. Видеть суна могут только шаманы и ясновидцы-коспокчи, да еще собаки, оповещавшие о нем своим лаем. Коспокчи видят суна на далеком расстоянии как человека со своими особенностями его физического облика и одеяния. Но такое видение суна-человека предвещает скорую гибель последнего. Суна играет роль только в загробной жизни. В момент смерти он выходит из человека в виде пара. В загробный мир сунна отправляется после сорока дней обитания близ дома умершего.

Духи шамана

Вторым важным положением алтайского шаманизма является вера в духов шамана, составляющих его сакральную магическую силу. На этом положении держится вся религиозная практика, весь культ шаманизма. Шаманисты знают, что ни один человек не может быть камом без духов-посредников. Никто не рискнет без поддержки духов отправиться в такое далекое и опасное путешествие, каким является камлание.

Все культовые действия, которые совершат шаман, и все результаты которых он добивается, осуществляются при помощи духов, призываемых шаманом к себе в начале каждого камлания. Одни из них сообщают Каму причины болезни человека и где найти потерявшегося двойника; другие помогают ориентироваться и передвигается во время камлания в небесной сфере, на земле (по горам, хребтам, тайге) или в подземном мире; третьи охраняют от злых духов и враждебных шаманов.

Свою личную охрану камы называют курчу (обруч), так как духи обвивают кольцом их голову, туловище, руки, ноги. Некоторые из духов помогают доставить жертву божеству: несут сосуды с жертвенными напитками, ведут бура жертвы. Они помогают пробраться к божеству, вести с ним диалог.

У каждого шамана есть свои духи, причем неоднородные по составу. Духи делятся на страты. Общими для всех шаманов стили две страты духов: покровители и помощники. Покровители - персонифицированные божествами духи высокого ранга: ульгень и его сыновья, божество огня, хозяева священных гор. Духи-помощники образуют две группы. В одну, под названием тос, обледенены предки шамана бывшие при жизни камами. Ко второй группе относятся служебные духи, призываемые перед камланием ударами в бубен.

Эти духи заполняют бубен и сопровождают шамана во время его путешествия в ту или иную сферу Вселенной. Служебные духи бубна (чалулар) составляют реальную силу шамана. Шаман ценит и стремится приумножить этих духов, включая в их ряд предков - шаманов. Личные духи, притянутые шаманом, определяют его культовые и магические возможности. Дать им подробную характеристику не возможно по причине изобилия. У каждого кама они, особенно мелкие служебные духи в образе зверей, птиц и т.п., сугубо индивидуальны.

Среди покровителей шаманов выделяется божество огня. У алтайцев оно выступает под именем От-Ана (Огонь-Мать). Это божество вошло в пантеон алтайского шаманизма из наследия древнейших эпох. Алтайские камы начинают любое камлание с чествования и угощения кроплением От-Ана, обращаясь к ней с призывами. Шаманы просят От-Ана дать помощников и спутников в предстоящих странствиях камлания и всегда получают эту помощь.

От-Ана выступает также как посредник между камом и божеством более высокого ранга. Но Огонь-Мать не является слугой шамана. Она их покровительница и лишь в этом качестве оказывает камам помощь. Божество огня помогает шаману, если он почитает его, приносит жертвы, беспрекословно слушается. Но оно может пойти и на карающие действия, наказывая за непочтение, пренебрежение и особенно осквернение.

К высоким покровителям, помогающим шаманам, относятся и хозяева священных гор. От них шаманы получают свои бубны. Им устраивают специальные моления-камлания. К ним обращаются с различными просьбами о благополучии роду, улусу, отдельным людям.

Среди духов-помещиков алтайских шаманов выделяются духи-предки самих шаманов. От них Камы получают шаманское призвание и шаманский дар, передаваемый по наследству. Если у алтайца проявляются признаки шаманского призвания - о нем говорят: «Тоси (духи предков) наступают, давят». Культ шаманов-предков обеспечивает преемственность шаманизма и объясняет механизм появления и становления шаманов.

