Завещание пророка мухаммеда его дочери фатима. Мать ее светлости Фатымы. Нравственная чистота и целомудрие

Завещание пророка мухаммеда его дочери фатима. Мать ее светлости Фатымы. Нравственная чистота и целомудрие

Фатима Аз Захра

Фатима - это Фатима

В этот священный вечер, не было запланировано, что такой обыкновенный человек как я, будет говорить. Я многое извлёк из моего знакомства с работой Л. Массиньона. Это был великий человек и известный Исламский ученый, который писал о Фатиме. Я очень впечатлён её благословлённой жизнью, как и тем следом, который она оставила в истории Ислама. Даже после её смерти, она поддерживала дух тех, кто боролся за правосудие и противостоял притеснениям и дискриминации в Исламском обществе. Фатима - проявление и символ Пути, и существенное направление "Исламского учения". Как студент, я играл скромную роль в подготовке этой большой работы, особенно в начальной стадии исследований. Существующие документы и информация записывалась в течение тысячи четырехсот лет. Они были написаны на всех языках и местных Исламских диалектах. Были изучены исторические выводы к различным документам, и даже местные оды и народные песни. Меня попросили вкратце рассказать об этой работе здесь.

Пророк Мухаммад (мир ему) – наследник чести семьи, того нового сокровища, которое основано ни на крови, ни на земле, ни на материальных ценностях, а на явлении откровения. Рожденный в вере, революционер мышления и человечества, он – прекрасно объединяет в себе всё это. Из этих ценностей, он представляет высочайший дух. Мухаммад присоединился к истории человечества, ни от Абдель Мутталиба, Абд Манафа, Курайш, ни от арабов. Он - потомок Авраама, Ноя, Моисея и Иисуса. И Фатима - его единственный наследник.

Мы дали Тебе кяусар, о Мухаммад... (из Суры Кяусар). В этой же суре говорится о враге Пророка Мухаммада.

Он, твой враг с десятью сыновьями, отделён, отрезан, бесполезен. Твой враг отделён от высших форм наследия. `Мы дали тебе Каусяр, - Фатиму". Таким образом, Революция произошла в глубинах времени. Теперь, дочь становится владельцем ценностей своего отца, наследником чести семьи. Она - продолжение цепи великих предков, которая начиналась с Адама, и передавалась через всех лидеров свободы и совести в истории человечества. Через Авраама и присоединяясь к Моисею и Иисусу. Достигла Мохаммеда. Заключительная связь этой цепи Божественного правосудия, законная цепь истины - это Фатима, последняя дочь в семье, ожидавшей сына: Мухаммад знал то, что руки судьбы хранили для него. И Фатима, также знала, кем она была. Да! Эта школа учения создала такую революцию. Женщина, в этой религии, таким образом была освобождена. Разве это не религия Авраама, а они его потомки?

Честь, ниспосланная на Женщину Рабу

Никто не имел право быть захороненным в мечети. Величайшая мечеть в мире - Масджид аль-Харам в M екке. Кааба. Этот дом принадлежит Богу. Это место посвящено Богу. Это то направление, на которое ориентируются все молящиеся. Дом предначертан Им, и Авраам строил его. Это - дом, который Пророк Ислама почтил мандатом освобождения. Он освободил этот "Дом Свободы"", обходя вокруг него, молясь и медитируя. Все великие пророки истории - слуги этого дома. Но ни один пророк не имел право быть здесь захороненным. Авраам (мир ему) построил его, но он не захоронен там, пророк Мухаммад (мир ему) освободил его, но и он не захоронен там. Во всей истории человечества, есть только один единственный человек, которому была дана такая привилегия. Бог удостоил одного человека такой честью, быть захороненным в Его особом доме, быть захороненным в Кааба. Кому?.. Женщине. Рабыне. Хаджар [вторая жена Авраама и мать Исмаила]. Бог приказал Аврааму построить величайший храм, который, вместе с этим стал могилой для этой женщины. Человечество будет вечно собираться вокруг могилы Хаджар и проходить вокруг этого места. Бог выбрал женщину из числа этого великого человеческого общества как своего неизвестного солдата, мать, и более того, она - рабыня. Другими словами, Бог выбрал женщину, создание, которое, во всей истории человечества, было лишено благородства и чести.

Честь, ниспосланная на Дочь Пророка

Да, в этой школе учения, имела место такая революция. В Исламе, женщина, таким образом, стала освобождена. Это - то, как Ислам ценит положение женщин. И ещё раз - Бог Авраама выбрал Фатиму. Фатима, девочка, заменила сына, став наследницей славы своей семьи, поддерживая благородные ценности своих предков и продолжая генеалогическое дерево и доверие.

В обществе, которое относилось к рождению дочери как к немилости, которая может быть очищена только захоронив её живой, в обществе, где в лучшем случае зять, отец, мог надеяться иметь для неё, только что называется `могилу": Пророк Мухаммад (мир ему) знал, что судьба подготовила для него, и Фатима знала, кем она была.

Поэтому, история в изумлении наблюдала на то, как Пророк Мухаммад (мир ему) действовал по отношению к своей дочери, Фатиме, как он говорил с нею и как хвалил её. Мы можем увидеть, что дом Фатимы, стоит рядом с домом Пророка Мухаммад (мир ему). Фатима и ее муж, Али, единственные люди, которые жили рядом с мечетью Пророка. Они из одного дома, как и он, и там есть только внутренний двор из двух метров, отделяющий эти два дома. Два окна; напротив друг друга, открываются из дома Пророка Мухаммад (мир ему) к дому Фатимы. Каждое утро Пророк открывал своё окно и приветствовал свою юную дочь.

Мы увидим, что всякий раз, когда Пророк отправлялся в путешествие, он стучал в дверь дома Фатимы, и прощался с ней. Фатима - последний человек, который провожал его перед поездкой. Всякий раз, когда он возвращался, Фатима была первым человеком, встречающим его. Пророк Мухаммад (мир ему) стучал в дверь её дома, и спрашивал, как она. В некоторых исторических документах, есть записи, что Пророк целовал руки Фатимы. Такого рода поведение - более чем просто взаимоотношения доброго отца к его дочери. Отец целует руки своей дочери, и это, его совсем еще юная дочь! Подобное поведение в таком обществе несло революционный удар в семьи и в нечеловеческие отношения того общества. `Пророк Ислама целует руки Фатимы". Такое отношение открыло глаза важных людей, политических деятелей и большинства мусульман, собирающихся вокруг Пророка, в восхищении к величию Фатимы. Такое отношение со стороны Пророка Ислама призывает человечество освободиться от привычек и предрассудков истории и традиций. Это учит мужчину спуститься с фараоновского трона, забыть о своей гордости и грубом притеснении и склонить свою голову, когда перед ним женщина.

Это учит женщину стремиться к достижению славы и красоты человечества, и избавиться от навязанных невежественным обществом чувств неполноценности, покорности и низости. По этой причине слова Пророка не только выражали доброту отца, но также и приносили ей ответственность и строгие обязательства. Он выражал свою благодарность ей и говорил о ней следующим образом: `В истории были четыре великие женщины: Мария, Асия [жена Фараона, которая вырастила Моисея (пророка Мусу (мир ему)], Хадиджа и Фатима". `Бог доволен, когда Фатима довольна, и Бог сердится, когда сердится она". "Довольство Фатимы это также и моё довольство, её гнев - мой гнев. Кто любит дочь мою Фатиму, любит и меня. Кто делает Фатиму довольной, делает довольным и меня. Кто делает Фатиму несчастной, делает меня несчастным". "Фатима - часть меня. Кто причинит боль ей, сделает больно мне, и кто причиняет боль мне, делает больно Богу".* «делает больно Богу» – аллигорическое сравнение, тем не менее именно оно употребляется, чтобы акцентировать внимание на особенность высочайшего уровня Фатимы).

