В каком году произойдет восхищение церкви. Когда будет восхищение церкви? Истинный дом для верующих

В каком году произойдет восхищение церкви. Когда будет восхищение церкви? Истинный дом для верующих
В каком году произойдет восхищение церкви. Когда будет восхищение церкви? Истинный дом для верующих

Ежегодно мы вступаем в Великий пост. Многие считают, что лучше один раз в жизни отпоститься 40 дней, вкладывая всю душу, все свои силы, прочувствовать до конца, так, как требует Церковь, - с сухоядением, причём один раз в день. И с чистой душой встретить Воскресение Господне. А последующие годы уже просто встречать Пасху с радостным сердцем. Ведь и Христос постился 40 дней только один раз в Своей жизни, а не каждый год. Над этими вопросами размышляет настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне протоиерей Фёдор ГУРЯК.

Первоначально Великий пост продолжался сорок часов. Это время в древней Церкви как раз обнимало собой период от смерти до Воскресения Христа. Это потом уже пост стал более продолжительным - четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица - неделя перед самой Пасхой. Четыредесятница была установлена в честь сорокадневного поста Спасителя: Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» , отвечая на все происки лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4.1,2,4). А Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Почему удлинился пост? В младенческие годы христианства Великий пост существовал как время для подготовки ко крещению. Крестопоклонная неделя - изнесение креста на середину церкви - это как раз отголосок первоначальной практики. Это время было использовано для подготовки оглашаемых. И ныне мы это видим, когда к Литургии Преждеосвященных даров добавляется ектения о иже ко просвещению - о тех, кто будет готовиться к принятию Крещения в Великую Субботу. С этого момента оглашаемые изучали Символ веры. А в день крещения было возвращение Символа веры , т.е. они должны были «сдать экзамен», рассказав наизусть основные положения веры. Также изучалась библейская история и основы нравственности. В нынешнем великопостном служении отголоски этой практики видны в чтении на вечерне книг Ветхого Завета - Бытия и Притч. В связи с прекращением института оглашения время Великого поста было переосмыслено в аскетическом духе: время Великого поста - это обновление веры, паломничество в глубь себя, искание смысла жизни. Для этого нужно отрешиться от всего внешнего, материального. И Церковь, как заботливая мать, подготавливает нас постепенно или поступенно : сначала подготовительные недели, чтение или пение Постной Триоди, начиная с Закхея с его желанием видеть Господа, когда он взобрался на смоковницу; затем мытарь и фарисей , через которых мы постигаем, что такое гордость и смирение; потом блудный сын - его возвращение на родину, а родина для нас - это единство с Богом; дальше - память о Суде и Прощёное воскресенье, дабы войти в Великий пост с миром в душе.

Великий пост приходится на конец зимы - начало весны, когда организм человека истощён. Так, может быть, не важно, чем питаться? Может быть, не нужен пост телесный? Была бы молитва горяча, покаяние слёзное в грехах и любовь ко Господу и ближним?

Для обывательского сознания пост сводится к тому, что есть, что не есть. Человек в основном озабочен приготовлением постного стола. Однако уже здесь выявляется очень важная тема для понимания природы греха. Всё возвращается к прагреху, который совершили Адам и Ева. Съев запретный плод, Адам выразил своё отношение к Богу, к самому себе и к жизни. То есть путь гибельной самостоятельности первого человека был связан с едой, с искушением. Беда Адама в том и заключалась, что он думал, что если станет обладателем этой пищи , то обретёт независимость от Бога... Да, мы, состоящие из духа и тела, нуждаемся в пище. Но заметьте, как сказано в Евангелии: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21).Эти слова Спасителя мы должны помнить, осмысляя падение Адама. Пост вразумляет, что пища должна быть во имя Божие . Христос тоже под конец взалкал и ел, но он, как новый Адам, даёт нам образец иного отношения к пище. Вкушая пищу во имя Божие, мы превращаем пост в молитву.

- А кусок мяса нельзя съесть во имя Божие?

- От постной пищи кровь не разогревается, не волнуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным. С первых времён христианства были такие постники, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь. Были пустынножители, были святые вселенские учителя, как Антоний Великий, Василий Великий, как наши русские святые - Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. Не по силам идти по их стопам? Тогда проси помощи у Бога, молись, как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18,13). Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Нам должно поститься, чтобы стать достойными Причастия Овча, чтобы духовно отпраздновать Воскресение из мертвых Спасителя, радуясь собственному будущему воскресению.

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах?

Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих...

- Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост?

