Зикр – поминание Аллаха: его виды и достоинства. Поминание в мирских делах

Зикр – поминание Аллаха: его виды и достоинства. Поминание в мирских делах

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Важность темы «Поминание Аллаха»

Поистине, тема «Поминание Аллаха Всемогущего и Великого» связана с самыми важными делами, самыми почетными, самыми наивеличайшими, самыми достойными из них, к которым нужно уделять внимание и проявлять заботу.
А это в свою очередь связано с «Поминанием Всевышнего Аллаха», поминание Господа Небес и Земли, Господа всех миров, поминание Творца творений, Создателя всех людей, поминание Аллаха, положение Которого величественно, власть Которого безгранична, имена Которого благословенны, поминание:

الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ

Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.

هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاء الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый. (Сура аль-Хашр, аяты 23-24)

Поистине, поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен, это самое лучшее дело, на которое человек может уделить свое время, использовать свою силу и провести свободные часы своей жизни.
С поминанием Аллаха, Велик Он и Возвышен, смягчаются сердца верующих, успокаиваются их души, увеличивается их убежденность и вера.
Поминание Аллаха – это признак счастья человека, путь к успеху в этом мире и в мире вечном.
Более этого, путем поминания Аллаха, человек приобретает все благо, счастье, спокойствие, радость и отдых, как в этой жизни, так и в загробной.
Более этого, все постановления шариата, повеления были узаконены только для того, чтобы претворить в жизнь поминание Аллаха. Всевышний Аллах узаконил Своим рабам молитву, пост, Хадж, и другие повеления только для того, чтобы они поминали Его.

И поэтому сообщается в хадисе, где один мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Какой джихад является величайшим своей наградой?» На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». Затем он спросил: «Кто из постящихся самый лучший в своей награде?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, который больше всего поминал Всевышнего Аллаха». Затем тот мужчина таким же образом спрашивал про молитву, закят, хадж, садакъа (милостыню). На все эти вопросы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отвечал: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «О, Абу Хафс! Унесли все благо поминающие Аллаха». На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да!». Приводит Ахмад 15614, ат-Табарани в «ад-Ду’а» 1887. В этом хадисе присутствует передатчик по имени Зибан ибн Фаид, по причине которого хадис является слабым. Однако, существует хадис мурсаль сахих, подтверждающий его, который приводит Ибн аль-Мубарак в своей книге «аз-Зухд» 1429.
Те, кто часто поминают Всевышнего Аллаха, заслуживают великих наград, знатной степени и возвышенных мест в Раю.
Поминание Аллаха является тем, посредством чего оживают, находят покой и укрепляются сердца на вере, развивается разум. Также поминание Аллаха является причиной того, что человек удостаивается великих наград, всяческих благ этого и того света, сосчитать которые не сможет никто, кроме Всевышнего Аллаха.
И по этой причине тема «Поминание Всевышнего Аллаха» является самой важной, самой достойной темой, которой уделяется особое внимание и забота.

Хадис «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха»

В одном из хадисов пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: См. «аль-Муснад» 17698, ат-Тирмизи 3375, ибн Маджах 3793, аль-Хаким 1/672. Достоверность хадиса подтвердил ‘АбдуЛлах ибн Буср, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани сказал в «Сахих аль-Джами’» 7700: «Сахих».
Причина этого хадиса это то, что рассказывал ‘Абдуллах бин Буср, что один из мужчин сказал: «О, посланник Аллаха! Предписаний шариата для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». В другой версии данного хадиса говорится: «Предписаний шариата слишком много для нас. Оповести же нас об источнике, который обобщил бы все это и за который бы мы крепко держались».
Так он просил от пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Предписаний шариата стало слишком много для меня» , т.е. «стали многочисленными для меня. И по этой причине я желаю, чтобы ты указал мне на какой-либо источник блага, который обобщил все это и за который бы я крепко держался».
На это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха».
Этот спрашивающий желал обобщенный источник для всего блага, за который бы он крепко держался. И указал ему правдивейший советчик, мир ему и благословение Аллаха, на поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен.

Поразмысли, о, читатель, над тем, на что указал пророк, мир ему и благословение Аллаха, этому мужчине, которому предписания шариата стали многочисленны, счет которых увеличился для него, и стали разнообразными. И он желал какого-то дело, которое обобщило бы все это, и он держался бы крепко этого. Дело, посредством которого он достиг бы счастья, получил бы блага обоих миров. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал ему на самое обильное (по вознаграждению) дело из дел, постоянное совершение которых является легким для человека, и не требует много сил на выполнения их. Результатом этого дела являются великие награды, многочисленные блага, которые не могут быть достигнуты посредством чего-либо другого.

Поминание Аллаха является самым легким и обильным (по вознаграждению) деянием

Ученые говорят: «Поистине, если поминание Аллаха учащается и становится все больше, то оно все равно остается самым легким и обильным делом, совершение которого не требует большого усердия. Потому что движение языка при поминании Милостивого не является тяжелым для человека, и не утруждает его. И не почувствует поминающий Аллаха усталости и напряженности. Однако, наоборот, с поминанием Аллаха наступает спокойствие, отдых и покой для сердца. И таким образом, осуществляются для человека причины, приводящие к счастью».
Когда дела языка сочетается с делами органов, например, как молитва, отправление в мечеть, совершение омовение, Хадж, пост и другие подобные дела, то в этих делах могут быть некоторые трудности. И эти трудности могут быть относительны от человека к человеку.
А то, что касается поминания Аллаха, то его могут совершать все люди, как малый, так и старый, как здоровый, так и больной, как мужчина, так и женщина, без каких либо затруднений. Человек, двигая языком, может быть прославляющим Аллаха, благодарящим, поминающим, восхваляющим Его, и при этом он не почувствует какого-либо затруднения и усталости. А наоборот, он приобретет множество наград и благ, как в этой жизни, так и в жизни вечной, которые никто не в состоянии сосчитать, кроме Всевышнего Аллаха.

И поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два слова легкие для языка».
Обратите внимание на то, с чего начал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Два слова легкие для языка» , которое указывает на облегченность, обильность и легкость дела, и оно не принесет никакого утомления и затруднения тому, кто его совершает.
Однако, что затем сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха? «Тяжелые на весах (посредством которых будут взвешиваться дела людей в Судный день), любимые для Милостивого» . См. аль-Бухари 6406, 6682, 7564, Муслим 2694. Этот хадис сообщается от Абу Хурейры.
Эти два слова « Пречист Аллах и хвала Ему, Пречист Аллах Великий» («Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым») имеют большое значение перед Аллахом, они легки и красивы, приятны для восприятия, однако тяжелые на весах, и любимы для Милостивого, Пречист Он и Возвышен.
Сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет: «Пречист Аллах и хвала Ему» («Субхана-Ллахи уа ба-хамди-хи») сто раз, то простятся ему грехи, даже если их количество будет подобно пене морской». Ахмад 8873, ат-Тирмизи 3466, Ибн Маджах 3812, ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный».