Для чего всё это повторение? Почему Пророк всегда хвалил свою юную дочь? Почему он всегда восхвалял её перед другими людьми? "Почему он хотел, чтобы все люди знали о его особенном уважительном отношении к ней? И, наконец, почему он так подчеркивал о радости и гневе Фатимы? Почему так часто повторяются слова `причинить боль" в отношении к Фатиме. Ответ на эти вопросы очень важен. Это ясно. История ответила на все эти вопросы: секрет всех этих действий будет открыт в ближайшее время, через несколько месяцев после смерти её отца.

Мать для своего Отца

История не только всегда говорила о `великих людях", она служила только им. О детях всегда забывали. Фатима - самая младшая в семье. Её детство проходило в очень сложные времена. Дата её рождения неизвестна. Табари, Ибн Исхак и Ибн Хашим Сирах упоминали о пяти годах до начала миссии Пророка. Мурраведж аль Захиб Масуди выражал противоположное мнение - о пяти годах после начала миссии Пророка. Якуби придерживался мнения, что Фатима была рождена между этими датами, но не точно, из записей, `после откровения". Таким образом, существуют различные мнения среди писателей Традиций. Сунниты, позднее, говорили о пяти годах до мандата Пророка, а Шииты говорили о пяти годах после его миссии.

Мы оставляем это на обсуждение учёным, чтобы они могли просветить нас относительно точной даты её рождения. Нас же интересует личность Фатимы и её великая миссия. Была ли она рождена до или после миссии Пророка, ясно лишь то, что Фатима оставалась в Мекке одна. Два её брата умерли ещё в младенчестве, и Зайнаб, её старшая сестра, которая была для неё как мать, ушла в дом Аби Аль-Аас. Фатима горько восприняла её отсутствие. Затем ушли Умм Кульсум и Рукаййя. Они вышли замуж за сыновей Абу Лахаба, и Фатима стала ещё более одинокой. Это - если мы принимаем мнение, что она родилась до миссии Пророка. Если мы принимаем второе мнение, то, по сути своей, " c того момента, когда она открыла глаза, она была одна". В любом случае, начало её жизни совпадает с началом миссии Пророка. Этот период был наполнен большими трудностями и наказаниями, тени которых упали на дом Пророка.

В то время как её отец нёс мандат сознания за человечество на своих плечах и сталкивался с враждой людей, её мать всеми силами заботилась о своем возлюбленном супруге. С первыми событиями детства, Фатима испытывала страдание, печаль и негодования жизни. Поскольку она была маленькой, она могла свободно гулять. Она использовала эту свободу, чтобы сопровождать своего отца. Она знала, что её отец не имеет никакой собственной жизни, даже не имея возможности просто держа руку своего ребёнка, прогуливаться свободно по улицам и на базар. Он всегда ходил один. В буре вражды города, он проходил через опасности, которые поджидали его со всех сторон. Маленькая девочка, которая понимала судьбу своего отца, не хотела отпускать его одного. Много раз она видела, что её отец стоит среди толпы людей. Он мягко говорил с людьми, а они, в ответ, грубо гнали его. Их единственным намерением было высмеять его, демонстрируя всю свою вражду. Пророк Мухаммад (мир ему) чувствовал себя одиноким: Но спокойно и терпеливо, он собирал другую группу, и начинал свою речь снова и снова. В конце концов, утомлённый и без каких-либо результатов, также как отцы других детей, которые возвращались домой после работы, он тоже возвращался домой, чтоб немного отдохнуть и затем снова возвращался к своей работе.

В истории упоминалось, как однажды, когда Пророк Мухаммад (мир ему) пришёл в Масджид аль-харам, и там его стали оскорблять и избивать, Фатима, маленький ребенок, стояла одна на небольшом расстоянии от этого места. С болью в сердеце, она беспомощно наблюдала за происходящим, затем, бежала к отцу, утешала ег, как могла и возвращалась с ним домой. В тот день, когда он совершал суджуд (земной поклон) в мечети, а его враги стали бросать в него овечьи кишки, маленькая Фатима неожиданно подошла к своему отцу, собрала это и выбросила. Затем, своими маленькими, любящими руками, очистила голову и лицо своего отца, утешала его и возвращалась с ним домой. Люди, видевшие эту хрупкую, слабую девочку, одну, недалеко от своего отца, наблюдали, как она заботилась о нём. Она поддерживала его через все его неудачи и страдания. Своим чистым поведением ребёнка, она заботилась о нём. Именно из-за этого её стали называть умм аль-абиха (umm al ? abi ­ ha ) , мать для своего отца.

Изгнание

Чёрные и трудные годы голода начались в долине Абу Талиб. Семьи – Хашими и Абдул Муталиба были изгнаны туда, за исключением Абу Лахаба, который перешёл к врагам. Мужчины, женщины и дети были заключены в эту жаркую, сухую долину. Приказ-призыв Абу Джахаля, обращенный ко всем богатым людям Курайш, был размещен на стене Каабы: `Никто, не имеет право вступать в любой контакт с семьями Хашими и Абдул Мутталиба. ‘Все отношения с ними отрезаны. Не покупайте ничего от них. Не продавайте ничего им. Не женитесь ни на ком из них".

Их заставили жить в этой каменной тюрьме, обрекая на одиночество, нищету, голод. И непомерные жизненные испытания принуждали их подчиниться либо идолам, либо смерти! Все они должны были нести такую пытку: как те, кто принял новую религию, так и те, кто пока ещё не принял. Те, кто пока ещё не приняли Ислам, но сохранили чувство свободы, даже при различии мысли с Пророком Мухаммадом (мир ему) и лицом к лицу в Единстве, они подняли объединённый фронт против врагов. Они защищали его, даже притом, что не знали Ислам, и, следовательно, не имели веру в него, но они знали Мухаммеда!. Они верили в его чистоту! Они знали, что он не ищет личную выгоду. Они чувствовали его веру. Они слышали, что он говорил о вере в Истину. Они знали, что он искренне желал освободить людей. Они достойны намного большего, чем та интеллигенция, полная страхов, такие консерваторы как А.Ибн Омаййид, который, открыв прогрессивную идеологию, особенно сильно выступал против активистов, которые поддерживали загрязнённое аристократическое общество так же как классический арабский режим с его социальными различиями. Но, в то же время, зная всё это, чтобы защитить достояние их отцов, богатство своей семьи, своё социальное положение и здоровье, и чтобы избежать какие-либо неприятности, они остались в стороне от Абу Джаала и Абу Лахаба. Они наблюдали мучения Балала, Амара, Яссера и Сумаййи. Но даже рта не раскрыли в их защиту.

На протяжении этих трудных лет, им пришлось покинуть своих соотечественников и друзей, и жить самим в своём маленьком обществе. Они занимались непосредственно своей жизнью в городе, на базаре, своих домах и семьях. Они проводили своё время с языческими лидерами. Даже держались с ними за руки. Они забыли свои традиции. Они открыли путь. Годы спустя, последователи этого направления и их религия состояла из большего числа людей, чем последователи религии самого Пророка. Настоящие сторонники - Али, Абузар, Фатима, Хусейн, Зайнаб и все мухаджирины, и их единомышленники. А такие как А.ибн Омаййид - первые мусульмане, начавшие практику сокрытия (обмана под «набожным видом») даже не смотря на то, что Пророк запретил это. Они остались верны этому выгодному принципу и не оставили его до смерти.