В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это «покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой ». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон , что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние », ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

Следует помнить, что пост - это не вегетарианство и не голодовка. Прп.Серафим Саровский увещевал не есть досыта, чтобы осталось место... для Святого Духа. Псалмопевец Давид пишет: «Я изнурял постом душу мою» (Пс.34,13). Не чрево, но душу! Христианин воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца, - от греховных желаний, гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сластолюбия... Расспроси свою совесть: не обидел ли ты чем-нибудь ближнего? Ведь ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своём Закхей мытарь, который сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Пост - время залечить раны, которые ты нанёс кому-то и которые нанесли тебе.

Во время Великого поста рыба разрешается: в праздник Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье; в Лазареву субботу можно есть икру. В Великую Пятницу ничего есть не положено; но и в Великую Субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

15:14, 28 марта 2018

«Милостив буди…»

Подаяние. Юрий Гаврилёнок, 2009

«Просящему у тебя дай» (Мф 5:42), - сказано в Евангелии. В народе когда-то с почтением говорили: «святая милостынька». Этот вид доброделания издавна превозносится христианскими подвижниками. Святитель Феофан Затворник настаивает: «Живущим в обществе нечем спасаться, кроме милостыни. Чем больше делают ее, тем ближе подходят к равноангельской жизни великих отшельников». Если бы мы, большинство людей, называющих себя христианами, прислушалось к словам святых отцов, то получило бы мир, в котором не страшно жить.

Лучшее средство угодить Богу

Гимн милостыне воспел святитель Иоанн Златоуст, называя ее «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей людей в Небесные своды»: «Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. О милостыня… водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото - и получите Христа. Дайте серебро - и примите Духа Святаго. Разбросайте медь - и вместе с нею выбросится яд греха».


«Через милость мы избавимся огня геенского. В противном случае, за что умилосердится и помилует нас Бог?»

Святитель Иоанн Златоуст

«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня», - утверждает преподобный Исаак Сирин.

Угождая Богу, человек убеляет и очищает душу: «Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как Сам Господь засвидетельствовал: «Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Лк 12:34), - говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Получается, что благотворим мы в первую очередь - себе: «Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе, и своей семье», - считает преподобный Паисий Святогорец.

Наконец главное: дела милосердия творятся не страждущему человеку, а Господу: «Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого. Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои» (святитель Лука Крымский).

«Мое только то, что я отдал»
Преподобный Максим Исповедник

Наше богатство - не наше

Все, что мы имеем, принадлежит не нам: это дар Божий. А потому и нельзя ничего жалеть для нуждающихся. Милостыня - обязанность каждого и даже более: «Не уделять из своего имущества есть… похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями» (святитель Иоанн Златоуст).

«Не величайшее ли безумие, не безбожие ли жалеть для человека, для этого образа Божия… пищи, пития, одежды, жилища и чего бы то ни было земного!.. Поэтому да не щадим ничего для нашего ближнего! О, какая великая честь - питать, одевать, упокоять образ Божий!» - восклицает святой Иоанн Кронштадтский.

«Подавай с великодушием,
с ласковостью на лице,
и снабди в большей мере,
нежели сколько просил»
Преподобный Исаак Сирин

Важно чувство, с которым мы совершаем милостыню

Все благие плоды милостыни могут быть погублены, если мы подаем не с добрыми чувствами. Более всего тут вредит самолюбование: «Если же ты раздашь, хотя бы тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, - подобно тому, как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все», - напоминает святитель Иоанн Златоуст.

Недопустимо также испытывать неприязнь к просящему: «Мы должны… так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня», - рассуждает преподобный авва Дорофей.


«Чтобы помочь другому человеку,

необязательно быть сильным
и богатым, - достаточно быть добрым»
Симеон Афонский

Быть милостивым может всякий… даже бедняк

«Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, но за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако ж, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты», - разъясняет святитель Иоанн Златоуст.

И потом - разве милостыня выражается только в звонкой монете? Например, добрым словом можем оказать скорбящему милость, какую он не получил бы, приняв от нас деньги.

Об этом рассуждает преподобный авва Дорофей, называя множество видов милостыни - не только материальной: «Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»; ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (Мк 12:42). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом… Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу».


«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Нужно ли творить милостыню «с рассуждением»?

Подавать ли милостыню человеку, если мы знаем (или с большой долей вероятности предполагаем), что он употребит полученное не на благо, - а на пьянство, например? А если видим, что нас явно обманывают: рассказывают небылицы, чтобы вызвать жалость, или просят милостыню на улице с маленьким ребенком?