Поминание Аллаха является легким для языка того, кого Аллах поддержал и помог своим содействием (ат-тауфикъ).
Тот же, кого Аллах оставил без помощи, то поминание Аллаха является тягостным для него, и затруднительным, и он не в состоянии поминать Аллаха. Он находит в этом трудность и утомление, и может даже у него появляется беспокойство, скука и отвращение к поминанию Всевышнего Аллаха. Все это признаки того, что Аллах оставил этого человека без помощи, и указание на то, что он лишен какого-либо добра. И мы прибегаем к Аллаху от всего этого.

Поминание Аллаха является легким для языка, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал спрашивающему на это, сказав: «Пусть не перестает быть влажным твой язык от поминания Аллаха Всемогущего и Великого».
И побудил пророк, мир ему и благословение Аллаха, уделять внимание поминанию Аллаха. И в этом указание на важность этого дела, и величие места этого дела у Всевышнего Аллаха. Поминание Аллаха является источником, объединяющим все блага. Поэтому каждому мусульманину следует крепко держаться этого, проявлять упорство в совершении этого дела, и быть из числа частопоминающих Всевышнего Аллаха.
Если же мы приведем наряду с этим хадисом другие подобные хадисы, контексты с Курана, побуждающие человека к поминанию Аллаха, в которых упоминается достоинства поминания, великие награды, уготовленные Аллахом частопоминающим Его, огромные пользы, щедрые плоды, великие блага, как в этом, так и на том свете, какие последствия влечет за собой поминание Аллаха, то мы, непременно, найдем в этих контекстах множество указаний на важность этого повеления, на его высокую степень и великое положения у Всевышнего Аллаха.

Похвала в адрес книги «аль-Уабиль ас-Сайиб» («Благоприятный дождь»)

У шейха ибн аль-Къайима аль-Джаузия относительно этой темы есть единственное в своем роде послание, подобно которому никто не писал, насколько я знаю. Это великое послание, которое распространено среди обладателей знания и требующих знания. Шейх, да смилуется над ним Аллах, назвал его: «аль-Уабиль ас-Сайиб фи аль-Калими ат-Тайиб» , или «аль-Уабиль ас-Сайиб» , т.е. «Благоприятный дождь» .

Шейх говорит в этом послании: «Поминание Аллаха приносит больше, чем сто полезных плодов» . Затем он, да смилуется над ним Аллах, перечислил более семидесяти польз и плодов, которые приносит поминание Аллаха, как в этом мире, так и в мире вечном. Всего лишь одной из этих польз и плодов поминания Аллаха достаточно для того, чтобы побудить сердца, взбодрить души для выполнения высшего повиновения. Что же тогда можно сказать о том, если все эти пользы и плоды соберутся вместе (т.е. если человек на основе всех этих семидесяти польз и плодов начнет стремиться к Всевышнему Аллаху)?! Поэтому тот мусульманин, который начал читать эту книгу со спокойствием и размышлением, желая обрести благо и пользу от этого, начинает все чаще поминать Всевышнего Аллаха, и увеличивается его интерес относительно этого раздела религии.
Шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сосчитал пользы, извлекаемые из поминания Аллаха, объективно рассмотрел их, и длительно размышлял над тем, как это объяснить и разъяснить людям. Затем он собрал все эти пользы, и разделил их на главы в соответствии с разновидностями поминания Аллаха, без которых не обойдется ни один мусульманин. Не успев сделать мощный толчок, если можно так выразиться, к поминанию Всевышнего Аллаха, как перед мусульманином открываются новые двери к разным видам поминания Аллаха, на которые указывают Книга Аллаха и Сунна Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

И по этой причине я считаю, что каждому мусульманину следует отнестись с заботой и вниманием к этой книге. Пусть каждый отец позаботиться о приобретении этой книги, и преподнесении ее в качестве подарка своим детям, своей семье, родным и близким. И пусть подталкивает их к чтению этой книги. А также требующий знания пусть спешит приобрести ее и извлечь из нее как можно больше пользы. Также пусть она распространяется между мусульманами по причине того, что она содержит в себе великое благо и большое количество польз.
В данном послании («Фауаиду зикри-Ллях уа съамаратуху») я хотел бы кратко изложить несколько польз поминания Всевышнего Аллаха, которые упомянул шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, с некоторыми дополнениями от меня.

Пользы, извлекаемые из поминания Аллаха:

Поминание Аллаха является источником жизни для сердец, без которого они просто умрут.

От Абу Мусы аль-Ашь’ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому» . Аль-Бухари 6407.
В другой версии хадиса Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дом, в котором поминается Аллах, и дом, в котором не поминается Аллах, подобен живому и мертвому». См. Муслим 779.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, уподобил поминающего Аллаха живому, а дом поминающего дому живого человека. А того, кто не поминает Всевышнего Аллаха, пророк, мир ему и благословение Аллаха, уподобил мертвому, а его дом — жилищу мертвого, т.е. могиле.
И поэтому в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в могилы!» . См. Муслим 780. Т.е. поминайте Всевышнего Аллаха в своих домах, совершайте молитвы, читайте слова Аллаха. Потому что дом, в котором не читается Куран, не поминается Аллах, и не совершается молитва, подобен могиле, которая является пристанищем для мертвых.
И по этой причине в хадисе от Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал совершать дополнительные молитвы дома: «Поистине, наилучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома, за исключением обязательных». См. аль-Бухари 731.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей к этому для того, чтобы их дома не превратились в могилы, т.е. в дома, в которых не поминается Аллах, не совершаются молитвы, не восхваляется Аллах, Пречист Он и Возвышен. Такие дома подобны могилам, жилищам мертвых.