Когда огонь новой веры зажёг их дух, и в обществе началось движение полное опасности, основываясь на опыте, личном выборе, где каждый честен с собой без обмана, проявились воистину чудеса человечества. Слава также сопровождается чувствами неполноценности, презрения, силой, как и слабостью. Всё это скрывается внутри, но всё это открывается и показывает себя. Теперь, в этом пугающем обществе, есть люди, не мусульмане, но которые переносят трудность терпеливо, проходя три года голода и одиночества. Они разделяют тень опасности. Они также принимают участие в великой революции Бога. В этот важный момент начала истории Ислама, они разделяют боль, понимая положение Мохаммеда, Али и их единомышленников. Но чёрное облако невежества накрыло удобный и самодостаточный город, наполненный консерватизмом, противоречием, бесчувственностью и бесстыдством. Среди них, можно заметить некоторых мусульман, чья одежда загрязнена, а действия ненадёжны. Они заняты собственной безопасностью и комфортом. Являются ли они наблюдателями или участниками этой трагедии? Это вопрос, потому что они полагают, что они следуют религии. Они любят религиозных людей. Они чувствуют себя просвещенными.

Семьи Хашими и Абдул Мутталиба были изгнаны на 3 года из их города, от общения с людьми, от собственной свободы и даже от средств, необходимых для жизни. Возможно ли было, убегая из долины среди ночи, скрыться от глаз шпионов Курайшитов, доставать еду для голодных, ожидающих в тюрьме? Случалось ли, чтобы член либеральный семьи или друг, от доброты душевной, приносил им немного хлеба. Иногда голод достигал момента, что казался образ "чёрной смерти". Но так как они готовили себя для "красной смерти", они были терпеливы. Саад ибн Али Вакас, который был отделён от других, писал: "Голод приносил такое головокружение, что, если ночью я наступал на что-то мягкое и влажное, не осознавая, что делаю, я пробовал это и сосал. Два года спустя, я всё ещё не знаю, что это было".

Можно представить, через что проходила семья Пророка при таких условиях, даже если в истории ничего не записано. Вся семья несла трудности, голод, одиночество и нищету ради Пророка. Пророк лично брал ответственность за них. Когда ребёнок кричит от голода, и всякий раз, когда больной страдает от недостатка лекарств и пищи, когда пожилой человек, мужчина или женщина, достигая своих пределов, преодолевали трудности и давление трёх лет голода, пыток и жизни в долине, они скрывали всё, что чувствовали внутри себя. Пот и кровь капали с их лиц, но они отрицали любые проблемы перед Мохаммедом. В то же время, не смотря на все трудности, они оставались верными и щедрыми в вере и любви. Всё это является выражением духа, веры и человеческой жизни, которая глубоко затронула чувствительное сердце Пророка. Знаем точно, что когда удавалось достать еду в темноте ночи, и она была отдана в руки Пророка, чтобы разделить среди людей, доля для его жены и дочери была меньше всех, чтобы они не боялись за свои жизни.

Дни были трудными в таких обстоятельствах. Ночью, черный навес темноты падал на жителей этой гористой местности, отделенной от жизни. Недели, месяцы и годы проходили тяжело, медленно по их измученным телам и душам, но все они продолжали идти, поддерживая друг друга, и с Пророком. Семья Пророка имела особое положение среди этой группы. Глава семьи нёс тяжелый груз их горькой судьбы на своих плечах. Комфортной жизни Умм Кульсум пришла на замену горькая нужда: она покинула дом своего мужа, и вернулась в дом своего отца. Его другая дочь, Фатима, тогда всё ещё юная девочка, либо ей было два или три года, либо двенадцать или тринадцать. Она была хрупкая физически, но имела чувствительный дух, полный эмоций. Его жена, Хадиджа, в возрасте, возможно около семидесяти лет, пережив десять лет миссии Пророка и три года в изгнании с семьёй, пережила голод, свидетельствовала постоянные страдания своего мужа и дочерей, пережила смерть двух сыновей, и, хотя терпение не покинуло её, но физические силы уже были на исходе. С каждым мгновением смерть приближалась.

В таких условиях, от голода в доме Пророка Мухаммада (мир ему) страдали так сильно, что больная Хадиджа, которая прожила жизнь в достатке, теперь, будучи уже в возрасте, смачивала кусочек кожи в воде, затем сжимала его между зубами. Фатима, юная, чувствительная девочка беспокоилась о своей матери, и мать беспокоилась о своей младшей, хрупкой дочери, чьё выражение любви к своим матери и отцу было таким, какое и должно быть в семье. В один из последних дней их заключения, Хадиджа, которая чувствовала, что смерть близка, не могла встать. Фатима и Умм Кульсум сидели рядом с ней. Её отец вышел, чтобы раздать порции еды. Хадиджа, пожилая, слабая, ощущая трудности, которые она пережила, говорила с чувством сожаления, `Если бы только смерть, приближающаяся ко мне, могла подождать, пока эти тёмные дни пройдут, и я смогла бы умереть с надеждой и счастьем". Умм Кульсум, со слезами говорила, "ничего, мама, не волнуйтесь. "Да, для меня, с Божьей милостью, это ничего. Я не волнуюсь о себе, мои дочери. Никто из женщин Курейш не испытал такого благословения, какое познала я. Нет такой женщины в мире, которая получила такое великодушие, которое получила я. Для меня достаточно, что моя судьба в этой жизни, в этом мире, имела честь быть любимой женой Божьего выбора. Что касается моей судьбы в другом мире, достаточно, что я была среди первых, кто поверил в Мухаммада и что меня называют `матерью его последователей". "Затем, шепотом, продолжала, "О Боже, не пересчитать благословения и доброты, которыми Ты наделил меня. Моё сердце не было скудным, потому что я стремилась к Тебе, но я действительно желаю быть достойной тех благ, которые Ты ниспослал мне".

Тень смерти упала на их дом. Тишина и глубокая печаль наполнили Хадиджу, Умм Кульсум и Фатиму. Внезапно, появился Пророк, освещённый надеждой, верой, силой и победой. Как будто три года одиночества, голода и тяжелого духовного аскетизма не затронули тело и дух Пророка, более того, увеличили его храбрость, силу воли и веру.

Фатима жила таким образом и умерла таким образом. После её смерти, она начала новую жизнь в истории. Облик Фатимы появляется как венец света для всех угнетённых, кто позднее стал последователями Ислама. Все униженные, угнетённые, мученики, все те, чьи права были подавлены, кто был обманут, держались за Фатиму, как за их лозунг. Память о Фатиме росла с любовью, вдохновением и прекрасной верой мужчин и женщин, которые в истории Ислама боролись за свободу и правосудие. На протяжении веков, они выживали, несмотря на беспощадные и кровавые удары Халифатов. Их крики и гнев росли и вырывались из их раненных сердец. Это - то, почему в истории всех Мусульманских наций и среди угнетённых масс Исламского сообщества, Фатима - источник вдохновения за свободу, честность, за правосудие, для всех тех, кто противостоял притеснениям, жестокости, преступлениям и дискриминации.

