Философское мышление и предмете философии. Особенности философского мышления. Дальнейшее развитие теории мышления

Философское мышление и предмете философии. Особенности философского мышления. Дальнейшее развитие теории мышления

Особенности философского мышления

Философское мышление – это мышление теоретическое. Оно стремиться проникнуть в сущность вещей и процессов. Отразить не внешние, а внутренние их стороны.

Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие – это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явлен6ия действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Именно в них отражается сущность – то внутреннее, что скрыто от глаз и доступно только мышлению. Посредством понятий человеческий ум не только исследует окружающий мир – он создаёт в своём знании структуру действительности, представления о характере взаимосвязей, ей присущих. Особен6ностью современного человека является то, что он усваивает представления о характере окружающего мира в готовом виде, поскольку он зафиксирован в виде многих понятий, составляющих человеческий язык. Философия – это не только размышление над «вечными вопросами», но и непрерывный процесс фиксации идей, отражающих наиболее общие формы опыт освоения людьми характера окружающей действительности. Эти формы освоения действительности и есть понятия. А наиболее общие формы называются категориями. Процесс развития философского знания – процесс не только индивидуальный, но и исторический, ибо посредством языка и культуры, идеи и проблемы философии живут самостоятельной жизнью, обогащаясь и развиваясь новыми мыслителями.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы.

Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства . Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.

Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).

Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции.

Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности,

продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.

Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Это не четкость и противоречивость – условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего человечества.



XX век принес новые трактовки соотношения составляющих картины мира - искусства, науки, мифологии и философии.

Отличительной чертой этого периода оказывается сближение художественного, научного и философского познания мира. Философия, если взять ее в самом общем виде, как теорию духовного освоения мира, теорию его человеческого осмысления, т.е. как теоретическую форму самопознания человека и мира - формирует не просто знание о мире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей. Поскольку сегодня постклассическая философия исходит из того, что бытие не статично, не стабильно, а находится в постоянном становлении, и признает, что у мироздания нет изначальных смыслов, то следует признать (как одно из онтологических оснований такого мироздания), процесс смыслопорождения. В этой связи становится понятна задача расширенной рациональности, осознанно включающей в себя приемы «вживания», «вчувствования» в объект.

Типы мировоззрений

Мифология – мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф», в переводе с древнегреческого, – «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы – это сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий его мир. Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда в мифы перестают верить, и они больше не являются частью реальной жизни. Но вначале мифы – это реальность, и события, в них описанные, воспринимаются как то, что было на самом деле. Более того, события мифа – это события важнейшие в жизни мира и родового коллектива. Мифы – священная история рода. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы для древнего человека такая же реальность как научные теории для человека современного. С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.

Мифы не выдумки, а часть реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.

Мифологическое сознание – это не только древнейшее прошлое. Это глубинный пласт нашего современного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает их творить. Это, например, миф о всесилии науки и техники, которые способны избавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинских препаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланетянах, о снежном человеке и другое.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии - фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, – есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек – субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия – не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.).

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует понимать последнее? Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.

Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны – одна из черт философского сознания.

Язык философии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно - мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

Художественное (поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая является одной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтического мировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками между ними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучи усвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества.

Наблюдается эволюция методов познания, которая привела к соединению в современных парадигмах познания научных и вненаучных подходов. Возникла проблема создания целостного творческого мировоззрения, которая самым непосредственным образом оказалась связанной с изучением художественного мировоззрения, стремящегося стать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего знания о мире возможно сможет компенсироваться многообразием дополнительных языков описания, одним из которых является художественный.

Близость художественного освоения мира научному более всего обнаружилась после того, как была признана роль антропологического фактора, который предусматривает, что познавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получения чувственного образа как «слепка вещи», но предстает сегодня как процесс творчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта. При этом учитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурного опыта. И если влияние всех этих факторов признавалось ранее лишь в трактовке художественного мировоззрения, то только в ХХ веке они получили свое расширительное толкование, и стали учитываться в анализе любой человеческой деятельности.

Взаимосвязь научного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние - симптом нашего времени. В настоящий период ставится задача возрождения и обогащения методологии гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного мира требуют для своего осмысления совершенно иных подходов. В постмодернистской художественной практике, заявившей о себе во второй половине ХХ века, как раз и содержится та методология, применение которой оказывается продуктивной не только в новейшем искусстве, но и в науке.

Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии – религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины» .

Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение - это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису.

Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение – конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия – через чувство. Религия и философия – формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно - систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-нормативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем “означает” понимание природы такой, какая она есть.