А что же можно сказать о доме, в котором не поминается никто, кроме шайтана?! И не произносится в нем ничего, кроме музыки и звуков музыкальных инструментов?! И не поминается Всевышний Аллах?!
Этот дом наполнен музыкальными инструментами, предметами нечестия, приборами, посредством которых люди слушают различные виды лжи и многое другое. Такой дом является мертвым. Более этого такой дом является лишенным какого-либо блага, погубленным. Прибегаем к Аллаху от всего этого!
И не посещает этот дом никто, кроме шайтанов. А то, что касается ангелов, то они не заходят в подобные дома, которые являются пристанищем для шайтанов. И тем самым покидает благо этот дом, увеличивается в нем зло, постоянно происходят какие-то проблемы, учащаются несчастья, совершаются различные виды нечестия. Прибегаем к Аллаху от всего этого.
Всевышний Аллах сказал :

К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем

وَإِنَّهُمْ لَيَصُدُّونَهُمْ عَنِ السَّبِيلِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ

Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем. (Сура аз-Зухруф, аяты 36-37)

И поэтому является обязательным для верующих наставлять самих себя, а также остальных обитателей своих домов, чтобы они наполняли их поминанием Аллаха, чтением Курана, выстаиванием молитв, благими делами для того, чтобы их дома превратились в дома живых, и для поддержания жизни обитателей этих домов.
Поминание Аллаха, в действительности, является источником жизни для сердец, без которого умирают сердца.
Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, приводит от своего учителя шейху-ль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, замечательный пример поминанию Всевышнего Аллаха и состоянию сердца поминающего. Шейху-ль-Ислам ибн Таймия , да помилует его Аллах, говорит: «Поминание Аллаха для сердца верующего является подобно воде для рыбы. Каково же будет положение рыбы, если она лишится воды?» См. «аль-Уабиль ас-Сайиб» стр. 85.
Известно, что если вытащить рыбу из воды на небольшое время, то она погибнет. Также и сердце, если оно будет отдалено от поминания Аллаха, и не будет наполняться им, то оно умрет, и не будет проистекать в нем жизнь, и не оживится оно, кроме как посредством поминания Аллаха.
Поэтому Всевышний Аллах сказал : يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ

О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. (Сура аль-Анфаль, аят 24)

Всевышний Аллах во многих местах Курана называет откровения (уахьий) духом (рух, т.е. то, что дает жизнь сердцам). Например, слова Всевышнего : أَتَى أَمْرُ اللّهِ فَلاَ تَسْتَعْجِلُوهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи!

يُنَزِّلُ الْمَلآئِكَةَ بِالْرُّوحِ مِنْ أَمْرِهِ عَلَى مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ أَنْ أَنذِرُواْ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ أَنَاْ فَاتَّقُونِ

Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Бойтесь же Меня». (Сура ан-Нахль, аяты 1-2)

Также слова Всевышнего : وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُوراً نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا

Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. (Сура аш-Шура, аят 52)

Также Всевышний Аллах называет духом (рух) того, кто был ниспослан с откровением, а это Джибрииль, мир ему.
Всевышний Аллах говорит: نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ

Верный Дух (Джибрил) сошел с ним

عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ

на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает

بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

Оно ниспослано на ясном арабском языке. Сура аш-Шу’ара, аяты 193-195)

Таким образом, Джибрииль, мир ему, который снисходил с откровениями, назван духом (рух), и сами откровения названы духом (рух). Так как жизнь сердец не будет проистекать, кроме как посредством откровения и поминания Аллаха Всевышнего, без которого оно просто умрет, очерствеет, начнет поступать несправедливо, наполнится злом и нечестием. Прибегаем к Аллаху от всего этого!
А если же откровения достигают сердец и они наполняются поминанием Аллаха, учащается в них поминание Всевышнего, то увеличивается в этих сердцах благо, прибавляется в них праведность, распространяется в них добро и благословение (барака). И это одна из великих польз, извлекаемых из поминания Всевышнего Аллаха.

Поминание Аллаха прогоняет шайтана.

Т.е. поминание Аллаха отдаляет шайтана от человека. Поминая Всевышнего Аллаха, верующий находится в неприступной крепости и прочной защите. И шайтан не находит путей, чтобы подступить к нему.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах повелел Яхье ибн Закарии, мир ему, пять вещей, и чтобы он совершал деяния в соответствии с ними, и чтобы он повелел это бану Исраиль». В другом хадисе сообщается, что Закария сказал своему народу: «Поистине, мой Господь повелел мне выполнять пять вещей, и чтобы я повелел это вам». Затем упомянул о первой вещи, а это исповедание таухида (Единобожия) , затем выстаивание молитвы , затем раздавать садакъа (милостыню) , затем назвал пятую вещь, и это поминание Аллаха , и сказал, мир ему и благословение Аллаха: «И я приказываю вам часто поминать Всевышнего Аллаха. Поистине, поминающий Аллаха подобен человеку, которого преследует враг по его следам (т.е. гонится за ним для того, чтобы убить его, или же ограбить). Затем этот человек находит безопасное убежище, и укрывается в нем. И поистине, раб, который находится в поминании своего Господа, более защищен от козней шайтана, чем тот человек от своего врага». См. «аль-Муснад» 17175, ат-Тирмизи 2863, аль-Хаким 582, 203/1. Хадис от аль-Хариса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахиху аль-Джами’» 1724.
Тот, кто часто поминает Всевышнего Аллаха, находится в неприступной крепости, прочной защите, и не подступит к нему шайтан, и никогда не достигнет его.
Всевышний Аллах говорит: قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ

Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

مَلِكِ النَّاسِ

Царя людей,

إِلَهِ النَّاسِ

Бога людей,

مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ

от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,

الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ

который наущает в груди людей,

مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ

от джиннов и людей. (Сура ан-Нас, аят 1-6)

«искусителя исчезающего (при поминании Аллаха)» — это описание шайтана.
Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллах, говорил по поводу слов Всевышнего Аллаха «искусителя исчезающего при поминании Аллаха»: «Шайтан налегает на сердца сынов Адама. Если же человек забывает об этом, и проявляет беспечность к этому, то шайтан начинает подступать к нему, и наущать ему злые мысли. Если человек начинает поминать Аллаха, то шайтан отдаляется от него». Ат-Табари в своем «Тафсире» 24/754.
Если раб поминает своего Господа должным образом, то отдаляется от него шайтан, становится ничтожным подобно мухе, не остается рядом с этим человеком, а наоборот убегает от него. И поэтому поводу сообщается в хадисе от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Во время призыва на молитву шайтан разворачивается и начинает убегать, громко испуская газы». Аль-Бухари 607, Муслим 379. Из-за того, что ему ненавистно поминание Аллаха. Более этого оно причиняет ему мучения, тем самым прогоняет его от верующего раба. Он абсолютно не присутствует в местах поминания Всевышнего Аллаха.
А то, что касается верующего, то он в неприступной крепости и в прочной защите от шайтана, если того пожелает Аллах.
Если же человек проявит беспечность, то рядом с ним постоянно шайтаны, которые подталкивают его к делам, которые не приносят никакой пользы, и побуждают его совершать грехи. Как об этом было сказано Всевышним Аллахом : وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَاناً فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ

К тем, кто отвращается от по минания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (Сура аз-Зухруф, аят 36)

Т.е. будет неотлучно находиться возле такого человека, не покидая его.