Умершие шаманы-предки приводят Кама в состояние возбуждения перед камланием. Призванные по зову шамана ударами в бубен они вселяются в него, высвобождают двойника и становятся его охраной во время камлания, размещаясь на голове и плечах, руках и ногах, обвивая стан. Эти доспехи обеспечивают двойнику Кама успех при преодолений препятствий на пути в разные сферы Вселенной, при борьбе с вредоносными духами.

Тоси умерших шаманов, как и духи-хозяева гор и вод, лесов и долин, зверей и птиц, относятся к категории земных духов, ибо после смерти двойники шаманов не переселяются в страну умерших, а остаются на земле. Двойник умершего шамана отправляется к своему ару тос (чистому тосю) под покровительством которого он находился при жизни. Чаще всего это священная гора, от которой умерший шаман получил свой бубен.

Бубен и ритуальное облачение

Когда появляется новый кам, его бубен и костюм должны повторять особенности, которые присутствовали на бубне и облачении предка, избравшего Кама своим преемником. Бубен и ритуальное облачение шамана являются священными предметами культа во время камлания, ибо они служат прибежищем для духов-помощников. Когда шаман ударяет в бубен, духи устремляются к нему. Одни из них проникают в бубен, другие размещаются на ритуальном облачении, третьи, самые главные, вселяются в самого шамана, который вбирает их в себя глубоким вдохом. Так бубен и ритуальная одежда шамана оживают во время камлания всеми своими частями и деталями.

С индивидуальным бубном связана не только ритуальная деятельность, Кама, но и его жизнь. Если во время камлания кожа на бубне лопается или на ней выступает кровь, то это значит, что духи собрались наказать шамана и вскоре он умрет. Бубен - главнейший ритуальный инструмент и свидетельство от высшего божества, своего рода сертификат, выдаваемый как право на камлание. Без санкции божеств и духов-покровителей ни один шаман не может сделать себе бубен. Не вольны алтайские шаманы и в выборе типа своего бубна, а значит и в выборе хозяина бубна.

Во время камлания хозяин бубна передает информацию шаману. Именно через хозяина бубна шаман все видит и все узнает. Тип бубна указывают духи-предки во время специального камлания. Изготовив бубен, шаман демонстрирует его божеству. Как правило, хозяину священной горы. С этой целью устраивается обряд изготовления и оживления бубна, который длиться несколько дней при большом стечении народа.

Важным помощником шамана во время камлания становиться двойник животного, кожей которого обтянут бубен. Для изготовления кожи берут шкуру марала или лося, косули или коня (жеребенка), и только самцов. Двойник животного, шкура которого была использована для изготовления бубна, используется шаманом во время камлания как ездовое животное. Поэтому, совершая обряд, шаман в своих обращениях именует бубен не обычным словом тунгур (шаманский бубен), а названием того животного, чья шкура стала основой для бубна.

Когда создание бубна заканчивается, молодой кам и его кам-наставники начинают камлание в целях оживления бубна и показа его хозяину священной горы. В начале камлания шаманы идут обратным следом и восстанавливают индивидуальную историю тальника и березы, из которых сделаны обечайка и рукоятка, от начала их роста и до момента заготовки для бубна. То же делают и в отношении животного, шкура которого пошла на изготовление кожи для обтяжки бубна. И когда «пятясь назад», Камы доходят до места рождения животного, они ловят его двойника и вбивают в рукоятку нового бубна.

С этого момента бубен считается оживленным. Он приобретает чула (двойника животного). Молодой шаман имитирует обучение его для верховой езды. Укротив свое ездовое животное, Камы отправляются на нем к хозяину священной горы и там, показывая бубен, который молодой кам держит за повод, получает разрешение камлать с ним до изготовления следующего бубна.

После совершения обряда шаман некоторое время камлает один. Он прячет чела бубна от других шаманов и враждебных сил. Если на бубен использована шкура марала или косули, шаман прячет чула в глухой тайге, если коня, то в дупле дерева или превращает его в ястреба, сокола-сапсана, кречета. Прятать чула приходится потому, что собственная жизнь шаманов на прямую зависит от чула бубна. Если чула погибнет, то с бубном уже нельзя камлать, и тогда умирает сам шаман.

