Известный классик социологии будучи представителем социального реализма. «Понимающая социология» М. Вебера

Известный классик социологии будучи представителем социального реализма. «Понимающая социология» М. Вебера

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: "О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни".

Вклад Э.Дюркгейма в социологию. Во-первых, он разрабатывал проблему предмета и метода социологии; во-вторых, - структуры общества и функциональной роли ее элементов; в-третьих, разрабатывал вопросы, связанные с сущностью и путей достижения социального порядка, социологии религии и др.

Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом - социологизм, или социологический реализм. В отличие от предшественников Э.Дюркгейм первым обратил внимание на социальные факты и их роль в развитии общества. Теоретико-методологический способ изучения общества Дюркгейма отличался сугубо социологическим характером, ибо на первый план выдвигал задачу исследования законов социальной реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.

Наиболее наглядно социологизм Дюркгейма проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты - объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившийся совокупностью социальных фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой - как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Социальные факты Дюркгейм. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни, и духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.

Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Религию он рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу - объекту всех религиозных культов. Дюркгейму удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.

Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда».

Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды обеспечивают солидарность и интегрированность общества?

Чтобы ответить на этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух различных формах солидарности - механической и органической. Он различает солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную часть индивидуальных сознаний.

Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может обойтись без согласия и урегулированности.

Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе носит механический характер. Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы:

  • 1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и материальной плотности общества в ходе увеличения его объема.
  • 2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс разделения труда.
  • 3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под воздействием разделения труда.
  • 4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали.

Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими.

На вопрос, являются ли коллективное единство или об-во реально существующими, или же они реально не существуют, а реально даны только индивиды, их составляющие, есть 2 точки зрения, кот-е вылились в 2 течения.

Теории, трактующие общество как совокупность индивидов и предполагающие, что анализа свойств отдельных людей, их целей, мотивов, ценностей достаточно для научного познания всей общественной жизни, получили название социологического номинализма .

В свою очередь социологический реализм исходит из понятия общества как целого, не сводимого к сумме составляющих его людей, и имеющего самобытную природу.

В самом общем виде суть конфликта между этими двумя интерпретациями социальной действительности заключена в вопросе, существует ли социальная система (в той или иной ее форме) как реальное надиндивидуальное единство или она, наоборот, представляет собой не более чем результат взаимодействий составляющих ее индивидов.

Исторически первым в социологии появился реализм, следуя которому, О. Конт, Г. Спенсер и позже Р. Вормс, Л. Гумплович («В человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа»), М. Ковалевский, Э. Дюркгейм, Де-Роберти, Эспинас и др. исходили в своих теориях из того, что общество есть реальность suigeneris(уникальная, неповторимая), отличная и даже независимая от реальности составляющих ее индивидов, об-во имеет свое существование, свои ф-ции, свои органы – и живет как подлинное существующее явление; индивиды не являются носителями соц. реальности в подлинном смысле - таким носителем сторонники Р.с. считают об-во в целом. Индивидуальное, части, элементы, писал, в частности, Э. Дюркгейм, «одним фактом своего синтеза образуют реальность совсем нового рода». Социальные факты он определял как «вещи», которые имеют «свое собственное существование, независимо от их индивидуальных проявлений». «Индивидуальные сознания, группируясь устойчивым образом, приобретают благодаря своим взаимодействиям новую жизнь, весьма отличную от той жизни, которая развивалась бы в них, если бы они оставались изолированными друг от друга: это общественная, социальная жизнь». Поэтому общество «не есть воображаемое и номинальное существо, а есть система действенных сил», а именно «коллективного сознания», «групповой солидарности» и т.п. Это новое интегральное единство, целое и представляет собой подлинную общественную реальность, синоним социального. Крайнюю позицию в реализме выражали органицисты. (Позитивизм органицисты).

Как и всякий организм об-во:

Имеет физ.тело, энергию, коллективное сознание;

Рождается, растет, существует, умирает;

Имеет органы и клетки(индивиды);

Органы выполняют надлежащие им ф-ции.

Итак, в основе – проблема реальности об-ва. Для его изучения следует признать мысль о том, что об-во реально, хотя оно и ненаблюдаемо. «Об-во – это Бог»(Дюркгейм). Об-во ненаблюдаемо как эмпирический объект, но мы его полагаем. Представители реализма выражают как крайние так и умеренные позиции. Из современных социологов к реалистическому направлению можно отнести РамонаБудена (Будона), Роя Бхаскара «Реалистская теория науки», в какой-то степени Н.Лумана.