И с этого аяте понимается обратное: если же человек поминает Всевышнего Аллаха, то отдаляется от него шайтан.
Поминание Аллаха является защитой от проклятого шайтана. Поэтому прекрасно поступил один из обладателей знания, который назвал свою книгу, в которой содержатся поминания Всевышнего Аллаха, «Неприступная крепость», или же «Крепость мусульманина», или что-то подобно этому. И это имя подходит этой книге. Так как поминание Аллаха является неприступной крепостью, крепостью мусульманина, убежищем, в котором находит защиту мусульманин, с дозволение Аллаха Всемогущего. Шайтан не находит путей к тому, кто находится в поминании Аллаха, в каком бы он положении не был. Если же ты поминаешь Всевышнего Аллаха во время еды (т.е. говоришь: «Би-сми-Ллях»), то отдаляется от тебя шайтан. Если же ты поминаешь Аллаха перед тем, как войти в дом, то отдаляется от тебя шайтан. И так во всех других делах, в которых будешь поминать Всевышнего Аллаха, шайтан не найдет к тебе подступа. Таким образом, ты будешь находиться под защитой от наущений шайтана, от его козней, от его зла, от его наущений, которые приводят к безумию, от высокомерия, к которому он побуждает, от пустых, порочных стихов и разговоров.
Это то, что касается одной из самых великих и важных польз, извлекаемых из поминания Аллаха.

Поминание Аллаха является причиной утешения сердец.

Всевышний Аллах говорит:

(Сура ар-Ра’д, аят 27)

Утешение сердца это его спокойствие, покой, радость, уход беспокойства, напряженности, раздраженности и различных бед, которые могут постигнуть его. Частопоминающие Всевышнего Аллаха обладают сердцами, которые нашли покой. Также их сердца являются счастливыми и переполненными радостью и спокойствием во всех состояниях. И это не только в благополучии и преуспевании, а во всех положениях верующего без исключения. Ты можешь найти его со спокойным сердцем, как в трудностях, так и в благосостоянии, в несчастье и благополучии, в богатстве и бедности, во время здоровья и болезни, не постигает его беспокойство и напряженность, и не бывает в нем раздраженности и какой-либо тревоги. Однако ты находишь его спокойным, приобретшим покой и облегчение во всех его положениях и делах. Сообщается, что Яхья Сухайб бин Синан сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”. Муслим, 2999.
Верующий постоянно находится в покое, его сердце спокойно, невозмутимо, его грудь раскрыта, переполнена радостью. Всего этого верующий удостаивается за счет поминания Всевышнего Аллаха и непрерывного пребывания в этом, впоследствии чего приобретает утешение: الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (Сура ар-Ра’д, аят 27)

Их сердца (т.е. верующих) утешаются не иначе как при поминании Всевышнего Аллаха. Поистине они поминают Аллаха во всех своих положениях: الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ

которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку. (Сура Али ‘Имран, аят 191)

Т.е. во всех своих положениях, будучи дома или в пути, сидя, стоя или в движении, и во всех своих делах поминают Всевышнего Аллаха. Таким образом, они достигают утешения сердца:

أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (Сура ар-Ра’д, аят 27)

Поминание Аллаха растапливает очерствевшее сердце

Сердце черствеет по причине совершенных грехов и упущений относительно подчинения Аллаху, и т.п. И нет какой-либо вещи подобно поминанию Всевышнего Аллаха, которая бы растопила черствость сердца. И нет какой-либо вещи подобно беспечности по отношению к поминанию Аллаха, по причине которой сердце начинает черстветь. Всевышний Аллах говорит: أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ

Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? (Сура аль-Хадид, аят 16)

Причиной черствости сердца, как на это указывает данный аят, является отсутствие поминания в нем продолжительное время и отдаленность от выполнения приказов Всевышнего Аллаха. Если же верующий не поминает своего Господа продолжительное время, то его сердце настигает черствость. И не исчезнет оно, пока он снова не станет поминать Всевышнего Аллаха и не вернется к Нему.
Всевышний Аллах говорит :اعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا قَدْ بَيَّنَّا لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ

Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти. Мы уже разъяснили вам знамения, – может быть, вы уразумеете. (Сура аль-Хадид, аят 17)

«оживляет землю после ее смерти» т.е. подобно тому, как Всевышний Аллах оживляет землю после ее смерти водой и дождем, Он оживляет мертвые сердца посредством откровений и поминания Его. Если же человек поминает своего Господа, то его сердце оживает и покидает его черствость.
Передается, что один мужчина подошел к имаму аль-Хасану аль-Басрий, да смилуется над ним Аллах, и сказал: «О, абу Са’ид! Я жалуюсь тебе на черствость моего сердца?!» Тогда он ответил: «Растопи его поминанием Аллаха». См. «аль-Уабиль ас-Съайиб» стр. 142.
Т.е. растопи ту черствость, которая в сердце, посредством поминания Аллаха. Так как поминание Всевышнего устраняет черствость, которая может овладеть сердцем, смягчает сердце, успокаивает его и утешает, как об этом было сказано ранее.

Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах

Также из польз, извлекаемых из поминания Аллаха, которое приносит рабу Аллаха великую пользу, большие плоды и высокое положение, это то, что когда верующий поминает Аллаха, то его поминает Аллах. Так как воздаяние подобно совершенному делу.
Всевышний Аллах говорит: هَلْ جَزَاء الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ

Воздают ли за добро иначе, чем добром? (Сура ар-Рахман, аят 60)

Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах. Тот же, кто забыл Аллаха, того забыл Аллах.

