Конкретное и абстрактное мышление. Конкретные и абстрактные понятия. Смотреть что такое "абстрактное и конкретное" в других словарях

Конкретное и абстрактное мышление. Конкретные и абстрактные понятия. Смотреть что такое "абстрактное и конкретное" в других словарях

философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсге1из - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

абстрактное и конкретное

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts - отвлеченный и concretus - густой, уплотненный) - философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром. К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания - как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы - понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория. Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, - пишет Маркс, - потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания. Г.И. Рузавин Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

КОНКРЕ́ТНЫЕ И АБСТРА́КТНЫЕ ПОНЯТИЯ

(см. этимологич. справки при статьях Абстракция и Конкретное) – виды понятий, описываемые в традиц. формальной логике. Конкретным наз. , к-рое отражает отд. или класс предметов (напр., "Московский кремль", "дом" и т.п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как , а отд. , отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят. ("храбрость", "храбрость Суворова" и т.п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными (" ", "красивый"), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, (белых, красивых и т.п.) предметов, а не отд. признаки ("белизна", " ") как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускающими обычно множественное ; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же по содержанию часто можно выразить как с помощью конкретного ("NN – храбрый "), так и с помощью абстрактного понятия ("храбрость – одно из свойств NN"), См. Абстракция , Конкретное и библиографию при этих статьях.

К. Морозов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ" в других словарях:

    Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… … Википедия

    Правовые понятия - словесные, концентрированные формулировки мысли как способ отражения типичного или конкретного явления, состояния или процесса в общем предмете юридической науки, как итог, добытых научных знаний о них. Они выражаются терминами в словах или… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия

    Концептуальное мышление методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из … Википедия

    Мысленное выделение словесно обозначаемого отд. признака к. л. предмета или предметов, соответствующего тому или иному их свойству или их отношению к др. предметам; при этом выделенный признак мыслится изолированным от др. признаков, охватывающих … Философская энциклопедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    См. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КОНКРЕТНОЕ … Философская энциклопедия

    Математику обычно определяют, перечисляя названия некоторых из ее традиционных разделов. Прежде всего, это арифметика, которая занимается изучением чисел, отношений между ними и правил действий над числами. Факты арифметики допускают различные… … Энциклопедия Кольера

    Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают… … Философская энциклопедия

    Это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция). Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень… … Википедия

36. Абстрактность и конкретность знания, диалектика их соотношения и взаимоперехода в научном познании. Относительность и условность деления наук на «абстрактные» и «конкретные», «точные» и «неточные», «общие» и «частные».

Абстрактность и конкретность знания, диалектика их соотношения и взаимоперехода в научном познании.

Конкретное знание – это знание об отдельном предмете, системе или явлении, когда становятся известными теория и законы, которым подчиняется существование и функционирование данного предмета, т.е. это знание отдельного в общей системе многообразного, куда отдельное входит как его составная часть. Только конкретные знания о предметах позволяют их правильно обосновать, определить, дифференцировать и классифицировать. Такое понимание «конкретного» сформировалось в философии в 19 веке. В противоположно конкретному понятие абстрактное. Абстрактность – мысленное, интеллектуальное отвлечение одних сторон предмета, явления от других, которые могли бы в их совокупности вскрыть, уточнить сущность предмета.

Научное знание развивается от абстрактного к конкретному. Диалектика познания действительности состоит в том, чтобы отходя от чувственно данной действительности абстрактно обозреть сущность исследуемого объекта. Абстрагирование – метод мысленного упрощения при котором рассматривается одна из сторон исследуемого процесса.

Понятие «конкретное» употребляется в двух смыслах. Во-первых как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Во-вторых, в теоретическом мышлении конкретное выступает уже как система научных определений, выявляющих существенные связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном.

Конкретное противоположно абстрактному как одному из моментов процесса познания и осмысливается в соотношении с ним. Под абстракцией чаще всего понимают нечто «мысленное», «понятийное» в противоположность чувственно-наглядному. Абстрактное мыслится и как нечто одностороннее, бедное, неполное, отвлеченное от связи целого – свойство, отношение, форма и т. п. Феномен абстракции противоречив: он односторонен, оторван от трепещущего жизнью явления, но он только и есть необходимая ступень к познанию конкретного, полного жизни факта.

Абстракция – это своего рода «сколки» целостных объектов. И наше мышление работает с такого рода «сколками». От отдельных абстракций мысль постоянно возвращается к восстановлению конкретности, но уже на новой, более высокой основе. Это уже конкретность понятий, категорий, теорий, отражающих единство в многообразном.

В этом состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному . Процесс абстрагирования в этом свете выступает как своего рода реализация принципа: отойти, чтобы вернее попасть. Диалектика познания действительности состоит в том, чтобы, «отлетая» от этой чувственно данной действительности на «крыльях» абстракции, с высоты конкретного теоретического мышления лучше «обозреть» сущность исследуемого объекта. Такова история и логика научного познания. Этот метод, согласно К.Марксу, есть способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его путем связывания понятий в целостную научную теорию, которая воспроизводит объективную расчлененность объекта и единство его существенных свойств и отношений.