Иногда кам ударами в бубен призывает своих духов ночью, что бы наедине посоветоваться с ними, узнать их пожелания. В это время шаманы заставляют своих духов смотреть книгу «Сабыр Бичик». Книга помогает выяснить вещи, которые не требуют проведения большого камлания, например, какое-нибудь предсказание. Название «Сабыр Бичик» может быть переведено как «Книга о нашептывании». Разумеется о нашептывании магическом, о произносимых шепотом заговорах и заклинаниях.

Но смотрят в книгу не сами шаманы, а их Тоси (предки, умершие камы). У алтайцев соей грамоты не было. Грамоты тоски - это, вероятно, предки-камы жившие в 17 - начале 18 века в Джунгарии. Туда алтайцев увели, подчинившие их ойраты, там бала распространена монгольская письменность, там ламы для предсказаний и гаданий пользовались священной книгой «Садур». Возможно, что тоски камов смотрят еще дальше в глубь веков и видят древнетюркскую книгу гаданий.

Необходима принадлежность для общения с духами у большинства алтайских шаманов - манjяк (ритуальное облачение). Его изготовление происходит по указанию духов-покровителей. Для маньяка характерно сложное внешнее оформление. Оно включает в себя: множество жгутов; сотни различных подвесок; небольшие куски ткани в виде платков; ленты; бахрому; шкуру зверей птиц и их отдельные части (когти, перья, клювы, крылья); тряпичные антропоморфные изображения в виде кукол, змей, чудовищ; иногда миниатюрные предметы быта (кисеты, игольники). Жгуты изготавливаются из конопляной веревки и обшиваются ситцем.

Подвески (кольца, бляшки) делаются из железа. Колокольчики, бубенцы - медные. Все это прикрепляется к короткополой, доходящей до колен, распашной куртке с рукавами (из овчины или кожи марала) так, что самой куртки не видно. Куртка служит конструктивной основой для размещения на ней всей массы деталей, имеющих различное символическое значение. На маньяк пришивают иконографические изображения божеств и духов в виде куколок, жгутов и др., покровительствующих и помогающих шаманам совершать камлания. Костюм служит вместилищем призываемых перед камланием духов шамана, которые защищают Кама как броня во время молений.

Изготовление костюма шамана - коллективное занятие женщин (бубен делают только мужчины). Оно совершается в определенное время и сопровождается специальным обрядом. Этот обряд проходит при большом стечении народа и призван удалить скверну из маньяка, которая появилась на нем от прикосновения рук нехороших людей. Но главный смысл обряда заключается в определении степени пригодности костюма.

Духи при камлании тщательно осматривают маньяка и через внушение дают каму свое одобрение или неодобрение. Если маньяк не одобряется, - его перешивают и исправляют в соответствии с указаниями духов. После утверждения ритуального костюма духами, он становится запретным для прикосновения женщин. Маньяк прошел очищение, приобрел вход для появления на нем силы шамана, стал священным ритуальным облачением и его не следует осквернять руками.

Маньяк важный, но все же второстепенный атрибут шамана. Камлать можно и без маньяка. Без бубна алтайские шаманы камлать не могут.

Обряды

Процедура камлания у камов разная. И самое действие разнообразно, и песни, и боги, которых кам призывает. По-видимому, состав дружины духов зависит от того, к какому поколению принадлежит шаман, от его родственных отношений. Всякая кость (сеок) имеет своего бога и камлает ему. Только Ульгень и Эрлик боги общие для всех алтайцев.

Камы призывают и своих умерших отцов как духов. Если кам женится, то он призывает и тех духов, которых жена приведет с собой. По-этому дружина духов у кама будто приданое: частью она составляется из доставшегося по наследству, частью приобретается новыми родственными связями.

Смотря по божеству, к которому обращаются с молитвой или жертвой, процедура камлания бывает различна. Она должна изобразить поездку шамана со своей дружиной духов к далекому обиталищу божества. Если это божество живет на небесах, например, Ульгень, то мистерия кама должна наглядно изобразить путешествие на небо, причем шаману приходится, как по ступеням лестницы, переходить с одного неба на другое, пока он не достигнет последнего неба. Если божество живет под землей, как, например, Эрлик, то мистерия изображает, как шаман спускается в подземное царство.