«Классическое» для номинализма определение сущности взаимосвязи личности и общества дал Г. Тард: «В обществе нет того, что уже бы не существовало в индивидах, писал он. Судалением индивидов из общественной жизни в последней ничего родового и «коллективного» не остается». Критикуя Дюркгейма за то, что для него общество реальность suigeneris, Тард выступал против противопоставления социального и индивидуального, ибо социальное, считал он, и есть «интерпсихическое». В основе работ Дюркгейма Тард видит предрассудок, состоящий в том, что комбинация эл-тов может быть отлична от суммы последних – эта точка зрения, приложимая в химии и биологии, по Тарду, неприложима к соц-гии.

Социологич. номинализм утвержд-т:

Единственно реальны индивиды, составляющие общество; - вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности, с удалением индивидов от об-ва не остается ничего;

Нет об-ва как реальности ни в смысле физ.тела, ни в смысле особого от сознания индивидов надиндивидуального сознания или коллективной души.

Весьма близкой к социологич.номинализму считается «русская субъективная школа» в лице Лаврова, Михайловского, Кареева.

Классич. выражение социолог.номинализм получил у М. Вебера, к-рый считал, что любое соц. образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфич. действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл.

К числу номиналистов можно также отнести представителей символического интеракционизма и феноменологии, в частности, Ч. Кули и Дж. Г.Мида, Бергера и Лукмана.

С лингвистическим поворотом в социологии номинализм уходит на второй план, депроблематизируется.

Основные подходы к
определению феномена
«ОБЩЕСТВО»
и предмета социологии.
XIX - начало XX вв.

Все концепции, созданные первыми социологами, условно можно разделить на два направления:

◊ Социальный
реализм
◊ Социальный
номинализм
Общество в целом и отдельные его
институты рассматриваются как
самостоятельные сущности,
несводимые к взаимодействию
отдельных людей, и даже
противостоящие им.
Характерно представление об
обществе как о совокупности
отдельных субъектов.
Сторонники «соц.реализма»
полагают, что в социальной
действительности имеют место
объективные закономерности,
которые действуют независимо от
воли и сознания людей.
В социальной действительности нет
ничего сверх того, что можно
обнаружить в отдельных
индивидуумах.
Социология должна отказаться от
коллективных понятий, или хотя бы не
придавать им статус реальных
явлений.

◊ Представители
◊ Представители
Социологического
Социологического
(социального) реализма: (социального) номинализма:
◦ Огюст Конт
◦ Герберт Спенсер
◦ Эмиль Дюркгейм
◦ Карл Маркс
◦ Макс Вебер
◦ Георг Зиммель

Огюст Конт (1798 - 1857)

Огюст Конт
(1798 - 1857)
Согласно Конту, социология
(первоначально - социальная физика)
устанавливает
объективные законы
общественного развития.
Французский философ и
социолог. Родоначальник
позитивизма.
Основоположник
социологии как
самостоятельной науки
(1838).
Основные труды:
«Курс позитивной философии»
(1830-1842),
«Система позитивной политики»
(1851-1854).

Закон трех стадий развития общества.

О.Контом были сформулированы первые
социологические законы:
1. Закон социальной статики,
2. Закон социальной динамики (больше известный как
«закон трех стадий», где стадии интеллектуальной
эволюции человечества соответствуют стадиям
развития общества):
«Закон трех стадий»
развития общества:
1. Теологическая
[с древности до 1300 г.]
2. Метафизическая
3. Научная

Герберт Спенсер (1820 -1903)

Общество – это социальный
организм.
Общество растет путем умножения
числа индивидов и формирования
групп. Увеличение размера
общества вызывает появление
более крупных и разнообразных
социальных структур, а также рост
дифференциации функций,
которые они выполняют.
Общество эволюционирует от
простого к сложному, вдвойне
сложному и втройне сложному
обществу.
Английский философ и социолог,
один из родоначальников эволюционизма.
Основатель органической школы в
социологии (или социального дарвинизма).