Наиболее трудная задача, рассказать о личности Фатимы. Фатима – такая женщина, какой должна быть женщина Ислама. Ёе облик был описан самим Пророком. Он создал её чистоту, проходя через огонь трудностей, бедности, борьбы, глубокого понимания и страдания за человечество. Она - символ всех различных понятий того, какой должна быть женщина. Символ дочери, перед своим отцом. Символ жены, перед своим мужем. Символ матери, перед своими детьми. Символ ответственной, борющейся женщины, принимая время и судьбу своего общества. Она сама – ведущая, выдающийся пример, за которым могут следовать, идеальная женщина и та, кто на собственном примере показывает как "стать собой" по собственному выбору. Она отвечает на вопрос, как быть женщиной, примером своего детства, преодолением своей внутренней борьбы и противостоянием двух сторон, внутренним и внешним, в доме своего отца, в доме своего мужа, в своём обществе, в своих мыслях и поступках, в своей жизни. Я не знаю, что сказать. Я уже сказал много. Но всё ещё многое остается несказанным.

Выражая все удивительные аспекты великого духа Фатимы, наибольший интерес у меня вызывает то, что Фатима сопровождает везде, шаг за шагом, всегда вместе с великим духом Али, как через возрождение человечества к совершенству, так и на стадиях упадка духа. Она была не только женой для Али. Али видел в ней друга, который хорошо понимал его боль и его великие мечты. Она была тем, кто знал его тайны. Она была единственным единомышленником в его одиночестве. Поэтому, Али относился к ней особенно, так же как и к их с ней детям. После Фатимы, у Али были другие жёны, и у него были дети от них. Но с самого начала, он разделял детей, которые были от Фатимы, от своих других детей. Последние назывались "Бану Али", [сыновья Али], а первые, "Бану Фатима " [сыновья Фатимы]. Не странно ли это! Лицом к лицу со своим отцом, Али, дети являлись относящиеся к Фатиме. И мы видели, что Пророк также относился к ней по-другому. Из числа всех его дочерей он дисциплинировал только Фатиму. Он доверял только ей. С раннего возраста, она ощущала особое отношение.

Я не знаю, что рассказать о ней. Как рассказать это? Я хотел повториться за французским автором, который однажды на конференции говорил о Марии. Он сказал: "За 1700 лет, многие говорили о Марии. За 1700 лет, философы и мыслители различных стран Востока и Запада говорили о ценности Марии. За 1700 лет, поэты всего мира выражали всё своё творческое вдохновение и силу в их восхищении Марией. За 1700 лет, все живописцы и художники создавали прекрасные произведения искусства, запечатлев образ Марии. Но всё, что было сказано, как и усилия всех художников на протяжении многих веков, не могут передать полностью всего величия Марии, как слова: "Мария была матерью Иисуса Христа"."

Таким же образом, я хотел начать с Фатимы. Но остановился. Я хотел бы сказать: "Фатима - дочь великой Хадиджы". Я ощущал, что это не Фатима. Я хотел бы сказать: "Фатима - дочь Пророка Мухаммада (мир ему). "Я ощущал - это не Фатима. Я хотел сказать: "Фатима - жена Али (‘ aлейхи салям)". Я ощущал, что это не Фатима. Я хотел бы сказать: ‘Фатима - мать Хасана и Хусейна". Я ощущал - это не Фатима. Я хотел бы сказать: "Фатима - мать Зайнаб". Я всё ещё ощущал, что это не Фатима. Нет, всё это верно, но ни одно из этого не может полностью выразить величия личности Фатимы. ФАТИМА это ФАТИМА.

Богомильская Фатима Захра. Работа Марии Леонтьевой, 2013 г.

Фатима бинт Мухаммад
(فاطمة بنت محمد)
Имя при рождении: Фатима бинт Мухаммад ибн Абдуллах
Чудеса и знамения: Фатимские явления
Отец: Мухаммад ибн Абдуллах
Мать: Хадиджа бинт Хувайлид
Супруги: Али ибн Абу Талиб
Дети: Хасан , Хусейн , Зайнаб бинт Али , Умм-Кульсум, Мухсин
Титул: предводительница женщин Рая

Фатима Захра («фатима» - «сияющая» ) - дочь исламского помазанника Мухаммеда, одна из ипостасей Богини Девы Матери.

Фатима в исламе

Фатима́ бинт Мухамма́д (араб. فاطمة بنت محمد ‎‎) - младшая дочь пророка Мухаммеда , от его первой жены Хадиджи .

Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств.

Имена

  • Фатима́ (араб. فطم ‎‎) - Защищённая от зла и огня ада
  • Аз-Захра (араб. الزهرة ‎‎) - Освещающая
  • Сидди́ка (араб. صديقة ‎‎) - Правдивая
  • Кубра (араб. كبرى ‎‎) - Возвеличенная
  • Мубара́ка (араб. مباركة ‎‎) - Благословенная
  • Та́хи́ра (араб. طاهرة ‎‎) - Чистая
  • Заки́я (араб. زكية ‎‎) - Целомудренная
  • Ра́дия (араб. راضية ‎‎) - Довольная судьбой, предопределённой Аллахом
  • Мардия́ (араб. مرضية ‎‎) - Хвалимая

Отношения с отцом

Мухаммеда спрашивали: «Почему ты так любишь Фатиму? Почему так часто ее целуешь? Почему ее боготворишь?» Пророк отвечал: «Вы не знаете, кто она! Это не человеческое, но небесное существо! Когда я был вознесен на небо и вошел в рай, ко мне приблизился Джабраил от дерева Туба́ и дал мне его плоды, и я ел их. Я съел то райское яблоко и во мне зародилось семя. Аллах претворил райские плоды в воды в моем сердце, и когда я спустился на землю, моя жена забеременела Фатимой от этих вод. Когда я целую Фатиму, всегда чувствую запах дерева Туба́. Фатима - ангел, рожденный человеком. Каждый раз, когда мне хочется вкусить райских ароматов, я целую Фатиму».

Айша рассказывала: «Однажды я спросила у Пророка, почему он целует Фатиму, подобно тому, как пьёт нектар. Пророк ответил: «В ночь моего вознесения на небо ангел Джебраил ввел меня в рай и дал мне яблоко, я съел его. Теперь каждый раз, когда мне хочется вкусить того яблока, я целую Фатиму. От нее я чувствую аромат того яблока…»

Тоуфиг Абу Эльм

Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой.

Рождение

Предание гласит: Фатима родилась от света Аль-Фатира - из особого светоносного тела Божества, и не причастна адаптационной перелепке и греху, подобно Пресвятой Богородице .

Слова Мухаммеда о Фатиме: «Моя любимая дочь - непорочная, пренепорочная и святая».

Шииты и суфии видят Фатиму девственницей.

Дети Фатимы

На небесах заключает Фатима свой брак с Али в которого непорочно, девственно влюблена.

Фатима, как и Божия Матерь, не знала женских циклов и послеродовых кровотечений. Едва родив детей, Фатима восхищалась в молитве на небеса.

Из исламских преданий-хадис Мухаммеда:

Шииты полагают, что вслед за Фатимой, мученически погибшей в 28 лет, как мученики ушли и ее непорочно зачатые сыновья. О каких же потомках Фатимы, о каких наместниках идет речь?

ЦИВИЛИЗАЦИЮ ЧИСТЕЙШЕГО СВЕТА И ДОБРА ВОЗВЕСТЯТ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ СИЯТЕЛЬНОЙ ФАТИМЫ. ИМ ПРЕДСТОИТ НАСЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ.

Еще из исламских преданий-хадис Мухаммеда:

Смерть Фатимы

Дочь Мухаммеда, мученически покинув землю, телом и душой , подобно Пресвятой Деве, была восхищена на небеса: с успенского одра на Брачный одр . До сих пор не найдена могила Фатимы. Известно, где похоронен Мухаммед, его ученики и близкие, но найти могилу его любимой дочери не смог никто. «Живой восхищена на небеса!» - к такому заключению пришли мистики ислама.

Это роднит Фатиму с Богородицей настолько, что трудно сказать, как перетекает одна ипостась AMDH в другую: Фатима Захра в Богородицу, Богородица в Фатиму Захру.