Идолопоклонство алтайских народов сводится к символическому представлению о добре и зле. Лошадей, быков и овец, приносимых в жертву божествам, варварски умерщвляют: либо, четвертуя, либо, рассекая животному грудь и сжимая сердце рукой, чтобы прекратить его биение. Все это, однако, происходит с необыкновенной быстротой, и животное погибает мгновенно. Затем жертву поджаривают на огне и съедают.

Религиозными церемониями руководят «абиссы». Так алтайцы называют своих священнослужителей. Последние не пользуются никакими привилегиями и по окончании ритуала включаются в обыденную жизнь, совершенно не считая себя выше других людей и не требуя никаких почестей.

Примитивные представления о божестве, которому алтайцы поклоняются, заставляет их смотреть на приносимые жертвы как на некий договор связывающий обе стороны взаимными обязательствами. И когда жертвоприношение не приводит к желанному результату, разъяренный алтаец иной раз весьма сурово расправляется с окружающими предметами. Он их ломает, сечет или топчет ногами, разбивает на мелкие куски большой барабан, однообразная дробь которого служит аккомпанементом к священным песнопениям абисса. Часто алтайцы перелагают на последнего ответственность за нерадивость богов.

Они верят, что физически страдания исходят от сил зла и считают, что для излечения болезней нет иного средства, как изгнание злого духа из тела больного. Для того чтобы этого добиться, они иногда прибегают к «хитростям».

Места камлания

Места отправления религиозных культов у алтайцев никак внешне не отмечены. Единственный их признак - шкуры лошадей, коров и быков, развешанные на длинных шестах, для того, чтобы снискать, благорасположение злого духа, или простить о некоторых милостях у небесного бога, или отблагодарить его за те, которые уже получены.

Одним из мест камлания на Алтае была большая поляна недалеко от слияния рек Катунь и Сема. Сейчас в этом месте находится Горно-Алтайский ботанический сад, рядом - село Камлак (Республика Алтай, Шебалинский район).

где и как найти шамана-целителя и получил лучший ответ

Ответ от Пуп Земли,нашей -матери вашей.[гуру]
в тундре где же ещё

Ответ от Виталий кочнев [гуру]
там в яранге инета нет.... не там ищеш.... а че случилось


Ответ от Ёветлана [гуру]
Все экстрасенсорные способности -это сущности, которые подсасываются к душе экстрасенса и через него хотят реализовать свои амбиции.
Сначала они обольщают самого экстрасенса сверхспособностями, но постепенно вызывают дисбаланс в его энергетической системе, истощают его энергию и провоцируют негативные события в жизни практикующего.
По какому принципу работают мёртвые сущности, создавая иллюзию
выздоровления пациента? Поскольку все болезни вызываются наличием тех или иных нежелательных «гостей» в нашей душе в форме идей, навязчивых состояний, то и «устранение» проблемы происходит просто путём замены в человеке одной сущности на другую– то есть одна проблема вытесняется другой проблемой. И поскольку человек, полагаясь на волю экстрасенса, сам не вырабатывает духовного иммунитета против негативных атак мертвых сущностей, то рано или поздно он становится до того напичкан всевозможными «духами» , что его воля окончательно порабощается, и он не может контролировать себя.
Конечно, святые и пророки были, это так, но они, как правило, не баловали людей чудесами всуе, не приучали их к мысли, что им нужно развивать определённые способности. . Человек должен развивать свой дух – свою любовь, доброту, сострадание. Потому что Любовь –это не просто эмоциональное чувство, а это - самая могущественная энергия на земле, которая создала весь мир. . И если человек войдёт в контакт со своей сутью, со своей высшей природой, то он и становится под защитой бога.
И так как эволюционный процесс совершенствует наше сознание, развивает в нас все способности любви, то постепенно должна вырасти новая формация людей - мудрых, любящих, позитивных, уравновешенных…
ссылка


Ответ от Елизавета [гуру]
Насчет сущностей со Светланой согласна, но не ищи контакта с кем -либо кроме Бога. Он создал мир совершенным, а враг пытается людей сбить с истинного пути разными религиями и способностями. Но все это с попущения божьего - цель жизни человека - найти путь к Богу.