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Э.Дюркгейм полагал, что «Общество – это
надиндивидуальная реальность».
Особая форма коллективной солидарности
людей. Его можно сравнить со своеобразным
коллективным сознанием, которое не
тождественно простой сумме сознаний
отдельных индивидов.
Согласно Дюркгейму, основу социальной
жизни составляют социальные факты, не
сводимые ни к экономическим, ни к
психологическим, ни к физическим факторам
действительности и обладающие рядом
самостоятельных характеристик.
Их главные признаки - объективное,
независимое от индивида существование и
способность оказывать на индивида
давление - «принудительная сила».
Наиболее известные работы –
«Самоубийство» и «Метод социологии».
Основатель социологического
реализма.
Основатель функционализма.
Пионер в области социологии религии.

Структура социологии согласно Э.Дюркгейму:

Карл Маркс (1818-1883)

Один из самых ярких
представителей «социологического
реализма».
Общество, - согласно Марксу, продукт объективных условий
трудовой деятельности людей, а
его функционирование – результат
действия объективных законов.
Общество – это объективно
складывающийся механизм
согласования и регулирования
потребностей и действий
людей независимо от их воли и
желаний.
Основатель «исторического
материализма» и «парадигмы
конфликта» в социологии.

10. Макс Вебер (1864-1920)

Предмет социальных наук - поведение
человека, которое можно понятно
истолковать.
Понятны могут быть только
осмысленные действия, то есть те,
которые направлены на достижение
явно означенных индивидом целей.
Предмет социологии -
человеческое действие, связанное с
субъективно подразумеваемым
смыслом.
Родоначальник
«Понимающей
социологии»

11.

Все человеческие действия М.Вебер
разделил на 4 типа:

Целерациональное
(идеальный тип, чисто рациональное действие),
Ценностно-рациональное,
◊ Аффективное,
◊ Традиционное действие.

Согласно Веберу, социология изучает только
те действия, которые может объяснить. Т.о.
ее предметом могут являться только первые
два типа действия.

12. Типы системы власти.

Традиционная
(в основе - длительно существующая
система убеждений).
Харизматическая
(экстраординарные способности
лидера, его особенности).
Рационально-легальная
(легально и рационально
предписанные правила).

13.

14. Георг Зиммель (1858-1918)

Автор идеи
«Формальной социологии»
В центре социологии Зиммеля стоит
понятие «Взаимодействие»
(Wechselwirkung).
Чистая («Формальная»)
социология изучает относительно
устойчивые и повторяющиеся формы
межчеловеческих взаимодействий.

15.

В качестве "ячейки" социального взаимодействия Зиммель прежде
всего анализирует отношения двух индивидов (работа "Общество
двоих", 1908), а также механизмы взаимодействия людей в социальных
группах.
В работе "Большие города и духовная жизнь" (1902) Зиммель подверг
анализу такие характеристики жизни в больших городах, как
"бомбардировка" сознания людей всё новыми и новыми
впечатлениями, сверхчувствительность, импульсивность, "взрывной"
характер сознания и поведения людей.
В блестящем сочинении "Философия денег" (1900) Георг Зиммель
проанализировал влияние денег, финансово-денежных отношений на
поведение и сознание индивидов, например, на подавление чувств и
желаний людей, на деформацию разума и рациональности.
Отчуждение людей друг от друга, "овеществление" человеческих
отношений, обесценивание культуры, согласно Зиммелю, все это -
следствие власти денег. Вещи, которые человек создает, властвуют
над ним. Люди все больше пользуются вещами как средствами,
инструментами, не понимая смысла их действия. А поскольку в
созданных человеком вещах "объективируются" дух, знание, сознание,
то человеку становится чуждой его собственная духовность.

16.

Основные «Формы социальной жизни»,
согласно Зиммелю - это господство,
подчинение, соперничество, разделение
труда, образование партий, солидарность
и другие.
Все эти формы воспроизводятся, наполняясь
соответствующим содержанием, в различного
рода группах и социальных организациях,
таких как государство, религиозное
сообщество, семья, и т. д.

17.

Георг Зиммель, как и другие
представители философии жизни,
не был склонен к созданию
систематизирующих работ.
Его произведения имеют скорее
эссеистский, фрагментарный
характер. Но, несмотря на это, он
по нраву считается одним из
классиков философски
ориентированной социологии XX
в. - наряду с Ф. Тённисом, В.
Парето, Э. Дюркгеймом и М.
Вебером.