«Лучше слепая лепта нищему от сердца, нежели проницательная холодность сердца», - отвечает святитель Филарет Московский.

Однако тому же святителю Филарету принадлежит и фраза: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души».

Еще более резко высказывается святитель Василий Великий: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию».

В основном же святые отцы единодушны: в делах милосердия рассуждение необходимо, но если мы сомневаемся в искренности просителя - перевес остается на стороне милостыни: «Оставив неуместную пытливость, подавайте всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога», - предуп­реждает святитель Иоанн Златоуст.

Светлана Акимова

Молитва Мытаря*:
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, будь милостив ко мне грешному.
Создавыи мя Гоподи, и помилуй мя (поклон).
Создавший меня Господи, помилуй меня.
Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон).
Многочисленно согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного.
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон всегда земной).**

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).


Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и Человеколюбец, аминь (поклон земной, без крестного знамения)***.

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).

(Молясь утром, перекрестись и говори трижды):
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе Всяческих ради.

(Молитва святого Макария): Боже очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон). Но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон). Да не осужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь (поклон).
Боже, очисти меня грешного, так как никогда я не сделал доброго пред Тобою; но избавь меня от зла, и пусть будет во мне воля Твоя, чтобы мне не в осуждение открыть уста мои недостойные и восхвалить имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.
(Далее, перекрестись и читай):
Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душа наша.
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и весь мир наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас ****(трижды с поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Пресвятая Троице помилуй нас. Господи очисти грехи наша. Владыко прости беззакония наша. Святыи посети, и исцели немощи наш, имене Твоего ради.
Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком, аминь.
Молитва Господня:
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.*****

Господи помилуй (12 раз).
(Далее утром читай молитву): От сна восстав, благодарю тя Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения, не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща воздвиже мя, утреневати и славословити державу Твою непобедимую. И ныне Владыко Боже пресвятыи, просвети очи сердца моего. И отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, Аминь.******

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

(Затем 50-й псалом (покаянный) – 50-й псалом из Псалтыри*******):
Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити. Себо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и всесожигаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

(Символ веры********Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец первого Вселенского Собора):
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.
И воскресшаго в третии день по писаниих.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.
(Затем слова святых отец Второго Вселенского Собора):
И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресение мертвым.
И жизни будущаго века. Аминь.
(Затем молитвы Богородице):
Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (трижды с поклонами).

О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия (трижды, в конце - земной поклон).

Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон).
Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Святый великий Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
(После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы):
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
Слава Господи, Кресту Твоему Честному.
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего.
Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем.
Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем.
Святыи славный пророче Илие, моли Бога о мне грешнем.
Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем.
Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем.
Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем.
Святии славнии апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем.
Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.
Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем.
Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем.
Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем.
Святии вси, молите Бога о мне грешнем.
(После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь, и епитимию, какие поклоны имеешь от духовнаго отца. Потом молись о здравии родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами):
Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (назови имена, поклон)
Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон). Прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
(Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами):
Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (назови их имена, поклон).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному царствию причастники учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
(Заканчивая молитвы говори):
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй и прости мя, милости Твоея ради (поклон земной).
Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове (поклон земной).
Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи (поклон земной).
Достойно есть... (всю молитву и поклон земной).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец, аминь.
(И, наклонившись до земли, не крестясь, читай):
Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец*********, Аминь.

(Вставши, читай молитву сию с поклонами):
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотоворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).
В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущия свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).
Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).
Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).
Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).
Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).
(Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом.
По окончании молитв сотвори крестное знамение, а затем целуй свой крест, прежде оградив им себя с молитвою):
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.

..................
ОБЪЯСНЕНИЯ:
*Мытарь – сборщик податей; в I веке это слово было почти равнозначно слову «грешник». Как образец истинной молитвы эти слова привел в Своей притче Сам Господь Исус Христос: «[Христос] Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9-14).

**Перевод: По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную истинно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем.

***Эти молитвы называются “началом”, или приходными и исходными поклонами, потому что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила. После этого повтори молитву мытаря с поклонами (Боже милостив..., Создавый мя..., Без числа согреших...) и с благоговением начинай утренние молитвы:

****Эта молитва Трем Лицам Пресвятой Троицы. Под словами Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами Святый Крепкий – Бог Сын; под словами Святый Бессмертный – Бог Дух Святой.