Ответ от Hunab-Ku [гуру]
В Бурятии или на Алтае
ссылка


Ответ от Ёвеча во тьме [гуру]
В Москве есть Академия с факультетом шаманизма
Академия то ли парапсихологии, то ли еще около каких наук


Ответ от Александр Л [гуру]
В приморье, в Ольгинском районе через поселок Веселый яр, километров 400 на север, будет место называемое Крещатик и от него еще два дня на запад до водопада а потом повернуть на север гда пещеры Арсеньева. Там стойбище и там и шаман хороший у них, Коля зовут. Как начнет камлать, так мертвые оживают и рыба сама из воды в сети лезет.

33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче Блаво Рушель

Место силы алтайских шаманов

Место силы алтайских шаманов

Во время своих экспедиций на Алтай я изучал традицию связи человека с местом силы. Я многому научился от знаменитых алтайских шаманов. Они открыли мне секреты, которые передаются из поколения в поколение от далеких предков к нынешним потомкам.

Алтайские шаманы обладают высокоразвитой интуицией и способностью лечить людей без помощи лекарств. По их мнению, самое главное для обретения внутренней силы - это освобождение от агрессивных эмоций, обид и чувства подавленности. Чем меньше человек злится, тем больше исцеляющая его сила.

Среди своих пациентов шаманы в первую очередь выделяют людей, верящих в их силу. С точки зрения психологии это понятно: срабатывает эффект плацебо, когда пациент верит в излечение. Важно и то, что в отличие от обычного врача, визит к которому продолжается 20–30 минут, шаман иногда проводит с пациентом несколько суток в борьбе с болезнью и смертью.

Главное место силы алтайских шаманов - это гора Белуха, наивысшая точка Горного Алтая. Издревле она почиталась в Азии как священная. По преданию, она является северной Шамбалой. Древние легенды гласят, что на этой горе находится «пуп Земли», энергетически связанный с космосом, дарящий людям силу, бодрость, здоровье и открывающий им новые знания.

Белухой гору зовут из-за снега, который покрывает ее сверху донизу, от вершины до самого основания. В окрестностях горы произрастает более 200 видов целебных трав, в том числе золотой и маралий корень.

Алтайские шаманы убеждены: каждый человек может сам себе создать место, где будут исполняться его мечты, где он будет отдыхать, расслабляться, избавляться от болезней.

В этой книге я опишу тридцать три способа создания персонального места силы. Я систематизировал знания шаманов, соединил их с практическими знаниями европейских знахарей и поделюсь с вами некоторыми своими наработками.

Чтобы понять, как работать с созданием места силы, прежде всего надо определить, что является вашей главной целью. Этим мы сейчас и займемся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В царстве пигмеев и каннибалов автора Опарин Алексей Анатольевич

Глава 6 На родине шаманов Эвенки… старое название тунгусы. Пожалуй, на земле нет другого народа, который бы при своей весьма небольшой численности, всего 25000 человек, обитал бы на площади 7 миллионов квадратных километров, от левобережья Енисея на западе, Охотского моря и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Псалом 92, 93. Место веры и место молитвы От образа Царя, властвующего (Пс. 92:4) над стихией возвышающих «голос свой» речных и морских волн, псалмопевец переходит к работе Судии земли (Пс. 93:2), управляющему миром, в котором нечестивые… величаются и попирают Его народ (Пс. 93:4-5),

Из книги РОДные Боги автора Черкасов Илья Геннадьевич

Кастанеда,«Своё место». Места силы. Определённо древние мировоззрения описывают единую картину мира, расходясь в деталях, из?за особенностей народов и тысяч прошедших лет.Ознакомившись с этим наследием, понимаешь что современные религии и наука - это 2 крайности. Две

