Преподобный иоанн кассиан римлянин аскетика. Иоанн кассиан римлянин - сочинения. Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

Преподобный иоанн кассиан римлянин аскетика. Иоанн кассиан римлянин - сочинения. Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя .

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя . Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

21. Здесь запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2 Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во–первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во–вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т. е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В–третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23). Следовательно, гнев бывает и полезный, и похвальный. Не одобряется гнев беспорядочный, который помрачает, извращает суждение разума или не покоряется ему; а это бывает и со стороны предмета, и в понимании стремления гнева. Со стороны предмета гнев бывает плох, грешен, во–первых, если кто желает отметить неправильно, по незаконной причине, или же тому, кто не заслужил. Во–вторых, хотя по правильной причине хочет отметить, но превышая вину; это - жестокость сердца в нанесении наказания. В–третьих, когда кто самоуправно, не по законной власти, не по законному порядку требует наказания оскорбившего. Ибо отмщение принадлежит судье, как служителю Божию, а частным людям запрещается (Рим 12, 19). В–четвертых, когда гневаются не с добрым намерением, не для того, чтобы исправить ближнего, соблюсти правду и благочиние, чтобы оскорбителя и других удержать от обид на будущее время, но гневаются по злобе, зложелательству, для того, чтобы оскорбителю было худо. Это уже дело злости, противное любви к ближнему. А в понимании стремления гнева мы грешим разным образом: когда гнев до чрезмерности разгорается или продолжается дольше надлежащего.

Добротолюбие. Том II Коринфский Святитель Макарий

Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин

О святом Иоанне Кассиане краткое сведение

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350–360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.

Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в келлиях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижническою жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.

Оставив Египет в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшего, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица ему преданные послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.

Св. Кассиан после сего не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостию жизни, и учительскою мудростию, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим, и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.

Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.

Из сих аскетических Писаний св. Кассиана в прежнее Добротолюбие взяты восемь книг (5-12) о борьбе с восемью главными страстями и одно (2-е) собеседование о рассуждении, – то и другое в сокращенном извлечении.

Сему подражаем и мы. Главным заимствованием будут восемь книг о борьбе со страстями в наиболее полном переводе с присовокуплением в некоторых местах статей и из собеседований, где это подходит. Но кроме того сочтено нужным впереди них поместить несколько извлечений из собеседований, в коих показывается значение борьбы со страстями в духовной жизни, или место ее в течении подвижничества, выясняется необходимость сей борьбы и представляется общее очертание страстей и борьбы с ними; а после них приложить еще извлечения, в коих описываются другие две брани, – именно с помыслами и скорбями от бед и напастей, как приложение к предыдущему изображению борьбы с восемью помыслами. В конце же всего прилагаются в виде прибавления нужные наставления о нескольких предметах, которые, хотя говорят о духовной жизни вообще, но близко касаются и духовной брани, таковы: о благодати и произволении как деятелях в производстве духовной жизни, – о молитве, в коей они сходятся, – о степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней, – и конце покаянных трудов. – Почему эти прибавления не мешают нам все извлекаемое из Писаний св. Кассиана озаглавить так: обозрение духовной брани.

Таким образом извлечения из св. Кассиана будут идти под следующими оглавлениями:

1. Цель и конец подвижничества.

2. Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.

3. Борьба плоти и духа.

4. Общее очертание страстей и борьбы с ними.

5. Борьба с восемью главными страстями:

а) с чревоугодием

б) с духом блуда

в) с духом сребролюбия

г) с духом гнева

д) с духом печали

е) с духом уныния

ж) с духом тщеславия

з) с духом гордости.

6. Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.

7. Борьба со всякого рода скорбями.

8. О Божественной благодати и свободном произволении как производителях духовной жизни.

9. О молитве.

10. О руководстве в духовной жизни.

11. О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.

12. О конце покаянных трудов.