Относительность и условность деления наук на «абстрактные» и «конкретные», «точные» и «неточные», «общие» и «частные».

а)Абстрактные и конкретные науки.

Важнейшие науки: математика, кибернетика, физика, химия, биология, психология, социология, технология, филология.

Своеобразие математики, кибернетики, логики и философии в том, что они изучают такие закономерности, которые в той или иной форме действуют или могут действовать во всех других науках и использоваться ими как инструментарий для решения своих собственных задач. Математика исследует количественные и структурные отношения вообще и поэтому может быть использована при изучении других объектов: технических, естественных, социальных. Логика изучает законы мышления, действующие не только в науке, но и в любых других видах интеллектуальной деятельности. Поэтому все эти науки, объединяемые по признаку всеобщности, являются по сравнению с другими науками наиболее абстрактными. Особенно абстрактной является математика.

Классификация наук по О. Конту – разделение наук в соответствии с их предметом и методами: 1) на абстрактные, изучающие законы определенных процессов и явлений; 2) на конкретные, применяющие эти законы к частным областям.

Конт выделил 6 основных (теоретических, абстрактных) наук, они составили следующую иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология (механика земных тел включалась в математику, психология - в физиологию). Исторический взгляд на природу у Конта отсутствовал и проявлялся лишь в отношении познания природы человеком. В основе системы Конта лежит принцип координации. Социология получила у Конта самостоятельное место в ряду Н. Значение классификации Конта в том, что, во-первых, им выделены действительно основные Н., которым реально отвечают (если не считать математики) основные формы движения материи в природе и общественная форма движения (как предмет социологии); во-вторых, что эти Н. приведены в правильную, хотя и внешнюю связь между собой в той последовательности, в какой они развивались одна за другой. Поэтому система Конта явилась предпосылкой классификации, основанной на принципе субординации.

Более формальное решение проблемы на основе принципа координации от абстрактного к конкретному (в порядке убывающей абстрактности) получило распространение в Великобритании в середине и 2-й половине 19 в. (С. Т. Колридж, У. Уэвелл, И. Бентам). Дж. Милль и Г. Спенсер, критикуя Конта, отстаивали место для психологии в ряду наук. Спенсер отверг положение Конта о том, что каждая наука имеет свои абстрактную и конкретную части, утверждая, что все науки делятся на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология, биология, психология и социология) и промежуточные между ними - абстрактно-конкретные (механика, физика и химия). Между этими группами существуют резкие грани, тогда как внутри них имеется постепенный переход. Спенсер проводил идею эволюции лишь для конкретных наук; он отрицал также связи классификации наук. (логическая связь) с историей познания мира.

б) Частные и общие науки.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененного знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология - учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология - теория познания, логика - наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф. Но т.к. философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17-19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке - Ф. истории, правоведению - Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать "сверхопытное" знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в "частном" владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф.

в) Точные и неточные науки.

Пример точных наук: математика и механика. Для точных наук характерна органическая связь наблюдений и эксперимента с определением численных значений характеристик исследуемых объектов и процессов.

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции.

Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности).

Иногда, как особый тип, выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении)". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат. concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.

С.В. Воробьева

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

КОНКРЕ́ТНЫЕ И АБСТРА́КТНЫЕ ПОНЯТИЯ

(см. этимологич. справки при статьях Абстракция и Конкретное) – виды понятий, описываемые в традиц. формальной логике. Конкретным наз. понятие, к-рое отражает отд. предмет или класс предметов (напр., "Московский кремль", "дом" и т.п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как целое, а отд. признак, отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят. объект ("храбрость", "храбрость Суворова" и т.п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными ("белый", "красивый"), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, классы (белых, красивых и т.п.) предметов, а не отд. признаки ("белизна", "красота") как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускающими обычно множественное число; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же по содержанию мысль часто можно выразить как с помощью конкретного ("NN – храбрый человек"), так и с помощью абстрактного понятия ("храбрость – одно из свойств NN"), См. Абстракция, Конкретное и библиографию при этих статьях.

  • - Конкретные операции - понятие операциональной концепции интеллекта Ж. ...

    Психологический словарь

  • - Херасков, 1952, - конкретные геол. тела или системы тел, по систематическим признакам отнесенные к той или иной формации абстрактной и имеющие определенное местонахождение и определенный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - те, в которых не указано основание возникновения обязательства. Так, в договоре купли-продажи покупатель обычно указывает, что обязуется уплатить такую-то сумму за получаемый товар...

    Справочный коммерческий словарь

  • - см. Сделки...

    Энциклопедия юриста

  • - В первоначальном значении слово "пространство", как оно используется в геометрии, означало трехмерное пространство в отличие от двух измерений, изучением которых занимается планиметрия...

    Энциклопедия Кольера

  • - см. Мысли сделанные...

    Большой медицинский словарь

  • - в науке гражданского права сделки, действительность которых не зависит от основания - цели сделки. Противоположны А.с. каузальные сделки...