Явление духа дочери пророка Мухаммада - Фатимы в 9-10 веках

Примечательным является, то что местечко Фатима в Португалии является почитаемым и у мусульман уже 1000 лет. Это почитание связывается с явлением духа любимой дочери пророка Мухаммaда - Фатимы в 9-10 веках во время заселения и завоевания Пиренейского полуострова арабами. Собственно город Фатима в Португалии был назван арабами в честь данного явления духа девушки назвавшим себя Фатимой - дочерью пророка Мухаммада или за такую была принята арабами, произошедшим в окрестностях этого городка.

История о том, что после смерти Посланника Аллаха его дочь Фатима обиделась на халифа Абу Бакра, упоминается в достоверных сводах. Мать правоверных ‘Аиша рассказывала, что Фатима, дочь Пророка, отправила человека к Абу Бакру, попросив передать ей оставшиеся в наследство от Посланника Аллаха и относящиеся к фею (военная добыча, полученная без боя - К.Э.) земли в Медине и Фадаке, а также то, что осталось от хумса в Хайбаре. Абу Бакр ответил, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не оставляем наследства, и то, что остаётся после нас, считается пожертвованием, но семья Мухаммада ест из этого имущества». Он сказал: «Поистине, клянусь Аллахом, я ничего не убавлю из пожертвования Посланника Аллаха. Оно будет таким же, каким было при жизни Посланника Аллаха, и я буду распоряжаться им так же, как он». Абу Бакр отказался отдать его Фатиме, и она обиделась на него из-за этого. Она перестала разговаривать с ним и не делала этого до самой смерти, а прожила она после смерти Пророка шесть месяцев. Об этом сообщили ал-Бухари в разделах «Фард ал-хумс» и «Магази» и Муслим в разделе «ал-Джихад ва-с-сийар».
Фатима была недовольна решением Абу Бакра, поскольку полагала, что слова Посланника, на которые сослался халиф, не распространяются на земельные владения и прочую недвижимость. Абу Бакр же, опираясь на общий смысл хадиса, принял решение передать эти земли в собственность государства и назначить для семьи Пророка содержание из доходов, получаемых с этих земель. Такое объяснение дал Ибн Хаджар ал-‘Аскалани.

На справедливость решения Абу Бакра указывает и то, что другие сподвижники, включая самого ‘Али ибн Абу Талиба, не опротестовали его, и последующие халифы тоже оставили его в силе. Ал-Куртуби сообщил, что никто из имамов, относящихся к семье Пророка, начиная с ‘Али ибн Абу Талиба, также не претендовал на эти земли. Он писал: «‘Али во времена своего правления поступал так же, как Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. Он не пытался сделать эти земли своей собственностью и не отделил себе часть их. Он распределял полученный с них доход так же, как это делали до него. Потом эти земли перешли в распоряжение ал-Хасана ибн ‘Али, потом - ал-Хусайна ибн ‘Али, потом - ‘Али ибн ал-Хусайна, потом - ал-Хусайна ибн ал-Хасана, потом - Зайда ибн ал-Хусайна, потом - ‘Абдаллаха ибн ал-Хусайна. Потом ими распоряжались потомки ал-‘Аббаса, о чём сообщил Абу Бакр ал-Баркани в своём “Сахихе”».

Таким образом, отказ Абу Бакра нарушить завещание Пророка не был ущемлением прав его дочери. Фатима, да будет доволен ею Аллах, руководствовалась собственным суждением, и хотя оно было неправильным, это ни в коей мере не умаляет её достоинств.

Любому человеку, включая праведных сподвижников и членов семьи Пророка, свойственно ошибаться, и до нас дошли предания о том, что Пророк Мухаммад при жизни не раз отказывал Фатиме. Ал-Бухари в разделе «Фадаил ас-сахаба» и Муслим в разделе «аз-Зикр ва-д-ду‘а» привели хадис о том, что Фатима попросила своего отца подарить им слугу, но он отказал ей. Вместо этого он велел ей и ‘Али восславлять Аллаха.

Следует знать, что, согласно некоторым сообщениям, перед смертью Фатима примирилась с Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах. Ал-Байхаки в «ас-Сунан ал-кубра» (6/301) передал со слов аш-Ша‘би: «Когда Фатима заболела, Абу Бакр ас-Сиддик пришёл к ней и попросил разрешения войти. ‘Али спросил: “Фатима, пришёл Абу Бакр и просит разрешения войти”. Она спросила: “Ты хочешь, чтобы я разрешила ему?” Он сказал: “Да”. Она разрешила, и тот вошёл к ней. Желая угодить ей, он сказал: “Клянусь Аллахом, я оставил свой дом и своё имущество, свою семью и своих родных только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха, довольство Его Посланника и ваше довольство, люди дома Пророка”. Он продолжал говорить ей приятное, пока она не осталась довольна».

Это отосланное (мурсал) сообщение, но Ибн Касир в «ал-Бидайа ва-н-нихайа» (5/253) назвал его иснад сильным, ибо очевидно, что ‘Амир аш-Ша‘би (один из самых авторитетных передатчиков) слышал об этом либо непосредственно от ‘Али, либо от того, кто слышал это от него. Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным до аш-Ша‘би. Слова матери правоверных ‘Аиши не исключают правдивости слов аш-Ша‘би, поскольку она рассказывала лишь то, что было известно ей.

В целом же мусульманам не подобает обсуждать разногласия, возникавшие между сподвижниками Пророка, поскольку любить их - обязанность каждого правоверного. Ан-Насаи передал со слов Анаса ибн Малика, что Пророк сказал: «Любовь к ансарам - признак веры, а ненависть к ним - признак лицемера». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Ахмад, ал-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что Посланник Аллаха сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».

Как может человек, уверовавший в Аллаха и последний день, выискивать недостатки у сподвижников и умалять их достоинства, если Всевышний Аллах обещал им райские сады?! В Коране сказано: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (ат-Тауба, 100). Есть и другие аяты, свидетельствующие о превосходстве сподвижников Пророка Мухаммада.

Однако те, чьи сердца поражены неверием и лицемерием, ставят под сомнение авторитет сподвижников, чтобы тем самым оборвать связь между мусульманами и их Пророком. Они потеряли надежду на то, что правоверные отрекутся от Писания Аллаха или усомнятся в правдивости Его Посланника. Но они всё ещё верят, что сумеют опорочить сподвижников как передатчиков сунны Посланника.

Среди этих смутьянов есть такие, которые возводят навет на лучшего из мусульман после Пророка Мухаммада - Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. Они утверждают, что разногласия между Абу Бакром и Фатимой навлекли на праведного халифа гнев Всевышнего Аллаха. При этом они ссылаются на хадис ал-Мисвара ибн Махрамы, переданный ал-Бухари в разедел «Манакиб» и Муслимом в разделе «Фадаил ас-сахаба». В нём сообщается, что Пророк сказал: «Фатима - частица меня самого, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев». В версии Муслима говорится: «Фатима - частица меня самого, и мне причиняет страдания то, что причиняет страдания ей».