Наиболее значительный представитель социологического по­зитивизма конца XIX - начала XX в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчерки­вал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спен­сера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм про­должил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармо­нировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистиче­ских и психологических подходов в объяснении явлений обще­ственной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влече­ния, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социаль­ных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности являете^ общество как система взаимодействий ин­дивидов, социальных групп и соответствующих социальных инсти­тутов. Большую роль здесь играют непосредственная и более ши­рокая социальная среда. Таковы основные положения разработан­ной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Научный метод Э. Дюркгейм был сторонником разработки в социологии научного метода в социологии, заключаюящегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений обществен­ной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намере­ние состоит в том, чтобы распространить на человеческое по­ведение научный рационализм» 1 , т.е. дать ему научное объяс нение. Он писал, что его предшественники в области социо­логии уделяли основное внимание построению различных, не­редко умозрительных теорий развития общества и мало зани­мались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, «вопрос о методе не занимав!" никакого места». Глава из курса позитивной философии О. Конта - «почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу», - утверждал Дюркгейм.

И он приступил к разработке метода социологии- Социо­логия, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которы­ми он понимал прежде всего политические, правовые, мораль­ные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дельных индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечными причинами социаль­ных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные цен­ности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания суще­ствуют.объективно. Каждый человек застает уже сложившими­ся определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усво­ить и реализовать на практика. В соответствии с этим Дюрк­гейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального су­щества, развитие и деятельность которого проходят под опре­деляющим воздействием на него социальный норм и предписа­ний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они - проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляет­ся через социальные институты, в том числе правовые, религи­озные и т.д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, по­литической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах с чгржатся важные положения для понимания взаимодействия общества и лично­сти, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки, уникальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных бо­лезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно раз­личать здоровье от болезни в разных разрядах социальных яв­лений» 1 .

Социальное здоровье , по Дюрктейму, заключается в нормаль­ном развитии жизненных сил индивида, коллектива или обще­ства, в их способности адаптироваться к условиям среды и ис пользовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и не­обходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо ком­плексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоров <\ и эффективных стимулов деятель­ности и общения людей

Дюркгейм пытается уточнить вопрос об источниках соци­альной эволюции. Указывая на ограниченность взгляда, со­гласно которому источник развития общества лежит в психо­логической организации человека, в его стремлении реализо­вать себя или же в «потребности личного счастья» (этот взгляд в разной степени разделяли О. Конт и Г. Спенсер), Дюркгейм считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общест­венную) деятельность людей. Это позволило ему более подроб­но проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой -лети его труды до сих пор имеют немалую научную ценность.

Проблема Коллективности . Представляет интерес анализ Дюркгеймом коллективности проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор соци­альности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого челове­ка. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущ­ность. В силу самого факта коллективного существования ин­дивидов они воздействуют друг на друга и выступают как соци­ально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине» 1 . Сегодня, как и во времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.

Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия со­циологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

3.4. Понимающая социология М. Вебера

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце про­шлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмыслива­ются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработан- ная им методология социального познания, концепции пони­мания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социо­логии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории» 1 .

На фшюсофско-социологические взгляды Вебера оказали влияние вы­дающиеся мыслители разных направ­лений. В их числе неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-матсриалистической философии К. Маркс, такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и др. Свои взгляды Вебер изложил в та­ких работах, как «Протестантская эти­ка и дух капитализма», «Хозяйство и обшсство», «Объективность социаль­но-научного и социально-политичес­кого познания», «Критические иссле­дования в области логики наук о куль­туре», «О некоторых категориях пони­мающей социологии», «Основные со­циологические понятия» и др.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятель­ность являются предметами изучения социологии, а только та­кие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Вебсру, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.

Социальные действия составляют, по Всберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качест­ве они образуют предмет внимания так называемой понимаю­щей социологии, заключающейся в том, что если действия чело­века осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то со циолог должен разобраться не только в содержании этих дейст­вий и в их возможных последствиях для других людей, но пре­жде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действую­щий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять со­держание духовного мира субъекта социального действия. В та­кой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).

М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социо­логии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в ка­кой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «ос мысленно-соотнесенного поведения других людей» 1 .

Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоцио­нальным. В этом случае оно достигается посредством «вчув-ствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживани­ем. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их по­стижение на уровне «вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

Проблема ценностей. В своей социологии понимания Вебер немог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет прежде всего о понимании сознатель­ных установок субъекта на указанные ценности, которые опре­деляют содержание и направленность его поведения и деятель­ности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и ре­зультатах его исследований.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматриваю-указанные выше ценности как нечто надисторическое, бер трактует ценность как «установку той или иной историче­ской эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю 1 . Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социаль­ного поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

Теория социального . Важнейшей составляющей данной теорииявляется концепция идеальных типов. Вебер действия трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической кон­струкции» 2 . Это некая идеальная модель того, что наиболее по-лезно человеку, что объективно отвечает его интересам в со­временной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оп­тимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д- В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку иде­альный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообраз­ности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и реше­ния практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, матери­альной и политической жизни.

JM . Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.

Целерациональное действие - это когда человек ясно пред­ставляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

Ценностно-рациональное действие совершается через созна­тельную веру в этическую, эстетическую или религиозную цен­ность определенного поведения.

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бес­сознательные психологические импульсы и чувства.

Традиционное действие осуществляется через привычку 1 . В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к цен­ностно-рациональным и целерациональным. В реальном пове­дении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социаль­ного действия. Необходимы научные представления о них, что­бы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеаль­ных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды соци­альных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практи­ков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализиру­ется управление как в области экономики, так и в области поли­тики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; ра­ционализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается ко­лоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности 2 .

Воплощением рациональности Вебер считает правовое госу­дарство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляю­щих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительно­стью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания как теоретиков, так и практиков.

Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его уче­ния происходит именно потому, что он высказал глубокие суж­дения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значи­мость его выводов, т.е. истина» 1 .

С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что мировоззрение каждого человека связано с «интересами своего класса» 2 .

Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал это учение. Он писал:

анализ социальных явлений и культурных процессов под утлом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и - при осторожном, свободном от догматизма, применении - оста­нется на все обозримое время творческим и плодотворным науч­ным принципом 3 .

Таков вывод этого глубоко мыслящего философа и социо­лога, который он сделал в работе под примечательным назва­нием «Объективность социально-научного и социально-поли­тического познания». Научность и объективность у Вебера не расходятся между собой. Ему присущ трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают свое дальнейшее раз­витие не только в странах Запада.

Вопросы для повторения.

1. Назовите основные положения социологической теорииО. Конта.

2. В чем заключается сущность органической теории общества Г. Спенсера?

3 .Сравните решение проблем равновесия, гармонии и ста­бильности в обществе, а также проблемы распада общества в социологии О. Конта и Г. Спенсера.

4. Раскройте суть теории социального реализма Э. Дюркгейма, его учение о методе в социологии, социальных фактах, кол­лективном сознании, социальном здоровье.

5 . Характеризуйте суть понимающей социологии М. Вебера, его учение о ценностях, идеальных типах и типах социаль­ного действия.

«Гражданская идентичность» - Как осуществляется поиск идентичности сегодня? реализации? Гражданская идентичность=>идентичность в политическом измерении. По – настоящему общего пространства коллективного самосознания в современной России не существует. Итоги переписи населения в РФ: 145,2 млн.человек, в т.ч. 29 млн.чел. – «лица не титульной национальности».

«Социальные установки личности» - Психологические приемы. Изменение (создание установки). Изменение групповых норм. Сферы потребностей человека. Исследования социальной установки. Установки образуют систему. Человеческие отношения. Несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются.

«Социализация личности» - 14. 3. Общие выводы. 4. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. Социализация как адаптация к определенным социальным условиям. 6. Центры кристаллизации позитивного опыта гуманной педагогики. воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн).

«Социология личности» - Субъективная школа. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Платон. 1889-1968. До н. Э. 427-347 гг. Аристотель. Базовые социологические школы XIX в. Особенности формирования отечественной социологии. Основной двигатель истории- действия критически мыслящих людей (передовой интеллигенции).

«Социальная роль» - Человек может иметь несколько статусов. От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Эмоциональность. Формализация. Заключение. Социальная роль. Введение. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

«Социальный статус и социальная роль» - В нем женщины, мужчины – все актеры. Социальный набор – совокупность всех статусов, занимаемых человеком. Что такое социальный статус? Социальны й статус личности. Ролевое поведение – конкретные действия, которые совершает человек. Социальная роль. Предписанный статус – статус, полученный от рождения.

Всего в теме 15 презентаций