Существует очень широкий спектр философских идей, учений, дисциплин. Исходя из этого, можно ли говорить о существовании общего метода философского познания?

Принципиально что впервые именно в рамках философского познания метод начинает восприниматься как самостоятельная проблема. Вне философии интеллектуальная деятельность направлена прежде всего на какой-то практический результат. В философии – прежде всего на процесс познания, на самонаблюдение способа, которым человек пользуется для решения каких-то вопросов. Это и есть проблема метода.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей:

1) философия реализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками сознания и универсалиями культуры. Рефлексия – это мыслительная процедура, которая заключается в фиксации и исследований опыта сквозь призму внутренней жизни сознания самого исследователя. При этом содержание опыта рассматривается в таких ракурсах, как 1) механизмы восприятия и обработки информации, 2) личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), 3) способы поведения, 4) психоэмоциональные реакции. Рефлексия и формализация – две интеллектуальные стратегии обращения с абстрактными сущностями. Первая характерна для гуманитарного познания, вторая – для е/научного

2) Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть скоррелирован с ее предметом. Зависимость метода от предмета .

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

Обычно выделяют два основных метода философствования: метафизический и диалектический.

Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте великой интеллектуальной революции, давшей миру классическое естествознание. Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей . В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ , эксперимент , классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.



Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. dialego - искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог

§ имеет полемическую направленность,

§ предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций,

§ представляет собой рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

Особое понимание диалектики развивает Аристотель. Диалектика у Аристотеля как форма дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Гегеля . Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Таким образом, диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

В постклассической философии проблема метода усложняется. Современная философия заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования . В качестве методов современного философствования порой провозглашаются «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер), «террористический способ расчленения сущего и понятия» (Ж. Делез) и др.

Обобщим. В отличие от «обычных» наук и обыденного сознания философия стремится зафиксировать в языке своих категорий представление о культуре, природе, мире в целом как целостности. Философия – это искусство мышления об общих, универсальных, интегральных предметах. Если научная дисциплина, как правило, стремится так сказать, «разрезать» свой предмет, то философия – наоборот, обобщить,.

Важно указать и такую черту философского мышления, как творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления обнаруживает себя в социальных прогнозах, в сочинении «утопий» и «антиутопий» - моделей будущего идеального или, наоборот «антиидеального» общества, нужных в качестве ориентира или предостережения человечеству, в предсказании путей научно-технического развития.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 2

2. Мировоззрение: понятие, структура. 4

3. Исторические типы мировоззрения. 4

4. Основные функции философии, ее социальная роль. 8

5. Философия Древнего Востока, ее основные особенности. 11

6. Античная философия и основные этапы ее развития. 14

7. Платон - основоположник и классик объективного идеализма. 17

8. Философия Сократа и ее значение. 19

9. Место Аристотеля в истории философии. 20

10. Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). 22

11. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и спептицизм). 24

12. Философия средневековья (схоластика: номинализм и реализм). 26

13. Философия эпохи Возрождения и ее особенности. 28

14. Философское учение Дж.Бруно. 31

15. Становление современной науки и философская революция Нового времени. 33

16 . Эмпиризм Ф. Бэкон. 35

17. Рационализм Р. Декарт. 36

18. Классическая немецкая философия, ее место и роль в истории философии и культуры.. 37

19. Философия И. Канта. 39

20. Философия Г.В.Ф.Гегеля. 41

21. Философия Л. Фейербаха. 42

22. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 43

23. Сущность марксистской философии и ее исторические судьбы.. 43

24. Современная западная философия (общая характеристика и основные направления). 45

25. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 47

26. Иррационализм как ведущая тенденция развития западной философии второй половины XIX – XX вв. 49

27. Развитие философии в России (вторая половина XIX – начала XX вв.) 50

28. Вернадский и создание современной научной картины мира. 53

29. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 56

30. Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине. 57

31. Философия Г.С. Сковороды. 59


Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия как наука и способ мышления.

Философия в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Мудрость-это умение просто и емко выразить главное. В этом понятии схвачена суть философии. Чтобы быть мудростью, философия должна проявляться и как мировоззрение, и как наука, и как разумный способ мышления.

Своеобразие объекта философского познания состоит в том, что оно представляет собой единство сознания в отношении к объективному миру и объективного мира в отношении к сознанию.