Всевышний Аллах говорит: نَسُواْ اللّهَ فَنَسِيَهُمْ

Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. (Сура ат-Тауба, аят 67)

Также Всевышний говорит: جَزَاء وِفَاقاً

Также Всевышний Аллах говорит: ثُمَّ كَانَ عَاقِبَةَ الَّذِينَ أَسَاؤُوا السُّوأَى

Концом тех, кто творил зло, стало зло. (Сура ар-Рум, аят 10)

Итак, воздаяние подобно совершенному делу. Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах.
Всевышний Аллах говорит : فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ

Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. (Сура аль-Бакъара, аят 152)

Сообщается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передавая слова Всевышнего сказал: «Если Мой раб вспомнит обо Мне про себя, Я вспомню о нем про себя. Если он вспомнит Меня в обществе, Я вспомню его в обществе, которое лучше его общества». См. аль-Бухари 7405, Муслим 2675.
Какое же воздаяние, вознаграждение может быть лучше этого?! Какое же положение раба перед своим Господом может быть выше, чем это?! Поминая Аллаха, ты удостаиваешься того, что Аллах поминает тебя в наивысшем обществе (т.е. ангелы). Он поминает тебя, и при этом Он не нуждается в тебе. А ты поминаешь Его, будучи нуждающимся в Нем, ощущая потребность в Его милости.
Он поминает тебя в наивысшем обществе. При этом Он не пользуется твоим поминанием о Нем. Твое поминание о Нем не прибавит к Его владениям ничего, а твое забвение о Нем не убавит ничего из Его владений. И поэтому Всевышний Аллах сказал в хадисе аль-Къудси, который передается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: См. Муслим 2577.
Всевышнему Аллаху не приносит пользы подчинение подчиняющихся, и не приносит вреда ослушания грешников, и не прибавляет к Его владению ничего поминание поминающих, и не убавляет ничего из Его владений беспечность тех, кто впал в нее. Однако это является милостью и добротой по отношению к Своим рабам. Он поминает в наивысшем обществе того, кто поминает его при людях. Тот, кто поминает Аллаха про себя, того Аллах поминает про Себя. Тот же, кто поминает Его в обществе, того Аллах поминает в обществе, которое лучше его общества.
Сообщается, что Му’ауя, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к группе своих сподвижников и сказал им: «Что побудило вас собраться здесь?» Они ответили:«Мы сидим здесь для того, чтобы поминать Аллаха, и восхвалять Его за то, что Он привел нас к Исламу и даровал нам его». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянетесь ли вы Аллахом, что вы сидите здесь не иначе как для этого?» они сказали: «Клянемся Аллахом! Нас побудило только это». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я попросил вас поклясться не из-за того, что я сомневаюсь в вас. Однако ко мне явился Джибрийль и сказал, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, хвалится вами перед ангелами». См. Муслим 2701.
Т.е. Всевышний Аллах хвалится поминающими Его перед ангелами, говоря: «Посмотрите на Моих рабов! Они собрались для того, чтобы поминать Меня. Они собрались, чтобы воздать благодарность Мне. Они собрались, чтобы восхвалить Меня».
И поэтому в другом хадисе, который передается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В каком бы доме из домов Аллаха не собрались люди для чтения Книги Аллаха и обучения ее между собой, кроме как на них нисходит спокойствие и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах средь тех, кто пребывает пред Ним» См. Муслим 2699.
Поминание Аллахом Своего раба и является тем высоким положением, возвышенной степенью, которую приобретает частопоминающий Аллаха.
Так как привязанность душ к этой мирской жизни больше, а стремление к ней велики. Поистине, если одному человеку скажут: «Если ты совершишь такое-то действие, или выполнишь такое-то дело, то такой-то правитель упомянет о тебе так-то, или же такой-то начальник упомянет о тебе так-то, и будет хвалить тебя перед знатными людьми», то ты его найдешь веселым, оживленным. Однако то, что касается поминания Аллаха, посредством которого мы удостаиваемся поминание Аллаха о нас, то в этом мы допускаем слабость и не проявляем какой-либо активности. И это является одним из наших упущений, нерадивости, слабости, небрежности и не проявляем по отношению к этому делу должного внимания и заботы. (Сура аль-Ахзаб, аяты 41-43)

То, что касается благословения Аллаха, то это похвала Аллаха среди Высшего Сонма, как об этом говорилось ранее.
То, что касается благословения ангелов, то это их мольба о прощении этого раба. Каждый раз как раб увеличивает свой иман (веру), и все чаще поминает Всевышнего Аллаха, и все сильнее следует добру, увеличиваются тем самым мольбы ангелов.
Всевышний Аллах говорит: الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْماً فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ

Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду.

رَبَّنَا وَأَدْخِلْهُمْ جَنَّاتِ عَدْنٍ الَّتِي وَعَدتَّهُم وَمَن صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый.

وَقِهِمُ السَّيِّئَاتِ وَمَن تَقِ السَّيِّئَاتِ يَوْمَئِذٍ فَقَدْ رَحِمْتَهُ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние». (Сура Гъафир, аяты 7-9)

Эта длинная, великая и благословенная мольба ангелов за верующих рабов Аллаха, которые часто поминают Его, подчиняются Ему и выполняют приказы, будучи покорными в этом.
И здесь может возникнуть вопрос: «Что побудило этих ангелов проявить сочувствие по отношению к верующим и быть в таком положении (продолжительно произносить мольбу за верующего), несмотря на то, что род ангелов отличается от человеческого рода!?» Род ангелов совсем другой. Они созданы из света, а человек создан из земли. Их рода различны. И не смотря на это, Всевышний Аллах упомянул ангелов вместе с верующими.
Причиной же этому является крепкая, прочная связь между ангелами и верующими, а это вера в Аллаха.
Всевышний Аллах говорит: الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ

Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него. (Сура Гъафир, аят 7)

Вот она эта связь: прославление хвалой Аллаха и вера в Него.
И с каждым разом, когда верующий все чаще поминает Аллаха, восхваляет Его, и укрепляет свою веру, увеличиваются мольбы ангелов за него, их испрашивания для него прощения Аллаха, тауфикъа (содействия Аллаха), счастья, Рая и спасения от Огня, и остальное, что было упомянуто в благородном аяте.

Поминание Аллаха оберегает от грехов, совершаемых языком.

Ученые говорят: «Поистине язык создан только для того, чтобы разговаривать посредством него. Если же мусульманин не говорит благое, а самое благое что может быть это поминание Аллаха, то он говорит о плохом, порочном. Поэтому тот, чей язык является сухим по отношению к поминанию Аллаха, погружается во все виды порочности, совершаемые языком: поклеп, клевета, издевательство, насмешка, ложь, говорить непристойности и т.д. Прибегаем к Аллаху от всего этого. Если язык сух относительно поминания Аллаха, то он склоняется ко лжи. Если же язык занят поминанием Аллаха, то он отдаляется от того, чтобы произносить ложь. Поэтому ничто так не охраняет и не защищает язык от всего порочного, подобно поминанию Аллаха. Поминание Аллаха охраняет язык человека, и оберегает его от совершения им поклепа, клеветы, издевательства, насмешки и т.п.».
Это является великой пользой, которую извлекает человек из поминания Аллаха Всемогущего.

Поминание Аллаха является признаком любви поминающего к Всевышнему Аллаху.

Некоторые ученые сказали: «Признак любви к Аллаху это частое поминание о Нем. Так как человек любит часто упоминать то, что он любит».