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Глава V. Посвящение воинов и шаманов Берсерки Вот как представлено воинство Одина в известном отрывке из «Инглингасаги» (гл. VI): «Они шли без лат, дикие, как собаки или волки. Они впивались зубами в свои щиты и были сильны, как медведи и быки. Они убивали людей, и все, даже

Из книги 33 лучших дыхательных упражнения из всех методик и практик автора Блаво Мишель

Обрядовые испытания посвящения сибирских шаманов Вот что рассказывают об испытаниях, которые должны пройти сибирские шаманы во время своей болезни посвящения. Они лежат без сознания, почти неживые, от трех до девяти дней, иногда и больше, в юрте или в уединенном месте. В

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

12 практик алтайских шаманов Практики, о которых я вам расскажу в этой части книги, почерпнуты из народной медицины. Систематическое выполнение упражнений излечивает дыхательный аппарат от хронических болезней, это также профилактика ОРЗ и сезонных недугов. Повышается

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Что такое место силы Эта книга посвящена местам силы. Каждый человек понимает, что это такое, по-своему. Попробуем сформулировать общее правило.На состояние и самочувствие человека влияет абсолютно все: пища, вода, воздух, обстановка, ландшафт и даже подземный рельеф

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Как создать персональное место силы Место силы алтайских шаманов Во время своих экспедиций на Алтай я изучал традицию связи человека с местом силы. Я многому научился от знаменитых алтайских шаманов. Они открыли мне секреты, которые передаются из поколения в поколение

Из книги Напиток богов [В ожидании мессии] автора Головачёв Сергей

Как определить место силы в своем доме? Вы можете найти нужную зону в собственном доме.Создайте уединенную обстановку. Лучше всего, чтобы в это время в доме никого не было. Отключите все, что может мешать и отвлекать (дверной звонок, телефон, телевизор и пр.). Создайте тишину

Из книги автора

Можно самостоятельно обустроить место силы на дачном участке Когда вы найдете на своем участке зону, в которой чувствуете себя особенно хорошо и испытываете внутренней подъем, обойдите его, стараясь определить границы. Возможно, зона вашего внутреннего комфорта

Из книги автора

Как использовать место силы для конкретных целей Для оздоровления Если вы испытываете какое-либо недомогание (например головную боль, сердечную слабость, боль в спине, суставах и т. д.), можно попробовать убрать его с помощью места силы.Вам потребуются тишина и уединение.

Из книги автора

Место силы от Рушеля Блаво Если у вас возникли непреодолимые сложности с поиском, обретением и использованием своего места силы, то дарю вам еще один, тридцать четвертый, способ.Возьмите эту книгу обеими руками и почувствуйте себя с ней единым целым. Прислушайтесь, куда

Из книги автора

Истории моих учеников, нашедших свое место силы и использующих его по назначению Иван Ч., 27 лет, СтавропольБольше всего Иван любил бегать. Учась в школе, он побеждал в соревнованиях, обгонял мальчишек в беге наперегонки. Повзрослев, Иван продолжал заниматься бегом. Когда

Из книги автора

в. Силы любви и силы зла Сегодня, когда мы, как верующие, участвуем в Божьей миссии служения этому миру, образцом для нас является путь Иисуса, чтобы мы, подобно Ему, стали тем инструментом, с помощью которого Бог поражает силы, угнетающие людей. Эти силы берут свое начало в

Из книги автора

2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Продолжая успокаивать апостолов, как детей, скорбящих при разлучении с любимым

Из книги автора

4. Место силы Лысая Гора, именуемая ведьмами Девичьей или Девичником – это место непростое, это место силы, и не просто силы, а силы сил. Подобного места в мире, возможно, больше и нет. Потому что все мысли и желания, тайные или явные, проявленные здесь, осуществляются!Именно

Алтайцы язычники, но это только часть истины. Здесь в Республике Алтай все поклоняются духам эх природы, у каждого рода есть своё священное дерево, гора и источник. А общие святыни - это величайшая матерь-река Катунь и знаменитая гора Белуха высотой 4500 метров. На неё алтайцы не поднимаются, потому что считают святой, а святыню топтать запрещено. Приезжих, которые хотят это сделать, тоже часто отговаривают, ибо неизвестно, что может произойти.