Из книги Задача России автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Глава 16 РИМЛЯНИН. АФИНЯНИН Все та же религия, которая создала общество и управляла им на протяжении долгого времени, сформировала характер человека и придала его мыслям нужное направление. Своими догмами и обрядами она выработала в греках и римлянах определенную манеру

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин - отец Востока и Запада Житие "Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал". Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана [с. 66] Преподобный Иоанн

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН прп. (ок.360–ок.435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м–рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

КАССИАН Безобразов (Сергей Сергеевич Безобразов), еп. (1892–1965), рус. правосл. экзегет, переводчик НЗ. Род. в Петербурге. В 1914 окончил историч. фак–т Петроградского ун–та и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Параллельно работал в Публичной

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

КАССИАН Иоанн - см.Иоанн Кассиан.

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, родился в конце XV столетия в Риме в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали его в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Антоний римлянин Новгородский чудотворец, преподобный Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

АНТОНИЙ РИМЛЯНИН - новгородский святой в «житии» Когда некий текст выступает как единственный или не единственный, но основной источник того, о чем в нем сообщается, его реальность самодовлеюща: более того, она «сильнее» не ясной вполне и гадательной реальности, за этим

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

Преподобный Макарий Римлянин (+ 1550) Память его празднуется 15 авг. в день преставления, 19 янв. в день тезоименитства с прп. Макарием Великим, Египетским (+ 390) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхПрп. Макарий родился в конце XV в. в Риме, в богатой и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Молитвослов на русском языке автора

СВЯТЫЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН Краткое сведение о нем.Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350 - 360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, - от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преп. Кассиан Римлянин (Об оставлении мира для Бога) I. Преп. Кассиан, память коего совершается ныне, жил в конце четвертого и первой половине пятого века. Стремясь к духовному совершенству, Кассиан в отрочестве оставил дом своих родителей и все удовольствия мира, оставил

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Антоний Римлянин, преподобный (+1147) Преподобный Анто?ний Ри?млянин (около 1067 – 3 августа 1147) – русский православный святой, основатель новгородского Антониева монастыря, Новгородский святой, преподобный.Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в

Из книги автора

АНТОНИЙ, преподобный, Римлянин Новгородский чудотворец, родился в Риме в 1067 году. Родители его были последователи правил семи вселенских соборов. По кончине родителей, Антоний роздал имение нищим, постриглся на 19-м году в монахи и отошел 1086 г. в пустыню. В 1106 г. прибыл он из

Из книги автора

прп. Иоанн Кассиан Римлянин - отец востока и запада Житие Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал (Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана. - 66) Преподобный Иоанн Кассиан

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (Iohannes Cassianus Romanus) [около 360, Малая Скифия (ныне Добруджа, Румыния) - около 435, Массилия (ныне Марсель)], богослов, духовный писатель, христианский святой. Из состоятельной христианской семьи. Около 380 года предпринял паломничество в Святую землю, где принял монашество в одном из вифлеемских монастырей. С 382 Иоанн Кассиан Римлянин - в Египте, где подвизался в пустынях Скит, Келлии и Нитрии. Около 390 возвратился в Вифлеем, но вскоре опять отправился в Египет. Гонения на египетских монахов-оригенистов, начатые епископом Феофилом Александрийским в 399, вынудили Иоанна Кассиана Римлянина покинуть Египет и отправиться в Константинополь, где он стал учеником и близким другом Иоанна Златоуста, который рукоположил его в диаконы. В 404, после удаления Иоанна Златоуста с Константинопольской кафедры, Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Рим к папе Иннокентию I (401-417) с посланием от константинопольского клира, прося защиты несправедливо осуждённому. В Риме был рукоположен в пресвитеры, познакомился с будущим папой Львом I Великим (440-461). Около 415-416 Иоанн Кассиан Римлянин - в Южной Галлии, в Массилии, где им основаны мужской монастырь Святого Виктора и женский монастырь Христа Спасителя. В них, используя свой опыт, приобретённый за долгие годы подвижничества на православном Востоке, Иоанн Кассиан Римлянин попытался соединить общежительный монашеский уклад с духом отшельничества. Более не покидал Южной Галлии.