Данные отношения складываются в процессе общественно-исторической практики, которая сформировала разумный способ мышления. Выделяя в объективном мире всеобщие и необходимые связи, философия выработала свои понятия (категории). Философское познание выступает как постижение мира в его универсально-всеобщих формах. Сам процесс исторического развития превратил философию в науку о всеобщих законах движения и развития мира и его познания. Вместе с тем философия, обладая мировоззренческой ориентацией, превращает в свой предмет всю ту проблематику, которая возникла на основе развития мировоззрения как формы общественного самосознания человека и духовно-практического способа освоения мира. Как наука философия возникает и развивается на путях развития мировоззрения, через освоение, постановку и теоретическое решение мировоззренческой проблематики. Решая своими теоретическими средствами мировоззренческую проблематику и тем самым поставляя общественному сознанию теоретически разработанные научные знания, философия сама функционирует как система мировоззренческих знаний, выполняет функцию теоретически разработанного мировоззрения.

Предметом философского знания является отношение «человек - мир»- По существу все науки так или иначе замыкают свой предмет на том или ином характере этих отношений. В отличий от других наук философия берет мир в отношении к человеку, а человека рассматривает как самоопределяющегося в мире. В философии рассуждение о мире всегда шло и идет в русле выясне­ния места человека в мире. Отношения «человек-мир» филосо­фия рассматривает под углом зрения природы и сущности мира; природы и сущности человека, его места в мире и отношения к нему; возможностей познания и преобразования мира; общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Решая эти проблемы с научных позиций, философия проявляется как миро­воззрение, вооружая при этом того, кто ей следует разумным спо­собом мышления.

Философия как мировоззрение и как наука не противопо­ставляются друг другу, философия не может развиваться не будучи наукой, не опираясь на достижения научного знания. Сте­пень развития философии как науки, в свою очередь, является необходимым условием формирования мировоззренческих пред­ставлений о мире и самом человеке, об их взаимосвязях и отно­шениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира. Рассматривая в качестве своего объекта научного исследования отношения «человек - мир», философия стремится поднять их до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. Поэтому философия осмысливает свои проблемы как с научной точки зрения, так и с мировоззренческих оснований. Развитие научных знаний о мире и о человеке нуждается в мировоззренческой ориентации человека к миру и к себе. Ведь познание человеком реальной действительности и развитие на этой основе научных зна­ний представляет собой не просто результат созерцания мира, а является итогом практического, деятельного воздействия челове­ка на окружающий мир. и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития. В этом плане философия, опи­раясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и не научной. Не теряя своей научной специфики, философия остается формой общественного самосознания, т. е. мировоззрением.

Для того, чтобы стать мировоззренческой теорией, ответить на непосредственные мировоззренческие вопросы, философия дол­жна была проделать большую познавательную работу: добыть знание о всеобщих формах и законах объективной реальности, о всеобщих законах познания и формах мышления, т. е. выступать в роли науки и разумного способа мышления, философия преодолевает разобщенность сфер научного мировоззрения. Разные науки решали эти вопросы и получали ответы, сами по себе не лишенные своей научной ценности, но порознь они не подымались До выполнения мировоззренческой роли.


2. Мировоззрение: понятие, структура.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и осознание своего места в этом мире, в зависимости от чего формируется направленность его деятельности.

Выделяют три подсистемы или уровня М:

1. мироощущение – чувства, эмоции.

2. мировосприятие – наглядное видение.

3. миропонимание – разум.

По способу существования М делится на:

1. групповое

2. индивидуальное

По степени четкости самооосмысления мировоззрение делится:

1. жизнено-практическое (здравый разум)

2. теоретическое (разновидность философия)

Отождествление М и знания – ошибка. М не только совокупность знаний про мир, но и синтез видов знаний и разных смыслов освоения мира человеком, это не всякий процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа. Формируется не только М, но и личность с ее убеждениями и жизненными установками, а поэтому М может иметь место лишь там, где есть "само", т.е. самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение, самообразование и т.д. Итак, предложенный Кантом термин М не следует понимать буквально, только как систему взглядов на мир, а как активное самоопределение человека в мире, который ищет пути от идеи до действия. М - это не просто представление о мире, а форма общественного понимания, осмысления человека. Узловыми категориями выступают понятия "мир", "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осмысливает свое назначение в мире и формирует свои жизненные установки. М по своей сути является универсальным, так как интегрирует знания и чувства в убеждения, а так же практичным, т.к. ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования.

Утверждал: «Я мыслю, следовательно я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником .

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты . Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция .

Мышление связано с функционированием мозга , однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка , логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно -знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики , гносеологии , диалектики .