*****Отец наш небесный! Да святится имя Твоё; да придет Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

******Восстав от сна, благодарю Тебя, Всесвятая Троица, потому что по множеству благости и долготерпению не прогневался на меня, грешного и ленивого раба Твоего, и не предал меня смерти за беззакония мои, но оказал любовь к человеку, и поднял меня в беспечности лежащего, чтобы принести Тебе утреннюю молитву и прославлять силу Твою непобедимую. И сейчас, Владыка, Боже Пресвятой, просвети мысли мои, открой уста мои, чтобы поучаться слову Твоему и уразумевать заповеди Твои, и исполнять волю Твою, и прославлять Тебя в благодарном сердце и воспевать и славить великолепное(блистающее красотою) и почитаемое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

*******Этот псалом составлен пророком Давыдом, когда он каялся в великом грехе: с целью завладеть красивой женщиной по имени Вирсавия, он отправил ее мужа, Урию, на войну, где Урия был убит. После обличения пророком Нафаном, царь осознал свое злодеяние. Написанный им в это время псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании:
.Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего. Наипаче омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. Знаю, в беззакониях зачат я, и во грехах родила меня мать моя. Знаю, истину Ты возлюбил и сокровенные тайны премудрости Твоей открыл мне.
.Окропишь меня иссопом (Иссоп-это род ароматической травы горького вкуса, имеющий силу к уничтожению проказы; Метафорическое выражение: окропи же меня иссопом так, чтобы я совершенно очистился от всех нечистот греховных),
.и стану чист; омоешь меня, и стану снега белее. Даруешь мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня.
.Сердце чистым сотвори во мне, Боже - («Сердце» в св. Писании принимает многие значения: иногда означает часть тела, иногда – глубину душевной силы и разума (почто помышления входят в сердца ваша? (Лук.5,22.24,38), иногда означает волю (люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене (Map.7,6; ср. Ис.29,13); иногда-душевное расположение или любовь, иногда – душу. Здесь «сердце» сказано в значении «душа»).
.и дух правды возроди в утробе моей (Обнови или восстанови, сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под словами же во утробе моей разумеется ЗДЕСЬ самая внутренняя, сокровенная и невидимая глубина души).
.Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость о спасении моем, и духом владычественным утверди мя. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. (эти слова имеют и пророческое значение, потому что когда проповедь евангельская стала распространяться между язычниками, то книга псалмов Давыдовых из числа ветхозаветных книг, стала для них самой назидательной).
Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог.
Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, воздвигни стены Иерусалимские. Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. – (Исторически и буквально Давыд говорит здесь, что когда иудеи освободятся из Вавилона, они принесут тельцов на Иерусалимский жертвенник. В высшем, иносказательном смысле пророчествует о христианской Церкви и жертве Евангельской, стенами называет епископов и учителей Церкви).

********Символ веры – краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому православному христианину. В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим. Возник Символ во время борьбы с ересями, составлен и утвержден на 1-ом (Никейском, в 325 г.) и 2-ом (Константинопольском, в 381 г.) Вселенских соборах.
.Перевод: Богородица Дева, радуйся, обрадованная Мария, Господь с Тобою; прославлена ты среди женщин, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Христа Спасителя, избавителя душ наших.
.Перевод: О, Всепетая Мать, родившая всех святых святейшего Бога-Слово, нынешнее приношение принимающая, от всяких напастей всех избави и помогои избежать будущих мук, восклицающих Тебе: Аллилуия.

*********Перевод: Ослабь, оставь, отпусти, Боже, прегрешения мои, добровольные и непреднамеренные, совершенные словом и делом, сознательно и неосознано, в мыслях и в намерениях, днем и ночью: все мне прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Композиционным и смысловым центром браслета является серебряная застежка с изображением древнейшего христианского символа – хризмы. Это монограмма имени Спасителя, которая состоит из скрещенных греческих букв Х (хи) и Р (ро), начальных в имени Христа. Слева и справа помещены литеры Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Господь Сам говорит о Себе: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

На обороте застежки помещена молитва «Боже, милостив буди мне грешному». Это молитва мытаря (сборщика податей), который по искренней молитве получил прощение от Господа. Притча о мытаре и фарисее описана в Евангелии от Луки: «Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 10-14).