Однако совершенно ясно, что здесь имеются в виду лишь те случаи, когда гнев дочери Пророка был справедливым и оправданным. Мы уже показали, что в данном случае справедливым было решение Абу Бакра, и потому его поведение не могло навлечь на него гнев Аллаха и Его Посланника. С другой стороны, слова «Фатима - частица меня самого» были сказаны Пророком, когда его дочь была разгневана на своего мужа ‘Али ибн Абу Талиба. В одной из версий ал-Бухари говорится: «Однажды ‘Али посватался к дочери Абу Джахла. Услышав об этом, Фатима пришла к Посланнику Аллаха и сказала: “Твои люди станут говорить, что ты не гневаешься за своих дочерей! ‘Али собирается жениться на дочери Абу Джахла!” Когда Посланник Аллаха встал, я услышал, как он произнёс слова свидетельства и сказал: “А затем… Я выдал свою дочь замуж за Абу ал-‘Аса ибн ар-Раби‘, который был правдив в том, что сказал мне. Поистине, Фатима - частица меня самого, и я не хочу, чтобы ей доставляли огорчения! Клянусь Аллахом, дочь Посланника Аллаха и дочь врага Аллаха не могут быть замужем за одним человеком!” После этого ‘Али отказался от своего сватовства».

Тем не менее, эта история нисколько не умаляет добродетелей ‘Али ибн Абу Талиба, и никто из учёных никогда не относил этого славного сподвижника к числу тех, кто разгневал Аллаха и Его Посланника. И такая характеристика тем более несправедлива в отношении правдивого Абу Бакра, который не заслужил гнева дочери Посланника. Они разошлись во мнениях относительно правового вопроса не первой важности, и Фатиме стали ясны аргументы праведного халифа. Тот, в свою очередь, всячески пытался подчёркнуть превосходство дочери Пророка и снискать её благоволение, и у нас есть основания считать, что перед смертью она не питала к нему злобы и не была разгневана на него. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Фатима (да будет доволен ею Аллах) - самая любимая дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которую ему родила почтеннейшая из его жён, мать правоверных - Хадиджа (да будет доволен ею Аллах).

Фатима является продолжательницей рода нашего любимого Пророка (мир ему и благословение). Ей ещё при жизни была передана радостная весть о предстоящем Рае. Фатима - мать Хасана и Хусейна, самых любимых внуков Пророка (мир ему и благословение), и жена Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), одного из самых почётных сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Смерть матери правоверных - святой Фатимы

Когда Пророк (мир ему и благословение) готовился перейти в потусторонний мир и к нему явился ангел Израил (ангел, которому поручено забирать души людей), он позвал к себе Фатиму (да будет доволен ею Аллах) и обнял её, и из его глаз потекли слёзы. Затем он сообщил ей, что покидает бренный мир. Тягостно было ему расстаться с любимой дочерью. Узнав об этом, Фатима тоже заплакала. Потом Пророк (мир ему и благословение) позвал её к себе ещё раз и рассказал, что попросил Аллаха не разлучать их надолго и что Аллах внял его мольбе - она тоже покинет этот мир примерно через шесть месяцев. Отец ей завещал, чтобы она была готова к этому дню. Тогда Фатима (да будет доволен ею Аллах) успокоилась и обрадовалась.

Когда прошло шесть месяцев после ухода из этой жизни любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение), она стала готовиться к смерти. Она навела дома порядок, искупала своих сыновей Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах), умастила их благовониями, постирала их одежду, испекла для них хлеб, приготовила запас еды и попрощалась с детьми. В это время домой вернулся Али (да будет доволен им Аллах) и, заметив всё это, спросил её: «Что за тайная подготовка? Что случилось? Куда ты собираешься без моего ведома, о моя любимая жена и дочь Пророка (мир ему и благословение)?».

Фатима ответила: «Прости, мой любимый друг, свет моих очей! Я провинилась перед тобой, ибо гость торопит меня. Пришло время мне отправиться в дальний путь. Завершилась моя земная жизнь. Прости меня за эти дела, я побоялась, что без меня некому будет заботиться о домашних делах и сиротах». Тогда Али (да будет доволен им Аллах) с удивлением сказал: «О дочь Пророка (мир ему и благословение), моя законная жена! После ухода Любимца Аллаха (мир ему и благословение) не нисходит на землю откровение от Аллаха! Кто тебе об этом сказал, откуда ты узнала сокровенное?».

Фатима продолжила: «Об этом меня предупредил сам Пророк (мир ему и благословение). Во сне ко мне явился отец и сказал: «Поторопись, моя любимая дочь: врата Рая открыты. Я и твоя мать очень соскучились по тебе. Готовься выйти в путь!»

Тогда Али (да будет доволен им Аллах), сильно опечаленный, горько заплакал и продекламировал прекрасные стихи. Какая беда может быть больше, чем разлука влюблённых друг в друга супругов? ! Чуть раньше Али (да будет доволен им Аллах) пришлось пережить уход из бренного мира любимого Пророка (мир ему и благословение), а теперь - жены Фатимы.

После этого Фатима позвала к себе сыновей и, посадив их обоих на колени, поочерёдно начала их обнимать и целовать. Она сказала, что покидает их, и выразила печаль, что некому будет ухаживать за ними после её ухода. Увидев всё это, Али (да будет доволен им Аллах) обратился к ней со словами: «О моя любимая, дочь Любимца Аллаха (мир ему и благословение)! Если это всё ты говоришь серьёзно, я поручу тебе одно дело. Когда ты встретишься с отцом, передай ему от меня приветствие (салям) и расскажи ему, в каком трудном положении я нахожусь.

Прости меня во всех моих упущениях по отношению к тебе и не рассказывай Пророку (мир ему и благословение) об этом. Я не смог проявить к тебе уважение и почёт, которых ты достойна, из-за того, что жил очень бедно. Проси отца, чтоб он был доволен мной. Также я прошу тебя о помощи и заступничестве в Судный день! Возьми меня с собой в этот день».

Затем Фатима, обращаясь к Али (да будет доволен им Аллах), сказала: «О мой любимый, меч Аллаха! Если ты закончил, у меня тоже есть к тебе просьба. Когда моя душа покинет тело, омой меня, заверни в саван и сам похорони меня. Когда ты будешь видеть моих сверстниц и сирот - вспоминай обо мне. Не обижай наших любимых сыновей, свет наших очей, Хасана и Хусейна. Жалей их, этих бедных сирот. Не забывай обо мне, дочери любимого Пророка (мир ему и благословение) и Хадиджи. Я - твоя жена, не забывай меня. Проси Аллаха, чтоб Он простил мои грехи. Сейчас меня ждут мой отец, Израил и другие ангелы. Открой ту шкатулку, возьми оттуда клочок бумаги и положи его в саван, но не смотри, что там написано. Там говорится о тайном договоре, не разглашай его».

Тогда Али (да будет доволен им Аллах) стал просить Фатиму именем Пророка (мир ему и благословение), чтоб она рассказала ему о том, что написано на этом листочке.

Она не смогла скрыть от Али (да будет доволен им Аллах) и рассказала ему: «Когда мой отец захотел выдать меня замуж за тебя, он спросил меня, согласна ли я выйти за тебя, определив мне в качестве приданного (махр) четыреста дирхемов. Я сказала, что согласна выйти за тебя, однако этот махр меня не устраивает. В тот же час к нам явился ангел Джабраил и сказал, обращаясь к отцу: «Всевышний добавляет к этому махру и обеспечение ей Рая!».

Пророк (мир ему и благословение) тогда спросил меня: «А теперь - согласна ли ты?» Я и тогда отказалась. Отец поругал меня и сказал: «А что ты ещё хочешь?» Я ответила:

«Мне будет достаточно, если махром будет спасение твоей общины (уммы), о которой ты так беспокоишься». Тогда Джибраил возвратился на Небеса - и вернулся от Аллаха с махром, зафиксированным на этой бумаге. Я покажу её Всевышнему, чтоб Он дал мне разрешение спасти нашу умму, согласно этому договору».