    Словарь юридических терминов

  • - см. Формальные обязательства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из статьи «О характере наших газет» В. И. Ленина, в которой он призывал газеты активнее бороться с советскими бюрократами: «У нас нет деловой, беспощадной, истинно революционной войны с...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - То же, что отвлеченные существительные...
  • - см. существительные конкретные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Лексико-грамматический разряд существительных, главным признаком которых является считаемость обозначаемых предметов и изменяемость существительных по числам: словарь - словари, автомобиль - автомобили...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - АБСТРА́КТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Основанный на абстракции, отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНКРЕ́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Реально существующий, вполне точный и вещественно определённый, в отличие от абстрактного, отвлечённого. Конкретное понятие. К. пример. К. предмет. Говорить конкретно...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Чисто-отвлеченные науки, напр., математические, в противоположность прикладным...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - нареч, кол-во синонимов: 6 а шут его знает бог его знает не знавший не знаю ничего не знавший понятия не имею...

    Словарь синонимов

"КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ" в книгах

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

2.2. Добро и Зло - конкретные или абстрактные?

Из книги Тайны Агни-Йоги, или анатомия фальсификаций автора Каптен (Омкаров) Юри (Артур) Леонардович

2.2. Добро и Зло - конкретные или абстрактные? Одна из самых характерных свойств Агни-Йоги в изложении Рерихов - обилие абстрактных утверждений и широко декларируемых лозунгов. Некоторые люди воодушевляются ими, другие - остаются в недоумении от такой неконкретности.В

Абстрактные названия

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Абстрактные названия Существует ошибочное мнение, что все названия и понятия, используемые в каббале, относятся к разряду абстрактных и являются чисто условными. Это неверное представление возникло вследствие того, что каббала изучает Высший мир, находящийся вне рамок

§ 72. Конкретные, абстрактные, «математические» науки о сущности

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 72. Конкретные, абстрактные, «математические» науки о сущности Начнем с того, что разграничим материальные и формальные сущности и науки о сущностях. Мы можем сразу же оставить в стороне формальные науки, а тем самым и всю совокупность формальных математических

Глава 4 ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Глава 4 ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ Доля. - Душа. - Девичья красота. - Лихорадка. - Коровья смерть. - Правда и Кривда. - Смерть. - Горе В традиционных представлениях мифологизации подвергались не только конкретные объекты окружающего мира, но и самые

R.10.3 Абстрактные классы

Из книги Справочное руководство по C++ автора Страустрап Бьярн

R.10.3 Абстрактные классы Абстрактные классы дают средство для представления в языке общих понятий, таких, например, как фигура, для которых могут использоваться только конкретные их варианты, например, круг или квадрат. Кроме того абстрактный класс позволяет задать

Абстрактные классы

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Абстрактные классы В данный момент базовый класс Employee скомпонован так, что он может поставлять своим потомкам защищенные члены-переменные, а также два виртуальных метода (GiveBonus() и DisplayStats()), которые могут переопределяться производным классом. Все это хорошо, но данный

Абстрактные классы

Из книги Microsoft Visual C++ и MFC. Программирование для Windows 95 и Windows NT автора Фролов Александр Вячеславович

Абстрактные классы Виртуальные методы могут быть объявлены как чисто виртуальные. Для этого после описания метода указывается специальный спецификатор (= 0). Он означает, что описанные методы не определены.Класс в котором определен хотя бы один чисто виртуальный метод

44 Абстрактные объекты

Из книги Человеческий фактор в программировании автора Константин Ларри Л

44 Абстрактные объекты В фантастическом фильме «Темная звезда», являющемся классикой андеграунда, смелый лейтенант Дулитл пытается прочитать лекцию по феноменологии умной бомбе, готовой разнести себя вместе с кораблем. «Вселенная - это абстракция, - поспешно

Абстрактные методы

Из книги Описание языка PascalABC.NET автора Коллектив РуБоард

Абстрактные методы Методы, предназначенные для переопределения в подклассах, объявляются с ключевым словом abstract и называются абстрактными. Данные методы являются виртуальными, но ключевое слово virtual использовать не нужно. Например: type Shape = class private x,y: integer; public

Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия

автора Лебедева О. Б.

Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия Сатира как отповедь и отрицание имеет дело с искажением идеала, которое вполне реально существует в материальном, физическом облике порочного человека и порочного жизненного уклада. Не

Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением Главный признак, по которому одическое слово соотносимо со словом сатиры – это его диалогический характер, обусловленный ораторским генезисом обоих жанров. Так же, как и в сатире,

Существуют ли конкретные инструменты и конкретные примеры их использования?

Из книги Интернет-маркетинг 3.0. Нет русской рулетке! автора Райцин Михаил Александрович

Существуют ли конкретные инструменты и конкретные примеры их использования? Да! Читайте об этом

Давать не абстрактные, а конкретные указания

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Давать не абстрактные, а конкретные указания Ребенку необходимо точно знать, что от него требуют. Сказать ему «веди себя хорошо» – это, по сути дела, ничего не сказать. Что именно он при этом должен делать и чего не должен? Конечно, родителям может показаться, что детям и