Цепи браслета выпускаются трех видов. Звенья одной из цепей выполнены в виде сдвоенной пальметты «византийский цветок». Этот орнаментальный мотив символически трактуют как изображение сердец, процветших любовью к Богу. Другая цепь состоит из звеньев, узор которых тоже составлен из «сердечек» византийского цветка. Но здесь он более разнообразен – в одних звеньях «сердечки» складываются в форму зернышек, в других – образуют кресты в круге. Еще один вид цепей для браслетов имеет звенья, на которых изображен символический знак раннехристианской рыбы. В лаконичный контур рыбы вписаны буквы греческого акронима ΙΧΘΥΣ («ихтис»). Это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв полного именования Господа. В переводе с греческого «ихтис» расшифровывается так: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. В раннехристианские времена «ихтис» был краткой формулой исповедания христианской веры. Но не только Сам Христос, все Его последователи в христианском искусстве и литературе часто метафорически изображаются в виде рыб. Дело в том, что большинство апостолов, ближайших учеников Христа и первых проповедников христианства, были рыбаками. Это апостолы Петр и Андрей Первозванный, братья Иоанн и Иаков, сыновья Зеведея, близнецы Иаков и Иуда, сыновья Алфея, апостол Фома. Иисус Христос, призывая их следовать за собой, использует простые, понятные для них метафоры. Он говорит, что они станут не ловцами рыб, а «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17). А Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13:47).

Над созданием образа трудились художник Герман Пожарский и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Восхищение церкви — это внезапное взятие церкви с земли навстречу Господу во время Его второго пришествия. Это событие будут сопровождать преображение тел верующих, знамения космического масштаба и трубный звук.

Пророчества о восхищении

Христос говорил о том, что “один берется, а другой оставляется”, имея в виду взятие с земли верных Ему людей при Его возвращении.

В Послании к Фессалоникийцам апостол Павел подробно описывал это событие.

“Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем”
(Первое послание к Фессалоникийцам 4:15-17)

Давайте выделим ключевые моменты в этом описании:

  • восхищение церкви сопряжено со вторым пришествием Христа: оно произойдет, когда Господь сойдет с неба;
  • первыми воскреснут умершие святые, затем вместе с ними живущие на то время верующие будут вознесены навстречу Господу;
  • второе пришествие и восхищение церкви будут сопровождать голос Архангела и труба Божья, которые возвестят о нем.

Еще одно пророчество о восхищении находим в Евангелии от Матфея.

“И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их”
(Евангелие от Матфея 24:29-31)

Здесь Христос упоминает космические знамения: солнце и луна померкнут, звезды падут, и поколеблются небесные силы. Восхищение церкви здесь также происходит при втором пришествии Господа. Обратите внимание: оно наступит “после скорби дней тех”, то есть после событий последнего времени, которые предваряют возвращение Христа.

Восхищение и преображение

Вознесение церкви связано с искуплением, или преображением тел верующих. Они станут подобными телу Иисуса Христа после воскресения.

“Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все”
(Послание Филиппийцам 3:21)

Павел говорит об этом в другом послании, связывая это событие с восхищением:

“Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся”
(1 Коринфянам 15:51-52)

Верующие получат новые нетленные тела. Однако преображение затронет не только эту сферу, а всю личность человека. Так, Иоанн пишет:

“Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть”
(1 Иоанна 3:2)

На земле дети Божьи должны ходить верой и жить надеждой. Однако в Его Царстве их ожидает слава, в которую они призваны. Они наполнятся от Господа Его светом, жизнью и блаженством. Обетование, которое вызывает трепет в сердцах, — созерцание Бога таким, как Он есть, лицом к лицу, которое станет преобразующим для верующих.

Необходимость бодрствовать

Восхищение церкви — внезапное событие, которое невозможно предсказать заранее, так же, как и возвращение Христа. На него лишь указывают знамения. Поэтому Писание призывает христиан бодрствовать, то есть в любое время быть готовыми к встрече с Господом.

Эта встреча одновременно радостная и волнующая. Радостная — потому что это момент избавления, полного преображения в образ Христа. Волнующая — потому что верующим необходимо оказаться достойными Его, чтобы придя, Он не застал их спящими духовно.

“Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет”
(Евангелие от Матфея 24:40-42)

Истинный дом для верующих

Восхищение церкви станет своего рода возвращением домой после долгого отсутствия. Живя в мире, мы легко можем забыть наше настоящее место жительства.

“Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа”
(Послание Филиппийцам 3:20)

Небеса. Как много для христианина заключено в этом слове! Это Царство Божье, царство света и праведности, где нет смерти и боли. Это наш вечный дом, наше наследие во Христе. Их мы с надеждой ожидаем. Оттуда грядет Господь Иисус Христос, чтобы взять церковь с Собой. Пусть это ожидание станет утешением и ободрением для каждого готовиться к встрече с Царем царей, терпеливо преодолевая отмеренную нам дистанцию жизни!