В галльский период жизни Иоанном Кассианом Римлянином были созданы 2 аскетических и 1 догматико-полемических сочинения. «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») - аскетическое сочинение, написанное около 417-419, состоит из 12 книг. В 1-4-й книгах говорится об устройстве «внешнего жития» монахов: о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии; все темы иллюстрируются примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В 5-12-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principalia vitia, или passiones) - чревоуго-дием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. «Собеседования» («Collationes») - аскетическое сочинение, претерпевшее три редакции (425-427); является непосредственным продолжением предыдущего и состоит из 24 собеседований, посвящённых внутренней жизни монахов. Это записи духовных бесед Иоанна Кассиана Римлянина со знаменитыми египетскими подвижниками - аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. 1-е собеседование посвящено целям монашеской жизни; 9-е и 10-е - молитве; 13-е - вопросу о том, какую роль в спасении играет Божественная благодать и свободная воля человека; 14-е - деятельной и созерцательной жизни; 23-е - последствиям грехопадения. Сокращённый вариант двух указанных сочинений Иоанна Кассиана Римлянина впоследствии был составлен Евхерием Лионским. Оба сочинения оказали значительное влияние на становление западной монашеской традиции, в частности на таких её представителей, как Бенедикт Нурсийский. «О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium») - догматико-полемический трактат, написанный Иоанном Кассианом Римлянином в 429-430 годах по просьбе римского архидиакона Льва, будущего папы. В 1-й книге, на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория, проводятся параллели между пелагианством и несторианством; 2-5-я книги содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина «Богородица»; в 6-й книге как образец православия приводится вероисповедание антиохийской Церкви; в 6-7-й книгах Иоанн Кассиан Римлянин суммирует свои основные аргументы и подводит итог изложению. Несмотря на некоторые терминологические неточности и повторы, трактат является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.

Иоанн Кассиан Римлянин оказал значительное влияние на становление христианского монашества и монашеского богословия как на христианском Западе, так и на христианском Востоке. День памяти в Русской православной церкви - 29(28) февраля (13 марта). В Римско-католической церкви почитается как местночтимый галльский святой (день памяти - 23 июля).

Соч.: Migne PL. Т. 49-50; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1886-1888. Vol. 13, 17; Писания. 2-е изд. М., 1892; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. №512-514; Писания. М.; Минск, 2000.

Лит.: Hoch А. Lehre des Joannes Cassianus von Natur und Gnade. Freiburg, 1895; Laugier J. S. Jean Cassien et sa doctrine sur la grace. Lyon, 1908; Marsili S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico. Rome, 1936; Chéné J. Que signifiaient «Initium fidei» et «Affectus credulitatis» pour les Semi-рélagiens? // Recherches de Science Religieuse. 1948. Vol. 35. Р. 566-588; idem. Le semipelagianisme du midi de la Gaule... // Ibid. Р. 321-341; Olphe Galliard М. Cassien // Dictionnaire de spiritualité, ascetique et mystique. Р., 1953. Vol. 2; Plagnieux J. Le grief de complicité entre erreurs nestorienne et pelagienne d’Augustin à Cassien par Prosper // Revue des Etudes Augustiniennes. 1956. Vol. 2. №3/4; Guy J. С. Jean Cassien, vie et doctrine spirituelle. Р., 1961; Chadwick О. John Cassian. 2nd ed. Camb., 1968; Christophe Р. Cassien et Cesaire, prédicateurs de la morale monastique. Р., 1969; Grillmeier А. Christ in Christian tradition. 2nd ed. L., 1975. Vol. 1. Р. 393-398; MacQueen D. J. John Cassian on Grace // Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1977. Vol. 44. №1; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4; Cristiani L. Jean Cassien. Р., 1991. Vol. 1-2; Weaver R. Н. Divine grace and human agency: а study of the semi-pelagian controversy. Macon, 1998; Stewart С. Cassian the monk. N.Y.; Oxf., 1998; Фокин А. Р. Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006; Casiday А. М. Tradition and theology in St. John Cassian. Oxf., 2007.