Заключение

Мы упомянули в этом послании только некоторые пользы, которые извлекает верующий, поминая Всевышнего Аллаха.
Когда же ты будешь читать книгу «аль-Уабиль ас-Съайиб» («Благоприятный дождь»), то найдешь, что я значительно сократил ее, и упомянул лишь малое количество из многочисленных, великих, и разнообразных польз поминания Аллаха. И как же прекрасно пространно изложил и отлично разъяснил их выдающийся ученый ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах.
И поэтому вернемся к тому, о чем мы говорили в начале данного труда. Я призываю к приобретению этой книги («аль-Уабиль ас-Съайиб»), распространению ее, к побуждению детей, жен, дочерей, родных и близких к ее чтению. Все это для того, чтобы они достигли огромного блага, великой награды, защиты и сохранности, и многие другие пользы, извлекаемые из поминания Всевышнего Аллаха, о которых мы вкратце упомянули.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас из числа частопоминающих Его, сердца которых утешаются посредством Его благородных откровений и в сердцах которых всегда царит жизнь. И да убережет нас Аллах от того, чтобы наши сердца очерствели, по причине нашей небрежности к поминанию Всевышнего. Прошу Его Одного, чтобы Он укрепил на истине тех, кто стремится к Нему должным образом, и вывел из мрака невежества, нечестия и порочности тех, кто отклонился в сторону от пути, который ведет прямо к Нему.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Одно из самых важных достоинств поминания Аллаха заключается в обретении душевного покоя. В такие моменты человек, выполняя самую главную свою миссию, возвращается к Своему Создателю. Какие бы мы способы не искали для утешения, где бы его ни стремились найти, оно – только в поминании Аллаха Всевышнего. Ничто не сравнится со сладостью веры. В Коране сказано: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (13:28). Поминание Аллаха – это негласная обязанность верующих, о которой даже можно не упоминать, так как это естественно для мусульманина. В зикре заключены множество благословений и наград для самого человека, но мы не должны совершать поминание, думая о какой-либо выгоде, для нас это должно быть естественным. Мы делаем это, потому что проявляем смиренность, благодарность и потребность во Всевышнем. Среди сотни достоинств поминания Аллаха, есть те, которые способны изменить нашу жизнь и укрепить наши отношения с Аллахом:

1. Поминание Аллаха отводит шайтана от вас, делает его беспомощным. «Шайтан ртом касается сердца человека, но когда он поминает Аллаха, шайтан отдаляется» (Байхаки).

2. В поминании Аллаха – довольство Всевышнего. «Всевышний говорит: «Я с той мыслью Моего раба ко Мне, Я с ним, покуда он поминает Меня» (Бухари, Муслим).

3. Лечит душу от тревоги и грусти.

4. Приносит душевное спокойствие и наполняет сердце радостью.

5. Укрепляет душу и тело.

6. Лицо, поминающего Аллаха постоянно, становится лучезарным.

7. Зикр становится причиной увеличения пропитания.

8. Поминание Всевышнего – одна из дверей Его любви.

9. Аллах облегчает дела поминающего Его.

10. Поминающий Аллаха станет близок к Нему. В зависимости от того, как часто он это делает, он будет становиться только ближе к Нему.

11. Поминающему Аллаху открываются двери знания, понимания религии.

12. Поминающий Аллаха отдаляется от грехов, так как его сердце заполняется стремлением к довольству Своего Господа.

13. Аллах не забывает тех, кто помнит о Нем. «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152). И если бы единственным достоинством поминания Аллаха была бы вышесказанное, такая честь была бы достаточной. В хадисе-кудси сказано: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше их» (Ахмад).

14. Поминание Аллаха стирает грехи. «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114). 15. Если человек будет вспоминать Аллаха в благополучии, Аллах будет с ним в моменты трудностей. Согласно хадису, когда покорный раб Аллаха взывает с помощью, ангелы говорят Аллаху, что это голос знакомого им человека. И сколько бы мы не поминали Аллаха Всевышнего, этого будет недостаточного…

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Не говорите много без поминания Аллаха, ибо от многих разговоров без поминания Аллаха черствеет сердце, а самый далекий от Аллаха – тот, у кого черствое сердце» (Тирмизи).

Субханаллах! Наши сердца черствеют без поминания Аллаха. Поминание Аллаха питает сердце, и когда мы этого не делаем, неудивительно, что безо всякой видимой причины на нас нападает уныние.

Мусульманский ученый Ибн аль-Кайим утверждал:

«Если раб божий помнит об Аллахе и стремится к Нему, Аллах непрерывно потчует его из чаши Милости. Забывшее же Аллаха сердце черствеет и опустошается настолько, насколько оно забыло Его».

Тем, кому кажется, что ислам является чем-то тяжким для нас, напомним, какой ответ дал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) человеку, который обратился к нему с просьбой: «О, посланник Аллаха! Предписаний шариата для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

«Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи).

Какой же результат поминания? Зикр очищает сердце от ржавчины и приводит к поминанию нас Всевышним. В прекрасном хадисе кудси Аллах говорит:

«Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их…» (Бухари, Муслим).

Что же такое поминание?

Поминание Аллаха означает определенные зикры (такие как произнесение «субханаллах», «ля иляха иляллах» и т.п.). Кроме того, это любые действия, связанные с Аллахом или упоминающие Аллаха. Все, что делается с мыслями об Аллахе, относится к зикру.

Виды зикра

Давайте уточним. Что из того, что мы делаем, можно отнести к зикру?

Намерение

Делая нечто хорошее, мы должны всегда стараться сознавать тот факт, что мы делаем это ради Аллаха. Делая благое дело, говорите с Аллахом, просите Его принять это дело от вас и позволить вам делать еще больше благих дел.

Добавьте намерения, такие как совершение этого дела во имя Аллаха, следование сунне, помощь братьям-мусульманам и людям – чем чаще вы поминаете Аллаха, тем чаще Он помянет вас, и это неизбежно отразиться на вашей жизни.

Когда делаете что-то хорошее, помните, что хорошее должно делаться сердцем. Зачастую мы делаем многие вещи машинально: подаем милостыню, совершаем дуа… Это делается без участия сердца, без особых чувств или эмоций и тем более без понимания того, что это делается ради Аллаха.

Между тем, эти вещи нужно делать, зная, что в них – излечение для сердца, что без них не обойтись, и когда мы впадаем в уныние, как раз это и исцеляет: помощь ближнему, мольба в земном поклоне Аллаху.