История представлений о мышлении

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис) был Парменид . Результатом такого мышления может быть как истина , так и мнение .

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания ; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание , восприятие , процесс ассоциаций , образование понятий и суждений . В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Операции мышления

  • Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация - группировка предметов по признакам.
  • Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация - выделение частного из общего.
  • Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Виды мышления

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мышление (философия)" в других словарях:

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) … Википедия

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) Cписок значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    мышление - МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… … Википедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    философия - ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

    Теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… … Энциклопедия культурологии

1. Предмет философии и специфика философского мышления

Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир, и т. д.

Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия - это система знаний о мире и о человеке в нем.

И, также обобщенно, можно сказать, что философия, как деятельность - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира , стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой.

Главный метод философии состоит в том, что она изучает не мир в целом , то есть не мир, как простую совокупность фактов и явлений, у каждого из которых есть своя сущность, а мир как целое, то есть мир, как единый факт, требующий выяснения его единой и всеобщей сущности.

Поэтому философия изучает те свойства, связи и отношения мира, которые имеют всеобщий характер, то есть, присущи явлениям всех сфер действительности - неживой природе, живой природе, обществу и сознанию.

Соответственно, для выражения этих всеобщных свойств, связей и отношений, философии требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория - это философское понятие, которое фиксирует в себе существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности (время, пространство, изменение, движение, равенство, количество, качество, противоположность и т. д.).

Категории составляют основу языка философии и определяют главную специфику философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.

А поскольку специфика философского мышления требует осмысления фактов и явлений в их мировой всеобщности, то эта же специфика дополняется еще одной важной своей характеристикой - философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные.

Таким образом, специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания .

Естественно, что специфика философского мышления определяет собой и содержательные аспекты философского знания, поскольку содержательные аспекты философского знания являются не чем иным, как непосредственно результатом философского мышления.

Таким образом, особенность философского знания заключается в том, что философское знание, как следствие специфики породившего его мышления, является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности.

Философское знание подразделяется на следующие содержательные аспекты :

1. Мир как целое , исследованный не с точки зрения частного мнения или частной задачи, а с точки зрения его всеобщих свойств, связей и отношений.

2. Природа мира, как совокупность знаний о закономерностях глобальных мировых процессов и о закономерностях отдельных, менее масштабных процессов действительности.

3. Причины развития мировых процессов , как совокупность знаний о главных, основных причинах происходящего.

4. Наиболее общие законы мышления , как совокупность результатов исследований механизмов сознания и познания.

5. Модели познания мира и его преобразования , как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.

Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтому философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений , каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину.

Ещё одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Философия играет в формировании мировоззрения особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Именно с помощью философии мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретической силы, которая переходит затем в убежденность.

Более всего философия определяет характер и общую направленность мировоззрения человека при решении так называемого «основного вопроса философии », то есть вопроса об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:

что является первичным: материя или сознани е?

Быть первичным - это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами :

1. Монистический подход . Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм .

Если в основу кладется материя, то это

- материализм, течение философии, где первичным выступает материя , а вторичным - сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов.

Если в основу мира кладется сознание, то это

- идеализм , течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.

И деализм в свою очередь делится на две формы:

- субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;

- объективный идеализм , где первичным выступает некое Высшее Сознание , существующее независимо как от материального мира, так и от человека.

2. Дуалистический подход - отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала - и материю, и сознание.

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - вопрос о познаваемости мира.

Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие - не допускает (агностицизм).

Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов:

1. Онтология - учение о бытии , то есть о том, что реально существует.

2. Гносеология или эпистемология - учение о познании.

3. Логика - учение о формах мышления .

Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии - земная природа, в биологии - жизнь, в химии - молекулярные процессы, в физике - материальные взаимодействия, в математике - числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно .

Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии - это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

Основные термины

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - что является первичным: материя или сознание?

2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ - вопрос о познаваемости мира.

2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ - монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала - и материю, и сознание.

АГНОСТИЦИЗМ - философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.

БЫТИЕ - всё то, что реально существует.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - учение о познании.

ДУАЛИЗМ - философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия - и материю, и сознание.

ИДЕАЛИЗМ - течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.

ЛОГИКА - наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ - течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и на место человека в нем.

МОНИЗМ - философская позиция, допускающая только один принцип бытия - или материю, или сознание.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к материи.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) - мир, как целое в его всеобщности.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) - то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - философское течение, где первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир.

ФИЛОСОФИЯ (как деятельность) - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

ФИЛОСОФИЯ (как наука) - система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.