Именно из-за такого трепетного, отношения к святому окружающему миру, природу здесь очень уважают и берегут. С гор, лесов и дорог регулярно вывозят мусор.

Жители Алтая придерживаются не только языческой веры. Многие из них одновременно еще и православные, мусульмане или буддисты. Они считают, что быть под защитой нескольких богов это надёжнее. Поэтому запросто могут быть крещёными и язычниками одновременно. Ведь для них Христос и Магомед - это тоже Боги, очень сильные, но не единственные, кто может помочь и защитить. Развею еще одно заблуждение - шаманы не злые и на каждом шагу тут не поджидают вас, чтобы проклясть. По сути - это духовные люди, лекари, проводники между мирами, они общаются с духами, которые лечат и помогают, а живут отстранённо, людям стараются не показываться. Встретить шамана - огромная редкость, да и то он может найти вас сам с целью оказать помощь в чём-то важном, потому что так вам положено. При этом запомните - настоящие целители не берут денег за свои услуги никогда, их за это наказывают, максимум могут принять печеньки или хлеб. Они никогда не рекламируют себя, особенно в интернете, а помогают далеко не всем, а только своим клиентам. У каждого шамана есть такое деление - можно лечить конкретного человека ему, или нужен другой лекарь. Но помните, что шаманы тоже люди причем очень обидчивые и потому не стоить их злить. Точнее обижать в Алтае не стоит никого вообще, так как шаманы не выделяются среди толпы и в случае чего могут и проучить.Если вы мечтаете встретить своего шамана - по приезду сюда мысленно попросите об этом, здесь мысли очень быстро доходят до адресатов. Но шаман вас найдет, только в том случае, если это действительно необходимо. Остерегайтесь шарлатанов с рекламой. Истиный шаман скрывается от людей и даже не пользуется телефоном. Шаманизм - это не дар, а бремя, причем тяжкое, ведь они обязаны всю жизнь бороться со злыми духами и помогать людям бескорыстно.

Священная река Катунь протекает на 668 км практически через весь Алтай с Юга на Север. Во все сезоны она прекрасна и постоянно меняет цвет от молочно-белого, до тёмно-зелёного, коричневого, бирюзового и синего.

Природа в Республике Алтай очень добрая, но при этом чувствительная и отзывчивая. И не только природа, но и все символические и обрядовые вещи. Очень важно здесь

думать, говорить и делать одно и то же, при этом относясь уважительно ко всему. Мы уже испытали это на себе - сфоткали бубен на потеху публике в аэропорту и два дня терпели неудачи во всем. Потом попросили у бубна прощения и удалили фотку отовсюду. Дела сразу наладились. Можно здесь делать такое лишь для собственного интереса искренне, но не ради набора лайков, а от души.

Много историй и о том, как люди забирали камешек со святых мест на память и потом тоже попадали во множество приключений. Поэтому запомните - ничего нельзя уносить с собой с природы Алтая. Можно купить на память те же шишки и камни и быть спокойными. Бубны покупать не советуют, так как они таят в себе силу, которая неизвестно как обернется для незнающего человека. Ведь являются порталами между миром живых и мёртвых. Если идёте на природу - помните об уважении ко всему вокруг, иначе она непременно вас накажет. Хотя с виду такая милая и беззащитная...


Поэтому созерцайте, восхищайтесь, но не пытайтесь что-либо здесь изменить.

Республику Алтай считают ядром зарождения нескольких народов. Отсюда вышли славяне и тюрки. Поэтому святая земля так манит к себе нас всех отовсюду. Здесь чувствуешь себя, как дома. Помимо чистейшего воздуха и красот здесь можно узнать бережно хранимые традиции народов. Давайте расскажу вам, как проводятся свадьбы алтайцев.