В Писании говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству самого Господа, не было подобного ему между предшественниками и не могло быть даже между потомками,намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и с помощью присланного им сына одной вдовы - Хирама - устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3 Цар 4, 7). Так и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и, желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, которые будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня, ничтожного, для содействия тебе в этом святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области были устроены по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, несмотря на то, что сам ты столь совершенен в добродетели и разуме и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, - от меня, убогого словом и знанием, ты требуешь изложения тех монастырских правил, которые я видел в Египте и Палестине и о которых

\\9// слышал от отцов, чтобы братья нового твоего монастыря могли узнать образ жизни, какой ведут там святые. Мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем, я повинуюсь тебе не без страха, во–первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог объять умом этот возвышенный и святой предмет; во–вторых, потому, что теперь не могу точно припомнить тех правил, которые знал или соблюдал, живя в молодые годы среди отцов восточных, так как подобные предметы удерживаются в памяти путем исполнения их; а в–третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме того, об этих правилах уже говорили мужи, отличившиеся умом, красноречием и самой жизнью своей. Василий Великий, Иероним и другие, из которых первый на вопросы братьев о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только свое сочинение издал, но еще и изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений этих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустраиваемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о которых не рассуждали наши предки, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о которых я слышал или был свидетелем которых, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни. Сколько возможно правдивее расскажу я о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, поучению отцов, искоренить эти пороки, потому что я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и если в здешних странах найду что–нибудь не соответствующее древ-\\10// ним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие–нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.

Книга первая

ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ глава 1

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее всего начать с одежды монашеской, потому что, только глядя, на внешнее их украшение, мы можем основательно рассуждать об их внутреннем благочестии.

глава 2 О препоясании монаха

Монах, как всегда готовый к борьбе воин Христов, должен быть постоянно препоясан. Из св. истории известно, что препоясание имели Илия и Елисей, положившие начало монашескому званию в Ветхом Завете, а в Новом - Иоанн, Петр и Павел. Так, об Илии известно, что пояс был отличительным его признаком, потому что по поясу узнал его Охозия, нечестивый царь израильский. Когда посланные Охозией вопросить Ваала, бога Аккаронского - выздоровеет ли царь, возвратившись по повелению Илии, рассказали, что муж косматый и поясом кожаным препоясанный по чреслам своим сказал им, что царь не встанет с одра болезни, и запретил идти к идолу, то Охозия прямо сказал, что это - Илия Феосвитянин (4 Цар 1). Об Иоанне Крестителе, составляющем конец Ветхого Завета и начало Нового, евангелисты говорят, что он имел ризу из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. И Петру, при освобождении его из темницы, в которую заключил его Ирод, хотевший предать смерти, ангел сказал препоясаться и

\\12// обуться, - чего бы не сделал ангел, если бы Петр не распоясался по причине ночного успокоения (Деян 12). Апостолу Павлу, во время пути в Иерусалим, пророк Агав через пояс предсказал, что иудеи заключат его в оковы, связав поясом руки и ноги. Он говорил: так говорит Дух Святый: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме (Деян 21, 11). Из этого видно, что апостол Павел постоянно носил на себе пояс.

глава 3 Об одежде монаха

Одежду монах должен иметь такую, которая бы только покрывала наготу и защищала от холода, и избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна одежда быть неопрятной от небрежности. Она должна быть отлична от одежды мирян, однообразна с той одеждою, какую носят все рабы Божий. У рабов Божиих то почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным, что употребляют не все, а только один или немногие. Потому чего не было у древних святых или нет у отцов нашего времени, не нарушающих древние обычаи, то и не следует принимать, как излишнее и бесполезное. На этом основании отцы не приняли вретища , как слишком бросающегося в глаза, - чем оно не только не доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надменность и сделать монаха неспособным к его делам. Что касается того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого не следует выводить общего монастырского закона и не следует нарушать древних представлений святых отцов. Ибо нельзя предпочитать частный поступок общему согласию. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, которые определены немногими, а тем, которые существуют с древних //

\\13// времен и утверждены многими святыми отцами. Поэтому не может нам служить законом то, что царь израильский носил вретище (4 Цар 6), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, оделись во вретище (Иона 3); у царя израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне оделись во вретище тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием.

глава 4 О кукулях египтян

Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и детскую невинность, носят и днем и ночью небольшие наглазники. Поэтому, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? (Пс 130, 1, 2).