Обращение к Нему

«Если он [Мой раб] направится ко мне пешком, Я брошусь к нему бегом» (Аль-Бухари)

Невозможно, чтобы мы обращались к Господу, а Он нас отверг. Вспомним хадисы об обращающихся к Нему:

«Аллах рад обращению раба Своего, когда тот обращается к Нему, сильнее, чем тот из вас, кто ехал на своей верблюдице по пустыне, и она убежала от него, а на ней были его еда и питье. И отчаялся он найти ее. Пришел он к какому-то дереву и лег спать в тени его, и когда он был в таком положении, он вдруг увидел верблюдицу, стоящую перед ним. Он взял ее за повод и с радостью произнес: “О, Господи, Ты - раб мой, а я - Твой Господь”, допуская ошибку из-за сильной радости» (Муслим).

В прекрасном хадисе кудси Аллах говорит:

«О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил…» (Тирмизи).

«Поминай Аллаха в радости, и Он помянет тебя в горе» (Тирмизи).

Благодарность Аллаху

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим…» (Коран, 14:7).

Благодарить – это значит признавать и ценить. Чем больше вы видите благословений Аллаха, Его присутствия в вашей жизни, тем больше это должно способствовать смягчению вашего сердца.

Каждый вечер находите время для того, чтобы благодарить Господа за все блага дня: вы не только каждый раз будете поражаться тому, сколько их, но это будет истинным признанием присутствия Аллаха в вашей жизни.

Поминание в мирских делах

«Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром» (Коран, 3:41).

Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда поминал Аллаха. Поэтому у нас есть дуа и зикры практически на все случаи жизни, начиная с совершения туалета и заканчивая словами в ответ на чье-то пожелание.

У Пророка было особое поминание, которое он говорил каждое утро и каждый вечер. Каждое из этих слов и предложений бесценно, так как оно не только очищает сердце и убирает из него любые тревоги - Пророк произносил их ради защиты, и сознание этого само по себе должно нас умиротворять и успокаивать.

При этом очень важно иметь полную уверенность (йакин): если Пророк сказал нам, что некие слова имеют такое-то действие, мы должны безоговорочно ему доверять.

Следует приложить усилия, чтобы понять эти слова, дабы они действительно проникли в наши сердца.

Да сделает нас Аллах людьми, которые…

«поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (Коран 3:191).

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Проницательные люди знают, что человек достигнет полного счастья только лишь после встречи с Аллахом, а встреча с Аллахом будет успешной только тогда, когда раб умрет любя Аллаха и обладая необходимыми знаниями о Нем. Любовь и теплая связь приходит при частом поминании того, кого ты любишь. Знания об Аллахе приобретаются путем размышления над Его творениями, над Его действиями и атрибутами. Постоянное поминание Аллаха и размышления становятся легкими только тогда, когда человек прекращает чрезмерно увлекаться этим миром и страстями, беря от них только то, что действительно достаточно и необходимо. Такой подход станет совершенным, если для этого выделить несколько часов ночи и дня на различные азкары и размышления о Господе миров. Когда душу одолевают усталость и скука, она не может терпеть применение какой-то одной формы поминания Аллаха. Поэтому, необходимо проявлять мягкость к душе, предоставляя ей отдых при переходе от одной формы богослужения к другой, от одного вида поминания к другому. Так, душа будет ощущать все большую и большую сладость при движении к новому виду поклонения. За счет этого у человека будет увеличиваться и стремление к поминанию Аллаха. Стремление, в свою очередь, приведет к постоянству в этом поступке.

Обращение Аллаха к Своему самому близкому рабу

По своей природе человеческая натура склонна к мирским наслаждениям. Если раб Аллаха будет поровну тратить половину своего времени на дозволенные мирские наслаждения, а вторую половину – на поклонение, то это приведет к тому, что первая половина вытеснит вторую, то есть праздное время препровождение возьмет верх над поклонением. Так произойдет, потому что натура сына Адама изначально тянется к страстям и развлечениям. Следовательно, посвящать поминанию Аллаха и размышлению о Нем необходимо большую часть времени. Тот, кто хочет войти в рай без отчета, должен все свое время посвятить подчинению Господу. Тот, кто желает, что бы его хорошие дела перевесили плохие, должен посвящать богослужению большую часть своего времени. Если же плохие дела сравняются с хорошими, то положение их обладателя будет опасным. Аллах может простить такого раба, а может ввергнуть в мучения. Все это ясно видно для мудрого глубокого человека. Всем тем, кто таковым не является, следует взглянуть на то, как Аллах обращается к Пророку Мухаммаду , мир ему и благословение Аллаха, который был Его самым приближенным рабом (данные обращения касаются также и всех мусульман):

«Воистину, днем ты бываешь подолгу занят. Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью» (Коран. 73:7-8).

«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (Коран. 76:25-26).

«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (Коран. 50:39-40).

«Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна. Среди ночи восхваляй Его и при исчезновении звезд» (Коран. 50:48-49).

«Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению» (Коран. 73:6).

«…славь его в течение ночи (совершай вечерний и ночные намазы), а также в начале и конце дня (совершай полуденный и закатный намазы). Быть может, ты останешься доволен» (Коран. 20:130).

«Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это — Напоминание для поминающих» (Коран. 11:114).

Причины успеха

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?» (Коран. 39:9).

Всевышний Аллах сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Коран. 32:16).

«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Коран. 25:64).

«Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (Коран. 51:18).

«Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро!» (Коран. 30:17).

Все эти аяты указывают на то, что путь к Аллаху лежит через контроль своего времени и его наполнение постоянным выполнением определенных видов зикра по своему усмотрению с целью укрепления имана (данное действие обычно называется «вирд» — вменение себе в качестве задания произнесение определенных видов молитв или чтение определенных страниц Корана – прим. сайт ). Всевышний Аллах сказал:

«Солнце и Луна движутся согласно рассчитанному порядку» (Коран. 55:5);

«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной. Затем Мы делаем солнце ее путеводителем и затем постепенно сжимаем ее к Себе» (Коран. 25:45-46);

«Мы предопределили для луны положения…» (Коран. 36:39);

«Он – Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря» (Коран. 6:97).

«Солнце и Луна движутся по рассчитанному порядку не только лишь для того, что бы люди извлекали пользу от этого в мирских делах. Точно также звезды, свет, тень созданы не только для пользы людям в земных делах. Однако все они также даны нам, чтобы мы, глядя на них, ценили время, стремясь купить на него счастье в последних мирах. На это указывают слова Аллаха: «Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (Коран. 25:62).

День сменяется ночью, чтобы человек мог совершить в одном из них те благие дела, которые он не успел совершить в другом из них.

Заключение

Совершенно очевидно, что желающему обрести счастье в загробном мире, следует каждый день практиковать разные виды зикра: просить Аллаха о прощении «Истигфар», восхвалять Аллаха «Тахмид», произносить слова «Нет бога, кроме Аллаха» «Тахлиль». Нужно произносить эти формулы постоянно, в дополнение к обязательным молитвам и ритуалам, не смотря на каждодневную занятость работой и другими делами. Чем больше человек будет использовать средств для самоочищения, тем сильнее его душа и будет очищаться.