Алтайская свадьба

Вот тут начинается самое интересное! Для того, чтобы позвать девушку замуж будущий жених с древности и по сей день должен объехать с гостинцами семьи всех семей её рода и у каждой попросить руки девушки. При этом неважно где проживают эти люди. Если в США или на Северном Полюсе - придётся ехать и туда, иначе никак. Единственное послабление - необязательно ко всем ездить самому, можно отправить по гостям своих родственников тоже. Так обычно и поступают. Ведь в каждом роду около 50 семей! Сама свадьба проходит два раза - на стороне родни жениха и невесты отдельно. Каждая девушка выходя замуж прежде всего проходит обряд инициации, при этом она как бы умирает и рождается заново, но уже как часть другого рода, который охраняют иные боги. Незамужние девушки носят одну косу, а замужние две или три. В день свадьбы невесту переплетают.

Для посвящения собираюся замужние жены со стороны жениха и окружают невесту плотным кругом, чтобы в этот уязвимый момент перехода на неё не напали злые духи. Они посвящают её в новую семью, смазывая голову молоком и жиром. Надевают алтайскую шапку. Узоры на которой символизируют горы и солнце.

Девушку ставят между берёзами и накрывают белой тканью, что символизирует защиту.

Затем заводят невесту в новую юрту, построенную женихом, сейчас это символический каркас с лентами. Тут девушка разжигает очаг, поливая огонь маслом. Затем с неё прикладом ружья или плетью мужчина снимает белое покрывало. Всё, переход в другой род состоялся.

Мы тут захихикали и спросили у экскурсовода:

А чтобы развестить надо всё сделать в обратном порядке и в том числе, объехать всех родственников заново?

Но выяснилось, что люди они всё-таки современные и традиции соблюдают без фанатизма, с поправкой на новое время. Поэтому, разводы хоть и редко, но бывают и проходят они по привычному нам сценарию.

Традиции дорог в Алтае

Асфальт здесь преимущественно хороший, знаки стоят везде и скоростной режим лучше соблюдать из-за камер и множества неожиданных поворотов. У альтайцев есть несколько своих поверьев, связанных с дорогой:

1. Никогда не загадывай на дорогу о времени. То есть скажешь, мол, да за час доеду, а в итоге ехать из-за непредвиденных ситуаций можешь все шесть часов.

2. Девушку надо объезжать спереди, а корову сзади. Потому что женщины пугаясь всегда отступают назад, а коровы всегда идут вперед и никогда не пятятся.

3. На каждом перевале надо остановиться хотя бы один раз, чтобы не было аварии. Такое вот поверье при подъеме или спуске в горах.

4. На местах аварий с жертвами здесь принято посигналить, отдавая дань уважения мёртвым и говоря о том, что их помнят.

5. Перед сложными дорогами на Чуйском тракте алтайцы завязывают белые ленточки на дерево, как дань духу горы. Но тут надо понять, что это могут делать только алтайцы, туристам это делать совершенно не рекомендуют. А уж окуда взялась дурацкая привычка вязать ленты на деревья типа на желание - совершенно неизвестно. Алтайцы считают это глупость. Кроме того, это вредит деревьям, создавая лишнюю нагрузку. Желания здесь сбываются и так, стоит лишь искренне попросить или прикоснуться рукой к святым местам.


Но самый лучший мой вам совет - путешествовать здесь с опытными инструкторами, которые покажут самые крутые места и уберегут от опасностей. Мы выбрали себе тур.базу "Манжерок" здесь есть всё, для самых потрясающих путешествий любого формата: проходимые машины, отработанные маршруты, снегоходы, палатки, лодки, катера и катамараны в аренду, а инструкторы лицензированы и способны контролировать группы, а также оказывать медицинскую помощь при необходимости. Огромная благодарность главному инструктору Якову Зяблицкому, который везде возит нас. Нам не приходится думать а как, куда, у нас на каждый день уже прописана программа по времени и на местах всегда есть договорённость, чтобы нас приняли, показали всё, накормили - это очень круто, настоящий отдых. Кстати, до 31 декабря рейсы в Республику Алтай датирует государство и потому билет всего 8 т.р.туда обратно. Офигенный вариант для летних каникул с приключениями!

Это всё на сегодня, до новых встреч в Республике Алтай))))) Ставьте лайк, если информация была вам полезна