Трудности

Серьезная трудность, которую здесь можно создать самому себе - это естественная человеческая попытка дать термин, противоположный термину «агностицизм». Почему-то многие к этому склоняются. Лучше оставить эти попытки раз и навсегда. Такого термина пока еще нет. Так и срывающийся с языка, в этом случае, термин «гностицизм», обозначает в философии нечто совсем другое, вообще не относящееся к сути вопроса о познаваемости мира.

Вторая трудность - сходу понять, что такое субъективный идеализм. Оно и понятно - изучение философии только начинается, и, как в любом новом деле, хочется сразу же, чтобы всё было хорошо, правильно и по полочкам. В таком случае знайте - всё, что вы узнали из этой темы о субъективном идеализме, это и есть «хорошо, правильно и по полочкам». Большего, зачастую, не могут добиться сами субъективные идеалисты.

Субъективный идеализм - это далеко не глупость. Это сложнейшая и виртуознейшая работа мысли. Но если касаться учебно-ознакомительного аспекта знакомства с ним, то вполне достаточно ограничиться вот этим сухим определением, которое дано в шпаргалке на этот вопрос. Пока хватит. И надолго.

Главная же трудность, которая часто сопровождает подготовку по этой теме, состоит в том, как понимаются подходы для решения первой стороны основного вопроса философии. Очень часто, почему-то, понимается, что первая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается двумя подходами - идеализмом и материализмом. Нет, и еще раз нет.

Подходы - это не идеализм и материализм, а монизм и дуализм. Хорошо запомним это. А лучше, где-нибудь запишем.

Подход - это то базовое исходное убеждение, это тот основной способ, с помощью которого будет решаться тот или иной вопрос. А вот уже в рамках некоего подхода, некоего исходного убеждения, например, монизма, как в нашем случае, появляются различные философские учения, такие, как наши идеализм и материализм. То есть в данном случае монистический подход такой - будем любить или то, или это, а оба сразу и то и это любить не будем. А дуалистический подход такой - люблю обоих одинаково!

Итак, запомним еще раз:

два подхода к решению первой стороны основного вопроса философии - это монизм и дуализм,

а две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии - это идеализм и материализм.

И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы.

Так вот, по сути данной темы - между ними нет никакой разницы. И то, и другое - это одна и та же наука о познании. Просто исторически прижилось два термина. Поначалу было слово «гносеология», и всем было хорошо. Но в 19 веке кому-то стало плохо, и он соригинальничал (предполагают, что шотландец Ферье), после чего пошел гулять синоним гносеологии «эпистемология».

Практически всем от этого по-прежнему хорошо, а тем, кому от этого нехорошо, пришло в голову создать некую тенденцию для формирования содержательной разницы между синонимами гносеология и эпистемология.

Эта разница начинает формироваться, и состоит в том, чтобы относить к гносеологии только то, что в процессах познания связано с взаимодействием познающего субъекта и познаваемого объекта. На долю же эпистемологии, в соответствии с этой тенденцией, отводят то в процессах познания, что относится только к объективным законам познания, то есть нечто, стоящее вне прямых и конкретных процедур познавательного акта. Хорошо забудем это, но на всякий случай, где-нибудь запишем.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

1.1 Специфика философского познания социальной действительности Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию – всё это – изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

1. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. Основные современные модели философского мышления Человечество стоит на пороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий, новыми способами коммуникаций,

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Глава 1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

36. Гносеология и эпистемология как разделы философского знания, их

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500–1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.Принято

Из книги Постмодерн в изложении для детей автора Лиотар Жан-Франсуа

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое -

Из книги автора

1. Природа как предмет философского осмысления Понятие «природа» - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении

Из книги автора

1. Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности

Из книги автора

c. Отделение философского знания от популярной философии Из двух родственных философии сфер, как мы установили выше, одна, частные науки, не может, с нашей точки зрения, быть причисленной к философии, так как она обладает тем недостатком, что, как самостоятельное введение и

Из книги автора

К синтезу социально-философского знания Завершая краткий обзор основных течений современной социальной философии, можно уверенно сказать, что ни одно из них не в праве претендовать на абсолютную истину в последней инстанции. Уже сами названия этих течений, широко

Из книги автора

10. Обращение на предмет философского курса Хьюго ВермеренуНанси, 20 октября 1984Судя по проспекту конференции «Школа и философия», который мне передал твой отец, нам предлагалось рассмотреть тему философского образования учащихся, исходя из того, что «учить и преподавать