Нуруддин Гаджиев [сайт]

Саид Хава “Альмустахлис фи тазкияти-н-нуфус”

Люди проводят время в мирской жизни, погрузившись в погоню за его благами. Такие люди не находят успокоения. Каждый человек крайне нуждается в направлении своего сердца ко Всевышнему. Поминание Аллаха - это путь счастья, спасения, успеха. Но человек всё время находится в забвении.

Один из поэтов сказал: «Не назвали человека (инсан) кроме как из-за забывчивости (нисъян) и первый забывший - это первый из людей». Он указывает на то, что слово «инсан», обозначающее «человек», взято из слова «нисъян» (забывчивость). Также на это указывает Всевышний в Коране:

ولقد عهدنا إلى آدم من قبل فنسي ولم نجد له عزم ا

(Смысл): «Прежде Мы заключили завет с Адамом (сказали, чтоб не кушал плоды с дерева), но он забыл (нарушил завет), и Мы не нашли у него твёрдой воли (решительности, терпения, от чего Мы его оградили)» (сура «Таха», аят 115).

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Забыл Адам и забыли его потомки и ошибся Адам и ошиблись его потомки» (ат-Тирмизи, №3002).

Мы знаем о поминании из Корана и сунны, и это путь салафу салихинов, на котором они были усердны. В этом есть отдых для нафса, побуждение к благому и отдаление от порицаемого. Сохранность от плохого, получение сияния в сердце.

О поминании в Коране сказано:

فاذكروني أذكركم واشكروا لي ولا تكفرون

(Смысл): «Поминайте Меня (совершением намаза, тасбиха) и Я буду помнить о вас (воздам вам). В хадисе от Аллаха говорится: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про себя, кто помянет Меня среди людей, того Я помяну среди лучших творений» (Ахмад, №8296). Благодарите Меня (за Мои блага поклонением) и не будьте неблагодарны Мне (совершая грехи)» (сура «аль-Бакара», аят 152, тафсир аль-Джалалайни).

والذاكرين الله كثيرا والذاكرات أعد الله لهم مغفرة وأجرا عظيما

(Смысл): «Для поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение (грехов) и великую награду (за поклонение)» (сура «аль-Ахзаб», аят 35, тафсир аль-Джалалайни).

يا أيها الذين آمنوا إذا لقيتم فئة فاثبتوا واذكروا الله كثيرا لعلكم تفلحون

(Смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом (с группой кяфиров), будьте стойки и многократно поминайте Аллаха (молите Аллаха о помощи). Быть может, вы преуспеете (победите)» (сура «аль-Анфаль», аят 45, тафсир аль-Джалалайни).

إن الصلاة تنهى عن الفحشاء والمنكر ولذكر الله أكبر والله يعلم ما تصنعون

(Смысл): «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного (до тех пор, пока человек совершает намаз). Но поминание Аллаха гораздо важнее (другого поклонения), и Аллах знает о том, что вы творите (воздаст вам этим)» (сура «аль-Анкубат», аят 45, тафсир аль-Джалалайни).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) указывает на то, что намаз сдерживает человека от плохого, когда он совершается искренно с ихсаном так, как будто мы видим Аллаха, хотя и не видим Его, а Он нас видит (Фатхуль- аллям).

Эти аяты побуждают нас к поминанию Аллаха всегда и везде. Начало в поклонении - поминание, его драгоценность - поминание, его завершение - поминание. Аллах в Коране упомянул:

وذكر اسم ربه فصلى

(Смысл): «Поминал имя своего Господа (словами «Аллаху Акбар») и совершал намаз (пятикратный намаз - это из деяний ахирата, кяфиры Мекки отреклись от этого)» (сура «аль-Аля», аят 15, тафсир аль-Джалалайни).

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине в намазе не допускается речь людей, намаз - это тасбих, такбир, чтение Корана» (Муслим, № 836).

О посте Аллах сказал:

ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون

(Смысл): «Он желает, чтобы вы довели до конца (число дней поста месяца Рамазан) и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль-Бакара», аят 185, тафсир аль-Джалалайни).

О хадже сказано:

فإذا أفضتم من عرفات فاذكروا الله عند المشعر الحرام واذكروه كما هداكم وإن كنتم من قبله لمن الضالين

(Смысл): «А когда вы вернётесь с Арафата (после стояния), поминайте Аллаха (после проведения ночи в Муздалифе чтением Лябайка, Ляиляха илля Лллах, мольбы) в Заповедном месте (это гора в конце Муздалифа, её называют «Кузаху» и в хадисе говорится: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встал на этой горе и делал дуа до тех пор, пока совсем не рассвело» (Муслим, №2137). Поминайте Его (признаки религии, обряды хаджа). Он наставил вас на прямой путь, ведь прежде вы были заблудшими» (сура «аль-Бакара», аят 198, тафсир аль-Джалалайни).

واذكروا الله في أيام معدودات

(Смысл): «Поминайте Аллаха (такбиром при бросании камешков) в считанные дни (в течение трёх дней в долине Мина)» (сура «аль-Бакара», аят 203, тафсир аль-Джалалайни).

Из сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мы знаем, как много он поминал Аллаха, и нам следует следовать за ним, произнося перед едой «Бисмиллях» и после еды «Альхамдуллилях». При встрече говоря «Ассаляму аляйкум варахматуллах». То же самое говорит молящийся в конце намаза. Когда выходим из дома - «Бисмиллях таввакальту ал- Ллахи валя хавля валя куввата илля биЛлях». При вхождении в мечеть - «Аллахуммафтахли абваба рахматик», при выходе - «Аллахуммафтахли абваба фазлик». Учёные собрали азкары в одну книгу, читаемую утром и вечером. Например Имам ан-Навави в книге «аль-Азкар», аш-Шавкани в книге «Туфхат аз-закирин». Так делали и другие учёные.

Когда у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) спросили: «Кто обладает самый высокой степенью перед Аллахом в День Суда?», Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Тот, кто много поминал Аллаха» (ат-Тирмизи).

В другом хадисе сказано: «Поминай Аллаха так часто, пока люди не скажут, что ты сошёл с ума» (Хаким).

Нужно стремиться к поминанию Аллаха каждый день утром и вечером, столько, сколько это возможно. Ведь когда мы поминаем Аллаха, то и Аллах поминает нас. Дай Аллах нам силы занять место в списке тех, кого Аллах поминает! Амин.