После этого она попрощалась с мужем и детьми - и умерла красивой смертью. Али (да будет доволен им Аллах) подготовил её тело к погребению В ту же ночь Али (да будет доволен им Аллах) похоронил её. Всё, что связано с похоронами, он взял на себя, как и завещала Фатима (да будет доволен ею Аллах).

Святая могила Фатимы находится у входа на известное кладбище Баки в Медине, рядом с мечетью Пророка (мир ему и благословение). По завершении ритуалов Хаджа, множество мусульман посещают могилу Пророка (мир ему и благословение), кладбище Баки и, в частности, святыню высокочтимой Фатимы - да будет доволен ею Всевышний и да удостоит нас в Судный день её заступничества. Амин!

Из книги «Хуласат аль-мава"из», Темирхан Шура, 1912 год.

Все пророки в исламе были исключительно мужчинами. Многие праведники тоже представители сильного пола. Исходя из этого, складывается впечатление, что в мусульманском вероучении высшая степень богобоязненности может быть присуща только мужчинам. На самом же деле в мировой истории были и женщины, которые ни в чём не уступали им по степени праведности.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Немало мужчин в истории были праведными, но среди женщин высшей степени богобоязненности удостоились лишь четыре: Марьям, мать Исы (мир ему), Асия - супруга Фирауна (фараона), и Фатима» (хадис привёл имам Ахмад).

Ранее мы писали ещё об одной значимой личности для мусульман - «матери правоверных» (р.а.).

Асия бинт Музахим

Первая женщина, биография которой позволяет включить её в качестве одной из наиболее богобоязненных в истории человечества, - это Асия. Подтверждением этому служит аят Священного Корана:

«Аллах привёл в качестве примера о верующих жену Фараона» (66:11)

Асия бинт Музахим была царицей Египта, одного из мощнейших государств того времени. Её супруг - правитель-тиран, известный своей жестокостью. Она обладала неописуемой красотой и пользовалась уважением среди своих подданных. Имея бессметные богатства и неограниченную власть, Асия отказалась от всего этого ради довольства Аллаха. Благодаря чему она навсегда вошла в историю как одна из праведниц.

Царица происходила из благородного египетского рода. Её прапрадед был фараоном во времена пророка Юсуфа (а.с.). Ещё до замужества к ней сватались многие знатные мужи. Однако ей было суждено стать супругой правителя Египта.

Фираун, наслышанный о красоте девушки, решил взять её в жёны. Родители Асии вынуждены были согласиться. В браке с тираном она прожила более 20 лет и все эти годы оставалась искренне верующей и праведной женщиной.

Спасение п ророка Мусы (а.с.)

Однажды на берегу Нила служанки Асии увидели ящик, который плыл по воде. Они решили достать его, подумав, что в нём спрятано что-то ценное. Женщины взяли находку и отнесли её своей госпоже. Асия, открыв ящик, обнаружила там красивого ребёнка, от которого исходил особый свет. Увидев его, она сразу полюбила дитя как своего. Этим ребёнком был пророк Муса (мир ему), которому было суждено спасти верующих и уничтожить тиранию Фирауна.

Царица Египта решила показать младенца мужу. Фараон, узнав про находку своей супруги, хотел убить мальчика. Дело в том, что незадолго до этого жрецы поведали своему правителю пророчество о том, что его власть будет уничтожена одним из сынов Израиля (потомков Пророка Якуба (а.с.), именуемого в иудаизме Исраилем, то есть евреев - прим. сайт ) , который родится в ближайшее время. Перепуганный фараон приказал на территории своего царства уничтожать всех мальчиков, родившихся в еврейских семьях.

Такая же судьба ждала и маленького мальчика, которого обнаружила Асия. Но она обратилась к мужу со словами, которые Аллах напоминает в своей Книге:

«Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу» (28:9)

Египетский правитель, который очень любил свою жену, пошёл ей на уступку, и младенец был спасён. Асия занималась воспитанием Мусы (а.с.) вплоть до того момента, как тот не стал взрослым юношей. После начала его пророческой миссии Асия одной из первых уверовала в то, что Муса (а.с.) - посланник Всевышнего.

Последние дни царицы

Спустя некоторое время фараон узнал от слуг о набожности своей жены. Фираун приказал своим стражникам подвергать Асию мучениям, пока та не отречётся от поклонения Создателю и не признает фараона настоящим богом. Однако сила её веры была неумолимой - до последнего своего вздоха великая царица повторяла слова, зафиксированные в священном аяте:

«Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (66:11)

Марьям бинт Имран

Величайшей женщиной в мировой истории, высоко чтимой как мусульманами, так и христианами, считается мать Пророка Исы (а.с.) Марьям бинт Имран (согласно евангелической традиции - Мария Пресвятая Богородица или Дева Мария). Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Марьям - это единственная женщина, в честь которой названа Благородного Корана. Всю свою жизнь она вела праведный образ жизни, с достоинством перенесла все испытания, возложенные на неё Всевышним и была удостоена Великой награды.

Марьям родилась в семье Имрана и Ханны. Она имела благородное происхождение, так как родословная её семьи восходила к пророку Сулейману (в библейской традиции - царю Соломону, мир ему) .

Мать Марьям - Ханна была очень богобоязненной женщиной. Она имела крепкую веру в Создателю, за что Он даровал ей праведного супруга - Имрана, который так же был искренне верующим человеком. Но дело в том, что на момент вступления в брак они оба уже были в возрасте и не могли завести детей. Но супруги не теряли надежды и просили у Аллаха даровать им малыша, и Всевышний ответил им. Спустя несколько дней Ханна почувствовала первые признаки беременности и сразу же поведала об этом своему супругу. Однако, не успев появиться на свет, Марьям стала сиротой. Её отец Имран отошёл в мир иной незадолго до рождения дочери.

Спустя некоторое время после рождения Марьям Ханна решает отдать девочку в храм Байтуль-Макдис. Таким образом, она стала первой женщиной-служительницей храма. Опекуном Марьям становится её родной дядя - пророк Закария (а.с.). Под его присмотром Марьям принялась изучать основы религии. Она начинает уединяться и целыми дни проводит в поклонении Творцу, вознося Ему мольбы. Искреннюю богобоязненность Марьям замечали многие знавшие её священнослужители и даже приводили в пример остальным.

В Заключительном Божьем откровении говорится:

«О, Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров» (3:42)

Явление Джабраила (а.с.)

Однажды Марьям, выйдя из личной кельи в храме, пошла в сторону востока. Навстречу ей попался мужчина с прекрасной внешностью. Им оказался ангел Джабраил (а.с.). В Книге Творца об этом сказано следующее:

«Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал пред ней в облике прекрасно сложенного человека» (19:17)

Миссией Джибриля было донести весть о даровании Марьям праведного мальчика. После чего та забеременела, став единственной женщиной, которая родила ребёнка, будучи девственной.

Когда признаки беременности начали проявляться внешне, по городу поползли слухи, порочащие честь Марьям. Местные жители обвинили её в прелюбодеянии и разврате. В результате она вынуждена была уйти и скрыться от публики. Когда подходили сроки, у Марьям начались схватки, и после тяжёлых родов на свет появился пророк Иса (а.с.).

Возвращение на родину

Очистившись после родов, Марьям возвратилась в родное селение с ребёнком на руках. Увидев это, местные жители начали наговаривать на неё, но та ничего не отвечала и лишь указывала на младенца. Тогда народ спросил:

«Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» (19:29)

Но новорождённый, на удивление всех, произнёс:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком...» (19:30)

Люди были шокированы произошедшим и осознали, что они оказались свидетелями чуда. В этот период на Марьям была возложена очень важная миссия - а именно, воспитание пророка Исы (а.с.).

Однако, несмотря на увиденное своими глазами чудо, многие не поверили в пророческую миссию Исы (а.с.) и начали высказывать своё недовольство Марьям и её ребёнком. В этой ситуация она принимает решение перебраться в Египет, чтобы обезопасить своего сына.

Марьям всегда была рядом с ним, служила ему опорой и переносила все тяготы пророческой миссии, в том числе и издевательства со стороны местных жителей.

Смерть

Как утверждают некоторые источники, Марьям прожила ещё несколько лет после того, как пророк Иса (а.с.) был вознесён на небеса. Её заключительным испытанием стала разлука с любимым сыном. Но это не сломило Марьям, которая до конца своих дней вела праведный образ жизни и постоянно молилась и просила спасения у Всевышнего.

Фатима аз-Захра бинт Мухаммад

Ещё одной женщиной, удостоившийся высокого положения в мусульманской умме, стала Фатима бинт Мухаммад. Она родилась в семье наилучшего из созданий Аллаха - Пророка Мухаммада (с.г.в.) и лучшей женщины мусульманской общины - Хадиджи бинт Хувайлид (р.а.). Именно Фатима стала продолжательницей рода Заключительного посланника (с.г.в.). Именно она приходится матерью двум самым знаменитым внукам Пророка (с.г.в.) - Хасану и Хусейну, из-за чего её также называли Уммуль-Хасан.

Фатима была частью своего великого родителя и была на него похожа. В хадисах сохранилось изречение Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Мне не приходилось видеть никого, настолько похожего на Пророка внешностью и образом жизни, кроме его дочери Фатимы» (хадис приводит Тирмизи).

Девочка появилась на свет приблизительно в 605 году по Милади, за 5 лет да начала пророческой миссии Посланника Аллаха (с.г.в.). На момент её рождения у него уже было три дочери - Зайнаб, Рукия и Умм Кульсум (р.а.). Фатима стала его младшей дочерью.

В доме Милости миров (с.г.в.) она получила хорошее воспитание и образование. С началом пророческой миссии своего отца начала интересоваться религией Аллаха. Будучи ещё совсем ребёнком, она изучала религиозные каноны и проявляла особое усердие, старание в этом.

Фатима с самых ранних лет прониклась искренней любовью к своему отцу. Первые годы пророческой миссии были очень тяжёлыми. Многие мекканцы отказались уверовать в Аллаха и начали строить козни против Мухаммада (с.г.в.). В такие сложные моменты именно в ней он находил утешение. Дочь прекрасно понимала, насколько тяжело её отцу приходится в призыве к поклонению Единому Богу.

В возрасте примерно пятнадцати лет девочка пережила сильнейшее потрясение - умирает её мать Хадиджа, что стало сильным ударом как для Посланника Аллаха (с.г.в.), так и для Фатимы. Младшая дочь становится главным утешением Пророка (с.г.в.), рядом с которой он обретал гармонию и покой. Аз-Захра помогала своему отцу в деле призыва к исламу, несмотря на все тяготы.

Вспоминая о всех её заслугах, Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Фатима - это часть меня. Мне больно, когда и она испытывает боль» (Бухари).

Замужество

С наступлением совершеннолетия к Фатиме начали свататься многие молодые люди из мусульманских семей. Часть из них рассчитывала тем самым породниться с Посланником Всевышнего (с.г.в.). Но всем им он отказывал, пока не пришёл Али ибн Абу Талиб. Именно ему Милость миров Мухаммад (с.г.в.) и выдал свою дочь во втором году Хиджры.

Сочетавшись браком с Али, Фатима не переставала поддерживать тесные отношения с отцом и ежедневно посещала его, оказывала всю необходимую помощь.

После совершения Али и Фатима постоянно просили у Аллаха даровать им праведных детей. Они оба проводили ночи в поклонении Творцу, и Он их услышал. Господь даровал им 4 детей: двух сыновей - Хасана и Хусейна, и двух дочерей. Таким образом, именно Фатима аз-Захрапродолжила род Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), и все его потомки восходят по генеалогической ветви к ней.

Любовь Пророка (с.г.в.) к детям Фатимы

Посланник Всевышнего (с.г.в.) испытывал самые нежные чувства к своим внукам. Хусейна с Хасаном он называл «цветками земного мира» (согласно хадису от Тирмизи). Всех сыновей Пророка (с.г.в.) Аллах забрал к себе в младенческом возрасте. Внуки заменили Мухаммаду (с.г.в.) его сыновей.

В шиизме Хасан и Хусейн считаются вторым и третьим праведными имамами и почитаются в числе других величайших людей в истории ислама.

Достоинства Фатимы аз-Захра

Известно следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Фатима - госпожа женщин в Раю, за исключением Марьям бинт Имран» (Ахмад, Хаким). Данный хадис указывает на то, что Фатима является второй среди праведных женщин после матери пророка Исы (а.с.).

Фатима и её супруг - Али ибн Абу Талиб (р.а.) были очень щедрыми людьми, несмотря на свою бедность. В любой ситуации, когда к ним обращались за помощью нуждающиеся, они всегда жертвовали из своих запасов и практически ничего не оставляли себе.

Однажды Али (р.а.), вернувшись с работы, принёс домой немного ячменя. Фатима разделила её на три части, и одну долю размолола, собираясь приготовить из неё обед. Но пришёл один бедняк и попросил у них еды, и они накормили его. Затем Фатима взяла вторую треть и решила вновь приготовить еду, но пришёл сирота и они накормили юношу. Тогда аз-Захра взяла оставшуюся треть и решила приготовить обед, но пришёл пленный многобожник, и они накормили его, не оставив себе ничего.

После этого случая Господь миров ниспослал аяты о Фатиме и Али (р.а.):

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней... Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью» (76:8,11)

Смерть отца

В последние дни пророческой миссии Фатима постоянно находилась со своим почтенным родителем. Перед смертью он обратился к дочери, и та расплакалась, но потом улыбнулась. Аиша решила узнать у Фатимы о сказанном Пророком (с.г.в.). На что последовал ответ: «Сначала папа сказал, что ангел Джабраил ежегодно повторял с ним Священный Коран, но в этот год он сделал это дважды. «Это есть знак того, что наступает конец моей пророческой миссии, - отметил отец. - Веруй в Аллаха и проявляй терпение! Из всей семьи ты первая присоединишься ко мне». Вот тогда я расплакалась. Заметив печаль на моём лице, он обратился: «Неужели ты не хочешь быть госпожой женщин мусульманской уммы?» И тогда я улыбнулась» (хадис приводят Бухари и Муслим).

Фатима пережила отца лишь на полгода. Эти месяцы она регулярно молилась и просила Всевышнего, чтобы она, как и говорил отец, поскорее присоединилась к нему. Так и произошло. В 632 году по Милади Фатима бинт Мухаммад перешла в мир иной. Её придали земле на кладбище аль-Бакы в Медине. Погребальную молитву за неё прочитал сахаб аль-Аббас.

Фатима аз-Захра в шиизме

Особо почитается Фатима у мусульман-шиитов. Согласно шиитской доктрине, продолжателями дела Пророка ислама (с.г.в.) могут быть исключительно его ближайшие потомки, которых именуют праведными имамами. Их количество разнится в зависимости от направления шиизма. Единственной продолжательницей рода Пророка (с.г.в.) стала Фатима, а значит, она - прародительница всех праведных имамов, за исключением её супруга - Али ибн Абу Талиба (р.а.).

Именно по этой причине Фатима бинт Мухаммад (с.г.в.) считается у мусульман-шиитов лучшей женщиной в истории.